Американские шестидесятники и их дети
7 960-е годы были бурным и крайне важным по своим социальным и БУРНЫЕ ШЕСТИДЕСЯТЫЕ 8 1966 г. Франция вышла из военной организации НАТО, а затем грянула В начале 1960-х ситуация в Западной Европе и США была достаточно спокойной: студенческие и молодежные выступления, к примеру, во Франции в основном сводились к протесту против войны в Алжире и не захватывали коренных социально-экономических вопросов, не выходили за рамки буржуазного радикализма, питаемого моральным протестом. Однако в середине 1960-х гг. заметно ухудшились условия учебы и жизни студентов. Ауди-
тории были переполнены, недоставало общежитий для студентов, обострилась проблема их материального обеспечения, ибо резко увеличился удельный вес выходцев из малообеспеченных семей. Непрекращающиеся в течение февраля—апреля 1968 г. студенческие выступления накалили атмосферу в университетах. Власти попытались остановить волну студенческих выступлений репрессиями, закрытием факультетов, прекращением занятий, привлечением к ответственности наиболее активных студентов. Однако все эти меры лишь еще более обостряли обстановку. Образуется множество групп и течений с разной политической окраской и ориентацией. В 1968 г. возникает группа «Новые левые». Свои лозунги они позаимствовали у Маркузе и Турена. Революция для них — «спонтанное насилие», а в ее авангарде должны стоять «подлинные революционеры» — асоциальные слои общества. В марте 1968 г. в Париже состоялись демонстрации протеста против американской интервенции во Вьетнаме. В них приняли участие студенты из Нан-тера, члены Комитета защиты Вьетнама (НКВ). После того, как стало известно об аресте шести активистов НКВ, около 700 студентов Нантера провели митинг и приняли решение захватить административное здание университета. В район Латинского квартала на демонстрацию собралось 1,5 тыс. студентов. Власти в свою очередь стянули сюда 2 тыс. полицейских. Начались массовые столкновения, продолжавшиеся несколько часов. Полицией было арестовано 596 студентов, 27 из них было взято под стражу. 4 мая по распоряжению ректора занятия в Парижском университете были отменены, а 5 мая суд приговорил четырех участников демонстрации в Латинском квартале к тюремному заключению. В ответ на это студенты провели демонстрацию протеста. Число демонстрантов достигло 20 тыс. человек. Полиция применила силу, в результате 600 студентов и полицейских получили ранения, 422 студента были задержаны, а 31 из них — арестованы. В знак протеста против расправы с парижскими студентами почти во всех университетах провинциальных городов прошли митинги и демонстрации. 10 мая на демонстрацию вышло 20 тыс. студентов. К вечеру число демонстрантов увеличилось до 50 тыс. Студенты и учащиеся колледжей стали возводить баррикады. 13 мая около 1 млн рабочих, служащих, студентов вышли на улицы Парижа. В других городах также прошли массовые демонстрации рабочих с участием студентов. В Марселе в демонстрации участвовало 50 тыс. студентов и рабочих, в Тулузе — 40 тыс., в Нанте — 20 тыс. 13 мая студенты захватили здание Сорбонны, заявив, что она отныне становится народным университетом1. Студенты захватили учебные помещения и в
1 31-й годовщине Красного Мая посвящается (http://lomleft.narod.ru). других городах страны. Власти были вынуждены отступить, полиция покинула университеты и студенческие городки, арестованные студенты были освобождены, возобновились занятия в Парижском университете. По примеру студентов на массовые митинги вышли французские рабочие и стали захватывать предприятия. Стачечная борьба стремительно захватила металлургические и машиностроительные заводы, а затем распространилась на другие отрасли экономики, парализовала частный и государственный сектор. В течение недели во всеобщую забастовку было вовлечено 9 млн рабочих. Самая крупная в истории Франции стачка вызвала серьезный социально-политический кризис. Жак Саважо выдвинул лозунг: «Фабрики —рабочим, университеты — студентам!» Ночью 15 мая 1968 г. французские студенты захватили парижский театр «Одеон» и подняли над ним два флага: красный и черный. Зачинщиком беспорядков признали Даниэля Кон-Бендита. «Несколько бешеных», к числу которых относили и Кон-Бендита, нашлось в те годы во многих странах Европы. Не только немецкий рыжий студент Кон-Бендит был таким. В Германии во главе движения стал студенческий вождь Руди Дучке. Судьба его трагична (в то время как Кон-Бендит дегенерировал в старого толстого брюзгу, стал вице-мэром Гамбурга, а впоследствии депутатом Европейского парламента, и, конечно, центристом) — в него в том же судьбоносном году стреляет правый работяга — алкоголик. Дучке парализован, в 1980 г. погибает в ванной комнате, уже будучи депутатом от «зеленых». В Америке бунтовали хиппи, демократическая конвенция в Чикаго закончилась многотысячными потасовками и судом над Джерри Рубиным и его товарищами. В 1968 г. в Калифорнии произошли революционные убийства, совершенные Чарльзом Мэнсоном и его коммуной. Даже социалистическая Прага попробовала взбунтоваться в 1968 г. Восстание в Праге носило вначале студенческий характер. Его подавили советские танки.
В 1960-е гг. бурлила не только Западная Европа, но и Северная Америка. Во второй половине 1960-х гг. США сотрясали антивоенные демонстрации, студенческие волнения и расовые беспорядки. Своего пика молодежная революция достигла в 1968 г., когда массовые молодежные, студенческие выступления захлестнули 64 страны мира. Во Франции в мае 1968 г. студенты едва не свергли правительство генерала де Голля. В Америке власти бросали против молодых бунтарей армию — и в 18 городах дело доходило до настоящих уличных боев, выгорели целые кварталы. В Мексике в 1968 г. студенты чуть не сорвали Олимпийские игры — и некоторые участники беспорядков сидят до сих пор в тюрьмах. Социализм и пацифизм как цель борьбы получают самое широкое распространение среди студентов. В ряде американских университетов (Вис-консинском, Калифорнийском и Чикагском) появляются клубы и организации радикально настроенных студентов и отражавшие их взгляды журналы: «Studies on the Left» и «New University Thought». На страницах этих изданий развернулась широкая дискуссия по проблемам защиты мира, борьбы за гражданские права. Резкой критике подверглись устои американского общества, его моральные и духовные ценности, официальная культура. Усилилось брожение среди негритянской молодежи. Студенты обращали вни-
мание властей на пороки высшей школы, такие как расистский характер системы образования, разница образовательного уровня в школах, расположенных в богатых районах, и в школах «обслуживающих» бедноту, господство в системе образования советов опекунов и регентов, составленных по преимуществу из представителей крупного бизнеса и реакции, широкое распространение в учебных заведениях «охоты на ведьм» и требования «лояльности». В апреле 1965 г. по инициативе Студенческого демократического общества была проведена первая массовая акция протеста против войны во Вьетнаме — поход на Вашингтон, в которой приняло участие 25 тыс. человек. Во время антивоенного марша 15 апреля 1967 г. только в одном Нью-Йорке, по оценкам полиции, в манифестациях приняло участие 125 тыс. человек. В декабре 1966 г. состоялась общенациональная антивоенная студенческая конференция, на которой был создан Студенческий мобилизационный комитет за окончание войны во Вьетнаме. В дальнейшем антивоенная борьба приобрела еще более внушительные масштабы. Начала давать результаты и агитационная работа, развернутая передовыми студентами среди американских солдат. Уже в 1966 г. члены СДО и других «новых левых» организаций стали создавать кафетерии около военных баз, где они вели среди солдат антивоенную агитацию как устно, так и печатно, распространяя свои листовки. Это было в 1966 г., а в следующем году, за отказ служить в армии и быть отправленным во Вьетнам были осуждены 952 человека. Около 10 тыс. скрывавшихся от призыва в армию находились в Канаде, а несколько сотен дезертировавших из американской армии искали политического убежища в других странах. В 1968 г. взрыв небывалой активности молодых людей сотряс Чикаго: на антивоенную демонстрацию собралось более 10 тыс. человек. На борьбу с ними правительство отрядило около 25 тыс. полицейских и национальных гвардейцев, вооруженных стрелковым оружием, базуками и огнеметами. В 1969 г. из армии США дезертировало 73 тыс. человек. Тысячи американских солдат шли в военной форме в рядах демонстрантов по улицам Вашингтона и Сан-Франциско 15 ноября 1969 г. Войска национальной гвардии были введены в университеты и колледжи штатов Иллинойс, Мэриленд, Нью-Мексико, Висконсин, Кентукки, Огайо. Только в колледже Овал (штат Огайо) было арестовано 500 студентов, а 95 — получили ранения. В Мэрилендском университете за два дня демонстраций было ранено 138 человек и 182 арестовано2. Молодежная революция 1968 г. породила волну терактов, которые влились в существовавший ранее терроризм исламских фундаменталистов, черных экстремистов, ирландских революционеров, профашистских и прокоммунистических группировок типа «Красных бригад» и других организаций.
