Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

КОНСТРУИРОВАНИЕ из строительного материала




«Наш детский сад»

Задачи. Учить детей сооружать различные постройки, объединен­ные общим содержанием.

Развивать умение работать совместно, выполняя порученную часть работы. Дать представление о плане и условных изображениях на нем, учить располагать знаки в соответствии с реальными постройками.

Предварительная работа. Экскурсия по детскому саду и участку, знакомство с разными помещениями, площадками и их назначени­ем, установление специфики здания (сколько этажей, входов, как они расположены) и участка (на нем есть горки, качели, беседки, ле­сенки и пр.).

Материалы, инструменты, оборудование. Набор строительного материала для каждого ребенка; на каждый стол набор условных зна­ков (символов), обозначающих постройки на участке: горка, песоч­ница, качели, домик, бум (гимнастическое бревно) и др., имеющие­ся в детском саду.

Содержание занятия. Воспитатель размещает наборы со строи­тельным материалом на сдвинутых попарно столах (для коллектив­ной постройки). Приглашает детей разместиться за любым из них. Напоминает о проведенной недавно экскурсии по территории наше-

32

го детского сада, о постройках, имеющихся на участке. Предлагает выбрать из набора символов тот, которым можно обозначить эту по­стройку. Предлагает построить детский сад и территорию вокруг не­го из строительного материала.

 

ГОРКА    бум   ДОМИК ПЕСОЧНИЦА КАЧЕЛИ

 

 

Далее педагог говорит детям, что сегодня они будут строить не каж­дый сам по себе, а вместе — по несколько человек. А чтобы работа шла быстрее, они договорятся, кто что будет строить: один человек будет строить здание детского сада, другой — горку, третий — качели, четвер­тый — песочницу и т. д. (За каждым столом размещаются не более шес­ти детей.) Предлагает детям выбрать из набора условных знаков (симво­лов) тот, который обозначает выбранную им постройку. Просит детей, которые будут строить здание детского сада, выполнить следующие ус­ловия: здание должно быть в два этажа и иметь входную дверь. Спраши­вает детей, в какой части стола лучше разместить здание детского сада. (В центре.) Где удобнее расположить постройки на участке? (Справа, слева и позади здания, оставляя спереди место для входа.)

Педагог разрешает детям начать строительство. В процессе рабо­ты следит за взаимоотношениями детей, напоминает о необходимо­сти помогать друг другу, советоваться, удобно располагаться, не ме­шая товарищам.

В конце занятия в распоряжение детей предоставляются мелкие игрушки (например из киндер-сюрпризов) и отводится несколько минут для игры с ними. В завершение педагог хвалит всех, говорит, что теперь, как только захочется поиграть в детский сад, дети без труда смогут сами создать все постройки и поиграть. Строительный материал аккуратно разбирается и раскладывается по коробкам. Пе­дагог стимулирует детей не только быстро сложить детали в свою ко­робку, но и помочь товарищам. (Если дети в процессе работы пере­путают все детали, педагог подскажет, сколько и каких деталей лежа­ло в каждой коробке или оставит эту работу на вечер.)

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Мы — группа»

Задачи. Знакомить детей с устройством простейшего плана участка детского сада, формировать у детей представления о профессиях взрослых и их профессиональных принадлежностях, знакомить с ус-

33

ловными знаками и символами, обозначающими занятия людей, учить детей соблюдать правила поведения в детском саду.

Предварительная работа. Создание и размещение на плане участ­ка разных построек из строительного материала (горок, качелей и т. п.) на предыдущем занятии по конструированию.

Материалы, инструменты, оборудование. План участка детского сада, условные знаки для оборудования на участке.

