Человек как человек (от 0 до 20 лет)
Первые 20 лет — детство, отрочество и юность — самые счастливые в человеческой жизни. Ребенку, которого кормит грудью мать и защищает от внешних угроз отец, незнакомо страдание, в возрасте до трех лет он ничего не боится и ни о чем думает. Возможно поэтому, как утверждают психологи, человек не запоминает ничего из того, что происходило с ним в первые несколько лет. Опекаемый любящими родителями, маленький человечек как бы обитаем в эдемском саду. Точно так же Адам и Ева жили в раю до своего изгнания. Все заботы и беспокойство о его судьбе взваливают на свои плечи добрые родители. Не убавляется родительских забот и в следующие три года, когда они занимаются нравственным воспитанием своего чада. В это время они пытаются сформировать у ребенка многие прекрасные достоинства: способность любить, ответственно относиться к своим обязанностям, развивают творческое начало, поощряют стремления к познанию, поощряют уважение к людям. Поведение детей заметно меняется после достижения ими шестилетнего возраста. Раньше ребенок, проводивший большую часть времени дома около мамы, во всем подражал взрослым: строил дома из кубиков или разыгрывал социальные сценки со своими куклами и плюшевыми зверятами. РД Многие дети посещают ясли и детский садик, вырабатывая навыки социального общения. Начиная с семи лет ребенок большую часть дня проводит в школе. Он начинает активно контактировать с внешним миром и другими людьми, а с родителями порой спорит или возражает им. Кончился период подражания, начинается время возражений. Настоящие тревоги, стрессы и заботы возникают в подростковом возрасте, а затем в юности. Бунт детей против родителей, борьба за независимость, формирование своего «Я», утверждение своей самостоятельности обозначает окончание «колониального времени» и начало «парада суверенитетов». Вместе с ним за полную независимость от взрослых борются еще тысячи таких же подростков, многие из которых становятся его верными друзьями либо партнерами по играм, шалостям и развлечениям.
Первые 20 лет — детство, отрочество, юность — самые счастливые в человеческой жизни На смену родителям как социальному эталону приходят эстрадные звезды и футбольные кумиры, которые влекут подростков за собой, превращая их в своих преданных фанатов. Группировки, тусовки, разборки, драки становятся для многих основной формой проявления формирующейся муску-линности. Подростки заявляют о своей исключительности не научными открытиями и творческими прозрениями, а тем, что им легко доступно — модной одеждой, экстравагантной прической, вызывающим поведением. Так человек поднимается еще на одну ступеньку своего жизненного цикла и покидает счастливый Эдем. Он многое уже познал, с чем-то лишь познакомился, что-то увидел, попробовал, испытал, но весьма мало что осмыслил или до конца понял. Таким «незавершенным жизненным проектом» подросток ступает на порог взрослой жизни. В 16—17 лет человек заканчивает обучение в средней школе, поступает в высшее учебное заведение, идет трудиться на производство либо его призы- вают в армию. Не за горами отведенные ему сроки на «человеческое существование» — первые 20 лет жизни. Как он провел их? Он многое брал от жизни, не успев ничего дать ей взамен. Около трети среднестатистической продолжительности жизни (70 лет) уходит на учебу и подготовку к предстоящей жизни. Сама жизнь начнется позже — в следующий двадцатилетний отрезок жизни, отведенный человеку согласно притче. Итак, в детстве и отрочестве человек живет за счет общества, ничего не производит, но многое потребляет. Затраченные на его воспитание и обучение средства он покрывает к 35—40 годам, становясь в этот период жизни главным производителем общества — он работает как лошадь.
