Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конструирование интерпретации повествовательного текста




В этой главе мы дадим краткое изложение основных идей модели Кинша и Ван Динка (Kintsch et Van Dijk, 1978).

(I) Базовые значения являются пропозициональными по своей природе. Как следствие, первое кодирование, которое делается с текстом, есть его перевод в пропозициональную систему знаков (пропозициональную нотацию): это кодирование использовалось Киншем и Грино (Kintsch, Greeno, 1985) для построении модели понимания арифметических задач.

(II) Переработка текста осуществляется циклами: один цикл репрезентирует фразу средней длины, где в среднем имеется 3 или 4 грамматических пропозиции. Внутри цикла переработка состоит в установлении графа сцепления текста. Этот граф является иерархическим, имеет много уровней общности и устанавливается, исходя из соединений, существующих между уровнями семантических пропозиций через их аргументы.

(III) Нужно отделить пропозиции, которые будут сохраненными в оперативной памяти для последующей переработки: прочие переводятся в так называемую эпизодическую память текста. Различие между этими двумя видами памяти состоит в том,

что в первой — доступ к информации является непосредственным, тогда как во второй — доступ осуществляется через медленный процесс восстановления. Такая селекция пропозиций обусловлена ограниченной способностью оперативной памяти: от 3 до 4 пропозиций. Принцип селекции сочетает степень общности и близости. Этот принцип действует следующим образом: для каждого уровня общности, начиная с самого высокого, удерживается самая последняя пропозиция, с того момента, как достигнуто предельное число (это число оценивается на основе экспериментальных данных), происходит остановка; если это число не было достигнуто, когда была отобрана пропозиция, относящаяся к более низкому уровню общности, то происходит пополнение путем возврата на более высокий уровень.

(IV) Нужно соединить пропозиции графа нового цикла с отобранными пропозициями предыдущего цикла. Сочленение находится каждый раз, если имеется по крайней мере один аргумент, общий для двух пропозиций, одной из каждого цикла. Этот процесс подбора аргументов в пары является автоматизированным.

Может случиться так, что никакое соединение не будет найдено: в этом случае осуществляются попытки путем умозаключений найти общий аргумент или же разыскивается в эпизодической памяти текста некая пропозиция, с которой можно было бы прийти в соединение. Эти два способа поиска не являются автоматическими: они медленные и затрачивают когнитивные ресурсы. Может случиться так, что они не позволят отыскать соединение: тогда текст кажется несвязным.

(V) Нужно конструировать макроструктуру.

Макроструктура — это совокупность пропозиций, резюмирующих текст и придающих ему структуру. Для любого текста, существует много макроструктур, соответствующих разным уровням общности и являющихся, таким образом, иерархическими. Пропозиции, входящие в макроструктуру, называются макропропозициями.

При конструировании макропропозиций используется две операции: сгущение, которое осуществляется путем приложения трех правил, и оценивание валидности. Правила сгущения следующие:

- правило уничтожения: вычеркнуть всю пропозицию, которая не является либо условием для интерпретации другой пропозиции, либо следствием из макропропозиции;

— правило генерализации: заменить серию пропозиций на одну пропозицию, для которой каждая из первых является партикуляризацией;

- правило конструирования: заменить совокупность пропозиций одной пропозицией, для которой первые являются обычным условием, или обычной составной частью, или обычным следствием.

Это правило означает, что можно заменить (путем формулирования результата) те действия, которые конституируют способ реализации результата, а также те, которые позволяют реализовать предварительные требования, необходимые для осуществления способа реализации. Если допустить, что результат есть категория соотносительная со способом реализации, то это правило, как правило генерализации, есть правило абстракции.

Оценивание валидности пропозиций осуществляется, начиная с приложения к тексту суперструктуры, определяющей общее категориальное построение, к которому принадлежит перерабатываемый текст, например, схема рассказа содержит, как мы уже видели: экспозицию, кульминацию, разрешение и, обычно, оценку и мораль. Далее мы уточним способ, как это происходит, на конкретном примере анализа текста.

После приложения правил сгущения, микропропозиции, которые конституируют примитивную основу текста, оказываются либо элиминированными, либо включенными в генерализации, либо замещенными на конструкции, либо они умирают как таковые.

Остаются, таким образом, либо микропропозиции, либо пропозиции, являющиеся генерализациями или конструкциями. Все эти пропозиции подвергаются оценке и относительно них выносится суждение: валидные они или нет, в зависимости от того, входят они или нет в общие категории, заданные схемой. Правила интеграции в макроструктуры следующие:

- невалидная микропропозиция никогда не становится макропропозицией;

- валидная пропозиция, будь то микропропозиция, генерализация или конструкция, входит в макроструктуру с большой вероятностью, которая обозначается через т;

- невалидные генерализация или конструкция входят в макроструктуру с малой вероятностью (g), g и m оцениваются на основании экспериментальных данных. В действительности, статус этой вероятности в модели не вполне ясен. Создается впечатление, что она, по правде говоря, не участвует в механизме, и не имеет смысла на уровне интерпретации конкретного текста конкретным испытуемым: она вводится для проверки и адаптации модели в задаче припоминания. В этом случа вероятность имеет смысл только на уровне групповых данных.

В статье Кинша и Ван Дийка (Kintsch, Van Dijk, 1978) макроструктура конструируется после прочтения текста. В новой версии (1985) это конструирование совершается одновременно с прочтением.

Позднее Кинш описывает модель конструирования интерпретации текста, в которой сочетаются два процесса: конструирования, в ходе которого образуется базовый текст, и интеграции, в ходе которого происходит переработка значения этого базового текста путем комбинации значений элементов базового текста и элементов, задействованных в сети знаний испытуемого. Эта переработка есть плод механизмов активации: значения, существующие в элементах базового текста входят некоторым образом в резонанс со знаниями испытуемого: — когерентные с контекстом усиливаются, некогерентные — ослабевают. Так реализуется (путем чисто ассоциативного механизма) — селекция валидных значений, тех, которые более всего совместимы с контекстом. Если равновесие не получается посредством автоматизированного процесса, пускается в ход деятельность умозаключения, являющаяся в значительной мере произвольной.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...