2 31-й годовщине Красного Мая посвящается (http://lomleft.narod.ru). В конце 60-х число взрывов, устроенных революционно настроенными молодыми людьми в городах Америки, резко возросло. Во второй половине 1960-х гг. наряду с антивоенными выступлениями развертываются острейшие расовые волнения. В течение ряда лет десятки крупнейших американских городов пережили буквально состояние гражданской войны. Повсеместно негритянское население берет инициативу в свои руки, выдвигает из своей среды признанных руководителей движения. Во главе движения становится партия «Черные пантеры». Бурные 1960-е сменились затишьем в 1970-е гг. В июле 1976 г. Жак Погащ организовал на радио «Франс-культур» пять встреч между Филиппом Соллер-сом — редактором «Тен-Кель» и религиозным философом Морисом Клаве -лем, непримиримыми противниками, чтобы они высказались о событиях 1968 г. Встречи проходили вяло и скучно. По всему чувствовалось, что произошла смена поколений, смена ценностей и политических ориентации молодежи. Начиналась совершенно новая культурная эпоха — постмодернизм, когда ценится многообразие культурных форм и политических ориентации, уважается чужое мнение, главным признается веротерпимость и плюрализм. высоко ценится самоирония и сарказм, ирония и любознательность. СОЦИОЛОГИ-БУНТАРИ Периоды оттепели, а это слово вошло в исторический лексикон отечественной науки для обозначения любых периодов гласности и либерализации, в частности, нэповский, хрущевский и горбачевский, обычно сопровождаются выходом социально мыслящей публики из подполья на улицы, в редакции, на телевидение, университетские кафедры и съездовские трибуны. В такие моменты отмечается всплеск политического активизма населения (в первых рядах часто идут социологи и представители социальных наук), растут тиражи многих газет и журналов, оживляются дискуссии и споры по общественным вопросам, нередко переходящие в бытовые ссоры и идейные конфликты, образованная часть общества, переживая необычайный духовный подъем и рост ожиданий, предается построению утопических проектов переустройства общества, социальному романтизму, очернению и отчуждению «мрачного» прошлого, иллюзиям относительно будущего. И здесь, как ни странно, социологи в первых рядах: их можно встретить среди делегатов партийных съездов, во фракциях Государственной Думы, министерских кабинетах, телевизионных студиях. Политический активизм, как показывает история, чрезвычайно выгоден социологии и социологам. По своей природе это племя разрушителей тоталитарных режимов и закрытых обществ, противники идеологической монополии и цензуры слова. Выполнив свою историческую миссию, социологи моментально включаются в демократические преобразования и большинство из них добивается высоких постов при новой власти. Парадоксально, но в большинстве случаев лидерами студенческих беспорядков в конце 1960-х гг. выступали именно студенты-социологи — представители науки, которая больше других ратовала за прогресс и порядок. Самой яркой фигурой являлся знаменитый французский социолог-бунтарь Д. Кон-Бендит. КОН-БЕНДИТ Даниэль (Cohn-Bendit Daniel) родился в 1945 г. во Франции (из немецких евреев), но вырос и окончил школу (1965) в Германии3. В молодом возрасте вернулся во Францию, где изучал социологию в университете Нантера (пригород Парижа). На протяжении длительного времени являлся идейным вдохновителем и политическим организатором студенческого протестного движения во Франции. Весной 1968 г. он быстро завоевал популярность своими выступлениями, в которых говорил о необходимости разрушить буржуазное общество и применить насилие против «центров эксплуатации». Он отвергал какой-либо конкретный идеал в общественном отношении и ратовал за непрерывную революцию. Под лозунгом «Насилие — это радость» Кон-Бендит и его соратники-анархисты устраивали погромы в Латинском квартале Парижа в майские дни 1968 г. Они строили баррикады с красным флагом, кидали в полицейских бутылки с «коктейлем Молотова», ввязывались в драки с полицией, разбрасывали листовки, в которых призывали к немедленным выступлениям против существующей системы. Разбивались витрины магазинов, переворачивались и поджигались автомашины, уничтожались деревья на бульварах и подвергались порче картины в музеях. В те бурные дни кое-кто призывал даже уничтожить Пантеон, где погребены великие французы — Вольтер, Руссо, Гюго, Марат, Жорес. Некоторые исторические памятники были осквернены хулиганскими надписями. Среди маоистских групп раздавались крики о низвержении «бастионов буржуазной культуры». Масс-медиа пугали обывателей грядущей анархией по примеру Китая. Газета «Франс-суар» опубликовала 15 мая статью под заголовком: «Во французском университете происходит культурная революция на китайский лад». В ней писалось: «Так же как в Нантере, на факультете естественных наук Парижского университета группы студентов обосновались прочно: они ночуют в спальных мешках и просыпаясь организовывают группы и комитеты по обсуждению будущего университета. Почти повсюду появляются в аудиториях стенные газеты в лучшем стиле китайской «культурной революции». На факультете естественных наук имеется даже «комиссия бдительности против подрывной деятельности», ибо молодые бунтари французского университета отвергают попытки «возврата к прошлому», которые предпринимают старые традиционные партии»4. После завершения студенческой революции в 1968 г. правительство Франции выслало его из страны. Уже в 1968 г. во Франкфурте он становится активистом движения «Kinderladen», а затем основывает собственную группу «Revolutionarer Kampf» (Революционная борьба) и вместе с Ёшкой Фишером участвует в организации «Frankfurt Sponti-scene» по осуществлению в Западной Европе социальной революции. С 1978 г. он является сначала корреспондентом, а затем издателем журнала «Pflasterstrand». В 1994 г. 3 Личный сайт Кон-Бендита: http://www.cohn-bendit.de. 4 31-й годовщине Красного Мая посвящается (http://lomleft.narod.ru). Кон- Бендит стал депутатом Европарламента от французских «зеленых» и соратником министра иностранных дел ФРГ Йшки Фишера. Среди его пристрастий наблюдатели отмечают, что Кон-Бендит является страстным футбольным фанатом. Сегодня Даниэль Кон-Бендит — вполне благопристойный и добропорядочный господин, муниципальный советник в городском совете Франкфурта— на-Майне и депутат от партии «зеленых» в Европарламенте. Одинаково свободно говорит и на немецком, и на французском, очень любезно делится своими мыслями о... футболе: «С детства обожал эту игру». Даниэль Кон-Бендит выступает против агрессивной политики США в Ираке и России в Чечне. Тем не менее он поддержал вторжение войск НАТО в Боснию и американцев в Афганистан. Бывший анархист и сегодняшний интернационалист борется с глобальным неравенством, Всемирным банком и Всемирной торговой организацией, ухудшением экологии и необольшевизмом. В интервью леволиберальной французской газете «Либерасьон» в 2004 г. Кон-Бендит уподобил чеченцев, сражающихся за свою независимость, американским индейцам, которым была уготована незавидная участь. Он заявил далее, что надежды европейцев на демократизацию России развеялись, а сама эта страна становится «все более авторитарной, если не тоталитарной». Политик, приобретший известность как один из лидеров студенческого движения 1960-х гг. в Германии и во Франции, потребовал от своих коллег по Европарламенту выдвинуть посредническую инициативу в «колониальной войне», которую Россия ведет в Чечне. В 2001 г. Даниэль Кон-Бендит оказался в центре скандала. Дочь немецкой экстремистки Ульрике Майнхоф опубликовала в Интернете выдержки из книги Даниэля Кон-Бен-дита «Большой базар», изданной в Париже в 1975 г. В конце января 2001 г. эти выдержки были опубликованы в британском еженедельнике «Обсервер» и затем в парижском еженедельнике «Экспресс». Кон-Бендит рассказывает в своей книге, в частности, о том, как в семидесятых годах, будучи воспитателем в альтернативном детском саду, созданном крайне левыми во Франк-фурте-на-Майне, он позволял себе с детьми «эротические забавы». Сейчас Кон-Бендит активно защищается. В своих многочисленных интервью он говорит, что, во-первых, не вступал с этими детьми в половые отношения; во-вторых, у него есть письма тех детей (им теперь 28—30 лет) и их родителей, подтверждающие его утверждения; в-третьих, публикация книги «Большой базар» была всего лишь «неоправданно легкомысленным» вызовом, который он бросил буржуям; в-четвертых, эти страницы его старой книги вытащены на свет его политическими противниками только для того, чтобы скомпрометировать его, как политического деятеля. «Новые левые» и «контркультура» 1960-х дали миру и других социалистически настроенных радикалов, в том числе Руди Дучке, Эрнесто Че Гевару, Режи Дебре, Тома Хайдена, Элриджа Кливера, Эбби Хоффмана. Иммануил Валлерстайн тоже когда-то был лидером и теоретиком бунтующих студен- тов 1960-х гг., а теперь это автор знаменитой теории мировой капиталистической системы. В Германии 1960-х гг., так же как и в остальной Европе этого времени, часть молодых людей верила, что не сегодня-завтра должна произойти революция. Ханс Иоахим Кляйн был один из них. Он являлся активным участником различных левых и анархических групп во Франкфурте. Эти группы выступали против агрессии во Вьетнаме, Палестине, против правой диктатуры, американского империализма и верили, что могут переделать мир. Когда в начале 1970-х гг. Фракция Красной Армии (RAF) совершила первые покушения, многие молодые люди решили присоединиться к ней и взять в руки оружие. Ханс Иоахим, которого прозвали «кляйн Кляйн» (маленький Кляйн), стал членом «революционных ячеек» (RZ). Потом он отказался от вооруженной борьбы. 1960-е гг. XX в. дали огромный толчок развитию мирового революционного движения. Во Вьетнаме, в Алжире, по всей Латинской Америке антиимпериалистическое сопротивление достигло своей высшей точки, апогея. Французские студенты и рабочие предприняли самую решительную попытку сокрушить капиталистическое общество в мае 1968 г. В авангарде борьбы шла самая способная и талантливая часть студентов, интеллигенции, рабочих. Молодые бунтари в 1960-е вышли из подчинения общества. Они создали собственную культуру — ее назвали контркультурой. Они придумали собственную музыку — рок. Они изобрели собственную живопись — поп-арт и психоделическую живопись. Они создали свой театр — ливинг-театр, то есть уличный, свое кино — параллельное кино. Эти бунтари ненавидели сытое, скучное, занудное буржуазное общество, в котором они жили. Они жаждали революции, наклеивали в своих домах портреты Ленина, Троцкого, Фиделя Кастро и Че Гевары. Но они ненавидели также традиционные компартии и Советский Союз, называя их «омерзительной бюрократией» — такой же омерзительной, как капитализм. Чтобы как-то отличить этих бунтарей от традиционных левых — друзей Советского Союза, новую поросль революционеров стали называть «новыми левыми». Именно «новые левые» вынудили американское правительство прекратить войну во Вьетнаме. Они добились юридического расового равноправия в Америке. Именно «новые левые» добились для молодых права на субкультуру — рок, сленг, джинсы, маечки, фенечки, на внешний вид, отличный от «взрослого мира». Они до- бились для парней права носить длинные волосы, а для девчонок — не не сить лифчики5.
