Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Человек как человек (от 0 до 20 лет)




Первые 20 лет — детство, отрочество и юность — самые счастливые в человеческой жизни. Ребенку, которого кормит грудью мать и защищает от внешних угроз отец, незнакомо страдание, в возрасте до трех лет он ничего не боится и ни о чем думает. Возможно поэтому, как утверждают психоло­ги, человек не запоминает ничего из того, что происходило с ним в первые несколько лет. Опекаемый любящими родителями, маленький человечек как бы обитаем в эдемском саду. Точно так же Адам и Ева жили в раю до своего изгнания. Все заботы и беспокойство о его судьбе взваливают на свои пле­чи добрые родители.

Не убавляется родительских забот и в следующие три года, когда они за­нимаются нравственным воспитанием своего чада. В это время они пыта­ются сформировать у ребенка многие прекрасные достоинства: способ­ность любить, ответственно относиться к своим обязанностям, развивают творческое начало, поощряют стремления к познанию, поощряют уваже­ние к людям.

Поведение детей заметно меняется после достижения ими шестилетне­го возраста. Раньше ребенок, проводивший большую часть времени дома около мамы, во всем подражал взрослым: строил дома из кубиков или ра­зыгрывал социальные сценки со своими куклами и плюшевыми зверятами.

РД

Многие дети посещают ясли и детский садик, вырабатывая навыки социаль­ного общения.

Начиная с семи лет ребенок большую часть дня проводит в школе. Он начинает активно контактировать с внешним миром и другими людьми, а с родителями порой спорит или возражает им. Кончился период подражания, начинается время возражений.

Настоящие тревоги, стрессы и заботы возникают в подростковом возра­сте, а затем в юности. Бунт детей против родителей, борьба за независимость, формирование своего «Я», утверждение своей самостоятельности обозначает окончание «колониального времени» и начало «парада суверенитетов». Вместе с ним за полную независимость от взрослых борются еще тысячи таких же подростков, многие из которых становятся его верными друзьями либо партнерами по играм, шалостям и развлечениям.

Первые 20 летдетство, отрочество, юность — самые счастливые в человеческой жизни

На смену родителям как социальному эталону приходят эстрадные звез­ды и футбольные кумиры, которые влекут подростков за собой, превращая их в своих преданных фанатов. Группировки, тусовки, разборки, драки ста­новятся для многих основной формой проявления формирующейся муску-линности. Подростки заявляют о своей исключительности не научными открытиями и творческими прозрениями, а тем, что им легко доступно — модной одеждой, экстравагантной прической, вызывающим поведением.

Так человек поднимается еще на одну ступеньку своего жизненного цикла и покидает счастливый Эдем. Он многое уже познал, с чем-то лишь позна­комился, что-то увидел, попробовал, испытал, но весьма мало что осмыс­лил или до конца понял. Таким «незавершенным жизненным проектом» подросток ступает на порог взрослой жизни.

В 16—17 лет человек заканчивает обучение в средней школе, поступает в высшее учебное заведение, идет трудиться на производство либо его призы-

вают в армию. Не за горами отведенные ему сроки на «человеческое суще­ствование» — первые 20 лет жизни. Как он провел их? Он многое брал от жизни, не успев ничего дать ей взамен. Около трети среднестатистической продолжительности жизни (70 лет) уходит на учебу и подготовку к предсто­ящей жизни. Сама жизнь начнется позже — в следующий двадцатилетний отрезок жизни, отведенный человеку согласно притче.

Итак, в детстве и отрочестве человек живет за счет общества, ничего не производит, но многое потребляет. Зат­раченные на его воспитание и обучение средства он покрывает к 35—40 го­дам, становясь в этот период жизни главным производителем общества — он работает как лошадь.

Человек-лошадь (20-40 лет)

В свое время Н.В. Гоголь, обращаясь к молодежи, с пафосом восклицал: «Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! Грозна, страшна грядущая впе­реди старость, и ничего не отдает назад и обратно».

