Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление и развитие обучения истории в XVII—XVIII вв.




Зарождение историко-методической науки относится к пе­риоду появления в России первых сборников, содержащих исто­рические сведения. Это «Азбуковники» XV—XVII вв. и «Синоп-

- ю - сис» («Обозрение») — учебное пособие, появившееся в Киеве в 1674 г. В нем описываются военные действия, даются перечни имен русских князей, украинских гетманов. «Синопсис» издавал­ся более 30 раз. В сборниках материал подавался с учетом инте­ресов читателей, но учебниками они не были. «Синопсис», скорее, был своеобразным учебным пособием, печатным источником све­дений по русской истории.

Преподавание истории впервые началось в московской гимна­зии пастора Глюка (1705), а затем в школе Феофана Прокоповича в Петербурге (1721). В московской гимназии Глюка дети бояр, служилого и купеческого люда занимались историей по желанию в конце учебного дня. В школе Прокоповича историю изучали дети «всякого звания».

Государственное обучение истории ведется с 1726 г. Именно тогда при Петербургском университете была образована первая правительственная академическая гимназия. Она состояла из при­готовительной немецкой (3 года) и латинской школ (2 года). Поступали в 5 класс и заканчивали обучение в 1 классе, а исто­рию изучали с 3 класса. В 3—2 классах три часа в неделю изучали древнюю историю, начиная от сотворения мира и кончая правле­нием первого христианского императора Константина Великого. В 1 классе на историю отводили два часа в неделю, а изучение ее хронологически доводили до 40-х гг. XVIII в.

Кто-то из гимназистов выбирал историю, а кто-то посещал уроки хронологии и геральдики, введенные в качестве специаль­ных дисциплин с 1747 г. Не существовало обязательного полного систематического курса истории. Не было и классного преподава­ния: каждый учитель вел 3—4 предмета, и гимназист, в зависимо­сти от индивидуальных успехов, переходил от одного предмета к другому. Ученики, готовившиеся к поступлению в университет, должны были изучать историю, географию, латинский и гречес­кий языки.

В первой половине XVIII в. изучалась только всеобщая история, и преподавание ввиду отсутствия учителей и учебников велось на иностранных языках. Первый перевод учебника по всеобщей исто­рии на русский язык относится к 1747 г. Это было «Введение в генеральную историю Гильома (Гильмара) Кураса» (98). Правда, книги для чтения по всеобщей истории появились раньше.

В учебниках по всеобщей истории 40-х — начала 60-х гг. собы­тия излагались или монографически, по средневековой схеме че­тырех монархий (ассиро-вавилонской, персидской, македонской (греческой) и римской), или синхронистически, но очень коротки­ми периодами. Хронологическое изложение начиналось от сотво­рения мира. Перечислялись правители и войны, приводились многочисленные анекдоты (172, с. 67). Часто легенды выдавались за действительные факты, например миф об Эдипе. Сведения по отечественной истории давались в виде краткого «приобщения» к учебникам всеобщей истории или же включались в различные книги.

В привилегированных русских школах XVIII в. как отдельные предметы изучались также хронология, мифология, нумизматика, генеалогия, геральдика, древняя география. Материал в учебни­ках излагался в вопросно-ответной форме и должен был заучи­ваться учениками, а роль учителя сводилась к руководству «вы- тверживанием наизусть». Об этом, в частности, сказано в Проекте духовной комиссии 1722 г. об учреждении «нижних» школ в горо­дах: «И задавать чтение истории универсальной... и, сколько воз­можно, выбирая главнейшие эпохи, вопросами и ответами вы­тверживать наизусть» (126, с. 333).

В 60-е гг. историю преподавали и в духовных учебных заведе­ниях, коммерческом и художественном училищах. Среди учебных дисциплин она занимала второстепенное место и была в гимнази­ях дополнением к филологическому курсу. Во второй половине XVIII в. в «Письме о порядке обучения наук» указывалось, что история принадлежала к числу тех предметов, которые служили для «прохлаждения и приятного отдохновления» после серьезных занятий языками, математикой, философией. Так, в Смольном институте сообщались лишь начальные сведения по истории «на­столько, чтобы девица не скучала, слыша о них разговоры» (172, с. 68). Господствующее в учебной исторической литературе XVIII в. мнецие об истории недалеко ушло от взгляда Плутарха на этот предмет, как на склад материалов, из которого надо черпать при­меры и образцы добродетели или порока.

