Дадьных устоев. В России большого размаха достигло крестьянское
Стр 1 из 52Следующая ⇒ M ф.ОВСЯННИКОВ (ГЛАВНЫЙ РЕДАЙТОР) З.И.ГЕР1ШСОВИЧ, М.А.ЛИфШИЦ, Б. С ΜΕΤΪΛΑΧ, B.AI. НИКИФОРОВ Л.ЯРЕ-ЙНГАРДТ.П..M. СЫСОЕВ, B.n.mECTAXUB Н.И.БЕСИАДОВА (YÏEHblTÏ UEÊPETAPb) ИЗДАТЕЛЬСТВО «ИСКУССТВО» МОСКВА
==1 ==2 ==3 НАУЧНО -ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕОРИИ: И ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ История эстетики ПАМЯТНИКИ МИРОВОЙ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ Том второй ЭСТЕТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ XVII - XVIII веков ИЗААТЕЛЬСТВО «ИСКУССТВО» i 9 6 4
==4
ВВЕДЕНИЕ . азвитие капиталистических отношений в Европе, обо- Рстрение и усложнение классовой борьбы, расцвет абсолютистских государств, сыгравших прогрессивную роль, но превратившихся вскоре в тормоз исторического развития,— таковы особенности исторического периода, ставшего периодом буржуазных революций. В условиях этого времени сложилась богатая духовная культура, в которой нашли отражение борьба, интересы, потребности различных социальных сил. В силу ряда исторических причин Англия и Франция играли главную роль на мировой арене. Вместе с тем в Италии, Испании, Германии, Голландии, России экономическая, политическая и духовная жизнь была также очень интенсивной. В особенности это относится к Германии, к России. Здесь также шел процесс формирования капиталистических отношений, велась ожесточенная борьба против фео-
==5 дадьных устоев. В России большого размаха достигло крестьянское освободительное движение. Эстетические памятники XVII—XVIII веков представляют большой интерес. В напряженной и сложной борьбе прокладывали себе путь материалистические эстетические идеи, одерживали верх реалистические и гуманистические принципы в искусстве и литературе.
Богатая социально-историческими событиями эпоха не могла не вызвать к жизни различных художественно-эстетических концепций. Характерно, что внутри отдельных течений и стилей имелось множество оттенков и различных вариантов. Основными художественными течениями XVII века были барокко и классицизм. Что касается самой эстетики XVII века, то здесь положение несколько сложнее. Прежде всего нужно отметить, что барокко не выдвинуло ни одного теоретика, который мог бы сравниться, например, с Буало. Здесь мы имеем дело, как правило, с фрагментарными высказываниями. Поэтому часть теоретиков искусства вообще склонна считать, что барокко и не является каким-то более или менее определенным стилем со своим строго сформулированным эстетическим кодексом. Но главное заключается в том, что не все эстетические концепции XVII века (а это имело место и в другие исторические периоды) непосредственно связываются с определенными художественными течениями эпохи. В самом деле, к какому течению можно отнести эстетическую концепцию Бэкона или Гоббса, или Спинозы? Указанные мыслители или вскользь затрагивают эстетическую проблематику, или же развивают ее как часть своей философской системы. И только через опосредствующие звенья эстетические теории такого рода связываются с искусством своей эпохи. Видимо, нет оснований отождествлять историю эстетики с теорией искусства, игнорировать ее относительную самостоятельность. Однако непосредственная связь эстетической концепции с определенным художественным течением — явление довольно частое. Примером такой непосредственной связи является классицизм как доминирующее художественное течение и строго определенная эстетическая доктрина XVII века. Методология Декарта, его рационалистическая теория познания составляют непосредственный философский фундамент искусства и эстетики классицизма.
