О различных случаях планировки территории - обеспечения условий для создания земельных участков в различных целях 3 страница
Книга состоит из двух частей и тринадцати глав. Первая часть - «Градорегулирование и управление развитием территорий» — содержит шесть глав. В первой главе даются основные определения, освещаются особенности градорегулирования, которые определяются субъектно-объектными отношениями, возникающими в этой сфере, показывается место и роль градорегулирования в ряду других институтов инфраструктуры рынка недвижимости. Во второй главе прослежены закономерности существования и функционирования объектов градорегулирования — от земельного участка до города и далее до региона и страны В третьей главе рассмотрены публичные субъекты градорегулирования и его инструменты, предложена модель системы градорегулирования. В четвертой главе градорегулирование рассматривается как этика и формальное право. Изложены принципы этики средоформирования, а также определено их соотношение с логическими принципами формального права в сфере градорегулирования. Пятая глава посвящена законодательному регулированию градостроительной деятельности за рубежом и в России. В шестой главе рассмотрены особенности периода перехода от социалистического градостроительства к системе правового градорегулирования при восстановлении рыночной экономики. Показаны противоречия и опасности этого периода. Исследована проблема возникновения административных и экономических субъектов, которые могли бы стать инициаторами перехода к системе правового градорегулирования. Вторая часть — «Компоненты градорегулирования» — содержит семь глав. В седьмой главе рассмотрены система и взаимосвязь документов градостроительного проектирования, предложена логическая модель технологии градостроительного проектирования.
Восьмая глава посвящена территориальному планированию. Рассмотрены вопросы его соотношения с иными видами планирования, взаимодействие субъектов публичной власти при подготовке и реализации документов территориального планирования. В девятой главе описаны особенности института градостроительного зонирования. Обсуждаются два подхода к пониманию содержания этого института, правовой статус градостроительных регламентов, технология подготовки правил землепользования и застройки. В десятой главе обсуждаются особенности планировки территории во взаимосвязи с иными компонентами градостроительного проектирования, правовые механизмы развития незастроенных и застроенных территорий, партнерство застройщиков и органов власти при синхронном выполнении различных взаимосвязанных проектов по развитию территорий, а также цикличность процесса градостроительного проектирования в целом. В одиннадцатой главе рассмотрены вопросы контроля за осуществлением градостроительной деятельности, представлены модель системы контроля, предметы и институты контроля. В двенадцатой главе дана характеристика системы информационного обеспечения градостроительной деятельности, представлены принципы формирования такой системы, ее структура, обсуждены вопросы информационного взаимодействия региональных и муниципальных органов в области градорегулирования. В тринадцатой главе рассматриваются особенности института публичных слушаний в области градорегулирования, предметы таких слушаний и технологии их проведения применительно к обсуждению проектов различных документов градостроительного проектирования и заявлений. В книгу включены иллюстративные примеры документов градостроительного проектирования. По тексту даются ссылки на различные аналитические материалы, рекомендации, проекты нормативных правовых актов и формы документов, которые могут быть полезны для учащихся, лиц, повышающих квалификацию, а также специалистов в их практической деятельности. В заключении приведены сведения о дополнительных подготовленных авторами книги информационных материалах и рекомендациях по вопросам градорегулирования, которые не были включены в книгу, но могут представлять интерес для читателей.
2. Лекции по экономике города и муниципальному управлению / под ред. А. С. Пуэанова. М.: Фонд «Институт экономики города». 2004. Основу данного учебного пособия составляют лекции, прочитанные специалистами Института экономики города в магистратуре экономического факультета МГУ в 2000—2002 гг., а также лекции, прочитанные на экономическом факультете и факультете менеджмента Государственного университета — Высшей школы экономики в 2002—2003 гг. в рамках курсов «Введение в экономику города» и «Управление муниципальным социально- экономическим развитием». Данное издание является попыткой дать целостное представление о теоретических основах экономики города и муниципального управления в их соотнесении со специфическими проблемами развития российских городов в условиях экономики переходного периода. В лекциях сделан акцент на вопросах развития города с точки зрения производства и потребления общественных благ, поскольку эти аспекты функционирования городов наиболее актуальны на нынешнем этапе развития российского общества. Именно в данном контексте вопросы экономики города наиболее тесно связаны с вопросами управления муниципальным социально-экономическим развитием. 3. Макагонов П. П. Управление развитием городских территорий. Методическое пособие задумано как учебный материал для сотрудников муниципальных органов власти, муниципальных управляющих среднего звена, т. е. для буферных специалистов по междисциплинарным проблемам развития урбанизированных территорий. В курсе рассматриваются естественные законы, по которым функционирует город, происходит самоорганизация городского расселения, а также имеется раздел, посвященный формированию образа цели и критериям развития города. Большой раздел рассматривает эффективные методы взаимодействия субъектов развития городских территорий. И, наконец, имеется раздел, посвященный проблемам нормативно- законодательной поддержки решения задач развития территорий.
