КОНСТРУИРОВАНИЕ из строительного материала
Стр 1 из 95Следующая ⇒ УДК 372.8(072) ББК 74.10 © ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», издание, 2006 © Алиева Т. И., Арушанова А. Г., Васюкова Н. Е., Иванкова Р. А., Кондратьева Н. Л., Лыкова И. А., Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю., Родина Н. М., Рубан Т. Г., Рыжова Н. А., Рычагова Е. С, Тарунтаева Т. В., 2006 © Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов) ISBN 978-5-373-00733-7 Предисловие В основе данного методического пособия лежит современная развивающая педагогическая система реализации базисного содержания дошкольного образования. Такое содержание включает в себя и факты разных областей действительности, и способы решения проблем, и способы и средства разных видов деятельности, и способы общения, и набор важных личностных качеств (активности, творческого подхода к жизни, ответственности, отзывчивости и др.). Его освоение детьми благодаря разработанной системе педагогических методов и приемов и обеспечивает необходимый базис их развития. Данное пособие представляет один из вариантов реализации базисного содержания дошкольного образования и может использоваться педагогами, работающими как по программе «Истоки», «Примерной общеобразовательной программе обучения, воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста», рекомендованными Министерством образования РФ, так и по другим образовательным программам. Предлагаемая система выстроена на основе постепенно усложняющихся задач развития ребенка, на деятельностном подходе и интегративных принципах организации освоения содержания, которые, с одной стороны, взаимообогащают целостность восприятия содержания различных областей действительности, а с другой — не нарушают собственной внутренней логики освоения каждой из областей.
На сегодня признано всеми, что без обучения не может быть развития.Что это такое по отношению к дошкольнику? Прежде всего, это такой процесс обучения, при котором сохраняется самобытность и специфика дошкольного детства, нормальный ход развития ребенка. Это также предполагает разнообразие форм организации обучения и возвращение первоначального значения слову «занятие» — заниматься с ребенком чем-то интересным и полезным, но не в форме школьного урока. Предлагаемая система содержит как обязательные занятия, так и организацию деятельности детей вне занятий, обеспечивающую создание условий для возникновения у детей ассоциаций, использования полученных ими знаний и умений в других деятельностях, что способствует переносу знакомых средств и способов в новые условия, а значит, их обобщению, в результате чего и происходит развитие ребенка. Особое значение придается развитию наглядно-образного мышления, воображения и детского творчества, которое в данном случае рождается естественно в процессе взаимообогащения органически взаимосвязанного содержания. Особенностью представленных занятий является их взаимосвязь с опытом детей, который возникает не сам по себе, а в результате предварительной и последующей после занятия работы. Предлагаются разные формы освоения одного и того же содержания как на вербальном уровне, так и на наглядном, а также с опорой на кинестетические (двигательные) ощущения. 3 Методика занятий опирается, с одной стороны, на задачи развития ребенка, а с другой, на многоаспектный контекст жизни детей: значимые события как их собственной жизни, так и жизни города, поселка и страны в целом. Предложенная методическая система образовательной работы с детьми строится на следующих принципах:
— от общего к частному, где каждое частное выступает перед ребенком как часть чего-то общего; — наглядное моделирование, демонстрирующее детям некоторые — продуктивное взаимодействие детей между собой и со взрослыми; — связь содержания обучающих занятий с опытом детей, получен — использование проблемных ситуаций, инициирующих детскую поисковую активность. В разработанных конспектах реализованы новые методологические подходы к содержанию и процессу развивающего обучения дошкольников. Так, конструирование представлено как универсальная способность к построению новых разных целостностей, в связи с чем решаются задачи не обучения созданию конкретных поделок, а формирования обобщенных способов деятельности, которые позволяют ребенку на их основе строить разные образы с использованием разных материалов, выражать свое собственное видение. f В "развитии речи детей особый акцент делается на коммуникативную компетентность, способность налаживать общение с окружающими людьми, а также на развитие звуковой культуры речи, в чем нуждаются многие современные дети. При этом работа над развитием речи пронизывает практически все занятия (описание работ, выполненных в продуктивных видах деятельности, составление коротких рассказов по рисункам, поделкам и т. п.). Особое значение придается знакомству детей с художественной литературой, формированию потребности в «чтении» с целью приобщения к культурной жизненной норме, актуализации литературного содержания в разных видах деятельности. Активные формы его обсуждения приводят детей к более глубокому осмыслению, что оказывает большое влияние на общее развитие детей! Основная задача раздела «Познание окружающего мира» — знакомить детей с предметами, людьми и отношениями в окружающем мире, учить их бережно, осторожно, любознательно и пытливо относиться к тому, что находится вокруг, с помощью взрослого и самостоятельно получать сведения об окружающем, использовать собственный опыт, эксперименты, делать выводы, согласовывать свое поведение с обстановкой, принимать решения по ситуации.
