Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

КОНСТРУИРОВАНИЕ из строительного материала




УДК 372.8(072) ББК 74.10

© ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», издание, 2006 © Алиева Т. И., Арушанова А. Г., Васюкова Н. Е., Иванкова Р. А., Кондратьева Н. Л., Лыкова И. А., Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю., Родина Н. М., Рубан Т. Г., Рыжова Н. А., Рычагова Е. С, Тарунтаева Т. В., 2006

© Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов)

ISBN 978-5-373-00733-7  

Предисловие

В основе данного методического пособия лежит современная раз­вивающая педагогическая система реализации базисного содержания дошкольного образования. Такое содержание включает в себя и факты разных областей действительности, и способы решения проблем, и способы и средства разных видов деятельности, и способы общения, и набор важных личностных качеств (активности, творческого подхо­да к жизни, ответственности, отзывчивости и др.). Его освоение деть­ми благодаря разработанной системе педагогических методов и при­емов и обеспечивает необходимый базис их развития.

Данное пособие представляет один из вариантов реализации базисно­го содержания дошкольного образования и может использоваться педаго­гами, работающими как по программе «Истоки», «Примерной общеобра­зовательной программе обучения, воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста», рекомендованными Министерством образова­ния РФ, так и по другим образовательным программам.

Предлагаемая система выстроена на основе постепенно усложняю­щихся задач развития ребенка, на деятельностном подходе и интегра­тивных принципах организации освоения содержания, которые, с од­ной стороны, взаимообогащают целостность восприятия содержания различных областей действительности, а с другой — не нарушают соб­ственной внутренней логики освоения каждой из областей.

На сегодня признано всеми, что без обучения не может быть разви­тия.Что это такое по отношению к дошкольнику? Прежде всего, это такой процесс обучения, при котором сохраняется самобытность и специфика дошкольного детства, нормальный ход развития ребенка. Это также предполагает разнообразие форм организации обучения и возвращение первоначального значения слову «занятие» — занимать­ся с ребенком чем-то интересным и полезным, но не в форме школь­ного урока.

Предлагаемая система содержит как обязательные занятия, так и организацию деятельности детей вне занятий, обеспечивающую со­здание условий для возникновения у детей ассоциаций, использования полученных ими знаний и умений в других деятельностях, что способ­ствует переносу знакомых средств и способов в новые условия, а зна­чит, их обобщению, в результате чего и происходит развитие ребенка.

Особое значение придается развитию наглядно-образного мышле­ния, воображения и детского творчества, которое в данном случае рож­дается естественно в процессе взаимообогащения органически взаи­мосвязанного содержания.

Особенностью представленных занятий является их взаимосвязь с опытом детей, который возникает не сам по себе, а в результате пред­варительной и последующей после занятия работы. Предлагаются раз­ные формы освоения одного и того же содержания как на вербальном уровне, так и на наглядном, а также с опорой на кинестетические (дви­гательные) ощущения.

3

Методика занятий опирается, с одной стороны, на задачи развития ребенка, а с другой, на многоаспектный контекст жизни детей: значи­мые события как их собственной жизни, так и жизни города, поселка и страны в целом.

Предложенная методическая система образовательной работы с де­тьми строится на следующих принципах:

— от общего к частному, где каждое частное выступает перед ребен­ком как часть чего-то общего;

— наглядное моделирование, демонстрирующее детям некоторые
скрытые зависимости (окраска животных от среды обитания, отноше­ния часть—целое и др.);

— продуктивное взаимодействие детей между собой и со взрос­лыми;

— связь содержания обучающих занятий с опытом детей, получен­
ном в разных видах детской деятельности (вне занятий);

— использование проблемных ситуаций, инициирующих детскую поисковую активность.

В разработанных конспектах реализованы новые методологические подходы к содержанию и процессу развивающего обучения дошколь­ников.

