Жизненные ценности подростков
На какие ценности ориентируются сегодняшние подростки? Многие считают, что подростки все больше ценят собственные интересы. В частности, имеются документальные свидетельства того, что финансовые, а не философские вопросы больше всего волнуют учащихся. Так, было установлено, что начиная с 1990-х гг. юноши и девушки все меньше и меньше осуждают эгоизм и обман. Не исключено, что причиной послужили проявления коррупции в политике и бизнесе, а также те материальные трудности, с которыми молодым людям приходится сталкиваться. Возможно, у молодежи и подростков складывается впечатление, что это и есть норма нашей жизни. Или они думают, если такое позволено другим и ведет к успеху, то почему оно не может быть позволено мне. Во всяком случае, заметно возрастает терпимость по отношению к обману ради денег, к эгоистичному и безответственному поведению. Может быть, современная молодежь становится в большей степени материалистами и реалистами, чем в прежние времена? Или юноши и девушки, несмотря ни на что, остаются идеалистами? ИДЕАЛИСТ — человек, преувеличивающий роль духовных ценностей и идеалов (добра, справедливости, честности) в нашей жизни и в развитии общества. МАТЕРИАЛИСТ — человек, преувеличивающий влияние вещественных или материальных факторов (экономических условий, социальной обстановки, финансового благополучия) на поведение людей и жизнь общества. Существуют научные данные, подтверждающие оба предположения. Так, проведенное в школах Австрии, Франции, Швейцарии и Западной Германии исследование показало: 1) молодежь хочет быть похожей на себя, а не на идеальных героев романов, героев кинофильмов или великих людей;
2) она стремится сделать успешную карьеру в шоу-бизнесе, предпринимательстве, промышленности или науке (начиная от певцов и заканчивая археологами). Кто-то мечтал стать просто богатым человеком, а кто-то — физически привлекательным и популярным. Вместе с тем значительная часть опрошенных (около 40%) хотели бы стать дружелюбными и вежливыми людьми с хорошо развитым чувством юмора, быть честными, надежными, трудолюбивыми, добрыми. Исходя из этого ученые пришли к выводу: во всем мире и во все времена молодым людям свойственно быть идеалистами20. Итак, юноши и девушки остаются и материалистами, и идеалистами. Соотношение материалистических и идеалистических ценностей, однако, меняется с возрастом. Чем моложе люди, тем больше они идеалисты и романтики. И наоборот, чем старше становится человек, тем скорее он превращается в материалиста. Когда американские ученые выяснили, какие книжки читают подростки 10—13 лет, каким героям они подражают и восхищаются, то оказалось: первенство держат вымышленные герои, которым свойственны чувство коллективизма, общности с другими людьми. Каждый из них действовал, руководствуясь нравственной необходимостью заботиться об окружающих. Персонажи этих произведений не могли оставаться равнодушными к боли и страданиям других людей, они чувствовали себя в ответе за них. А вот у студентов на первом месте были не сказочные герои и не ковбои, как у подростков в 14—16 лет, а реальные бизнесмены, достигшие успеха благодаря упорному труду и выдающимся способностям21. Юношеский идеализм на самом деле долго не выветривается. И в 18 лет мы верим в идеальную дружбу и платоническую любовь. Мы представляем людей лучше, чем они есть порой на самом деле. Мы хотим и общество перекроить по своим меркам, списанным с идеального вымышленного общества, в котором все люди братья, нет обмана и войн, а мужчины и женщины бесконечно красивы.
