Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этому можно помочь, разнообразя восприятия: душа отдается чувству, но не испытывает утомления. 23 глава




Так стареющее человечество с его холодным умствованием столкнуло вновь рожденное искусство в сферу подчинения. Тем не менее многие стараются подняться по крутой дороге к славе художника. Их манит цель преодоленных трудностей. Только через: врата науки разрешено им подойти к храму искусства. После того· как они изучат тысячи правил, они выбирают свой предмет, распределяют расположения и фигуры, дают характеристики аффектам, и часто им удается, верно подражая природе, создать иллюзию, которая может заслужить холодную похвалу ученого знатока. Но пальму простоты завоевали греки. Им выпала завидная доля из хаоса нетронутой природы развить зачатки нравственности,

==524


помочь мыслителю ступить на путь абстракции и облечь в очаровательные и благодетельные одежды идеальной красоты предвосхищения дикаря, который в мечтах представлял себе естественную необходимость в суровом образе всемогущих, человекоподобных существ.

Прекрасные часы наивного наслаждения навсегда отлетели! Горе тому, кто в своей юности не знал, что такое радость! Пусть торжествует, издеваясь, мрачный нарушитель радости, который никогда ничего не испытал! Пусть утешится мудрец, который в смене тещей видит приближение цели*.

Георг Форстер. Избранные произведения. Пер. Ю. Я. Мошковской. М., 1960, стр. 509—518

БИБЛИОГРАФИЯ I. Общая литература

К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1, М-, 1957, стр. 408—417. Гилберт К. и Кун Г. История эстетики. [Пер. В. Кузнецова и И. Тихомировой. Спец. ред. и послесловие М. Овсянникова]. М., Изд. иностр. лит., 1960, 685 стр. История европейского искусствознания. От античности до конца XVIII века.

[Отв. ред. Б. Р. Виппер и Т. Н. Ливанова]. М., Изд-во Акад. наук СССР, 1963, 436 стр. История немецкой литературы. В 5-ти томах, т. 1. М., Изд-во Акад. наук СССР, 1962, 470 стр. Маца И. Л. История эстетических учений. М., Изд-во Моск. ун-та, 1962, стр. 28—36.

Bayer R. Histoire de l'esthétique. P., Colin, 1961, 403 p. Benz R. Die Zeit der deutschen Klassik. Kultur der 18-ten Jahrhunderts 1750—

1800. Stuttgart, Reclam, 1953, 610 S.

Недостатки этой сделанной наспех статьи, может быть, скорее простят, •если будет указано, что в ней содержатся лишь первые наброски фантазии о предмете, для полного и точного изложения которого требуется метафизическая строгость. Справедливые судьи знают, какие сложные обстоятельства заставляют часто писателя невольно обратиться к той или иной форме изложения, они знают, что в момент увлечения некоторые идеи могут быть только намечены, что мимолетное чувство в момент, когда кажется, что ощущаешь истину, может быть сообщено лишь в смутном образе. Но эта небольшая вещь не притязает ни на какую критику. Как размышление об индивидуальном способе восприятия она спрашивает читателей, не находится ли среди них кто-нибудь, чье чувство может соответствовать этой точке зрения5 Автор только сделал попытку объяснить себе явление своей собственной души, почему его оставляет холодным и равнодушным даже самое прославленное произведение искусства, если оно не несет на себе никаких следов той идеализации, которая, верная природе, облагораживает его черты сведением в одно целое и придает возможному форму действительности. Трудолюбие и техническая ловкость вызывают у автора уважение, идущее лишь от рассудка. Кто иначе воспринимает, тот будет и иначе рассуждать. — Прим, Форстера.

 

==525


Brockdorff C. v. Die "deutsche Aufklärungsphilosophie. München, Reinhardt, 1926. 180 S.

Ermantinger E. Deutsche Kultur im Zeitalter der Aufklärung, H. l—7„ Potsdam, Athenaion, 1934—1935.

Ernst F. Der Klassizismus in Italien, Frankreich und Deutschland. Wien Amalhea-VerL, 1924, 153 S.

Grappin P. La théorie du génie dans le préclassicisme allemand. P., Presses. univ. de France, 1952, 329 S.

