Развитие сказочного сюжета
В развитии сказочного сюжета волшебной сказки есть определенные закономерности. Можно найти семь этапов развития сказочного сюжета, которые перекликаются с этапами формирования личности человека. Первый этап — это этап развития в отчем доме. Его проходит не только сказочный герой (царевич, солдат, крестьянин, купец), но и каждый человек. На протяжении этого периода своей жизни человек перенимает, «впитывает», познает родительский опыт и формирует мировоззрение; он накапливает информацию о явлениях мира; аккумулирует в себе энергию родительской любви, которая в его самостоятельной жизни послужит ему опорой. Этот период длится от рождения и примерно до 11-14 лет. Это период накопления доверия к миру и веры в свои силы. В каждой сказке главный герой рано или поздно покидает родительский дом. Задача второго этапа — определение от родительского дома, выделение себя как отдельной самостоятельной личности. В период примерно с 11 до 18 лет челове- ку очень важно психологически отделиться от родителей, выработать свой собственный взгляд на мир. Часто подростки создают большое количество проблем своим родителям, и это неудивительно — ведь процесс выделения себя из семьи очень болезнен. Однако отделиться — это не значит порвать с родителями, обесценивать их жизненный опыт и метод воспитания. Отделиться — это значит принять своих родителей такими, какие они есть, и найти свое собственное место в жизни. Сказка учит нас тому, что процесс психологического расставания ребенка с родителями естественен и необходим. Отделяясь от родителей, лишаясь их поддержки, сказочный герой, так же как и человек, может рассчитывать только на самого себя.
На предыдущем этапе герой принял первое важное решение в своей жизни — действовать самостоятельно. Теперь, когда он один, перед ним встает еще более сложная и глубокая задача — какой выбрать путь (третий этап). Часто в сказке главный герой выбирает самый трудный (на первый взгляд) путь, но именно он приводит героя к успеху. Здесь происходит проверка на силу духа и искушение. 94 Bayley D.H. Social Control and Political Chang., Research Monograph № 49. Woodrow Wilson School of Public and International Affairs. Princeton, 1985. P. 105. печальной действительности, где над ней жестоко издевалась мачеха. Только в Европе зарегистрировано более 500 вариантов этой истории. Однако самый древний ее вариант обнаружен в Китае и относится он к IX столетию.
«Сказка — ложь, но в ней намек — добрым молодцам урок» В международных сказках о животных наибольшую известность приобрел рассказ о гусе, несущем золотые яйца. Драконы попали в сказочный жанр (ерой идет по дороге, и здесь он встречается с разными существами, нуждающимися в его помощи. Эти ситуации — проверка на «доброе сердце». Каждое доброе дело, сделанное от чистого сердца, приносит герою новых друзей и помощников. Сказка учит — как ты относишься к миру, так и он к тебе. Герой выходит из ситуации неопределенности, выбирает свой путь и приобре- тает себе верных помощников. Они появляются в самый нужный момент — тогда, когда герой не может справиться с ситуацией сам. В жизни человека — это этап осознания смысла существования и поиска своего места в жизни. Обычно этот период начинается перед окончанием школы. После окончания школы меняется его окружение. В техникумах, институтах, на работе появляются новые друзья, планы. Меняется его стиль жизни. С этим периодом жизни связаны три важные психологические задачи, которые сознательно или бессознательно решает для себя молодой человек: 1. Принятие самого себя — «я такой, какой я есть».