Содержание занятия. Воспитатель показывает детям простой план участка детского сада и обсуждает с ними, что обозначают на плане се­рые полоски (дорожки), серые прямоугольники (веранды), зеленые прямоугольники (газоны), где находится здание детского сада. Показы­вает детям маленькие рисунки-символы и спрашивает детей, какой из символов обозначает качели, какой — горку, какой — домик и т. д. По очереди подходит к каждой из групп детей, кладет рядом план участка детского сада и просит их расположить рисунки-символы на плане дет­ского сада так же, как стоят их постройки. Вначале следует вниматель­но посмотреть, где стоят качели, горка, домик, гимнастическое бревно и рассказать об этом (например, качели рядом с горкой, горка между качелями и домиком, гимнастическое бревно за домиком и т. п.). Потом расположить на плане рисунки-символы. Остальные дети проверяют вместе с воспитателем правильность выполнения задания.

Затем воспитатель спрашивает у детей, что им нравится делать в детском саду, просит детей назвать свои любимые занятия. Спраши­вает по возможности всех детей, комментируя и обобщая ответы (в дет­ском саду играют, узнают новое, дружат, вместе придумывают игры, от­мечают праздники...).

Воспитатель обсуждает с детьми, что в детском саду дети учатся еще одному важному делу — играть вместе и дружить. Спрашивает, можно ли мешать другим, обязательно ли принимать в игру того, кто хочет иг­рать вместе с другими и т. д. Правила поведения обсуждаются затем с детьми в течение всей недели.

Воспитатель переходит к созданию символа группы, поэтому он подходит к двери и рассказывает примерно следующее: Посмотрите, вот — дверь в группу. О себе дверь говорит так: «Утром через меня про­ходят дети, чтобы войти в комнату. Они здороваются с воспитательни­цей. Сегодня Саша ни с кем не поздоровался, и я очень расстроилась, так что даже заскрипела. Мне уже много лет, я здесь с самого начала детского сада. Меня три раза красили и один раз сменили ручку. На Новый год меня украшают. Я не люблю, когда мною хлопают, ког­да меня открывают и закрывают ногами. Я бы очень хотела, чтобы на мне всегда висело какое-нибудь украшение, а также чтобы все понима­ли, что я — дверь именно в вашу группу».

Воспитатель обсуждает с детьми, что можно сделать, чтобы дверь в группу была узнаваемой, чтобы все сразу догадывались, чья здесь

34

группа. Воспитатель спрашивает детей, какое название для своей группы они хотят выбрать (комментирует предложения). После того как название придумано, дети предлагают варианты герба своей груп­пы. Можно использовать работы детей, выполненные ими на этой неделе на занятии по рисованию. Например, если при обсуждении названия группы был выбран вариант «Дружные ребята», то симво­лом группы может быть круг из детских ладошек, обозначающий дружбу.

ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

1. Если кто-то занимается делом или играет, ему нельзя мешать.

2. Если хочешь играть с другими, попросись в игру; того, кто про­сится играть с другими, нужно принять в игру.

3. Если хочешь взять чужую игрушку или другую вещь, нужно спросить разрешения.

4. Если не хочешь что-то показывать или давать другим, вежливо
извинись, но можешь не показывать и не давать.

5. Нельзя обижать: говорить плохие слова, дергать за волосы,
за одежду, смеяться над другими. ■

ПРИРОДА

«Природа в детском саду»

Задачи. Формировать представления о разнообразии природы, зна­комить с природными объектами ближайшего окружения и их взаимо­связями.

Материалы, инструменты, оборудование. Разноцветные бусы (браслеты), лупы.

Место проведения. Первая часть занятия проводится в групповом помещении, а затем воспитатель ведет дошкольников по зданию дет­ского сада. Занятие можно также проводить в зимнем саду, в экологи­ческой комнате, в живом уголке. Если в здании детского сада есть эко­логическая тропинка, то маршрут дошкольников проходит по ней. (Та­кая тропинка включает объекты живой и неживой природы: композиции комнатных растений, уголки природы, фонтаны, песоч­ницы и центры песка и воды, аквариумы, мини-огороды и т. п.)