Однако в юности идеализм, зародившийся в подростковом возрасте, нередко превращается в максимализм. Мне надо все и сразу, я хочу дружбы вечной и искренней или мне не нужно вообще никакой. Кто был революционерами, великими путешественниками, первооткрывателями, возмутителями общественного спокойствия? Только молодые люди. А кто поднимал полки в Гражданскую войну, шел в тыл к фашистам, бесстрашно подрывал вражеские поезда? Но и в мирные 1960—90-е молодежь не могла утихомириться. Знаменитые студенческие демонстрации, прокатившиеся в 1968 г. по Франции, вызвавшие шок в общественном мнении, заставившие пересмотреть многие фундаментальные ценности, организовала молодежь. Ее идеализм, оказывается, выражает себя в озабоченности социальными проблемами. Несогласии с бедностью и неравенством, наркоманией и призывами к войне. Разве плох такой максимализм? Когда в США стали преследовать чернокожих, а затем разыгралась война во Вьетнаме, студенты всей страны маршировали в первых рядах борцов за гражданские права. Массовыми демонстрациями и выездами на мотоциклах юноши и девушки выражали свой протест, устраивали забастовки на улицах городов и в студенческих городках. Когда в 1970 г. Соединенные Штаты напали на Камбоджу, волна антивоенных выступлений прокатилась 20 Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 23. 21 Там же. С. 23-24. Год «Группа молодых людей, в основном избегающих как работы, так и учебы, живущих на родительские деньги, пьющих, не имевших в жизни даже самых мелких целей, организовала притон на 11-м этаже, в центре города, в четырехкомнатной квартире...» «Живем настоящим днем, а что было и что будет, нас не волнует. У нас нет никаких увлечений, нам лишь бы провести весело вечер». Год «Если кто не имеет понятия, как это так «красиво» жить, мы вам растолкуем. Это когда у тебя каждый день в кармане 80 рублей, а то и больше, сигареты «Мальборо», «Кент», когда ты пьешь коньяк «Камю», когда с тобой интересная девчонка или парень, когда у тебя дома солидные и все понимающие родители...» «Мне 21 год. Я окончил всего 8 классов, потом сменил несколько профессий, но ни одна меня не заинтересовала! Я ничем не увлекаюсь, книг не читаю. Просыпаюсь, чтобы поесть или когда надоест спать...»
«Надоело жить так, как живут мои сверстники. Выйдешь во двор, и опять те же лица, умирающие со скуки... Казалось бы, все есть — шмотки и прочие атрибуты «веселой» жизни. Но как хотелось бы сменить эту «веселую» жизнь на интересную, увлекательную...» «Я учусь в училище. Староста. Много общественных поручений. Для меня такая жизнь интересна. А вот с группой отношения портятся. Группа трудная. Запросто могут сорвать урок, нагрубить учителю. Я как староста хочу все это изменить, повлиять на разболтанных, а в ответ слышу: «Тебе что. больше всех надо?» В группе меня уже не могут терпеть...» ЦЕННОСТИ И ЦЕЛИ Часто мы путаем эти понятия то ли намеренно, то ли по незнанию. К примеру, богатство — это ценность или цель жизни? Тот, кто дал правильный ответ — богатство есть цель, а не ценность, — все равно ошибся. Почему? Давайте разберемся, а в качестве консультанта возьмем известного американского специалиста по управлению С. Паркинсона, автора всемирно известной книги «Законы Паркинсона»24. Будем рассуждать вместе с ним. Является ли богатство смыслом жизни? Можно ли поставить перед собой цель разбогатеть? Сколачивать состояние — занятие полезное, но дальше возникает вопрос: на что нужны эти деньги? Если рассуждать здраво, то богатство не самоцель, а средство для достижения цепи. Что будет делать миллионер, когда он уже завладел миллионами? Он может купить политическую власть себе или своим детям или купить политиканов, которые делят власть между собой. Он может купить знаки высокого положения в тех странах, где положение еще имеет свое символическое выражение. Он может купить еду, выпивку, женщин, приятелей и комфорт. Наконец, он может купить убежище — остров в южных морях, обитель, полную солнца, красоты и покоя. Но большинство развлечений имеют свойство доставлять 24 Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона: Сб. / Пер. с англ. Минск, 1998. С. 480—482. со временем все меньше и меньше удовольствия. Разумная мера удовольствия доступна и небогатым, а излишества приводят только к несварению желудка, болезням и переутомлению. Тот, кто гоняется за удовольствиями, напоминает слепого в темной комнате, который ловит черную кошку, давно сбежавшую в неизвестном направлении.
