Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные темы и понятия раздела




 

Жизненный путь личности.

Пространственно-временная структура развития личности.

Психологическое время личности.

• Психологический возраст личности.

Самоактуализация личности.

Н. А Логинова

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ [54]

 

Жизнь человека, с одной стороны, есть биологическое явле­ние, а с другой — социально-исторический факт. Социально-историческое, специфичное для человека качество индивиду­ального бытия фиксируется в понятии жизненного пути. Под этим понятием подразумевается жизнь человека как личности. Жизненный путь начинается позже онтогенеза, подобно тому как человек становится личностью позже, чем начинает суще­ствовать в форме индивида. Проблема жизненного пути являет­ся составной частью учения о личности и как таковая рассмат­ривается в исторической, философской, педагогической науках, а также в психологии личности (особенно в характерологии). Жизненный путь интересен для этой науки как особая, соци­альная форма индивидуального развития. В изучении жизнен­ного пути можно выделить два аспекта, которые соответствуют двум главным направлениям биографических исследований в психологии:

а) возрастной аспект, раскрытие общих особенностей лич­ности на разных возрастных ступенях;

б) индивидуально-психологический аспект, исследование своеобразия психологического развития конкретной, единич­ной личности. <...>

«Всякое живое существо развивается, но только человек име­ет свою историю» (С. Л. Рубинштейн). Жизненный путь — исто­рия индивидуального развития. Человек развивается, подверга­ясь социализации в ее конкретно-исторической форме. Он вклю­чается в производственную, политическую, культурную жизнь общества, переживает исторические события своей эпохи.

Социально-историческая обусловленность биографии возни­кает вследствие того, что для современного человека общество служит макросредой его развития, так как процессы, происхо­дящие в обществе, определяют существенные моменты жизненного пути. Жизнь в единой макросреде создает некоторую пси­хологическую общность современников-сограждан. Характери­стикой общества, т. е. макросреды, является образ жизни, кото­рый складывается в определенных исторических условиях на основе материального производства и включает в себя деятель­ность людей по преобразованию этих условий и самой этой ос­новы. Через образ жизни осуществляются прямые связи лично­сти с макросредой. Благодаря им общество в целом влияет на формирование психического склада людей.

Образ жизни определяется комплексом взаимодействующих обстоятельств. Обстоятельства макросреды, структурные ее ха­рактеристики детерминируются по сути дела общественными отношениями на определенном этапе их развития. Это эконо­мическое и политическое положение в стране, тип и уровень культуры, психологический климат в обществе. <...>

Субъективная сторона изменений в среде, то есть изменений в их значении для развития личности, фиксируется в понятии «социальная ситуация развития». Вопрос об изучении субъек­тивной стороны социальной ситуации ставится в повестку дня в обществоведении и психологической науке.

В многоступенчатой обусловленности биографии следует выделить фактор возраста. В той мере, в какой возраст влияет на включенность человека в исторический процесс, можно го­ворить о зависимости индивидуального развития от принадлеж­ности к поколению. Структура, основные моменты жизненного пути изменяются от поколения к поколению, что влечет за со­бой различия в психологическом облике разных поколений.

Определение личности как современницы эпохи и сверстни­цы поколения указывает на зависимость жизненного пути от исторического времени, в котором живет человек. По выраже­нию Ананьева, «сама история — основной партнер в жизнен­ной драме человека, а общественные события становятся веха­ми его биографии». Однако мера отражения в ней истории со­временности различна для разных людей. Судьба выдающихся исторических деятелей теснее переплетается с событиями в об­щественной жизни, чем рядовых людей. Рубинштейн высказал глубокую мысль о том, что не сама по себе природная одарен­ность делает человека выдающейся личностью, важно стечение общественных процессов и жизненного пути человека, которое бы дало ему возможность проявить себя в свершении значитель­ных исторических деяний. Следовательно, в большей мере не­заурядность личности определяется степенью историчности ее жизни. В свою очередь, богато одаренному человеку с активным отношением к действительности обычно предоставляется боль­ше шансов выдвинуться на исторической арене. Тем не менее принципиальных различий в природе биографий простых и вы­дающихся личностей нет, поэтому возможен общий метод их изучения.