В основу пособия были положены опыт пяти лет преподавания на факультете менеджмента (public administration) Международного университета в Москве курсов кафедры муниципального управления и права «Урбанистика», «Регионоведение» и «Управление развитием территорий», трех лет преподавания на факультете менеджмента, финансов и государственного управления (МФГУ) Международного независимого эколого-политологического университета курса «Урбанистика и управление развитием территорий» и четырех лет (1992-1996) преподавания в общественных школах муниципальной политики, создававшихся общественными движениями Москвы для подготовки кандидатов в депутаты Московской городской думы, помощников и советников районных собраний В пособии использованы материалы лекций, практических заданий, курсового проектирования, преддипломных практик студентов МУ и МНЭПУ. 4. Опыт градостроительного регулирования в пяти странах: возможность его использования в условиях России. М. : Фонд «Институт экономики города», 1996. В работе приводится общее описание систем планирования и регулирования землепользования Англии, Франции, Германии, Нидерландов и США с упором на проблемы местного градорегулирования, за исключением перевода сельскохозяйственных и других подобных земель в земли для градостроения. В издании проводится сравнительный анализ систем и даются рекомендации о возможности применения международного опыта в российских условиях, дается краткое описание систем планирования и регулирования землепользования по каждой стране в отдельности, что может представлять интерес для специалистов, особо интересующихся данным вопросом. Целью данного исследования является анализ основных черт систем планирования и регулирования землепользования, характерных для вышеназванных пяти стран, благодаря чему представляется возможным определить основные направления развития новой системы регулирования землепользования в России. Страны, взятые для исследования, отличаются друг от друга по размеру и государственному устройству, имеют разные законодательные системы, формы собственности на землю в городах и разные сложности. Эти различия затрудняют анализ, а также свидетельствуют о том, что системы градостроения и регулирования землепользования трудно заимствовать, так как они определяются специфическими экономическими, социальными, юридическими и историческими условиями, присущими данной стране. Тем не менее информация об опыте других стран, если ею правильно воспользоваться, может оказаться крайне полезной при реформировании ныне существующей в России системы регулирования.
5. О'СалливанА. Экономика города. Пер. с англ. Изд. 4-е. М.: ИНФРА-М, 2002. В данной книге с помощью экономического анализа делается попытка объяснить, почему существуют города, где они появляются, как растут и каким образом в городах организуются различные виды деятельности. В ней также проводится анализ экономики таких городских проблем, как бедность, неудовлетворительное жилье, сегрегация, загрязнение и преступность. Книгу можно использовать в вузах для чтения курсов по экономике города и городским проблемам. Ее можно использовать также на курсах повышения квалификации по вопросам городского планирования, государственной политики и государственного управления. Все рассматриваемые в книге экономические принципы изучаются в типовом промежуточном курсе по вопросам микроэкономики, так что студенты, прослушавшие такой курс, смогут быстро одолеть эту книгу. Для тех студентов, чье знакомство с микроэкономикой ограничивается вводным курсом или которым было бы полезно вкратце познакомиться с принципами, изложенными в промежуточном курсе микроэкономики, подготовлено приложение («Инструменты микроэкономики»), в котором рассматриваются важнейшие экономические принципы. 6. Правовое зонирование города. Введение в проблемы градорегулирования в рыночных условиях. 2-е изд. Данная работа является дополненным и измененным изданием книги, вышедшей в 1999 г Необходимость в новой, расширенной публикации вызвана тем, что юридические нормы правового зонирования ныне закреплены уже не только в Градостроительном, но и в Земельном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 29 октября 2001 г., а также возрастающим интересом, который проявляют представители органов государственной власти и местного самоуправления, специалисты различных направлений, преподаватели и студенты вузов к вопросам правового зонирования городских территорий и его роли в обеспечении процесса становления рыночных отношений в сфере недвижимости.