Для средней семьи солидные состояния обычно вне пределов досягаемости. Добившись обеспеченности и комфорта, мало кто решится рискнуть всем своим достоянием в надежде на то, что ему повезет в игре. Во-первых, люди чувствуют себя ответственными за благополучие семьи. Во-вторых, они не так уж уверены, что огромное состояние принесет им такое же огромное удовлетворение. Только представители самых низших слоев общества с бешеной энергией стараются добиться богатства, потому что им дает разгон неистовое желание вырваться из когтей нищеты, да и с самого начала им нечего терять. Если десять таких людей вышли на старт, то девять из них финишируют в тюрьме, а десятый станет миллионером. Из благополучной средней семьи редко выходят миллионеры, и еще реже среди них встречаются люди, окончившие коммерческие институты. Главная цель жителей современного пригорода, имеющих определенную профессию, — это стремление, чтобы их дети были еще лучше устроены, получали бы более высокие оклады и дружили бы с влиятельными людьми. Все это не имеет ничего общего с настоящим богатством. Значит, для большинства из нас богатство не представляет цель жизни. Богатство может стать целью жизни в практическом, но не в этическом смысле. Вы поставили цель к 30 годам обзавестись первым миллионом, и последовательно ее выполняете. В начале 1990-х гг. в России молодые люди за месяц делали целые состояния. Время было такое — эпоха первоначального накопления. Тогда даже статьи с таким названием появлялись: «Миллионером в Москве может не быть только ленивый». Большая часть из первого поколения миллионеров разорилась, отошла от дел и переквалифицировалась на другую профессию, была застрелена рэкетирами, а те, что остались, помудрев, увидели, что смысл жизни не в деньгах. Богатство потому и не является по-настоящему целью жизни, что оно не может быть ценностью. Но так происходит только с богатством, успехом и некоторыми другими целями-ценностями. А вот очень маленькие и очень конкретные цели, например, сходить за молоком, завтра проснуться в шесть часов утра, постирать рубашку, никогда не спутаешь с большими ценностями. Например, общественное положение. Высокое общественное положение — цель, которой мы можем добиваться и ради достижения которой стоит прилагать усилия. Но вряд ли можно сказать то же самое о стремлении к счастью (в противоположность удовольствиям). Можно ли стать счастливым, поставив себе целью добиваться счастья? Часто происходит как раз наоборот: счастья достигают те, кто требует малого. Символ счастья — рай в шалаше, простая пища и жизнь на лоне
природы. Убегая от цивилизации, мы можем расстаться с автомобилем и радио, свести свое имущество к минимуму и таким образом наслаждаться единением с природой и всей ее прелестью. Может быть, это и неплохая мысль, если речь идет о людях пожилых. А в более ранние годы этот план провалится — надо воспитывать детей. Удалиться на лоно природы, успев обогатить свой ум, унося в памяти множество прочитанных книг, — это одно. а растить детей, которые никогда не видели библиотеки, концертного зада или театра, — это совсем другое. Вряд ли они будут счастливы, и весьма возможно, что они деградируют до такой степени дикости, которая может оказаться на редкость неприятной. Расставшись с цивилизацией, нам не вернуться к первобытной простоте. Богатство — ценность или цель жизни? Положение в обществе, может быть, и стоит усилий, но сами эти усилия легко превращаются в нелепицу. Как и счастье, общественное положение обычно приходит к нам как побочный продукт какой-то другой деятельности. Сравнивая всевозможные цели, которые мы ставим перед собой, надо упомянуть о стремлении создать что-то прекрасное, нужное и всем интересное. Художник, писатель или музыкант ставит перед собой цель, которая не ведет ни к положению в обществе, ни к богатству, счастью или спокойной жизни. Скульптор, высекающий шедевр из глыбы мрамора, создает прекрасное произведение искусства. Для него в этом и труд, и забава, ему жаль каждой минуты, потерянной на еду или на сон. Статуя, которую он изваял, может принести ему и некоторую сумму денег, и славу в мире искусства. Он счастлив, когда работает, и испытывает удовлетворение, завершив эту работу. Он верит, что слава переживет