Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методологическая часть программы




Формулировка и описание проблемной ситуации

Исходным пунктом исследования всегда является проблемная ситуация. Основу ее составляет реальное противоречие в развитии социального организма. Соци­альная проблема (греч.ргоЫета — задача) — «это по­ставленная самой жизнью противоречивая ситуация, носящая массовый характер и затрагивающая интересы тех или иных социальных институтов»16. Для исследова­теля социальная проблема выступает как состояние «знания о незнании»17 каких-то определенных сторон, количественных и качественных изменений, тенденций развития причин и других характеристик интересующе­го его социального явления или процесса. То есть про­блема — это всегда противоречие между знаниями о по­требностях людей в определенных практических или теоретических действий и незнанием путей, средств и методов их осуществления. Например, это может быть незнание причин резко увеличившейся рождаемости детей с нарушенной психикой, ухудшение рейтинга из­вестных политиков, роста преступности на бытовой почве, текучести кадров на производстве и т. д.

Решить проблему — это значит получить новое зна­ние или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, процесс, выявить факторы, с по­мощью которых потом можно будет воздействовать на развитие интересующего исследователя явления или процесса в желаемом направлении. То есть в конечном итоге получить возможность решить существующие социальные противоречия, причины которых были не совсем понятны сначала.

Обычно заказ исследователю формулируется в ви­де обозначения какой-нибудь проблемной ситуации, указания на какое-то социальное противоречие или просто указания на неудовлетворительное положение дел в той или иной сфере производства и т. д. Перед исследователем встает задача перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую ему предстоит исследовать. Это требует от него проведе­ния специальной теоретической работы18.

Во-первых — необходимо установить реальное сущест­вование данной проблемы: а) есть ли показатель, количест­венно или качественно характеризующий данную пробле­му; б) есть ли учет и статистика по этому показателю; в) до­стоверны ли учет и статистика по этому показателю.

Во-вторых — выделить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специаль­ного анализа и будут выступать в качестве информа­ционной базы для рассмотрения неизвестных элемен­тов (например, известные данные статистики и учета являются важным готовым материалом).

В-третьих — выделить в проблемной ситуации глав­ные и второстепенные компоненты, для того чтобы правильно определить основное направление исследо­вательского поиска.

В-четвертых — попытаться найти готовый способ решения проблемы. Обратиться к специальной литературе, посвященной изучаемому предмету, причем; это может быть не только чисто социологическая лите­ратура, но и из других смежных областей обществознания — философии, политической экономии и конкретной экономики, психологии и т. д. Кроме того, об­ратиться за помощью к коллегам-социологам, т. к. необходимая информация может быть еще не опубли­кована, а также провести беседы с экспертами — науч­ными работниками и практиками, часто обладающими; ценной информацией об изучаемой проблеме.

Рассмотрим подробно последовательность и при­мерную структуру описания социологической пробле­мы (на примере производственной проблемы). При описании любой проблемы должны быть учтены пять следующих характеристик:

«1) Сущность или содержание. Например, низкая эффективность производства, высокая социально-психологическая напряженность в трудовом коллек­тиве и т. д. При определении проблемы следует уста­новить, с чем все это сравнивается и на каком основа­нии. В данных примерах следует ответить на вопрос: почему мы считаем, что эффективность производства низкая, а социальная напряженность высокая? Низ­кая и высокая по сравнению с какими стандартами?

2) Организационное и физическое нахождение. В каком организационном подразделении (участках, отделах, филиалах) и физических объектах (заводы, здания, склады, конторы) была выявлена проблема. Насколько широко она распространена в организации. Какие подразделения она затронула.

3) Владение проблемой. Является ли проблема «от­крытой» (знакомой всем) или «закрытой» (то есть из­вестной группе лиц)? Какие люди (управленцы, специ­алисты, рабочие и т. д.) затронуты проблемой и более всего заинтересованы в ее решении?

4) Абсолютная и относительная величина. Насколько важна проблема в абсолютных величинах?

Например, объем потерянного рабочего времени или денег; объем неиспользуемых производственных мощностей. Насколько она важна в относительном вы­ражении? Как она влияет на подразделения, в которых обнаружена, и на людей, которые владеют ею? На­сколько она важна для организации в целом? Что мо­жет получить организация от ее решения?

