Историческое образование в XIX в.
Историческое образование. В первой половине XIX в. утверждается дворянское направление в историографии. Представитель этого направления — Н.М. Карамзин, считавший, что познание настоящего начинается с прошлого, расширил представление о значении истории. Он писал, что история «мирит с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и государство не разрушилось; она питает нравственное чувство, и праведным судом своим располагает к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества» (141, с. IX). В своих работах Н.М. Карамзин описывал деятельность монархов, полководцев, духовенства, знати. По его мнению, история должна служить политическому наставлению, нравоучению подрастающего поколения в духе преклонения перед престолом и уважительного отношения к феодально-крепостническим порядкам: «Самодержавие основало и воскресило Россию, Россия основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спасалась мудрым самодержавием... Безопасней поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу». Художественно, ярко представало прошлое со страниц книг Карамзина. Как не петь нам? Мы счастливы! Славим барина-отца. Наши речи не красивы, Но чувствительны сердца. Эти слова из хора поселян в одном из спектаклей на сцене Марфина — усадьбы графа Салтыкова — написаны Н.М. Карамзиным (140, с. 115). Пушкин с увлечением читал «Историю государства Российского» Карамзина и писал о его позиции: В его истории изящность, простота Доказывают нам, без всякого пристрастья,
Необходимость самовластья И прелести кнута. Монархическая концепция Карамзина получила отражение в русских учебниках первой половины XIX в. по истории древнего мира и средних веков И. К. Кайданова (112) и С. Смарагдова (128). Авторы стояли на позициях идеалистической философии, в основе которой был психологический прагматизм. Предметом истории считались «деяния и судьбы людей», а все события объяснялись психологией выдающихся личностей — полководцев, государей. Что касается способа преподавания, то И. К. Кайданов полагал, что «на уроках истории изложению ее должно предшествовать изъяснение событий по сократическим, хронологическим таблицам». Методика обучения истории. В 1840—1845 гг. появились методические работы доктора философии — А. Язвинского. Он предлагал записывать важнейшие факты столетия на листы разного цвета, разграфленные на 100 клеток (век и годы). Клетки имели клапаны, позволявшие открыть или закрыть цифру: Сначала эта методика была встречена с большим энтузиазмом, но постепенно интерес к ней пропал. Другую методику — рифмическую обобщительную — предложил директор Петербургского немецкого училища Готлиб фон Шуберт. Суть ее в том, что факты истории рифмовали и, распевая, заучивали. Большое внимание уделяли опросу, проводить который помогали помощники учителя — аудиторы. В ряде школ применялся так называемый группирующий метод объединения материала, или метод Бидермана (1860). Мы бы сейчас такой подход к изучению исторического материала назвали тематическим. Вот фрагменты из программы, разработанной на основе группирующего метода: «II. Борьба человека с пространством и временем: передвижение силою животных, силами природы: дорога, почта, часы, календарь... IV. Научные стремления: грамота, книгопечатание, университеты, школы». В середине XIX в. наиболее распространенным приемом обучения на уроках было краткое комментирование учителем текста, задаваемого на дом. Учителя не уделяли внимания раскрытию внутренней связи между излагаемыми фактами, не привлекали документальный материал. Опрос школьников выполнял функцию контроля знаний. Средства наглядности не использовались, а учебники издавались без иллюстраций.
Постепенно начинает складываться методическая система обучения истории. В 40—60-е гг. XIX в. свой вклад в ее становление внесли представители революционно-демократического направления: В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Вот их основные идеи. Должна быть связь истории с современностью, которая позволит дать ответы на вопросы: что осталось незавершенным, что делать дальше? В фактах содержатся идеи, их надо извлекать из фактов, ведь факты не самоцель изучения истории; изложение фактов не может быть бесстрастным; нужно показывать процесс, его закономерности в обучении истории; история России должна включать историю народов. Добротность знаний зависит от добротности деятельности по их добыванию. Школьный учебник нужен для того, чтобы будить и вести мысль учащихся, создавать в их сознании исторические образы. Учебно-методическая литература. Сторонником глубокого изучения фактов и их скрупулезного анализа был Сергей Михайлович Соловьев. Свои идеи он попытался реализовать в «Учебной книге русской истории» (1859—1860), предназначенной для гимназий. Сторонник преемственности гимназического и университетского курсов С.М. Соловьев считал, что необходимо показывать связь русской истории со всеобщей. В его учебнике строго проведена идея исторической закономерности. Однако его учебник очень объемен (566 страниц). Он оказался сложным для гимназистов и по содержанию, и по стилю изложения; в нем не было иллюстративного вспомогательного материала — карт, хронологических и генеалогических таблиц. В это же время начинают выходить учебники очень талантливого автора, сторонника монархизма Дмитрия Ивановича Иловайского. В своих книгах он стремился дать описание событий, искусно группируя факты и описывая подробности частной жизни. Материал подавался живо, интересно; автор подходил к истории, как к искусству. Исторические события у него только описываются и совсем нет «приговоров о лицах и учреждениях времен минувших».
