«Язык» муравьёв. Обезьяний «язык». III. Послетекстовая работа. Занятие 15. I. Предтекстовая работа. II. Работа с текстом.
«Язык» муравьёв Муравьи слепы. Однако они прекрасно ориентируются, общаются друг с другом. Оказывается, у них есть свой особый язык – «язык» запахов. На теле муравья расположены особые органы – железы внешней секреции. Они-то и выделяют пахучие вещества – ферономы. Найдя пищу, например мёртвую гусеницу, муравей на обратном пути метит дорогу следовым запахом. По нему другие муравьи находят гусеницу, и каждый из них, вовращаясь в муравейник, метит дорогу тем же запахом. Чем больше запас пищи, тем сильнее пахнет след. Обезьяний «язык» В Нью-Йоркском зоопарке учёные записывали на магнитофон «болтовню» обезьян. Но начался дождь, и эксперименты пришлось прервать. Через день учёные воспроизвели магнитофонную запись. Обезьяны, услышав крики, которые они издавали при приближении дождя два дня назад, бросились под навес, не обращая внимания на то, что на небе не было ни облачка. III. Послетекстовая работа
3. Почему учёные, говоря о «языке» животных и других живых существ, используют выражение испускать крик? 4. Сделайте вывод по содержанию этих текстов, используя изученный ранее материал. Занятие 15 I. Предтекстовая работа. 1. Найдите лишнее слово. 1) Гореть, сгореть, горевать, обогреть. 2) Пахать, пахучий, пахнет, запах. 3) Вода, водитель, водный, водянка. 4) Столик, столетие, столовая, застольная. 2. Указать корень, приставки. Безразличный, беспроигрышный, бессодержательный, перевыполнение, переустройство, переподготовка, перерасход, присоединить, расспрашивать.
3. Определить, сколько приставок в словах. Перераспределение, восхождение, преподаватель, предполагать, обзвонить, разыскать, обесценить, переподготовка, соприкоснуться, прикасаться, расположение. II. Работа с текстом.
Текст 1. Дерево из слов Сердцевиной слова, его смысловым центром является корень. От него слова «растут», как ветви на дереве. Чем употребительнее корень, тем он жизнеспособнее, больше образуется от него новых слов, тем сильнее становится словесное дерево. Вот одно из таких деревьев. От корневого слова вода образовалось производное слово водный (вод+н+ый), от которого «выросла» целая группа слов: водник (вод+н+ик) — «работник водного транспорта»; подводный — «расположенный, находящийся под водой», безводный — «лишенный воды», подводник. От того же корневого слова вода появилась и другая ветвь: водяной (вод+ян-{-ой) — «относящийся к воде; живущий, растущий в воде», от которого образовались прилагательные водянистый — «содержащий излишнее количество воды» и существительное водянка — «скопление жидкости и организме». На этом дереве выросли и глагольные «ветки»: обводнить — «обеспечить водой степи, пастбища»; обезводить (обезвоживать) — «лишать воды»; наводнить (наводнять) — «наполнить слишком большим количеством кого-, чего-н. »; приводниться (приводняться) — о летательном аппарате: «опуститься на воду». Эти «ветки» на второй ступени дают ряд отглагольных существительных обводнение, обезвоживание, наводнение, приводнение. Есть ветка и с ласкательными словами водица, водичка. А сколько сложных слов образовано от слова вода\ Вот некоторые из них: водопровод, водопад, водоросль, водоснабжение, водохранилище, водоем, водопой, водовоз, водолаз, водолечебница, водомер, водоочистительный, водораздел, полноводный, водоплавающий, водоотталкивающий и много других.
Справедливы слова одного из героев Максима Горького: «Слова, дружище, — это как листья на дереве, и, чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растет дерево, нужно учиться! Текст 2. Мастерская слова Есть много возможностей обогащения лексики. Самым распространённым и активным способом словообразования является создание новых слов на базе старых путём присоединения к основе слова суффикса, приставки или суффикса и приставки одновременно. Суффикс – это морфема, следующая за корнем и служащая для образования слов и грамматических форм. Суффиксы могут приклепляться непосредственно к корню или один к другому. Они могут вложить в слово субъективную оценку, образовать названия предметов. Они меняют у слов число, род, могут образовывать от одной части речи другие. Среди них одни редко участвуют в образовании новых слов и отживают свой век. Другие же являются активными. Есть много возможностей обогащения лексики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|