Человек-лошадь (20-40 лет) В свое время Н.В. Гоголь, обращаясь к молодежи, с пафосом восклицал: «Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! Грозна, страшна грядущая впереди старость, и ничего не отдает назад и обратно». Так уж сложилась наша жизнь, что детство и юность — беспечная пора. Никто из 20-летних серьезно не задумывается о своем здоровье, отдаленной старости и неизбежной смерти. В 20 лет молодой человек полон сил и желаний, готов к новым свершениям, безоглядно идет в гору, бездумно растрачивая жизненную энергию Некогда размышлять о смысле жизни вечно спешащей и очень деловой взрослеющей молодежи. Каждый день надо вытряхивать себя из теплой постели, совершать надоевшие гигиенические процедуры, поглощать завт- рак и мчаться со всех ног в банк, офис, институт, на предприятие. В это время надо еше подумать о неуплаченной квартплате, пустом холодильнике, повышении зарплаты, конфликте с начальником, неудавшемся знакомстве либо уже появившихся маленьких детишках, которых надо еще во что-то обуть и чем-то накормить. Специалисты называют возраст от 17 до 20 лет периодом максимального физического и психического развития. А дальше наступает старение, только мы его не видим и до поры не замечаем. Здоровья пока хватает на бессонные ночи, переедания, неумеренное потребление табака и спиртного. До 30 лет физическое здоровье человека еще внушает нам оптимизм. После этого срока большинство покидают большой спорт, не выдержав конкуренции с более молодыми и страдая от многочисленных травм, а другие ощущают, как начинает расти брюшко. Период с 25 до 35 лет характеризуется наиболее стабильным состоянием предельных возможностей различных функций организма. В 20 лет молодой человек полон сил и желаний. Он физически вынослив, его отличает сноровка движений, быстрота и ловкость здоровой лошади. Он готов к новым свершениям, безоглядно идет в гору и потому бездумно растрачивает драгоценную энергию. Таким образом, оставшиеся четыре пятых жизни человек стареет и умирает, вернее отмирает. Начиная с 35 лет, полагает академик Д.Ф. Чеботарев, мы вступаем на долгую дорогу старения.
Человек-осел (40-60 лет) Для характеристики следующего отрезка жизни как нельзя лучше подходят слова Будды: «Кто в жизни ничего не слышал, кто ничего не понял, тот состарится подобно ослу. Только живот его растет все больше и больше, и все меньше и по достоинству он оценивает жизнь». Эту фазу человек начинает совсем не так, как предшествующую. В начале прошлого этапа, в свои 20 лет, человек был полон сил, надежд и желаний. Закончил его он уставший и обремененный заботами. В 45 лет у большинства людей наступает кризис середины жизни, когда приходится оглядываться назад и размышлять о том, достойно ли она прошла. Закончился период приобретений, начинается пора утрат. В 40 лет у людей снижается уровень приспособляемости к переменам жизни, что является верным признаком достижения зрелого возраста. Мы начинаем ощущать, что не только устаем от жизни. Но и отстаем от нее — что недопонимаем, что-то забываем, хуже усваиваем и меньше радуемся. Взрослые утрачивают то, чем обладает молодежь — неутомимой страстью к экспериментированию. Ослабляются сразу два фундаментальных свойства — любовь и любопытство. Хотя способность влюбляться после 40 лет у мужчин не пропадает и они, бросив опостылевшую жену, готовы устремиться за любой молоденькой красавицей, которая может оживить слабеющие жизненные силы. Но это уже — «вздох угнетенной твари», свет угасающего солнца. И любопытство, если оно не было привито с детства и не превратилось в устойчивую потребность профессионала (ученого или писателя), проявляет себя все слабее. Во всяком случае, 45—50-летнему безработному переобучиться на новую профессию чаще всего бывает крайне трудно. Человек еще многое может — во всяком случае в своих желаниях, он еще многое умеет, учитывая накопленный с годами интеллектуальный капитал, но у него не все уже получается, а потому он начинает раздражаться по всяким пустякам. К 50 годам уже и сердце покалывает, и печень болит, и голова кружится, а пальцы немеют. Отныне и до конца твой лучший спутник — медицинский работник. Замыслов на оставшуюся жизнь еще очень много, но возможности их осуществить все меньше и меньше. Осознание такого разрыва вызывает приступы ярости. Ты ощущаешь, как поднимаешься вверх по лестнице, ведущей вниз. С каждым шагом мы удаляемся от безоблачного детства и приближаемся к мрачной старости.
С каждым шагом мы удаляемся от безоблачного детства и приближаемся к мрачной старости, поднимаясь по лестнице, ведущей вниз Привыкнуть к новому состоянию очень непросто. Кризис середины жизни знаменуется острым ощущением того, что ты впервые вступил на ту дорожку, которая ведет к смерти. Это комплекс второй половины жизни. От досады многие начинают полнеть, нарушается сон. Человек становится крайне раздражительным, нетерпеливым. Незначительные неудачи вызывают бурю опасений и страхов, в результате понижается интерес к тому, что занимало его раньше. В возрасте «поздней зрелости» (с 35 до 60 лет) растрачиваемые силы уже нечем компенсировать. Правда, к этому моменту у человека появилось совершенно новое качество — умение тратить оставшиеся силы, быть рациональным и мудрым. Недостаток физических сил как бы компенсируется избытком знаний и опыта. Человек-собака (60-80 лет) Старение организма — биологическое явление, оно развивается постепенно, но особенно заметным становится примерно в 65—70 лет. После 60 лет начинается новый этап — пенсионный. Отработав свое и заработав на счастливую старость, можно путешествовать по миру, встречаться с интересными людьми, смотреть любимые спектакли и заниматься садоводством. Если, конечно, ты их накопил. В бедных странах и после пенсии приходится подрабатывать на жизнь, чтобы как-то поддержать тот материальный уровень, который был у человека в пору его экономического расцвета. Отдыхать и предаваться развлечениям большинству пожилых людей не удается не только в силу материальной нужды и бедности. Работает старая привычка чем-то занимать свои руки и свой мозг. Предшествующая трудовая жизнь буквально переделала все наше существо. Если спросить молодых людей, что они предпочтут — труд или отдых, то многие выберут отдых. Они еще не успели привыкнуть к повседневному труду. Если тот же вопрос задать пожилым людям, то получим прямо противоположный ответ. К тому времени человеческое существо успело пропитаться ядом трудоголизма — самой страшной и практически неизлечимой болезни.