Grucker E. Histoire des doctrines esthétiques et littéraires en Allemagne. P., 1883, XX, 526 p.

H e i m p e 1-M i с h e l E. Die Aufklärung. Langesalza, Beitz, 1928 111 S.

Heussler A. Klassik und Klassizismus in der deutschen Literatur. Bern 1952, 110 S.

K ö s t e r A. Die deutsche Literatur des Aufklärungszeit. Heidelberg, Winter 1925, XI, 298 S.

L o t z e H. Geschichte der Aestetik in Deutschland. Lpz., Meiner, 1913, VIII 689 S.

Morawski S. Rozwoj mysii estetycznej öd Herdera do Heinego. Warszawa, Panst. Wyd. nauk, 1957, 184 s.

Morawski S. Studia historii mysii estetycznej XVIII i XIX wieku. Warszawa, Panst. wyd. nauk, 1961, 420 S.

Nivelle A. Les théories esthétiques en Allemagne. De Baumgarten à Kant. P., Les Belles lettres, 1955, 412 p.

P a u 1 i G. Die Kunst der Klassizismus und der Romantik. Berl., PropyläenVerL, 1925, 526 S.

Schummer F. Die Entwicklung des Geschmaksbegriff in der Philosophie· des 17. und 18. Jahrhunderts. Hrsg. v. E. Rothacker. Hamburg.

Sommer R. Grundzüge einer Geschichte der deutschen Psychologie und Aestetik von Wolf-B aumgarten bis Kant-Schiller. Würzburg, Stahel, 1892, XIX, 445 S.

Stöcker H. Zur Kunstanschauung des XVIII, Jahrhunderts. Von Winckelmann bis zu Wackenroder. Berl., Mayer und Müller, 1904, VIII, 122 S.

S y d o w E.V. Die Kultur des deutschen Klassizismus. Leben, Kunst, Weltanschauung. Berl., Grote, 1926, VII, 264 S.

U t i t z E. J. Wilhelm Heinse und die Ästhetik zur Zeit der deutschen Aufklärung. Halle a, S., Niemeyer, 1906, 96 S.

Vorländer K. Die Philosophie unserer Klassiker: Lessing, Herder, Schiller, Goethe. Berl., Stuttgart, Dietz, 1923, VIII, 194 S.

II. Литература к отдельным авторам

Лейбниц Сочинения: Leibnitz G. W.'Sämtliche Schriften und Briefe. Hrsg. v. Preussischen Akademie der Wissenschaften Reihe 1—6. Darmstadt, 1926—1931. Leibnitz G. W. Sämtliche Schriften und Briefe. Hrsg. v. der Deutscheo

Akademie der Wissenschaften. Reihe I—VI. Berl., Akad.-VerL, 1950—1962. Leibnitz G. W. Die philosophischen Schriften. Hrsg. v. C. J. Gerhardt. Bd.

1_7. Berl., 1875—1890 Лейбниц Г. В. Избранные философские сочинения. Пер. под ред. и с пре-

дисл. В. П. Преображенского. М., Кушнерев, 1902, XVI, 364 стр.

 

==526


Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разуме. Пер. П. С. Юшкевича. М.—Л., Соиэкгиз, 1936, 484 стр.

Литература: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1. M., 1957, стр. 381, 382, 409, 561. В. И. Ленин о литературе и искусстве. M., 1960, стр. 549. Ленин В. И. Конспект книги Фейербаха «Изложение, анализ и критика философии Лейбница». Сочинения, 4 изд., т. 38, стр. 377—387. Беляев Β.Α. Лейбниц и Спиноза. СПб, 1914, XXI, 372 стр. Фишер К. Лейбниц. Пер. Η. Η. Полилова. СПб., 1905, XVI, 739 стр.

(История новой философии, т. 3). Barber W. H. Leibniz in France. From Arnaud ^to Voltaire. Oxïord, Clarendon

press, 1955, XI, 276 p.

Beiaval Y. Leibniz critique de Descartes. P., Gallimard, 1960, 559 p Fischer K. Gottfried Wilhelm Leibnitz. Leben, Werke und Lehre. 4 Aufl. Heidelberg, Winter, 1902, XVII, 728 S. (Geschichte d. neuem Philosophie, Bd. 3).

