Вы потеряли работу Получили ли Вы пособие по оплаченному отпуску
Получили ли Вы комиссионное возмещение или премию по случаю ухода с работы?
Пользователь находит информацию. Подходящую для своего случая, помечая для каждого из поставленных вопросов ту категорию, к которой он себя относит; свои ответы он соотносит с информацией, представленной в рубрике данной категории. Может случиться так, что один вопрос, определяющий две возможные категории, отнесен к рубрике, касающейся одной категории. Для того, чтобы узнать, что следует сделать, надо выбрать адекватную категорию. Как мы видим, это изложение предоставляет просителю процедуру решения. Такой текст делает возможным селективное чтение: достаточно прочитать и сделать то, что написано в рубрике, к которой относится разбираемый случай Очевидно, что это невозможно сделать в тексте, в котором информация излагается в форме правил: нужно прочесть целиком весь текст, чтобы узнать, добавляется ли новое правило к другому или заменяет его.
Мы сравнили эти два варианта в тех же условиях, что и прежде. Для каждого испытуемого было подсчитано среднее число правильных ответов в случае двух способов переработки текста инструкции. В таблице 5.3. представлены средние значения для разных вариантов текста и для двух групп Испытуемых.
Таблица 5.3. Среднее число правильных ответов Для обеих групп среднее намного ниже для варианта, написанного в юридическом стиле; самое большое число получено для процедурного варианта. Заметим, что общий слабый уровень выполнения не удивителен, принимая во внимание сложность правила. Современные административные тексты, т.е. адресованные широкой публике, могут, и мы это видим, быть исключительно трудными для понимания. Эта трудность происходит из-за сложности их содержания, но равно и из-за способа структурирования, принятого при изложении таких текстов. От знания к действию Переход от знания к действию представляет собой комплексную операцию, кроме того единственного случая, где одно и то же действие всегда в точности воспроизводится в одной и той же ситуации. Нужно перейти от знаний (хранящихся в памяти) к решениям о действии и к их временной организации. Для этого нужно принять во внимание наличное состояние окружения: некоторые предварительные требования могут быть удовлетворительными, другие же — нет. Переработка необходима для того, чтобы применить известные процедуры в контексте ситуации. Мы различаем два типа ситуаций: ситуации, запускающие только исполнительскую деятельность, и ситуации, требующие деятельности по решению проблемы.
5.2.1. Исполнительская деятельность и деятельность по решению проблемы Следует очень тщательно разделять исполнительскую деятельность и деятельность по решению проблемы (см. Нос, 1987). Это различие нельзя сделать, рассматривая только задачи: некоторые задачи являются проблемами для одних испытуемых и ситуациями выполнения для других. Таким образом, нужно ввести в изучение пару «субъект-задача» и определять это различение видов деятельности через задействованные процессы. Мы говорим, что имеем дело с ситуацией выполнения, если определение действий (необходимых для реализации в данной задаче), а также их упорядочение во времени требуют только знаний о действии (знаний, хранящихся в долговременной памяти в форме схем действия), и если имеется общий механизм программирования действия (который мы опишем позже). Мы оказываемся в ситуации решения проблемы, если в памяти не существуют знания, необходимые для разработки приемлемой процедуры: будь то знания, касающиеся предварительных условий действия, или знания, позволяющие сделать необходимые умозаключения о том, как упорядочить действия. Основанием, по которому мы определяем, имеет ли место проблема или ситуация выполнения, является не только ситуация; это, мы уже говорили, связь, существующая между задачей и компетенцией человека. Потребуется уточнить, как ситуация является или становится проблемой для человека, и как ситуация, которая была проблемой, становится ситуацией выполнения. 5.2.2. Базовые механизмы перехода от знания к действию Понимание перехода от знания к действию зависит от того, как понимается это знание. Ниже мы изложим три концепции: действие как приложение схем, действие как операционализация декларативных знаний и подход, реализованный в рамках представлений о семантических сетях действия. А) Понятие схемы у Пиаже Характеристики схемы следующие (см. Cellerier, 1979): - схема воспроизводима, она содержит условия узнавания тех ситуаций, к которым она приложима. Точно так же схема действия обладает информацией относительно условий приложения: это является предварительным требованием для способа реализации подцелей;
— схема является ассимилятором; она прилагается к новым ситуациям. Ниже мы увидим, как схема действия может служить основой для аналогии, т.е. как она позволяет производить генерализацию на другие ситуации; схема имеет телеологический характер, обеспечивающий ее системой контроля и позволяющий приписывать ей функциональные значения. Схема действия содержит также информацию о цели, которая лежит в основе функциональных значений, конституирующих функциональную сеть. Схема не является декларативным знанием. В действительности, схема прилагается сама по себе: она не нуждается в специфической переработке для того, чтобы адаптироваться к ситуациям. Мы полагаем, что понятие схемы нужно разложить на многие понятия. В действительности, общее и прилагаемое ко множеству самых разных ситуаций умение требует некоторой переработки для того, чтобы учесть частности ситуации. Сама по себе схема обладает способностью к непосредственному заключению: способностью к определению действий (с тем, чтобы суметь адаптироваться к ситуациям), способностью к оцениванию (с тем, чтобы судить об удаленности цели и выполнять функции контроля за действием, главным образом и преимущественно, для обеспечения аккомодации). Эти функции умозаключения и оценивания не присущи каждой схеме, и потому нет основания интегрировать их в схемы, считать их взаимосвязанными и тесно сопряженными друг с другом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|