О различных случаях планировки территории - обеспечения условий для создания земельных участков в различных целях 1 страница
О РАЗЛИЧНЫХ СЛУЧАЯХ ПЛАНИРОВКИ ТЕРРИТОРИИ - ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ЦЕЛЯХ Планировка территории может быть приравнена к градостроительной подготовке территорий, которая органами местного самоуправления проводится применительно к территориям[186]: существующей застройки с целью выявления свободных от прав третьих лиц земельных участков для строительства; существующей застройки в целях реконструкции объектов капитального строительства по инициативе собственников объектов капитального строительства; существующей застройки с целью развития застроенных территорий; существующей застройки, не разделенной на земельные участки, с целью формирования земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства; незастроенным, свободным от прав третьих лиц, в границах вновь образуемых элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов) с целью комплексного освоения и строительства; общего пользования в целях предоставления земельных участков для возведения объектов некапитального строительства, предназначенных для обслуживания населения; в форме фиксации красными линиями существующих границ территорий общего пользования; в форме установления красными линиями границ земельных участков для размещения линейных объектов дорожной и инженерной инфраструктуры.
9. 4 МЕЖЕВАНИЕ ЗАСТРОЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ Очевидно, что применительно к не разделенным на земельные участки территориям межевание как технические работы на местности не может быть выполнено без предварительной подготовки содержательных оснований для таких работ. Содержательные основания предоставляются документацией по планировке территории: либо проектами межевания территории, включающими в себя градостроительные планы земельных участков, либо проектами планировки территории, включающими в себя проекты межевания территории с градостроительными планами земельных участков в составе проектов межевания территории.
Одна из важных особенностей периода перехода к рыночной экономике, к рынку недвижимости состоит в необходимости разделять на земельные участки территории — элементы планировочной структуры города (кварталы, микрорайоны), которые ранее на земельные участки не разделялись, поскольку в этом не было необходимости. Теперь, в условиях рынка недвижимости, это следует делать, так как права собственников, в частности собственников квартир, не могут быть защищены (например, от неправомерной уплотнительной застройки) и гарантированы без наличия объектов защиты — земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в которых живут собственники квартир. Кроме того, право собственности подразумевает и обязанность собственника содержать принадлежащую ему недвижимость, нести соответствующие расходы, заключать договоры обслуживания с управляющими компаниями, разделять ответственность между частными лицами и публичной властью и в результате налаживать механизмы эффективного управления развитием городских территорий. Без выделения земельных участков эффективное управление, выгодное и частным правообладателям недвижимости, и публичной власти, невозможно. Поэтому необходимость выделять земельные участки в существующей застройке имеет объективный характер. Но возникают непростые вопросы о том, как это делать. Некоторые ответы на эти вопросы даются ниже[187].
О СОСТАВЕ ПРОЕКТОВ МЕЖЕВАНИЯ
В соответствии с логикой и технологией градостроительного проектирования ГрК РФ устанавливает следующие положения применительно к проектам межевания: • Проекты межевания всегда подготавливаются в границах элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов), т. е. в границах красных линий, установленных проектами планировки (ч. 1 ст. 43). Посредством проектов межевания всегда устанавливаются границы земельных участков, расположенных в пределах элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов) как застроенных, так и подлежащих застройке территорий (ч. 1 и 2 ст. 43). Проекты межевания всегда содержат градостроительные планы земельных участков (ч. 6 ст. 43). Проекты межевания могут подготавливаться в составе проектов планировки территории или в виде отдельного документа — в случае если проекты межевания подготавливаются применительно к элементам планировочной структуры (кварталам, микрорайонам), имеющим красные линии, ранее утвержденные в составе проектов планировки (ч. 1 и 3 ст. 43). Состав проектов межевания определяется ч. 5 ст. 43 ГрК РФ. При этом следует отметить следующее. В отличие от проектов планировки, проекты межевания имеют не две части, а лишь одну часть, подлежащую утверждению, и эта часть включает в себя только чертежи межевания территории. Дело в том, что проекты межевания подготавливаются на основании или в составе проектов планировки, которые и содержат все материалы по обоснованию решений по планировке соответствующей территории. Однако и при разработке проектов межевания в случае необходимости могут подготавливаться обосновывающие материалы, например иллюстративного характера. Только в этом случае такие материалы формально не будут включаться в проект межевания, а будут использоваться, например, при обсуждении и оценке различных вариантов предлагаемых решений.
