Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 3. І. Предтекстовая работа. ІІ. Прочитайте текст. Первокурсники. ІІІ. Послетекстовая работа.




Занятие 3

І. Предтекстовая работа.

1. Ознакомьтесь со значениями следующих слов и словосочетаний:

 Радость бытия – радость жизни

Аврал – спешная работа, вызванная отсутствием планомерности в деле

Штурмовать науку – поспешно изучать

Опека – наблюдение, забота

Астения – слабость организма

Недуг – болезнь

Стиль жизни – определенный порядок, способ жизни

2. Объясните, как вы понимаете значение следующих слов (если необходимо,  переведите на родной язык). Устно составьте с ними словосочетания:

                планомерный, сопротивляемость, штурмовать, беспредельно.

3. Найдите неправильное употребление глаголов в предложениях:

1) Ты нас обречешь на нищету.

2) Он скоро выздоровеет.

3) Не бежи быстро.

4) Я ездию за город по выходным.

5) Он аккуратно ложит кирпичи.

ІІ. Прочитайте текст.

Первокурсники

       Студенческая пора – веселая и трудная, до краев заполненная радостью бытия, познания, напряженной учебой. Как все успеть, угнаться за убегающей стрелкой часов?

       Изучая здоровье студентов, врачи медицинских пунктов при институтах и университетах ежегодно наблюдают одну и ту же картину: в середине декабря-января и в мае-июне заметно возрастает заболеваемость студентов первых курсов. Все ясно: пора зачетов и экзаменов, авралы и … срыв. Но разве на старших курсах сессия легче? Почему же там в это время не наблюдается волны недугов? Потому что, не имея навыков планомерной самостоятельной работы в течение всего семестра, первокурсники безудержно штурмуют науку в период сессии.

       Получив студенческий билет, освободившись от повседневного контроля школы и опеки семьи, юноша или девушка не умеет еще распоряжаться временем, ограничивать себя в развлеченьях, которые впервые стали доступны. А требования в вузе большие, и за вольный стиль жизни приходится расплачиваться умственным и физическим перенапряжением, плохой успеваемостью. Молодой организм вынослив, но не беспредельно. Забывая об этом, некоторые первокурсники сами доводят себя до болезненного состояния. В первую очередь, это – астения. Жалобы на плохой сон, головную боль, снижение памяти, умственной работоспособности.

       Судьба соединяет в одной комнате общежития людей разного темперамента, жизненного уклада и здоровья. Один может спать при свете, заниматься под звуки радио, другой от этого по-настоящему страдает. Истинная интеллигентность начинается с уважения друг к другу в повседневном общении. Соблюдая единый режим, в одно время ложась спать, мы сберегаем нервную энергию.

ІІІ. Послетекстовая работа.

1. Беседа по содержанию текста:

1. Что такое здоровье? Как следует относиться к своему здоровью?

2. К какому выводу пришли врачи, изучая здоровье студентов?

3. Что способствует заболеванию первокурсников?

4. Что нужно делать, чтобы избежать умственного и физического перенапряжения?

5. Какие обязательные требования должны соблюдать студенты, проживая в общежитии?

6. Как вы понимаете выражение: «Отдых должен быть активным»?

7. С чего начинается интеллигентность?

8. Какое самое важное условие в достижении успехов?

2. Запишите выделенные в тексте глаголы, образуйте неопределенную форму, определите их вид.

IV. Задания

1. Составьте предложения со следующими глаголами, которые образуют видовые пары:

      Говорить-сказать, брать – взять, класть – положить, ловить – поймать, искать – найти.

2. Прочитайте. Обратите на правильное употребление глаголов класть (несов. в. ) – положить (сов. в. )

            В литературном языке нетглагола «ложить», но есть «положить»; есть глагол «класть», но нет глагола «покласть». Нужно говорить: «Я кладу книгу на стол, ты кладешь книгу на стол» или «Я положу книгу на стол, ты положишь книгу, он положит книгу на стол».

3. Продолжите ряды слов, которые могут употребляться с данными глаголами. Обратите внимание на правописание гласных и согласных в основе глагола при видовых изменениях. Какие изменения происходят? Как это явление называется?

о – а           коснуться/касаться вопроса, …, ….

                   изложить/излагать статью, …, ….

