Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эстетические учения германии. 5. Европа нового времени. Раздел 2. История эстетической мысли и художественной деятельности




Эстетические учения Германии

В эстетической мысли Германии XVII - XVIII веков идеи просвещения развиваются значительно позднее. Главным событием данного периода является то, что здесь формируется собственно философская эстетика,

5. ЕВРОПА НОВОГО ВРЕМЕНИ

оформляясь в качестве самостоятельной науки. Подготовил это событие Готфрид Вильгейм Лейбниц (1646 - 1716), который связал эстетику с проблемами познания. Лейбниц приходит к тому, что вкус и разум не тождественны, но и не различны, а научная картина - это лишь часть картины мира. Поэтому все ощущения происходят от предшествующих им мыслям.

Александра Готлиба Баумгартена (1714 - 1762) принято считать «крестным отцом» эстетики как науки. Заслуга Баумгартена состоит в том, что он связал результаты семантических исследований и философские принципы своих предшественников в теоретическую систему. Баумгартен указал, что разум имеет высшую и низшую ступени. «Высшее восприятие» - это способность четкого и конкретного мышления, благодаря чему создаются наука и философия. Логически законченные идеи, свойственные науке, неуместны в поэзии. Поэзия должна черпать свой материал в низшей ступени. Все изящные искусства также принадлежат низшей ступени. Эстетика есть наука о совершенном чувственном познании, где «совершенство» чувственного познания есть «красота». Совершенство понимается как гармония содержания, порядка и выражения.

Иоган Иоахим Винкельман (1717 - 1768 ) высказал идею эволюции стилей. Главное его сочинение - «История искусства древности». Прослеживая развитие искусства, он учитывал влияние климатических условий, политические и социальные факторы. Красота в искусстве достигается подражанием прекрасному в природе. В этой связи в его эстетике получает разработку и категория изображения. Обобщающую красоту и идеальное изображение можно получить при воспроизведении прекрасных тел, красоты природы и души человека.

Готхольд Эфраим Лессинг (1729 - 1781)заложил основы буржуазной драмы в немецкой литературе, явился основоположником литературной критики и теории литературы. Он был первым немецким писателем, который поставил вопрос о народности искусства. В «Лаокооне» он разграничивает сферы поэзии и живописи, устанавливая границы между ними. В противоположность традициям классицистов, смешивающих границы различных видов искусства, Лессинг разделяет их. Назначение искусства- избавить нас в царстве прекрасного от абстрагирования, облегчить нам сосредоточение внимания. В результате абстрагирования в искусстве возникают обобщения, которые Лессинг признал «свойством всякого искусства». Живопись может изображать и действия, но только при помощи тел, а поэзия должна изображать также и тела, но лишь при помощи действий. В картинах живописи получает изображение пространство, а в «картинах» поэзии - время.

Иоган Готфрид Гердер (1744 - 1803) был представителем литературно-художественного движения, получившего название «Бури и натиска». Его представители выступали против рационализма в эстетике, отрицали

Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

все каноны в искусстве, обосновывали культ художественного гения. Они искали новых путей развития искусства. Теоретическим вождем этого движения был Гердер. К нему примыкали Гёте и Шиллер. Большое значение представители этого движения придавали народному творчеству.

Основной заслугой Гердера является обоснование идеи историчности искусства и доказательства того, что каждый народ, каждая эпоха вносят вклад в общее развитие мировой художественной культуры. Он поставил под сомнение принцип подражания древним как главный принцип развития современного искусства. Источником обновления искусства он считал необходимость постоянного обращения к народному искусству.

Иоганн Вольфганг Гёте (1749 - 1832) в работах «На юбилей Шекспира», «О немецком зодчестве» и др. касается разнообразных эстетических проблем: отношение искусства к природе, сущность художественного творчества, понятие художественного метода, учение о цвете, определение и разработка ряда эстетических категорий. Искусство разных народов, по его мнению, должно отличаться своеобразием. Размышляя о природе художественного творчества, Гёте выделяет три его ступени:

• простое подражание дает художнику живой опыт и материал в процессе наблюдений;

• манера - выработка индивидуального языка, необходимого для передачи своего собственного отношения;

• стиль, основанный на понимании и познании объективной закономерности и совпадении индивидуального и общественного, всеобщего и особенного.

Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер (1759 - 1805) в искусстве видел мощный инструмент воспитания гармонически развитой личности. В эстетическом учении Шиллера особое значение имеют понятия «игра» и «эстетическая видимость». Сама красота рассматривается им как побуждение к игре, а игра есть свободная от всех практических целей деятельность. Бескорыстность и незаинтересованность игры позволяют обозначить ее родство с художественной деятельностью. Шиллер различает наивное искусство, соответствующее античности, и сентиментальное, соответствующее Новому времени. Для наивного искусства характерно стремление к природе, отсутствие разлада между идеалом и действительностью. Для сентиментального - рефлексия, острое противопоставление идеала и действительности. Шиллер различал в искусстве два вида прекрасного: прекрасное материала и прекрасное изображения (или формы).

Главными темами философско-эстетических идей немецкого просвещения были историзм и национальное своеобразие эстетической культуры. Эти идеи во многом повлияли на возникновение в эстетико-философской традиции этого времени теорий, ставших сутью немецкой классической философии. Классики немецкой эстетической мысли (И. Кант, И. Фихте,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...