Д.И. Иловайский считал необходимым, чтобы учащиеся в ответах строго придерживались текста учебника, а не передавали изучаемый материал своими словами. Он восхвалял «репетиционный метод», сводящийся к механическому заучиванию материала. «При беспрерывных репетициях волею неволею ученики должны будут твердо усваивать учебный материал» (110, с. 38). Он считал, что преобладающей способностью учащихся школьного возраста является только память, что они не способны мыслить. Иной точки зрения придерживался Михаил Матвеевич Ста- сюлевич, профессор Петербургского университета, историк-медиевист либерального направления, издатель и публицист. В 1861 г. он ушел в отставку в знак протеста против подавления студенческого движения. С 1866 г. возглавлял журнал «Вестник Европы». М.М. Стасюлевич считал необходимым заменить репетиционный метод реальным (в переводе с лат. res — дело). Это метод работы с документами без использования учебника в обучении. «Не отпечатывание в памяти учащихся важнейших исторических событий истории, но прочтение важнейших литературных памятников человеческой мысли — вот что скорее должно составлять задачу исторического обучения» (129, с. IX, X). Стасюлевич стре- милея к самостоятельному и активному изучению исторических источников под руководством учителя, способствующему развитию познавательных способностей учащихся, формированию умения приобретать знания. В 1863—1865 гг. вышла в свет его трехтомная хрестоматия документов и статей по средневековью. В книге рассматривались социальные отношения, быт, культура народов. Работа с хрестоматией должна была служить развитию критического мышления учащихся, формировать их исследовательские навыки. М.М. Стасюлевич писал: «В ученике своем воспитатель должен видеть не будущего историка, а только человека, пользующегося плодами исторической разработки для своего нравственного и умственного усовершенствования». Исходя из такой посылки самым высоким и сильным чувством он считал патриотизм, суть которого понимал как любовь к Родине, подчинение своих личных интересов интересам народа.
Автором первой русской методики обучения истории по глубине и научности изложения можно считать Я. Г. Гуревича, опубликовавшего в 1877 г. в «Педагогическом сборнике» основательный труд под названием «Опыт методики истории». Я.Г. Гуревич значительное внимание уделил элементарному обучению истории. Еще в 1871 г. он писал, что цель элементарного курса — возбудить сознательный интерес к доступным детскому пониманию явлениям народной жизни (170, с. 82). Курс рекомендовалось построить так, чтобы познакомить учеников главным образом с историей отечества, изучая наиболее яркие личности и связанные с ними события. После этого рекомендовалось обращаться к главным явлениям всеобщей истории. Изучение основных периодов и событий, а также «главных исторических народов» продолжалось на старшей ступени в систематическом курсе. Его задача состояла в том, чтобы прочнее укрепить в сознании учеников полученные ими сведения, выявить внутреннюю связь известных им фактов и явлений. Из всеобщей истории предлагалось брать лишь те стороны жизни народов, которые проявились наиболее полно, ярко и самобытно, например: в истории Франции — развитие монархической власти, Англии — представительных учреждений, Польши — шляхетства (169, с. 534). Такой подход должен был способствовать умственному и нравственному развитию учащихся. В 1881 г. была переведена и опубликована «Методика истории» немецкого педагога Г. Дистервега (106). Автор затрагивал вопрос об истинности научного знания, завещая при обучении истории не стремиться ни к чему, кроме истины, будет ли она приятна или неприятна, будет ли совпадать со взглядами религиозной, политической партии или нет. Целью преподавания он счи-> тал лишь знание и преподавание истории отечественной. Он был противником искусственно насаждаемого патриотизма, полагая, что нет надобности «петь о любви к Родине», поскольку готовность способствовать счастью и свободе родной земли должна вытекать из «внутреннего непреодолимого чувства». Идеи Дистервега были развиты в методике немецкого педагога Кригера. Его книга была переведена, значительно дополнена и переработана методистами И. Виноградовым и А. Никольским и напечатана под фамилиями этих авторов — «Методика истории по Кригеру» (99). Авторы считали, что эта наука должна занимать центральное место в народной школе. Они предлагали ввести в практику обучения новые методы.
