Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Когнитивное функционирование




ББК 81.2. фр. Р35

Перевод с французского: канд. психол. наук Т.А. Ребеко

Научный редактор: канд. психол. наук Т.В. Галкина

Рецензент: докт. психол. наук, профессор В.Н. Дружинин

Р 35 Ришар Ж.Ф. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений. Сокр. пер. с франц. Т.А. Ребеко. М. Издательство «Институт психологии РАН». 1998 г. -232 с.

ISBN 5-201-02239-1

В книге известного французского психолога Жана Франсуа Ришара осуществляется попытка систематизации различных когнитивных теорий и экспериментальных данных на основе понятия ментальной репрезентации. Автор развивает продуктивный подход, позволяющий отойти от схемы - стимул-промежуточная переменная-реакция и объединить в единую модель этапы перцептивного входа, планирования и исполнительского действия и оценки результата,

Перевод и издание книги осуществляется в рамках международного российско-французского сотрудничества.

Книга будет интересна психологам, преподавателям и студентам психологических факультетов ВУЗов, а также специалистам-практикам в области разработки самых различных инструкций для населения в любых сферах жизнедеятельности.

Издание осуществлено при поддержке Министерства культуры Франции и Дома наук о человеке (Париж, Франция).

Ouvrage realise avec 1'appuiet le soutien du Ministere de la culture de France et de la Maison des Sciences de 1'Homme (Paris, France).

Благодарности автора

Появление этого издания во многом обязано исследовательской группе «Когнитивной психологии по переработке символической информации» в университете Париж-8; работа с которой позволила мне уточнить некоторые концепты, прояснила многие положения и расширила мои материалы. Эта книга также выиграла от дискуссий, которые я проводил с группой, работающей по проекту эргономической психологии в INRIA, а также с г-ном А. Биссере, руководителем этой группы в настоящее время. Я хотел бы поблагодарить в частности тех коллег, которые согласились прочесть этот манускрипт:

С. Жоржа, А. Нгуен-Ксуана, Ж. Политцера, А. Биссере и Ж.-М. Ока. Я обязан поблагодарить М. Дюма за исполнение рисунков и схем.

Книга выпущена при участии ЗАО «Академия-Центр»

ISBN 5-201-02239-1

© Armand Colin Editeur, 1990, 1995 ©Издательство «Институт психологии РАН», 1998


Введение.................................................................................................................................................... 3

1. Понятие репрезентации.................................................................................................................. 3

2. Когнитивное функционирование.................................................................................................. 3

3. Когнитивгное функционарование и модулярность..................................................................... 6

Первая часть............................................................................................................................................. 8

Знания и репрезентации............................................................................................................................ 8

Глава 1....................................................................................................................................................... 8

Формы знания.......................................................................................................................................... 8

1.1. Концепты и их организация в семантической сети................................................................... 8

1.1.1 Классическая точка зрения................................................................................................. 8

1.1.2 Понятие типичности и релятивистская точка зрения....................................................... 9

1.1.3 Дебаты между классической и релятивистской точками зрения................................... 11

1.2. Действия.................................................................................................................................... 13

1.2.1. Компоненты знаний о действии...................................................................................... 13

1.2.2. Порядок доступа к информации о действии.................................................................. 14

1.2.3. Семантическая сеть действий.......................................................................................... 15

1.3. Схемы знания............................................................................................................................ 18

1.4. Процедуры и декомпозиции на элементарные действия........................................................ 19

1.5. Коды пропорциональные и коды образные............................................................................ 20

1.5.1. Доказательство существования образных кодов.......................................................... 20

1.5.2 Природа образного кода................................................................................................... 22

Глава 2. Понимание: конструирование репрезентации........................................................................ 25

2.1. Понимать - это партикулировать схему.................................................................................. 26

2.1.1. Функции схемы................................................................................................................ 26

2.1.2. Функционирование схем................................................................................................. 27

2.2. Понимать - это конструировать партикулярную структуру................................................. 28

2.2.1. Конструирование интерпретации повествовательного текста...................................... 28

2.2.2. Конструирование интерпретаций проблемы: понятие пространства поиска................ 29

2.3. Понимать - это конструировать партикуляризированную репрезентацию ситуации.......... 31

2.3.1. Примеры партикуляризованной репрезентации ситуации............................................ 32

2.3.2. Характеристики партикуляризованной репрезентации ситуации................................. 33

2.4. Понимать - это рассуждать по аналогии с известной ситуацией........................................... 35

2.4.2. Использование аналогии в переработке процедур........................................................ 38