Fleckenstein J. 0. Gottfried Wilhelm Leibniz. Barock und Universalismus. München, Ott, [1958], 200 S.

Friedmann G, Leibniz und Spinoza. P., Gallimard, 1946, 315 p. Meyer H. G. Leibniz und Baumgarten als Begründer der deutschen Aesthetik.

Halle, a S., 1874.

Ravier E. Bibliographie des oeuvres de Leibniz. P., 1937. Schmidt J. Leibnitz und Baumgarten. Ein Beitrag zur Geschichte der deutschen Aesthetik. Halle a. S., Lippert, 1875, VIII, 122 S.


Г о ттш ед Сочинения,'.

Gottsched J,C. Gesammelte Schriften. Bd. 11903—1906.

-6. Berl., Gottsched Verl.

Литература'.

Маркс К. и Энгельс Ф. Дебаты шестого Рейнского Ландтага (статья

первая).— Сочинения, 2 изд., т. 1, стр. 80. Kriessbach E. Die Trauerspiele in Gottscheds «Deutscher Schaubühne»

und ihr Verhältnis zur Dramaturgie und zum Theater ihrer Zeit. Halle a. S., Niemeyer, 1928. 184 S. R e i с h e l E. Gottsched. Bd. 1—2. Berl.-Schönberg, Gottsched Verl., 1908—

1912.

Servaes F. Die Poetik Gottscheds und der Schweizer literarhistorisch untersucht. Strassburg, Trübner, 1887. VIII, 178 S. Wolf H. Von Gottsched bis auf Lessing. Heidelberg, Winter, 1923. VIII, 131 S.

(Versuch einer Geschichte des Geniebegriffs in der deutschen Ästhetik des

18. Jahrhunderts. Bd. I).

Баумгартен

Сочинения: Baumgarten A. G. Aesthetica, iterum ed. at exemplar prioris ed. annorum 1750—58 spatio imptressae... Bari, Laterza, 1936, 551 p.

 

==527


Литература: Асмус В. Φ. Возникновение эстетики как философской науки в Германии. Александр Баумгартен. В кн.: Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII века. М., 1962, стр. 3—57.

Самсонов Н.В. История эстетических учений, ч. 2. M., [1915], стр. 91—111.

Bergmann E. Die Begründung der deutschen Ästhetik durch A. G. Baum garton und G. F. Meier. Lpz., Schunke, 1911, IV, 273 S.

BojanawskiM. Literarische Einflusse bei der Entstehung von Baumgartens Ästhetik. Breslau, 1910.

С r о с e B. Rileggendo l ' «Aesthetica» del Baumgarten. In: С r о с e B. Ultimi saggi. 2 ed. Bari, 1948.

Locher K. A. G. Baumgartens System der Ästhetik. Mannheim, 1855.

Nivelle A. Les théories esthétiques en Allemagne. De Baumgarten à Kant. P., Les Belles Lettres, 1955. 412 p.

Peters H. G. Die Ästhetik A. G. Baumgartens und ihre Beziehungen zum Ethischen. BerL, Junker u. Dünnhaupt, 1934. 61 S.

P o p p e B. A. G. Baumgarten, seine Bedeutung und Stellung in der Leibniz-Wolffschen Philosophie und seine Beziehungen zu Kant Nebst Veröffentlichung einen unbekannten Handschrift der Aesthetica. München, 1907 (Diss).

Prieger E. Anregung und metaphysische Grundlagen der Ästhetik von A. G. Baumgarten. Berl., Schade, 1875, 58 S.

Riemann A. Die Ästhetik A. G. Baumgartens unter besonderer Berücksichtigung der Meditationes philosophicae de nonnullis ad poema pertinentibus, nebst einer Obers, dieser Schrift. Halle a. S., Niemeyer, 1928, XII, 146 S.