его самого, и его лучшие произведения останутся в наследство грядущим поколениям. Только такой род занятий может соединить все мыслимые цели: славу, богатство, счастье, интересную работу, удовольствие. Какая радость сравнится с радостью композитора, написавшего музыку к оперетте, имеющей бешеный успех? Заставить петь весь мир — это само по себе счастье, но, если получаешь удовольствие во время работы, а по окончании ее на тебя еще сваливаются слава и богатство, это значит, что ты добился почти всего, чего можно добиться в жизни. В конце 1992 г. было опрошено около 250 человек в возрасте от 13 до 20 лет в городах Евпатории, Владимире и некоторых районных центрах Владимирской области25. Из опрошенных верят только в себя —37,4%, в Бога — 30%, в друзей — 17,2%, в родных — 12,7%. Сегодняшние юноши и девушки смотрят на жизнь прагматично, полагаясь больше на себя, своих родных и близких, нежели на оказавшиеся фантомами идеи, а также властные структуры, не способные создать молодым условия для достойного цивилизованного самоосуществления. Из общего числа опрошенных более половины (52,7%) часто или очень часто конфликтуют с окружающими, выбирая малопродуктивные, «жесткие» (сила, крик, нецензурная брань, месть) способы разрешения конфликта. Как показывают недавние опросы ВЦИОМ26, для молодежи — по сравнению с населением в среднем и в особенности со старшими поколениями — характерна довольно высокая степень удовлетворенности жизнью27. Вполне или скорее довольны своей жизнью более трех пятых молодых людей (66%), скорее недовольны — чуть более одной четверти (27%), тогда как совершенно не довольны только 5% опрошенных. Основным мотивом работающей молодежи, объясняющим их выбор рабочего места, выступают чисто финансовые причины — возможность получения большего дохода. При высокой значимости материального благополучия, значимость социального признания, достижения высоких статусных позиций оказывается для молодежи довольно низкой. Наиболее значимыми для молодых респондентов оказываются не столько общественные свободы, сколько традиционные для большинства россиян ориентации на государственные гарантии. До 40% опрошенной молодежи высказывают готовность уехать из России на некоторое время. Доля тех, кто хотел бы уехать из России навсегда, в десять раз меньше. Несколько чаще об этом заявляли только самые молодые респонденты (7%), а также находящиеся без работы (10%). Желание съездить за рубеж растет с достижением более высокого потребительского статуса. У самых молодых и еще учащихся такие желания мо- 25 Завражин С.А., Хартанович К.В. Новое поколение на периферии: конформисты или девианты? // 26 «Мониторинг общественного мнения» — результаты репрезентативного опроса 1264 молодых рес 27 Зоркая Н., Дюк Нади М. Ценности и установки российской молодежи // Полит.Ру 22 августа гут быть связаны либо с неопределенными мечтами о будущем, с большей открытостью к переменам, к новому (здесь самый высокий процент тех, кто поехал бы посмотреть на другие страны — 37%), либо, в меньшей степени с желанием поучиться (в два раза чаще среднего — 16%), подзаработать (18%). Выше средней готовность поехать на время за границу и среди специалистов (44%), для них наиболее значима здесь возможность посмотреть на иную жизнь (30%), получить высокооплачиваемую работу (27%). Как и для подавляющей части россиян, для молодежи чрезвычайно важной остается именно национальная идентификация. 61% опрошенных молодых ответили, что они практически постоянно ощущают свою принадлежность к русскому народу, еще 17% — что довольно часто. К экстремистским груп пировкам, в том числе футбольным фанатам и антисемитским акциям, молодые респонденты относятся более негативно, чем к националистическим акциям. Одобряющих и готовых участвовать (или уже участвующих) в действиях экстремистов лишь около 2%2\ Социологи пришли к выводу: если в начале 1990-х гг. молодежь считали основным проводником либерально-демократических идей, то в конце десятилетия выяснилось, что взгляды молодого поколения практически ничем не отличаются от взглядов старших поколений. Исследование ценностных ориентации и жизненных приоритетов молодежи29, а также межпоколенческих взаимоотношений, проведенное в Зеленограде30 в 1999 г.31, выявило, что