Так, конструирование представлено как универсальная способ­ность к построению новых разных целостностей, в связи с чем реша­ются задачи не обучения созданию конкретных поделок, а формирова­ния обобщенных способов деятельности, которые позволяют ребенку на их основе строить разные образы с использованием разных матери­алов, выражать свое собственное видение.

f В "развитии речи детей особый акцент делается на коммуникатив­ную компетентность, способность налаживать общение с окружающи­ми людьми, а также на развитие звуковой культуры речи, в чем нужда­ются многие современные дети.

При этом работа над развитием речи пронизывает практически все занятия (описание работ, выполненных в продуктивных видах де­ятельности, составление коротких рассказов по рисункам, поделкам и т. п.).

Особое значение придается знакомству детей с художественной ли­тературой, формированию потребности в «чтении» с целью приобще­ния к культурной жизненной норме, актуализации литературного со­держания в разных видах деятельности. Активные формы его обсужде­ния приводят детей к более глубокому осмыслению, что оказывает большое влияние на общее развитие детей!

Основная задача раздела «Познание окружающего мира» — знако­мить детей с предметами, людьми и отношениями в окружающем ми­ре, учить их бережно, осторожно, любознательно и пытливо относить­ся к тому, что находится вокруг, с помощью взрослого и самостоятель­но получать сведения об окружающем, использовать собственный опыт, эксперименты, делать выводы, согласовывать свое поведение с обстановкой, принимать решения по ситуации.

4

Знакомство детей с природой строится во взаимосвязи с практи­ческой деятельностью, экспериментированием, уходом за животны­ми и растениями в уголке природы. Содержание наблюдений в при­роде дано внутри раздела. Его распределение по дням недели дела­ет сам воспитатель в зависимости от сложившихся условий, погоды.

Содержание занятий художественного цикла построено в соответ­ствии с принципом внутренней интеграции видов детской изобрази­тельной деятельности. Рисование, лепка и аппликация выступают для ребенка не как разрозненные виды занятий, а как увлекательная твор­ческая деятельность, в которой единое образное начало реализуется разными изобразительно-выразительными средствами. Основной специфической задачей художественного воспитания детей старшего дошкольного возраста является развитие способности к созданию сю­жета в разных видах изобразительной деятельности. Особое внимание педагог уделяет развитию у детей способности к композиции с ис­пользованием разных художественных средств, к передаче своего эмо­ционального отношения.

Без нарушения логики содержания в разделе по математике в кон­спекты органично включены двигательная активность, игровые при­емы, образные проблемные ситуации, способствующие тому, чтобы достаточно формализованное математическое содержание стало для детей доступным и интересным.

Детское экспериментирование, как значимое начало любого позна­ния, представлено в разных видах деятельности: ознакомлении с окру­жающим миром и природой, в изобразительной деятельности, в конст­руировании, рисовании, освоении литературных текстов и т. д.

Сетка занятий может быть достаточно гибкой. Если какие-либо раз­делы программы вызывают необходимость повтора, углубления работы или ее расширения по замыслу детей, воспитатель может на свое усмо­трение изменить соотношение занятий, при неизменном их количестве в неделю, а также использовать с этой целью одно свободное занятие, предусмотренное на каждой неделе. Например, при сниженном уровне звукопроизношения — добавить занятие по звуковой культуре речи.

В разделе «Планирование педагогической деятельности» представ­лено содержание работы понедельно, и в каждой неделе есть общее объединяющее основание — направленность педагогической работы, которая реализуется через определенные задачи как на занятиях, так и в свободной деятельности детей. Такое планирование, с одной сторо­ны, выступает как основа интеграции всего содержания, а с другой — сохраняет логику каждого раздела, что позволяет реализовывать сис­темный подход к педагогическому процессу.

Содержание занятий может изменяться и переноситься на другое время самим воспитателем сообразно разным изменениям (природ­ным: запоздалая или ранняя весна, сильный мороз и снег не лепится и т. п.; событийным: приезд кукольного театра, цирка в город и т. д.).

Предлагаемая в пособии организация взаимодействия детей, осно­ванная на сотрудничестве, позволяет каждому ребенку чувствовать се-

5

бя участником происходящего, что особенно важно для личностного развития детей, поддержания их познавательной активности.