Предварительная работа. Наблюдение за растениями и животны­ми в уголке природы. Дети наблюдают и ухаживают за растениями и животными в уголках природы, за обитателями аквариума, переса­живают комнатные растения, исследуя почву. Можно взять некоторые цветущие растения с клумбы (бархатцы, декоративную капусту) и по­садить их в группе, понаблюдать за ними.

35

 


 

 

Содержание занятия. Воспита­тель напоминает детям о наблюдени­ях, проведенных на участке детского сада; вместе с детьми уточняет, что на участке есть растения, животные, земля, вода, воздух, свет. Для актуа­лизации и закрепления полученных знаний воспитатель составляет с де­тьми небольшие браслетики или бусы из бумажных или пластмассовых бу­синок разного цвета (шесть белых и по одной бусине зеленого, серого, коричневого, синего, голубого и оранжевого цвета.) Чтобы цветные бусинки были лучше видны, между ними помещают белые. Воспитатель предлагает детям нанизать на нитку первую белую бусинку и вспомнить исследование, которое проводилось на клумбе. Что дети наблюдали? Расте­ния, — нанизываем бусинку зеленого

цвета, а за ней снова белую. Были ли животные на клумбе? (Дети вспоми­нают, кого они обнаружили в земле, кто прилетал к цветкам, кто ползал на клумбе.) Нанизываем серую бусинку, потом — белую. Что держит кор­ни растений, кормит и поит их? Земля, — на бусах появляется коричневая бусинка, за ней — белая. Что дает растениям свет и тепло, без которых они не могут жить? Солнце, — добавляем к предыдущим оранжевую бу­синку, за ней снова белую. Дождик поливает растения, им нужна вода, — бусы пополняются синей бусинкой (и белой). Еще растениям нужен воз­дух, — нанизываем голубую бусинку и за ней — последнюю белую. Полу­чившееся ожерелье можно использовать в процессе работы с детьми в те­чение всего года, вспоминая, что символизирует та или иная бусинка.

Воспитатель предлагает детям посмотреть, есть ли природа у них в группе и в других помещениях детского сада, пройти по детскому са­ду и найти разные объекты природы. Начать можно с помещения груп­пы. Дети надевают бусы (или браслеты на руку).

Зеленая бусинка напоминает о растениях. Есть ли растения в группе? Дети проводят наблюдения за комнатными растениями и растениями мини-огорода. Они низкие или высокие? Какой у них стебель (прямой или вьющийся, толстый или тонкий)? Какого цвета листья (светло-и темно-зеленые, пестрые); большие или маленькие, шершавые или гладкие? Дети рассматривают, осторожно трогают листья, используют лупы. На каких растениях есть цветки, бутоны? Для чего выращивают комнатные растения в группе?

Серая бусинка напоминает о животных. Какие животные есть в группе: птицы, рыбы, звери? (Попугаи, канарейки; рыбки в аквариу­ме; хомячки, морские свинки, белые декоративные мышки и крысы.)

36

Дети рассматривают аквариум, наблюдают за его обитателями. Кто жи­вет в аквариуме? (Рыбы, улитки.) Что в нем растет? (Разные растения.)

Коричневая бусинка напоминает о земле (почве). Воспитатель спра­шивает детей, есть ли в группе земля. Для чего она используется? (Най­ти почву в горшках с растениями, на мини-огородах.) Дети рыхлят зем­лю деревянной палочкой, чтобы в ней было больше воздуха и растение лучше росло.

Синяя бусинка напоминает о воде. Воспитатель обсуждает с детьми, где в группе можно обнаружить воду: вода есть в кране, есть вода для полива растений, в клетках животных, в аквариуме. Как дети исполь­зуют воду, — пьют, моют руки, поливают растения, дают пить живот­ным и т. п. Дети определяют, нужно ли полить комнатные растения (трогают землю в горшках, и в случае необходимости поливают), до­бавляют воду в аквариум (если часть ее испарилась), подливают воду в поилки животным.