В работе кратко излагаются ключевые вопросы, связанные с введением в городах Российской Федерации правового зонирования как основы системы градорегулирования, функционирующей в условиях рынка и ориентированной на привлечение инвестиций в обустройство недвижимости при соблюдении необходимого баланса общественных и частных интересов. В книге использован опыт, приобретенный авторами в ряде российских городов при разработке основанных на правовом зонировании местных нормативных правовых актов — Правил землепользования и застройки. Книга предназначена для широкого круга читателей: работников органов местного самоуправления и государственной власти, специалистов в области экономики, права, градостроительного планирования, архитекторов, строителей, инвесторов, владельцев недвижимости, преподавателей и студентов вузов, представителей общественных организаций и ассоциаций предпринимателей, иных лиц, интересующихся вопросами реформирования в сфере градостроительства, землепользования и недвижимости. 7. Правовое зонирование. Опыт разработки «Правил землепользования и застройки» в городах России / под ред. А. Высоковского и У. Валлетты. М.: Русская панорама, 1999. Данная брошюра представляет собой первый шаг обобщения опыта разработки Правил. Сейчас авторы поставили перед собой цель описать основные теоретические посылки системы правового зонирования и сделать сопоставительный анализ текстов Правил, разработанных в разных городах. Эта цель раскрывается через несколько задач, которые должны продемонстрировать: • гибкость данного управленческого инструмента, который позволяет в разных ситуациях вполне самобытно решать одни и те же задачи и процедурные вопросы; • техники и процедуры, которые применяются на практике для разрешения различных правовых ситуаций, связанных с регламентированием землепользования и строительства; • особенности подхода к развитию системы правового зонирования в городах в соответствии с действующим российским законодательством. Поставленные задачи определили структуру работы. Она состоит из введения, двух главных частей, заключения и приложения. Введение и первая часть содержат краткую характеристику существующих проблем, подходов и историю проекта. Вторая часть посвящена обоснованию необходимости введения системы правового зонирования, описанию ее сущности и специфики, отличающей эту систему от других способов «псевдозонирования», которые имеют место в нашей практике. При этом раскрываются основная идея правового зонирования — внесение и закрепление прав использования и развития объектов недвижимости (участков и зданий) в целях достижения баланса между интересами собственника и сообщества и вытекающие из этой идеи подходы к построению территориальной схемы зон, процедур и градостроительных регламентов. Третья часть работы посвящена сравнению между собой различных правил землепользования и застройки, рассмотрению общих и отличающихся подходов к разработке ключевых процедур и регламентов (формирование земельных участков как объектов недвижимости, передача прав на земельные участки, согласование строительных намерений, внесение изменений, публичные слушания, а также типы регламентов, их отличия и сходства по городам). Заключение содержит предложения, связанные с путями внедрения правового зонирования в практику градорегулирования российских городов и подходами к разработке местных нормативных актов — Правил землепользования и застройки. Приложение включает в себя схемы, иллюстрирующие основные идеи установления правового зонирования, и список изданий по вопросам зонирования, опубликованных на русском языке. 8. Рынок недвижимости в России: анализ некоторых процессов реформирования: Аналитический доклад. Работа посвящена анализу процессов развития рынка недвижимости в России в 1992—2002 гг. Авторы акцентируют внимание на следующих составляющих реформы в этой сфере: приватизация земли в городах и развитие конкурентных процедур предоставления земельных участков (земельные торги); регистрация прав на недвижимость и учет недвижимости; введение современных методов градорегулирования, в том числе правового зонирования. Проведена оценка результативности преобразований, сформулированы основные нерешенные проблемы и предложения по совершенствованию нормативно-правового, информационного и организационного обеспечения развития рынка недвижимости в анализируемых областях. Книга ориентирована в первую очередь на работников государственных органов власти и органов местного самоуправления, которые отвечают за выработку и проведение государственной и муниципальной политики в сфере земли и иной недвижимости, управление государственным имуществом, в том числе за приватизацию земли в городах, развитие систем учета недвижимого имущества и регистрации прав на него, проведение политики градорегулирования и землеустройства. Кроме того, данный аналитический доклад будет, несомненно, полезен для граждан и юридических лиц участников рынка недвижимости, специалистов, учащихся высших учебных заведений, всех, кто интересуется проблемами развития рынка земли и иной недвижимости в городах России. 