В основе молодежной контркультуры и идеологии «новых левых» — ненависть к сытому капитализму и «омерзительной бюрократии» социализма Возникнув, как моральный протест, борьба стала приобретать к середине 60-х гг. социально-политический характер. От абстрактно звучащих об личений истеблишмента левое студенческое движение стало переходить ь критике капиталистического господства. Вместо истеблишмента был назваь капитал, как главный источник всех видов угнетения. Одновременно движение «новых левых» стало отказываться от тактики ненасильственных действий в пользу террора. В формировании молодежной контркультуры и идеологии «новых левых», взятой на вооружение студенчеством во многих странах, огромное влияние оказали социологи франкфуртской школы и прежде всего Герберт Маркузе (1898—1979) — профессор Калифорнийского университета, идейный вождь движения «Новые левые». В новом свете он пересмотрел ряд важных положений классического марксизма, приспособив их к современным реалиям. Маркузе подчеркивает, что современная западная культура, с ее достоинствами комфорта, технической оснащенности, удобства бытия и безопасности существования рождает репрессивную терпимость всех членов буржуазного общества, создает одномерного человека. Молодые бунтари 1960-х, почувствовав себя такими одномерными, подняли революцию против репрессивной культуры, а заодно и буржуазного общества в целом. Собственно говоря, к тому их призывал автор знаменитой книги «Одномерный человек» (1964)6: если во времена «старых левых» и К. Маркса, т.е. в середине XIX в., самой революционной силой выступал пролетариат — изгой индустриального общества, то сегодня, в середине XX в., знамя револю- 5 Тарасов А. Русские дети Че Гевары и Джерри Рубина (http://screen.ru). 6 Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994. ционной борьбы у него должны перехватить те, кто чувствует себя отщепенцами, изгоями. К ним Маркузе относил молодежь и жителей гетто. Если постиндустриальное общество отрицает их, то и они, в свою очередь, имеют право отрицать его самого. Во главе нового общественного движения, призванного радикально изменить ситуацию и получившего название «новых левых», должны находиться студенты и гуманитарные интеллектуалы — свободно парящий слой одиночек, обладающих социальными знаниями. Именно они должны подхватить выпадающее из рук рабочего класса знамя «тотальной негации» (всеобщего отрицания). Вслед за Т. Адорно и М. Хоркхаймером, Г. Маркузе повторяет, что все, существующее в современном западном обществе, — ложно и все это необходимо разрушить. Маркузе зарекомендовал себя как критик советского и западного обществ, отрицавший тезис марксизма о пролетариате как единственной силе, способной разрушить капитализм, автор работ «Разум и революция. Гегель и возникновение теории общества», «Эрос и цивилизация», «Одномерный человек», «Советский марксизм», «Критика чистой терпимости», «Конец утопии», «Очерк об освобождении» и т.д. Франкфуртская школа создает критическую теорию общества. Пик популярности трудов представителей этой школы приходится на 1960—70-е гг., особенно в связи с движе нием молодежного протеста, прокатившимся по США и западно-европейским странам и вызвавшим к жизни как новые направления в социально-гуманитарном знании, так и ряд практических мероприятий государств, начиная от реформ систем высшего и среднего образования и кончая созданием правительственных ведомств по делам молодежи и молодежной политики, направленной на бесконфликтную адаптацию молодежи в современное общество. Вовсе не случайно, а как знак признания их вклада, в 1968 г. среди студенческой молодежи появляется характерный лозунг «Мао—Маркс—Маркузе», хотя сами франкфуртцы отринули насильственные действия и экстремизм этого движения7. «Новые левые», которых назвали громкоговорящим меньшинством, выступившие против авторитетов и политических партий, против всех, кому больше 35 лет, против любой идеологии и политики, несомненно, опирались на работы социологов и философов франкфуртской школы. Однако своими действиями они привели к тому, что не предусматривалось ни Г. Маркузе, ни самими бородатыми бунтарями, а именно к укреплению и совершенствованию буржуазного общества, превращению его, если можно так выразиться, в капитализм «с человеческим лицом». Таким образом, социология сыграла в истории Западной Европы и США XX в. особую роль. Получалось так, что социология действовала наподобие 7 О франкфуртской школе см. т. 1-2 настоящего издания «Фундаментальной социологии». психологического или интеллектуального фильтра, отбирая и притягивая и социологические факультеты людей с ярко, если не сказать патологически выраженными реформистскими наклонностями. Их ряды пополняли те, кт' когда-либо испытал жизненную неудачу и разочарование. Социология и прежде притягивала всякого рода радикалов. Так, в 1930-е гг. среди них бы ц, социалисты, которые в молодости призывали к низвержению основ суще ствующего строя, а в пору зрелости превратились в отъявленных консервя торов. В 1960-е гг. она привлекала радикально настроенных студентов веду, щих университетов мира. Но социология не просто фильтровала, отбирая в свои ряды радикалов и революционеров всех мастей, она вооружала их теоретическим багажом знаний, опираясь на который они создавали новые концепции общества формировали мировоззрение многих поколений молодежи. По мнению А. Гоулднера, социология не только привлекает, но и производит главным образом радикалов. Доказательству подобного тезиса он посвятил целую книгу — «Наступающий кризис западной социологии»8. Ее называют самым важным вкладом в историю социологии после «Социологического воображения» Р. Миллса. Книга писалась в разгар студенческих движений 1968 г., накала борьбы в Европе и Америке «новых левых», обострения выступления радикалов, особенно негритянских лидеров. В первых же строчках А. Гоулднер отражает пафос своего будущего повествования: он говорит о трагическом разрыве между теорией, объясняющей общество, и общественной практикой. Если это противоречие не выходит за границы науки, то расхождение теории и практики остается вопросом методологии, но если оно выходит за пределы науки, то превращается в вопрос политический. Воинственно настроенные радикалы Америки, особенно «новые левые» лидеры негритянского освободительного движения серьезно не интересовались социальной теорией, хотя интерес к животрепещущим социальным проблемам стоял у них на первом плане. Происходит это, считает А. Гоулднер, отчасти потому, что они не успели выработать собственной теории (другие их не устраивают), отчасти потому, что они, как и все американцы, являются прагматистами и интересуются больше делом, нежели рассуждениями. Но, оказывается, существуют другие причины, в которых следует разобраться. В 1960-е гг. социология в США стала частью поп-культуры. К этому времени социология достигла своей интеллектуальной и институционааь-ной зрелости. Сотни тысяч американских студентов ежегодно посещали курсы социологии, ежегодно выходили в свет многие тысячи книг по социологии, не считая статей и отчетов. А. Гоулднер отмечает: интерес к социологии был настолько велик, что обществоведческая литература продавалась везде — на железнодорожных станциях и в аэровокзалах, в гостиницах, магазинах, на уличных лотках. Поскольку к этому времени возросло материальное благосостояние среднего класса, тысячи родителей покупали своим 8 GouldnerA. The coming crisis of Western Sociology. N.Y., 1970. детям социологическую литературу даже