Классицизм зародился в Италии. Затем получил распространение в других странах. Его возникновение связано с формированием абсолютистских государств. Теоретическую разработку своих основных принципов и их наиболее яркое воплощение в художественной практике классицизм получил во Франции, классической стране абсолютизма. Абсолютизм выступил здесь «как цивилизующий центр, ==6 как объединяющее начало общества»*. Абсолютная монархия во Франции поистине явилась «...горнилом, в котором различные элементы общества подвергались такому смешению и обработке, которое позволило городам променять свое средневековое местное самоуправление на всеобщее господство буржуазии и публичную власть гражданского общества»**. Абсолютная монархия как диктатура дворянства достигла своего апогея в царствование Людовика XIV. Попытка непокорной части дворянства в союзе с буржуазией (заговор Фронды 1649—1653) воспротивиться завершению централизации власти потерпела крах: Ришелье и Мазарини жестоко подавили это движение. Прогрессивная роль абсолютизма оборотной стороной имела усиление эксплуатации крестьян, утяжеление налогового бремени, что приводило к многочисленным крестьянским восстаниям, жестоко подавляемым королевской властью. Блестящая культура абсолютизма, отражавшая интересы дворянства и буржуазии, создавалась за счет беспощадного ограбления народа. Ее благами пользовались лишь верхушечные слои общества. Социальная база культуры и эстетики абсолютизма сильно сузилась по сравнению с культурой Возрождения. Это нашло свое выражение в пренебрежительном отношении к народному искусству, к известным достижениям художественной культуры средних веков (например, романская и готическая архитектура), к примитивному искусству с его богатством фантазии, непосредственностью и человечностью. Все это было вынесено классицистами за пределы эстетического как наследие варварских времен. —--Упрочение абсолютизма означало победу принципа универсальной регламентации во всех сферах жизни, начиная от экономики и кончая духовной жизнью. Всякий самостоятельный почин, всякая свободная инициатива решительно подавлялись. Долг — вот основа поведения человека. Регламентирующая и ограничивающая сила выступает в форме безличного разума, которому должен подчиниться индивид, действовать, следуя его велениям и подавляя чувственность. Подчинение ^"^ударству, исполнение государственного додга—высшая добродетель итттптвиттууия _Цаттпврт^ таким образом, мыслился уже не как свободный, а подчиненный определенным, чуждым ему нормам и правилам, ограниченный неподвластными ему силами. Мануфактурное производство своим широко разветвленным разделением труда разрушает утопическое представление гума-
К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2-е изд, т. 10, стр. 431. ** Т а м же, стр. 431—432.... -.·: ==7 нистов о безграничных возможностях универсального и гармонического развития человека. Расцвет производства, покровительствуемый абсолютизмом, способствовал развитию точных наук, в том числе математики, астрономии, физики, а это, в свою очередь, способствовало победе рационализма в философии. Не случайно властителем дум в это время становится Ренэ Декарт (1596—1650), изложивший в «Рассуждении о методе» (1637) методологию рационализма. В этом трактате Декарт сформулировал четыре правила «для руководства ума»: «Первое — никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью, иначе говоря, тщательно избегать опрометчивости и предвзятости и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать их сомнению. Второе — делить каждое из исследуемых мною затруднений на столько частей, сколько это возможно и нужно для лучшего их преодоления. Третье — придерживаться определенного порядка мышления, начиная с предметов наиболее простых и наиболее легко познаваемых и восходя постепенно к познанию наиболее сложного, предполагая порядок даже и там, где объекты мышления вовсе не даны в их естественной связи. И последнее — составлять всегда перечни столь полные и столь общие, чтобы была уверенность в отсутствии упущений»*. Как видим, одним из важнейших требований картезианской философии является требование строгой систематизации и выработка канонов и правил, под которые подводится вся деятельность разума.
