Методологическая часть программы
Формулировка и описание проблемной ситуации Исходным пунктом исследования всегда является проблемная ситуация. Основу ее составляет реальное противоречие в развитии социального организма. Социальная проблема (греч.ргоЫета — задача) — «это поставленная самой жизнью противоречивая ситуация, носящая массовый характер и затрагивающая интересы тех или иных социальных институтов»16. Для исследователя социальная проблема выступает как состояние «знания о незнании»17 каких-то определенных сторон, количественных и качественных изменений, тенденций развития причин и других характеристик интересующего его социального явления или процесса. То есть проблема — это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в определенных практических или теоретических действий и незнанием путей, средств и методов их осуществления. Например, это может быть незнание причин резко увеличившейся рождаемости детей с нарушенной психикой, ухудшение рейтинга известных политиков, роста преступности на бытовой почве, текучести кадров на производстве и т. д. Решить проблему — это значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, процесс, выявить факторы, с помощью которых потом можно будет воздействовать на развитие интересующего исследователя явления или процесса в желаемом направлении. То есть в конечном итоге получить возможность решить существующие социальные противоречия, причины которых были не совсем понятны сначала. Обычно заказ исследователю формулируется в виде обозначения какой-нибудь проблемной ситуации, указания на какое-то социальное противоречие или просто указания на неудовлетворительное положение дел в той или иной сфере производства и т. д. Перед исследователем встает задача перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую ему предстоит исследовать. Это требует от него проведения специальной теоретической работы18.
Во-первых — необходимо установить реальное существование данной проблемы: а) есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему; б) есть ли учет и статистика по этому показателю; в) достоверны ли учет и статистика по этому показателю. Во-вторых — выделить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и будут выступать в качестве информационной базы для рассмотрения неизвестных элементов (например, известные данные статистики и учета являются важным готовым материалом). В-третьих — выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, для того чтобы правильно определить основное направление исследовательского поиска. В-четвертых — попытаться найти готовый способ решения проблемы. Обратиться к специальной литературе, посвященной изучаемому предмету, причем; это может быть не только чисто социологическая литература, но и из других смежных областей обществознания — философии, политической экономии и конкретной экономики, психологии и т. д. Кроме того, обратиться за помощью к коллегам-социологам, т. к. необходимая информация может быть еще не опубликована, а также провести беседы с экспертами — научными работниками и практиками, часто обладающими; ценной информацией об изучаемой проблеме. Рассмотрим подробно последовательность и примерную структуру описания социологической проблемы (на примере производственной проблемы). При описании любой проблемы должны быть учтены пять следующих характеристик: «1) Сущность или содержание. Например, низкая эффективность производства, высокая социально-психологическая напряженность в трудовом коллективе и т. д. При определении проблемы следует установить, с чем все это сравнивается и на каком основании. В данных примерах следует ответить на вопрос: почему мы считаем, что эффективность производства низкая, а социальная напряженность высокая? Низкая и высокая по сравнению с какими стандартами?
2) Организационное и физическое нахождение. В каком организационном подразделении (участках, отделах, филиалах) и физических объектах (заводы, здания, склады, конторы) была выявлена проблема. Насколько широко она распространена в организации. Какие подразделения она затронула. 3) Владение проблемой. Является ли проблема «открытой» (знакомой всем) или «закрытой» (то есть известной группе лиц)? Какие люди (управленцы, специалисты, рабочие и т. д.) затронуты проблемой и более всего заинтересованы в ее решении? 4) Абсолютная и относительная величина. Насколько важна проблема в абсолютных величинах? Например, объем потерянного рабочего времени или денег; объем неиспользуемых производственных мощностей. Насколько она важна в относительном выражении? Как она влияет на подразделения, в которых обнаружена, и на людей, которые владеют ею? Насколько она важна для организации в целом? Что может получить организация от ее решения? 5) Временные рамки. С какого времени существует данная проблема? Наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает периодически? Какова тенденция: проблема стабилизировалась, усиливается или ослабляется?»19. Таким образом, предварительный анализ проблемной ситуации позволяет четко сформулировать проблему. Нередко бывает, что полученная формулировка значительно отличается от первоначальной, той, которая была сформулирована заказчиком. В социологии выделяют пять подходов при классификации социальных проблем. Они группируются в зависимости от цели исследования, носителя проблемы, масштабов ее распространенности, времени действия противоречия, его глубины20. В зависимости от цели исследования различают проблемы гносеологического (логико-познавательного) и предметного характера. Проблемы познавательного характера — это проблемы, вызываемые недостатком информации о состоянии, тенденциях изменения важных с точки зрения управленческой функции социальных процессов. Они появляются, когда возникает необходимость получить какое-то дополнительное, новое знание о социальном явлении или процессе или создать теоретическую модель для того, чтобы более глубоко его изучить и объяснить. Т. е. это проблемы, порожденные недостатком знания.
