5. Европа нового времени. Раздел 2. История эстетической мысли и художественной деятельности
5. ЕВРОПА НОВОГО ВРЕМЕНИ Г. Гегель) выявили слабые стороны деятелей Просвещения и сформулировали новые идеи и методологические принципы в анализе эстетических явлений и процессов. Самым важным в их идеях было то, что они подытожили и довели до совершенства самые существенные положения всего того, что было создано в сфере эстетических идей до этого периода. Иммануил Кант (1724 - 1804) обобщил и придал теоретическую форму предшествующему периоду в развитии эстетики и наметил пути для дальнейшего ее развития. Первой работой на эстетическую тему у Канта стала статья «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного». Эстетические проблемы в ней рассматриваются не с философских, а скорее с психологических позиций. Кант категорично отвергает возможность исследования теории вкуса (так тогда называли эстетику). Главным философским сочинением Канта, посвященным эстетике, становится «Критика способности суждения». Основные идеи этой работы следующие: • прекрасное - это явление способности эстетического суждения (вкуса), которое проистекает не из рассудка и не из чувственного созерцания, а из свободной игры рассудка и силы воображения; • прекрасное - это то, что нравится человеку, доставляет ему удовольствие, свободное от всякого интереса. Прекрасное есть предмет незаинтересованного, бескорыстного любования; • в прекрасном находит свое выражение субъективная всеобщность бытия человека; • прекрасное - форма целесообразности предмета, воспринимаемая без представления о цели. Прекрасно то, что нравится как предмет необходимого удовольствия; • разграничение прекрасного и приятного. Поскольку приятное предпо лагает интерес внешних чувств, то его ощущают и животные, лишен ные разума, а красоту - только люди;
• прекрасное отлично и от доброго. Доброе связано с интересом, и это интерес покоится на разуме, на том, в чем человек усматривает объективную ценность; • в возвышенном удовольствие связано с количеством. Возвышенное вначале на некоторое время вызывает торможение жизненных сил и лишь потом способствует их проявлению. В основании возвышенного лежит игра воображения и разума. Кант явился одним из первых философов, серьезно поставивших проблему художественного творчества и гениальности. Он разграничивал труд художника и ученого. Художественный гений, по его представлению, обладает следующими и чертами: • оригинальность; • образцовость; Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ • иррациональность мышления; • способность предписывать правила изящным искусствам. Эстетика Канта была философской, но она имела выход в общественную практику, который заключался в развитии идей эстетического воспитания. Кант ставит вопрос о связи красоты с моралью. Иоганн Готлиб Фихте (1762 - 1814)изложил свои эстетические взгляды в работах «Дух и буква философии», и «Система учения о нравственности по принципам наукоучения». Согласно Фихте, наука отличается от искусства и морали. Наука развивает в человеке рассудок, а мораль - сердце. Искусство же способно развивать и то, и другое, причем в неразрывном единстве. Благодаря искусству человек начинает понимать, что мир не только есть данность, но и сотворенность, это не только «вещь в себе», но и продукт духа. Искусство подготавливает человека к философскому пониманию мира, но делает это на интуитивном уровне. Оно способствует также стремлению человека к самосовершенствованию. Прекрасное в природе не существует, так как оно является результатом субъективного сознания.
Георг Фридрих Вильгельм Гегель (1770 - 1831)создает систему взаимодействия эстетических категорий на примере историко-генетического развития искусства. Гегель связывает данные категории с чувственным проявлением Абсолютной идеи в трех формах истории искусства: символической, классической и романтической. В символическом искусстве Абсолютная идея (духовное начало) превосходит форму своего внешнего существования (чувственного оформления), а такой «выход» идеи за пределы определенного явления придает символическому искусству характер возвышенного. Наиболее характерной формой реализации возвышенного является архитектура восточного искусства. В классическом (античном) искусстве всеобщее (Абсолютная идея) и индивидуальное (наглядно-чувственное) слиты воедино, адекватны друг другу и как бы совершенно понимают друг друга. Здесь дух определен «как частный, человеческий, а не как безусловно абсолютный и вечный». На этом уровне искусство выражает идеал в соответствии значения и образа, а это значит - дает ощущение прекрасного. Воплощением прекрасного по Гегелю является скульптура. Прекрасное едино с истиной. Прекрасное существует не только в искусстве, но и в действительности, где оно неудовлетворительно. Предметы в мире слишком отягощены временным, конечным. Романтическое искусство, существующее в форме живописи, музыки и поэзии, заключает в себе превосходство субъективно-духовной стихии (развившейся идеи) над чувственной видимостью. Внешний материал используется в романтическом искусстве как знак, представляющий со-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|