Таковы классовые и гносеологические корни эстетики классицизма. Основоположниками классицизма во Франции историки литературы считают Шаплена, аббата Добиньяка и Франсуа Малерба. Последний отличился своей критикой прециозной поэзии и требованиями следовать в поэтическом творчестве логике и разуму. Малерб пытался строго регламентировать французское стихосложение. Основные принципы классицизма были сформулированы Декартом в его трех письмах к Гез-де-Бальзаку, а также в других сочинениях. Согласно мнению Декарта искусство должно быть подчинено строгой регламентации со стороны разума. Ясность, четкость анализа должны определять композицию и внутреннюю структуру Ренэ Декарт. Избранные произведения. М., 1950, стр. 271.
==8 художественного произведения. Главная задача художника убеждать силой и логикой мыслей. На материале драматургии принципы эстетики классицизма разрабатываются Корнелем и Расином в их предисловиях и крити- Наиболыпую известность как теоретик классицизма получил Никола Буало (1636—1711), автор стихотворного трактата «Поэтическое искусство» (1674). Трактат состоит из четырех частей. В первой части говорится о высоком призвании поэта, его моральной ответственности, о необходимости овладения поэтическим мастерством; во второй — анализируются лирические жанры: ода, элегия, баллада, эпиграмма, идиллия; в третьей, являющейся средоточием общеэстетической проблематики, дается изложение теории трагедии и комедии; в заключительной части Буало возвращается снова к поэту, анализирует этические проблемы творчества. В своем трактате Буало выступает и как теоретик искусства, и как литературный критик. Одним из главных требований Буало выдвигает следование античным образцам. Такого рода требование сужало возможности искусства. Античность Буало использует для борьбы не только против барокко, но и против всех демократических: реалистических тенденций в искусстве. Отсюда понятно его отрицательное отношение к бурлеску, к буффонаде Табарена, к творчеству Мольера иЛафонтена. Разум, по Буало, верховный принцип в искусстве. Свой блеск и достоинство произведение черпает в разуме. Ясность, отчетливость, а именно то, что наиболее легко улавливается разумом,— суть наиболее важные признаки красоты. Ясной должна быть идея произведения, ясно ее воплощение, ясны и отчетливы части и вся архитектоника произведения. Требования простоты и ясности были направлены против вычурного жеманного искусства аристократической элиты. Однако ясность и отчетливость Буало проводит с такой догматичностью, что не остается места для отображения конкретного многообразия жизни.
Принцип подражания природе у Буало теряет тот многомерный материалистический реалистический смысл, какой он имел у Аристотеля. Художник должен подражать природе, очищая ее от первоначальной грубости, возвышая ее до разума. Да и красота природы, по Буало, не представляет качество самой природы. Красота вносится в мир неким духовным, разумным началом, и произведение искусства как продукт разумной деятельности поэтому ставится выше природы. Буало, таким образом, стоит на идеалистических пози
==9 циях. Здесь он явно отходит от материалистических принципов эстетики Возрождения. С абстрактно-метафизических позиций Буало решает вопрос о способе типизации. Искусство, по его мнению, изображает лишь общее родовое, поэтому типичное совпадает с родовым понятием. При этом исчезает проблема правдивого воспроизведения жизни, образы лишаются убедительности, выразительности и действенности, они превращаются в олицетворения абстрактных понятий и идей. Печать сословной ограниченности лежит на теории трагедии и комедии Буало. Между этими жанрами устанавливается строжайшая иерархия. В трагедии изображаются важные общественные дела, которые вершатся великими людьми, царственными особами, полководцами. Основным конфликтом в трагедии является столкновение чувства и долга. Согласно поэтике Буало комедия должна изображать низкое и порочное, то, что по его мысли, встречается, главным образом, в жизни народа. Цель комедии — развлечение. И в трактовке комедии и в понимании комедии Буало упускает самое главное — правдивое отражение реальных исторических конфликтов, обнаруживает пренебрежительное отношение к народным массам. Опираясь на априорные законы разума, Буало формулирует ряд непререкаемых правил поэтического творчества. Эти