4 Знакомство детей с природой строится во взаимосвязи с практической деятельностью, экспериментированием, уходом за животными и растениями в уголке природы. Содержание наблюдений в природе дано внутри раздела. Его распределение по дням недели делает сам воспитатель в зависимости от сложившихся условий, погоды. Содержание занятий художественного цикла построено в соответствии с принципом внутренней интеграции видов детской изобразительной деятельности. Рисование, лепка и аппликация выступают для ребенка не как разрозненные виды занятий, а как увлекательная творческая деятельность, в которой единое образное начало реализуется разными изобразительно-выразительными средствами. Основной специфической задачей художественного воспитания детей старшего дошкольного возраста является развитие способности к созданию сюжета в разных видах изобразительной деятельности. Особое внимание педагог уделяет развитию у детей способности к композиции с использованием разных художественных средств, к передаче своего эмоционального отношения. Без нарушения логики содержания в разделе по математике в конспекты органично включены двигательная активность, игровые приемы, образные проблемные ситуации, способствующие тому, чтобы достаточно формализованное математическое содержание стало для детей доступным и интересным. Детское экспериментирование, как значимое начало любого познания, представлено в разных видах деятельности: ознакомлении с окружающим миром и природой, в изобразительной деятельности, в конструировании, рисовании, освоении литературных текстов и т. д. Сетка занятий может быть достаточно гибкой. Если какие-либо разделы программы вызывают необходимость повтора, углубления работы или ее расширения по замыслу детей, воспитатель может на свое усмотрение изменить соотношение занятий, при неизменном их количестве в неделю, а также использовать с этой целью одно свободное занятие, предусмотренное на каждой неделе. Например, при сниженном уровне звукопроизношения — добавить занятие по звуковой культуре речи.
В разделе «Планирование педагогической деятельности» представлено содержание работы понедельно, и в каждой неделе есть общее объединяющее основание — направленность педагогической работы, которая реализуется через определенные задачи как на занятиях, так и в свободной деятельности детей. Такое планирование, с одной стороны, выступает как основа интеграции всего содержания, а с другой — сохраняет логику каждого раздела, что позволяет реализовывать системный подход к педагогическому процессу. Содержание занятий может изменяться и переноситься на другое время самим воспитателем сообразно разным изменениям (природным: запоздалая или ранняя весна, сильный мороз и снег не лепится и т. п.; событийным: приезд кукольного театра, цирка в город и т. д.). Предлагаемая в пособии организация взаимодействия детей, основанная на сотрудничестве, позволяет каждому ребенку чувствовать се- 5 бя участником происходящего, что особенно важно для личностного развития детей, поддержания их познавательной активности. Впервые даны конкретные методические рекомендации по педагогической поддержке самодеятельной детской игры, а также некоторые народные игры. В понедельном планировании кратко представлено содержание музыкальных и физкультурных занятий, а также досугов с целью обеспечения их взаимосвязи с общей направленностью педагогической работы. Внимание! При реализации заданного в пособии материала необходимо осознавать, что само конкретное содержание — вариативно, оно может изменяться, а задачи следует рассматривать как базисное ядро развития детей. Поэтому при оценке педагогической деятельности важно ориентироваться не столько на освоение содержания, сколько на решение задач развития, которое является результатом освоения детьми предлагаемого содержания. Реализация такого системного подхода к воспитанию, обучению и развитию детей пяти лет будет способствовать сохранению самоценности дошкольного детства и формированию таких основных физиологических и психических функций, которые обеспечат успешность перехода детей к обучению в школе. Предлагаемый материал следует рассматривать как логическое продолжение работы с детьми четырех лет и как основу для организации последующей работы с детьми шести лет. Авторы выражают благодарность коллективам дошкольных учреждений № 1824, 1951, 2339 г. Москвы за внесенные предложения, возникшие в процессе апробации данного пособия.
