О различных случаях планировки территории - обеспечения условий для создания земельных участков в различных целях 5 страница
Общее замечание к законопроекту в том, что в нем используется терминология и частично понятийный аппарат саморегулирования, но при этом саморегулируемые организации не рассматриваются в качестве субъектов градостроительной деятельности с предоставлением им соответствующих полномочий по взаимодействию с органами государственной власти федерального, регионального и муниципального уровней. Этим, по существу, выхолащивается сама идея саморегулирования и не обеспечивается создание правовых основ для обеспечения путей выхода из кризиса в отрасли. Данный законопроект является альтернативным проекту федерального закона № 434371-4 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части замены лицензирования строительной деятельности», внесенному депутатами Государственной Думы Плескачевским B. C., Богомольным Е. И., Агеевым А. А., Саблиным Д. В., Шибалкиным А. С., Тягуновым А. А., Ковалем А. П., Коганом А. Б. Поскольку рассматриваемый законопроект затрагивает исключительно вопросы регулирования предпринимательской деятельности в строительной отрасли взамен ее лицензирования, то ответственным комитетом должен быть Комитет Государственной Думы по собственности как профильный комитет Государственной Думы по данной тематике. По тексту законопроекта Комитет по собственности считает необходимым отметить следующее. 1. Понятие саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, указанное в новом пункте 17 статьи I Градостроительного кодекса Российской Федерации, по мнению Комитета по собственности, является неудачным, так как не содержит основных задач, целей и статуса саморегулируемых организаций, примером определения которых является Федеральный закон от 27. 07. 2006 № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон " Об оценочной деятельности в Российской Федерации" ».
При этом не определены критерии, которым должен соответствовать участник строительной деятельности, чтобы сделать строительный рынок прозрачным и понятным для потребителей, очистить его от ненадлежащих и недобросовестных участников и в первую очередь ввести четкую схему ответственности участников градостроительной деятельности перед любыми третьими лицами 2. Статьей 553 предусматривается допуск к осуществлению работ, влияющих на безопасность в строительстве. Однако, по общему правилу, регулируется конкретный вид деятельности (т. е. в данном случае инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование и собственно строительство), а не составляющие его технологические работы. К тому же в предлагаемом законопроекте не дается определения работ, влияющих на безопасность строительных работ, что, в свою очередь, приведет к неограниченному толкованию данного понятия. Не решает проблемы и ссылка на то. что перечень таких работ устанавливается Правительством Российской Федерации. Пунктами 6—8 названной статьи предусматривается, что член саморегулируемой организации может осуществлять только те виды работ, влияющих на безопасность в строительстве, в отношении которых саморегулируемая организация распространяет свою деятельность. При этом непонятно, каким образом и в каком локальном акте саморегулируемая организация должна закрепить декларирование распространения свой деятельности на виды работ, влияющих на безопасность в строительстве, и кто и каким образом сможет обеспечить соблюдение данной нормы на каждом строящемся объекте.
При рассмотрении данной статьи так и осталось неясным, кем и на основании какого акта предоставляется право членам саморегулируемых организаций на проведение конкретных работ в виде допуска к работам, влияющим на безопасность в строительстве. Норма об установлении постановлением Правительства Российской Федерации перечня работ, влияющих на безопасность в строительстве, в случае внесения в него изменений может также опосредованно влиять на членство в саморегулируемых организациях, так как набор работ, влияющих на безопасность в строительстве, на которых специализируется конкретная организация, может не совпадать с перечнем работ, заявленных СРО, членом которой данная организация состояла. Таким образом, совершенно очевидно, что выделение в структуре строительной деятельности видов работ, влияющих на безопасность, и их нормативное закрепление в виде исчерпывающего перечня является крайне сложной и, как представляется, малоосуществимой задачей. Следует заметить также, что она ставилась, но не была решена и в период действия системы государственного лицензирования. В итоге подмена общепринятого в саморегулировании подхода, при котором членство в саморегулируемой организации дает право на занятие определенным видом деятельности (в данном случае инженерными изысканиями, архитектурно-строительным проектированием, строительством), воспроизведением в несколько ином виде лицензионной процедуры приведет к созданию громоздкой, запутанной и нежизнеспособной системы. 3. Новой статьей 555 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливаются требования к саморегулируемой организации, которые будут впоследствии являться предметом надзора со стороны уполномоченного федерального органа за деятельностью саморегулируемой организации. Так, данной нормой устанавливаются численность и размер компенсационного фонда саморегулируемой организации применительно к каждому из трех видов саморегулируемых организаций. Комитет по собственности считает, что минимальная численность членов саморегулируемых организаций и минимальный размер компенсационного фонда требуют дополнительного всестороннего обсуждения.