тогда, когда это не было продиктовано нуждами образования9. Социологическая литература стала массовым, общедоступным жанром. О социологии сообщали в прессе и по радио, в студенческих аудиториях, на общественных диспутах. Общедоступность социологической литературы, присутствие ее в каждом американском доме имели свои негативные моменты. Молодое поколение, обычно радикально настроенное к истэблишменту, ошибочно идентифицировало социологию с официальной культурой, против которой оно выражало свой протест. С другой стороны, близкое знакомство, постоянное общение с социологией привело к некритическому восприятию социальных знаний. Даже в своем протесте они не выходили за рамки поп-социологии (буквально социологии «книжек в обложках»). «Новые левые» в современной России В социологической литературе много говорилось о расовых предрассудках и проблемах бедности. Книжных знаний молодым радикалам казалось достаточно, они не видели необходимости углубляться в социальную теорию. Когда они встречали эмпирические данные, противоречащие их ценностям и усвоенным знаниям, они считали их моральным отступлением от науки, а не поводом к размышлению. На теоретизирование радикалы смотрели, как на форму эскапизма, если не морального предательства. Они не замечали, пишет А. Гоулднер, как превратились в мещанствующих нигилистов, в антиинтеллектуалов из провинциального захолустья. Как это ни парадоксально, но зажиточные буржуа и молодые радикалы, стремящиеся разрушить, переустроить их мир, придерживались одних и тех же политических взглядов10. 9 GouldnerA. The coming crisis of Western Sociology. N.Y., 1970. P. 4. 10 Ibid. P. 5. Став элементом повседневной культуры, социология приземлила уровень понимания социальных проблем. Начитавшись популярных книжек, обы ватель решил, что без лишних углублений в ее теорию, он способен ко,мпе тентно судить о бедности, преступности, расовых предрассудках, безрабо тице и т.д. Молодые радикалы увидели в социологии прекрасный инструмент для революционного изменения общества. Глубокого изменения общества, к которому призывают радикалы, невозможно достичь лишь политическими средствами. Старое общество через идеологию и теории добивалось господства над человеческими умами. Они выступали уникальным средством не принудительного, а вполне добровольного подчинения людей порядку и закону. Поэтому невозможно освободить человека от старого общества, либо построить новое, не создав новой культуры, включающей новую идеологию и новые социальные теории, не проведя последовательной критики доминирующих сегодня социальных теорий. Корни молодежного протеста таятся также в сфере ценностных ориентации. Придерживаться старых догм, во всем следовать старшему поколению означает для молодежи потерять свободу и автономию. Радикально разорвать с прошлым, значит стать свободным, значит человечески жить лучше, чем жили отцы и дети. Прошлые теории не только не верны, но они еще бесчеловечны". Для молодого поколения социальные теории не представляют собой академические стерильные абстракции. Оно стремится увидеть за теорией личность теоретика, и когда молодежь обнаруживает ее, она разочаровывается в ней. Оказывается, социологи жили не так, как провозглашали в своих писаниях. Те, кто публиковал прекрасные книги о «культуре бедности», окружали себя комфортом, а их сочувствия оказывались пустым звуком. Те, кто призывал повышать грамотность среди негритянского населения, не шли учительствовать в негритянские гетто. Среди социологов молодые радикалы не обнаружили ни одного мученика. В социологии они увидели часть американского истеблишмента, инструмент репрессивного общества12. В большинстве случаев, как это ни странно, лидерами студенческих мятежей в 1968 г. явились студенты-социологи. Пример тому знаменитый француз-бунтарь Кон-Бендит. Но тогда непонятно, задается вопросом А. Го- " GouldnerA. The coming crisis of Western Sociology. N.Y., 1970. P. 8. 12 Ibid. p. 9. улднер, почему социологию радикалы называют частью консервативной культуры, а студенты-социологи возглавляют демонстрацию протеста? Несомненно, что социология часто притягивает юношей и девушек с явно выраженными реформаторскими наклонностями. Как правило, это те, кто испытал какие-либо жизненные неудачи и разочарования. Они-то и служат источником критического отношения этих людей к социологии в целом. Социология всегда привлекала радикалов, в 1930-е гг. ими были молодые социалисты, вскоре превратившиеся в консерваторов. Усилению критического отношения к социологии и росту радикального сознания во многом способствовала деятельность Р. Миллса и франкфуртской школы. Согласно А. Гоулднеру, социология имеет диалектический характер: она в той же мере репрессивна, в какой и либеральна. Его подход к истории социологии — рассматривать изменение социальной мысли в единстве с изменением общества. «Социальная наука — это часть социального мира и одновременно его концепция»13. Молодые радикалы 60-х гг. увидели в социологии прекрасный инструмент революционного изменения мира Социология как академическая дисциплина отличается от журналистского репортажа, живо реагирующего на происходящие события. Журналисту как раз необходимо все то, от чего стремится избавиться социолог в своем исследовании. Но не заставляет ли стратегия ценностного нейтралитета социолога быть равнодушным к социальным проблемам общества. Можно ли отказаться от своей позиции, проводя консультации с политическими лидерами и партиями? Настоящий социолог, уверен А. Гоулднер, всегда больше чем просто социолог. С. Липсет, Д. Вронг, Б. Бергер, Р. Миллс, Л. Козер, Б. Розенберг, Д. Райсмен, А. Страус и другие рассматривали себя в качестве интеллектуалов не в меньшей степени, нежели в качестве ученых. Они продолжали традицию социологии как критической теории общества. 13 Ibid. P. 13. Несомненно, идейную почву для студенческих революций 1968 г. подготовила марксистская социология. Марксистский вариант социологии именуют критической социологией за ее склонность подвергать все сомнению и пересматривать самые основы общества, полагаясь на умозрительные конструкции. Марксизм породил плеяду выдающихся социологов и социальных мыслителей мирового уровня: Ф. Энгельс, Н. Бухарин, Л. Троцкий, В. Ленин, Г. Лукач, А. Грамши, Г. Маркузе, Т. Адорно, М. Хорхаймер, Э. Фромм, Ю. Хабермас и др. Никто другой, кро- Все дети рождаются гениями, а все взрослые ме Маркса, отмечает А. Гоулднер14, не в первые шесть лет жизни ребенка заняты дал западным социологам столько ин- тем, чтобы уничтожить в нем признаки тени- _ альности. тересных и плодотворных идеи для б Филер критического анализа современного общества. «ОТЕЦ» ПСИХОДЕЛИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ15 Один из основателей гуманистической психологии ЛИРИ Ткмюти (1920—1996) прожил крайне интересную, насыщенную загадочными событиями и экстравагантными поступками жизнь, вполне отвечающую идеалам и воззрениям романтических хиппи. Он успел побывать профессором Гарвардского университета, серьезным экспериментатором, создателем новых психологических теорий и тестов, кумиром бунтующей молодежи, заключенным, киберпанком, автором бестселлеров, композитором. Его окрестили одним из главных злодеев XXв., мечтавшим о спасении человечества, но вместо того посадившим на наркотики целое поколение молодежи. А президент Никсон назвал его самым опасным человеком в Америке, которого че тыре года от АфрикидоАфганистаналовилиФБРиЦРУ. В конце жизни его считали пророком поколения иксеров и киберпанков, а после смерти, транслировавшейся по Интернету на весь мир, уже в 2000 г. журнал «Монд» назвал его самым великим мыслителем XX столетия. Он родился в семье потомков ирландских иммигрантов. По настоянию матери, ревностной католички, обучался в Иезуитском колледже в Уорчес-тере, готовясь к пастырской должности. Но в 19летЛири, недовольный схоластическим подходом к религии, порвал с католической церковью. Следующий шаг Лири сделал под влиянием отца — поступил в Военную академию в Вест-Пойнте. Но и военным он оказался никудышным: большую часть времени нерадивый курсант проводил взаперти на гауптвахте, развлекаясь чтением книг по восточной философии. Восемнадцать месяцев, проведенных в Вест-Пойнте, он впоследствии сравнивал с послушничеством в буддистском монастыре. 