большинство молодых людей (54%) удовлетворены не только своей жизнью, но не обществом, в котором они живут. Современную молодежь отличает более позитивный, чем у старшего поколения, настрой: они практически не жалуются, в большей степени рассчитывают на себя, нежели на помощь извне (особенно от государства). Фактор возраста отчетливо проявляет себя в отношение к религии. Верующих среди молодежи от 40% (среди 12— 14-летних) до 53% (среди 22-25-летних). Для сравнения — 78% взрослых считают себя верующими32. Проявилась следующая тенденция — молодежь младшей группы дает наибольшую долю затруднившихся с ответом и колеблющихся. Начиная с 22 лет число тех, кто не смог однозначно ответить относительно своего отношения к религии, значительно снижается. В отличие от более взрослых поколений, которые знают, как «все должно быть», молодежь не уверена в себе, ее взгляды на мир не устойчивы и чрезвычайно разнообразны, приоритеты и предпочтения — не определены. Не решен и главный вопрос — о смысле жизни. Оказывается, молодежь больше задумывается о цели и смысле жизни, нежели взрослое население. Доля взрослых никогда не задумывающихся о смерти в два раза больше, чем у молодежи. Изучение ценностей тинейджеров в возрасте от 15 до 18 лет в 26 странах мира показало, что особое значение в молодежной среде имеют юмор и раз- 28 Там же. 28 Скриптунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи // Социологические исследования. 2002. № 1. 30 Зеленоград — административный округ Москвы с населением 220 тыс. человек. 31 Опрошено 564 респондента — молодые люди от 12 до 29 лет. В качестве контрольной группы выс 32 Скриптунова Е.А., Морозов А.А. Указ. соч. влечения. В частности, юмор является в настоящее время одним из наиболее эффективных способов борьбы с проблемами и заботами молодежи. В отличие от инфантильности предшествующего поколения нынешние тинейджеры ожидают от жизни таких очень серьезных вещей, как успешная карьера (81%), вступление в брак (69%), жизнь в условиях мира (66%)33. Большим сюрпризом оказалось и то, что лишь 38% тинейджеров намереваются жить в той стране, где они родились. В то же время похоже, что сегодняшние заботы зачастую сильно отличаются от проблем вчерашних тинейджеров. 73% современных молодых людей озабочены получением хорошей работы, 64% — опасностью потерять то, что они любят, и — в противоположность тому, что можно было бы думать в связи с проблемой «отцов и детей» — 63% тинейджеров беспокоятся о здоровье своих родителей. Что же больше всего влечет тинейджеров? На первом месте стоит индустрия развлечений. А в этом ряду прочно первенствует просмотр телепередач (93%), опередивший даже встречи с друзьями. Большинство молодых людей предпочитают музыкальные видеофильмы, а также спортивные программы. Вторую строчку среди любимых занятий занимает прослушивание музыкальных записей, затем идут просмотры фильмов дома и непосредственные походы в кино. В ходе исследования было установлено, что любимым времяпрепровождением являются вечеринки, занятия спортом, разговоры по телефону, а также походы в магазин и просто сидение дома. Новое поколение тинейджеров — это не только потребители сегодняшнего дня, но и будущие потребители. Обладая зрелостью 35-летних людей и импульсивностью подростков, сегодняшние тинейджеры хотят всего и сразу, а также желают знать точно, что они приобретают34. ПОКОЛЕНЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ35 Поколенческие нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания общественно одобряемого поведения, некие обобщающие образцы (шаблоны), управляющие поведением людей, представляющих разные поколения. Они возникают, развиваются, изменяются и испытывают всевозможные деформации в те периоды, когда общество находится в переходной стадии развития. Так, если в традиционном обществе старики выступали в роли не только хранителей мудрости, но и нравственных авторитетов, то сегодня молодежь ориентируется в моральном выборе совсем на иные источники, в частности на СМИ. Именно с этих позиций еще в начале XX в. изучал генерации французский социолог Ф. Монтре36. Он анализировал духовное состояние людей че- 33 Тинейджеры заставят коммерсантов попотеть // Московская правда. 1995. 