2. Принятие своего пути — «я совершаю свой собственный путь, который я для себя выбрал». 3. Принятие ответственности за свои выбор и действия — «я несу ответственность за свои действия и за то, что происходит со мной». На этом этапе развития личности человека встает вопрос о доверии самому себе, доверии тому, что человек считает правильным для себя — вопрос о совести, о том стержне, внутреннем голосе, индикаторе, который позволяет совершать или не совершать те или иные поступки. Борьба и победа — это кульминация сказки. Герой достигает цели своего пути и вступает в борьбу с персонифицированным злом (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Колдунья, Ворон Воронович и др.). Бывает, что герой не с первого раза побеждает противника; иногда он прибегает к хитрости или к помощи других персонажей сказки. Так или иначе, сказочный герой побеждает зло. Герой, побеждая зло, изменяется внутренне, приобретает новые возможности и опыт. «Борьбу со злом» можно найти в реальной жизни человека (четвертый этап). Борьба со злом может быть и внешней. Нередко человеку приходится противо- во всех странах от Китая до Европы. Эти чешуйчатые монстры извергают огонь и пожирают все живое. И в Китае, и Европе драконы изображаются как хранители несметных сокровищ. Древняя мифология содержит истории о единороге — лошади с огромным рогом во лбу. Рог, согласно поверьям, содержал жидкость, которая способна излечить любую болезнь. Но животное было очень трудно поймать. Сказки «Тысяча и одна ночь» повествовали о гигантской птице, несущей людей в когтях. Надо признать, что далеко не всегда сказкам так везло, как сейчас, и не во все исторические эпохи они пользовались всеобщей любовью у детей и покровительством у правительства. После революции 1917г. сказку издавать почти перестали. Считалось, что поколениям юных революционеров не нужны буржуазные фантазии, которые уводят молодые умы от реальной борьбы в мир грез и мечтаний. «Величайший предрассудок думать, что книги в общем полезны. В общем они вредны. Лишь немногие книги полезны вполне. В доброй половине книг полезные места перемешаны с вредными. Почти половину всех книг лучше всего не читать, так как они безусловно вредны. По возможности, не читайте книг, изданных в прежние, дореволюционные годы.
стоять ситуациям, где он оказывается в положении сказочного героя, борющегося с драконом. Побеждая физически или духовно, человек становится сильнее и мудрее. Оказывается, что победа над злом не означает полной победы и конца испытаний. На пятом этапе герой сталкивается с задачами, решать которые он должен уже с позиции нового опыта. Сказка учит: будь бдительным — основное зло не открыто, а скрыто; оно появляется тогда, когда ты расслаблен и меньше всего его ожидаешь. Мудрость сказки заключается в том, что на примере главного героя нам дают понять, что достигнутая цель, результат — еще не конец пути, а только указание на то, что мы движемся в правильном направлении. Основной задачей оказывается не победа над злом, не новые знания и опыт, а умение все это правильно и вовремя применить в изменившейся для человека жизни. И вот, наконец, все трудности позади (шестой этап), на пригорке показался отчий дом. (ерой так давно ждал этого момента. Однако дома многое изменилось: героя, по навету братьев, считают подлецом или погибшим; невеста героя собирается замуж за другого. Но герой уже сталкивался со скрытым злом на предыдущем этапе, теперь он мудр и осторожен. Он, используя весь опыт пройденного пути, проходит необходимые испытания и восстанавливает справедливость. Так происхо- дит утверждение себя как зрелой самостоятельной личности в родном доме, где раньше он считался маленьким или ни на что не способным; и самое главное на этом этапе — своевременное применение приобретенных возможностей. Нередко в жизни человека бывают ситуации, когда он вынужден доказывать своим родным и близким свое право на самостоятельную жизнь и решения. Человек уже давно имеет свою семью, а родители до сих пор считают его маленьким и не способным к самостоятельным действиям. И в этой ситуации человеку приходится приложить немало душевных сил для того, чтобы самому себе и родным доказать свою зрелость. Седьмой этап — это этап, когда та искра, «королевское начало» героя, получает предметное воплощение: он становится «королем». Так же и человек, реализуя себя, становится на ступень выше в своем развитии. Часто сказка заканчивается свадьбой. Свадьба может быть рассмотрена как символ завершенности какого-либо процесса, воссоединения, восстановления целостности. Однако сказка имеет свой конец, а жизнь нет. Поэтому человеку неоднократно приходится проходить эти этапы в течение своей жизни. Сокращено по источнику: Полухина О. Сказкоте-рапия: теория и практика (работа с детьми старшего дошкольного возраста) // Пирамида-mAxima. 2002. № 2.
