Table of Contents. Глава 1 Почему дети не хотят учиться?. Неожиданное начало
Стр 1 из 33Следующая ⇒ Table of Contents Глава 1. Почему дети не хотят учиться? Неожиданное начало О чем эта книга Основные проблемы при обучении ребенка в школе Глава 2. Как помочь ребенку стать успешным. практические советы, рекомендации, самые эффективные методики Мотивационные, психологические и проблемы с гаджетами Что делать родителям? Ребенок не хочет учиться Ребенок не хочет читать. Что делать? Ребенок не отрывается от компьютерных игр, соцсетей или ТВ. Что делать? Что такое ответственность и самостоятельность? Как привить ребенку такие важные качества? Тайм-менеджмент Договор о хорошей учебе Глава 3. Как решать нейропсихологические проблемы Как я пришел к «Гимнастике для мозга»? Домашний курс «Гимнастика для мозга» Поурочный план на 60 дней Упражнение 1. «Наклоны» Упражнение 2. «Цепочка» Упражнение 3. «Журавль» Упражнение 4. «Маятник» Упражнение 5. «Паук» Упражнение 6. «Ножницы» Упражнение 7. «Мыслитель» Упражнение 8. «Отражение» Упражнение 9. «Горки» Упражнение 10. «Веретено» Упражнение 11. «Писатель» Упражнение 12. «Словесный пазл» Упражнение 13. «Крест-накрест» Упражнение 14. «Тарелка» Программа занятий с детьми 7–12 лет Глава 4. Методики эффективного обучения Как вырабатывается навык Выход из зоны комфорта Разделяй и властвуй Принцип целостности Принцип фокусировки Образность памяти. Предметные и абстрактные образы Принцип связей Принцип объема памяти Глава 5. Модель идеального обучения Этап 1. Поступление информации Этап 2. Канал восприятия Этап 3. Постановка цели обучения Этап 4. Понимание информации Этап 5. Кодирование информации Этап 6. Хранение информации (борьба с забыванием)
Этап 7. Воспроизведение информации Глава 6. Конкретные методы эффективного обучения. необходимые ребенку в начальной школе Как научить ребенка писать сочинение Как научить ребенка писать изложение Как научить ребенка запоминать стихи? Как легко запоминать написание словарных слов Как быстро выучить таблицу умножения Заключение Подарок для покупателей Приложение Тексты для упражнения «Писатель» по дням Шамиль Ахмадуллин © Ахмадуллин Ш., 2018 © Shutterstock / advent, иллюстрации, 2018 © Ефимова К., иллюстрации, 2018 © ООО «Издательство АСТ», 2019 * * * Глава 1 Почему дети не хотят учиться? Неожиданное начало Виталик медленно шел домой из школы. Сказать, что он не торопился домой, – значит не сказать ничего. Сначала он долго стоял и смотрел, как гоняют в футбол ребята в школьном дворе, потом разглядывал кору на дереве и бегающих по ней муравьев. Впереди у него было еще одно важное дело – ему нужно было полностью разрядить телефон прежде, чем он вернется домой. Ведь как иначе объяснить маме, почему телефон так долго был недоступен? А недоступен телефон был лишь по одной простой причине: Виталик сам перевел его в режим АВИА, чтобы мама не смогла до него дозвониться. Сделал он это еще пару часов назад, когда Елена Степановна объявила оценки за четвертное изложение по русскому языку. Виталик, конечно, чувствовал, что оценка может быть не очень хорошей, но все же надеялся на 4/4 (первая оценка за содержание, вторая – за орфографию), и иногда даже закрадывалась мысль – а вдруг 5/4 или даже 5/5? А почему бы и нет, ведь Виталик так долго и старательно готовился к этому изложению. Часами учился запоминать на слух тексты, заучивал правила русского языка и повторял написание словарных слов, ведь в изложении могли легко попасться эти словарные слова.