Впервые даны конкретные методические рекомендации по педаго­гической поддержке самодеятельной детской игры, а также некоторые народные игры.

В понедельном планировании кратко представлено содержание му­зыкальных и физкультурных занятий, а также досугов с целью обеспече­ния их взаимосвязи с общей направленностью педагогической работы.

Внимание!

При реализации заданного в пособии материала необходимо осо­знавать, что само конкретное содержание — вариативно, оно может изменяться, а задачи следует рассматривать как базисное ядро разви­тия детей. Поэтому при оценке педагогической деятельности важно ориентироваться не столько на освоение содержания, сколько на ре­шение задач развития, которое является результатом освоения детьми предлагаемого содержания.

Реализация такого системного подхода к воспитанию, обучению и развитию детей пяти лет будет способствовать сохранению самоцен­ности дошкольного детства и формированию таких основных физио­логических и психических функций, которые обеспечат успешность перехода детей к обучению в школе.

Предлагаемый материал следует рассматривать как логическое про­должение работы с детьми четырех лет и как основу для организации последующей работы с детьми шести лет.

Авторы выражают благодарность коллективам дошкольных учреж­дений № 1824, 1951, 2339 г. Москвы за внесенные предложения, воз­никшие в процессе апробации данного пособия.

Книга написана коллективом авторов:

Предисловие — Парамонова Л. А.

Планирование — Васюкова Н. Е., Иванкова Р. А., Рубан Т. Г., Кон­дратьева Н. Л.

Развитие речи — Арушанова А. Г., Рычагова Е. С.

Познание окружающего мира — Протасова Е. Ю., Родина Н. М.

Природа — Рыжова Н. А.

Математические представления — Тарунтаева Т. В., Алиева Т. И.

Конструирование — Парамонова Л. А., Васюкова Н. Е.

Художественная литература — Алиева Т. И., Васюкова Н. Е.

Изобразительная деятельность — Лыкова И. А.

6

I КВАРТАЛ

СЕНТЯБРЬ. 1 НЕДЕЛЯ

Планирование работы

Направленность педагогической работы. Первая неделя сентября. Эта неделя важна для установления доброжелательных и доверительных отношений между детьми, между детьми и взрослыми, освоения детьми норм и правил поведения в группе. Цель педагога — создать положи­тельный эмоциональный настрой в группе, содействовать налаживанию общения, установлению контактов между детьми. Они встречаются по­сле летнего отдыха, делятся впечатлениями, знакомятся с вновь при­шедшими в группу детьми. Важно дать всем детям время сориентиро­ваться в группе, в других помещениях и на территории детского сада, по­знакомить их с правилами поведения. Предлагаемые для длительного чтения главы из книги Евы Яниковской «Я хожу в детский сад» раскры­вают разные проблемы, с которыми сталкивается ребенок, впервые при­шедший в детский сад, способствуют возникновению у детей сопережи­вания и желания помогать друг другу. На занятиях по развитию матема­тических представлений в течение сентября повторяется программа средней группы. Педагог, наблюдая за детьми, определяет: кто из детей считает свободно, у кого счет вызывает затруднения, а также умения де­тей различать форму предметов, ориентироваться в пространстве.

 

День недели Временные отрезки ДНЯ Содержание образовательной работы
1 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Развитие речи. «Наши игры и игрушки» 2. Рисование. «Веселое лето» (создание коллективного альбома) 3. Физкультура № 1.1. Восстановление умения равняться в колонне, шеренге; умения ходьбы по наклонной по­верхности. Развитие быстроты посредством специальных игровых упражнений (выполнение простых и хорошо ос­военных движений в быстром темпе: переложить предмет из руки в руку хлопнуть в ладоши, спрятать руки за спину и т. д.)
    Прогулка Наблюдение в природе* Подвижные игры «Мы веселые ребята», «Прятки» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение 1-й главы из книги Е. Яниковской «Я хожу в детский сад»
    Вечер Дидактические игры на восприятие цвета (предвари­тельная работа к занятию по аппликации) Игры по инициативе детей

