Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Портрет цивилизованного человека




льстец. Каким бы счастливцем ни был хвастун, его сча­стье не бывает без изъяна: он не всегда находит слушате­ля, расположенного выслушать его. О том, что он испы­тывает, когда обречен молчать, лучше не думать.

Несмотря на все наше самодовольство, мы постоянно ощущаем горечь, которая была бы нам неведома только в том случае, если бы, исполнившись сострадания, нас ста­ли превозносить даже камни. А поскольку они упорствуют в своем молчании, нам не остается ничего другого, как, за­хлебываясь желчью, барахтаться в наших переживаниях.

Если стремление к славе становится все более лихора­дочным, это происходит потому, что оно заменяет веру в бессмертие. Исчезновение подобной привычной и вполне объяснимой химеры должно было оставить в умах полное замешательство и в то же время надежду, смешанную с яростью. Никто не может обойтись без чего-то прочного, непреходящего, а тем более запретить себе искать нечто такое всюду, в любой области, в том числе в литературе. С тех пор как смерть стала представляться всякому чело­веку понятием абсолютным, все принялись писать. От­сюда преклонение перед успехом, и, как следствие, зави­симость от публики, этой пагубной и слепой силы, бича века, этой отвратительной разновидности фатума.

Когда на заднем плане маячила вечность, слава еще могла иметь какой-то смысл; у нее нет больше смысла в мире, где господствует время и где оно к тому же в опас­ности. Всеобщую хрупкость, так волновавшую древних, мы принимаем как очевидную данность, которая не по­ражает и не печалит, а потому с радостным сердцем мы цепляемся за кажущуюся определенность ненадежной и никчемной известности. Добавим, что если во времена, когда людей было мало, человеку выгодно было просла­виться, то теперь, когда он совсем обесценился, дело об­стоит совсем иначе. Чьего уважения стоит добиваться на

Эмиль-Мишель Чоран

нашей загроможденной телами планете, где мысль о ближ­нем лишилась всякого содержания? Любить человечество уже невозможно ни оптом, ни в розницу, а желание всего лишь выделиться из него — это уже симптом духовной смерти. Ужас славы происходит от ужаса перед людьми: став взаимозаменяемыми, они оправдывают своим чис­лом отвращение, которое вызывают. Недалек тот момент, когда нужно будет оказаться в очень хорошем расположе­нии духа, чтобы если не любить, ибо это невозможно, то хотя бы переносить их. Во времена, когда ниспосланные провидением эпидемии чумы опустошали города, каждый выживший справедливо внушал некоторое уважение: это был еще живой человек. Сейчас таких больше нет, а есть лишь кишение агонизирующих, пораженных долголети­ем существ, особенно отвратительных тем, что они так прекрасно обставляют свою агонию. Им стоит предпо­честь любое животное, хотя бы потому, что они преследу­ют его, губя и профанируя природу, которую в былые вре­мена так облагораживало присутствие зверей. Рай — это отсутствие человека. Чем больше мы это осознаем, тем меньше склонны прощать поступок Адама: он жил в ок­ружении животных, чего другого он мог желать? И как не распознал он счастье не сталкиваться ежеминутно с этим гнусным проклятием, написанным на наших лицах? Без­мятежность возможна лишь в случае исчезновения наше­го вида, а пока, в ожидании, прекратим пугать себя из-за пустяков и обратим наши взоры туда, к той части наше­го естества, которая ничему не подвластна. Мы смотрим на вещи иначе, когда, познав глубину своего одиночест­ва, обнаруживаем, что подлинная реальность находится лишь в нас самих, а все остальное — обман. Что могут дать другие, чего нет у того, кто проникся этой истиной, и чего они могут его лишить, чтобы опечалить или унизить его? Не может быть освобождения без победы над сты-

ОО

Портрет цивилизованного человека

дом и страхом стыда. Победивший видимость, навсегда ушедший от ее соблазнов, должен ощущать свое превос­ходство не только в отношении почестей, но и в отноше­нии самой чести. Не обращая никакого внимания на пре­зрение себе подобных, он станет разгуливать среди них с достоинством отвергнутого бога.

Какое облегчение испытывают люди, когда осознают себя недоступными ни хвале, ни хуле и когда не считают больше необходимым заботиться о том, как они выглядят в глазах окружающих! Это — странное облегчение, отме­ченное мгновениями подавленности, освобождение, сме­шанное с болью.

Как бы далеко ни зашли мы в обучении самоотре­шенности, мы не можем пока сказать, как обстоит дело с нашим желанием славы: испытываем ли мы его или уже безразличны к нему. Наиболее вероятно, что мы ловко спрятали его, и оно продолжает нас терзать без нашего ведома. Мы побеждаем его только в мгновения глубочай­шей подавленности, когда в нас не смогли бы узнать са­мих себя ни живые, ни мертвые... В остальное время все обстоит не так просто, поскольку, пока сохраняются же­лания, желаем мы именно славы. Даже разочаровавшись во всем, мы все еще ее желаем, потому что это желание самое стойкое. А тот, кто вкусил славы сполна, кю купал­ся в ней, уже не сможет обойтись без нее и, если ее ли­шится, станет сварлив, раздражителен или просто оцепе­неет. Чем сильнее проявляются наши недостатки, тем от­четливее становится жажда славы, она притягивает нас; наша пустотность влечет ее; когда же мы не встречаем взаимности, мы довольствуемся ее эрзацем — известно­стью. По мере того как мы к ней стремимся, мы сталки­ваемся с неразрешимой задачей: мы хотим победить вре­мя с помощью самого времени, хотим длиться в недол­говечном, хотим добиться прочности в истории и, верх

О1

Эмиль-Мишель Чоран

легкомыслия, хотим услышать овации тех, кого сами не переносим. Наше несчастье состоит в том, что мы не на­шли нового средства, которое возместило бы потерю веч­ности, кроме этого обмана, этой жалкой навязчивой идеи, от которой мог бы избавиться лишь тот, кто освоился в бытии. Но кто способен по-хозяйски разместиться в нем, если он и называется человеком, именно потому, что не может в том преуспеть?

Верить в историю означает страстно желать возмож­ного, постулировать качественное превосходство пред­стоящего над настоящим, воображать, что будущее столь богато, что делает вечность излишней. Но едва переста­ют в это верить, любое событие теряет всякий смысл. То­гда начинают интересоваться лишь началом и концом Вре­мени, причем началом в меньшей степени, чем тем, что наступит после всего, когда иссякнет жажда славы, когда свободный от всего, что толкало его вперед, сбросивший груз своих похождений человек войдет в эпоху отсутст­вия желаний.

Если уж нам не дано вернуть изначальную невин­ность, мы хотя бы можем вообразить себе просто невин­ность и попытаться достичь ее благодаря знанию, лишен­ному порока, очищенному от его изъянов, в корне изме­нившемуся, знанию «раскаяния». Подобная метаморфоза была бы равнозначна вновь обретенной невинности, ко­торая, пробившись сквозь тысячелетия сомнений и оза­рений, имела бы то преимущество, что уже не поддалась бы соблазнам змия, утратившим теперь свежесть новиз­ны. Когда знание отделится от грехопадения, акт позна­ния не будет льстить ничьему тщеславию и никакое демо­ническое удовольствие не будет сопровождать агрессив­ное воплощение духа. Мы будем вести себя так, словно не нарушали никакой тайны, и будем оценивать все свои поступки с некоторой отстраненностью, а то и с презре-

О2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...