Проблемами предметного характера являются социальная дезорганизация, противоречия или кон фликты, вызванные столкновением интересов той или иной социальной группы населения, социальных институтов. Подобные состояния, с одной стороны, ведут к дестабилизации общественного организма, а с другой стороны — побуждают к активным действиям, являются главными фактором социальных изменений, развития. Основная цель в данном случае заключается в выработке практических рекомендаций для регулирования социальных процессов. Предметная и гносеологическая стороны социальной проблемы тесно взаимосвязаны. Как правило, социологические исследования являются комплексными, они одновременно решают как теоретические, так и практические социальные проблемы. Например, при рассмотрении проблемы безработицы социологическое исследование будет ориентировано как на изучение социальных факторов, ведущих к этому явлению, так и на разработку системы конкретных мер для устранения или хотя бы изменения направленности действия этих факторов. Следовательно, в центре внимания, в первом случае будет находиться научный аспект проблемы, а во втором — практический. В конечном итоге проблема безработицы сводится к двум центральным вопросам — что порождает безработицу и как ее избежать. Часто невозможность решения социальной проблемы с помощью имеющихся средств вызывает необходимость обращения к науке. Например, предметные стороны социальной проблемы обычно решаются средствами накопленного знания на уровне специальных социологических теорий. В том случае, если их не удается решить на основе уже накопленных знаний, то естественно возникает необходимость в научном поиске новых, еще не известных социальных закономерностей, в получении дополнительной информации, которую можно было бы использовать для разрешения практических социальных проблем. Бывают случаи, когда обнаруживаются такие социальные процессы и явления, природа которых теоретически еще не была конкретизирована, а следовательно не существовало соответствующих алгоритмов для их описания, прогнозирования и воздействия на них со стороны общества. По масштабам распространенности социальнаяпроблема может носить общегосударственный (социальная проблема затрагивает интересы и потребности всего общества в целом, становится социальной, а может быть и глобальной), региональный (социальная проблема затрагивает интересы целых регионов, этнонациональных общностей, больших социальных групп и общественных институтов) и местный характер (социальная проблема ограничена рамками некоторого коллектива, организации, поселка, городского микрорайона, города).
По времени действия противоречия проблема может быть краткосрочной (неудовлетворенность студентов формой учебы, эта проблема разрешается за относительно короткий срок), среднесрочной (проблема адаптации работников предприятия к новым условиям трудовых отношений в связи с переходом к рынку) и длительной (противоречия, порождающие жилищную проблему, девиантное поведение части населения и др.). По глубине противоречия различают одноплановые проблемы. Это проблемы, которые затрагивают какую-либо из сторон социального явления или процесса. Например, альтернативность выбора того или иного баллотирующегося кандидата в президенты; приятие (неприятие) сельскими жителями идеи частной собственности на землю и др. Системные проблемы. Это проблема, в которой отражается дисбаланс всей системы элементов целостного явления или процесса. Например, рост преступности в связи с изменением структуры отклоняющегося поведения, приобретением массового характера такими его элементами, как рэкет, наркомания, проституция. Проблемы, порожденные противоречиями функционального характера. Это проблемы нарушения сложившихся ранее причинно-следственных связей социального явления или процесса. Например, ломка устоявшихся распределительных отношений в обществе и идеологических представлений населения в связи с расширением частных форм собственности. В процессе формулировки проблемы исследователь должен стремиться к тому, чтобы в ней были как можно более полно отражены и сама проблемная ситуация и основное противоречие, определяющее ее. При этом важно не допускать постановки мнимых проблем, т. е. проблем, либо не отражающих реальной ситуации, либо давно решенных21. При выявлении проблемной ситуации необходимо четко разграничивать проблематичное (неизвестное) и непроблематичное (известное). Так, чтобы не получилось, что проблемная ситуация возникла только из-за того, что исследователь был просто-напросто элементарно неосведомлен, неинформирован о реальной обстановке.