 

7

День недели Временные отрезки ДНЯ Содержание образовательной работы
2 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Природа. «Природа на территории детского сада» 2. Конструирование из строительного материала. «Домики» 3. Музыка № 1.1. Слушание музыки: П. Чайковский «Вальс цветов». Музыкальное движение: творческое дви­жение — П. Чайковский «Вальс цветов», игра «Жуки» (венг. нар. мел. в обраб. Л. Вишкарева)
    Прогулка Наблюдение в природе* Подвижные игры «Мы — веселые ребята», «Прятки» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение 2-й главы из книги Е. Яниковской «Я хожу в дет­ский сад»
    Вечер Игры по инициативе детей
3 день Утро Разные виды детских игр Рассматривание фотографий, открыток, календарей с изображением цветов
    Занятия 1. Математические представления № 1 2. Коллективная аппликация «Цветочная клумба» 3. Физкультура № 1.2. Восстановление умения построе­ния в круг из различных исходных положений; умения бегать в различных направлениях с обеганием препятст­вий. Развитие гибкости (комплекс ОРУ с «косичками»)
    После обеда Чтение 3-й главы из книги Е. Яниковской «Я хожу в дет­ский сад»
    Прогулка Наблюдение в природе* Подвижные игры «Кегли», «Мы — веселые ребята» Игры по инициативе детей
    Вечер Экскурсия по детскому саду «Кто где работает?» (см. занятие № 1 раздела «Познание окружающего мира») Игры по инициативе детей
4 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Лепка предметная «Веселые человечки» 2. Познание окружающего мира. «Мы приходим в дет­ский сад» 3. Музыка № 1.2. Пение: распевка «Василек», рус. нар. песня «На зеленом лугу», «Про водичку» (муз. В. Жубин-ской, ел. И. Михайловой). Слушание музыки: П. Чайков­ский «Вальс цветов». Музыкальное движение: творческое движение — П. Чайковский «Вальс цветов»
    После обеда Чтение 4-й главы из книги Е. Яниковской «Я хожу в дет­ский сад»
    Прогулка Наблюдение в природе* Подвижные игры «Кегли», «Прятки» Игры по инициативе детей
    Вечер Игры по инициативе детей
  8  

 

День недели Временные отрезки ДНЯ Содержание образовательной работы
5 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Художественная литература. Рассказы «Что любит Мишка», «Что я люблю» из книги В. Драгунского «Денискины рассказы» 2. Свободное занятие 3. Физкультура № 1.3. Восстановление умения бегать парами; умения прыгать с короткой скакалкой. Развитие ловкости посредством подвижной игры («Перелезь через бревно», «Ловкие и меткие» и др.)
    После обеда Чтение 5-й главы из книги Е. Яниковской «Я хожу в дет­ский сад»
    Прогулка Наблюдение в природе* Подвижные игры: «Кегли», «Прятки» Игры по инициативе детей
    Вечер Игры по инициативе детей

* См. раздел «Природа».

Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Воспитатель создает условия для сюжетно-ролевых игр детей, содержание кото­рых опирается на рассказы детей об их летнем отдыхе, важных се­мейных событиях (семья едет куда-либо отдыхать; мамы ведут де­тей в детский сад; старшего брата провожают в школу и пр.). В слу­чае необходимости, например, для обогащения и поддержания игрового замысла, педагог может обратиться к детям с просьбой по­играть вместе с ними. В предложенной ему роли (или названной им самим с согласия детей) педагог действует как равный, играющий партнер.

В играх используются образные игрушки, бросовый и природный материал, который наделяется детьми игровым значением, а также ат­рибуты, связанные с сюжетом игры и выделенными ролями.

В каждом квартале и в рамках недели наряду с самодеятельными сюжетно-ролевыми играми создаются условия для режиссерских игр, театрализованных игр, игр-драматизаций и др.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

«Наши игры и игрушки»

Задачи. Вовлекать детей в коллективный разговор.