Винкельман

Сочинения: Winckelmann J.J. Sämtliche Werke. Bd. l—12. Donauöschingen, Verl.

deutscher Classiker, 1825—1829. Winckelmann J.J. Briefe. Hrsg. v. W. Rehm. Bd. 1—4. Berl., De Gruy-

ter, 1952—1957. Винкельман И. И. Избранные произведения и письма. Пер. А. А. Аляв-

диной. Вступит, статья Б. Пшибышевского. Л., Academia, 1935, 638 стр., илл. Винкельман И. И. История искусства древности. Пер. С. Шаровой

и Г. Янчевецкого. Вновь проред. и снабж. примеч. А. А. Сидоровым

и С. И. Радцигом. [Л.], Изогиз, 1933, LXXII, 429 стр.

Литература: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 2. M., 1957, стр. 387. Асмус R. Ф. Винкельман, его теория искусства и эстетическое мировоззрение. В кн.: Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII века. М., 1962, стр. 57—84. Гете В. Винкельман. (1804—1805). Пер. Н. Ман. В кн.: Гете В. Собр.

соч. в 13 томах, т. X. М., 1937, стр. 537—575. Гриб В. Учение Винкельмана о красоте. «Литдратурный критик», 1934, № 12, стр. 54—68. Л и φ ш и ц М. Иоганн-Иоахим Винкельман и три эпохи буржуазного миро-

 

==528


воззрения. В кн.: Лифшиц М. Вопросы искусства и философии. М., 1935, стр. 5—79. Мазурин К. М. Винкельман. Его жизнь и сочинения. М., Унив. тип., 1894, 58, 108, 133 стр.

M e p и н г Ф. Иоганн-Иоахим Винкельман. В кн.: M e p и н г Ф. Литературно-критические статьи, т. 1. М.—Л., 1934, стр. 491—508. Патер В. Винкельман. В кн: Π а т e p В. Ренессанс. Пер. С. Г. Займов-

ского. [М.], 1912, стр. 143—187. Bosshard W. Winckelmann Aesthetik der Mitte. Zürich, «Artemis», [I960], 267 S. Gerstenberg K. Johann Joachim Winckelmann und Anton Raphael Mengs.

Halle a. S., Niemeyer, 1929, 39 S. u s t i K. Winckelmann und seine Zeitgenosssen. 5 Aufl. Bd. l—3. Köln, «Phaidon», 1956. H a r t f i e l d H. C. Winckelmann and his German critics 1755—1781. 'Ν.-Υ., Kings crow press, 1943, 169 p. Koch H. Johann Joachim Winckelmann, Sprache und Kunstwerk. Berl., Akad.-

Verl, 1957, 182 S. Kreuzer I. Studien zu Winckelmanns Aesthetik. Berl., Akad.-Verl., 1959, X, 105 S.

Schulz A. Winckelmann und seine Welt. Berl., Akad.-Verl., 1962, 177 S. Thiersch H. Winckelmann und seine Bildnisse. München, 1918, IV, 59 S. W a e t z o l d t W. Johann Joachim Winkelmann. Der Begründer der deutschen

Kunstwissenschaft. 5 Aufl. Lpz., Seemann, [1946], 60 S.

M e н г с

Сочинения'.

Mengs A. R. Gedanken über die Schönheit und über den Geschmack in der

Malerei. Zürich, 1774, 125 S. M e н г с А. Письмо дон Антония Рафаела Менгса... к Дон Антонию Понзу.

[СПб.], 1786, 102 стр.

Литература: Christoffel U. Der schriftliche Nachlass des Anton-Raphael Mengs. Basel, Schwabe, 1918, 143 S. Gerstenberg K. Johann Joachim Winckelmann und Anton-Raphael Menge.

Halle a. S., Niemeyer, 1929, 39 S.

3 у л ь ne p

Сочинения'.

Sulzer J.G. Vermischte philosophischen Schriften. 2 Aufl. Bd. 1—2. Lpz., 1782—1800.

Сулцер Г. Разговоры о красоте естества... Пер. М. Протопопова. [СПб.], Акад. Наук, 1777, 307 стр.

Сульцер Г. О полезном с юношества чтении древних классических писателей мнение. Пер. Д. Семенова. 2 изд. М., 1787. 42 стр.

Зульцер Г. Новая Феория удовольствий. Пер. с франц. Ив. Левитского. СПб, 1813. 184 стр.