О ВЫПОЛНЕНИИ ТРЕБОВАНИЯ ОБ УЧЕТЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ И ПРАВИЛ, ДЕЙСТВОВАВШИХ В ПЕРИОД ЗАСТРОЙКИ Необходимость указанного требования, которое распространяется на застроенные территории, занятые многоквартирными домами, определяется следующей логикой права: 1. Законодательством определено не ограниченное установлением предельных сроков реализации право собственников квартир иметь в общей долевой собственности земельные участки, на которых располагаются многоквартирные дома.
Для того чтобы это право было реализовано, следует выделить соответствующие земельные участки из массива неразделенной территории кварталов, микрорайонов. Размеры земельных участков многоквартирных домов — это содержание указанного права. Оно состоит в том, чтобы не просто номинально иметь в долевой собственности земельный участок безотносительно к его размеру, но земельный участок такого размера, который соответствует функциональным особенностям его использования. То есть участок должен быть не меньше некоторой минимальной величины. Указанные размеры земельных участков могут быть определены с учетом градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки. Законодательство фактически устанавливает определенную последовательность: сначала фиксация на местности еще не реализованных, но приоритетных прав, «латентных» правовых фактов (выделение на неразделенной территории земельных участков под давно существующими объектами) и лишь затем действия с учетом зафиксированных правовых фактов (например, в форме уплотнительной застройки). Указанное требование установлено ч. 4 ст. 43 ГрК РФ и в этом отношении преемственно воспроизводит аналогичные нормы п. 4 ст. 59 ГрК РФ от 07. 05. 98. Неправомерная практика выделения земельных участков по контуру здания («под отмостку») является самым крайним случаем определения минимальной площади земельного участка, «меньше которой уже нельзя»[188]. Имеются и другие подходы к так называемой минимальной площади земельных участков, необходимой для использования многоквартирных домов и определяемой на основе нормативов, действовавших на период застройки соответствующих территорий. На переходном этапе мы имеем дело с противостоянием двух взаимоисключающих принципов — утверждающего и отрицающего обязательность соблюдения ранее действовавших нормативов застройки при определении минимальной площади земельных участков. Первый принцип, закрепленный в федеральном законодательстве, отражает следующее:
• Все правообладатели квартир в многоквартирных домах имеют право на соответствующий земельный участок, размеры которого не могут быть меньше соответствующей минимальной величины (за исключением случаев, когда сложившееся землепользование не позволяет выдержать эту минимальную величину). • Указанное право в части выделения земельного участка не меньше минимальной величины, не ограничивается по срокам реализации и не может быть ушемлено, например, в случае уплотнения застройки. Другими словами, федеральный закон устанавливает принцип соблюдения минимального стандарта в части закрепления еще не реализованных прав собственников, нанимателей квартир на пространство вокруг многоквартирных домов, в которых они проживают. Это право может быть реализовано только одним способом — путем межевания. При его проведении (независимо от того, по чьей инициативе и с какими целями оно проводится) должны соблюдаться указанные минимальные стандарты, которые определяются не возникшими в данный момент намерениями (например, намерениями уплотнить существующую застройку путем нового строительства), а ранее сложившейся ситуацией. То есть сначала фиксируется и получает правовое закрепление факт землепользования, который состоялся задолго до возникновения намерений сегодняшнего дня, а затем в отношении этого закрепленного правовым образом факта (выделенных земельных участков в размерах не меньше минимальных) публично решается вопрос о возможности или невозможности изменения сложившегося землепользования (в том числе путем уплотнения застройки, если таковое допустимо в силу наличия свободных участков или по волеизъявлению правообладателей квартир, реализовавших свое право на земельные участки домов, в которых они проживают). На практике иногда неправомерно реализуется прямо противоположный принцип, противоречащий федеральному законодательству (нормам, введенным в действие ГрК РФ от 07. 05. 98 и содержащимся в ГрК РФ) В качестве иллюстрации этого принципа можно сопоставить, например, нормативы ныне действующего в Москве документа МГСН 1. 01-99 (с последующими изменениями) с нормативами 1970-х гг., зафиксированными в ВСН-2-74. По отношению к ранее действовавшему документу нынешний устанавливает сокращение удельного размера жилой территории микрорайона, приходящейся на L м2 общей площади застройки, по группам этажности: 5 этажей — на 37%, 9 этажей — на 21%. Очевидно, что в данном случае за формально-юридической стороной дела стоят практические соображения, подкрепленные соответствующей градостроительной политикой.