Желание трудиться — главная потребность здорового человека, каждый из нас стремится оставить после себя след — доказательство того, что ты жил. Не в работе заключается смысл жизни. Оставляя работу, которую ты любил и на которой тебя уважали, человек чувствует себя лишним. Человек быстро угасает, если его не согревает чувство, что он кому-то нужен. Пословица гласит: «Человек может все, не может только ничего не делать». Типичные представители данной возрастной группы — мнительные люди — постоянные посетители больниц, поликлиник. Они без конца измеряют артериальное давление, температуру, считают пульс и тому подобное. Но самое поразительное в том, что большинство из них вполне здоровы. Просто неосторожное замечание близких, многозначительный намек врача так пугают их, что человек попросту теряется, выдумывает несуществующие опасности и уже не мыслит дня прожить без посещения поликлиники. Молодым старые люди напоминают собак, которые постоянно вертятся под ногами и лают. Старики становятся болтливы, невоздержанны на язык. Молодежь живет бурной, насыщенной жизнью, суетится, ей некогда выслушивать стариков, которые вынуждены оставаться один на один со своими страхами и сомнениями, со своими обидами и неразрешенными проблемами. Человек-обезьяна (80-100) Когда рождается ребенок, он занимает место своих прадедов, а к тому времени, когда он сам стареет, ему приходится готовить себя к тому, чтобы уступить собственное место. Жизненный путь семидесятилетнего человека охватывает три поколения: дети, родители, деды. Старость обезображивает наше тело, гасит блеск в глазах, делает кожу вялой и сморщенной, движения медленными и неловкими. В свои 80 лет человек по многим параметрам напоминает старую обезьяну. Пессимисты утверждают, что старость — это наказание за долгую жизнь, что это живая могила или большая скука. Но вспомним Вольтера: он дожил до преклонных лет, хотя с детства был хилым и болезненным. Бродя по дорожкам вокруг белого замка в Сюли, любуясь прозрачными водами спокойной речки, Вольтер с улыбкой на морщинистом лице произносил: «Никогда не допускайте, чтобы жизнь опротивела вам. И хотя наша старость большой цены не имеет, задумайтесь и увидите, что для вас иной жизни, прекраснее — нет». Среди крупных ученых и писателей есть долгожители: Ньютон, Эдисон, Гете, Толстой, Мичурин, Циолковский умерли в возрасте от 80 до 87 лет, сохраняя творческие силы и бодрость духа. Английский философ Т. Гоббс начал свою «Историю революционных лет» в возрасте 80 лет. Опера «Фальстаф», полная жизни, юмора и блеска, — творение восьмидесятилетнего композитора Верди. В таком же возрасте французский композитор Обер написал свой «Сон любви». Американский ученый и писатель Уильям Дюбуа, умерший в возрасте 96 лет, до последних дней жизни занимался творчеством и участвовал в политической деятельности. Знаменитый русский микробиолог С.Н. Виноградский умер в 97 лет, а незадолго до кончины правил корректуру новой книги. Великий русский физиолог И.П. Павлов большую роль в сохранении здоровья отводил определенному режиму, разумному чередованию физического и умственного труда, особо подчеркивая пользу физических нагрузок. Выдвинув свою теорию старения, в которой определяющая роль отводится нервной системе, ее влиянию на организм, ученый поставил под контроль прежде всего себя. Полушутя он заявил, что постарается дожить до 90 лет (он прожил 88 лет). Основу его образа жизни составил строгий режим: чередование труда и отдыха. В перерывах между научной работой И.П. Павлов играл в городки, работал в саду, любил в воскресные дни ходить в лес за грибами, кататься на велосипеде, работать в саду. Ученый признавался, что физический труд всегда любил больше, чем умственный. Американский терапевт П.С. Брегг прожил 95 лет и трагически погиб еще полным сил. В основе системы Брегга лежит сочетание высокой физической активности с использованием определенной диеты и аутотренинга. Среди физических упражнений, которыми он занимался, были бегтрусцой на длинные дистанции, пешие прогулки, танцы, упражнения, позаимствованные из системы индийских йогов. Физическими упражнениями он предпочитал заниматься на открытом воздухе в парке, лесу, уделяя тренировкам в течение дня сравнительно немного времени, около часа. Для поддержания тонуса нервной системы этот уже далеко не молодой человек общался с молодежью, бывал на вечерах, в туристических походах, занимался альпинизмом. Всем известно, что Л.