Так, биографический метод предполагал «описание» выдающихся личностей и посредством этого — изучение определенных фактов и событий; коллективно-категорический метод был связан с группировкой исторического материала по основным идеям или проблемам с учетом знаменательных дат календаря. В связи с памятными датами и создавались занимательные и доступные детям рассказы, изучавшиеся в дни этих дат. Метод реальный, или хре- стоматический, основывался на чтении и обсуждении первоисточников из хрестоматий с целью познакомить учеников с «духом» изучаемой эпохи, жизнью народа. Существовали также «прогрессивный’и регрессивный» методы. Прогрессивный метод состоял в изучении событий в хронологической последовательности начиная с древности. При использовании регрессивного метода события начинали изучать с современности, постепенно углубляясь в прошлое отечественной истории. В дальнейшем этот метод применялся только при повторении. Особое значение методисты XX в. уделяли изучению родной истории. В книге «О преподавании отечественной истории» А. В. Добры- нин отмечал, что целью ее изучения, кроме знаний и развития мыслительных способностей, должно стать возбуждение в учащихся любви к отечеству, уважения к великим русским людям, трудившимся в разное время на пользу своего государства. Изложение истории должно быть глубоко осмысленным и связанным в подаче фактов. Надо избегать общих и отвлеченных суждений (107). В Казани в 1891 г. вышла книга С. Ламовицкого «Школьный метод и его отношение к учебному предмету истории». По мнению ацтора, историческое содержание «изучается не ради его самого, оно не есть цель, а средство с помощью которого требуется произвести известное воспитательное влияние на учащихся» (120, с. 173). Ученый упрекал современную школу за упрощенную передачу учителем готовых знаний, когда почти нет никакого напряжения для учащихся. Как считал С. Ламовицкий, проблема состоит в том, «как посильно затронуть мысль учащихся, вызвать ее к более интенсивной деятельности» (120, с. 175). Один из путей активизации познания С. Ламовицкий видел в эвристическом обучении, когда учитель стремится «принудить учащихся самих дойти до известного понятия, суждения и умозаключения. При этом роль учителя заключается не в сообщении готовых знаний, а в проведении беседы по таким вопросам, kqto- рые направляли бы мысль учащихся к самостоятельному отыскиванию уже известной истины. Эвристическое обучение особенно целесообразно, когда решаются задачи перевода однородных представлений в понятия, нахождения тех сведений, которые вытекают из сравнения уже имеющихся представлений и понятий» (120, с. 174). Заметный вклад в разработку методических проблем внес Н.И. Кареев — член-корреспондент Краковской и Российской академий наук, почетный член Академии наук СССР. Он известен как автор не только учебников по всеобщей истории, но и цикла статей о преподавании истории, ряда методических пособий. В 1900 г. в Санкт-Петербурге вышли его «Заметки о преподавании истории в средней школе» (114). В этой книге ученый рассматривает такие важные вопросы методики, как роль учебника в школьном обучении, отбор материала, требования к его изложению, работа с книгой в классе. Крупнейший специалист по всеобщей истории пришел к выводу, что отечественную историю необходимо выделить в отдельный курс, в связи с ним надо изучать сведения из истории других народов. Причем всемирная история должна быть не суммой историй отдельных народов, а «изображением» всемирно-исторического процесса. Подробно следует раскрывать лишь истории народов, важные с всемирно-исторической точки зрения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|