9. 5 ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ НЕЗАСТРОЕННЫХ И ЗАСТРОЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ В разд. 9. 2 было показано отличие (помимо масштаба деятельности) между институтом обеспечения строительства на «элементарном» земельном участке и институтом развития территорий. В первом случае используются возможности созданных не застройщиком внешних (по отношению к «элементарному» земельному участку) сетей инженерного обеспечения. Во втором, напротив, такие сети создаются самим застройщиком-девелопером для обеспечения нескольких (многих) «элементарных» земельных участков, которые будут созданы в пределах территории развития. По действующему в настоящее время российскому законодательству, правовой институт развития территорий не полон, формально он распространяется только на жилищное строительство. В отношении жилищного строительства применяются две разновидности института развития территорий (законодательно аналогичные правовые институты должны быть распространены и на иные виды строительства): институт комплексного освоения земельного участка (большого земельного участка как элемента планировочной структуры), свободного от прав третьих лиц; институт развития застроенных территорий, обремененных правами третьих лиц. Одна из наиболее наглядных особенностей правового института развития застроенных территорий состоит в том, что он может применяться только при наличии градостроительных регламентов, содержащихся в муниципальных нормативных правовых актах — правилах землепользования и застройки. Это понятно. Любые преобразования затрагивают права третьих лиц. Такие права должны быть защищены. Есть только один способ их защиты — посредством нормативного правового акта, действие которого распространяется на неограниченный круг лиц. Таким актом в системе градостроительного проектирования могут быть только правила землепользования и застройки1. На переходном этапе, до принятия правил землепользования и застройки, в период отрицания необходимости таких правил в отношении застроенных территорий практиковались неправовые процедуры и замещающие правовые процедуры эрзац-схемы в виде, например, инвестиционных контрактов[189]. Правовой институт развития застроенных территорий не является универсальным механизмом. Сфера его действия относительно узка и определяется одновременным наличием на соответствующей территории трех видов объектов: многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащих сносу; многоквартирных домов, снос или реконструкция которых планируется на основании адресной программы, утвержденной представительным органом местного самоуправления; объектов, не соответствующих градостроительному регламенту, определенному правилами землепользования и застройки. В отношении первой группы объектов могут приниматься решения о принудительном изъятии недвижимости, но только в случае, если собственник в разумный срок самостоятельно не осуществил снос аварийного дома (ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). В отношении второй и третьей групп объектов решения о принудительном изъятии недвижимости приниматься не могут, за исключением случаев, когда имеется необходимость в расширении (перетрассировке) улиц, прокладке сетей инженерного обеспечения в соответствии с документами территориального планирования. Других правовых возможностей принудительного изъятия недвижимости нет и не должно быть. Поэтому существенная часть действий в рамках института развития застроенных территорий должна происходить в режиме осуществления частноправовых отношений, т. е. когда правообладатели недвижимости по договоренности и по доброй воле могут распорядиться ею в пользу застройщиков-девелоперов. Универсальным механизмом преобразования застроенных территорий являются именно частноправовые отношения, обусловленные экономическими мотивациями, которые, в свою очередь, порождаются градостроительными регламентами — правилами землепользования и застройки. Как этот механизм «работает»? Под экономическими мотивациями частных инвесторов, или, иными словами, под экономической целесообразностью осуществления преобразований, следует понимать возможность получения дохода. Но не любую возможность, а ту, что с приемлемой степенью вероятности может стать реальностью. Приемлемая степень вероятности — это определенный порог гарантированности, начиная с которого для потенциальных инвесторов может возникнуть «экономический сигнал» о выгодности вложения денег, т. е. «вхождения» на застроенную занятую правами третьих лиц территорию и осуществления преобразований. Кто и каким способом может подать инвесторам «экономический сигнал» о целесообразности инвестирования, т. е. о том, что оно обеспечено правовыми гарантиями? В рыночной экономике есть только