18 окт. 34 Там же. ь Материал написан в соавторстве с д-ром социологических наук, проф. Н.В. Шахматовой. 36 См.: Mentre F. Le generations sociales. Paris, 1920. P. 49. рез неформальные механизмы распространения идей, единых верований и менталитета, характерных для данного поколения. Будучи свидетелями одних и тех же событий, получив одно и то же образование, участвуя в одной и той же культуре, генерации, по его мнению, разрабатывают сходные жизненные проекты. Между собой поколения вступают в отношения только сотрудничества либо конкуренции. Прошлые поколения передают свои взгляды, идеалы и ценности будущим поколениям. Однако в процессе такой передачи что-то утрачивается, что-то искажается, отбраковывается и изменяется. В результате поколенческие системы ценностей очень сильно отличаются друг от друга. Ф. Монтре первым обратил внимание на особенности в институциализации поколенческих норм и попытался выявить механизм их преемственности. Социальные нормы можно классифицировать по самым разным основаниям, в том числе по степени жесткости наказания за их нарушение. Не являются исключением и поколенческие нормы. Выяснилось, например, что чем более значима норма, тем строже наказание за ее нарушение. Вот почему поколенческие нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго они соблюдаются (жесткие и мягкие), каков их масштаб (генерационные, групповые, индивидуальные) или какова степень их формализации (формальные и неформальные). Так среди формальных норм следует указать на электоральный ценз с 18 лет, разрешение покупать сигареты и спиртные напитки, уход на пенсию с 55—60 лет, поступление детей в школу и их переход из класса в класс, призыв в армию, разрешение вступления в брак с 18 лет. Неформальные нормы, хотя и менее определены, служат ориентиром в определении жизненных стратегий людей, выступают общепринятой схемой, неким эталоном поведения. Таковы родительские обязанности, права стариков, детей, сроки поколенческо-статусных событий (фактическое вступление в брак, рождение детей, окончание школы, начало трудовой деятельности, учеба в техникуме, вузе, достижение материальной независимости от родителей, этапы карьеры) и пр. Неформальные эталоны выполняют функцию нормативных ожиданий. Так происходит в межпоколенческих и внутрипоколенческих группах: молодежных тусовках, компании друзей, рабочих бригадах, спортивных командах и т.д. Они структурируют взаимоотношения младших и старших членов группы, новичков и наставников. В отличие от норм, поколенческие ценности имеют две формы: внутреннюю (ценностные ориентациии индивида как представителя своей генерации) и внешнюю (ценности, принадлежащие всему обществу). Касаясь второй формы, можно указать на исследование Мэлвина Кона37, который об- 7 См.: Melvin. L.K. Work and Personality. An Inquiry into the Impact of Social Stnitirication. Norwood, 1983. наружил влияние принятой в обществе социальной стратификации на меж-поколенческие ценности. Как оказалось, родители в рабочих семьях ориентируют своих детей на конформизм, а родители из среднего класса — на самоорганизацию. В ходе исследования поколений методом нарративного интервьюирования3" и последующего анализа транскриптов саратовскими социологами было выделено 30 поколенческих ценностей, которые, сформировавшись в период ранней социализации (к 18—20 годам), остаются затем относительно стабильными. Они претерпевают изменение в связи не с возрастной, а с общественной динамикой, а именно тогда, когда общество, в том числе российское, вступает в кризисные периоды, переломные точки роста. Поколенческие нормы — образцы поведения представителей разных поколений Значимость поколенческих норм оценивалась через частоту их употребления респондентами. Поскольку смысловое содержание слов-ценностей у отдельных поколений может не совпадать, дополнительно использовался контент-анализ транскриптов, а также их классификация методом ранжирования статистических распределений частотных характеристик рейтинга упоминания нормативных ценностей. Кривая падения или возрастания рейтинга ценностей свидетельствует о разном уровне их актуальности для людей. У каждого человека существует несколько путей поколенческой самоидентификации. Поколенческая идентификация — это отражение в самосознании способа, критериев (и степень их четкости) осознания индивидом 38 В 1998—1999 гг. опрошено 1060 девушек и 975 юношей (учащихся лицеев, вузов и ПТУ), 1011 представителей среднего поколения (педагоги и медики) в 14 населенных пунктах Саратовского региона по стратифицированной многоступенчатой выборке, а также в 2000 г. методом неформализованного свободного интервью было опрошено 720 респондентов представителей различных поколений примерно в равных пропорциях (рук. проф. Н.