Так уж сложилась наша жизнь, что детство и юность — беспечная пора. Никто из 20-летних серьезно не задумывается о своем здоровье, отдаленной старости и неизбежной смерти.

В 20 лет молодой человек полон сил и желаний, готов к новым свершениям, безоглядно идет в гору, бездумно растрачивая жизненную энергию

Некогда размышлять о смысле жизни вечно спешащей и очень деловой взрослеющей молодежи. Каждый день надо вытряхивать себя из теплой постели, совершать надоевшие гигиенические процедуры, поглощать завт-

рак и мчаться со всех ног в банк, офис, институт, на предприятие. В это вре­мя надо еше подумать о неуплаченной квартплате, пустом холодильнике, по­вышении зарплаты, конфликте с начальником, неудавшемся знакомстве либо уже появившихся маленьких детишках, которых надо еще во что-то обуть и чем-то накормить.

Специалисты называют возраст от 17 до 20 лет периодом максимального физического и психического развития. А дальше наступает старение, толь­ко мы его не видим и до поры не замечаем. Здоровья пока хватает на бессонные ночи, переедания, неумеренное потребление табака и спиртного. До 30 лет

физическое здоровье человека еще внушает нам оптимизм. После этого срока большинство покидают большой спорт, не выдержав конкуренции с бо­лее молодыми и страдая от многочис­ленных травм, а другие ощущают, как начинает расти брюшко. Период с 25 до 35 лет характеризуется наиболее ста­бильным состоянием предельных воз­можностей различных функций орга­низма. В 20 лет молодой человек полон сил и желаний. Он физически вынос­лив, его отличает сноровка движений, быстрота и ловкость здоровой лошади. Он готов к новым свершениям, безог­лядно идет в гору и потому бездумно растрачивает драгоценную энергию. Таким образом, оставшиеся четыре пятых жизни человек стареет и уми­рает, вернее отмирает. Начиная с 35 лет, полагает академик Д.Ф. Чеботарев, мы вступаем на долгую дорогу старения.

Человек-осел (40-60 лет)

Для характеристики следующего отрезка жизни как нельзя лучше подхо­дят слова Будды: «Кто в жизни ничего не слышал, кто ничего не понял, тот состарится подобно ослу. Только живот его растет все больше и больше, и все меньше и по достоинству он оценивает жизнь».

Эту фазу человек начинает совсем не так, как предшествующую. В нача­ле прошлого этапа, в свои 20 лет, человек был полон сил, надежд и желаний. Закончил его он уставший и обремененный заботами. В 45 лет у большин­ства людей наступает кризис середины жизни, когда приходится оглядывать­ся назад и размышлять о том, достойно ли она прошла.

Закончился период приобретений, начинается пора утрат. В 40 лет у лю­дей снижается уровень приспособляемости к переменам жизни, что явля­ется верным признаком достижения зрелого возраста. Мы начинаем ощу­щать, что не только устаем от жизни. Но и отстаем от нее — что недопони­маем, что-то забываем, хуже усваиваем и меньше радуемся.

Взрослые утрачивают то, чем обладает молодежь — неутомимой страстью к экспериментированию. Ослабляются сразу два фундаментальных свой­ства — любовь и любопытство. Хотя способность влюбляться после 40 лет у

мужчин не пропадает и они, бросив опостылевшую жену, готовы устремиться за любой молоденькой красавицей, которая может оживить слабеющие жизненные силы. Но это уже — «вздох угнетенной твари», свет угасающего солнца. И любопытство, если оно не было привито с детства и не преврати­лось в устойчивую потребность профессионала (ученого или писателя), про­являет себя все слабее. Во всяком случае, 45—50-летнему безработному пе­реобучиться на новую профессию чаще всего бывает крайне трудно.