Несмотря на ряд общих моментов в биографиях современни­ков, жизнь каждого уникальна и в своей неповторимости слу­жит одним из источников индивидуальности человека. Разно­образие биографий обусловлено, в частности, тем, что люди, живущие в одной и той же макросреде, являются не только чле­нами общества, но и членами многих общностей, из которых складывается микросреда развития.

Микросреда — это, во-первых, сфера непосредственного об­щения людей. Основные общности — родительская семья, шко­ла, студенческий и производственный коллективы, обществен­ные организации, собственная семья — могут рассматриваться как частные среды, сменяющие друг друга в ходе социализации или сосуществующие на определенных этапах жизни человека.

Во-вторых, характеризуя микросреду, не следует упускать из внимания ее вещный аспект. Среда развития является и средой обитания, она удовлетворяет не только потребность человека в общении, но и его другие материальные и духовные потребно­сти. Вещное окружение выполняет, помимо утилитарных функ­ций, эстетическую и нравственную роль. Духовная функция вещной среды отчетливо видна в произведениях искусства и реликвиях. Одно из основных свойств характера — вкусы — формируется под влиянием вещной среды (поэтому-то в жизне­описаниях обычно уделяется место характеристике обстановки быта и некоторых личных вещей изучаемого человека).

Микросреда характеризуется структурой обстоятельств, но­минально совпадающих с обстоятельствами макросреды, завися­щих от них, но не тождественных им. На развитие личности вли­яет не столько какой-либо отдельный фактор, сколько целостный образ жизни в микросреде. Он отражается в индивидуальном об­разе жизни людей — образе действий в единстве и взаимопро­никновении с объективными условиями существования челове­ка. Образ жизни складывается в результате поступков индивида, совершаемых в определенных обстоятельствах. Его индивидуа­лизация идет наряду с созданием личностью собственной среды развития. Эта среда является эффектом деятельности самого че­ловека в разных ситуациях, деятельности, выражающейся в вы­боре друзей и спутника жизни, в установлении контакта с инте­ресными людьми, в специальных воспитательных воздействиях, направленных на близких. Преобразование среды затрагивает и вещное окружение человека. Он стремится обставить свой быт вещами, соответствующими его потребностям и вкусам. При вы­боре места жительства, места работы и учебы человек оценивает город, предприятие, вуз, помимо всего прочего, в качестве среды, в которой ему предстоит жить.

Индивидуальный образ жизни устойчив. Однако в биогра­фии человека есть такие поворотные моменты, которые вызыва­ют значительные изменения в образе жизни. Эти моменты — биографические события.

События — основная «единица» всякого исторического про­цесса, в том числе и биографии человека. С событиями связаны коренные перестройки характера, изменения направления или темпа развития личности. Понимание сущности событий во мно­гом определяет понимание природы самого жизненного пути в целом. Поэтому представляется необходимым подробнее оста­новиться на этом понятии.

Наряду с решающими, переломными фактами биографии к событиям жизни зачастую относят просто знаменательные даты, служащие вехами на жизненном пути, но не имеющие «роково­го» значения. В психологии существуют некоторые определе­ния этого понятия. С. Л. Рубинштейн пишет: «События жиз­ни — это узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший жизненный путь человека» (1946, с. 684). Таким образом, Ру­бинштейн связывает события жизни с собственной активностью человека, с принятием им решения и его реализацией. Но бывают события, происходящие по не зависимым от самого субъекта причинам. Может быть предложена некоторая пред­варительная типология событий. Ананьев различал события окружающей среды и события поведения человека в среде. К этому мы добавим третью группу — события внутренней жиз­ни, составляющие духовную биографию человека.

События среды — это существенная, дискретная перемена в обстоятельствах развития, происшедшая не по воле и не по ини­циативе субъекта жизни. Перерыв в плавном течении жизни обусловлен здесь вторжением различных внешних сил в судьбу человека. Это могут быть силы макросреды, вовлекающие чело­века в круговорот исторических событий.

Конечно, человек не только пассивно, страдательно пережи­вает исторические события; он может активно участвовать в них. Тем не менее их причины не зависят от отдельного челове­ка, а имеют общественно-историческую природу. Так, Великая Отечественная война явилась для целых поколений советских людей переломным моментом жизни и воспринималась ими как событие собственной биографии.