В. Шахматова). своей принадлежности к определенной генерации и своих отличий от представителей других поколенческих общностей. В результате проведенного исследования установлено, что пожилые люди едины в определении своей поколенческой принадлежности (90% респондентов причислили себя к старшей генерации в соответствии с биологическим возрастом). Чуть менее единодушны по степени совпадения самоидентификации и биологического возраста представители среднего возраста (86%). В младшей генерации обнаружен наибольший разброс оценок: только 71 % молодежи причислили себя к молодой генерации, а 29% отметили, что они относятся скорее к среднему возрасту. Данные подтверждают субъективный характер самоидентификации и показывают, что внутри младшей генерации внутрипоколен-ческие различия сильнее, чем различия со средней генерацией. Подтвердились высказанные ранее отечественными социологами предположения о генерационных различиях: ориентация на работу намного сильнее у пожилых, чем молодых, а ориентация на семью у них значительно слабее, чем у молодых. Молодые больше ориентированы на образование19. Однако сегодня, как и следовало ожидать, все большее значение приобретает критерий «доход, деньги». При характеристике других поколенческих генераций 50% пожилых людей посчитали, что те живут лучше и получают более высокие доходы, что проявляется в наличии дорогих машин, квартир, усадеб, обстановки. Правда, добыты такие богатства, по мнению старшего поколения, нечестным путем. В их высказываниях богатые чаще всего сопоставлялись с приспособлением, жульничеством, обманом, криминалом. Им противопоставлялись «бедные», «обездоленные», «нищие», которые больше и честнее трудятся. Бедные — «производители материальных благ», богатые — «торгаши, спекулянты, разворовывающие страну». Здесь проскальзывает явное сочувствие бедным работникам и отнесение себя к категории бедняков. Так думают 64% представителей средней и старшей генераций. Как видно из табл. 22, молодежь для себя считает самым важным целеустремленность (58%), средний возраст — образованность (68%), а пожилые — трудолюбие (80%). Правда, у молодежи целеустремленность лишь у каждого четвертого сочетается с понятием ответственности, а у каждого третьего — с бесцельностью, безалаберностью (других), что свидетельствует о неоднозначности, противоречивости молодежных самооценок. Значение духовности, ответственности, взаимопомощи, доброты, честности, доброжелательности, добропорядочности, бескорыстия, самоотверженности, патриотизма прямо коррелирует с возрастом генерации. Иными словами, чем человек старше, тем выше он ценит данные качества. В то же время инициативность, свобода выбора, самостоятельность находятся в обратной взаимосвязи с возрастом, т.е. чем он ниже, тем выше его «социальная цена» для данной генерации. Значение открытости, общительности, дружелюбия, взаимопонимания, хороших манер с возрастом растет, а степень отрицательных самооценок (отсутствие своего мнения, агрессивность, нелюдимость, недружелюбие) — падает. Значение трудолюбия, опыта, профессионализма, экономности, обязательности также растет с возрастом, а образованность, предприимчивость, рациональность, умение добиваться целей, использовать других, а также степень негативных самоооценок неуклонно снижается. 39 См.: Человек и его работа / Под ред. А.Г. Здравомыслова, В.П. Рожина, В.А. Ядова. М., 1967. С. 249. Б Таблица 22 Ценностные различия генераций (в % к числу опрошенных)