Книга написана коллективом авторов: Предисловие — Парамонова Л. А. Планирование — Васюкова Н. Е., Иванкова Р. А., Рубан Т. Г., Кондратьева Н. Л. Развитие речи — Арушанова А. Г., Рычагова Е. С. Познание окружающего мира — Протасова Е. Ю., Родина Н. М. Природа — Рыжова Н. А. Математические представления — Тарунтаева Т. В., Алиева Т. И. Конструирование — Парамонова Л. А., Васюкова Н. Е. Художественная литература — Алиева Т. И., Васюкова Н. Е. Изобразительная деятельность — Лыкова И. А. 6 I КВАРТАЛ СЕНТЯБРЬ. 1 НЕДЕЛЯ Планирование работы Направленность педагогической работы. Первая неделя сентября. Эта неделя важна для установления доброжелательных и доверительных отношений между детьми, между детьми и взрослыми, освоения детьми норм и правил поведения в группе. Цель педагога — создать положительный эмоциональный настрой в группе, содействовать налаживанию общения, установлению контактов между детьми. Они встречаются после летнего отдыха, делятся впечатлениями, знакомятся с вновь пришедшими в группу детьми. Важно дать всем детям время сориентироваться в группе, в других помещениях и на территории детского сада, познакомить их с правилами поведения. Предлагаемые для длительного чтения главы из книги Евы Яниковской «Я хожу в детский сад» раскрывают разные проблемы, с которыми сталкивается ребенок, впервые пришедший в детский сад, способствуют возникновению у детей сопереживания и желания помогать друг другу. На занятиях по развитию математических представлений в течение сентября повторяется программа средней группы. Педагог, наблюдая за детьми, определяет: кто из детей считает свободно, у кого счет вызывает затруднения, а также умения детей различать форму предметов, ориентироваться в пространстве.
7
* См. раздел «Природа». Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Воспитатель создает условия для сюжетно-ролевых игр детей, содержание которых опирается на рассказы детей об их летнем отдыхе, важных семейных событиях (семья едет куда-либо отдыхать; мамы ведут детей в детский сад; старшего брата провожают в школу и пр.). В случае необходимости, например, для обогащения и поддержания игрового замысла, педагог может обратиться к детям с просьбой поиграть вместе с ними. В предложенной ему роли (или названной им самим с согласия детей) педагог действует как равный, играющий партнер. В играх используются образные игрушки, бросовый и природный материал, который наделяется детьми игровым значением, а также атрибуты, связанные с сюжетом игры и выделенными ролями. В каждом квартале и в рамках недели наряду с самодеятельными сюжетно-ролевыми играми создаются условия для режиссерских игр, театрализованных игр, игр-драматизаций и др. РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Наши игры и игрушки» Задачи. Вовлекать детей в коллективный разговор. Подводить к составлению текстов-описаний. Побуждать высказываться на темы из личного опыта. Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. 9 Уточнять и закреплять правильное произношение звуков с, з, изолированно и в словах. Учить выделять эти звуки голосом, дифференцировать на слух. Развивать речевое дыхание, речевой слух, артикуляционный аппарат детей. Материалы, инструменты, оборудование. Предметы и игрушки, в названиях которых есть звуки сиз (как в начале, так и в середине слова), например: слон, собака, лиса, часы, стол, стул; заяц, коза, змея, звездочка, ваза, зонт, большая грузовая машина. Содержание занятия. Воспитатель ввозит в группу игрушки на машине, спрашивает детей, хотят ли они посмотреть, что она привезла. Предлагает детям рассмотреть и назвать игрушки. Затем воспитатель спрашивает: — Кто хочет рассказать про слона, какой он, что у него есть, чем он вам нравится? Как с ним можно поиграть? — А кто хочет рассказать про собаку (зайца и т. п.)? Выслушивает — У нас в детском саду много игрушек. Расскажите, какие игрушки вы любите? Как и во что с ними играете? С rем из друзей вы любите играть? Воспитатель рассказывает детям о том, где люди отдыхают летом, что делают (например, ходят на пляж, играют в мяч, ловят рыбу, катаются на лодке, фотографируют обезьянку в зоопарке, рисуют цветы...). Можно рассмотреть с детьми семейные фотографии летнего отдыха. Затем воспитатель спрашивает детей: «А как отдыхали вы летом? С кем? Что делали? Где были? Какие интересные случаи произошли?» (Свободные высказывания детей.) Следующая часть занятия проводится на ковре, чтобы дети могли показывать движения. Воспитатель