Возрастные изменения человека
Физическое развитие человека проходит по своим законам, как и у любого живого существа. С возрастом меняется способность к ощущению, обонянию, зрению, мышлению. Как известно, различные органы человека наращивают свои возможности от рождения, достигая максимального развития около 25-летнего возраста. Затем происходит снижение работоспособности каждого органа и его сопротивляемости заболеваниям. Активная жизнь кончается тогда, когда работа какого-либо органа опускается ниже порога его работоспособности. Это происходит как при низком положении максимума возможностей органа, так и при быстром его изнашивании, снижении уровня активности30. Развитие чувствительных (ученые называют их сенсорными) и двигательных функций организма начинается с самых первых мгновений жизни человека и достигает расцвета в возрасте от 20 до 30 лет. Известно, что мозг новорожденного ребенка весит в 5 раз меньше, чем мозг взрослого человека. Его развитие завершается к 6-летнему возрасту, однако функциональной зрелости он достигает лишь к концу отрочества. Сила ребенка удваивается за период с 3 до 11 лет. Спортивные достижения мальчиков растут с 5-го по 17-й год. В детстве физическая активность мальчиков и девочек почти одинакова. Многие девочки-подростки перестают заниматься спортом лишь после полового созревания, что связано скорее с причинами культурного, нежели физиологического порядка. Американский психолог А. Гезелл (1880—1961), автор известной книги «Юность: от 10 до 16» считает: как 11-летние, так и 15-летние подростки мятежны и неуживчивы, в то время как 12-летние и 16-летние довольно уравновешены. Начало зрелости, приходящееся на промежуток между 20-м и 30-м годами жизни, характеризуется наивысшим уровнем таких показателей, как мышечная сила, быстрота реакции, ловкость и выносливость. Все эти показатели будут слегка понижаться вплоть до 60-летнею возраста, после которого это снижение станет более заметным. Большинство сенсорных функций достигает своего полного развития к 20-летнему возрасту и вплоть до 40 лет ослабевает очень медленно. Например, острота слуха в промежутке между 20-м и 40-м годами уменьшается только на 10%, а зрение, вкус, обоняние и осязание до 40-летнего возраста вообще не обнаруживают заметного ухудшения.
По мере старения, т.е. в возрасте 60 лет и более: ♦ сильно снижается способность мозга распознавать разнообразные объекты; 30 World Health. July-August 1997. Vol. 4. P. 4-5. ♦ снижаются способности человека к познанию; ♦ несколько снижается интеллект, оцениваемый с помощью стандартных физиологических тестов. Человек установил контроль над окружающим миром с помощью своего мозга, но именно его безраздельное господство на планете привело к возникновению таких проблем, как перенаселение и обеспечение выживания беспомощных индивидов. Среди людей в возрасте 65—74 лет у 13% отмечаются те или иные нарушения слуха, после 75 лет этот процент удваивается31. Вместе с тем до 60-летнего возраста умственные способности у человека не снижаются, а у многих людей они даже увеличиваются вплоть до преклонного возраста (это в особенности касается словарного запаса и владения абстрактными понятиями). Умственные способности в старости, по сравнению с молодым возрастом, почти не изменяются, зато скорость мышления, быстрота реакции снижается. Установлено также, что если у пожилыхлюдей и отмечается ухудшение кратковременной памяти, то долговременная память остается прежней32 (рис. 15). Рис. 15. Изменение некоторых показателей физического развития человека с рождения до зрелого возраста. До начала седьмого десятка лет снижение сенсорных и психомоторных способностей в
среднем не превышает 10%33 Развитие организма животного и человека заканчивается с наступлением половой зрелости. Дальше наступает период возрастных изменений. Этот второй этап, или жизнь после окончания развития, происходит за счет потребления энергетических запасов, созданных на первом этапе. Выражаясь иначе, первая половина (в биологическом смысле) — это период накопления жизненной энергии, вторая — период ее потребления. Мы знаем, что скелет человека заканчивает формироваться в 18—20 лет. Именно столько природа отпустила жить первобытным людям. Оставшиеся годы, если при- 31 Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 2. Пер. с фр. М., 1992. С. 11-15. 32 Корсакова Н.К., Балашова Е.Ю. Как остановить старение памяти // 60 лет — не возраст. 2001 № 6 33 Источник: Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 2. Пер. с фр. М, 1992. С. 12. нять продолжительность жизни в среднем 75 лет, человек как бы эксплуатирует свои природные недра. Некоторые делают это и вовсе хищнически, чрезмерно потребляя алкоголь и наркотики, подвергая себя нервным стрессам и физическим травмам, плохо или нерационально питаясь. Рис. 16. Жизнь человека — накопление и потребление энергии (Первая треть — накопление жизненной энергии, вторая треть — сохранение баланса энергии, последняя треть — ее ослабление. Две трети своей жизни человек потребляет то, что накопил в течение первой трети жизни.) Если посмотреть на процессы старения, происходящие у среднестатистического индивида, то станет ясно, что после 30 лет функциональная деятельность всех его органов и систем начинает медленно, но неуклонно ослабевать34. Таким образом, до 18—20 лет человек накапливает жизненную энергию, с 20 до 30 лет функциональные способности человека продолжают оставаться высокими и лишь после 30 начинают медленно, но неуклонно снижаться (рис. 16). Профессиональные футболисты, хоккеисты и баскетболисты уходят из большого спорта после 30 лет, когда человек достигает пика мастерства, но его функциональные способности явно ухудшаются: он уже не успевает вовремя к мячу, уступает единоборство молодому сопернику, снижается скорость и быстрота реакций.
