Раздел 2. История эстетической мысли и художественной деятельности
Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1880-е годы на базе реализма возникает течение натурализма, развивающееся на основе философии позитивизма и эволюционизма. Представители этого течения (братья Э. и Ж. Гонкур, Э. Золя - в литературе, А. Антуан, О. Брам - в театре, К. Менье, К. Кольвиц - в живописи) стремились перенести в искусство методы эмпирического естествознания. Основным объектом их искусства становится «весь человек», о котором необходимо сказать «всю правду». Позитивизм проявляется в стремлении указать причины поведения людей и источники их моральных установок, связав их с физиологией. Согласно установке натуралистов, художник не должен вмешиваться в описываемые события. Натуралисты стремятся преодолеть условность, сделав произведение искусства точным описанием факта. Если основным принципом реализма является типизация, обобщение, то в натурализме господствует принцип достоверности фрагмента жизни. В конце XIX - начале XX века формируется новый архитектурный стиль - модерн. В искусстве XIX века стиль модерн имеет и другие названия: кнендстиль, сецессион, Ар Нуво, «стиль Гимар», «стиль метро», «стиль Муша», «английский стиль». Основателем модерна считают Уильяма Морриса, являвшегося социалистом по политическим убеждениям. В своей книге «Вести ниоткуда» он изложил идею нового устройства мира по законам искусства. Появляется интерес к архитектуре общественных зданий, выражающей надежды на новое общество. Возникает жанр особняка и дворцовых общественных мест. Наиболее известными авторами таких проектов в Европе были бельгиец Виктор Орта, голландец Хендрик Пертус Берлаге.
Модерн пытался создать модель будущего мира, будущего человека и будущего искуства в культуре великих цивилизаций, наполненных достижениями науки и техники. Поэтому можно считать, что в нем были заложены основания для авангарда, и отсчет авангарда правомерно начинать именно с него. Авангардным в модерне было уже то, что он поставил две важные проблемы в искусстве: отношение традиции и новации и соотношение техники с художественным творчеством. До этого круг проблем сводился в основном к взаимоотношению искусства и природы. Модерн тяготеет к древности, но переосмысливает ее. Он орнаментален, но орнамент его скорее декоративен, чем символичен. Модерн отличается массовостью, но при этом изначально наполнен элитарной экзотикой и нетрадиционностью. Среди новаций живописи этого периода можно назвать прежде всего осознанное стремление художников уйти от реалистичности изображения в сферу выразительности (импрессионисты). С другой стороны, живопись устремляется к рациональному постижению изображаемого (неоимпрессионисты). «Проникните в то, что перед вами, и настойчиво стремитесь 5. ЕВРОПА НОВОГО ВРЕМЕНИ выражать себя как можно более логично» - часто повторял Сезанн. Гоген критиковал импрессионистов за то, что «они пишут то, что доступно глазу, и не обращаются к таинственным глубинам мысли». Импрессионизм - направление в искусстве конца XIX - начала XX века, возникшее в живописи, начало которому положил Э. Мане. Для него характерно стремление запечатлеть мир в его изменчивости и подвижности и передать впечатления о нем. Возникновение импрессионизма связано с попытками художников преодолеть временную замкнутость и статичность в живописи. Представителями импрессионизма являются К. Моне, К. Писсарро, О. Ренуар, Э. Дега. В России последователями идей стали И. Грабарь и К. Коровин. Для этого направления характерны: запечатление мгновенных, случайных ситуаций, кажущаяся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные ракурсы, интерес к пленэру, растворение объемных форм в свете, вибрации света, разложение сложных тонов на чистые цвета, цветные тени и рефлексы, передача тонких настроений, психологических нюансов, тяготение к пейзажной программности. Особенно любимым жанром импрессионистов становится пейзаж, выполненный на пленэре.
В скульптуре представителями импрессионизма являются Роден, Россо. Но не менее ярко это направление проявилось в музыке, начав развиваться в 1880 - 1890-х годах как антитеза вагнеровской музыки. Его основоположником среди музыкантов считается К. Дебюсси, который утверждал, что именно красота природы способна возбудить художественную фантазию композитора. Особенностями музыкального импрессионизма являются интерес к античной мифологии, сказке, фантастическим образам и экзотике Востока. В отличие от романтиков импрессионисты стремятся к размытости сюжета программы музыки, возбуждая фантазию слушателя, направляя ее в область впечатлений. У них господствует мягкость гармонии, полифоничность изложения, многотембровость и «мерцающие» ритмы. Импрессионисты кладут в основу музыки не динамическое развертывание драматического сюжета и образа, а создают особый пространственно-временной срез мгновения, выхваченного из временного процесса. Представителями импрессионизма являются О. Респиги, М. Равель, К. Шимановский. Постимпрессионизм - совокупность течений, возникших во французской живописи в конце XIX века. Возникновению постимпрессионизма способствовало стремление живописцев к поискам принципиально новых средств изображения физического и эмоционального состояния натуры. Это направление связано с такими именами, как П. Сезанн, П. Гоген, В. Ван Гог и др. Постимпрессионисты противопоставили поиску звучности цвета своих предшественников интерес к философским и символическим аспектам познания бытия. В их творчестве преобладало духовное начало, выраженное через тяготеющую к материи форму.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|