Существует и другая крайность — выдвигается проблема слишком широкого плана. Если в начале составления программы не удается сразу ясно и четко сформулировать научную проблему, то она намечается только лишь в общих чертах, а по мере разработки других ее частей формулировка уточняется. Если исследовательская программа нацелена на «многопроблемный» социологический анализ, то в ходе одного исследования приходится искать ответы на вопросы о причинах ряда проблем. Но в принципе, не рекомендуется изучать несколько проблем в рамках одного исследования. Это связано с рядом существенных причин. Во-первых, это усложняет инструментарий исследования, делает его громоздким, логически нестройным, что может отразиться на качестве собираемой информации. Во-вторых, снижается оперативность исследования, что ведет к старению данных, потере их актуальности, а иногда и практического смысла исследования в целом. В-третьих, нецелесообразно, а порой и очень трудно, это доказывает многолетняя практика, одновременно изучать несколько проблем на одном и том же объекте исследования22. Бывает и такое, что социальная проблема совершенно не осознается как общественная потребность, т. к. лежащие в ее основе противоречия еще не достигли уровня, на котором они становятся очевидными. Но даже будучи четко осознаваемой, социальная проблема не всегда становится предметом анализа и целенаправленных действий, ведь кроме этого должна быть активная заинтересованность и готовность к практическим преобразованиям со стороны общества или отдельных индивидов, т. е. должен еще существовать «социальный заказ» для социологического исследования по выявлению и способам разрешения социальных проблем. Указание цели и задач Решение социальной проблемы всегда связано с целью. Цель исследования — это модель ожидаемого конечного результата (решения проблемы), достигаемая посредством проведения социологического исследования. Цель исследования определяет преимущественную ориентацию исследователя в двух основных направлениях: теоретическом и прикладном. От этого зависит вся логика проведения исследования. Теоретическое исследование направлено на получение новых теоретических знаний о структуре, функциях, формах и закономерностях развития объекта. В результате его разрабатываются новые методики исследования, отрабатывается инструментарий и отдельные процедуры исследования. Исследования такого типа должны давать научные знания или способствовать обоснованию уже имеющихся. Прикладное социологическое исследование направлено на решение конкретных практических задач совершенствования изучаемого объекта. В результате его появляются предположения о возможном дальнейшем развитии социального объекта и разрабатываются конкретные практические программы и рекомендации для совершенствования. Сама цель порождает необходимость поставить задачи, которые направлены на анализ и решение проблемы. Цель, поставленная в социологическом исследовании, достигается благодаря решению четко сформулированных задач. Задачи социологического исследования — это система конкретных требований, направленных на анализ и решение проблемы. Задачи формулируются в соответствии с целью и гипотезами и являются необходимым средствам для реализации цели. Они, как промежуточные цели, без которых невозможно получить конечный результат. Последовательное решение их должно привести к достижению единой цели. Задачи исследования позволяют содержательно, методически и организационно конкретизировать цель. Цель в социологическом исследовании обычно бывает одна, а задач может быть несколько. Задачи бывают основные (главные), частные и дополнительные. Как уже было отмечено выше, логика социологического исследования обусловлена содержанием проблемы. В теоретически ориентированном исследовании основными будут теоретические (научные) задачи, а практические задачи будут частными; в практически ориентированном исследовании наоборот, практические задачи — основные, теоретические — частные. Кроме главных (основных) и частных программных задач, часто возникают и дополнительные, которые не обязательно должны быть логически связаны с целью и основными задачами. Основные задачи поэтому будут ориентированы на решение центральной проблемы, соответствовать цели исследования. Дополнительные задачи — на подготовку будущих исследований. Они рассматривают разные аспекты проблемы и способы ее решения. Эти задачи могут ставиться для проверки дополнительных гипотез, которые не связаны с данной проблемой, решения каких-либо методических вопросов и т. п. Часто дополнительные задачи не получают окончательного решения в проводимом исследовании, но зато при подготовке нового исследования по новой программе могут очень помочь. Число побочных задач должно быть ограничено. Так выдвижение дополнительных гипотез требует выяснения еще каких-либо вопросов, поэтому и выдвигаются дополнительные задачи. Например, при анализе плохой активности студентов на занятиях в качестве дополнительных задач могут выступать: оценка материального положения и трудовой деятельности во внеучебное время, степень обеспеченности студентов учебниками, выявление политических интересов, измерение структуры досуга и т. п. Цель исследования логически диктует структуру основных задач теоретического и практического исследования, которые уточняются в виде ряда частных программных задач. При формулировании цели, основных и частных задач, необходимо учитывать определенную последовательность выдвижения программных задач. Эта последовательность подробно рассмотрена В.А. Ядовым23. Последовательность выдвижения программных задач в зависимости от основной цели исследования