Литература: M e p и н г Ф. Легенда о Лессинге. В кн.: M e p и н г Ф. Литературно-критические статьи, т. 1. М.—Л., 1934, стр. 91—470.

34 История эстетики, т II

==529


Gross K. J. Sulzers allgemeine Theorie der schönen Künste. Berl., Ehering, 1905, 101 S. Mehring F. Die Lessing-Legende. Zur Geschichte und Kritik des preus-

sischen Despotismus und der klassischen Literatur. Berl., Dietz, 1963, 475 S. Tumarkin A. Der Ästhetiker Johann Georg Sulzer. Frauenfeld-Lpz., Huber, [1933], 195 S.

Мендельсон

Сочинения: Mendelson M. Gesammelte Schriften. Nach den Originaldrucken und Handschriften hrsg. v. G. B. Mendelssohn. Bd. 1—7. Lpz., 1843—1845. Mendelsohn M. Gesammelte Schriften. Jubiläumsausg. Bd. 1—11. Berl., Akad.-Verl., 1929—1932. Мендельсон M. Рассуждение о духовном свойстве души человеческой.

М., тип. Селивановского, 1806, 72 стр. Мендельсон М. Федон, или о бессмертии души. Пер. В. Мызникова.

СПб., 1837, 127 стр.

Литература: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1. М., 1957, стр. 412—413. Чернышевский H. Г. Полное собр. соч., т. IV, М., 1948, стр. 118—124

и др. (См. именной указатель).

Baumgardt D. Spinoza und Mendelssohn. Berl., 1932. 28 S. Goldstein L. Moses Mendelsson und die Deutsche Aesthetik. Königsberg, 1904, VIII, 204 S.

Л е с с и н г Сочинения: L e s s i n g G. E. Sämtliche Schriften. Hrsg. v. K. Lachmann. 3 Aufl. Bd. 1—23.

Stuttgart, Göschen, 1886—1924. e s s i n g G. E. Gesammelte Werke in 10 Bänden. Hrsg. v. P. Rilla. Bd. 1—10.

. Berl., Aufbau-Verl., 1954—1958. Lessing G. E. Briefe von und an G. E. Lessing. Hrsg. v. F. Muncker. Bd.

1—5. Lpz., 1904—1907. Лессинг Г.Э. Собрание сочинений под ред. П. Н. Полевого, т. 1—10.

СПб.—М., Вольф, 1904. Лессинг Г.Э. Избранные произведения. [Пер. под ред. А. В. Федорова.

Вступит, статья и примеч. Г. М. Фридлендера]. М., Гослитиздат, 1953, XXXV, 640 стр. Лессинг Г.Э. Гамбургская драматургия. Статья В. Р. Гриба. Коммент.

Б. И. Пуришева. М.—Л., Academia, 1936, XLVIII, 455 стр. Лессинг Г.Э. Лаокоон или о границах живописи и поэзии. [Общ. ред., вступит, статья и примеч. Г. М. Фридлендера]. М., Гослитиздат, 1957.

519 стр.

Литература: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1. М., 1957, стр. 103, 104, 411, 536; т. 2. M., 1957, стр. 448.

Асмус В. Ф. Эстетика Лессинга. В кн.: Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII века. М., 1962, стр. 85—147.

Белинский В. Г. Полное собрание сочинений, ^ VI. М., 1955. (См. именной указатель).

 

К оглавлению

==530


Берковский Н. Я. Реализм буржуазного общества. В кн.: «Западный сборник», т. 1. М.—Л., 1937, стр. 53—86.

Гриб В. Теория реализма у Лессинга. В кн.: «Реализм XVIII века на Западе». М., 1936, стр. 203—261.

Гриб В. Жизнь и творчество Лессинга. В кн.: Гриб В. Р. Избранные работы. М., 1956, стр. 17—150.

Гуляев Н. А. Лессинг и классицизм. «Труды Томского ун-та», т. 103, 1948, стр. 3—111.

Гуляев H.A. Эстетические взгляды Лессинга. «Ученые записки Томского ун-та», 1955, вып. 24, стр. 171—197.

