Занятие 3. І. Предтекстовая работа. ІІ. Прочитайте текст. Первокурсники. ІІІ. Послетекстовая работа.
Занятие 3 І. Предтекстовая работа. 1. Ознакомьтесь со значениями следующих слов и словосочетаний: Радость бытия – радость жизни Аврал – спешная работа, вызванная отсутствием планомерности в деле Штурмовать науку – поспешно изучать Опека – наблюдение, забота Астения – слабость организма Недуг – болезнь Стиль жизни – определенный порядок, способ жизни 2. Объясните, как вы понимаете значение следующих слов (если необходимо, переведите на родной язык). Устно составьте с ними словосочетания: планомерный, сопротивляемость, штурмовать, беспредельно. 3. Найдите неправильное употребление глаголов в предложениях: 1) Ты нас обречешь на нищету. 2) Он скоро выздоровеет. 3) Не бежи быстро. 4) Я ездию за город по выходным. 5) Он аккуратно ложит кирпичи. ІІ. Прочитайте текст. Первокурсники Студенческая пора – веселая и трудная, до краев заполненная радостью бытия, познания, напряженной учебой. Как все успеть, угнаться за убегающей стрелкой часов? Изучая здоровье студентов, врачи медицинских пунктов при институтах и университетах ежегодно наблюдают одну и ту же картину: в середине декабря-января и в мае-июне заметно возрастает заболеваемость студентов первых курсов. Все ясно: пора зачетов и экзаменов, авралы и … срыв. Но разве на старших курсах сессия легче? Почему же там в это время не наблюдается волны недугов? Потому что, не имея навыков планомерной самостоятельной работы в течение всего семестра, первокурсники безудержно штурмуют науку в период сессии. Получив студенческий билет, освободившись от повседневного контроля школы и опеки семьи, юноша или девушка не умеет еще распоряжаться временем, ограничивать себя в развлеченьях, которые впервые стали доступны. А требования в вузе большие, и за вольный стиль жизни приходится расплачиваться умственным и физическим перенапряжением, плохой успеваемостью. Молодой организм вынослив, но не беспредельно. Забывая об этом, некоторые первокурсники сами доводят себя до болезненного состояния. В первую очередь, это – астения. Жалобы на плохой сон, головную боль, снижение памяти, умственной работоспособности.
Судьба соединяет в одной комнате общежития людей разного темперамента, жизненного уклада и здоровья. Один может спать при свете, заниматься под звуки радио, другой от этого по-настоящему страдает. Истинная интеллигентность начинается с уважения друг к другу в повседневном общении. Соблюдая единый режим, в одно время ложась спать, мы сберегаем нервную энергию. ІІІ. Послетекстовая работа. 1. Беседа по содержанию текста: 1. Что такое здоровье? Как следует относиться к своему здоровью? 2. К какому выводу пришли врачи, изучая здоровье студентов? 3. Что способствует заболеванию первокурсников? 4. Что нужно делать, чтобы избежать умственного и физического перенапряжения? 5. Какие обязательные требования должны соблюдать студенты, проживая в общежитии? 6. Как вы понимаете выражение: «Отдых должен быть активным»? 7. С чего начинается интеллигентность? 8. Какое самое важное условие в достижении успехов? 2. Запишите выделенные в тексте глаголы, образуйте неопределенную форму, определите их вид. IV. Задания 1. Составьте предложения со следующими глаголами, которые образуют видовые пары: Говорить-сказать, брать – взять, класть – положить, ловить – поймать, искать – найти. 2. Прочитайте. Обратите на правильное употребление глаголов класть (несов. в. ) – положить (сов. в. ) В литературном языке нетглагола «ложить», но есть «положить»; есть глагол «класть», но нет глагола «покласть». Нужно говорить: «Я кладу книгу на стол, ты кладешь книгу на стол» или «Я положу книгу на стол, ты положишь книгу, он положит книгу на стол».
3. Продолжите ряды слов, которые могут употребляться с данными глаголами. Обратите внимание на правописание гласных и согласных в основе глагола при видовых изменениях. Какие изменения происходят? Как это явление называется? о – а коснуться/касаться вопроса, …, …. изложить/излагать статью, …, …. приложить/прилагать усилия …, …. е – и собрать/собирать коллекцию, …, …. выбрать/выбирать профессию, …, …. а – им понять/понимать прочитанное, …, …. а – ин начать/начинать занятие, …, …. ст – ск отпустить – отпускать птицу, …, …. д – дж победить – побеждать болезнь, …, …. 4. Составьте диалог, подходящий к данной ситуации; используйте глаголы, данные в скобках, в форме прошедшего времени нужного вида.
5. Изучите данный ниже комментарий, выполните приложенные к нему задания Основная функция научного стиля – передача логической информации и доказательство её истинности (при полном отсутствии выражения эмоций). В зависимости от тематики обычно выделяют подстили, как собственно научный, научно-учебный, научно-популярный. Эти подстили используются в разных жанрах научной речи: а) собственно научный – монография (научный труд, углубленно разрабатывающий одну тему, один круг вопросов), статья, доклад и др.; б) научно-учебный – реферат (краткое изложение содержания научной работы), аннотация (краткая характеристика книги, статьи и т. п. ), учебник, учебное пособие и др.; в) научно-популярный – очерк, книга, лекция и др. При всём разнообразии разновидностей и жанров научный стиль характеризуется такими чертами: понятийная точность, подчёркнутая логичность речи, обобщённость и отвлечённость, отбор языковых средств. Поэтому в научном стиле избегают употреблять (но всё же иногда используют) различные образные средства, например, метафоры. Исключение составляют лишь термины-метафоры. Ср.: в физике – ядро атома; в ботанике – пестик цветка; в анатомии – глазное яблоко, ушная раковина. 1. Определите, к какому стилю речи принадлежит приведенный ниже текст: 1) разговорному; 2) художественному; 3) газетно-публицистическому; 4) официально-деловому; 5) научному. Всякое размножение связано с увеличением живой массы. Что представляет собой живая масса? Ёе главная составная часть - белок, первооснова живых образований, который наряду с нуклеиновыми кислотами является самым универсальным компонентом живой материи. Объясняется это прежде всего тем, что белки служат двигателями того бесчисленного множества химических реакций, которые лежат в основе всех явлений жизни. Сами по себе эти реакции протекали бы так медленно, что ни о какой жизни не могло быть и речи. В живой клетке они идут с огромной скоростью, благодаря наличию биологических катализаторов- ферментов. А все ферменты являются белками.
2. Молодежный жаргон относится к: 1) литературному языку; 2) научному языку; 3) разговорному языку. 3. Выберите слово, характерное для научной речи: 1) хохот; 2) энергия; 3) прекрасный; 4) трели. 4. Из перечисленного: 1) лекция; 2) дискуссия; 3) обсуждение; 4) фельетон - жанром научного стиля, который характерен для устной учебной сферы общения является: A. 1, 2, 4 B. 1, 2, 3 C. 2, 3, 4 D. 3, 4, 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|