Человек еще многое может — во всяком случае в своих желаниях, он еще многое умеет, учитывая накопленный с годами интеллектуальный капитал, но у него не все уже получается, а потому он начинает раздражаться по вся­ким пустякам. К 50 годам уже и сердце покалывает, и печень болит, и голова кружится, а пальцы немеют. Отныне и до конца твой лучший спутник — медицинский работник. Замыслов на оставшуюся жизнь еще очень много, но возможности их осуществить все меньше и меньше. Осознание такого разрыва вызывает приступы ярости. Ты ощущаешь, как поднимаешься вверх по лестнице, ведущей вниз. С каждым шагом мы удаляемся от безоблачно­го детства и приближаемся к мрачной старости.

С каждым шагом мы удаляемся от безоблачного детства и приближаемся к мрачной старости, поднимаясь по лестнице, ведущей вниз

Привыкнуть к новому состоянию очень непросто. Кризис середины жиз­ни знаменуется острым ощущением того, что ты впервые вступил на ту до­рожку, которая ведет к смерти. Это комплекс второй половины жизни. От досады многие начинают полнеть, нарушается сон. Человек становится крайне раздражительным, нетерпеливым. Незначительные неудачи вызы­вают бурю опасений и страхов, в результате понижается интерес к тому, что занимало его раньше.

В возрасте «поздней зрелости» (с 35 до 60 лет) растрачиваемые силы уже нечем компенсировать. Правда, к этому моменту у человека появилось со­вершенно новое качество — умение тратить оставшиеся силы, быть рацио­нальным и мудрым. Недостаток физических сил как бы компенсируется из­бытком знаний и опыта.

Человек-собака (60-80 лет)

Старение организма — биологическое явление, оно развивается постепен­но, но особенно заметным становится примерно в 65—70 лет. После 60 лет начинается новый этап — пенсионный. Отработав свое и заработав на сча­стливую старость, можно путешествовать по миру, встречаться с интерес­ными людьми, смотреть любимые спектакли и заниматься садоводством. Если, конечно, ты их накопил. В бедных странах и после пенсии приходит­ся подрабатывать на жизнь, чтобы как-то поддержать тот материальный уро­вень, который был у человека в пору его экономического расцвета.

Отдыхать и предаваться развлечениям большинству пожилых людей не удается не только в силу материальной нужды и бедности. Работает старая привычка чем-то занимать свои руки и свой мозг. Предшествующая трудо­вая жизнь буквально переделала все наше существо. Если спросить молодых людей, что они предпочтут — труд или отдых, то многие выберут отдых. Они еще не успели привыкнуть к повседневному труду. Если тот же вопрос за­дать пожилым людям, то получим прямо противоположный ответ. К тому времени человеческое существо успело пропитаться ядом трудоголизма — самой страшной и практически неизлечимой болезни.

Желание трудиться — главная потребность здорового человека, каждый из нас стремится оставить после себя след — доказательство того, что ты жил. Не в работе заключается смысл жизни. Оставляя работу, которую ты любил и на которой тебя уважали, человек чувствует себя лишним. Человек быст­ро угасает, если его не согревает чувство, что он кому-то нужен. Пословица гласит: «Человек может все, не может только ничего не делать».

Типичные представители данной возрастной группы — мнительные люди — постоянные посетители больниц, поликлиник. Они без конца изме­ряют артериальное давление, температуру, считают пульс и тому подобное. Но самое поразительное в том, что большинство из них вполне здоровы. Просто неосторожное замечание близких, многозначительный намек врача так пуга­ют их, что человек попросту теряется, выдумывает несуществующие опасно­сти и уже не мыслит дня прожить без посещения поликлиники. Молодым старые люди напоминают собак, которые постоянно вертятся под ногами и лают. Старики становятся болтливы, невоздержанны на язык. Молодежь живет бурной, насыщенной жизнью, суетится, ей некогда выслушивать ста­риков, которые вынуждены оставаться один на один со своими страхами и сомнениями, со своими обидами и неразрешенными проблемами.

