Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Математические представления




Занятие № 1

Задачи. Учить детей отсчитывать предметы из большего количест­ва меньшее по образцу и названному числу.

Вспомнить и посчитать, что у каждого есть по два, по одному, по пять.

Вспомнить с детьми форму окружающих предметов.

Учить детей согласовывать друг с другом темп и ритм при произне­сении скороговорки.

Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный ма­ териал:

Числовые карточки размером 15x7 см с кружками от 1 до 5, распо­ложенными различными способами.

Пять фигур разных цветов: круг (5 см в диаметре), прямоугольник (7x10 см), квадрат (5x5 см), треугольник равносторонний (сторона 5,5 см), овал (с диаметрами 7 и 3-4 см).

16

Образцы числовых карточек

Предметы круглой, прямоугольной, треугольной, квадратной, овальной формы.

Содержание занятия. Педагог предлагает детям счетные карточки. Они лежат у него на столе. К столу, договорившись, подходят двое детей, и один из них берет одну из карточек, лежащих «рубашкой» вверх. Взяв карточку и повернув к себе, дети видят, сколько кружков на ней изобра­жено. Воспитатель вместе с другими детьми просит детей с карточками принести столько же любых предметов из числа находящихся в группе. Дети с карточкой в руках идут (скорее всего) к игрушкам и набирают со­ответствующее количество. Вернувшись, они показывают другим детям, что они сделали. Наблюдавшие оценивают их действия и результат: «На карточки четыре кружка и они принесли четыре самолетика, все пра­вильно». Желательно попросить подойти к столу не одну пару ребят, а несколько: две, три. Они так же берут карточки и выполняют задание, но уже с другим количеством кружков. И так же поочередно «отчитыва­ются» перед детьми. Это счет по образцу.

Далее организуется — счет по названному числу. На середину комна­ты или к доске выходят двое, пожелавших это сделать, детей. Воспита­тельница, договариваясь с другими детьми, дает им поручение. Все де­ти, и вышедшие тоже, хором повторяют поручение, например: «При­несите три шарика!» Следующей паре: «Принесите четыре матрешки!» и т. д. Водящие выполняют поручение. После чего все дети вместе с воспитателем вспоминают поручение: называют число и что надо бы­ло сделать, а также оценивают, правильно ли оно выполнено. Необхо­димое условие: в группах, из которых надо отсчитывать, предметов должно быть по количеству значительно больше заданного.

Затем педагог в игровой форме предлагает вспомнить, что у каждо­го из нас есть по два (два уха, глаза, две руки, ноги, двое бровей...), по одному (рот, нос, лоб, шея, затылок), по пять (пять пальцев рук, ног, ногтей). Решение этой задачи проходит в виде непринужденной бесе­ды. Лучше всего, если дети сидят на ковре или на стульчиках, стоящих полукругом, когда друг друга хорошо видно. Воспитатель заинтересо­ванно предлагает посмотреть друг на друга и на него и рассказать, что же у нас, у них, у него, у нее по два и т. д.

Удивительно, но дети обычно действительно разглядывают друг друга, подсчитывают и называют у кого что есть по два. Воспитатель предлагает вспомнить, кого сегодня нет в группе, и уточнить, а у него, что есть по два. Он может внести элементы юмора, например, приста-

17                                                 

вив к лицу морковку, сказать, что у него два носа, или три глаза (при­лепив на лоб кружок). Дети, смеясь, его поправляют.

Ситуация повторяется и при подсчете: а что у нас по одному, по пять?

Можно поговорить на эту же тему, вспомнив, как выглядят кукла, мишка, бегемот и т. д. Например: «А как вы думаете, сколько глаз у по­росенка? А ушей? А носов, которые называются пятачками?»

На доске в качестве эталонов представлены знакомые детям формы: круг, прямоугольник, квадрат, треугольник, овал. Воспитатель предлагает детям посмотреть на доску, а потом на предметы в комнате и определить их форму. Дети, оглядываясь по сторонам, соотносят форму окружающих предметов с эталонами: например, «портрет квадратный», «блюдо оваль­ное», «тарелка круглая», «косынка треугольная» и т. д. Затем педагог предлагает детям посмотреть на себя, на свою одежду и там поискать зна­комые формы. Дети как бы «узнают себя»: голова круглая, уши овальные, глаза овальные, а зрачки круглые, лицо овальное; на одежде (платье, коф­те, шортах, рубашке) есть кружки, квадратики, треугольники.

Воспитатель предлагает детям вспомнить: какие предметы и какой формы они знают и рассказать об этом всем-всем. Например: «У нас дома блюдо, оно овальной формы».