/Вторая часть РАССУЖДЕНИЯ ФОРМАЛЬНЫЕ И РАССУЖДЕНИЯ В СИТУАЦИИ............ 43

Глава 3 ВЫВОДЫ ПРИ ИНДУКТИВНОМ РАССУЖДЕНИИ....................................................... 43

3.1. ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ ГИПОТЕЗ............................................................. 43

3.I.I. Природа информации: пример или контрпример........................................................... 45

3.1.2. Природа гипотезы, на которой основано тестирование................................................ 45

3.1.3. Число гипотез, перерабатываемых симультанно........................................................... 46

3.1.4. Развитие правил принятия решения при проверке гипотез в онтогенезе.................... 47

3.2. Поиск информации для верификации гипотезы..................................................................... 48

3.2.1. Поиск информации для тестирования гипотезы, основанной на свойстве.................. 48

3.2.2. Поиск информации для верификации импликации....................................................... 49

3.2.3. Поиск информации для тестирования эффекта фактора.............................................. 50

3.2.4. Выводы............................................................................................................................. 52

Глава 4. Дедуктивное рассуждение: дедукция, исходя из посылок.................................................... 52

4.1. Процедуры рассуждения через исключение........................................................................... 53

4.2. Умозаключения, сделанные, исходя из импликации: условные силлогизмы...................... 55

4.3. Умозаключения, основанные на включении.......................................................................... 57

4.3.1. Квантификация инклюзии............................................................................................... 57

4.3.2. Категориальные силлогизмы.......................................................................................... 58

4.4. Выводы...................................................................................................................................... 60

Глава 5. Рассуждения в ситуации: умозаключения для того, чтобы понять, и умозаключения для того, чтобы действовать 61

5.1.1. Умозаключения при понимании рассказов.................................................................... 61

5.1.2. Умозаключения при понимании текста инструкции..................................................... 64

5.2. От знания к действию............................................................................................................... 69


Введение

 

 

Цель этой работы — дать интегрированное представление о различных видах когнитивной деятельности. Речь идет о тех видах деятельности, которые связаны с процессом реализации задачи. Они направляются объектами и базируются на репрезентации ситуации. Это те самые виды деятельности, которые при первичном анализе определяются терминами понимание, рассуждение, решение проблем.

 

Понятие репрезентации

 

Понятие репрезентации — центральное понятие в когнитивной психологии. Тем не менее оно, согласно работам многих авторов, является недостаточно ясным и связано с различными концептами. Брессон (Bresson, 1987) предпринял глубокий анализ этого понятия. Мы отсылаем читателя к его книге, а здесь ограничимся лишь тем, что уточним смысл, в котором будет использоваться данное понятие в этой работе.

Репрезентации, с точки зрения их природы, необходимо отделить от знаний и верований. Репрезентации — это конструкции, зависящие от обстоятельств. Они построены в конкретном индивидуальном контексте для специфических целей: для осведомленности в данной ситуации, для того, чтобы быть готовым к требованиям текущей задачи и понимать текст (который читают), инструкцию (которую слушают), проблему (которую надо решить). Конструирование репрезентации направляется задачей и природой решения, которое необходимо найти.

Репрезентации учитывают всю совокупность элементов ситуации или задачи. Таким образом, по своей природе они очень специфичные, детализированные и непрочные. Репрезентация тут же модифицируется, если изменилась вся ситуация или элемент ситуации, на который ранее не обращали внимание, вдруг стал заметным. Репрезентации имеют переходный характер: когда задача закончена, они заменяются другими репрезентациями, связанными уже с другими задачами.

Знания — это тоже конструкции, но обладающие постоянством и существенно не зависящие от выполняемой задачи. Знания хранятся в долговременной памяти, и до тех пор пока их специально не модифицировали, предполагается, что они имеют ту же самую форму.

Кажется, всe когнитивные психологи соглашаются с этим разделением. Правда, термины, которые они используют, немного варьируют. Некоторые авторы предпочитают единый термин репрезентации, но по-разному его квалифицируют: они противопоставляют репрезентации-типы (то, что мы называем знаниями) и сиюминутные репрезентации (то, что мы называем репрезентациями) (Le Ny, 1979, 1985), или, иначе говоря, структуры перманентные и структуры, связанные с обстоятельствами (Ehrlich, 1985).

Так как в этих двух случаях речь идет абсолютно недвусмысленно о репрезентациях в смысле замещений (в противоположность референциям), мы предпочитаем для краткости сохранить термин репрезентации для нестабильных конструкций, т.е. связанных с обстоятельствами, а термин знания — для стабильных конструкций. Мы не используем выражение «репрезентация знаний». Оно имеет точный смысл в информатике, где обозначает способ отображения знаний в форме, подлежащей выполнению машиной. Но этот смысл совершенно не подходит для психологии, кроме тех случаев, когда речь идет об имитации организации знаний в памяти.