говорит детям: — Я сейчас загадаю загадки о том, что вы могли делать летом. Отгадайте, что я делаю. — Выразительные движения (собираю грибы; собираю цветы; плаваю; плыву в лодке, работая веслами). А сейчас вы загадайте свои загадки. — (Два-три ребенка показывают движения, остальные дети отгадывают.) В случае затруднений воспитатель на ушко подсказывает детям: покажи, как играл в футбол, ловил рыбу и т. д. Воспитатель рассказывает детям, что играть можно не только с игрушками, но и со словами, со звуками. Сегодня будем играть со звуками сиз. Если услышите звук з, хлопните в ладоши, если услышите звук с — поднесите палец к губам (жест «тихо»). — С, с, з, з, с, з, з; зззаяц, зззмея, зззамок, сссобака, ссслон, ваззза, зззонт, автобуссс, зззвеззздочка. — Произносите звуки вслед за мной, как эхо: ссс, ззз. — Сейчас я прочту маленькое стихотворение. Как услышите звук з, хлопните в ладоши. 10 Лиза пробовала суп, Заболел у Лизы зуб. (И. Лопухина) Воспитатель предлагает детям отыскать в групповой комнате предметы в названиях которых есть звуки сиз. Вызывает детей по двое. Найденные предметы дети выставляют на столе воспитателя. Один ребенок произносит название, выделяя заданный звук. Второй ребенок произносит выделенный звук изолированно: зззаяц — з, ссслон — с. Предметы, которые не заметили дети, собирает и называет воспитатель. Воспитатель вызывает одного ребенка и предлагает перечислить те предметы, в названиях которых есть звук с. (Называет сначала один ребенок, потом все вместе по предложению воспитателя. Затем также называют предметы со звуком з.) РИСОВАНИЕ «Веселое лето» Задачи. Создать условия для отражения в рисунке летних впечатлений. Учить рисовать простые сюжеты, передавая движение человека. Вовлекать детей в коллективный разговор, в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Подводить к составлению текстов. Предварительная работа. Беседа о летних занятиях и развлечениях, рассматривание семейных фотографий летнего отдыха, проведение игры «Угадай, что я делаю» на предыдущем занятии по развитию речи. Материалы, инструменты, оборудование. Белые листы бумаги одного размера для составления общего альбома рисунков «Веселое лето»; краски, кисти, цветные карандаши и фломастеры (на выбор); простые карандаши, ластики. У воспитателя основа для будущего альбома «Веселое лето». Содержание занятия. Воспитатель говорит детям: — Давайте мы с вами нарисуем, как мы отдыхали летом, чем занимались, во что играли. Каждый нарисует свою картинку о себе. А потом из этих картинок мы все вместе составим альбом «Веселое лето». Воспитатель показывает детям, как можно схематично изобразить человека с помощью счетных палочек, карандашей, бумажных полосок. Рисует фигуры человечков. Воспитатель показывает детям будущую обложку альбома и предлагает договориться, как будут размещены листы в альбоме (горизон- 1 См.: Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. — М.: Аквариум, 1995. 11 тально или вертикально). Показывает, как будет выглядеть альбом в случае, если каждый сделает по-своему, не договорившись. Дети выбирают материал для рисования по своему желанию — цветные карандаши, фломастеры, краски. Воспитатель тихо спрашивает, кто из детей какой сюжет выбрал для своего рисунка. Помогает определиться с выбором. Еще раз показывает некоторые движения, чтобы дети попытались передать изменения положения рук и ног: поднимает руки вверх, разводит их в стороны, одну руку сгибает в локте. Предлагает детям обращаться к своим товарищам с просьбой показать задуманное движение. Дети рисуют. Воспитатель в это время оформляет обложку (пишет название «Веселое лето», буквы могут раскрасить дети) и хорошо рисующим детям, быстро справившимся со своим заданием, предлагает помочь — нарисовать солнышко, цветы, бабочек и пр. Рисунки, выполненные сухими материалами, дети складывают в альбом под обложку. Рисунки, выполненные красками, вкладывают туда же после просушки. После занятия. Оформление коллективного альбома детских работ «Веселое лето». ПРИРОДА «Природа на территории детского сада» Задачи. Знакомить детей с природой ближайшего окружения, учить различать части растения, формировать представления о связях растений и животных между собой и с неживой природой (на примере клумбы или огорода), развивать познавательный интерес. Материалы, инструменты, оборудование. Лупы, ловушка для обитателей почвы, две большие прозрачные высокие емкости для проведения опытов с почвой. Место проведения. Территория детского сада: клумба, альпийская горка, экологическая тропинка или огород. В самых северных районах, где растения на клумбах уже отцвели, организуются наблюдения в уголке природы, в зимнем саду или в группе (при наличии цветущих комнатных растений). 