При сравнительном изучении мозга старых и молодых людей ученые3; выявили биохимические трансформации организма человека: ♦ относительное количество воды в мозгу уменьшается с 92% при рождении до 76% в 90-летнем возрасте; ♦ содержание ДНК, РНК и белка увеличивается в 3 раза в период с момента рождения до наступления зрелости; ♦ от 140 г белка в мозгу взрослого человека к 90-летнему возрасту остается только 100 г. 34 Кейп Р. Мозг человека и беспомощность престарелых // Третий возраст. Импакт: Наука и обще 35 Там же. ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ Кризис неоднократно возникает в жизни любого человека — бедного и богатого, мужчины и женщины, взрослого, старика и ребенка. И, возникнув, требует от переживающего, страдающего, растерянного человека довольно больших энергетических затрат, стойкости духа, веры в себя. Процесс социализации не переставляет собой плавной прямой, точки которой последовательно переходят друг в друга. Напротив, он сопровождается глубокой перестройкой как психологического, так и социального состояния человека. Точки перелома именуют возрастными кризисами. Рассмотрим их. Прежде всего необходимо уточнить понятие кризиса как такового. Под кризисом надо понимать любую точку перелома в социальном процессе, где Возрастные кризисы — это те точки, через которые, как правило, проходят ломаные линии разных судеб. После чего многие говорят о «неудавшейся жизни», «профессионального провала». Возрастные кризисы — понятие, отражающее психологические процессы внутренней перестройки у человека, совпадающие или сопровождающие важнейшие жизненные события. К ним могут относится поступление в школу, оставление школы, вступление в брак, рождение детей, их женитьба, выход на пенсию, смерть супруга, собственная смерть. Наиболее распространенная теория психосоциальных кризисов принадлежит перу американских ученых Э. Эриксона и Р. Пека36.
Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он возникает в том случае, если систематически не удовлетворяются основные физиологические потребности ребенка со стороны ближайших к нему людей, прежде всего матери, особенно если ребенок покинут родителями. В результате у него формируется глубокое недоверие к окружающему миру, которое влияет на поведение всю последующую жизнь. Второй кризис связан с первым с неудачным приучением ребенка к чистоплотности. Слишком строгий, авторитарный контроль родителей за естественными отправлениями ребенка приводит к развитию у него комплекса неполноценности, вины или стыда за себя. Третий кризис соответствует второму детству (период с 3 до 6 лет). В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. У него формируется потребность в проявлении инициативы и самостоятельности: он готов подметать, 36 Peck R. Psychological development in the second half of life // Middle age and aging / B.L. Neugarten (Ed.). Chicago, 1968; Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 2. Пер. с фр. М, 1992. С. 43-45. строгать, пилить, красить и т.д., хотя делает все весьма неумело. Если родители не поддерживают его начинаний, наказывают за допущенные ошибки, естественные в таком возрасте, запрещают его деятельность, у ребенка формируется безответственность, чувство покорности и неуверенности в себе. Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В этот возрасте ребенок учится основам трудовой деятельности, требующей длительной сосредоточенности, освоения профессиональных навыков, развития познавательных способностей. Неподходящая атмосфера в школе, неправильные методы воспитания могут отбить у ребенка вкус к работе, развить чувство неполноценности. Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификаций (усвоения образцов поведения «значимых других»). Неспособность подростка к идентификации может привести к путанице ролей, которые подросток играет. Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа — рождение детей — отдых». Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе. Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода, выражающегося главным образом в интересе к следующему поколению и его воспитанию. Этот период отличается творческой активностью и желанием самореализоваться в профессиональной и повседневной сферах жизни. Невозможность этого достичь негативно сказывается на семейных отношениях, порождает неудачи в супружеской жизни. Происходит постепенный переход от ценностей физической храбрости к уважению мудрости. С естественной смертью родителей человек впервые начинает ощущать себя представителем того поколения, которое уже встало следующим на очередь. С обособлением детей, образованием у них самостоятельной семьи утрачивается прежняя эмоциональная близость между супругами. Мужчина начинает думать, что свою главную роль социализатора — поставить детей на ноги, — он выполнил и вполне может уйти от супруги, завести роман с более молодой женщиной.