В нашей стране, особенно для молодежи (это подтверждается и данными других исследований40), тенденция к идентификации с малой внутрипо-коленческой группой заменяется ориентацией на увеличение личной автономности, которая для одних превращается в отчужденность, для других означает поиск новой идентичности. 40 Подробнее см.: Ольшанский В.Б., Климова С.Г., Крохин И.П. О методах обработки высказываний, стимулированных серией неоконченных предложений // Опыт прикладных исследований, разработок, их экспериментального внедрения в управление воспитательной работой. Тез. докл. Тюмень, 1983. С. 232-236; Климова С.Г. Социальная идентификация в условиях общественных перемен // Человек. 1995. № 3. С. 26-35; Она же. Динамика социальной структуры города: ценностные основания // Социологические исследования. 1993. № 11. С. 77-85. Пессимизм, пассивность обнаруживают прямую связь с возрастом, а оптимизм, активность — обратную. Неожиданной оказалась прямая связь возраста с благосостоянием и доходом. К удивлению многих, молодежь выказала к ним пренебрежение или оценила весьма невысоко. Причем если ценность семьи признается всеми возрастами, а образование котируется преимущественной средневозрастной генерацией, то работу и социальные гарантии на первое место выдвигают пожилые люди. Среди фундаментальных поведенческих стратегий —индивидуализм, коллективизм и конформизм — для старшей генерации приоритетным оказался коллективизм (на это указали 2/3 респондентов пожилого возраста), для средней — конформизм (каждый третий), для молодежи — индивидуализм (каждый третий). Новые цели, ценности и средства их достижения часто оказываются для старшего поколения непонятными и неприемлемыми. Они чувствуют себя обманутыми, «обобранными» и уходят от реальности в мир религии или сериалов. Немногие пытаются найти выход в конформизме и вырабатывают для себя цели, в соответствии с имеющимися возможностями. Поколенческие ценности — ценностные ориентации индивида и всего общества В молодых генерациях проявилась ориентация на активно индивидуалистический тип стратегии, готовность принимать безличные, функциональные отношения и искать правила, их регулирующие. Причем, это подтверждают и результы выборочного опроса молодежи, согласно которому 81% респондентов выказали стремление самим решать свои проблемы, не прибегая к чьей-либо помощи. При этом умение манипулировать другими людьми сочетается у молодежи с низким самоконтролем и нравственной индифферентностью. Люди среднего возраста ориентированы на конформизм, пытаются приспособиться к нынешней ситуации, сохраняют установки на добропорядочность, хорошие манеры, инициативность, сосредоточившись на решении своих личных, семейных проблем. Для многих выход видится в наведении социального порядка, часто не имеющего формы конкретных действий. Таким образом, доминирующие ценностные ориентации различных поколений выглядят так (табл. 23). Таблица 23 Доминирующие ценностные ориентации различных поколений (в % к числу опрошенных)
Общая для всех поколений шкала ценностей выглядит так: трудолюбие (96%), деньги (85%), образованность (74%), нравственность, духовность (67%), ответственность (83%), целеустремленность, уверенность в себе (63%), стабильность социальных гарантий (63%), предприимчивость, умение зарабатывать (47%), взаимопомощь (47%), доброта (47%). Таковы сегодня базовые ценности, которые разделяет большинство респондентов, а потому они могут выполнять функции межпоколенческой интеграции и преемственности. Гораздо меньше сходства во взглядах между представителями разных поколений по поводу таких ценностей, как: честность, порядочность (46%), энергичность (46%), стремление к равенству (46%), доброжелательность (46%), профессионализм (44%), законопослушность (43%), уважительность (40%) добропорядочность, хорошие манеры (40%), инициативность (39%), индивидуализм (39%). Они не входят в ценностное ядро общественного сознания, но образуют его промежуточный слой (отсюда условное обозначение — «промежуточные»). Наконец, третий, периферийный слой ценностного круга, смысл которого по-разному понимается и оценивается молодежью, зрелыми и пожилыми людьми, образуют коллективизм (39%), жесткость (36%), бескорыстие (36%), свобода выбора (35%), самоотверженность (33%), экономность (31%), принципиальность (31 %), релятивизм, взаимопонимание (24%), патриотизм (19%), рациональность (15%). Их разделяет меньшая часть опрошенных, а следовательно, они оказывают наименьшее влияние на общественное сознание.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|