один способ предоставления таких гарантий — это градостроительные регламенты, которые устанавливаются, публично предъявляются всем и каждому, включая инвесторов, в виде нормативного правового акта, который в Российской Федерации называется правилами землепользования и застройки. Таким образом, отрицать необходимость установления и применения градостроительных регламентов равнозначно отрицанию рыночной экономики и отказу от становления адекватной ее требованиям системы градорегулирования. Поэтому любые процедуры преобразования застроенных территорий основываются на требовании об обязательном наличии правил землепользования и застройки на соответствующей территории, поскольку в настоящее время отсутствие таких правил делает реальное решение указанной проблемы абсолютно бесперспективным в среднесрочной и долгосрочной перспективе1. В зависимости от соответствующих решений, принимаемых в том числе с учетом мнений граждан, высказанных при обсуждении на публичных слушаниях проекта правил землепользования и застройки, градостроительными регламентами может быть либо гарантировано сохранение в неизменном виде сложившихся использования и параметров застроенных территорий (т. е. признано нецелесообразным их преобразование), либо установлена возможность преобразования территорий с различной степенью радикальности — от минимальной до значительной. Если местное сообщество согласилось с возможностью, допустимостью и целесообразностью значительных преобразований, то градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны может быть определено, например, что жилой квартал, ныне занятый пятиэтажной застройкой, располагается, согласно правилам землепользования и застройки, в территориальной зоне 20—25- этажной застройки или в территориальной зоне плотно застроенного общественно-делового центра, а квартал существующей производственной застройки располагается в территориальной зоне, скажем, высокоэтажной и высокоплотной застройки. Факт установления нормативным правовым актом такого «радикального» градостроительного регламента будет означать наступление следующих юридических и экономических последствий: Каждому собственнику недвижимости гарантирована возможность осуществления легально допускаемых публичной властью преобразований без получения на то специального административного разрешения. Преобразования могут осуществляться только по доброй воле собственников недвижимости при условии соблюдения в процессе подготовки проектной документации, строительства, реконструкции требований безопасности, определяемых техническими регламентами, иными требованиями законодательства. Стоимость недвижимости, расположенной в пределах соответствующей территориальной зоны, может увеличиться в несколько раз. Например, стоимость стандартной квартиры в пятиэтажном типовом доме может вырасти в 2—3 раза. Для собственника это возможность получить в случае продажи принадлежащей ему квартиры цену, эквивалентную двум-трем таким квартирам. Иными словами, это те самые экономические мотивации, которые возникают вследствие установления правовых гарантий и начинают «естественным образом» побуждать собственников существующей недвижимости распорядиться ею в пользу другого лица, желающего приобрести эту недвижимость с целью вложения своих средств и осуществления предопределенных публичной властью посредством градостроительных регламентов преобразований, т. е. в пользу инвестора. Становится необходимым проведение массовой оценки (переоценки) недвижимости в целях налогообложения с учетом установленных градостроительных регламентов. Это справедливо в том отношении, что публичная власть имеет право и должна возвращать обратно обществу в виде налогов ту ренту, которая не была заработана правообладателями недвижимости и возникла для них в виде «подарка», преподнесенного градостроительным регламентом. Таким образом, установление юридически значимого градостроительного регламента для соответствующей территориальной зоны побуждает к действиям (мотивов для которых не было и не могло возникнуть до установления такого регламента), и создает следующую экономическую ситуацию: У собственников недвижимости, не имеющих средств для осуществления допускаемых публичной властью и обществом преобразований, появляются экономические мотивации распорядиться принадлежащей им недвижимостью — с выгодой продать ее. Такого рода мотивации «подстегиваются» не только желанием получить «незаработанную» прибыль от продажи существенно возросшей в стоимости недвижимости, но и возрастающими суммами выплачиваемых налогов в результате переоценки недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом. Собственники недвижимости, имеющие средства или возможность привлекать заемные средства (например, в виде ипотечных кредитов под