С точки зрения когнитивного функционирования, различие между знаниями и репрезентациями состоит в том, что знания должны быть активированы для того, чтобы стать действенными, тогда как репрезентации являются действенными непосредственно. Это происходит от того, что репрезентации конституируют содержание операциональной памяти, т.е. информации, хранящейся в оперативной памяти и информации, активированной из долговременной памяти. Как мы уточним далее (см.гл.1), информация в оперативной памяти эта та, которая находится в распоряжении человека для выполнения задачи и афферентной переработки: она поддерживается в активном состоянии на всем протяжении выполнения задачи.

Знания же, напротив, хранятся в долговременной памяти. Вся информация долговременной памяти не является доступной: только лишь крошечная ее часть доступна — та, которая имеет достаточный уровень активации или та, которая сделалась объектом специального и успешно завершенного процесса поиска в памяти. Далее мы уточним из чего делаются эти репрезентации и как они создаются.

 

Когнитивное функционирование

 

Когнитивное функционирование — это описание тех видов деятельности, которые обеспечивают осуществление этих функций. Что касается когнитивного функционирования, которое интересует нас, то эти виды деятельности, как мы уже говорили, суть деятельности ментальные. Описание деятельностей образует уровень анализа более тонкий, чем уровень анализа функций. В этом параграфе нам предстоит уточнить значения блоков и стрелок на рис.1.

Концепция когнитивного функционирования, которую мы развиваем, опирается на анализ решения проблемы. Как об этом убедительно говорит Греко, наблюдение над оперативным функционированием в рамках решения проблемы не является только лишь средством описания для воссоздания аутотентичности интеллектуальной работы, но скорее это один из подходов, самый надежный, для пополнения и обновления аналитических категорий с тем, чтобы приблизиться к самим механизмам (Greco, 1980).

Рис.1. Схема когнитивной архитектоники.

Мы даем определение когнитивных деятельностей, исходя из трех составных частей:

— их продуктов;

— объектов, на которых они исполняются;

— их способов реализации и осуществления.

Описание этих деятельностей отвечает таким образом на три вопроса:

— с какой целью?

— начиная с чего?

— как, посредством чего?

Здесь мы дадим синтетическое описание когнитивных деятельно-стей, которым будет уделено внимание в этой книге. Мы полагаем, что существует три класса ментальных деятельностей, внутри которых надлежит сделать много подразделений в соответствие с критериями, сформулированными ниже: понимание, рассуждение, оценивание. Различные деятельности, составляющие часть этих трех классов, достаточны для осуществления шести функций, приводимых ниже:

— сохранение перманентных когнитивных структур: знаний, верований;

— выработка решений о действии применительно к задаче;

— конструирование репрезентаций (переходных когнитивных структур);

— формирование умозаключений, имеющих эпистемологическую (репрезентации) или прагматическую (решение о действии) направленность;

— конструирование знаний;

— регуляция и контроль активности.

(I) понимание: конструирование интерпретаций

Эти интерпретации касаются одновременно и элементов (то, что находится в ведении категоризации) и ситуации в ее целостности (то, что обнаруживается сугубо в понимании). Результат этой деятельности есть репрезентация ситуации и задачи, она лежит в основе информации, исходя из которой происходит последующая переработка:

конструирование знаний, разработка гипотез относительно действия, принятие решения. Модификации этой репрезентации проходят через деятельность понимания.

Конструирование интерпретаций направляется задачей. Последняя может относиться к разряду эпистемологических или прагматических. Таким образом, это приводит к разделению различных деятельностей понимания:

— понять для того, чтобы припомнить или, говоря более отвлеченно, чтобы узнать, т.е. сконструировать сеть связей для сохранения в памяти (имея ввиду ее восстановление) или же понять для того, чтобы модифицировать существующую сеть знаний (обогатить ее, переструктурировать);

— понять для того, чтобы действовать, т.е. сконструировать программу действий для получения данного результата.

Продуктом интерпретации является одновременно интерпретация всей целостной ситуации и задачи, а также приписывание разным элементам смыслов, сопоставимых одновременно с их истинными семантическими значениями и с целостной интерпретацией.

Объектами, на которые опирается эта деятельность, являются элементы ситуации, взятые из физической ситуацией или из текста, сами элементы включены одновременно в ситуацию как в ее актуальном состоянии, так и в состояние, в направлении которого ситуация должна эволюционировать (цель).

Средства, с помощью которых конструируются интерпретации, суть средства трех видов:

— структуры знаний, существующие в памяти, которые служат рамкой интерпретации,

— умозаключения, касающиеся существования объектов, приписывания свойств этим объектам, существования связей между ними, реализации действий,

— деятельности оценивания, которые позволяют верифицировать, насколько адекватны реализуемые действия требованиям задачи; они могут побудить к пересмотру интерпретации.