Реальность оказалась куда неприятнее. Елена Степановна громко называла фамилию, имя ученика и его оценку. Оценки были абсолютно разные, от двоек до пятерок. Дойдя до имени Виталика, она громко произнесла: – Ефимов Виталий – три / три с минусом, – отдельно сделав акцент на второй оценке – три с огромным минусом. – Где у нас Виталик? Виталик поднял уже блестящие, наполняющиеся слезами глаза и робко сказал: – Я тут. – Вообще, Виталий, за такое количество ошибок обычно ставят двойку, но я тебя пожалела, вижу, что старался, – добила его Елена Степановна. Обычно Виталик старался никогда не плакать, ведь мальчикам стыдно плакать, но в тот момент он не мог ничего с собой поделать. Глаза сами наполнялись слезами от смеси чувств обиды и жалости к себе. А еще в голове мелькала неприятная мысль: Я ТУПОЙ. Ведь Виталик потратил столько времени на подготовку, а результат был таким грустным и неприятным. С завистью он посмотрел на своего одноклассника Диму, который, как всегда, получил 5/5, и стало еще обиднее. Обидно было потому, что Дима никогда не корпел над книгами, а хорошо учиться у него получалось как-то само собой. Он легко мог пересказать любой текст на уроках чтения и окружающего мира, очень быстро считал в уме и решал задачки по математике, а еще писал практически без ошибок на русском. Нет, конечно, Дима делал уроки и занимался дома, как и большинство ребят, но делал это очень легко, без лишнего напряжения, как-то играючи. А еще Дима успевал посещать множество разных секций, да еще умудрялся профессионально заниматься футболом. Ох, как же Виталик хотел сейчас оказаться на месте Димы. Он начал представлять, как хвалят его в классе, как завидуют ему другие ребята и как гордятся им его папа и мама… От приятных мыслей его оторвала короткая вибрация телефона в кармане. Сообщение от мамы: КАК НАПИСАЛ ИТОГОВОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ? Виталик достал из кармана телефон и быстро перевел его в режим АВИА, чтобы не отвечать маме. Он даже не хотел этого, просто рука как-то сделала это сама. Конечно, Виталик понимал, что мама скоро позвонит ему, а услышав на линии: АБОНЕНТ НЕДОСТУПЕН ИЛИ НАХОДИТСЯ ВНЕ ЗОНЫ ДЕЙСТВИЯ СЕТИ – начнет волноваться, будет звонить одноклассникам, но это его сейчас не волновало. Просто он не хотел об этом говорить. А еще он знал, что если родители будут волноваться за его жизнь, то могут позабыть о его плохих оценках.
Виталик сидел на заборе и играл в игру на телефоне. Батарейка быстро разряжалась. Его переполняли очень неприятные чувства: обида за то, что его старания не оправдались, страх, что мама будет ругаться за плохую оценку, и какая-то грусть оттого, что он вот такой бестолковый. И вот, обиженный на весь мир, Виталик играл, сидя на заборе, когда услышал уверенное: – Дай тоже поиграть. От неожиданности он чуть не свалился с забора. Перед ним стояли двое ребят на пару лет старше него. Одного он знал, его звали Никита, он учился в пятом классе и жил в соседнем подъезде. В школе был личностью известной: двоечник, хулиган, в общем, тот, кто явно не является примером для подражания. Его родителей часто вызывали в школу, а учителя нередко ставили Никиту в пример того, каким быть не нужно. Второго парня Виталик видел впервые. – Не боись, не тронем, – проговорил Никита. – Во что играешь? Дай тоже! Виталик робко протянул свой телефон, и Никита начал играть. Впрочем, долго играть у него не получилось, буквально через пять минут телефон выключился: сел аккумулятор. Никита громко выматерился и даже хотел бросить телефон о землю, но вовремя остановился. – Чё с телефоном? – с негодованием спросил Никита у Виталика. – Сел аккумулятор, – робко ответил Виталик. – Ладно, неважно, курить будешь? – спросил у Виталика Никита, ловко доставая из пачки две сигареты себе и своему спутнику и протягивая открытую пачку Виталику. – Я не курю, – скромно ответил Виталик. – Бери, не ссы, мамка не узнает, – настаивал Никита, и Виталик робко взял в руки сигарету… * * * Тут наша история неожиданно обрывается, вы можете додумать ее сами. Большинство читателей, имеющих детей соответствующего возраста, с уверенностью скажут: «А мой/моя (Миша, Маша, Артем, Алина, Кристина и Сережа и т. д. ) в такую ситуацию точно не попадет. И конечно, будет вести себя абсолютно по-другому. Для моего ребенка плохие оценки уж точно не станут причиной обмана/курения/дружбы с плохой компанией».
Спешу вас огорчить. Поведение любого человека, а тем более ребенка, определяется не его жизненными ценностями, а ситуацией, в которой он оказался. Говоря простыми словами, любого ребенка (да и любого человека), вне зависимости от уровня вашей с ним дружбы, можно поместить в ситуацию, где он поступит «плохо» и очень сильно вас удивит/расстроит. Для наглядности расскажу об одном очень известном эксперименте, который назывался «Добрый самаритянин». В 1978 году психологи Джон Дарли и Дэниел Батсон провели эксперимент, в основу которого легла библейская притча о добром самаритянине. В этой библейской притче рассказывается о том, как на одного человека, направлявшегося из Иерусалима в Иерихон, напали разбойники. Они ограбили, избили его и бросили умирать на дороге. Проходивший мимо священник, вместо того чтобы помочь бедняге, притворился, что не заметил его. Затем мимо проходил левит (древнееврейский священнослужитель), который только взглянул на умирающего и тоже прошел мимо. За ним шел самаритянин и, хотя самаритяне и иудеи враждовали, перевязал бедняге раны, отвез его в гостиницу и ухаживал за раненым, а на следующее утро заплатил содержателю гостиницы за то, чтобы тот позаботился о бедняге, пообещав в случае необходимости возместить все расходы. А теперь сама суть эксперимента. В эксперименте приняли участие студенты богословской семинарии. Им поручили провести краткую беседу на тему библейского предания о добром самаритянине, после чего они должны были перейти в другой корпус университета. На дороге между двумя университетскими зданиями сидел, скорчившись, актер, изображавший человека, явно нуждающегося в помощи. В эксперименте было важно понять, окажут ли семинаристы ему помощь? Студентов случайным образом разделили на две группы. Одним студентам говорили, что им пора торопиться, потому что для перехода в другой корпус осталось всего несколько минут. Другим было объявлено, что торопиться не нужно.
