Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие сказочного сюжета




В развитии сказочного сюжета волшебной сказ­ки есть определенные закономерности. Можно найти семь этапов развития сказочного сюжета, которые перекликаются с этапами формирова­ния личности человека.

Первый этап — это этап развития в отчем доме. Его проходит не только сказочный герой (царевич, солдат, крестьянин, купец), но и каждый человек. На протяжении этого периода своей жизни чело­век перенимает, «впитывает», познает родитель­ский опыт и формирует мировоззрение; он накап­ливает информацию о явлениях мира; аккумули­рует в себе энергию родительской любви, которая в его самостоятельной жизни послужит ему опо­рой. Этот период длится от рождения и примерно до 11-14 лет. Это период накопления доверия к миру и веры в свои силы.

В каждой сказке главный герой рано или поздно покидает родительский дом. Задача второго эта­па — определение от родительского дома, выде­ление себя как отдельной самостоятельной лич­ности. В период примерно с 11 до 18 лет челове-


ку очень важно психологически отделиться от родителей, выработать свой собственный взгляд на мир. Часто подростки создают большое коли­чество проблем своим родителям, и это неудиви­тельно — ведь процесс выделения себя из семьи очень болезнен. Однако отделиться — это не значит порвать с родителями, обесценивать их жизненный опыт и метод воспитания. Отделить­ся — это значит принять своих родителей таки­ми, какие они есть, и найти свое собственное место в жизни. Сказка учит нас тому, что процесс психологического расставания ребенка с родите­лями естественен и необходим. Отделяясь от родителей, лишаясь их поддержки, сказочный герой, так же как и человек, может рассчитывать только на самого себя.

На предыдущем этапе герой принял первое важ­ное решение в своей жизни — действовать само­стоятельно. Теперь, когда он один, перед ним встает еще более сложная и глубокая задача — какой выбрать путь (третий этап). Часто в сказ­ке главный герой выбирает самый трудный (на первый взгляд) путь, но именно он приводит ге­роя к успеху. Здесь происходит проверка на силу духа и искушение.

94 Bayley D.H. Social Control and Political Chang., Research Monograph № 49. Woodrow Wilson School of Public and International Affairs. Princeton, 1985. P. 105.

печальной действительности, где над ней жестоко издевалась мачеха. Только в Европе зарегистрировано более 500 вариантов этой истории. Однако самый древний ее вариант обнаружен в Китае и относится он к IX столетию.


 

«Сказка — ложь, но в ней намекдобрым молодцам урок»

В международных сказках о животных наибольшую известность приоб­рел рассказ о гусе, несущем золотые яйца. Драконы попали в сказочный жанр

(ерой идет по дороге, и здесь он встречается с разными существами, нуждающимися в его помо­щи. Эти ситуации — проверка на «доброе серд­це». Каждое доброе дело, сделанное от чистого сердца, приносит герою новых друзей и помощ­ников. Сказка учит — как ты относишься к миру, так и он к тебе. Герой выходит из ситуации не­определенности, выбирает свой путь и приобре-

тает себе верных помощников. Они появляются в самый нужный момент — тогда, когда герой не может справиться с ситуацией сам. В жизни человека — это этап осознания смысла существования и поиска своего места в жизни. Обычно этот период начинается перед окончани­ем школы. После окончания школы меняется его окружение. В техникумах, институтах, на работе появляются новые друзья, планы. Меняется его стиль жизни. С этим периодом жизни связаны три


важные психологические задачи, которые созна­тельно или бессознательно решает для себя мо­лодой человек:

1. Принятие самого себя — «я такой, какой я есть».

2. Принятие своего пути — «я совершаю свой собственный путь, который я для себя выбрал».

3. Принятие ответственности за свои выбор и действия — «я несу ответственность за свои действия и за то, что происходит со мной».