Человек-обезьяна (80-100)

Когда рождается ребенок, он занимает место своих прадедов, а к тому времени, когда он сам стареет, ему приходится готовить себя к тому, чтобы уступить собственное место. Жизненный путь семидесятилетнего человека охватывает три поколения: дети, родители, деды.

Старость обезображивает наше тело, гасит блеск в глазах, делает кожу вялой и сморщенной, движения медленными и неловкими. В свои 80 лет человек по многим параметрам напоминает старую обезьяну. Пессимисты утверждают, что старость — это наказание за долгую жизнь, что это живая могила или большая скука.

Но вспомним Вольтера: он дожил до преклонных лет, хотя с детства был хилым и болезненным. Бродя по дорожкам вокруг белого замка в Сюли, любуясь прозрачными водами спокойной речки, Вольтер с улыбкой на мор­щинистом лице произносил: «Никогда не допускайте, чтобы жизнь опроти­вела вам. И хотя наша старость большой цены не имеет, задумайтесь и уви­дите, что для вас иной жизни, прекрас­нее — нет».

Среди крупных ученых и писателей есть долгожители: Ньютон, Эдисон, Гете, Толстой, Мичурин, Циолковский умерли в возрасте от 80 до 87 лет, сохра­няя творческие силы и бодрость духа. Английский философ Т. Гоббс начал свою «Историю революционных лет» в возрасте 80 лет. Опера «Фальстаф», полная жизни, юмора и блеска, — творение восьмидесятилетнего компози­тора Верди. В таком же возрасте французский композитор Обер написал свой «Сон любви». Американский ученый и писатель Уильям Дюбуа, умер­ший в возрасте 96 лет, до последних дней жизни занимался творчеством и участвовал в политической деятельности. Знаменитый русский микробио­лог С.Н. Виноградский умер в 97 лет, а незадолго до кончины правил кор­ректуру новой книги.

Великий русский физиолог И.П. Павлов большую роль в сохранении здоровья отводил определенному режиму, разумному чередованию физичес­кого и умственного труда, особо подчеркивая пользу физических нагрузок. Выдвинув свою теорию старения, в которой определяющая роль отводится нервной системе, ее влиянию на организм, ученый поставил под контроль прежде всего себя. Полушутя он заявил, что постарается дожить до 90 лет (он прожил 88 лет). Основу его образа жизни составил строгий режим: чередо­вание труда и отдыха. В перерывах между научной работой И.П. Павлов играл в городки, работал в саду, любил в воскресные дни ходить в лес за гри­бами, кататься на велосипеде, работать в саду. Ученый признавался, что физический труд всегда любил больше, чем умственный.

Американский терапевт П.С. Брегг прожил 95 лет и трагически погиб еще полным сил. В основе системы Брегга лежит сочетание высокой физической активности с использованием определенной диеты и аутотренинга. Среди физических упражнений, которыми он занимался, были бегтрусцой на длин­ные дистанции, пешие прогулки, танцы, упражнения, позаимствованные из системы индийских йогов. Физическими упражнениями он предпочитал за­ниматься на открытом воздухе в парке, лесу, уделяя тренировкам в течение дня сравнительно немного времени, около часа. Для поддержания тонуса нервной системы этот уже далеко не молодой человек общался с молодежью, бывал на вечерах, в туристических походах, занимался альпинизмом.

Всем известно, что Л.Н. Толстой до глубокой старости сохранял физичес­кое здоровье, умственную работоспособность. Этому в немалой степени способствовал режим: чередование работы с прогулками, умственной дея-

тельности с физическим трудом. Академик АМН СССР П.Д. Горизонтов, известный в нашей стране ученый-патофизиолог, в интервью по поводу 80-летия на вопрос: «Как Вам удалось сохранить свою работоспособность?» ответил: «Жить надо правильно! Этот совет включает в себя правильный режим труда, правильный режим отдыха и режим питания. Соблюдение их и ведет к долголетию».