Д а л ь к е Г. Лессинг и развитие теории реализма. Анализ лит. концепции Лессинга и его лит.-теорет. взглядов. Автореферат дисс. на соиск. учен. стен. канд. филол. наук. М., Изд-во ВПШиАОН, 1963, 17 стр.

Добролюбов H.A. [Рец.] Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. Соч. Лессинга. Перевод Е. Эдельсона. Москва, 1859 г. В кн.: Добролюбов П, А. Полное собр. соч., т. 5. М., 1941, стр. 321—322.

Ингарден Р. «Лаокоон» Лессинга. В кн.: Пнгарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962, стр. 261—273.

M e p и н г Ф. Легенда о Лессинге. В кн.: M e p и н г Ф. Литературно-критические статьи, т. 1. М.—Л., 1934, стр. 91—470.

Фридлендер Г. М. Готхольд-Эфраим Лессинг, 1729—1781. Л.—М. «Искусство», 1958, 116 стр.

Фридлендер Г.М. Лессинг. Очерк творчества. М., Гослитиздат, 1957 240 стр.

Чернышевский Н.Г. Лессинг, его время, его жизнь и деятельность. В кн.: Чернышевский Н. Г. Полное собр. соч., т. IV. М., 1948, стр. 5-221.

Bauer F. Gotthold Ephraim Lessing. Das Erwachen des bürgerlichen Geistes

Berl., Neues Leben, 1949, 148 S.

'Besenbruch W. Zum Problem des Typischen in der Kunst. Weimar, 1956.

Braemer E. Zu einigen Grundfragen in Lessings Hamburgischer Dramaturgie, In:Braemer E.uWertheim U. Studien zu deutschen Klassik. Berl 1906, S. 5—39.

Kommerell M. Lessing und Aristoteles Untersuchung über die Theorie der Tragödie. 2 Aufl. Frankfurt a M., Klostermann, [1957], 315 S.

Leander F. Lessing als ästhetischer Denker. Göteborg, Weltergren u. Kerber, 1942, 99 S.

Mayer H. Lessing, Mitwelt und Nachwelt. In: M а у e r H. Von Lessing bis Thomas Mann. [Pfullingen, 1959], S. 79—109.

Mehring F. Die Lessing-Legende. Berl., Dietz, 1963, 475 S.

Rilla P. Lessing und sein Zeitalter. Berl., Aufbau-Verl., 1960, 451 S.

Szarota E. M. Lessings «Laokoon». Eine Kampfschritt für eine realistische Kunst und Poesie. Weimar, Arion, 1959, 273 S.

Форстер

Сочинения: Forster G. Philosophische Schriften. Mit Einf. u. Erl. hrsg. v. G. Steiner Berl., Akad.-Verl., 1958, 256 S.

Форстер Г. Избранные произведения. М., 1960, 630 стр. (Акад. наукСССР. Ин-т философии).

Немецкие демократы XVIII века. Шубарт, Форстер, Зейме. [Ред. В. М. Жирмунский]. М., Гослитиздат, 1956, 661 стр.

 

==531


Литература'.

Г у л ы г а А. Георг Форстер и немецкое якобинство. В кн.: Г у л ы г а А. Из истории немецкого материализма. М., 1962, стр. 128—166.

Копелев Л. Немецкие литературные современники французской революции. В кн: Труды Моск. Ин-та истории, философии и литературы, т. VI. М., 1940, стр. 225—242.

Мошковская Ю.Я. Георг Форстер — немецкий просветитель и революционер XVIII века. М., 1961, 417стр. (Акад. наук СССР, Иа-т философии).

Плав и ус Г Эстетические взгляды Форстера. «Вопросы философии», 1962 № 1, стр. 71—83.

Kersten К. Ein europaischer Revolutionär. Georg Forster, 1754—1794. Berl., Seehof, 1921, 92 S.

Miethke H. Georg Forster. Weitreisender, Schriftsteller und Revolutionär. Halle a. S., Sprache u Literatur, 1961 87 S.

Rodel W. Forster und Lichtenberg. Ein Beitrag zum Problem: Deutsche Intelligenz und Revolution. Berl., Rütten u. Loening, [I960], 252 S.