Разнообразные перемены в микросреде составляют целый ряд памятных вех в биографии отдельных членов общностей. Неко­торые из этих вех являются подлинными событиями. Таковы, на­пример, рождение и смерть родственников в семейной микросре­де. Процессы в трудовом или учебном коллективе наполняют нашу жизнь множеством событий: назначение на новую долж­ность, получение наград и взысканий, смена руководства коллек­тива и пр. Поступки окружающих, имеющие отношение к жизни и деятельности данного человека, становятся обстоятельствами его развития, а в иных случаях — событиями.

Наконец, к событиям среды мы бы отнесли роковые случаи — счастливые и несчастные — происходящие в жизни человека, разом нарушающие все его планы и меняющие сложившийся образ жизни.

События среды, внося объективные изменения в ход жизни человека, не являются однозначными по своим последствиям. Значение того или иного объективного события раскрывается в связи с позицией, которую занимает сам человек по отношению к нему. Роль события определяется тем, будет ли человек жертвой внешних сил или борцом, утверждающим свою индивиду­альность.

Вторая группа — события поведения человека в окружаю­щей среде, то есть его поступки. Поступок — единица обще­ственного поведения личности. Поступки индивида являются обстоятельством жизни окружающих и в то же время преобра­зуют обстоятельства развития самого субъекта жизни. Некото­рые из них имеют настолько важное значение, что приобретают характер события. Поступки-события не только служат для до­стижения конкретной цели, но и открывают новую жизненную перспективу; в них реализуются отношения личности. Классы поступков, как правило, соответствуют классам отношений. Так, отношение к людям проявляется в коммуникативных по­ступках, отношение к обществу в целом — в гражданских, от­ношение к труду — в трудовых поступках, в созидании полезно­го продукта — материального или духовного. Мы допускаем также возможность существования особых рефлексивных по­ступков, в которых сам субъект выступает объектом своих дей­ствий.

Поступки-события имеют под собой основу в сложившихся обстоятельствах, но вызревают в сфере переживаний, во внут­реннем мире человека. Их смысл сводится к утверждению или отрицанию каких-либо ценностей. Поиск, открытие, принятие или, наоборот, отвержение ценностей составляют духовную биографию личности, которая имеет свои узловые моменты — события внутренней жизни.

В биографической литературе самые разные явления дей­ствительности, которые однажды произвели неизгладимое впе­чатление, причисляются к событиям. Они вызывают длитель­ные и интенсивные переживания особого, нравственно-эстети­ческого характера, которые влияют на определение самим субъектом дальнейшего направления жизненного пути.

Для таких событий-впечатлений существенно не только (а порой и не столько) то, какие объективные изменения в жизнь человека они вносят сами по себе, а то, каким образом под их влиянием человек строит свою судьбу. Нередко бывает, что объективно значительные события одновременно являют­ся и событиями-впечатлениями, событиями внутренней жизни. Они могут оказать вторичное влияние на биографию через но­вую цепь поступков, вызревших в переживаниях.

Остановимся на анализе трудовых поступков, мысль о су­ществовании которых высказал Б. Г. Ананьев (1945). Поступ­ки такого рода характеризуют личность как субъекта труда: ак­тера — сыгранная роль, писателя — создание литературного произведения, работающего в сфере материального производ­ства — поставленный трудовой рекорд. Биографическое значе­ние трудовых поступков чрезвычайно велико. Благодаря свое­му общественному резонансу трудовая акция данного человека -влияет на социально-психологические параметры его лично­сти — популярность, репутацию, престиж. В результате изме­нения отношений окружающих к данному человеку изменяют­ся и социально-психологические обстоятельства его жизни.

Смысл событий-впечатлений заключается в том, что под их влиянием происходит скачкообразное изменение в сфере цен­ностей, в свою очередь ведущее к реальным поступкам, преоб­разующим кардинальным образом объективное течение собы­тий.

Как правило, изменение в осознании ценностей начинается для личности исподволь, задолго до решающего момента. Почва для событийного впечатления бывает уже подготовлена, а он только довершает скрытую внутреннюю работу в душевном мире личности.

Событие — момент жизни, хотя может иметь подготовитель­ную фазу и длительные последствия. Событие отличается дис­кретностью, ограниченностью во времени по сравнению с мед­ленно эволюционирующими обстоятельствами жизни.