залог принадлежащей им недвижимости, включая залог земельных участков), сами могут осуществлять допускаемые преобразования, приносящие им прибыль. У конкурирующих между собой реальных и потенциальных инвесторов появляются встречные экономические мотивации — приобрести недвижимость, собственники которой стремятся ее продать, с прибылью для себя осуществить преобразования, выполнение которых гарантировано в правовом отношении, а первоначальные расчеты возможного проекта преобразований (размеров планируемых затрат, поступлений и прибыли) могут быть сделаны заранее на основе градостроительного регламента, опубликованного в составе правил землепользования и застройки, в том числе размещенного в Интернете. Экономические мотивации субъектов — представителей обеих групп сходятся, они начинают тяготеть друг к другу, нуждаться друг в друге, искать друг друга. Возрастает количество взаимовыгодных сделок с последующими проектными работами, строительными и реконструктивными преобразованиями в русле, предусмотренном и зафиксированном городским сообществом граждан и выбранной ими публичной властью в правилах землепользования и застройки. Данный экономико-правовой механизм является эффективным и общераспространенным в правовых системах стран с формирующимися и сложившимися рыночными отношениями. Однако, несмотря на наличие необходимых законодательных предпосылок и требований, в России он еще не утвердился, в том числе и по причине его отторжения, обусловленного прежде всего наличием псевдорыночных механизмов, символом и идеологическим знаменем которых являются инвестиционные контракты[190]. Рассмотренный механизм (как и любой другой) сам по себе не является и не может быть универсальным, применимым ко всем без исключения ситуациям. Например, он может оказаться недейственным в случаях, когда устанавливаются не столь «радикальные» градостроительные регламенты, когда экономические мотивации могут быть не столь значительными, чтобы побудить собственников недвижимости распорядиться принадлежащей им недвижимостью для дальнейших преобразований — реконструкции, нового строительства на месте сносимых объектов. Предполагаемые проекты преобразований могут быть заблокированы нежеланием собственников распорядиться недвижимостью в пользу инвесторов. Закон защищает правообладателей, а власть не может и не должна идти наперекор их желаниям, поскольку в обсуждаемых случаях не могут применяться процедуры изъятия земельных участков и объектов расположенного на них недвижимого имущества ввиду отсутствия государственных или муниципальных нужд. Может случиться и так, что планируемые преобразования будут заблокированы непомерно завышенной ценой предлагаемой для продажи недвижимости. В подобного рода случаях, когда указанного механизма недостаточно и когда публичная власть намерена содействовать реализации соответствующих проектов преобразований, при определенных обстоятельствах и с соблюдением строго регламентированных процедур могут использоваться дополнительные механизмы, связанные с преобразованием улично- дорожной сети, инженерной и социальной инфраструктуры, — механизмы, выводящие экономические мотивации на новый уровень, дающие дополнительные импульсы преобразованиям, осуществляемым частными лицами. 9. 6 ДЕВЕЛОПМЕНТ И ПАРТНЕРСТВО ЗАСТР0ЙЩИК0В-ДЕВЕЛ0ПЕР0В И ОРГАНОВ ВЛАСТИ КАК СИНХРОНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ПРОЕКТОВ ПО РАЗВИТИЮ ТЕРРИТОРИЙ ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ДЕЙСТВИЙ Девелопмент — это особая технология действий, определяемая размерностью объектов, по отношению к которым совершаются действия. Чтобы понять, какое место занимает девелопмент в ряду иных действий, необходимо логическим образом связать объекты действий с субъектами действий. Объекты действий Последовательное увеличение размерности объектов действий определяет три разновидности (три типа) объектов, три вида проектных технологий и различные правовые институты в отношении объектов в зависимости от их величины: Объекты первого типа — «элементарные» земельные участки, в отношении которых применяется правовой институт подготовки, формирования из состава государственных или муниципальных земель земельных участков с целью их предоставления физическим и юридическим лицам для строительства (с предварительным согласованием или без предварительного согласования мест размещения объектов в терминологии действующего ЗК РФ). Такие лица, как владельцы земельных участков, становятся застройщиками. Объекты второго типа — локализованные территории (в виде больших земельных участков как будущих кварталов, микрорайонов, разделяемых на «элементарные» земельные участки, или в виде локализованного конгломерата застроенных земельных участков), в отношении которых действия осуществляют