В конце XVIII в. комиссия для учреждения народных училищ предложила любопытный способ повторения пройденного за не­делю, введенный первоначально в Смольном институте. Повторе­ние проходило по субботам, когда все учителя собирались вместе и вели беседу с воспитанниками по своему предмету. Учитель религии спрашивал воспитанницу: «Какое существо называем мы Богом?», «Кто создал мир?». Учитель географии продолжал: «Как разделяется мир сей на глобусе?» Учитель геометрии предлагал исследовать «фигуру мира», найти центр и вычислить поверхность. Затем очередь доходила до учителя истории, который выяснял: кто описал создание мира? Когда жил святой историк Моисей? Какие писал он книги? Какие народы и государства в его век были? Однако один из инспекторов Смольного института отверг этот способ повторения, заключив, что «искусства и благоразумия учи-^ тельского никаким учебным способом заменить не можно» (121, с. 218, 332).

Одним из крупнейших историков XVIII в., современником Пет­ра I был В.Н. Татищев. По его совету история как учебный пред­мет впервые была введена в школу. Сочинениями В.Н. Татищева, в частности «Историей Российской с самых древнейших времен», пользовался М. В. Ломоносов.

В XVIII в. в школах постепенно начала утверждаться русская история. Этому способствовал обобщающий труд М.В. Ломоносо­ва «Древняя Российская история». Первым школьным учебником по русской истории многие признают его «Краткий Российский летописец с родословием» (1760). Летописец включал конспек­тивный обзор русской истории от Рюрика до Петра I и давал, правда, несовершенную, периодизацию русской истории. В виде таблицы в учебнике приводились сведения о русских князьях и царях вплоть до императрицы Екатерины II. «Летописец» входил составной частью в учебные руководства по всеобщей истории. В 1769 г. появилось «Изображение Российской истории» А. Л. Шле- цера — две небольшие книжицы для иностранцев. Как признавал­ся немецкий исследователь, написать связную русскую историю ему было не просто, так как русские летописи тогда еще научно не обрабатывались.

Последняя четверть XVIII в. богата на учебную литературу по истории. В малых училищах вводится учебная книга «О должно­стях человека и гражданина» (123). Она написана или Ф.И. Янко- вичем де Мириево, или самой Екатериной II. В этом обществове­дении XVIII в. давалось объяснение понятий души, долга, разума, воли, рассказывалось о супружеском союзе, о любви к Отечеству, добродетелях и пороках, причем утверждалось, что «истинное благо есть в нас самих» (105, с. 359—360). Кроме того, в книге содержались медицинские наставления и правила благопристой­ности.

В 1783 г. в Петербурге учреждается учительская семинария для подготовки преподавателей народных училищ. Впервые в число изучаемых предметов включается методика истории.

Реформа 1786 г. Ф.И. Янковича де Мириево –он подготовил «Ру­ководство учителям народных училищ» (133). В нем говорилось: «Ученики должны ответствовать не «да» и не «нет», но полною речью»... «Лучше, если они ответствуют исправно своими слова­ми, нежели теми словами, какие находятся в книге; ибо из того видеть можно, что они дело понимают». «При всех учениках, а особливо больших, стараться учителя должны более об образова­нии и изощрении разума их, нежели о наполнении и упражнении памяти». И далее: «Учитель должен все слова выговаривать гром­ко, плавно и ясно, глаза обращать всюду и ходить около всех уче­ников, дабы видеть, все ли прилежно его слушают и дело свое исправляют» (133, с. 20—21).