 

==532


00.doc - glava05

Э С TETИKA „БУРИ И НАТИСКА


истории немецкой эстетики конца XVIII века значительное место принадлежит идеям, связанным с литературным движением «Бури и натиска» (Sturm und Drang).

Движение «Бури и натиска» (так называлась драма одного из писателей, примыкавших к этому течению, М. Клингера) возникло в 70-е годы XVIII века. В это время оформляются эстетические принципы, легшие в основу теоретических выступлений и творческой практики отдельных участников течения (так называемых «штюрмеров» или «бурных гениев»). Определяющая роль в выработке этих принципов принадлежала И. Г. Гердеру, оказавшему огромное влияние на молодого Гете, на штюрмеров — драматургов Клингера, Вагнера, Ленца, критика Мерка, поэтов Шубарта, Фосса, Бюргера, М. Клаудиуса, эстетика и романиста В. Ге1"шзе и др. Кроме работ Гердера, на формирование эстетики «Бури и натиска» оказали влияние идеи Руссо, английских сентимепталистов-преромантиков во главе с Э. Юнгом, сочинения старшего современника и друга Гердера — И. Г. Гамана, выдвинувшего, в противовес рационализму

==533


просветителей, свою теорию интуитивного, непосредственного знания. В 80-е годы, когда Гердер, Гете и многие другие из деятелей первого поколения «Бури и натиска» в результате пережитого творческого кризиса отходят от этого движения, эстетические идеалы «Бури и натиска» получают новую форму выражения в лирике, драматургии и статьях о театре молодого Шиллера.

Движение «Бури и натиска» не было однородным по составу участников. В основном его общественное содержание носило антифеодальный, освободительный характер. Оно было направлено против немецкого абсолютизма и художественных вкусов двора, продолжало в искусстве и эстетике борьбу Лессинга и других немецких просветителей за создание национально-самобытного, демократического искусства и поэзии. Наиболее радикальные из «бурных гениев» (Шубарт, Бюргер, Фосс, молодой Шиллер) дали смелое обличение произвола князей, подняли в своем творчестве тему крепостного права, призывали к возмущению против всего сложившегося в Германии порядка вещей. Однако опираясь на наследие Лессинга и других немецких просветителей, продолжая объективно их борьбу с феодализмом, которой они сообщили новую, невиданную прежде в немецких условиях силу и страстность, деятели «Бури и натиска» отчетливо отразили в своем творчестве также кризис идеалов немецкого Просвещения, нарастающее ощущение противоречия между отвлеченным рационализмом просветителей и потребностями общественной жизни.

Отсутствие в Германии XVIII века революционного класса, который мог бы возглавить движение за свободу и национальное объединение, наложило на взгляды большей части немецких просветителей печать умеренности. Эта умеренность взглядов немецких просветителей, которые не столько призывали к действенной борьбе с феодализмом, сколько уповали на медленный, постепенный прогресс культуры, перенося осуществление царства «разума» в отдаленное будущее, способствовала тому, что кризис идеалов Просвещения наступил в Германии (так же, как в Англии) раньше, чем во Франции, где идеи просветителей легли в основу революционной идеологии «третьего сословия» и, благодаря этому, наполнились широким и конкретным общественным содержанием.

Критическое отношение писателей «Бури и натиска» к отвлеченному рационалистическому и метафизическому складу мышления, характерному для просветителей, побудило их обратиться к поискам иных источников. Отношение это сделало деятелей «Бури и натиска» особенно чуткими ко всем тем течениям философско-эстетической мысли XVIII века, которые сложились в полемике с рационализмом просветителей. Этим было обусловлено влияние на деяте-

 

==534


лей «Бури и натиска» критики цивилизации Руссо, идей английского преромантика Юнга о гении и об оригинальном творчестве, учения Гамана о «непосредственном знании», в котором критика просветительского рационализма и стихийные зачатки диалектики были противоречиво объединены с реакционными, мистическими умствованиями. Оппозиция просветителям-рационалистам вызвала также интерес молодого Гете и других «бурных гениев» к полуфантастическим идеям швейцарца Лафатера, который в своей «Физиогномике» (1775—1778) выдвинул в противовес просветительскому идеалу «естественного человека» учение о многообразии человеческих характеров, каждый из которых тесно связан с определенной телесной организацией и запечатлен во всем внешнем облике человека.