14 GouldnerA. The Coming Crisis of Western Sociology. N.Y., 1970. 15 Использовалась информация с веб-сайтов: http://absolutology.by.ru; http://vookstock.narod.ru; В 1940 г. Лири поступил в университет Алабамы, где всерьез начал заниматься психологией, но был исключен за ночевки в женском общежитии (хотя ученую степень бакалавра получить ему удалось). После Второй мировой войны Лири, защитив докторскую диссертацию, занял пост директора госпиталя в Калифорнии и преподавал в Калифорнийской медицинской школе в Сан-Франциско. Накопленный за долгие годы исследований лабораторный материал позволил ему в 1950 г. получить степень доктора психологии. Затем следуют серьезные научные публикации: «Уровни измерения межличностного поведения», «Межперсональная диагностика личности: функциональная теория и методология личностного роста», «Прогноз межличностного поведения в психотерапевтических группах». В те годы Лири олицетворял собой образ типичного американского ученого, конструировал методики, создавал научные теории. Так, он опередил знаменитого Эрика Берна в создании теории коммуникативных игр, его публикации по теории личности и групповой терапии по времени совпадают с революционными идеями Абрахама Маслоу, Карла Роджерса и Шарлотты Бюлер. Иными словами, его имя могло бы стоять в одном ряду с классиками мировой психологии. Достиг немалых успехов он и в прикладной психологии. В 1957 г. им опубликована знаменитая психодиагностическая методика личности (Leary Interpersonal Diagnosis). С тех пор опросник Лири активно использовали и используют в своих целях ЦРУ и ФБР, психологические институты всего мира. Он состоит из 128 суждений-характеристик человека, все они пронумерованы и размещены на карточках. Испытуемый отмечает те из них, которые описывают его «Я». На заполнение уходит не более 15 мин. Согласно «ключу» определяются оценки по ^характеристикам, формирующим 8 октантов так называемой дискограм-мы, которые отражают тот или иной вариант межличностных отношений. По результатам обработки строится графический профиль личности. Проверка опросника Лири путем сопоставления с данными MMPIvl 16-факторного опросника Кэттелла подтвердила его высокую валидность. Методика переведена на многие языки, в том числе и на русский (модификация опросника проведена Л.Н. Собчик в начале 1970-х, а в 1990 г. ею издано руководство к русскоязычной версии). Сегодня опросник Лири — одна из самых популярных методик в инструментарии практического психолога. В конце 1950-х гг. Т. Лири убеждается, что традиционные методы психотерапии не работают: треть пациентов чувствуют улучшение состояния, треть — ухудшение, а еще треть вообще не замечают перемен. В 1960 г., находясь в отпуске в Мексике, Т. Лири по совету одного из местных коллег отведал ядовитых грибов (ацтеки называли эти грибы «теонанакатль» — «плоть Бога»). Ему понравилось, он почувствовал, что обнаружил то, что давно искал — панацею от всех бед, лекарство от всех недугов. Т. Лири показалось, что можно вылечить сознание, а физические боли уйдут сами собой. Правда, местные индейцы употребляли наркотики изредка и лишь в ритуальных целях, вызывая у себя измененные состояния сознания. Риту- альная практика у них никогда не выливается в бытовую наркоманию, и Т. Лири, к тому времени серьезно увлекавшийся восточными медитациями увидел в психоделиках16 гораздо большие возможности. По возвращении Гарвард, где он тогда преподавал, Лири взялся за эксперименты, которы проводил с заключенными. Оказалось, что 90% испытуемых, пройдя пси ходелические сеансы, свидетельствовали о глубокой переоценке ценностей и мощной внутренней трансформации, а впоследствии вернулись к hod мальной жизни и не совершали повторных преступлений. Будущий лидер поколения хиппи мечтал, что «лет через 20 все общественные институты будут преобразованы в соответствии с прозрениями, почерпнутыми из опыта расширения сознания», что изменится вся система образования, и вместо книг будут молекулы определенных веществ, открывающие «внутреннюю библиотеку»; что изме нится сам стиль жизни людей, которые не менее двух часов в день будут посвящать отдыху от «социальных игр» с помощью ЛСД. После пропагандистской кампании, развернутой Тимоти Лири и автором знаменитых «Полетов над кукушкиным гнездом» Кеном Кизи, вещество приобрело бешеную популярность, попало под строгий запрет. Его исследования были в самом разгаре, когда в 1962 г. психоделики {LSD и галюци-ногенные грибы) объявили вне закона". Эксперименты пришлось прекратить, но отказываться от психоделиков Лири не собирался. После увольнения Лири из Гарварда его приютил в 1963 г. молодой нью-йоркский миллионер и ветеран ЛСД-круизов Уильям Хитчкок, который предоставил в его распоряжение огромный особняк в своем поместье около Нью-Йорка, превращенный в прибежище для психоделических пилигримов со всего мира. «Мы считали себя антропологами из XXI века, населявшими машину времени, которая приземлилась в мрачных шестидесятых», — вспоминал Лири. Вскоре он выпускает книги «Психоделический опыт» (1962), «Психоделический Считыватель» (1964) и «Психоделические молитвы» (1967). В них Т. Лири приходит к выводу: «то, что люди считают реальностью, — не что иное, как социальная фабрикация», а при употреблении психоделиков человек освобождается от болезненных комплексов и социальных стереотипов. Его влияние и популярность среди хиппи возросли в середине 1960-х гг. настолько, что само это революционное движение, по мнению некоторых авторов, является порождением не романтической идеи изменить буржуазное общество, а массового употребления нового вещества, наркотика, которое назвали «духовным эквивалентом водородной бомбы». А праотцом и первосвященником нового движения-религии, естественно, стал Т. Лири. С легкой руки «психоделического гуру» поколение детей-цветов прочно «подсело на 16 Термин «психоделический» можно перевести как «расширяющий сознание». Он был предложен 17 Название наркотика ЛСД в 1960-е запрещалось употреблять в любом виде. Так, «Битлам» власти кислоту». Его благословил умирающий Олдос Хаксли. С ним подружились лидеры битников Аллен Гинзберг, Джек Керуак, Уильям Берроуз и Артур Ке-стлер. Культовые калифорнийские рок-группы Grateful Dead и Jefferson Airplane клялись ему в верности на своих концертах-бдениях18. Сам Лири регулярно выводил толпы хиппи на индуистские песнопения, появляясь перед многотысячными сборищами одетым в нечто наподобие хлопчатобумажной пижамы, обвешанный «фенечками», он провозглашал свою культовую фразу: «Включайтесь, настраивайтесь и отпадайте!», превратившуюся в лозунг «поколения мира и любви». На гребне популярности в 1969 г. он даже выдвинул свою кандидатуру на губернаторских выборах в Калифорнии19. Правда, еще раньше, а именно в 