Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. 3. Западная Европа XIX века. Раздел 2. История эстетической мысли и художественной деятельности. Искусство. 5. Европа нового времени




5. 3. Западная Европа XIX века

Мироощущение человека XIX века не является целостным, а скорее представляется как динамичный процесс сменяющих друг друга состояний: от состояния возвышенности и попытки воссоздать идеалы классического прекрасного через осознание невозможности преодоления безобразно-низменного в мире и человеке к поиску нового, воплотившего в себе соединение прекрасного с возвышенным. Первое состояние связано с возникновением и развитием идей романтизма, второе - с культурной ситуацией декаданса.

Романтизм можно рассматривать как мироощущение человека конца XVIII - первой половины XIX века, для которого характерны мечтательность и идеализация действительности, проявляющее стремление к чувственному началу вообще и возвышенному отношению к миру в частности. Романтизм - это большая мечта человека о том мире, в котором ему хочется жить. Но человек-романтик еще только на интуитивном уровне понимает, что в мире, окружающем его, что-то не так. Он еще не знает, что именно не так, он просто мечтает о лучшем. Поэтому романтизм связан с фантазией, сказкой, иллюзией. Искусство - это только средство облегчения боли и страдания.

Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Декаданс - общее наименование кризисных явлений конца XIX - начала XX века в искусстве. Его мироощущение связано с ощущением негатива в том мире, который дан человеку в его современности, и предчувствием больших перемен, которые должны произойти в результате деятельности самого человека, индивидуалистическим пессимизмом и эстетизацией небытия. Ситуация декаданса, упадка культуры рождает интерес к человеческим проблемам существования - экзистенции. Познание мира и познание человека, т. е. внешний и внутренний мир уже не интересуют человека. Главной проблемой становится проблема существования, выживания.

Искусство

Художественное своеобразие культуры XIX века составляли несколько художественных стилей и течений - неоклассицизм и ампир, романтизм, реализм и модерн.

Только в конце столетия зарождаются новые стилевые направления, определившие облик европейской культуры уже в XX веке - импрессионизм, постимпрессионизм, неоимпрессионизм и натурализм. Все они связаны в той или иной степени с разными культурными ситуациями. Вообще следует отметить, что для данного периода в искусстве господствует такое явление, как полистилизм, т. е. стилевое разнообразие.

Круг эстетических проблем теперь касается возможностей искусства в новых условиях изменившегося мира. Искусство все больше становится частью научного постижения мира, но отличающегося специфичностью не только по сущности, но и по возможностям и задачам.

Европейская эстетика XIX века начинает переходить от романтизма к критическому реализму. В критическом реализме связаны романтизм (как мечта об изменении мира и человека), декаданс (как понимание того, что мир и человека необходимо совершенствовать) и модернизм (рассмотрение критики как средства модернизации человека и мира). Ключевой становится проблема личности.

Термин «романтизм» возник в конце XVIII - начале XIX столетия. В качестве литературного термина это слово впервые появилось у Новалиса, а в качестве музыкального - у Эрнеста Теодора Амадея Гофмана. Романтизм как направление художественной практики и теории вовлек в свою орбиту разные виды искусства и состоялся в разных странах. Для романтизма характерны:

• конфликт между серой повседневностью и возвышенными идеалами, «котелком приказчика на голове пророка»;

• увлеченность идеей защиты универсальности человеческой личности;

• анархия формы и смещение жанровых границ;

5. ЕВРОПА НОВОГО ВРЕМЕНИ

• невыразимость, «зашифрованные» иносказания;

• ориентированность на определенную публику, отличающуюся определенным уровнем интеллектуального развития;

• идея синтеза искусств;

• интерес к национальному прошлому, традициям фольклора и культуры своего народа;

• художники-романтики черпали свои темы из средневековья, Востока и современности, проявляли интерес к христианству и готике;

• романтики уравнивают высокое и низменное, обыденное и необыденное.

Наиболее ярко романтизм раскрылся в музыке, создав «блестящий стиль игры». В музыке среди романтиков наиболее прославились Л. Бетховен (например, его знаменитые фортепьянные сонаты «Аппассионата», «Лунная»), Ф. Шуберт («Неоконченная симфония»), Г. Берлиоз («Фантастическая симфония»), Ф. Мендельсон («Песни без слов»), Ф. Шопен (прелюдии, ноктюрны, вальсы, полонезы, этюды, картины), Ф. Лист и др.

Представителями романтизма в литературе являются Новалис, Ж. Поль, Э. Т. А. Гофман, В. Скотт, Дж. Байрон, В. Гюго.

В живописи романтизм наиболее ярко проявился во Франции (Т. Жерико, Э. Делакруа), в Германии (Ф. Рунге, П. Корнелиус), в Великобритании (Дж. Констебл, У. Тернер), в Испании (Ф. Гойя). Для картин этого направления характерны стремительность движений, драматизм сюжета, накал страстей, присутствие отношения автора.

Реализм как направление художественной культуры XIX века воплощается в стремлении отразить в искусстве жизнь такой, какая она есть, без приукрашиваний и искажений в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала. Главная черта реалистической картины мира - стремление к типизации, обобщениям при полноте их индивидуализации. Для реализма характерным оказывается интерес к проблемам личности и общества.

Критический реализм (термин М. Горького) XIX века развил и углубил начатую романтизмом критику жизни. От романтизма он отличается, прежде всего, методом изображения жизни: на первое место выдвигаются не проблемы отдельного человека, а проблемы социального характера. Главным героем становится тип общественного человека. В отличие от реализма начала века критический реализм 1940-х годов обретает новые черты: условное отношение к действительности, переоценку ценностей и идеалов, которые все больше концентрируются в искусстве, что проявляет в нем нарастающую ситуацию декаданса.

Реализм наиболее ярко представлен в литературе такими именами, как Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, М. Твен. В живописи - О. Домье, Г. Курбе. Реалистические тенденции в музыке прослеживаются в творчестве таких композиторов, как Ж. Бизе, Дж. Верди, И. Брамс, А. Брукнер.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...