                   приложить/прилагать усилия …, ….

е – и           собрать/собирать коллекцию, …, ….

                   выбрать/выбирать профессию, …, ….

а – им        понять/понимать прочитанное, …, ….

а – ин         начать/начинать занятие, …, ….

ст – ск        отпустить – отпускать птицу, …, ….

д – дж        победить – побеждать болезнь, …, ….

4. Составьте диалог, подходящий к данной ситуации; используйте глаголы, данные в скобках, в форме прошедшего времени нужного вида.

  1. Вы с другом спорите о книге. Мимо проходит еще один ваш знакомый. Вас интересует, знаком ли он с этой книгой. (прочитать-читать)
  2. Вы отсутствовали на занятии физкультуры и хотите знать, что было на занятии. (заниматься-заняться)
  3. Вашего знакомого в больнице лечили новыми лекарствами. Вам интересно, что ему давали. (принять - принимать)
  4. Преподаватель просит у вас тетрадь для проверки, но он забыл, что уже проверил задание и вернул тетрадь. Как вы скажете ему об этом? (взять-брать)
  5. Ваш друг обещал купить вам билет в кино. Спросите, есть ли у него билет. (купить-покупать)
  6. Ваша подруга пошла выяснить, когда будет консультация по математике. Что вы у нее спросите, когда она вернется? (узнать-узнавать)
  7. Вы знаете, что студент из вашей группы ходил в деканат узнавать, результаты соревнований по волейболу. Вы хотите знать, кто победитель. (победить-побеждать)
  8.  Случайно на улице вы увидели старого друга. Как вы об этом потом расскажете? (встретить-встречать)
  9. У вас в руках чужая авторучка. Вы хотите ее вернуть, но кому? (давать-дать)
  10. Вы звоните другу и хотите узнать, как он провел вчерашний вечер. (сделать-делать)

 

5. Изучите данный ниже комментарий, выполните приложенные к нему задания

Основная функция научного стиля – передача логической информации и доказательство её истинности (при полном отсутствии выражения эмоций). В зависимости от тематики обычно выделяют подстили, как собственно научный, научно-учебный, научно-популярный. Эти подстили используются в разных жанрах научной речи:

а) собственно научный – монография (научный труд, углубленно разрабатывающий одну тему, один круг вопросов), статья, доклад и др.;

б) научно-учебный – реферат (краткое изложение содержания научной работы), аннотация (краткая характеристика книги, статьи и т. п. ), учебник, учебное пособие и др.;

в) научно-популярный – очерк, книга, лекция и др.

При всём разнообразии разновидностей и жанров научный стиль характеризуется такими чертами: понятийная точность, подчёркнутая логичность речи, обобщённость и отвлечённость, отбор языковых средств. Поэтому в научном стиле избегают употреблять (но всё же иногда используют) различные образные средства, например, метафоры. Исключение составляют лишь термины-метафоры. Ср.: в физике – ядро атома; в ботанике – пестик цветка; в анатомии – глазное яблоко, ушная раковина.

1. Определите, к какому стилю речи принадлежит приведенный ниже текст:

            1) разговорному; 2) художественному; 3) газетно-публицистическому; 4) официально-деловому; 5) научному.

Всякое размножение связано с увеличением живой массы. Что представляет собой живая масса? Ёе главная составная часть - белок, первооснова живых образований, который наряду с нуклеиновыми кислотами является самым универсальным компонентом живой материи. Объясняется это прежде всего тем, что белки служат двигателями того бесчисленного множества химических реакций, которые лежат в основе всех явлений жизни. Сами по себе эти реакции протекали бы так медленно, что ни о какой жизни не могло быть и речи. В живой клетке они идут с огромной скоростью, благодаря наличию биологических катализаторов- ферментов. А все ферменты являются белками.

 

2. Молодежный жаргон относится к:

1) литературному языку; 2) научному языку; 3) разговорному языку.

3. Выберите слово, характерное для научной речи:

1) хохот; 2) энергия; 3) прекрасный; 4) трели.  

4. Из перечисленного: 1) лекция; 2) дискуссия; 3) обсуждение; 4) фельетон - жанром научного стиля, который характерен для устной учебной сферы общения является:

A. 1, 2, 4

B. 1, 2, 3

C. 2, 3, 4

D. 3, 4, 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...