Если тогда были хорошие книги, они теперь переизданы Госиздатом», — писал один корреспондент в молодежном журнале «Красный Букварь»95. «Нужна ли сказка в наши дни?... нужна большая работа, чтоб изжить и уничтожить в человеческой природе нечто вроде инстинкта чудесного, сверхъестественного, питавшего сказку и в свою очередь питавшегося ее причудливой и своеобразной фантастикой. Это делает политически-революционное осознание, это делает наука, это делает сама жизнь под влиянием разнообразных факторов», — вторила ему революционно настроенная дамочка96. Один известный коммунистический писатель так писал: «Пролетариату незачем строить себе мир в облаках, потому что он может основать, и основывает, свое царство на земле. И для того у нас пролетарская революция, чтоб было там хорошо, где мы»97. Когда у младших школьников попытались отобрать сказку, они предавались сказочным фантазиям в семейном или дружеском кругу. Получили распространение девичьи альбомы, рукописные сентиментально-эротические и романтические повести и рассказы. Подростки постарше восполняли дефицит в сказочном, волшебном и страшном реальными действиями, нередко носившими девиантный, а то и криминальный характер. Они могли бы сказки заменить приключениями или детективами, но на заре революционной власти не издавались и они. Это позже правительство спохватилось, поняв, что может упустить целое поколение детей, не предоставив ему возможности пройти нормальный путь социализации. И мы видим, что в годы расцвета Советский Союз не уступал, а иногда и превосходил самые развитые страны мира по изданию детской литературы. В 14—15 лет интерес к сказкам сохранялся и у беспризорников, которые «требовали сказки пострашнее»98. При своем безденежье они могли бы поискать любимые книжки на помойке, но те, как и прилавки магазинов, были пусты. Советская власть стремилась выгнать детей из тесного мира фантазий на простор реальных дел — туда, где в едином порыве народ возводил здание коммунистического будущего. Но как раз на улице домашних детей поджидали толпы беспризорников со своей — откровенно блатной или приблат-ненной — субкультурой.
95 Красный букварь. 1923. № 4. С. 41. 96 Т-ая Е. Нужна ли сказка в наши дни? // Школа и жизнь. Н. Новгород. 1923. №. 97 Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания. М., 1977. С. 567. 98 Рубцова П. Что читают дети. М., 1928. С. 59. ДЕТСКИЕ СТРАШИЛКИ Мифологические рассказы детей выполняют важные функции: преодоление возрастных страхов, удовлетворение потребности в переживании ужасного. Повествовательный фольклор городских детей — это потаенная от взрослых область детской культуры. Взрослые еще с детства помнят забавные повествования про черную руку или красное пятно, зеленые глаза или желтые занавески. Так называемые «страшные рассказы» (их называют еще «страшные истории» или «страшилки») привлекли внимание исследователей еще в 1980-е гг. В частности, ярославский исследователь М.П. Чередникова" изучает страшные истории в контексте взрослого и детского фольклора, психологии и художественной литературы. В репертуар детских страшилок специалисты включают мифы о предметах-вредителях, мифологические рассказы о демонических персонажах — похитителях детей, о ведьмах, вампирах и встающих из гроба мертвецах (традиционные жуткие истории или детские былички), игровые рассказы («пугалки»), пародии, анекдоты, «садистские стишки». Когда речь идет о предметах-вредителях, то подразумевают пугающие детей страшные руки, глаза, одежду красного и черного цветов. Страшные шторы Жила одна семья: мать, отец, старшая сестра и брат. Однажды они купили черные шторы. Шторы повесили в комнате и легли спать. Ночью черные шторы говорят отцу: — Встань! Отец встал. — Оденься! Отец оделся. — Подойди к столу! Отец подошел. — Встань на стол! Отец встал. И черные шторы задушили его. Потом говорят матери: — Встань! Мать встала. — Оденься! Мать оделась... Когда мать встала на стол, шторы задушили и ее. То же самое произошло и с сестрой. В комнате остался только маленький сын, который все делал очень медленно. Черные шторы говорят ему: — Встань! Мальчик с трудом проснулся. — Оденься! Он встал. — Подойди к столу! Он оделся. — Встань на стол! Он подошел к столу... И шторы задушили пустое место. Мальчик снял черные шторы и сжег их. А за ними лежали отец, мать и сестра.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|