1966 г., Т. Лири угодил в тюрьму, из которой бежал через три месяца. Вообще 1966 г. был неудачным для него: судебное преследование наркоманов, война во Вьетнаме, а еще президент США Ричард Никсон, назвавший Т. Лири «самым опасным человеком в Америке». Его арестовали по сфабрикованному обвинению в хранении и употреблении наркотиков, осудив на десять лет тюремного заключения и крупный штраф (30 тыс. долл.). Помогали ему бежать из тюрьмы товарищи из экстремистских организаций Weathermen Underground и «Черные пантеры». Позже, находясь на свободе, в интервью журналу «Плейбой» (1970) Лири бравировал, что совершенно не боится заключения, потому что «настоящая тюрьма — это тюрьма внутренняя». Более того, тюрьму он расценивал как профессиональный риск при его занятиях «алхимией сознания». На самом деле, как считают эксперты, все было прозаичнее. По версии, достоверность которой недавно подтвердилась, Лири пошел на сделку с властями, «сдал» организаторов своего побега, более того — обязался и впредь «стучать» на своих приятелей. В награду — досрочное освобождение. Сбежав из тюрьмы, Лири укрылся на несколько месяцев в Швейцарии, а затем скрывался в Афганистане, где его обнаружили сотрудники ФБР. В 1973 г. они этапировали его прямехонько в тюрьму. На свободу профессор вышел седобородым, присмиревшим и полузабытым лишь в 1976 г. Бунты 1960-х отгремели. Вчерашние последователи либо вымерли, не выдержав безграничного расширения сознания, либо взялись за ум, подлечились и постриглись. Удалившись на покой в звании ветерана психоделической революции, Лири попытался заняться воспитанием троих внуков. Но его хватило лишь на восемь лет. В 1984 г. — после выхода технократической антиутопии Уильяма Гибсона «Неоромантик» — Лири присоединился к захватившему молодую Америку движению киберпанков, ухитрившись снова стать лидером еще одного недовольного реальностью поколения. В спокойные 1990-е Т. Лири увлекся новыми авангардными веяниями — «теорией хаоса» и рейв-культурой, посвятив им свои книги «Хаос и кибер-культура» и «Политика экстаза». В последние годы жизни Тимоти Лири не оставил наркотическую культуру, уверяя молодежь, что Интернет 1990-х 18 Степанов С. Многоликий бунтарь Тимоти Лири (http://psy.lseptember.ru). 19 Джон Леннон написал для него песню Come Together в качестве лозунга предвыборной кампании является аналогом ЛСД 1960-х. Он даже разработал язык программирования под названием СКИПИ (SKIP! — Super Knowledge Information Processing Intelligence) и был президентом Futique —- группы, занимавшейся адаптацией учебников и романов к личностным стилям и познавательным ритмам читателя. Лири верил, что в будущем человечество мигрирует из земной колыбели к звездам и достигнет биологического бессмертия. Будущее — за гедонистической элитой, киберличностями, способными самостоятельно программировать свое эмоциональное и ментальное состояние и населять созданные ими пространства радости и экстаза. По мнению Лири, виртуальные реальности и компьютерная среда являются порождением и прямым продолжением психоделической революции — не случайно первым шагнуло в Сеть поколение «детей цветов»20. В книге под названием «Инфопсихоло-гия» Лири писал: «Данная реальность пусть останется для школьников, мы же станем пионерами иных, неизведанных и моделируемых реальностей. Садись за компьютер и начинай поиск». Узнав, что он неизлечимо болен раком простаты, Лири превратил свой дом в виртуальную приемную, позволив всем пользователям Интернета знакомиться со своими работами и наблюдать процесс его умирания21. А постаревшие хиппи завели в виртуальном пространстве свой сайт с календарем знаменательных дат контркультурного движения22. Тимоти Лири написал 24 книги, стал героем документального фильма, сам писал сценарии и снимался в кино. Он — создатель нейрологии и инфопси-хологии, наук исследующих творческий потенциал человека с эволюционной точки зрения. Автор книг: «The Game of Life» (вышедшей на русском языке в издательстве «Janus Books» под названием «История будущего»), «Семь языков бога» и др. Помимо всего прочего наследия Лири успел оставить потомкам и несколько музыкальных релизов. Самый известный альбом под названием «You Can Be Anyone This Time Around» («Каждый из вас может быть где-то поблизости») сделан в жанре рок-н-ролла. Умер Тимоти Лири 31 мая 1996 г., завещав заморозить его тело и законсервировать мозг. ХИППИ — «ДЕТИ ЦВЕТОВ» Настоящей революцией в молодежных движениях оказалось появление хиппи. В Америке первых «волосатых» можно было увидеть уже в середине «свихнутых 1960-х». Еще Джек Керуак, великий писатель «beat generation», 20 Гостева Н. ЛСД (www.sumbur.n-t.org). 21 Его последняя книга, вышедшая уже после смерти, имеет символичное название «Проект умира 22 Официальный веб-сайт Тимоти Лири: http://www.leary.com/. употреблял в своих книгах слово «хипстер». Происходит оно от слова «hip» — «ляжка», а на сленге значило «сексуально распущенный». Хиппи отрицают традиционные ценности буржуазного общества. Значительную роль в формировании движения хиппи сыграли пацифистские мотивы, протест против грязной войны во Вьетнаме. Подросток в залатанных джинсах, с длинными, плохо расчесанными волосами, сидящий на асфальте с цветком в руке, — типичный портрет хиппи этого времени. В идеологии хиппи значительное место занимает музыка — в основном музыка «Битлз», а также религиозные устремления. Наиболее популярные религиозные течения среди хиппи — буддизм и христианство. Для хиппи характерны полный отказ от участия в общественной жизни, отрицание насилия, проповедь «естественных отношений» между людьми. «Творите любовь, а не войну» — наиболее популярный лозунг западных хиппи в 1960-е гг. В шестидесятые годы во многих городах США проводились постоянные парады хиппи. Одним из таких мероприятий стало «Summer of Love» — летний фестиваль все в том же Сан-Франциско. На это «мероприятие» съехались битники со всех концов Америки и даже из других стран, чтобы провести вместе лето в окружении людей, способных творить только добро. Движение хиппи потрясло и перевернуло весь мир. Десятки тысяч молодых людей в Старом и Новом свете одновременно демонстративно порвали с укладом жизни своих родителей, попытались вырваться из клетки повседневного одуряющего своей монотонностью бытия, прутьями которой были вполне мещанские добродетели: деньги, благосостояние, умеренный консерватизм, карьера. Западный мир был ошарашен масштабами нового «исхода». Города и веси были наводнены юношами и девушками странного вида и поведения: одетые в нарочито старую и рваную одежду, они тихо сидели на площадях и улицах, бренчали на гитарах и читали стихи. Самый райский уголок Америки — Калифорния с ее мягким климатом стала прибежищем хиппи со всех концов света, а парковая зона Сан-Франциско — Хэйт Эшбури и концертная площадка Fillmore West — центром психоделии. Сюда стекались те, кто испытывал презрение к накопительству, материальным благам, карьеризму, коррупции, конформизму, насилию и лжи. Музыка — универсальный и понятный молодежи всего мира язык — стала мощнейшим фактором объединения молодежи в процессе противостояния взрослому истэблишменту. Возникший на базе песен протеста фолк-рок послужил своеобразной закваской для появления всевозможных форм рок-музыки, таких как хард-рок, блюз-рок, арт-рок, джаз-рок, кантри-рок, рок-опера и др. Но если быть более точным, то «рок» в самих США считался музыкой белых хиппи, в то время как молодые представители черного населения сделали своим орудием в борьбе за