12 Предварительная работа. Проведение наблюдений на прогулке (изучение цветков, листьев, корней растений на клумбе). Наблюдения на прогулке (материал по дням распределяет сам воспитатель). Воспитатель с детьми рассматривает клумбу. Что здесь растет? Откуда взялись эти растения? (Их посадили дети, воспитатели, родители.) Какие растения уже знакомы дошкольникам? Может быть, у ребят есть такие же во дворе дома или на даче? Изучение цветков. Воспитатель предлагает найти на клумбе самые большие и самые маленькие цветки, самые яркие и самые незаметные, самые душистые. Дети рассматривают цветок: из чего он состоит? (Из нежных, мягких лепестков и желтой серединки.) С помощью лупы изучают серединку цветка, трогают ее: на руке осталась желтая «пыль» — пыльца. Пчелы, бабочки прилетают к цветкам за вкусным нектаром, на их лапках остается желтый порошок — пыльца. Дети наблюдают, не прилетит ли кто-нибудь из насекомых к цветкам. Педагог обращает их внимание на то, что наступает осень, цветущих растений становится все меньше, поэтому и насекомых увидеть сложнее. Изучение плодов. Воспитатель предлагает найти растения с плодами, рассмотреть их, потрогать, выяснить, что находится внутри. Изучение листьев. На клумбе растут разные травы с красивыми цветками, мы так их и называем — цветы. Но кроме цветков у растений еще есть стебель. (Дети рассматривают его). Дошкольники исследуют листья (в том числе и с помощью лупы), находят растения с самыми большими и самыми маленькими, со светло-зелеными и темно-зелеными, с цельными и резными листьями; трогают листья: какой из них самый шершавый (самый гладкий), самый колючий. Изучение корней. Поскольку осенью с клумбы убирают многие растения, воспитатель выкапывает несколько экземпляров трав с разной корневой системой (с длинными, глубоко проникающими в почву, и с короткими, располагающимися на поверхности корнями.) Дети рассматривают их, трогают, нюхают. Воспитатель обсуждает с дошкольниками, для чего нужны корни: они держат растения в земле и «добывают» для них воду и «еду». Воспитатель делает на клумбе или в другом месте небольшую ямку, изготавливает ловушку для обитателей почвы, отрезав у двух- или пятилитровой пластмассовой бутылки верхнюю часть так, чтобы получилась емкость с широким горлом. Помещает ловушку (нижнюю часть бутылки) в ямку на клумбе или в другом, мало посещаемом месте, за сутки до начала наблюдений. (Быстрее всего ловушка наполняется ночью.) Края емкости 13 должны находиться на уровне поверхности почвы. (Если они окажутся выше ее уровня, в ловушку никто не попадет, если ниже — туда насыплется земля.) По углам емкости размещают четыре палки так, чтобы часть их оказалась на земле, а часть нависала над емкостью (насекомые, пауки ползут по палкам и падают в ловушку). Содержание занятия. Знакомство с почвой. Воспитатель предлагает рассмотреть и потрогать землю: какого она цвета, сухая или влажная, плотная или рыхлая? (Дети пробуют почву рукой или втыкают в нее палочку.) Для чего растениям нужна земля? (Она кормит и поит их.) Воспитатель вместе с детьми проводит опыт: берет комок рыхлой земли с клумбы и комок земли с тропинки или с другого места участка, где почва сильно утрамбована, и опускает их в две большие прозрачные емкости с водой. В банке с рыхлой землей появляется много пузырьков воздуха. В банке с плотной почвой их намного меньше. В какой почве растениям живется лучше? (В рыхлой, в ней больше воздуха, который необходим корешкам.) Растениям нужен воздух, именно поэтому землю нужно рыхлить. (Если время не позволяет провести опыт на прогулке, возьмите образцы почвы в группу и закончите исследование там.) Воспитатель дает детям листы бумаги или неглубокие емкости с комочками земли для проведения исследования: из чего состоит почва? (С помощью лупы можно увидеть камешки, песчинки, корни и остатки растений.) Изучение животных. Есть ли в комочке почвы животные? (Если да, дети рассматривают насекомых, пауков, многоножек.) Педагог предлагает подойти к ловушке и выяснить, кто в нее попался. (Чаще всего это бывают жужелицы и другие жуки, многоножки, иногда попадаются и лягушки.) Дети знакомятся с обитателями почвы, рассматривают их и выпускают обратно на клумбу. Воспитателю