Подводить к составлению текстов-описаний. Побуждать высказы­ваться на темы из личного опыта. Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.

9

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков с, з, изо­лированно и в словах. Учить выделять эти звуки голосом, дифференци­ровать на слух.

Развивать речевое дыхание, речевой слух, артикуляционный аппа­рат детей.

Материалы, инструменты, оборудование. Предметы и игрушки, в названиях которых есть звуки сиз (как в начале, так и в середине слова), например: слон, собака, лиса, часы, стол, стул; заяц, коза, змея, звездочка, ваза, зонт, большая грузовая машина.

Содержание занятия. Воспитатель ввозит в группу игрушки на ма­шине, спрашивает детей, хотят ли они посмотреть, что она привезла. Предлагает детям рассмотреть и назвать игрушки. Затем воспитатель спрашивает:

— Кто хочет рассказать про слона, какой он, что у него есть, чем он вам нравится? Как с ним можно поиграть?

— А кто хочет рассказать про собаку (зайца и т. п.)? Выслушивает
всех желающих.

— У нас в детском саду много игрушек. Расскажите, какие игрушки вы любите? Как и во что с ними играете? С  rем из друзей вы любите играть?

Воспитатель рассказывает детям о том, где люди отдыхают летом, что делают (например, ходят на пляж, играют в мяч, ловят рыбу, ката­ются на лодке, фотографируют обезьянку в зоопарке, рисуют цветы...). Можно рассмотреть с детьми семейные фотографии летнего отдыха. Затем воспитатель спрашивает детей: «А как отдыхали вы летом? С кем? Что делали? Где были? Какие интересные случаи произошли?» (Свободные высказывания детей.)

Следующая часть занятия проводится на ковре, чтобы дети могли показывать движения. Воспитатель говорит детям:

—   Я сейчас загадаю загадки о том, что вы могли делать летом. Отгадайте, что я делаю. — Выразительные движения (собираю грибы; соби­раю цветы; плаваю; плыву в лодке, работая веслами).

А сейчас вы загадайте свои загадки. — (Два-три ребенка показывают движения, остальные дети отгадывают.) В случае затруднений воспита­тель на ушко подсказывает детям: покажи, как играл в футбол, ловил ры­бу и т. д.

Воспитатель рассказывает детям, что играть можно не только с иг­рушками, но и со словами, со звуками. Сегодня будем играть со звуками сиз. Если услышите звук з, хлопните в ладоши, если услышите звук с — поднесите палец к губам (жест «тихо»).

С, с, з, з, с, з, з; зззаяц, зззмея, зззамок, сссобака, ссслон, ваззза, зззонт, автобуссс, зззвеззздочка.

— Произносите звуки вслед за мной, как эхо: ссс, ззз.

— Сейчас я прочту маленькое стихотворение. Как услышите звук з, хлопните в ладоши.

10

Лиза пробовала суп,

Заболел у Лизы зуб.

(И. Лопухина)

Воспитатель предлагает детям отыскать в групповой комнате предметы в названиях которых есть звуки сиз. Вызывает детей по двое. Найденные предметы дети выставляют на столе воспитателя. Один ребенок произно­сит название, выделяя заданный звук. Второй ребенок произносит выде­ленный звук изолированно: зззаяц — з, ссслон — с. Предметы, которые не заметили дети, собирает и называет воспитатель. Воспитатель вызывает одного ребенка и предлагает перечислить те предметы, в названиях кото­рых есть звук с. (Называет сначала один ребенок, потом все вместе по пред­ложению воспитателя. Затем также называют предметы со звуком з.)

РИСОВАНИЕ

«Веселое лето»

Задачи. Создать условия для отражения в рисунке летних впечат­лений.

Учить рисовать простые сюжеты, передавая движение человека.

Вовлекать детей в коллективный разговор, в игровое и речевое вза­имодействие со сверстниками. Подводить к составлению текстов.

Предварительная работа. Беседа о летних занятиях и развлечени­ях, рассматривание семейных фотографий летнего отдыха, проведение игры «Угадай, что я делаю» на предыдущем занятии по развитию речи.