застройщики-девелоперы в соответствии с правовым институтом развития территорий (незастроенных и застроенных), рассмотренным в предыдущем разделе. Объекты третьего типа — совокупности локализованных территорий (объектов второго типа), а также линейных и нелинейных земельных участков за пределами локализованных территорий, обеспечивающие такие территории инженерной и социальной инфраструктурой. В отношении объектов третьего типа применяются технологии партнерства застройщиков-девелоперов и органов власти. Субъекты действий С тремя типами объектов связаны три разновидности технологий и три вида субъектов (или три вида сочетания и взаимодействия различных субъектов): 1. Застройщики — лица, которые владеют «элементарными» земельными участками и на основе и в соответствии с градостроительными планами земельных участков (а также содержащимися в составе таких планов техническими условиями на подключение к сетям инженерного обеспечения) подготавливают проектную документацию и осуществляют строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, расположенных в пределах таких «элементарных» земельных участков. Застройщики-девелоперы — лица, которые, действуя в рамках правовых институтов развития незастроенных и застроенных территорий: а) приобрели переданные им в установленном порядке публичной властью права совершать действия и совершают действия в отношении большого земельного участка, территории с установленными границами: приобрели права аренды на свободные от прав третьих лиц незастроенные земельные участки в границах впервые образуемых элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, районов) в случаях комплексного освоения территорий в целях строительства; заключили договоры о развитии застроенных обремененных правами третьих лиц территорий с установленными границами и характеристиками планируемого преобразования, развития; б) приняли на себя обязательства по обустройству больших незастроенных земельных участков, застроенных территорий с внешней инженерно-технической инфраструктурой и объектами социальной инфраструктуры, по освобождению застроенных территорий от прав третьих лиц в соответствии с законодательством; в) могут осуществлять строительство, реконструкцию в пределах «элементарных» земельных участков после завершения планировки территории и выполнения иных обязательств при условии, что застройщики-девелоперы на соответствующем этапе не передали свои права в пользу иных застройщиков. Сочетание взаимодействующих на условиях партнерства субъектов действий в отношении объектов третьего типа — совокупностей территорий и земельных участков. Применительно к крупным территориальным образованиям мы по необходимости имеем дело со специфической технологией взаимодействия различных субъектов — частных (застройщиков-девелоперов) и публичных — органов власти. Основные особенности этой технологии рассматриваются ниже. НЕСООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗАСТРОЙЩИКОВ- ДЕВЕЛОПЕРОВ И МАСШТАБАМИ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ И ТЕРРИТОРИЙ Необходимость зафиксировать и обсудить указанное несоответствие определяется объективными требованиями технологии развития территории — девелопмента. Развитие территории обеспечивается строительством «внутри территории» — на земельном участке в границах квартала, микрорайона и «вне территории» — строительство «внеплощадочных» объектов и сетей инженерно-технического обеспечения. Последние, как правило, обслуживают не один квартал или микрорайон, а несколько. Поэтому начало освоения территории — это строительство не только и не столько «для себя», сколько «для себя и для других». Возникает вопрос, кто будет строить «для других», а вместе с ним и вопрос о привлечении к строительству органов власти и обеспечении взаимодействия между ними и частными застройщиками-девелоперами. Возможностей частных застройщиков-девелоперов недостаточно для решения задач развития города в целом. Частные застройшики- девелоперы осваивают (развивают) части территории города — кварталы, микрорайоны. Переход к следующему уровню размерности (масштабу деятельности) - району, районам означает переход к деятельности, осуществить которую частные застройщики-девелоперы обычно не в состоянии или они в этом не заинтересованы по объективным причинам, связанным с закономерностями развития бизнеса. Даже если допустить, что у частного застройщика-девелопера достаточно финансовых, кадровых и иных ресурсных возможностей, ограничителем непременно выступит иной фактор — риски, в частности риск не возвратить с прибылью вложенные средства. Эффективный частный застройщик-девелопер всегда будет снижать риски, а это значит, что он всегда будет действовать поэтапно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|