не обязательно называть пойманных животных, главное — показать детям, что под землей тоже есть свои обитатели, что они разные. На растениях и на земле встречаются улитки, черные муравьи. Дети ищут в почве дождевых червей, рассматривают их. Дождевые черви рыхлят землю, и этим помогают растениям. Дети могут понаблюдать, как черви это делают, если воспитатель поместит на время этих животных в большую банку с землей. (После наблюдений дождевых червей обязательно выпускают.) Педагог обсуждает с детьми, какие еще животные могут быть связаны с клумбой и почему. (Птицы могут питаться семенами растений, насекомыми, дождевыми червями; под землей может жить крот и т. д.) Нужен ли растениям свет? Воспитатель предлагает детям определить, попадает ли на клумбу свет. (Как правило, декоративные растения высаживают на открытых местах.) Лучи солнца дают растениям свет, а летом еще и тепло. В заключение воспитатель обобщает результаты наблюдений, сделанные детьми на прогулках и на занятии. На участке детского сада есть растения и животные. Растения растут в земле, в ней есть воздух. Клумбы украшают детский сад. К цветкам прилетают насекомые, 14 в земле живут разные животные: пауки, дождевые черви, насекомые. Солнце дает растениям тепло и свет, а дождик их поливает. Все это — природа. КОНСТРУИРОВАНИЕ из строительного материала «Домики» Задачи. Вспомнить с детьми название деталей строительного материала (кубик, кирпичик, призма, пластина) и их конструктивные свойства. Закрепить пространственные представления «высокий — низкий», «широкий — узкий», «длинный — короткий». Учить внимательно рассматривать и анализировать постройку, формировать способ увеличения ее в высоту и длину путем надстраивания и пристраивания. Развивать у детей навыки общения. Материалы, инструменты, оборудование. Набор строительного материала для каждого ребенка, мелкие игрушки («жильцы» домиков) для обыгрывания построек, заранее построенный воспитателем домик (см. рис.). Содержание занятия. Воспитатель напоминает детям, что в прошлом году они уже строили разные домики. Сегодня они вспомнят это еще раз. Но, прежде чем строить домики, педагог предлагает детям рассмотреть свои наборы и вспомнить названия деталей строительного материала. Дети называют детали. Воспитатель просит всех найти в своей коробке кубик и показать его. Спрашивает, все ли кубики в коробке одинаковые по величине? А по цвету? Просит показать маленький синий кубик, потом большой красный. Аналогичным образом рассматриваются другие детали, сравниваются между собой: призмы по величине и цвету, кирпичик и пластина по длине. (Если дети недостаточно хорошо различают и называют детали, можно на занятии провести игру по типу «Чудесный мешочек», предложив каждому ребенку достать из мешка одну из деталей и назвать ее.) Затем педагог предлагает посмотреть на построенный домик, стоящий на ее столе. Обращает внимание детей на то, что стены и окна домика сделаны из разных деталей: из кирпичиков и кубиков, которые чередуются. Далее воспитатель обговаривает с детьми последовательность постройки: — С чего надо начинать строить? (с задней стенки) — Как надо ставить кирпичики? (на узкую короткую грань для первого домика) 15
Что будем строить потом? (боковые стенки, потом переднюю Что надо сделать, чтобы держалась крыша? (сделать перекрытия Из каких деталей будем делать крышу? Воспитатель предлагает одним детям построить такой же, но высокий домик, а другим — такой же, но длинный домик. В процессе самостоятельной работы оказывает помощь вновь пришедшим детям и тем, кто затрудняется выполнить работу сам (не подменять меньшие детали на большие, а соблюдать заданный образец, надстраивая его в высоту или длину). Тем, кто закончил работу, предлагается выбрать «жильца» для своего дома. Ими могут быть разнообразные мелкие игрушки, герои «кин-дер-сюрпризов» и пр. Детям дается несколько минут на обыгрывание постройки, «жильцам» предлагается сходить в гости к соседям и познакомиться, т. е. назвать себя, спросить, как зовут соседа, узнать, чем он занимается, что любит. Окончив игру, педагог предлагает детям разобрать свои постройки и аккуратно сложить строительный материал в коробки. Если детям самостоятельно трудно выполнить эту работу, педагог может сопровождать речью действия детей по укладке деталей. («Сначала кладем все пластины, затем...») Воспитатель благодарит детей за интересные гюст-ройки, хвалит за аккуратность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|