Как уже указывалось выше, эстетические принципы «Бури и натиска» в наиболее полном и отчетливом виде были сформулированы Гердером, который оказал большое влияние на молодого Гете и других участников движения. Изданный Гердером совместно с Гете сборник статей «О немецком характере и искусстве» (1773) явился своеобразным теоретическим манифестом «Бури и натиска». Эстетические взгляды других писателей «Бури и натиска» (Бюргера, Ленца, Гейнзе и др.), при всей неоднородности движения, наличия в нем различных по своим идеологическим и социальным тенденциям групп и индивидуальностей, опираются на теоретические принципы, впервые провозглашенные и широко развитые Гердером.

Если просветители, в том числе просветители-материалисты, рассматривали вселенную по преимуществу как систему взаимодействия механических сил, то «бурные гении» выдвинули иное — динамическое представление о природе как о живом организме, в котором совершается постоянный, бурный процесс развития и внутренней борьбы. В соответствии с этим в области теории познания просветительскому рационализму, «рассекающему», по выражению Гамана, природу, штюрмеры противопоставили идеал непосредственного, чувственного овладения истиной в процессе активного, творческого отношения к действительности. А на смену представлению теоретиков классицизма о поэте и художнике, «подражающим» природе и руководствующимся при этом системой определенных, раз навсегда догматически установленных «правил», штюрмеры выдвинули образ «оригинального» художника-«гения», стремящегося творчески овладеть природой в порыве страстного вдохновения и не признающего других «правил», кроме непосредственности, свободы и полноты чувства.

Природа, с точки зрения Гамана, Гердера, молодого Гете, насыщена жизнью, динамикой; в ней совершается непрерывный процесс

 

==535


рождения новых форм. Просветители-рационалисты, стремясь свести это многообразие форм к немногим отвлеченным и неподвижным рассудочным определениям, неизбежно обедняют и схематизируют жизнь. Подлинная жизнь бесконечно богаче и разнообразнее, чем отвлеченные «книжные», теоретические представления просветителей. Поэтому чувство, ощущение, фантазия простого, необразованного человека из народной среды способны выразить природу правильнее и глубже, чем метафизический разум просветителей.

Сенсуализм «бурных гениев», свойственное им возвышение чувства за счет разума толкали их нередко на ложный путь, заводя в безысходные противоречия. Но вместе с тем в характерной для «бурных гениев» идее непосредственного, интуитивного, творческого познания была и другая, более важная сторона. В этой идее отразились потребность, хотя бы фантастическим путем, выйти за пределы метафизического, формально-логического метода мышления просветительской эпохи, смутное ощущение диалектической природы реального мира и человеческого познания, а также ощущение того, что в процессе познания участвуют не только абстрактное мышление, но и чувство, фантазия, творческая деятельность человека. Эти гениальные, стихийно материалистические и диалектические по своему характеру догадки получили отражение в эстетических сочинениях и творчестве Гердера, молодого Гете и других «бурных гениев».

С критическим отношением к абстрактному рационализму просветителей, свойственным «бурным гениям», тесно связано основное содержание их эстетических взглядов. Подобно Руссо, «бурные гении» — враги верхушечной аристократической цивилизации, оторванной от народных корней. Сословным идеалам придворного общества и книжной мудрости просветителей-рационалистов они противопоставляют непосредственную мудрость простого человека, менее утонченного и образованного, но более близкого к «природе», ощущающего с большей полнотой ее живое богатство и разнообразие.

С высокой оценкой мудрости и нравственных качеств простого человека — оценкой, отразившей демократизм Гердера, Гете, Бюргера и других «бурных гениев», непосредственно связаны их интерес к народной песне, высокая оценка ее эстетических достоинств. Гердер положил начало собиранию и изучению в Германии народной песни, а изданный им сборник песен различных народов (1778— 1779), получивший мировую известность, оказал огромное влияние на развитие научной фольклористики и этнографии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...