правила он рассматривает как закон самого разума. К числу такого рода правил он относит правило трех единств: места, времени и действия. Точно так же Буало считал, что требования стройности, ясности композиции, четкости языка, изгнание из оборота слов с локальной или профессиональной окраской являются требованиями самого разума, поскольку произведение, его выразительно-изобразительные средства обращаются не к чувству, а к рассудку. Принципы эстетики классицизма разрабатывались во Франции и на материале изобразительных искусств. Роже де Пиль в книге «Сравнение художников» утверждает верховную власть принципов разума, «благородство» вкуса. Художник Лебрен требует предпочтения рисунку перед краской, заявляя, что только рисунок отличает живописца от маляра. В этом также выражено стремление классицистов к изображению общего. При всех недостатках, при всей исторической ограниченности эстетика классицизма все же была шагом вперед в художественном развитии человечества. Руководствуясь ее принципами, Корнель и Расин, Мольер и Лафонтен и другие крупные писатели Франции XVII века создали выдающиеся художественные произведения. В культе разума классицистов содержится положительный момент. Ставя разум на пьедестал верховного судьи в области худо- К оглавлению ==10 жественного творчества, классицисты тем самым наносили сокрушительный удар феодальной иерархии, феодально-религиозной авторитарности в теории и практике искусства. Возвышая разум, сторонники принципов классицизма устраняли авторитет, священное писание, церковное предание из сферы художественного творчества. Несомненно прогрессивным было требование Буало исключить из искусства христианскую мифологию с ее мистической чепухой. Своей борьбой против феодально-сепаратистских стремлений части французского дворянства классицисты косвенно подготавливали путь к победе буржуазной гражданственности, отражая, опять-таки косвенно, стремление нарождающейся буржуазии к уничтожению сословных различий. Не случайно Корнель и Расин пользовались большой популярностью в эпоху первой буржуазной французской революции. Патриотизм, чувство долга, чувство общественности, подавление эгоистических страстей, героизм, благородство — таковы идеи, которые пропагандировало искусство классицизма. И хотя эти идеи были выражены в исторически ограниченной форме, требование ксассищшсов, чтобы искусство было значительным по свойлу содей"" ЖаНИЮ, Не потеряло C.Roern диячрттттет πη ттятпргг. рроматттт Правила искусства, сформулированные классицистами (требование четкой характеристики типа, стройности композиции произведения, разграничения видов и жанров искусства, ясности и последовательности языка, правдоподобия и достоверности изображенного и т. д.), будучи очищены от их догматической окраски, имеют рациональный смысл и заслуживают внимательного изучения. Французский классицизм оказал мощное влияние на теорию и практику искусства других стран. У французов были последователи в Англии (Драйден), Германии (Готтшед), России и других странах. В каждой стране классицистическая доктрина преломлялась в согласии с социальными и национальными особенностями данной страны. * * Эстетические теории эпохи Просвещения составляют грань той идеологии, которая сложилась в ходе освободительного движения буржуазии в XVII—XVIII веках, то есть в период ранних буржуазных революций. В своей борьбе против феодально-абсолютистских порядков буржуазия опиралась на поддержку всей массы народа, ибо за исключением дворянства и духовенства в ликвидации феодальных порядков были заинтересованы все слои общества, в особенности крестьяне и ремесленники. Степень участия третьего сосло- ==11 вия в антифеодальном движении определяла степень революционности этого движения. Субъективно просветители не выдвигали революцию как средство преобразования мира, объективно же они осуществляли идеологическую подготовку революции. Просвещение —это своеобразная идейная революция буржуазии, в ходе которой было выковано духовное оружие, направленное на свержение феодально-абсолютистских порядков. Социально-политическую направленность идеологии Просвещения с исчерпывающей полнотой определили Маркс, Энгельс и Ленин. Так, Энгельс, имея в виду французских просветителей, указывал, что эти великие люди просвещали головы для приближавшейся революции и сами выступали крайне