Таблица 5 Знаменитости, дожившие до глубокой старости29

 

Имя Годы жизни Занятие Возраст
Горгий ок. 483-365 до н.э. Древнегреческий ритор, софист  
Шеапель Мишель Эжен 1786-1889 Французский химик  
Аботт Чарльз Грили 1872-1973 Американский астрофизик  
Гарсия Мануэль Патрисио 1805-1906 Испанский певец и педагог  
Людкевич Станислав Филиппович 1879-1979 Украинский композитор  
Дружинин Николай Михайлович 1886-1986 Советский историк  
Фонтенель Бернар Ле Бовье 1657-1757 Французский философ  
Менендес Пидаль Рамон 1869-1968 Испанский филолог и историк  
Галле Иоганн Готфрид 1812-1910 Немецкий астроном  

ВОЗРАСТНЫЕ СТАДИИ

Возрасты человеческой жизни — как звенья в золотой цепочке. Но выньте одно или два звена из обычной цепочки и мало что изменится. Просто она станет чуть короче. Но сущность ее не изменится.

Совсем иначе происходит в цепочке нашей жизни. Каждый возраст по-своему уникален и незаменим. Он решает свои задачи, те, что не способен выполнить другой, пусть и более зрелый, сложный, развитой.

В младенчестве и приблизительно до 15 лет у человека нет каких-либо точных целей. Ребенок живет настоящим и имеет о будущем весьма смут­ное представление. В этот период происходит в основном развитие физи­ческих и умственных способностей.

Период с 15 до 20 лет соответствует отрочеству и юности. На этой стадии человек осознает свои потребности, способности и интересы. Он вынаши­вает великие планы, связанные с выбором профессии, партнера и вообще смысла собственной жизни. Этот период первых дерзаний позволяет ему оценить, в какой степени способен он овладеть определенными навыками и быстро достичь поставленных целей.

Следующая, третья, фаза длится с 25 до 40—45 лет и соответствует зрело­сти вплоть до ее расцвета. Это самый богатый период жизни. Для него ха­рактерна постановка четких и точных целей, позволяющая добиться ста­бильности на профессиональном поприще и в личной жизни, принимают­ся решения, связанные с созданием и укреплением собственной семьи и рождением детей.

Источник: www.uic.nnov.ru.

Четвертая стадия продолжается с 45 до 65 лет. Это солидный возраст, когда человек подводит итоги своей прошлой деятельности и своим свершениям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учетом своего профессионального положения, физического состояния и семейной жизни.

Завершающая пятая фаза начинается в преклонном возрасте — в 65— 70 лет. В этот период многие люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на раз­личные формы досуга, путешествуя или просто приятно проводя время, спо­койно проживая последние годы жизни.

Таким образом, расположенная во времени цепочка человеческой жиз­ни складывается не из отдельных звеньев, а из последовательных стадий. Нельзя перескочить через одну из них и сразу оказаться на следующей.

Возрасты человеческой жизникак звенья в золотой цепочке. Каждый возраст по-своему уникален и неповторим

А в жизни общества происходит разве не так? Каждое общество, будь то американское, российское или французское, должно пройти в своем разви­тии стадии младенчества, юности, зрелости и старости. В младенчестве они всему еще только учатся, перенимают научные и технические достижения у других стран. В юности они пытаются создать что-то свое, много экспери­ментируют, шарахаются от одной крайности к другой. Часто они подража­ют чужой моде, стараясь вести себя не так, как это следует из собственной природы, а так, как это модно за рубежом.

Возможно, сегодня наше общество находится именно на такой фазе. У него еще очень молодая и неокрепшая демократия, полная противоречий и крайностей. Мы во многом подражаем другим странам, прежде всего запад­ным, только потому, что это модно.

В зрелом возрасте человек больше прислушивается к своему «Я», стремит­ся быть самостоятельным, независимым. Он уже знает, что именно хочет, какова его цель в жизни, каким средствами ее достигать. У него сформиро­валась целостная концепция жизни, стройное мировоззрение, последова­тельная линия поведения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...