Голубая бусинка — напоминание о воздухе. Воспитатель спрашивает у детей, есть ли в группе воздух, почему мы его не видим? (Воздух про­зрачный.) Воспитатель раздает детям прозрачные полиэтиленовые па­кеты и спрашивает, есть ли что-нибудь внутри них. (Ответы ребят не комментируются, правильность предположений они проверяют сами.) Затем дошкольники «ловят» воздух с помощью пакетов. (Открывают пакет и машут им из стороны в сторону, чтобы он наполнился возду­хом.) Почему пакет раздулся? Чем он наполнен? Воздухом. Значит, в комнате есть воздух, только он невидим. Воздух нужен и людям, и животным, и растениям.

Оранжевая бусинка — напоминание о солнце. Воспитатель спраши­вает у детей, есть ли в комнате солнечный свет. Откуда он берется в по­мещении? (Его лучи проходят через окна.) Воспитатель закрывает окна шторами: что изменилось? Света стало меньше. В солнечный день дети протягивают к окну ладошки. Что они чувствуют при этом? (Тепло.)

Экскурсию по детскому саду можно продолжить и в другое время, вне занятия.

Воспитатель вместе с детьми делает вывод о том, что солнечный свет, тепло, воздух, вода, земля нужны всем — людям, животным, рас­тениям.

ЛЕПКА предметная

«Наши любимые игрушки»

Задачи. Учить детей лепить игрушки, передавая характерные осо­бенности их внешнего вида (форму, цвет и соотношение частей).

Учить планировать работу — отбирать нужное количество материа­ла, определять способ лепки.

Инициировать свободные высказывания детей на темы из личного опыта (описывать игрушки).

37

Материалы, инструменты, оборудование. Мягкие игрушки, изоб­ражающие животных (собака, мишка, заяц, обезьяна, жираф и др.), пластилин или глина, клеенки, салфетки матерчатые, поворотный диск для демонстрации поделок, стеки. Незавершенная модель (туло­вище в форме овала или яйца (овоида) и голова в форме шара) и от­дельные детали (уши, лапки, хобот) для показа способа лепки на осно­ве обобщенной формы.

Содержание занятия. Перед занятием воспитатель размещает на столе мягкие игрушки так, чтобы дети могли их рассмотреть.

— У нас в детском саду много игрушек. Игрушки скучали летом без вас, а теперь обрадовались и приглашают поиграть — угадать их по описанию. Для этого тот, кто будет водить, должен задавать всем нам вопросы, чтобы мы отвечали «да» или «нет», — например, такие: «Это игрушка? Эта игрушка сидит на столе? У нее большие уши? У нее есть хобот?» и т. д. А теперь выберем считалкой того, кто будет водить.

Яблочко катится Вокруг огорода. Кто его схватит — Тот воевода!

Водящий выходит за дверь, оставшиеся дети выбирают одну из иг­рушек для составления загадки. Вернувшийся водящий пытается отга­дать, какую игрушку загадали. Игра повторяется два-три раза.


38


После игры воспитатель предлагает каждому ребенку слепить ту иг­рушку, которая понравилась больше всего. Воспитатель ставит на по­воротный круг незавершенную лепную работу — туловище в форме овоида (яйца) и голову в форме шара. Просит детей отгадать, кто или что может получиться из этой формы. После высказываний детей де­монстрирует способ лепки на основе заданной формы. Если прилепить длинные уши, лапки и короткий хвостик, — появится зайчишка-плу­тишка. Если прилепить маленькие круглые ушки и толстые лапки, — выйдет косолапый мишутка. Если голову «посадить» на длинную-предлинную шею, туловище повернуть и прикрепить к нему снизу 4 одинаковых ноги, — получится длинношеий жираф. Воспитатель

убирает все детали, оставляя исходную форму. Еще раз показывает ее детям, поворачивая в воздухе (туловище может располагаться так, буд­то игрушка стоит на двух лапках, или же на четырех) и по-разному скрепляя части друг с другом (голова может прикрепляться к туловищу сверху или сбоку, на шее или без нее).

Дети начинают лепить игрушки по своему выбору и размещают их на общей подставке.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...