9. Трутнев Э. К., Бандорин Л. Е. Градостроительный кодекс Российской Федерации: ответы на проблемные вопросы градостроительной деятельности. М.: изд-во «Экзамен», 2008. Авторы данного издания — сотрудники Института экономики города, принимавшие участие в подготовке проекта Градостроительного кодекса Российской Федерации. Цель данной работы — на основе системного анализа норм Кодекса предоставить заинтересованным читателям ответы на основные проблемные вопросы градостроительной деятельности, возникающие в связи с практической реализацией норм Кодекса, а также решением задач по комплексному развитию законодательства в сфере недвижимости. Книга адресована градостроителям, архитекторам, строителям, работникам администраций федерального, регионального и местного уровней, законодателям, специалистам в области управления развитием территорий, землеустройства, жилищно-коммунального хозяйства, юристам, студентам, а также всем, кто интересуется вопросами правового регулирования развития городов, проектирования и строительства. 10. Трутнев Э. К., Бандорин J1. E. и др. Рекомендации по развитию системы градорегулирования на региональном и местном уровнях. М., 2006. Настоящие рекомендации подготовлены фондом «Институт экономики города» в связи с необходимостью сконцентрировать усилия администраций субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, специалистов в области градорегулирования на реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» и федеральной целевой программы «Жилище». Достижение максимальных результатов в минимальные сроки требует подготовки и реализации каждым субъектом Российской Федерации концепции (плана, программы) развития региональной системы градорегулирования, состоящей из взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга подсистем, совместно формируемых и субъектом Российской Федерации, и органами местного самоуправления. Такая концепция (план, программа) позволит не только оперативно решать текущие задачи обеспечения роста объемов строительства, но и последовательно и целенаправленно выстраивать основания для перспективных действий системного характера по развитию территорий, создавать адекватную условиям рыночной экономики систему градорегулирования. В настоящих рекомендациях под градорегулированием понимается регулирование градостроительной деятельности, осуществляемое публичной властью в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами в целях создания условий для привлечения инвестиций и активизации строительства, формирования благоприятной среды жизнедеятельности. Рекомендации сформированы в виде трех взаимосвязанных частей — от краткого описания приоритетных действий (первая часть) к развернутым комментариям и рекомендациям (вторая часть) вплоть до предлагаемых к использованию в работе проектов форм документов (третья часть). В первой части обозначены самые необходимые действия и даны краткие пояснения по поводу того, кому, когда, где, что и как следует делать. Эти пояснения адресованы лицам заинтересованным, но не имею-- щим ни времени читать объемные тексты, ни возможности глубоко вникать в сложные проблемы градорегулирования. Во второй части представлены развернутые аналитические материалы и рекомендации, адресованные тем, кто обязан понимать содержание градорегулирования и использовать в своей работе правовые механизмы регулирования рынка недвижимости. В третьей части представлены проекты нормативных правовых актов и форм документов, рекомендуемых для применения лицами, которые в рамках своих должностных обязанностей непосредственно выполняют соответствующие конкретные действия. Цель подобного (трехчастного) построения рекомендаций состояла в том, чтобы сделать их постоянно действующим и последовательно раз- виваюшимся рекомендательным документом. Это достигается следующим образом: • Данные рекомендации помимо уже подготовленных и распространяемых в их составе аналитических материалов и комментариев содержат указания на необходимость подготовки ныне отсутствующих дополнительных аналитических материалов, комментариев, рекомендаций, проектов нормативных правовых актов, проектов форм документов по отдельным аспектам градорегулирования. Иными словами, данными рекомендациями формулируется заказ на дальнейшую профессиональную работу, которая должна быть выполнена как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. • По мере развития процессов градорегулирования на местах и приобретения соответствующего опыта неизбежно возникнет потребность включить в данные рекомендации «примеры для подражания», в частности формы документов, подготовленные применительно к соответствующим случаям, а также дополнительные комментарии в отношении негативного опыта с целью предостеречь от типичных ошибок и неверных действий в области градорегулирования. 