89.Методика направленного развития быстроты сложной двигательной реакции.(задачи, средства, методы) Воспитание быстроты сложных двигательных реакций
89. Методика направленного развития быстроты сложной двигательной реакции. (задачи, средства, методы) Воспитание быстроты сложных двигательных реакций Сложные двиг реакции встреч в видах деятельности, характериз постоянной и внезапной сменой ситуации действий (подвижные и спорт игры, единоборства и т. д. ). Больш-во сложных двиг реакций в ФВиС — это реакции «выбора» (когда из неск возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации) и реакции на движ объект. Воспит быстроты сложных двиг реакций связано с моделир в занятиях и тренир целостных двиг ситуаций и систематич уч в состязаниях. Однако обеспеч за счет этого в полной мере избират направл возд на улучш сложной реакции невозможно. Для этого необходимо исп специально подготовит упр, в которых моделир отдельн формы и усл проявл быстроты сложных реакций в той или иной двиг деят. Вместе с тем созд спец усл, способств сокращ времени реакции. При воспит быстроты реакции на движ объект (РДО) сокращ времени нач компонента реакции — нахождения и фиксации объекта (например, мяча) в поле зрения. Этот компонент, когда объект появл внезапно и движ с большой скоростью, сост значит часть всего времени сложной двиг реакции — обычно больше половины. Стремясь сократить его, идут двумя осн путями: 1) воспит умение заблаговр включать и «удерживать» объект в поле зрения, а также умение заранее предусматр возможн перемещ объекта; 2) направл увелич требов к быстроте воспр объема и др компонентам сложной реакции на осн варьирования внеш факторами, стимулир ее быстроту. Время реакции выбора во многом зависит от возможн вариантов реакции, из котор д. б. выбран лишь один. Учит это, при воспит быстроты реакции выбора стремятся прежде всего научить заним искусно пользоваться «скрытой интуицией» о вероятн действиях противника. Такую инф-ию можно извлечь из наблюд за позой противника, мимикой, подготовит действ, общей манерой повед. Применяя для соверш реакции выбора спец подготовит упр, последов усложн ситуацию выбора (число альтернатив), для чего постеп увелич в определ порядке как число вариантов действий, разреш партнеру, так и число ответных действий. На время реакции влияют такие факторы, как возраст, квалифик, сост заним, тип сигнала, сложность и освоенность ответного движ. Воспитание быстроты движ Внешнее проявл быстроты движ выраж скоростью двиг актов и всегда подкрепл не только скоростн способн. Осн ср-вами воспит быстроты движ служат упр, вып с предельной либо околопред скоростью: 1) собственно скоростные упр; 2) общеподготов упр; 3) спецо подготовит упр. Собственно скоростн упр хар-ся небольш продолж (до 15—20 с) и анаэробным элактатным энергообеспеч. Они вып с небольшой велич внеш отягощений или при отсутствии их (так как внешние проявл макс силы и скорости связаны обратно пропорц). В кач-ве общеподготовит упр наиболее широко исп спринтерские упр, прыжковые упр, игры с выраж моментами ускор (например, баскетбол по обычным и упрощенным правилам, мини-футбол и т. п. ). При выборе спец подготовит упр следует соблюдать правила структурного подобия. В больш-ве случаев они предст собой «части» или целостные формы соревнов упр, преобраз т. О., чтобы можно было превысить скорость по отнош к достигнутой соревнов. При исп в целях воспит быстроты движ спец подготовит упр с отягощ вес отягощения д. б. в пределах до 15—20% от максимума. Целостные формы соревнов упр испв кач-ве средств воспит быстроты главным образом в видах спорта с ярко выраж скоростн признаками (спринтерские виды). «скоростной барьер» причина которого - образов достаточно уст условно-рефлект связей между техн упр и проявл при этом усилиями. Чтобы этого не случилось, необходимо вкл в занятия упр, в которых быстрота проявл в вариативн усл, и исп следующие методические подходы и приемы. 1. Облегч внеш усл и исп допх сил, ускоряющих движ. (уменьшать велич отягощения, «уменьшают» вес тела заним, исп внеш условия, помогающие занимающемуся произвести ускорение за счет инерции движ, примен дозированно внеш силы, действующие в направл перемещ. 2. Исп эффекта «ускоряющего последействия» и варьирование отягощений. Скорость движ может временно увелич под влиян предшеств вып движений с отягощ. 3. Лидирование и сенсорная активиз скоростных проявл бег за лидером-партнером и т. п.
Объем скоростных упр в рамках отдельн занятия, невелик, даже у специализир в видах деятельности скоростного характера. Это обусл: предельной интенсивн и психич напряж упр; их нецелесообразно вып в сост утомл, связанном с падением скорости движений. Интервалы отдыха в серии скоростн упр д. б. такими, чтобы можно было вып очередное упр со скоростью не менее высокой, чем предыдущее.
90. Методика направленного развития быстроты простой двигательной реакции (задачи, средства, методы). Задачи: 1) разностороннее развитие скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые овладевают дети за время обучения в образовательном учреждении. 2) максимальное развитие скоростных способностей при специализации в конкретном виде спорта детей, подростков, юношей и девушек, где скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (единоборства, бег на короткие дистанции, спортивные игры и др. ); 3) совершенствование скоростных способностей, от которых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности. Простая реакция - это ответ на заранее известный, но внезапнопоявляющийся сигнал (зрительный, слуховой, тактильный). Быстрота простой реакции определяется по латентному периоду реакции- временному отрезку от момента появления сигнала, до момента начала движения.
Средствами развития быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью (т. е. скоростные упражнения). 1. Упражнения, направленного воздействия на отдельные компоненты скоростных способностей (быстрота реакции, скорость выполнения отдельных движений, улучшение частоты движений, улучшение стартовой скорости, скоростную выносливость и т. д. ). 2. Упражнения комплексного воздействия на все основные компоненты скоростных способностей. 3. Упражнения сопряженного воздействия (на скоростные и все другие способности, на скоростные способности и совершенствование двигательных действий). Основной метод при развитии быстроты реакции - метод повторного выполнения упражнения (строгорегламентированный метод). Он заключается в повторном реагировании на внезапно возникающий (заранее обусловленный) раздражитель с установкой на сокращение времен реагирования. Упражнения на быстроту реакции вначале выполняют в облегченных условиях. (Например, в беге на короткие дистанции отдельно упражняются в скорости реакции на стартовый сигнал с опорой руками о какие-либо предметы в положении высокого старта). Для совершенствования быстроты простой двигательной реакции применяют упражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным, изменяют время между предварительной и исполнительной командами (вариативные ситуации). Простые реакции обладают свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигналы в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них и в других ситуациях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|