Восьмой кризис переживается во время старения. Укрепление своего «Я» основывается на подведении итогов прошлой жизни. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново. Мы идем по жизни не плавным движением, а скачками — от стадии к стадии, причем на каждой из них нас поджидают травмы и личностные конфликты. В подростковом возрасте личностные кризисы возникают на фоне поисков самого себя, своей индивидуальности. Подросток ставит перед собой вопросы: «Кем я был раньше?», «Кто я теперь?», «Что будет со мною в будущем?» Если он удовлетворится своими ответами и реальность подтвердит его выводы, у него оформится сильная «Я-концепция» (табл. 6). Если этого не произойдет, он окажется в смятении, что отразится на всем его поведении в последующие годы, когда он начнет сознательно прилагать усилия, чтобы стать взрослым37. По мнению М. Фезерстоуна и М. Хепуорта происходит ломка авторитарной модели жизненного пути, размывание традиционных представлений о 7 Ладанов И.Д. О педагогической доктрине психоанализа (как стать взрослым?) // Управление персоналом. 1998. № 5. С. 43-48. жизненном цикле. На смену понятий среднего возраста приходит понятие «нового среднего возраста» или концепция «середины жизни» (от 35 до 60 лет и старше). Таблица 6 Социально-этические ориентации 17-летних россиян (% от числа ответивших; без затруднившихся ответить)38
КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ К кризисным периодам можно отнести так называемый «кризис середины жизни», когда 40—50-летний человек задумывается над смыслом жизни, оценивает пройденный путь и взвешивает оставшиеся возможности изменить свою жизнь. Ближе к середине жизненного пути человек начинает ощущать расхождение между своими идеальными планами и существующей реальностью. И человек вдруг понимает, что уже очень много не успеет, не сможет сделать, что многие задумки не удастся реализовать. Проблеме 40-летних К.Г. Юнг посвятил свой доклад «Жизненный ру-беж»(1984), в котором он ратовал за создание «высших школ для сорокалетних, которые готовили бы их к будущей жизни», ибо человек не может прожить вторую половину жизни по той же программе, что и первую. Кризис середины жизни, по мнению Э. Эриксона, характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося главным образом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений. Мужчины воспринимают его как неуспех в профессиональной, а женщины — в личной жизни. При этом в семье на личную драму накладываются проблемы семейных отношений, завышенные, необоснованные претензии друг к другу. Мужчинам кажется, что они не состоялись, не достигли многого, на что способны или о чем мечтали потому, что неправильно выбрали семью или, удачно женившись, вынуждены были затратить творческий потенциал на добыва- 38 Григорьев СИ. 17-летние россияне 1997 года: сочетание либеральных и антилиберальных ориентации // Социологические исследования. 1998. № 8. С. 36—47. ние денег. В результате козлом отпущения чаще всего становятся жена, семья, дети и теща. Мужчины начинают заглядываться на молоденьких сотрудниц, критически смотреть на собственную жену и ворчать по пустякам. Они, достигшие уже некоторого уровня профессионального успеха, вдруг становятся очень обидчивыми, когда дома их просят вынести мусор или сходить в магазин.