11. Трутнев Э. К., Бандорин Л. Е., Гудзь Т. В. и др. Правовые вопросы межевания и преобразования застроенных территорий жилого назначения. М.: Фонд «Институт экономики города», 2006. Работа подготовлена в рамках проекта «Нормативно-правовое регулирование межевания застроенных территорий жилого назначения». В первой части книги содержатся рекомендации по решению проблемных вопросов, связанных с межеванием застроенных территорий. Вторая часть посвящена институту инвестиционных контрактов и описанию возможных правовых механизмов преобразования застроенных территорий. Книга адресована сотрудникам администраций регионального и местного уровней, законодателям, специалистам в области градостроительного проектирования, землеустройства, жилищно-коммунального хозяйства, юристам, студентам, а также всем, кто интересуется вопросами правового регулирования развития городов. 12. Управление недвижимостью и земельными ресурсами предприятий / под ред. Л. Э. Лимонова, Т. В. Власовой. СПб.: ГП «Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 2002. Настоящее издание представляет собой сборник учебных материалов по вопросам управления недвижимостью предприятий и смежным проблемам и предназначено для руководителей и специалистов предприятий, отвечающих за вопросы управления недвижимостью. Оно основано на материалах проведенного в июне — июле 2002 г. пилотного курса, но может рассматриваться и в качестве самостоятельного учебного пособия. Издание может быть полезно также работникам местных и региональных органов управления, научным работникам, преподавателям, аспирантам и студентам старших курсов, всем, кто интересуется земельной реформой, земельной политикой, а также вопросами управления и развития недвижимости. Настоящее учебное пособие включает в себя 5 основных разделов: • Управление недвижимостью предприятий. • Правовые аспекты операций на рынке недвижимости. • Инвестиции в недвижимость. • Планирование и регулирование развития крупного города. • Международный опыт реконструкции промышленных зон. Целью учебной программы и настоящего издания являлось не столько обучение профессиональных управляющих недвижимостью технике соответствующей работы, сколько расширение кругозора руководителей, отвечающих за вопросы недвижимости, привлечение их внимания к состоянию правовой базы, существующим процедурам и институтам, оценке состояния рынка недвижимости и перспектив его развития, достижение ими лучшего понимания сильных и слабых сторон сложившейся системы организации рынка и его административного регулирования, направлений дальнейшего реформирования отношений в сфере земли и недвижимости. Авторы также старались продемонстрировать, как при принятии решений о землепользовании, развитии недвижимости сталкиваются разнонаправленные интересы собственников, городского сообщества, инвесторов, отдельных социальных и профессиональных групп. Управление земельными ресурсами должно учитывать не только частные, но и общественные интересы. Это важно понимать, изучая конкретные механизмы регулирования землепользования со стороны государства и местных сообществ и оценивая их эффективность. Проекты, реализуемые предприятиями в сфере недвижимости, могут иметь долгосрочные экономические, социальные и экологические последствия, негативно или позитивно влияющие на качество городской среды, экономическое и социальное развитие городского сообщества. В первом разделе пособия рассматриваются как основные особенности менеджмента в сфере корпоративной недвижимости и практические аспекты приватизации городских земель, так и более общие вопросы: оценка хода приватизации земельных участков предприятиями и формирования земельного рынка; основные проблемы, препятствующие эффективному использованию земельных ресурсов предприятий и распоряжению ими; оценка предприятиями возможностей и проблем, связанных с приватизацией и дальнейшим коммерческим использованием земли. Во втором разделе рассматриваются правовые аспекты операций на рынке недвижимости. На основе анализа положений Земельного кодекса делаются выводы о новых возможностях, процедурах и условиях приватизации и дальнейших операций с земельными ресурсами, обсуждаются вопросы законодательных гарантий прав собственности, а также вопросы страхования недвижимости и сделок с ней. Кроме того, рассмотрены организация государственного управления недвижимостью и регулирование рынка недвижимости в Санкт-Петербурге. Третий раздел посвящен