Все три описанные выше группы событий интересны для нас своим психологическим значением. Ближайшие психологиче­ские последствия событий возникают в виде психических состо­яний, которые отражают объективное содержание событий и соответствуют характеру данного человека.

Возникшие состояния влияют на взаимодействие человека с новыми обстоятельствами, определяя, будет ли он бороться с неудачами и преодолевать препятствия, сможет ли воспользо­ваться счастливым случаем или, наоборот, растеряется, не най­дет выхода из трудной ситуации, пройдет мимо благоприятных возможностей. Длительность состояний колеблется от несколь­ких минут до нескольких месяцев и даже лет в зависимости от силы внешнего воздействия и характера человека — его впе­чатлительности, преобладающего нравственного чувства — оптимизма или пессимизма, от активности или пассивности личности. Существует тесная связь между характером и со­стояниями. Психические состояния кумулируются, становятся характерными. В этом — отдаленный эффект события жизни. Впрочем, отдаленные психологические эффекты могут возни­кать и без этапа отчетливых психических состояний. Далеко не все важные изменения обстоятельств вызывают яркие впечат­ления, многие почти не отражаются на психическом состоянии и не воспринимаются субъектом жизни в значении событий. Оп­ределенные биографические факты не вызывают ближайшего психологического эффекта, но имеют отдаленнее последствия.

Биографическая роль такого объективного события заклю­чается в том, что оно определяет многие последующие события, кладет начало новому образу жизни. Тогда отдаленные психо­логические сдвиги в характере и способностях явятся результа­том более или менее длительного развития в создавшихся вслед­ствие события новых условиях. <...>

Специфика человеческой жизни состоит в ее исторической природе, понимаемой как включенность индивидуальной жиз­ни в исторический процесс общества. В ходе жизненного пути осуществляется социальное развитие человека — личности и субъекта деятельности, а вместе с тем и индивидуальности. Жизненный путь обладает пространственно-временной струк­турой. Он состоит из общевозрастных и индивидуальных фаз, определяемых по многим параметрам жизни.

Индивидуальное психическое развитие происходит путем преодоления внутренних противоречий между основными свой­ствами человека благодаря образованию индивидуальности, ко­торая задает единое направление развитию. С определенного момента человек сам начинает сознательно управлять собствен­ным жизненным путем. При этом надо отметить, что степень свободы реального самоопределения в жизни принципиально зависит от конкретных исторических условий, а в классовом обществе — от классовой принадлежности личности.

Является ли личность продуктом биографии? Да, потому что биографические события имеют объективные последствия и могут по своему происхождению не зависеть от человека. Нет, потому что по мере становления личности ее роль в собствен­ной судьбе возрастает. На эмпирическом материале можно ви­деть, как растет в процессе жизненного пути «удельный вес» биографических событий, связанных с собственной активно­стью индивида. Человек овладевает (до определенной степени) внешними обстоятельствами, становится творцом своей инди­видуальной истории так же, как и творцом истории общества. Подлинно творческое отношение к жизни, однако, появляется далеко не сразу и даже не у всякого человека (жизнь иных лю­дей справедливо оценивается как бездарно прожитая). Творче­ство в жизни — это такой способ решения личностью жизнен­ных задач, который позволяет индивиду полностью раскрыть свои сущностные силы, подлинные человеческие способности и внести свой оригинальный, индивидуальный вклад в ценности общества, в совершенствование общественных и межличност­ных отношений, в обогащение духовного мира человека.

А. А. Кроник, Е. И. Головаха

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ ЛИЧНОСТИ [55]

 

Понятие «возраст» весьма многопланово. В современной на­учной литературе выделяют по крайней мере четыре его подви­да: хронологический (паспортный), биологический (функцио­нальный), социальный (гражданский), психологический (психи­ческий). В каждой из этих возрастных категорий отражается соответствующее ей понимание времени жизни человека как физического объекта, как биологического организма, как члена общества, как неповторимой психологической индивидуально­сти. Категории «психологический возраст» и «психологическое время» теоретически и методически наименее разработаны. Вме­сте с тем именно они представляют для психологии наибольший интерес, поскольку личность живет не только в «психологиче­ском поле», но и в «психологическом времени» и вне индивиду­ального временного контекста не может быть исчерпывающе и адекватно понята. На общеметодологическом уровне анализа этот тезис сегодня уже не вызывает сомнения.