Результаты эксперимента Эксперимент Дарли и Батсона показал, что спешка действительно была определяющим фактором в том, останавливались ли испытуемые у нуждающегося в помощи человека или проходили мимо. Из тех, кому не нужно было спешить, к бедняге подошли 63 процента студентов; а среди тех, кто торопился, – всего 10 процентов. А теперь давайте поразмышляем над этим экспериментом и подумаем, какое он имеет отношение к поведению Виталика? Самое прямое. Наши действия напрямую зависят от внешних обстоятельств. Действия вашего ребенка тоже.
Только представьте, всего ОДИН параметр привел к тому, что в шесть раз меньше людей помогли лежащему на земле и предпочли просто не обратить на умирающего внимание. Вы можете сказать, что ведь есть еще 37 %? И мой ребенок точно попадет в эти 37 %. К сожалению, для любого ребенка можно подобрать условия, когда он поступит не так, как нам бы хотелось и как правильно. Увы, так работает наш мозг. Действия и поведение ребенка зависят от многих параметров. Давайте на примере данной ситуации разберем, что же привело к тому, что Виталик обманул маму и готовится познакомиться с сигаретой? Даже если до этого он был самым послушным ребенком на свете. Для этого хватит всего двух причин.
Причина № 1. Неоправданные ожидания Когда ребенок старался и пытался что-то сделать, но не получил положительного подкрепления. Он начинает думать, что «он тупой», особенно если видит других ребят, которым учеба дается легче. Соответственно, лучше он будет обесценивать важность учебы, чем признает себя «лузером».
Причина № 2. Чувство значимости Любой ребенок хочет быть всегда лучше всех, выделиться, даже если этому его не учили. Такова человеческая природа. И если он не может быть успешен в учебе или, например, в спорте, то можно быть крутым по-другому. Например, начав курить первым в классе или быть самым главным «отрицательным персонажем» в классе/параллели или даже в школе. Ну а если лидерских качеств для того, чтобы стать «главным», не хватает, то все равно станет «отрицательным персонажем», правда, посредственным, ведь «отрицательные персонажи» всегда получают больше внимания и от окружающих. А еще ребенок очень быстро подстраивается под внешние обстоятельства. Так же как в эксперименте с самаритянином, Виталик легко обманывает, что у него села батарейка телефона, чтобы избежать наказания прямо сейчас. И если его обман сработает – а он, по всей видимости, сработает – Виталик будет обманывать так всегда, потому что родители, беспокоившиеся за его жизнь, скорее всего, забудут про оценку за изложение. Вот так неумение хорошо учиться, помноженное на несколько случайных событий, может коренным образом изменить судьбу обычного ребенка из хорошей, благополучной семьи. И если у взрослого человека есть понимание ответственности и умение прогнозировать последствия ситуации, то ребенок этого еще не умеет. Вас такое положение дел может привести в ужас. Что же делать, если поведение ребенка так зависит от внешних обстоятельств? Все достаточно просто. Во-первых, родителю необходимо досконально разобраться и изучить результаты последних исследований психологии и детского поведения. Во-вторых, создать такие условия, которые позволят вырастить из вашего ребенка успешного и счастливого человека. Обучение является ведущей деятельностью ребенка в начальной школе (возрасте от 7 до 12 лет). А самостоятельная и хорошая учеба в начальной школе – это один из ярких маркеров того, что у ребенка в будущем все будет хорошо. Сейчас, возможно, на меня обрушится волна критики: вот Эйнштейн был полным двоечником, а вырос гением. Ну, во‐ первых, двоечником Эйнштейн не был, и тому есть документальное подтверждение. А во‐ вторых, о природе гениальности мы поговорим в этой книге позже, вопрос очень даже непростой. Благо современные исследования мозга, хотя бы немного, но все же приоткрывают тайну гениальности. Здесь мы поговорим о процессе формирования здоровой личности ребенка, и правильное обучение – очень важная его часть. Если обучение проходит правильно, то и результаты в виде хороших оценок и самостоятельного выполнения домашних заданий не заставят себя ждать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|