Пунктом 4 названной статьи предлагается установить минимальную численность членов саморегулируемой организации (15 членов), осуществляющих строительство, исходя из среднегодовой численности работников более 1000 человек. Данный подход в установлении минимальной численности представляется достаточно надуманным, так как в реальных условиях для сохранения статуса своей саморегулируемой организации ее членам придется искусственно осуществлять поддержание численности через прием номинальных работников, что повлечет за собой дополнительные затраты в деятельности членов саморегулируемых организаций и, в свою очередь, приведет к желанию заложить эти затраты в себестоимость строительства. В пункте 5 данной статьи предлагается учитывать количество членов саморегулируемых организаций исходя из аффилированности: аффилированные между собой лица учитываются как одно лицо. Новелла, указанная в этом пункте, является преждевременной и требует дополнительной проработки. Обращаем внимание на то обстоятельство, что данная норма в случае ее принятия не будет работать до принятия Федерального закона «Об аффилированных лицах», определяющего критерии аффилированности субъектов экономической деятельности. 4. Пункт 1 новой статьи 556 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет организационно-правовые формы некоммерческих организаций, которые могут приобрести статус саморегулируемых организаций. При этом перечень таких организаций не является исчерпывающим. Комитет по собственности считает, что данная норма носит только информативный характер и является избыточной. 5. Подпункт 6 пункта 2 статьи 556 относит к компетенции общего собрания или иного высшего органа управления саморегулируемой организации принятие решения о реорганизации саморегулируемой организации, которое раскрывается в пункте 8 названной статьи. Данные положения не могут быть приняты. Термин «реорганизация» относится к некоммерческим организациям, тогда как понятие «саморегулируемая организация» — это не организационно-правовая форма, а статус некоммерческой организации, что подтверждается самими авторами в статье 5512 законопроекта.
6. Пунктом 5 статьи 557 предусматривается, что стандарты саморегулируемых организаций устанавливают только нормы, направленные на предупреждение причинения вреда вследствие недостатков работ, влияющих на безопасность в строительстве, а также на повышение качества таких работ и их результата. По мнению Комитета по собственности, стандарты саморегулируемых организаций должны затрагивать более широкий спектр деятельности саморегулируемых организаций. 7. Представляется противоречащим самой сути саморегулируемой организации предусмотренная обязательная государственная регистрация в регулирующем органе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, документов, устанавливающих систему мер ответственности членов саморегулируемой организации, а также порядок внесения изменений и принятия решений о признании утратившими силу таких документов. В данном положении просматривается попытка авторов воспроизвести систему упраздненного государственного лицензирования в рамках профессиональных сообществ и усилить государственное вмешательство в деятельность саморегулируемых организаций, тогда как за государством должно остаться право надзора за их деятельностью. Учитывая сложность сферы деятельности на период становления саморегулируемых организаций, в строительном комплексе целесообразно предусмотреть переходный период, на протяжении которого Правительством или в установленном им порядке будут утверждаться прежде всего федеральные стандарты деятельности. 8. По мнению Комитета по собственности, статья 558, регулирующая правоотношения по рассмотрению жалоб на действия членов саморегулируемых организаций, требует уточнения процедуры рассмотрения жалоб (например, по аналогии с рассмотрением жалоб в саморегулируемых организациях оценщиков и арбитражных управляющих). 9. Пунктом 2 статьи 559 устанавливается перечень видов ответственности, применяемых в качестве мер ответственности к членам саморегулируемой организации. Комитет по собственности не может согласиться с ограничением предельной суммы размера штрафа суммой годового размера членского взноса, так как такой взнос может являться как минимальным, так и максимальным, что, в свою очередь, может быть в одном случае заниженным наказанием, а в другом случае слишком завышенным. Установление размеров штрафов, а также видов нарушений, за которые налагается данный вид ответственности, должно быть отнесено к компетенции общего собрания данной саморегулируемой организации.
Установленное пунктом 3 данной статьи прекращение обязательства уплаты штрафа с прекращением членства в саморегулируемой организации подлежит существенной корректировке, так как отношения по установлению мер ответственности являются предметом договоренностей всех членов саморегулируемой организации и соответственно подлежат неукоснительному исполнению, что, в свою очередь, позволяет саморегулируемой организации обратиться в суд с требованием о взыскании штрафа даже после прекращения лицом членства в саморегулируемой организации. 10. Законопроектом предусматривается создание нескольких объединений саморегулируемых организаций в области строительной деятельности. По мнению Комитета по собственности, должна быть одна Национальная некоммерческая организация, объединяющая саморегулируемые организации в области строительной деятельности, в функции которой должно входить установление единых для всей строительной отрасли стандартов, действующих не территории всей Российской Федерации. Данный законопроект содержит большое количество других спорных и должным образом не проработанных, на наш взгляд, положений, что требует многостороннего обсуждения и существенной доработки. Законопроект нуждается в более тщательной правовой и лингвистической проработке. На основании изложенного Комитет по собственности рекомендует Государственной Думе отклонить в первом чтении проект федерального закона № 434371-4 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части замены лицензирования строительной деятельности». Учебное пособие
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|