5. Европа нового времени. Главным завоеванием немецкой классической эстетики является метод идеалистической диалектики. Классики немецкой философии объединили философию искусства с эстетикой действительности, раскрыв эту связь на примере общественной дина
5. ЕВРОПА НОВОГО ВРЕМЕНИ вершенно другое значение, чем его собственная определенность. В романтической форме искусства господствует категория безобразного. Категории трагического и комического Гегель относит к классическому и к романтическому искусству. Трагическое есть коллизия между индивидуальным началом человека и субстанциональными силами мира. Комическое представляет собой «триумф субъективности». Комическое возникает тогда, когда человек делает себя полным хозяином мира. В основании комического заложена самоуверенность человека. Если трагическое проявляет через себя победу вечной субстанциональности, то в комическом, наоборот, верх остается за субъективностью. Философия Гегеля рассматривает искусство в виде диалектического процесса. Исторически динамика искусства происходит неоднородно: скульптура преобладала в античности, живопись, музыка, поэзия - в Новое время. Такая же неоднородность прослеживается и в преобладании какого-либо жанра в рамках одного вида искусства. Началом развития искусства Гегель считает архитектуру, принадлежащую к символическому искусству. В ней чувственный материал преобладает над идеей, а соответствие между формой и содержанием пока отсутствует. В скульптуре, более высоком искусстве, чем архитектура, «свободная духовность» находит воплощение в человеческом теле. Идея здесь сливается с физической формой, адекватно выражающей дух. Так как здесь есть гармония идеи и формы, то скульптуру можно отнести к классической форме. Живопись, поэзия и музыка отнесены Гегелем к романтическому искусству. Живопись первой освобождается от чувственности материи, так как ограничена плоскостью. В поэзии, искусстве слова, основой изображения становится представление. Ее материалом является звук как смысл. В поэзии как бы повторяются все виды искусства.
В целом эстетические идеи Гегеля можно считать вершиной классической эстетики. Но вместе с тем именно противоречивость многих позиций Гегеля становится предвестником эстетики неклассической. Главным завоеванием немецкой классической эстетики является метод идеалистической диалектики. Классики немецкой философии объединили философию искусства с эстетикой действительности, раскрыв эту связь на примере общественной динамики и проблемах реального человека. Такое теоретическое обобщение способствовало выдвижению новых проблем в эстетике. Вопросы и творческие задания 1. Что характерно для мироощущения человека эпохи Просвещения? 2. Какие новые тенденции можно проследить в динамике искусства этого периода? Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3. Подготовьте сообщения о наиболее знаменитых творцах этого периода. 4. В чем заключалась проблема национального своеобразия искусства? 5. Почему говорят о национальной специфике эстетических учений этого периода? 6. Почему эстетика как наука возникает именно в это время? 7. Частью какого научного направления предложил считать эстетику Баумгартен? 8. Проведите дискуссию на тему «Идеи просветителей об искусстве и эстетическом воспитании и современность». 9. Каковы основные эстетические идеи Канта? 10. В чем заключается смысл кантовской «критики способности суждения»? 11. С чем Кант связывал красоту в своей теории? 12. Как Кант определял природу гениальности? 13. Что нового принес в эстетическую теорию Гегель в отношении категориальной систематизации? 14. В чем заключалась гегелевская система искусств? 15. Какова специфика искусства в учении Гёте?
16. Что такое гениальность для Гёте? 17. В чем заключается игровая природа искусства в теории Шиллера? Темы для рефератов 1. Эстетические идеи Ж. -Ж. Руссо о музыке. 2. Роль эстетических идей Дидро для развития театра. 3. Значение учения Гердера для понимания истории эстетики. 4. Основные идеи просветителей об эстетическом воспитании. 5. Проблема морфологии искусства в трудах Лессинга. 6. Новое понимание искусства в трактатах просветителей. 7. Идеи эстетического воспитания просветителей. 8. Александр Баумгарден как основатель эстетической науки. 9. Эстетика как наука о чувственном познании в эпоху Просвещения. 10. Национальное своеобразие эстетических идей просветителей. 11. Эстетические взгляды Гегеля на сущность искусства. 12. Эстетические идеи Гёте. 13. Творческое наследие и эстетические взгляды Шиллера. 14. Фихте как представитель немецкой классической философии. 15. Учение Канта о гениальности. 16. «Критика способности суждения» Канта как эстетическое учение. 5. ЕВРОПА НОВОГО ВРЕМЕНИ Советуем прочитать 1. Дидро Д. «Парадокс об актере», «Салоны» (Любое издание. ). 2. Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. - М., 1957. 3. Шиллер. Письма об эстетическом воспитании (Любое издание. ). 4. Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. - М., 1979. 5. Эстетика Дидро и современность. - М., 1989. 6. Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII века. - М., 1962. 7. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 3. - М., 1967. 8. Руссо Ж. -Ж. Об искусстве. - М. - Л. 1959. 9. Вольтер. Эстетика. Статьи, письма. - М., 1974. 10. Дидро Д. Эстетика и литературная критика. - М., 1980. 11. Эстетика Иммануила Канта и современность. - М, 1991. 12. Гегель Г. В. Ф. Эстетика Т. 1 - 4. 13. Кант И. Критика способности суждения. - М., 1994. 14. Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII века. - М., 1962. 15. Асмус В. Ф. Иммануил Кант. - М., 1973. 16. Афасижев М. Н. Эстетика Канта. - М., 1975. 17. Философия Гегеля и современность. - М., 1973. 18. Шеллинг Ф. В. Й. Философия искусства. - М., 1966.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|