Формулировка задач исследования — это не единовременный акт, а процесс, в котором невозможно предусмотреть заранее всю его последовательность. По мере развития исследовательского процесса частные задачи уточняются и возникают новые. Чаще всего это вопросы, которые возникают по ходу анализа поставленных проблем. Часто в описательных и аналитических социологических исследованиях выделяют научные основные задачи, решение каждой из которых ведет к выведению частных и дополнительных задач. Такие исследования являются комплексными, состоящими как бы из нескольких, относительно автономных «частных» исследований. Как отмечает В.А. Ядов, объектом социологического исследования может быть «все то, что явно или неявно содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект социологического исследования — это то, на что направлен процесс познания»24. Социальная проблема никогда не существует сама по себе, она всегда предполагает наличие своего носителя, с которым эта проблема непосредственно связана. Следовательно, в широком смысле, объект — это непосредственный носитель той или иной социальной проблемы, это то, что противостоит исследователю в процессе его познавательной деятельности. В конкретных социологических исследованиях в качестве объектов могут выступать люди, их деятельность и условия, в которых они трудятся (молодежь, пенсионеры, система социальной защиты и т. д.). Например, говоря об уровне знания, мы естественно подразумеваем уровень знания у конкретной группы людей, школьников, студентов, рабочих и т. д. Все они могут быть носителями отмеченной проблемы, а значит — быть объектом исследования. Но необходимо учитывать, что причины возникновения социальной проблемы иногда могут лежать и за пределами объекта исследования. Тогда возникает необходимость в расширении масштабов, чтобы выявить истинные причины исследуемой проблемы. Например, у нас проблемная ситуация — плохая активность студентов на занятиях. Причиной этого может быть как незаинтересованное отношение студентов к данному предмету, так и низкая квалификация лектора. Поэтому здесь необходимо выделять два объекта исследования: студенты и лектор. При описании объекта обязательно должны быть учтены следующие требования25: 1. Должны быть четко даны такие параметры: — обозначена профессиональная (или отраслевая) принадлежность; — пространственная ограниченность: а) географический регион (страна, республика, край, область и т. п.); б) населенный пункт (город, поселок, село и т. п.); в) предприятие (колхоз или сов — функциональная направленность (производственная, социально-политическая, семейно-бытовая).
2. Указаны временные параметры. 3. Должен поддаваться количественным измерениям. Такой подход при описании объекта очень целесообразен. Указание отраслевых границ позволяет социологу сосредоточиться на наиболее важных и существенных чертах функционирования данной системы, а пространственная ограниченность позволяет конкретизировать объект с точки зрения его производственно-территориальной общности. Указание временных границ конкретизирует сроки проведения исследования, связанные с особенностями производства или обучения (например, в вузе летом нельзя проводить социологические исследования). Количественные границы объекта дают возможность произвести отбор численного состава его участников с точным указанием их отраслей и территориальной принадлежности. Четкое выделение объекта способствует правильному определению предмета исследования. Предметом исследования считают ту сторону объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Предмет социологического исследования — это наиболее существенные с практической и теоретической точек зрения свойства и стороны объекта, которые в наиболее полном виде характеризуют исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) познание которых важно для решения проблемы исследования. Из выше сказанного следует, что предмет — это концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования. Например, при исследовании миграционных процессов, целью исследования (т. е. тем, ради чего проводится исследование) будет являться оптимизация миг- 134 рационных процессов в определенном районе, задачей (т. е. то, что делается ради достижения цели или приближения к ней) — нахождение наилучших путей этой оптимизации (для практически ориентированного исследования) и установление закономерностей миграции населения (для теоретически ориентированного исследования), объектом исследования — население различных территориальных единиц: республики, области, района, отдельного населенного пункта, а предметом — миграция (переселение людей из одного места проживания в другое)26. Необходимо отметить, что, во-первых, объект может иметь несколько предметов исследования. Ведь в рамках одного объекта может возникнуть несколько проблем, поэтому предмет исследования будет очерчивать границы познания изучаемого объекта, остальные стороны или особенности объекта в это время останутся вне поля зрения исследователя. Во-вторых, объект и предмет социологического исследования могут совпадать, если перед социологом стоит задача познать всю совокупность закономерностей функционирования и развития конкретного социального объекта. Один и тот же объект может быть описан по-разному, все зависит от проблемы и цели социологического исследования. В одной и той же проблемной ситуации, и одном и том же объекте исследователь может выделить разные аспекты, которые могут стать предметом исследования. Например, при исследовании проблемы повышения эффективности высшего образования, предметом исследования могут быть выделены: способы отбора наиболее талантливой молодежи, материальные усло-пия быта и учебы студентов, организация учебного процесса, педагогическое мастерство преподавателей и др. Выделение объекта и предмета исследования очень важная процедура в ходе разработки программы, т. к. от того, какой в изучаемом объекте будет выделен предмет, зависит выбор метода сбора и анализа дан ных. Одновременно с выбором предмета исследователь формулирует гипотезу о возможном пути решения проблемы. Например, анкета преподавателя будет отличаться от анкеты студента, хотя проблема одна и та же — плохая активность студентов на занятиях. Если объект независим от исследователя, то предмет изучения, наоборот, полностью формируется самим исследователем. Он определяется либо заказчиком, либо самим исследователем, либо по совместной договоренности, тем и другим.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|