Особое место в преобразованиях России XVIII в. занимает реформа 1786 г. по созданию народных училищ. В соответствии с Уставом народных училищ 1786 г. в школах вводится классно­урочная система преподавания, начинается использование доски и мела. На специально образованную комиссию Екатерина II воз­ложила обязанность «перевести на русский язык или вновь сочи­нить необходимые учебные руководства». Комиссией был состав­лен план «Сочинения российской истории для народных училищ в Российской империи», в котором настоятельно рекомендовалось «всякое важное происшествие или дела описывать таким образом, чтобы оно служило или в поощрение или в предосторожность людям нынешних и будущих времен».

Этим указанием и руководствовался Ф.И. Янкович, когда пи­сал свой учебник «Всемирная история, изданная для народных училищ Российской империи» (132). В книге излагалась история стран и народов. В предисловии содержались новаторские указа­ния учителю о ведении урока: ученики попеременно читают по частям учебное пособие, учитель объясняет прочитанное, застав­ляет учеников, если нужно, показывать на карте места событий, походов, переселений народов или делать отметки в синхронисти­ческой таблице; для ознакомительного сознательного усвоения и закрепления своих объяснений преподаватель предлагает учени­кам вопросы, кратко повторяя всякий раз пройденное на преды­дущем уроке. При этом учитель должен вовлечь в работу по воз­можности всех учащихся.

Ф.И. Янкович делил курс истории на основные части, их — на менее важные. В разделе описывались основные события с ука­занием конкретных лиц и исторических дат. Материал структури­ровался в виде схем, которые ученики заучивали и по ним отвеча­ли урок.

Ф.И. Янкович требовал не дословного пересказа текста учеб­ника, а изложения его своими словами, в определенной связи и с опорой на ландкарты — специально изданные настенные геогра­фические карты. При этом следовало придерживаться следующей методики: «При изъяснении земель учитель показывает границы, реки и места оных, сказывая ученикам, какие ныне страны заклю­чают те места, о которых в истории говорится, и проводит на кар­те мелом бывшие переселения народов из одной земли в другую» (172, с. 72). На смену географическим картам приходили истори­ческие. В 1793 г. по инициативе Ф.И. Янковича была напечатана настенная «Историческая карта Российской империи». На ней показан территориальный рост Российской империи от эпохи Петра I до царствования Екатерины II.

В 1787 г. была переведена и опубликована «Всемирная исто­рия для обучения юношества» И.М. Шрекка, предназначавшаяся для 4 класса главных народных училищ. Она постепенно вытес­нила «Всемирную историю» Ф.И. Янковича. Учебник И.М. Шрек­ка был построен по принципу синхронности. Автор сделал попыт­ку изложить историю по периодам с указанием общих явлений у разных народов в то или иное время. В учебнике был реализован своеобразный компромисс: история древнего мира излагалась монографически, а история средних веков и новая — синхрони­стически.

В 1799 г. летописец М. В. Ломоносова сменила «Краткая рос­сийская история, сочиненная для употребления в народных учи­лищах». Некоторые исследователи считают ее автором Тимофея Кириака. Автор не ограничился изложением биографий госуда­рей, а рассмотрел внутреннее положение государства. Новшеством стало приложение к учебнику трех исторических карт. К его недо­статкам следует отнести сухость изложения материала, множество мелких подробностей, княжеских имен. По объему и изложению учебник был доступен учащимся выпускных классов главных народных училищ.

Таким образом, в 70-е гг. XVIII в. отечественная история отде­ляется от всеобщей. Однако именно с всеобщей истории начина­лось историческое образование и в последнем классе при повто­рении завершалось отечественной историей. Между курсами от­сутствовала какая-либо связь.. Вместе с тем выделение русской истории в специальный курс не привело к ее изъятию из курсов всеобщей истории. Школьным предметом история становится лишь в конце XVIII в. в гимназиях в качестве дополнения фило­логического курса. Как отдельный учебный предмет она вхо­дила в план главных народных училищ.

Несмотря на попытки внедрить новую методику преподавания истории, многое осталось от прежних времен, практиковались «вытверживание наизусть дат, имен, достопамятных приключе­ний», задания на уроке без объяснений (по учебнику «от и до»). Домашних заданий еще не было. На уроке в лучшем случае про­водилось объяснительное чтение по учебнику, рассказ учителя был крайне редким явлением.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...