Природа знаний в памяти, используемая для понимания текста или ситуации, позволяет нам выделить различные процессы, посредством которых реализуется понимание. Понимание может быть и партикуляризацией схемы, и конструированием реляционной сети, которую используют для переработки очень общих знаний, касающихся целых классов ситуаций, подлежащих переработке (например, что такое рассказ? что такое проблема?). Эти знания уточняют тип информации, который должна содержать в себе интерпретация и тип запретов, которым должна удовлетворять интерпретация в ходе своего построения. Это может быть также конструирование отдельной ситуации, которая должна быть совместима со всей информации общего характера, имеющейся в распоряжении. Это может быть, наконец, конструирование реляционной или процедурной структуры по аналогии с существующей структурой путем ее модификации с целью адаптации.

Мы увидим, что существует огромное многообразие процессов понимания и что их можно охарактеризовать, исходя из предыдущих различении: термин понимание является, таким образом, родовым термином, который надлежит специфицировать в зависимости от типа процесса, с помощью которого реализуется понимание.

(II) рассуждение

Рассуждать — это продуцировать умозаключения. Природа этих продуктов позволяет выделить два класса рассуждений с точки зрения их направленности: рассуждения, нацеленные на эпистемологию, И рассуждения, нацеленные на прагматику. Результаты первого класса используются для конструирования интерпретаций (это типичные рассуждения, принимающие участие в диагностике, в поиске причин, в определении ответственности), результата! второго класса рассуждений используются при порождении целей действия, при определении планов действия, при продуцировании последовательности действий.

Если рассматривать соотношение между степенью общности выводов по сравнению со степенью общности посылок, можно выделить две формы рассуждений: рассуждения, выводы которых более общие, чем посылки и рассуждения, выводы которых более специфичные, по сравнению с посылками. Первые порождают генерализации, вторые — партикуляризации. Первые ориентированы на конструирование знаний, вторые на приложение существующих знаний к частным со-держаниям.

Одновременно в обеих формах рассуждений известно два направления движения: восходящее и нисходящее, т.е. нацеленных как на эпистемологию, так и на прагматику. В первом случае граница проходит между рассуждением индуктивным и дедуктивным. Во втором случае, различие отмечается не столь отчетливо: большинство рассуждений, направляемых прагматикой, неоспоримо являются рассуждениями партикуляризации, но можно найти немало примеров, когда они могут быть рассуждениями генерализации.

Элементами информации, исходя из которых делаются рассуждения, являются, с одной стороны, биты информации, содержащиеся в сиюминутном состоянии репрезентации и, с другой стороны, знания, хранящиеся в памяти. Мы называем состоянием репрезентации всю совокупность информации, представленную в репрезентации по ходу конструирования: здесь может быть информация, которая оказалась не интегрированной в целостную интерпретацию.

Рассуждения продуцируют умозаключения, с одной стороны, посредством правил, которые определяют условия перехода от известной информации к выводам, с другой стороны, используя знания, находящиеся в памяти, которые касаются прагматических схем рассуждения. Мы увидим, что правила, которые составляют основу рассуждений, не являются точно такими же, какие используются в классической логике для определения условий валидности рассуждений. Это объясняется тем, что рассуждения служат не только для наглядного доказательства: они служат также для формирования гипотез, для развития эвристик поиска.

В большинстве ситуаций валидность не является первичным качеством рассуждений: т.е., исходя из имеющейся в наличии информации, нельзя сделать никакого дедуктивного вывода о валидности. Качество рассуждения — это также способность быть продуктивным, это то, что направляет поиск или действие по тем путям, валидность которых не гарантирована, но где имеется максимум возможностей приблизиться к решению (по сравнению с ситуацией, где ничего не делается в ожидании новой информации).

(III) деятельность оценивания

Продукты деятельности оценивания — это суждения, которые приписывают какой-либо объект или ситуацию к категории, расположенной на иерархической лестнице.

Информация, используемая в деятельности оценивания, это, с одной стороны, информация об объектах, ситуациях, и, с другой стороны, нормы или критерии, которые надо принимать в расчет при этом оценивании.

Оценивание совершается через категоризацию объектов по шкалам, соответствующим каждому из критериев оценивания, а затем посредством комбинации оценок, полученных по каждому из критериев.

Суждения, полученные при оценивании, занимают видное место в работах по принятию решений, где решение состоит в выборе между возможностями, которые являются либо объектами (например, решения при покупке), либо действиями, последствия которых можно оценить.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...