инвестициям в развитие недвижимости. Описан существующий процесс согласования документов и получения разрешений на всех стадиях реализации инвестиционного проекта: согласование предпроектной документации, оформление договора аренды объекта недвижимости с инвестиционными условиями, согласование проекта и получение разрешения на строительство, надзор за выполнением работ, сдача построенного или реконструированного объекта Государственной комиссии и последующее оформление прав на него. Обсуждаются недостатки существующей системы и пути ее реформирования, приводятся сведения о существующих планах и программах развития нормативно-правовой и институциональной базы инвестиций в недвижимость, направленных на снижение правовой неопределенности и трансакционных издержек инвесторов. Рассматривается также наиболее болезненный для инвесторов вопрос финансирования развития инфраструктуры и условий подключения к инженерным сетям. Помимо анализа сложившейся российской практики, зачастую блокирующей или затягивающей реализацию инвестиционных проектов, значительное внимание уделено анализу зарубежного опыта: использованию различных форм финансирования развития инфраструктуры (особенно при реализации комплексных проектов застройки). Четвертый раздел посвящен вопросам планирования и регулирования развития крупного города. Система планирования и регулирования, соответствующая условиям рыночной экономики в России, только формируется. Базовое законодательство, принятое на федеральном уровне, требует конкретизации на уровне субъектов Федерации и практического применения на местном уровне. Ряд регионов и городов России успешно внедряют новые правила градостроительного регулирования. Для предприятий, реализующих инвестиционные проекты, важно знать существующие планы развития территорий, понимать правила градостроительного регулирования и перспективы их развития (в частности, при принятии Правил землепользования и застройки и в их составе зональных правовых регламентов). В разделе рассматривается стратегический план Санкт-Петербурга как первый опыт широкого привлечения стейкхолдеров (т. е. всех заинтересованных сторон — бизнеса, науки, культуры, общественных организаций, населения) к процессу планирования через обсуждение приоритетов и стратегии развития. В помощь предприятиям, занимающимся планированием использования земель и развития недвижимости, в этом разделе приведены также статьи о геоинформационной системе недвижимости Санкт-Петербурга, позволяющей через интернет получить полезные для инвесторов сведения о существующем и возможном использовании земельных участков, о состоянии и тенденциях развития рынков коммерческой и промышленной недвижимости. Последний раздел пособия посвящен международному опыту реконструкции промышленных зон. Рассматриваются организационно-правовые формы реализации крупных проектов комплексной реконструкции, варианты частно-общественного партнерства, создание агентств и корпораций по развитию территорий. Роль государства в обеспечении условий для реконструкции рассматривается в зависимости от потенциала реконструируемой территории, имеющегося спроса со стороны частного сектора. Особенно подробно рассматривается вопрос об очистке зараженных промышленных земель в процессе реконструкции. Эта тема является достаточно новой для российских предприятий. Между тем, как показывает международный опыт, данная проблема может создать серьезные препятствия для реализации инвестиционных проектов и оборота земель, если отсутствует надежная информация о состоянии промышленного загрязнения участков и нерационально определены обязанности сторон при выполнении соответствующих исследований и финансировании работ, связанных с экологической очисткой почвы. Заключение на проект Федерального закона № 434371-4 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части замены лицензирования строительной деятельности» (текст подготовлен комитетом Государственной Думы Российской Федерации по промышленности, строительству и наукоемким технологиям) Законопроект состоит из трех статей. Первая статья направлена на внесение изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части продления срока лицензирования проектирования, строительства и инженерных изысканий для строительства зданий и сооружений до 1 января 2009 года. Следует отметить, что в первом чтении Государственной Думой уже принят проект федерального закона N° 434364-4 «О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», предусматривающий продление сроков лицензирования проектирования, строительства и инженерных изысканий для строительства зданий и сооружений. В связи с этим внесение изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» представляется излишним.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|