революционно. В работе «Святое семейство» дан блестящий очерк англо-французского материализма XVII—XVIII веков, раскрыто философское содержание Просвещения. Наконец, В. И. Ленин в статье «От какого наследства мы отказываемся» охарактеризовал основные черты идеологии Просвещения. Ленин указал на три главные черты просветительной идеологии: горячая вражда к крепостному праву и всем его порождениям; защита просвещения, самоуправления, свободы; отстаивание интересов народных масс, главным образом крестьян, вера в то, что ликвидация крепостничества принесет с собой «общее благосостояние». При всей своей прогрессивности просветители не могли выйти за пределы, которые им ставила эпоха. Когда буржуазия пришла к власти, когда капитализм утвердился как новая форма общественности, выяснилось, что «царство разума», за утверждение которого боролись просветители, оказалось идеализированным царством буржуазии, что «вечная справедливость» нашла воплощение в буржуазной юстиции, что естественное равенство ограничилось формальным равенством граждан перед законом, а существеннейшим из прав человека стала частная собственность. При всем этом просветители, однако, не были защитниками узкокорыстных интересов буржуазии, и их иллюзии относительно того, что они сполна выступают ог имени всего страждущего человечества, имели историческое оправдание. Во-первых, они в известной мере действительно выражали интересы трудящихся, во-вторых, отрицательных сторон капитализма они не могли по-настоящему заметить, так как противоречия капитализма не выявились в то время с достаточной отчетливостью· и остротой. Заблуждения просветителей заключались прежде всего в том, что они в основу нового разумного общества клали частную собственность, полагая, будто на этой основе возможно утвердить гармоническое сочетание личных и общественных интересов. История,. ==12 однако, показала, что частная собственность неизбежно порождает антагонизмы. Об этом догадывались и сами просветители — не случайно они общественную гармонию выводили не из механики экономических отношений, а из нравственных побуждений «естественного человека», то есть идеализированного буржуа или «гражданина», добровольно в силу одних моральных принципов поступающегося личными интересами ради всеобщего блага. Человек, эта частица общества, у просветителей выступает в двух планах: как эгоистическое существо, преследующее материальные выгоды, и как «аллегорическое, юридическое лицо», или как «буржуа» и «гражданин». «Реальный человек, — разъясняет Маркс,— признан лишь в образе эгоистического индивида, истинный человек — лишь в образе абстрактного citoyen»*. В поисках гармонического общества просветители как раз опираются на «гражданина», на его политическое и нравственное сознание, а вовсе не на того человека, который реально складывается при капитализме. Но гражданин — это абстракция, некое должное. Идеалистичность такой интерпретации характера общественных связей в буржуазном обществе очевидна. В сущности просветители делают главную ставку на воспитание. На путях морально-политического и эстетического воспитания они пытаются достичь преобразования общества. Они хорошо понимают, что существуют противоречия между частными и общественными интересами, между влечением и долгом, между личностью и обществом. В значительной степени они надеялись разрешить эти противоречия путем эстетического воспитания. Отсюда возникает у них убеждение, что искусство способно смягчить врожденный эгоизм людей, превратить «человека» в «гражданина». Идея о высоком воспитательном значении искусства в одинаковой степени характерна для Локка и Гельвеция, Шефтсбери и Винкельмана, Дидро и Лессинга. С точки зрения воспитания нового человека, «гражданина», просветители рассматривают эстетические категории: прекрасное, возвышенное, грацию, гармонию, вкус; в этом же свете трактуются проблемы сущности и назначения искусства, реализма, конфликта, характера и т. д. Эстетические теории Просвещения тесно связаны с традициями Возрождения, а на раннем этапе и классицизма. Правда, принципы последнего переосмысляются ими в свете новых задач. Главным мотивом эстетических трактатов Просвещения является защита искусства высокого гражданского и положительного пафоса, защита принципов художественной правды и гуманизма.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|