Именно к сорока годам, по расчетам американских психологов, мужчины чаще всего провоцируют разрыв с прежней семьей, при этом всегда имея на примете подружку (а то и целый список) на 10—15 лет моложе. Однако запала, как правило, хватает ненадолго (подводят уровни здоровья и материальных возможностей), и спустя несколько лет они возвращаются в семью. Но даже в этом случае никогда не жалеют о своем поступке, по привычке обвиняя во всем супругу. Женщинам приходится не легче. Для них середина жизни — повод критически взглянуть сначала в зеркало, потом на прожитые годы, а в конце концов сосредоточиться на том неудачнике, которому «отдали свои лучшие годы». Если мужчине еще впору начать новую жизнь, завести другую семью, то женщине, растратившей на первого мужа основной брачный ресурс — здоровье и молодость, сделать это намного труднее. Возможно, что поводов злиться на мужа — неудачника в трудовой карьере, плохого помощника в воспитании детей и ведении домашнего хозяйства да к тому же далеко не «хорошиста» в постельных битвах, у нее гораздо больше. Если первый ребенок родился у вас в 20 лет, то теперь, когда вам 40, ему тоже 20 лет. Это время поиска будущей работы, будущей невесты, активных и беспорядочных знакомств, отсутствия карманных денег, дефицит которых компенсируется из родительского кошелька, отсутствия собственного жилья и, следовательно, бесчисленных поводов для конфликта с «предками». Свои проблемы он с готовностью перекладывают на плечи своих родителей, у которых в тот период своих хватает выше головы. Вы одновременно злитесь и завидуете возможностям своего отпрыска, у которого все еще впереди. В это время сорокалетние родители превращаются в самых занудных и нетерпимых учителей, ибо спешат предупредить ребенка от ошибок и передать свой жизненный опыт. И правильно, раньше, когда он был поменьше, вашей философии жизни еще не понимал, а чуть позже она ему просто не будет нужна. Но именно в это время — период молодежного бунта против старшего поколения — ребенок меньше всего готов прислушиваться: он активно ищет свой путь. И вам приходиться дополнительно расстраиваться, злиться, ворчать или плакаться в подушку, обвиняя его в том, что на него потрачена вся ваша жизнь. Для женщины кризис середины жизни, таким образом, может окончиться «двойным параличом»: разочарованный в вас муж, засматривающийся на сторону, и непонимающий вас сын (дочь), все время «шатающийся где-то на стороне». Первые (или уже давно не первые) морщины, появляющееся брюшко и физическое увядание добавляют к психологическим мучениям еще и пси- хофизиологические. Приходится в чем-то себя ущемлять, переходить на диету, отказываться от любимых привычек. Мужчина в 40 лет тоже начинает предъявлять претензии к своей внешности: ему не нравится лишний вес, намечающаяся лысина. Его страхи связаны с роковым, как ему кажется, снижением потенции, исчезновением сексуальных фантазий, которых еще недавно было так много. Мужчина, переживающий этот кризис, становится непредсказуемым даже для самого себя. Он способен на все: бросить престижную работу, где не сегодня-завтра ему прочили место директора; оставить жену, с которой прожил столько лет; уехать в никому не понятном направлении; начать ни с того ни с сего учиться медитации; отыскать свой юношеский саксофон, засесть за написание романа. Мужчина средних лет больше всего на свете боится старости, хотя может никогда не признаться в этом не только вам, но и самому себе. Он боится чего-то в жизни не успеть. Никогда уже не испытать. В чем-то самом важном себя не проявить. Зарыть в землю свои таланты39. Родители 40-летних уже перешагнули пенсионный рубеж и неумолимо приближаются к 70-летнему возрасту. У многих начинаются проблемы с здоровьем. Помогать свои взрослым детям им становится все труднее. Старея, они сами нуждаются в вашей заботе. Кризис середины жизни Хотя американские психологи назвали его «бунтом сорокатрехлетних», он может наступить и в 31, и в 38, а длиться порой целое десятилетие. Объясняется это разными темпами социального и психофизиологического взросления. Одни уже в тридцать лет духовно и физически дряхлеют, а другие и пос- 39 Титаренко Т. Мужчина на перепутье: кризис середины жизни // Mirror Weekly 1999 (http:// euro.org.ua). ле сорока остаются энергичными и свежими, открытыми для новых впечатлений, знакомств и поступков. И все же, в каком бы возрасте ни настиг вас кризис середины жизни, симптомы его приблизительно одинаковы. Вы начинаете обдумывать прошедшее и в еще большей степени будущее: что ждет вас? В это время у многих появляется ощущение краха всего, что было достигнуто, пережито, передумано раньше. Анализ биографии выдающихся художников и артистов обнаруживает драматические изменения в творчестве где-то около 35 лет. Некоторые из них, как, например Гоген, начали творческую работу в это время. Другие, наоборот, около 35 лет утратили свои творческие способности и мотивации, а многие из них умерли. Частота смерти художников и артистов между 35 и 39 годами ненормально возрастает. Те же из них, кто переживает роковые черты, сохраняя творческий потенциал, обычно обнаруживают значительные изменения в характере творчества. Часто эти изменения касаются интенсивности их работы: например, блестящая импульсивность уступает место более свободному и зрелому творчеству40. Таблица 7
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|