Воспитатель предлагает желающим детям потренироваться в произ­несении скороговорки. К доске выходят двое, воспитатель предлагает им взяться за руки. А наблюдателям, сидящим в группе, следить — од­новременно (вместе) ли начали произносить скороговорку, одновре­менно ли закончили.

Естественно, что дети сбиваются при произнесении скороговорки, дети-наблюдатели смеются. Воспитатель положительно относится к любому произнесению скороговорки детьми, к вызванному смеху. Эту же скороговорку, выходя, читают еще две-три пары.

Скороговорки могут быть любыми из числа тех, которые знают де­ти, например: «Коси, коса, пока роса, роса долой — и мы домой».

АППЛИКАЦИЯ коллективная

«Цветочная клумба»

Задачи. Учить детей вырезать цветы из бумажных квадратов, сложен­ных дважды по диагонали, и составлять из них многоцветные (полихром -ные) венчики цветов, накладывая вырезанные формы друг на друга; по­казать варианты лепестков (округлые, заостренные, с зубчиками); раз­вивать композиционные умения — создавать из цветов узоры на клумбах разной формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).

Предварительная работа. Рассматривание фотографий, открыток, календарей с изображением цветов; дидактические игры на восприятие

18

цвета. Подготовка «клумб» разной формы из картона или плотной бумаги зеленого цвета. Обследование формы вырезанных клумб. Рассматривание клумб на участке детского сада. Беседа о цветниках, клумбах, необходимо­сти ухода за цветами, о значении цветковых растений в жизни человека.

Материалы, инструменты, оборудование. Цветная бумага, готовые бумажные формы — цветные квадраты разной величины и расцветки; фантики на бумажной основе, ножницы, простые карандаши, салфет­ки бумажные и тканевые, клей, клеевые кисточки, розетки для клея, клеенки. Для фона — «клумбы» в форме круга, квадрата, треугольника, овала, прямоугольника, шестигранника.

Содержание занятия. Перед занятием воспитатель раскладывает на полу «клумбы» разной формы, вырезанные из зеленого картона. Обра­щает внимание детей на разнообразие форм, уточняет названия знако­мых геометрических фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник).

Воспитатель показывает детям изображения нескольких цветков, венчик которых имеет круговое строение, — садовую ромашку, астру, гвоздику. Спрашивает, в чем сходство и отличие эт"х цветов между со­бой. Дети приходят к выводу, что все рассматриваемые цветы похожи на солнышко или звездочку, если посмотреть на них сверху.




 

 


 

19

 

 

казывает новый способ — вырезание розеткового цветка путем сложе­ния бумажного квадрата дважды по диагонали.

Сначала дети упражняются на черновых листках бумаги, а потом со­здают красивые цветы из квадратиков цветной бумаги. По ходу занятия воспитатель показывает детям, как получается пышный полихромный (многоцветный) цветок — две-три (и более) вырезанные формы накле­иваются друг на друга таким образом, чтобы самый большой и яркий был внизу, а самый маленький — наверху. При этом склеивать цветы на­до лишь серединками, приподнимая лепестки, чтобы получилась объ­емная форма.

Подготовленные цветы дети переносят на свободный стол или на пол, рассматривают, любуются красивыми цветосочетаниями и формами.

Воспитатель предлагает детям перенести цветы на клумбы, размес­тить и наклеить так, чтобы было красиво. Напоминает, что на треуголь­ной, квадратной и прямоугольной клумбах нужно сначала заполнить уголки и центр, а на круглой и овальной — сначала в центре, а затем равномерно распределить цветы по окружности или заполнить все пространство, подбирая цвета. Можно «высадить» в центре цветы од­ного вида, а вокруг — цветы другого вида и т. д. А можно чередовать цветы по форме или цвету.

Эту часть занятия можно перенести на вторую половину дня в само­стоятельную художественную деятельность.

ЛЕПКА ПРЕДМЕТНАЯ

«Веселые человечки»

Задачи. Учить лепить фигурки человека рациональным способом из удлиненного цилиндра (валика) путем надрезания стекой и допол­нения деталями (фигурка мальчика).

Закрепить и усложнить способ лепки фигурки человека из конуса (фигурка девочки).

Учить понимать относительность величины частей, располагать по­делку вертикально, придавая ей устойчивость.

Показать возможность передачи движения лепной фигурки путем небольшого изменения положения рук и ног.

Предварительная работа. Беседа о жизни детей в детском саду, экс­курсия по детскому саду.

Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин или глина, стека, клеенки, дощечки, поворотный диск для показа моделей, сал­фетки бумажные и матерчатые.