Материалы, инструменты, оборудование. Белые листы бумаги од­ного размера для составления общего альбома рисунков «Веселое лето»; краски, кисти, цветные карандаши и фломастеры (на выбор); простые карандаши, ластики. У воспитателя основа для будущего альбома «Ве­селое лето».

Содержание занятия. Воспитатель говорит детям:

— Давайте мы с вами нарисуем, как мы отдыхали летом, чем зани­мались, во что играли. Каждый нарисует свою картинку о себе. А потом из этих картинок мы все вместе составим альбом «Веселое лето».

Воспитатель показывает детям, как можно схематично изобразить человека с помощью счетных палочек, карандашей, бумажных поло­сок. Рисует фигуры человечков.

Воспитатель показывает детям будущую обложку альбома и пред­лагает договориться, как будут размещены листы в альбоме (горизон-

1 См.: Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для разви­тия речи. — М.: Аквариум, 1995.

11

тально или вертикально). Показывает, как будет выглядеть альбом в случае, если каждый сделает по-своему, не договорившись.

Дети выбирают материал для рисования по своему желанию — цвет­ные карандаши, фломастеры, краски. Воспитатель тихо спрашивает, кто из детей какой сюжет выбрал для своего рисунка. Помогает опреде­литься с выбором. Еще раз показывает некоторые движения, чтобы де­ти попытались передать изменения положения рук и ног: поднимает ру­ки вверх, разводит их в стороны, одну руку сгибает в локте. Предлагает детям обращаться к своим товарищам с просьбой показать задуманное движение. Дети рисуют. Воспитатель в это время оформляет обложку (пишет название «Веселое лето», буквы могут раскрасить дети) и хоро­шо рисующим детям, быстро справившимся со своим заданием, пред­лагает помочь — нарисовать солнышко, цветы, бабочек и пр.

Рисунки, выполненные сухими материалами, дети складывают в альбом под обложку. Рисунки, выполненные красками, вкладывают туда же после просушки.

После занятия. Оформление коллективного альбома детских работ «Веселое лето».

ПРИРОДА

«Природа на территории детского сада»

Задачи. Знакомить детей с природой ближайшего окружения, учить различать части растения, формировать представления о связях растений и животных между собой и с неживой природой (на примере клумбы или огорода), развивать познавательный интерес.

Материалы, инструменты, оборудование. Лупы, ловушка для оби­тателей почвы, две большие прозрачные высокие емкости для проведе­ния опытов с почвой.

Место проведения. Территория детского сада: клумба, альпийская горка, экологическая тропинка или огород. В самых северных районах, где растения на клумбах уже отцвели, организуются наблюдения в уголке природы, в зимнем саду или в группе (при наличии цветущих комнатных растений).

12

Предварительная работа. Проведение наблюдений на прогулке (изучение цветков, листьев, корней растений на клумбе).

Наблюдения на прогулке (материал по дням распределяет сам воспи­татель).

Воспитатель с детьми рассматривает клумбу. Что здесь растет? От­куда взялись эти растения? (Их посадили дети, воспитатели, родите­ли.) Какие растения уже знакомы дошкольникам? Может быть, у ребят есть такие же во дворе дома или на даче?

Изучение цветков. Воспитатель предлагает найти на клумбе самые большие и самые маленькие цветки, самые яркие и самые незаметные, самые душистые. Дети рассматривают цветок: из чего он состоит? (Из нежных, мягких лепестков и желтой серединки.) С помощью лупы изу­чают серединку цветка, трогают ее: на руке осталась желтая «пыль» — пыльца. Пчелы, бабочки прилетают к цветкам за вкусным нектаром, на их лапках остается желтый порошок — пыльца. Дети наблюдают, не прилетит ли кто-нибудь из насекомых к цветкам. Педагог обращает их внимание на то, что наступает осень, цветущих растений становит­ся все меньше, поэтому и насекомых увидеть сложнее.