Н. Толстой до глубокой старости сохранял физическое здоровье, умственную работоспособность. Этому в немалой степени способствовал режим: чередование работы с прогулками, умственной дея- тельности с физическим трудом. Академик АМН СССР П.Д. Горизонтов, известный в нашей стране ученый-патофизиолог, в интервью по поводу 80-летия на вопрос: «Как Вам удалось сохранить свою работоспособность?» ответил: «Жить надо правильно! Этот совет включает в себя правильный режим труда, правильный режим отдыха и режим питания. Соблюдение их и ведет к долголетию». Таблица 5 Знаменитости, дожившие до глубокой старости29
ВОЗРАСТНЫЕ СТАДИИ Возрасты человеческой жизни — как звенья в золотой цепочке. Но выньте одно или два звена из обычной цепочки и мало что изменится. Просто она станет чуть короче. Но сущность ее не изменится. Совсем иначе происходит в цепочке нашей жизни. Каждый возраст по-своему уникален и незаменим. Он решает свои задачи, те, что не способен выполнить другой, пусть и более зрелый, сложный, развитой. В младенчестве и приблизительно до 15 лет у человека нет каких-либо точных целей. Ребенок живет настоящим и имеет о будущем весьма смутное представление. В этот период происходит в основном развитие физических и умственных способностей. Период с 15 до 20 лет соответствует отрочеству и юности. На этой стадии человек осознает свои потребности, способности и интересы. Он вынашивает великие планы, связанные с выбором профессии, партнера и вообще смысла собственной жизни. Этот период первых дерзаний позволяет ему оценить, в какой степени способен он овладеть определенными навыками и быстро достичь поставленных целей. Следующая, третья, фаза длится с 25 до 40—45 лет и соответствует зрелости вплоть до ее расцвета. Это самый богатый период жизни. Для него характерна постановка четких и точных целей, позволяющая добиться стабильности на профессиональном поприще и в личной жизни, принимаются решения, связанные с созданием и укреплением собственной семьи и рождением детей. Источник: www.uic.nnov.ru. Четвертая стадия продолжается с 45 до 65 лет. Это солидный возраст, когда человек подводит итоги своей прошлой деятельности и своим свершениям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учетом своего профессионального положения, физического состояния и семейной жизни. Завершающая пятая фаза начинается в преклонном возрасте — в 65— 70 лет. В этот период многие люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на различные формы досуга, путешествуя или просто приятно проводя время, спокойно проживая последние годы жизни. Таким образом, расположенная во времени цепочка человеческой жизни складывается не из отдельных звеньев, а из последовательных стадий. Нельзя перескочить через одну из них и сразу оказаться на следующей. Возрасты человеческой жизни — как звенья в золотой цепочке. Каждый возраст по-своему уникален и неповторим А в жизни общества происходит разве не так? Каждое общество, будь то американское, российское или французское, должно пройти в своем развитии стадии младенчества, юности, зрелости и старости. В младенчестве они всему еще только учатся, перенимают научные и технические достижения у других стран. В юности они пытаются создать что-то свое, много экспериментируют, шарахаются от одной крайности к другой. Часто они подражают чужой моде, стараясь вести себя не так, как это следует из собственной природы, а так, как это модно за рубежом. Возможно, сегодня наше общество находится именно на такой фазе. У него еще очень молодая и неокрепшая демократия, полная противоречий и крайностей. Мы во многом подражаем другим странам, прежде всего западным, только потому, что это модно. В зрелом возрасте человек больше прислушивается к своему «Я», стремится быть самостоятельным, независимым. Он уже знает, что именно хочет, какова его цель в жизни, каким средствами ее достигать. У него сформировалась целостная концепция жизни, стройное мировоззрение, последовательная линия поведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|