равноправие музыку «соул» и «фанк». В 1967—1968 гг. наблюдается всеобщее явление, которое можно охарактеризовать как «fusion» (сплав). Именно тогда Майлс Девис записал свои альбомы «In a Silence Way» и «Bitches Brew», где продемонстрировал новый способ объединять не только разные музыкальные стили, но и музыкантов с различными подходами к творчеству и разным цветом кожи. В одних и тех же политических акциях, в забастовках, демонстрациях, массовых марщ.. походах, судебных процессах, в теле- и радиоинтервью нередко стали фи„ гурировать вместе руководители «новых левых» и представители черных движений23. Все это получило общее название рок-культуры. Ее стержнем послужит социальный протест, принимавший самые разные формы и направления и выражавший себя в недовольстве своими родителями, правительством, властями, законами, политической системой. Все это выносилось в текст песен. Часто и сам факт слушания или исполнения рок-музыки являлся актом протеста, особенно в Советском Союзе, где подобное деяние не поощрялось и даже наказывалось. Молодежная рок-культура 60-х гг. — культура социального процесса У американской молодежи того времени было немало поводов для протеста. Началось все с серии политических убийств, в первую очередь — Джона Кеннеди, что привело молодых американцев к разочарованию в своей стране и даже появлению откровенной англомании. А затем началась война во Вьетнаме, в результате чего в стране поднялось антивоенное движение, которое добавилось к довольно мощному и давнему процессу борьбы с ядерным оружием в США и пацифистскому движению борьбы за мир во всем мире. «Я прекрасно помню, — пишет один из выдающихся российских джазистов Алексей Козлов, — как в 1971 г., перед приездом Ричарда Никсона в СССР на Садовом кольце в Москве, перед зданием посольства США наши хиппи устроили несанкционированную демонстрацию под лозунгами «Американцы — вон из Вьетнама!». Демонстрация была моментально разогнана милицией, многие из ее участников попали в отделения милиции, на какой-то срок в 23 Козлов А. Грань 60-х и 70-х — загадка взрыва контркультуры (www.musiclab.ru). психушки и за решетку. Некоторых выпускали под расписку, где говорилось о том, что данный человек обязуется не показываться в центре Москвы, то есть в пределах Садового кольца»24. Удивительно то, что советские власти, обличавшие «грязную войну» США во Вьетнаме, разогнали молодежную демонстрацию так, как будто она проходила в Америке. По мнению А. Козлова, впервые в истории молодежная музыка перестала быть по преимуществу развлекательным жанром и взяла на себя несвойственную ей функцию социального протеста. Стремление молодежного авангарда адекватно выразить на музыкальном языке не только свои эмоции и настроения, но гораздо более богатую палитру своих чувств, идей и даже теорий, привело к концептуальному усложнению музыкальных форм. Песенная лирика тогда имела очень широкий смысловой спектр, начиная с революционно-политических песен-плакатов и кончая абстрактно-философскими текстами. Возрос интерес к классическому авангарду в лице Джона Кейджа, Л ючи-ано Берио или Карла-Хайнса Штокха-узена, джазовому авангарду в лице Джона Колтрейна или Орнетта Коулмена, экспериментам с музыкой «фьюжн» Майлса Девиса, к индийской pare в лице Рави Шанкара, к древним видам этнической музыки, музыке европейского Средневековья, популярность открытой ладовой музыки квинтета саксофониста Джона Хенди и квартета Чарлза Ллойда. Так называемая авангардная, т.е. атональная, политональная или «фри» музыка стала неотъемлемой частью многих композиций в творчестве новых прогрессивных рок-групп. «К сожалению, постепенно все это ушло обратно в область субкультуры. А то, что было типичными образцами молодежной музыкальной контркультуры, стало просто классикой, иногда называемой как "adult oriented rock" (рок, ориентированный на взрослых). Как это ни парадоксально, но молодые люди того поколения кажутся более взрослыми и зрелыми в духовном смысле, чем их сверстники последующих поколений, появившиеся уже тогда, когда большинство из проблем, вызывавших молодежный бунт, были сняты или значительно ослаблены... Такой активности больше уже не было в нашем столетии. Это был, без сомнения, "золотой век" в истории музыки, да и в истории молодежной культуры... начиная со второй половины 70-х, новые молодежные движения и музыкальные жанры стали появляться все реже и реже»25. Хиппи стали первым поколением американской молодежи, ценностные ориентации которого лежали далеко от бизнеса, денег, карьеры и делового успеха. Социологи во главе с Дж. Мейном выяснили, что лишь 18% согласны с тем, что деньги играют большую роль в жизни, 12% студентов хотят стать бизнесменами, в то время как 79% — художниками, музыкантами, учителями, психологами, учеными, изобретателями, журналистами и революционерами, т.е. творческими работниками26. 24 Козлов А. Указ. соч. 25 Козлов А. Указ. соч. 26 Fortune. 1969. June. GENERATION X Каждое поколение в американской культуре последних десятилетий имеет свое название: битников сменили хиппи, потом пришли панки и яппи в 1980—90-е настала пора «поколения X», вступавшего тогда в пору активного общественного взросления. Что его ожидало? Рост числа разводов, массовое увлечение наркотиками, волна политических скандалов, плохая конъюнктура на рынке занятости, кризис ценностей, вторжение в культурное пространство новых информационных технологий и прежде всего компьютеров и кабельного телевидения. «Дети работающих родителей», как еще называют это поколение, выросли в так называемых двухкарьерных семьях (оба супруга трудятся). Пока родители строили свою карьеру, дети дни напролет оставались в одиночестве. От них нередко откупались новыми игрушками вместо того, чтобы уделить им теплоту и внимание. Как никакое другое поколение оно было увлечено потребительскими ценностями и консьюмеризмом. Неудивительно, что у Generation X сформировалась негативистская картина мира. Кажется, оно разуверилось во всем — своих родителях, социальных институтах, общественном устройстве. Generation X стало символом упадка Америки середины 1990-х гг. В 1980-е в Америке было немало других проблем: яппи все активнее захватывали власть, свирепствовал СПИД, пала Берлинская стена и разваливался Восточный блок. Обществу было не до инксеров, но они уже существовали. К рассматриваемому поколению в зарубежной литературе принято относить тех, кто родился в период с 1961 по 1981 г.27 Хронологически оно следует за поколением «baby boomers» (родившиеся в период с 1943 по 1960 г.), в истории США это тринадцатое по счету поколение молодежи. Во множественном числе их называют Xers («иксеры»). Другие наименования — post-baby boom generation, Gen X culture, «twentysomethings». Численность Generation Хъ США — 46 млн человек. Среди негативных характеристик этого поколения используют такие термины, как немотивированные бездельники, прогульщики, безответственные, уклоняющиеся от службы в армии. Они нигде не работают, любят компьютеры, природу, «экстази», конструкторы «Лего», дешевую еду и техно-party- Менеджеры крупных и средних корпораций даже не знают, что с ними делать и как ими управлять. В России «поколением Икс» часто называют клубную молодежь, читателей «Птюча» и «ОМа», поклонников ботинок «Dr. Martens» и цветных джине «Diesel». 27 Smith В. Managing generation X // USA Today Magazine, 2000. November (www.britanica.com). История группы 27-летних молодых людей, страдающих «успехофобией», ра
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|