Следует отметить, что и проблема хронологического возрас­та имеет большое значение для психологии при исследовании жизненного пути личности, выделения его основных этапов, т. е. определения их последовательности и продолжительности во времени жизни. «Стремление выразить в хронологических датах онтогенетической эволюции человека вехи жизненного пути, — писал Б. Г. Ананьев, — оправданы, конечно, тем, что возраст человека всегда есть конвергенция биологического, ис­торического и психологического времени» (1980, с. 226). Вмес­те с тем в современной науке все большее распространение при­обретает полиизмерительный подход к изучению возраста как дифференцированной меры времени человеческой жизни. Та­кой подход предполагает отдельное измерение биологического, социального и психологического возрастов, поскольку хроноло­гический возраст является «скудным индексом каждого из этих трех измерений» (Neugarten В. L., Hagestad G. О., 1976). <..,>

Самооценка возраста. При постановке проблемы возрас­та, которая принята в психологии, практически неисследован­ным остается вопрос о субъективном отношении человека к собственному возрасту, о том, каким образом объективная хро­нологическая мера времени жизни трансформируется в само­оценку возраста, определяемую в сознании личности на основе обобщенного отражения особенностей жизненного пути в це­лом и его отдельных этапов. Чем, например, может объясняться тот факт, что пожилой человек чувствует себя молодым? «Я бы­ла молода в свои восемьдесят пять лет, — пишет М. Шагинян. — Я была так молода, что казалась сама себе моложе пре­жних двадцати лет» (1980, с. 692). Какой механизм лежит в ос­нове того, что хронологический возраст иногда полностью утрачивает значение во внутреннем мире человека, когда в 60 лет он чувствует себя 30-летним и, живя этим чувством сам, не находит внутренних различии в ощущении возраста между 60-и 30-летними. С другой стороны, мы говорим и о преждевремен­но психологически состарившихся людях, так называемых «мо­лодых стариках», которые и в 30 лет могут ощущать себя 60-летними.

Во внутреннем чувстве возраста есть много нюансов, кото­рые связаны с переживанием времени. Время может казаться безвозвратно утраченным, и тогда возникает ощущение, будто «жил меньше своего возраста». И часто мы оцениваем возраст человека, ориентируясь не на количество лет, которые он про­жил, а на собственное внутреннее ощущение, основанное на представлениях о его личностных качествах. Иллюстрацией та­кого рода оценок может служить следующий литературный при­мер: «Похвастал я старостью, а ты, оказывается, старее меня умом на десять лет» (А. П. Чехов).

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что наряду с известными измерениями возраста существует также и особый аспект, связанный с его субъективной оценкой, предполагаю­щей действие глубинных механизмов обобщения временных отношений. Можно предположить, что человек оценивает себя моложе или старше хронологического возраста, исходя из бо­лее серьезных оснований, чем просто произвольное желание видеть себя в том возрасте, который кажется ему наиболее привлекательным, хотя и этот фактор необходимо учитывать. Какие же механизмы лежат в основе субъективных оценок воз­раста?

Прежде чем ответить на этот вопрос, проведем следующий мысленный эксперимент. Представим себе ситуацию, в которой мы неожиданно для себя узнаем, что возраст, зафиксированный в паспорте, свидетельстве о рождении или каких-либо иных до­кументах, неверен, причем неизвестно, в какую сторону про­изошла ошибка — моложе мы в самом деле или старше. Пред­ставив себя в подобной ситуации, попытаемся (ориентируясь на внутреннее чувство своего возраста) ответить на простой воп­рос: «Сколько нам лет в действительности?» А теперь предста­вим, что, ответив на этот вопрос, мы узнаем истинный кален­дарный возраст. С уверенностью можно предположить, что этот «истинный возраст» далеко не всегда будет совпадать с оцен­кой, подсказанной внутренним чувством.

Для подтверждения данного предположения приведем ре­зультаты реального исследования, в котором приняли участие 83 человека (женщин — 40, мужчин — 43) с высшим образова­нием в возрасте от 21 до 44 лет. Все они должны были предста­вить, что не знают своего истинного календарного возраста, и определить его.