Изучение плодов. Воспитатель предлагает найти растения с плодами, рассмотреть их, потрогать, выяснить, что находится внутри.

Изучение листьев. На клумбе растут разные травы с красивыми цвет­ками, мы так их и называем — цветы. Но кроме цветков у растений еще есть стебель. (Дети рассматривают его). Дошкольники исследуют лис­тья (в том числе и с помощью лупы), находят растения с самыми боль­шими и самыми маленькими, со светло-зелеными и темно-зелеными, с цельными и резными листьями; трогают листья: какой из них самый шершавый (самый гладкий), самый колючий.

Изучение корней. Поскольку осенью с клумбы убирают многие рас­тения, воспитатель выкапывает несколько экземпляров трав с разной корневой системой (с длинными, глубоко проникающими в почву, и с короткими, располагающимися на поверхности корнями.) Дети рассматривают их, трогают, нюхают. Воспитатель обсуждает с до­школьниками, для чего нужны корни: они держат растения в земле и «добывают» для них воду и «еду».

Воспитатель делает на клумбе или в другом месте небольшую ям­ку, изготавливает ловушку для оби­тателей почвы, отрезав у двух- или пятилитровой пластмассовой бу­тылки верхнюю часть так, чтобы получилась емкость с широким горлом. Помещает ловушку (ниж­нюю часть бутылки) в ямку на клумбе или в другом, мало посеща­емом месте, за сутки до начала на­блюдений. (Быстрее всего ловушка наполняется ночью.) Края емкости

13

должны находиться на уровне поверхности почвы. (Если они окажут­ся выше ее уровня, в ловушку никто не попадет, если ниже — туда на­сыплется земля.) По углам емкости размещают четыре палки так, что­бы часть их оказалась на земле, а часть нависала над емкостью (насе­комые, пауки ползут по палкам и падают в ловушку).

Содержание занятия. Знакомство с почвой. Воспитатель предла­гает рассмотреть и потрогать землю: какого она цвета, сухая или влажная, плотная или рыхлая? (Дети пробуют почву рукой или вты­кают в нее палочку.) Для чего растениям нужна земля? (Она кормит и поит их.)

Воспитатель вместе с детьми проводит опыт: берет комок рыхлой земли с клумбы и комок земли с тропинки или с другого места участка, где почва сильно утрамбована, и опускает их в две большие прозрачные емкости с водой. В банке с рыхлой землей появляется много пузырьков воздуха. В банке с плотной почвой их намного меньше. В какой почве растениям живется лучше? (В рыхлой, в ней больше воздуха, который необходим корешкам.) Растениям нужен воздух, именно поэтому зем­лю нужно рыхлить. (Если время не позволяет провести опыт на прогул­ке, возьмите образцы почвы в группу и закончите исследование там.) Воспитатель дает детям листы бумаги или неглубокие емкости с ко­мочками земли для проведения исследования: из чего состоит почва? (С помощью лупы можно увидеть камешки, песчинки, корни и остат­ки растений.)

Изучение животных. Есть ли в комочке почвы животные? (Если да, дети рассматривают насекомых, пауков, многоножек.) Педагог предла­гает подойти к ловушке и выяснить, кто в нее попался. (Чаще всего это бывают жужелицы и другие жуки, многоножки, иногда попадаются и лягушки.) Дети знакомятся с обитателями почвы, рассматривают их и выпускают обратно на клумбу. Воспитателю не обязательно называть пойманных животных, главное — показать детям, что под землей тоже есть свои обитатели, что они разные. На растениях и на земле встреча­ются улитки, черные муравьи. Дети ищут в почве дождевых червей, рассматривают их. Дождевые черви рыхлят землю, и этим помогают растениям. Дети могут понаблюдать, как черви это делают, если воспи­татель поместит на время этих животных в большую банку с землей. (После наблюдений дождевых червей обязательно выпускают.) Педа­гог обсуждает с детьми, какие еще животные могут быть связаны с клумбой и почему. (Птицы могут питаться семенами растений, насе­комыми, дождевыми червями; под землей может жить крот и т. д.)

