Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Европа нового времени. Главным завоеванием немецкой классической эстетики является метод идеалистической диалектики. Классики немецкой философии объединили философию искусства с эстетикой действительности, раскрыв эту связь на примере общественной дина




5. ЕВРОПА НОВОГО ВРЕМЕНИ

вершенно другое значение, чем его собственная определенность. В романтической форме искусства господствует категория безобразного.

Категории трагического и комического Гегель относит к классическому и к романтическому искусству. Трагическое есть коллизия между индивидуальным началом человека и субстанциональными силами мира. Комическое представляет собой «триумф субъективности». Комическое возникает тогда, когда человек делает себя полным хозяином мира. В основании комического заложена самоуверенность человека. Если трагическое проявляет через себя победу вечной субстанциональности, то в комическом, наоборот, верх остается за субъективностью.

Философия Гегеля рассматривает искусство в виде диалектического процесса. Исторически динамика искусства происходит неоднородно: скульптура преобладала в античности, живопись, музыка, поэзия - в Новое время. Такая же неоднородность прослеживается и в преобладании какого-либо жанра в рамках одного вида искусства. Началом развития искусства Гегель считает архитектуру, принадлежащую к символическому искусству. В ней чувственный материал преобладает над идеей, а соответствие между формой и содержанием пока отсутствует. В скульптуре, более высоком искусстве, чем архитектура, «свободная духовность» находит воплощение в человеческом теле. Идея здесь сливается с физической формой, адекватно выражающей дух. Так как здесь есть гармония идеи и формы, то скульптуру можно отнести к классической форме. Живопись, поэзия и музыка отнесены Гегелем к романтическому искусству. Живопись первой освобождается от чувственности материи, так как ограничена плоскостью. В поэзии, искусстве слова, основой изображения становится представление. Ее материалом является звук как смысл. В поэзии как бы повторяются все виды искусства.

В целом эстетические идеи Гегеля можно считать вершиной классической эстетики. Но вместе с тем именно противоречивость многих позиций Гегеля становится предвестником эстетики неклассической.

Главным завоеванием немецкой классической эстетики является метод идеалистической диалектики. Классики немецкой философии объединили философию искусства с эстетикой действительности, раскрыв эту связь на примере общественной динамики и проблемах реального человека. Такое теоретическое обобщение способствовало выдвижению новых проблем в эстетике.

Вопросы и творческие задания

1. Что характерно для мироощущения человека эпохи Просвещения?

2. Какие новые тенденции можно проследить в динамике искусства этого периода?

Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3. Подготовьте сообщения о наиболее знаменитых творцах этого периода.

4. В чем заключалась проблема национального своеобразия искусства?

5. Почему говорят о национальной специфике эстетических учений этого периода?

6. Почему эстетика как наука возникает именно в это время?

7. Частью какого научного направления предложил считать эстетику Баумгартен?

8. Проведите дискуссию на тему «Идеи просветителей об искусстве и эстетическом воспитании и современность».

9. Каковы основные эстетические идеи Канта?

10. В чем заключается смысл кантовской «критики способности суждения»?

11. С чем Кант связывал красоту в своей теории?

12. Как Кант определял природу гениальности?

13. Что нового принес в эстетическую теорию Гегель в отношении категориальной систематизации?

14. В чем заключалась гегелевская система искусств?

15. Какова специфика искусства в учении Гёте?

16. Что такое гениальность для Гёте?

17. В чем заключается игровая природа искусства в теории Шиллера?

Темы для рефератов

1. Эстетические идеи Ж. -Ж. Руссо о музыке.

2. Роль эстетических идей Дидро для развития театра.

3. Значение учения Гердера для понимания истории эстетики.

4. Основные идеи просветителей об эстетическом воспитании.

5. Проблема морфологии искусства в трудах Лессинга.

6. Новое понимание искусства в трактатах просветителей.

7. Идеи эстетического воспитания просветителей.

8. Александр Баумгарден как основатель эстетической науки.

9. Эстетика как наука о чувственном познании в эпоху Просвещения.

10. Национальное своеобразие эстетических идей просветителей.

11. Эстетические взгляды Гегеля на сущность искусства.

12. Эстетические идеи Гёте.

13. Творческое наследие и эстетические взгляды Шиллера.

14. Фихте как представитель немецкой классической философии.

15. Учение Канта о гениальности.

16. «Критика способности суждения» Канта как эстетическое учение.

5. ЕВРОПА НОВОГО ВРЕМЕНИ

Советуем прочитать

1. Дидро Д. «Парадокс об актере», «Салоны» (Любое издание. ).

2. Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. - М., 1957.

3. Шиллер. Письма об эстетическом воспитании (Любое издание. ).

4. Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. - М., 1979.

5. Эстетика Дидро и современность. - М., 1989.

6. Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII века. - М., 1962.

7. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 3. - М., 1967.

8. Руссо Ж. -Ж. Об искусстве. - М. - Л. 1959.

9. Вольтер. Эстетика. Статьи, письма. - М., 1974.

10. Дидро Д. Эстетика и литературная критика. - М., 1980.

11. Эстетика Иммануила Канта и современность. - М, 1991.

12. Гегель Г. В. Ф. Эстетика Т. 1 - 4.

13. Кант И. Критика способности суждения. - М., 1994.

14. Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII века. - М., 1962.

15. Асмус В. Ф. Иммануил Кант. - М., 1973.

16. Афасижев М. Н. Эстетика Канта. - М., 1975.

17. Философия Гегеля и современность. - М., 1973.

18. Шеллинг Ф. В. Й. Философия искусства. - М., 1966.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...