На этом этапе развития личности человека вста­ет вопрос о доверии самому себе, доверии тому, что человек считает правильным для себя — воп­рос о совести, о том стержне, внутреннем голо­се, индикаторе, который позволяет совершать или не совершать те или иные поступки. Борьба и победа — это кульминация сказки. Ге­рой достигает цели своего пути и вступает в борь­бу с персонифицированным злом (Кощей Бес­смертный, Баба-Яга, Колдунья, Ворон Воронович и др.). Бывает, что герой не с первого раза побеж­дает противника; иногда он прибегает к хитрос­ти или к помощи других персонажей сказки. Так или иначе, сказочный герой побеждает зло. Герой, побеждая зло, изменяется внутренне, приобре­тает новые возможности и опыт. «Борьбу со злом» можно найти в реальной жизни человека (четвертый этап). Борьба со злом может быть и внешней. Нередко человеку приходится противо-

во всех странах от Китая до Европы. Эти чешуйчатые монстры извергают огонь и пожирают все живое. И в Китае, и Европе драконы изображаются как хранители несметных сокровищ. Древняя мифология содержит истории о единороге — лошади с огромным рогом во лбу. Рог, согласно поверьям, содержал жидкость, которая способна излечить любую болезнь. Но живот­ное было очень трудно поймать. Сказки «Тысяча и одна ночь» повествова­ли о гигантской птице, несущей людей в когтях.

Надо признать, что далеко не всегда сказкам так везло, как сейчас, и не во все исторические эпохи они пользова­лись всеобщей любовью у детей и по­кровительством у правительства.

После революции 1917г. сказку изда­вать почти перестали. Считалось, что поколениям юных революционеров не нужны буржуазные фантазии, которые уводят молодые умы от реальной борь­бы в мир грез и мечтаний. «Величайший предрассудок думать, что книги в об­щем полезны. В общем они вредны. Лишь немногие книги полезны вполне. В доброй половине книг полезные места перемешаны с вредными. Почти половину всех книг лучше всего не читать, так как они безусловно вредны. По возможности, не читайте книг, изданных в прежние, дореволюционные годы.

стоять ситуациям, где он оказывается в положе­нии сказочного героя, борющегося с драконом. Побеждая физически или духовно, человек ста­новится сильнее и мудрее. Оказывается, что победа над злом не означает полной победы и конца испытаний. На пятом эта­пе герой сталкивается с задачами, решать кото­рые он должен уже с позиции нового опыта. Сказ­ка учит: будь бдительным — основное зло не от­крыто, а скрыто; оно появляется тогда, когда ты расслаблен и меньше всего его ожидаешь. Муд­рость сказки заключается в том, что на примере главного героя нам дают понять, что достигнутая цель, результат — еще не конец пути, а только указание на то, что мы движемся в правильном направлении. Основной задачей оказывается не победа над злом, не новые знания и опыт, а уме­ние все это правильно и вовремя применить в изменившейся для человека жизни. И вот, наконец, все трудности позади (шестой этап), на пригорке показался отчий дом. (ерой так давно ждал этого момента. Однако дома многое изменилось: героя, по навету братьев, считают подлецом или погибшим; невеста героя собирает­ся замуж за другого. Но герой уже сталкивался со скрытым злом на предыдущем этапе, теперь он мудр и осторожен. Он, используя весь опыт прой­денного пути, проходит необходимые испытания и восстанавливает справедливость. Так происхо-


дит утверждение себя как зрелой самостоятель­ной личности в родном доме, где раньше он счи­тался маленьким или ни на что не способным; и самое главное на этом этапе — своевременное применение приобретенных возможностей. Нередко в жизни человека бывают ситуации, когда он вынужден доказывать своим родным и близким свое право на самостоятельную жизнь и решения. Человек уже давно имеет свою се­мью, а родители до сих пор считают его малень­ким и не способным к самостоятельным действи­ям. И в этой ситуации человеку приходится при­ложить немало душевных сил для того, чтобы самому себе и родным доказать свою зрелость. Седьмой этап — это этап, когда та искра, «коро­левское начало» героя, получает предметное воплощение: он становится «королем». Так же и человек, реализуя себя, становится на ступень выше в своем развитии. Часто сказка заканчива­ется свадьбой. Свадьба может быть рассмотре­на как символ завершенности какого-либо про­цесса, воссоединения, восстановления целостно­сти. Однако сказка имеет свой конец, а жизнь нет. Поэтому человеку неоднократно приходится проходить эти этапы в течение своей жизни. Сокращено по источнику: Полухина О. Сказкоте-рапия: теория и практика (работа с детьми стар­шего дошкольного возраста) // Пирамида-mAxima. 2002. № 2.