У воспитателя две модели, вылепленные заранее из пластилина (гли­ны): цилиндр (повыше) и конус (пониже) с головами-шариками навер­ху; еще один цилиндр для показа нового способа лепки одним из ребят.

20

Содержание занятия. Воспитатель читает детям стихотворение Л. Кузьминой:

Есть особый сад на свете, Не деревья в нем, а дети, Он — для маленьких ребят И зовется детский сад.

Это просто добрый дом, Где мы весело живем. Воспитатели и няни Целый день, конечно, с нами.

Здесь красиво, и светло, И уютно, и тепло, А вокруг друзья-подружки, Есть и книжки, и игрушки.

Мы играем и рисуем, Сказки слушаем, танцуем, А из глины на дощечке Лепим разных человечков.

И, понятно, день за днем Потихонечку растем, День придет — и в первый раз Мы пойдем в свой первый класс!

Воспитатель сообщает, что веселых человечков можно изобразить по-разному: нарисовать на бумаге или на песке, скрутить из мягкой проволоки, слепить из пластилина, глины или соленого теста. Незави­симо от материала и способа изготовления все равно это будут милые человечки — с туловищем, головой, руками и ногами. Сегодня мы бу­дем делать их из глины (пластилина, соленого теста).

 

Показывает детям две формы, раскатанные из пластилина (глины): конус и цилиндр (валик) с шариками наверху. Спрашивает, из чего лучше слепить девочку, а из чего мальчика. После ответов детей напоминает, что девочку Снегурочку в длинной шубке из конуса (морковки) они уже ле­пили в средней группе. У Снегурочки не было видно ног, потому что они прятались под длинной шубкой. Просит детей подсказать, как лучше сле­пить девочку в коротком платье. Дети догадываются, что нужно слепить две ножки. Воспитатель прикрепляет к конусу-платьицу пары «колба­сок» (валиков) — ножки и ручки.


 

 

21

 

 


 

 

Затем воспитатель показывает де­тям удлиненный цилиндр (валик) и предлагает подумать, как лучше слепить мальчика (проблемная ситу­ация). Скорее всего, дети предложат знакомый способ — долепить ножки из «колбасок» (валиков). Воспита­тель соглашается, что так можно сде­лать, но предлагает освоить новый способ. Показывает и комментирует: «Вот длинный цилиндр (валик), вверху голова, внизу должны быть

ноги. Беру стеку и разрезаю цилиндр вдоль до середины, чтобы получи­лись две ноги. Слегка расставляю ноги, чтобы фигурка стояла на ножках и не падала». Приглашает одного ребенка слепить человечка-мальчика (из готового валика), чтобы уточнить, насколько хорошо дети поняли новый способ.

Предлагает детям самим слепить сначала фигурку мальчика, а по­том девочки.

После того как дети вылепили фигурки, воспитатель предлагает пока­зать, что эти фигурки могут делать: поднимать руки, чтобы играть в мяч; ходить и бегать, переставляя и поднимая ноги. Дети изменяют положение рук и ног вылепленных поделок, старясь передать их движения и при этом сохранить устойчивость.

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Мы приходим в детский сад»

Задачи. Учить соблюдать правила поведения при встрече и прощании в детском саду, формировать у детей представления о профессиях взрос­лых, работающих в детском саду, и их профессиональных принадлежнос­тях, знакомить детей с простейшими планами детского сада, с условными знаками и символами, обозначающими разные помещения детского сада.

Предварительная работа. 1. Проведение экскурсии по детскому саду: воспитатель объясняет детям, что они отправятся в путешествие и им нужно будет быть внимательными и наблюдательными. Во время экскур­сии воспитатель показывает, какие помещения есть в детском саду, назы­вает их, просит запомнить, что где находится. Воспитатель обращает вни­мание на специальную одежду поваров и других сотрудников, обсуждает с детьми, почему некоторые носят белые халаты. Если детский сад очень большой, достаточно ограничиться одним этажом или одним крылом. По возвращении в группу воспитатель предлагает ответить на вопросы ти­па: «Вы помните, где висела картина с букетом цветов? Какая дверь рядом с кабинетом заведующей? У кого на столе телефон? Где стоит пианино?»

22

2. Изготовление фигурок человечков на предыдущем занятии по лепке.

Материалы, инструменты, оборудование. Пластилиновые фигур­ки, сделанные на занятии по лепке; плакат, на котором изображен внешний вид и внутренний план здания детского сада (любого или конкретного); альбомные листы бумаги на каждого ребенка.

Содержание занятия. Воспитатель разыгрывает с помощью плас­тилиновых фигурок сценки знакомства. Спрашивает детей, кто какую фигурку сделал, кто это, как его или ее зовут. Начинает рассказывать про свои фигурки, например: «Я Вова. Мне пять лет. Я сегодня первый раз пришел в детский сад. Я боюсь».