Результаты показали, что лишь у 24 % опрошенных субъек­тивная оценка возраста полностью совпала с возрастом, опре­деляемым по дате рождения, или отличалась от него с незначи­тельной разностью в ± 1 год. Большинство же опрошенных (55%) считали себя более молодыми, чем это было в действи­тельности; у 21 % опрошенных оценки возраста оказались за­вышенными, т. е. они чувствовали себя старше. Средняя абсо­лютная разность между субъективной оценкой и реальным воз­растом составила 4,2 года при разбросе от 21 года в сторону занижения своего возраста до завышения на 11 лет.

Есть определенная доля истины в способе омоложения, пред­ложенном писателем М. Жванецким: «Чтобы помолодеть, надо сделать следующее. Нужно не знать, сколько кому лет. А сде­лать это просто: часы и календари у населения отобрать, сло­жить все это в кучу... Так мы и без старости окажемся... Кто скажет: "Ей двадцать, ему сорок?" Кто считал?»

Это шутка. Что же касается серьезного, то в исследовании была обнаружена определенная тенденция, которая может быть обозначена как феномен «консервации возраста», состоящий в следующем. При адекватности самооценок отчетливо прояви­лись различия между испытуемыми, принадлежащими к разным возрастным группам. Во-первых, с возрастом значительно уве­личивается число лиц, оценивающих себя более молодыми, чем в действительности. Так, в группе до 30 лет таких оказалось 47%, а в группе 30 лет и более — 73 %. Во-вторых, степень за­нижения собственного возраста в самооценках также значи­тельно увеличивается: в группе до 30 лет средняя величина за­нижения возраста составила 3,6 года, а в группе свыше 30 лет — 8,3 года.

Можно предположить существование у человека некоего «счетчика» годовых циклов психофизиологической активности на основании показаний которого формируются оценки соб­ственного возраста. Идею подобного механизма можно проил­люстрировать таким примером. Если бы существовало дерево, обладающее самосознанием, то оно могло бы определить свой возраст по количеству зафиксированных в его стволе годовых колец. Заметим, однако, что подобная оценка могла бы быть аб­солютно точной только в том парадоксальном случае, когда де­рево уже спилено, но тем не менее еще способно к непосред­ственному подсчету числа колец на собственном срезе. Эта ал­легория позволяет понять, почему, даже в случае наличия у человека некоего биологического счетчика циклов годовой ак­тивности, показания этого счетчика не могли бы осознаваться с абсолютной точностью, ибо такое осознание предполагает при­нятие позиции внешнего наблюдателя по отношению к соб­ственным внутренним процессам — наблюдателя, абсолютно не зависимого от содержания этих процессов. Поскольку это не­возможно, то оценка показаний подобного биосчетчика всегда будет происходить с погрешностью, которая, возможно, и про­является в несовпадении самооценок возраста и его объектив­ной величины.

Второе возможное объяснение этого несовпадения может быть найдено в социальных факторах, обусловливающих оцен­ку личностью собственного возраста. Таким фактором может выступить существующая в обществе система возрастно-ролевых ожиданий, предъявляемых к достижению личностью опре­деленного статуса, соответствующего тому или иному возрас­ту[56]. С этой точки зрения самооценка возраста является резуль­татом сопоставления личностью своих наличных достижений в различных сферах жизнедеятельности с предъявляемыми к ней возрастно-ролевыми ожиданиями. В том случае, если достиже­ния человека опережают социальные ожидания по отношению к нему, он будет чувствовать себя старше истинного возраста; если же человек достиг меньшего, чем от него ждут в данном возрасте, то он будет чувствовать себя моложе.

Действие этого механизма может быть проиллюстрировано результатами описанного выше исследования. Была подобрана однородная по профессиональному статусу группа молодых ин­женеров (41 чел.), после окончания вуза первый год работаю­щая на одном и том же предприятии. Опрашиваемые были при­близительно одного возраста — 23-25 лет. Этот возраст явля­ется в настоящее время в нашей стране модальным возрастом вступления в брак, а следовательно, люди этого возраста испы­тывают определенные возрастно-ролевые ожидания в достиже­нии ими соответствующего семейного статуса — вступления в брак и создания собственной семьи. Исходя из этого мы рас­смотрели различия между самооценками возраста в группах холостых (незамужних) и женатых (замужних). Результаты представлены в таблице.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...