Если тогда были хорошие книги, они теперь переизданы Госиздатом», — пи­сал один корреспондент в молодежном журнале «Красный Букварь»95. «Нуж­на ли сказка в наши дни?... нужна большая работа, чтоб изжить и уничтожить в человеческой природе нечто вроде инстинкта чудесного, сверхъестествен­ного, питавшего сказку и в свою очередь питавшегося ее причудливой и свое­образной фантастикой. Это делает политически-революционное осознание, это делает наука, это делает сама жизнь под влиянием разнообразных факто­ров», — вторила ему революционно на­строенная дамочка96. Один известный коммунистический писатель так писал: «Пролетариату незачем строить себе мир в облаках, потому что он может основать, и основывает, свое царство на земле. И для того у нас пролетарская революция, чтоб было там хорошо, где мы»97.

Когда у младших школьников по­пытались отобрать сказку, они преда­вались сказочным фантазиям в семей­ном или дружеском кругу. Получили распространение девичьи альбомы, ру­кописные сентиментально-эротичес­кие и романтические повести и расска­зы. Подростки постарше восполняли дефицит в сказочном, волшебном и страшном реальными действиями, не­редко носившими девиантный, а то и криминальный характер. Они могли бы сказки заменить приключениями или детективами, но на заре революци­онной власти не издавались и они. Это позже правительство спохватилось, поняв, что может упустить целое поко­ление детей, не предоставив ему возможности пройти нормальный путь со­циализации. И мы видим, что в годы расцвета Советский Союз не уступал, а иногда и превосходил самые развитые страны мира по изданию детской литературы. В 14—15 лет интерес к сказкам сохранялся и у беспризорников, которые «требовали сказки пострашнее»98. При своем безденежье они мог­ли бы поискать любимые книжки на помойке, но те, как и прилавки мага­зинов, были пусты.

Советская власть стремилась выгнать детей из тесного мира фантазий на простор реальных дел — туда, где в едином порыве народ возводил здание коммунистического будущего. Но как раз на улице домашних детей поджи­дали толпы беспризорников со своей — откровенно блатной или приблат-ненной — субкультурой.

95 Красный букварь. 1923. № 4. С. 41.

96 Т-ая Е. Нужна ли сказка в наши дни? // Школа и жизнь. Н. Новгород. 1923. №.

97 Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания. М., 1977. С. 567.

98 Рубцова П. Что читают дети. М., 1928. С. 59.

ДЕТСКИЕ СТРАШИЛКИ

Мифологические рассказы детей выполняют важные функции: преодо­ление возрастных страхов, удовлетворение потребности в переживании ужасного. Повествовательный фольклор городских детей — это потаенная от взрослых область детской культуры.

Взрослые еще с детства помнят забавные повествования про черную руку или красное пятно, зеленые глаза или желтые занавески. Так называемые «страшные рассказы» (их называют еще «страшные истории» или «страшил­ки») привлекли внимание исследователей еще в 1980-е гг. В частности, ярос­лавский исследователь М.П. Чередникова" изучает страшные истории в контексте взрослого и детского фольклора, психологии и художественной литературы. В репертуар детских страшилок специалисты включают мифы о предметах-вредителях, мифологические рассказы о демонических персо­нажах — похитителях детей, о ведьмах, вампирах и встающих из гроба мерт­вецах (традиционные жуткие истории или детские былички), игровые рас­сказы («пугалки»), пародии, анекдоты, «садистские стишки». Когда речь идет о предметах-вредителях, то подразумевают пугающие детей страшные руки, глаза, одежду красного и черного цветов. Страшные шторы

Жила одна семья: мать, отец, старшая сестра и брат. Однажды они ку­пили черные шторы. Шторы повесили в комнате и легли спать. Ночью черные шторы говорят отцу:

— Встань! Отец встал.

— Оденься! Отец оделся.

— Подойди к столу! Отец подошел.

— Встань на стол! Отец встал. И черные шторы задушили его. Потом го­ворят матери:

— Встань! Мать встала.

— Оденься! Мать оделась...

Когда мать встала на стол, шторы задушили и ее. То же самое произошло и с сестрой. В комнате остался только малень­кий сын, который все делал очень медленно. Черные шторы говорят ему:

— Встань!

Мальчик с трудом проснулся.

— Оденься! Он встал.

— Подойди к столу! Он оделся.

— Встань на стол!

Он подошел к столу... И шторы задушили пустое место.

Мальчик снял черные шторы и сжег их. А за ними лежали отец, мать и

сестра.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...