Нужен ли растениям свет? Воспитатель предлагает детям опреде­лить, попадает ли на клумбу свет. (Как правило, декоративные расте­ния высаживают на открытых местах.) Лучи солнца дают растениям свет, а летом еще и тепло.

В заключение воспитатель обобщает результаты наблюдений, сде­ланные детьми на прогулках и на занятии. На участке детского сада есть растения и животные. Растения растут в земле, в ней есть воздух. Клумбы украшают детский сад. К цветкам прилетают насекомые,

14

в земле живут разные животные: пауки, дождевые черви, насекомые. Солнце дает растениям тепло и свет, а дождик их поливает. Все это — природа.

КОНСТРУИРОВАНИЕ из строительного материала

«Домики»

Задачи. Вспомнить с детьми название деталей строительного мате­риала (кубик, кирпичик, призма, пластина) и их конструктивные свой­ства.

Закрепить пространственные представления «высокий — низкий», «широкий — узкий», «длинный — короткий».

Учить внимательно рассматривать и анализировать постройку, фор­мировать способ увеличения ее в высоту и длину путем надстраивания и пристраивания.

Развивать у детей навыки общения.

Материалы, инструменты, оборудование. Набор строительного материала для каждого ребенка, мелкие игрушки («жильцы» домиков) для обыгрывания построек, заранее построенный воспитателем домик (см. рис.).

Содержание занятия. Воспитатель напоминает детям, что в про­шлом году они уже строили разные домики. Сегодня они вспомнят это еще раз. Но, прежде чем строить домики, педагог предлагает де­тям рассмотреть свои наборы и вспомнить названия деталей строи­тельного материала. Дети называют детали. Воспитатель просит всех найти в своей коробке кубик и показать его. Спрашивает, все ли ку­бики в коробке одинаковые по величине? А по цвету? Просит пока­зать маленький синий кубик, потом большой красный. Аналогич­ным образом рассматриваются другие детали, сравниваются между собой: призмы по величине и цвету, кирпичик и пластина по длине. (Если дети недостаточно хорошо различают и называют детали, можно на занятии провести игру по типу «Чудесный мешочек», предложив каждому ребенку достать из мешка одну из деталей и на­звать ее.)

Затем педагог предлагает посмотреть на построенный домик, стоя­щий на ее столе. Обращает внимание детей на то, что стены и окна до­мика сделаны из разных деталей: из кирпичиков и кубиков, которые чередуются.

Далее воспитатель обговаривает с детьми последовательность пост­ройки:

— С чего надо начинать строить? (с задней стенки)

— Как надо ставить кирпичики? (на узкую короткую грань для пер­вого домика)

15


 

Что будем строить потом?

(боковые стенки, потом переднюю
стенку дома)

Что надо сделать, чтобы дер­жалась крыша? (сделать перекрытия
из длинных пластин)

Из каких деталей будем де­лать крышу?

Воспитатель предлагает одним детям построить такой же, но высо­кий домик, а другим — такой же,

но длинный домик. В процессе самостоятельной работы оказывает по­мощь вновь пришедшим детям и тем, кто затрудняется выполнить ра­боту сам (не подменять меньшие детали на большие, а соблюдать за­данный образец, надстраивая его в высоту или длину).

Тем, кто закончил работу, предлагается выбрать «жильца» для свое­го дома. Ими могут быть разнообразные мелкие игрушки, герои «кин-дер-сюрпризов» и пр. Детям дается несколько минут на обыгрывание постройки, «жильцам» предлагается сходить в гости к соседям и позна­комиться, т. е. назвать себя, спросить, как зовут соседа, узнать, чем он занимается, что любит.

Окончив игру, педагог предлагает детям разобрать свои постройки и аккуратно сложить строительный материал в коробки. Если детям са­мостоятельно трудно выполнить эту работу, педагог может сопровож­дать речью действия детей по укладке деталей. («Сначала кладем все пластины, затем...») Воспитатель благодарит детей за интересные гюст-ройки, хвалит за аккуратность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...