—   Дети, посоветуйте Вове, как себя вести.
(Дети дают советы.)

—   Вот Бовины родители: папа — Александр Петрович, шофер грузовика. Мама — Елена Ивановна, она директор фирмы по производст­ву спортивной одежды. А вот Бовина воспитательница Мария Иванов
на. Мария Ивановна здоровается с Вовой и его родителями.

Затем связные рассказы о своих персонажах составляют дети.

Воспитатель обсуждает с детьми, как нужно вести себя при встрече. Выясняет, что нужно здороваться с разными людьми по-разному, обра­щаясь к ним по имени, по имени и отчеству или «тетя Аня», «дядя Са­ша» (по решению родителей и персонала, допустимо обращение «тетя Аня», «дядя Саша» к отдельным взрослым). Воспитатель обсуждает с детьми, что говорят люди, когда прощаются друг с другом, кому мож­но сказать «пока», а кому нужно говорить «до свидания».

Воспитатель выясняет, помнят ли дети, кто кем работает в детском саду, как кого зовут, что они делают, какие у них есть вещи, нужные для работы. Воспитатель предлагает детям разыграть на пластилиновых фигурках сценки прихода в детский сад (кто-то — воспитатель, кто-то — дети, но с другими именами, кто-то — заведующая, кто-то — мед­сестра, повар, дворник и т. п.).

Воспитатель показывает детям несколько рисунков-символов, рас­сказывает, что символ — это простой рисунок, по которому можно легко догадаться о том, что, например, в этом месте находится, что можно или нельзя делать. Дети обсуждают, какое помещение в детском саду эти сим­волы могут обозначать. Например: пианино и металлофон — музыкаль­ный зал, мяч и кегли — физкультурный зал, кастрюля и половник — кух­ня, телефон и компьютер — кабинет заведующей, гладильная доска и утюг — прачечная, пузырек с лекарством и бинт — медицинский каби­нет, подушка — спальня. Вместе с детьми воспитатель обсуждает, как еще можно условно обозначить помещения детского сада, например, лож­ка — для кухни, кроватка — для спальни, градусник — для кабинета мед­сестры, бубен — для музыкального и мяч — для физкультурного залов.

Воспитатель показывает детям плакат с изображением детского са­да (или заранее рисует на доске условный план детского сада, а затем открывает его), обсуждает с ними, что где находится (музыкальный и физкультурный залы, кабинет заведующей и медицинский кабинет,

23

кухня и т. д.). На плане детского сада с помощью пластилиновых фигу­рок дети, работая в парах, могут объяснять друг другу дорогу: «Скажи­те, пожалуйста, где находится музыкальный зал?» — «На втором этаже, в конце коридора за физкультурным залом». — «Скажите, пожалуйста, где кухня?» — «На первом этаже, между кабинетом заведующей и ме­дицинским кабинетом».

Воспитатель предлагает детям нарисовать свой план детского сада и обозначить с помощью простых рисунков-символов те помещения, которые им хотелось бы видеть в детском саду (например, бассейн, живой уголок с обезьянкой или попугаем или даже бар с мороженым и газировкой и др.). Внутри разных помещений на плане дети могут нарисовать фигурки человечков, которые бегают и прыгают в физ­культурном зале, танцуют в музыкальном зале, сидят в группе за сто­лами и т. п.

На занятии и в течение всей недели воспитатель обсуждает с детьми правила поведения в детском саду.

ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

1. Когда мы приходим в детский сад, нужно поздороваться со взрослыми и детьми. Взрослым мы говорим: «Здравствуйте!», а близ­ким друзьям: «Здравствуй!» или «Привет!» У друзей можно спросить, как дела. К взрослым нужно обращаться по имени и отчеству.

3. Если хочешь задать вопрос, нужно сначала подумать, о чем хочешь спросить, а потом подойти к воспитателю и вежливо сказать, на­пример: «Мария Ивановна, скажите, пожалуйста...»

4. Когда мы уходим домой, обязательно прощаемся с воспитателями и друзьями. Мы говорим: «До свидания! Увидимся завтра! Всего до­брого!», а своим друзьям мы можем коротко сказать: «Пока! До завтра!»

После занятия. Воспитатель может предложить детям выложить из кубиков и деталей строительного конструктора придуманный ими план детского сада на полу и разыграть сценки из жизни детского сада, например: заведующая спрашивает, сколько лет ребенку, что-то «запи­сывает», звонит по телефону, повар готовит еду, медсестра смазывает йодом разбитое колено и т. д.).

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...