5) Временные рамки. С какого времени существует данная проблема? Наблюдалась ли она один раз, не­сколько раз или возникает периодически? Какова тен­денция: проблема стабилизировалась, усиливается или ослабляется?»19.

Таким образом, предварительный анализ проблем­ной ситуации позволяет четко сформулировать про­блему. Нередко бывает, что полученная формулировка значительно отличается от первоначальной, той, кото­рая была сформулирована заказчиком.

В социологии выделяют пять подходов при класси­фикации социальных проблем. Они группируются в зависимости от цели исследования, носителя пробле­мы, масштабов ее распространенности, времени дей­ствия противоречия, его глубины20.

В зависимости от цели исследования различают проблемы гносеологического (логико-познавательно­го) и предметного характера. Проблемы познаватель­ного характера — это проблемы, вызываемые недо­статком информации о состоянии, тенденциях изме­нения важных с точки зрения управленческой функции социальных процессов. Они появляются, когда возникает необходимость получить какое-то до­полнительное, новое знание о социальном явлении или процессе или создать теоретическую модель для того, чтобы более глубоко его изучить и объяснить. Т. е. это проблемы, порожденные недостатком знания.

Проблемами предметного характера являются со­циальная дезорганизация, противоречия или кон фликты, вызванные столкновением интересов той или иной социальной группы населения, социальных ин­ститутов. Подобные состояния, с одной стороны, ведут к дестабилизации общественного организма, а с дру­гой стороны — побуждают к активным действиям, яв­ляются главными фактором социальных изменений, развития. Основная цель в данном случае заключается в выработке практических рекомендаций для регули­рования социальных процессов.

Предметная и гносеологическая стороны социальной проблемы тесно взаимосвязаны. Как правило, социоло­гические исследования являются комплексными, они одновременно решают как теоретические, так и практи­ческие социальные проблемы. Например, при рассмот­рении проблемы безработицы социологическое исследо­вание будет ориентировано как на изучение социальных факторов, ведущих к этому явлению, так и на разработку системы конкретных мер для устранения или хотя бы из­менения направленности действия этих факторов. Сле­довательно, в центре внимания, в первом случае будет находиться научный аспект проблемы, а во втором — практический. В конечном итоге проблема безработицы сводится к двум центральным вопросам — что порожда­ет безработицу и как ее избежать.

Часто невозможность решения социальной пробле­мы с помощью имеющихся средств вызывает необхо­димость обращения к науке. Например, предметные стороны социальной проблемы обычно решаются средствами накопленного знания на уровне специаль­ных социологических теорий. В том случае, если их не удается решить на основе уже накопленных знаний, то естественно возникает необходимость в научном по­иске новых, еще не известных социальных закономер­ностей, в получении дополнительной информации, ко­торую можно было бы использовать для разрешения практических социальных проблем. Бывают случаи, когда обнаруживаются такие социальные процессы и явления, природа которых теоретически еще не была конкретизирована, а следовательно не существовало соответствующих алгоритмов для их описания, прогно­зирования и воздействия на них со стороны общества. По масштабам распространенности социальнаяпроблема может носить общегосударственный (социальная проблема затрагивает интересы и потребности всего общества в целом, становится социальной, а мо­жет быть и глобальной), региональный (социальная про­блема затрагивает интересы целых регионов, этнонациональных общностей, больших социальных групп и обще­ственных институтов) и местный характер (социальная проблема ограничена рамками некоторого коллектива, организации, поселка, городского микрорайона, города).

По времени действия противоречия проблема может быть краткосрочной (неудовлетворенность студентов формой учебы, эта проблема разрешается за относи­тельно короткий срок), среднесрочной (проблема адап­тации работников предприятия к новым условиям тру­довых отношений в связи с переходом к рынку) и дли­тельной (противоречия, порождающие жилищную проблему, девиантное поведение части населения и др.).

По глубине противоречия различают одноплановые проблемы. Это проблемы, которые затрагивают ка­кую-либо из сторон социального явления или процес­са. Например, альтернативность выбора того или иного баллотирующегося кандидата в президенты; приятие (неприятие) сельскими жителями идеи частной собст­венности на землю и др.

Системные проблемы. Это проблема, в которой от­ражается дисбаланс всей системы элементов целост­ного явления или процесса. Например, рост преступ­ности в связи с изменением структуры отклоняющего­ся поведения, приобретением массового характера такими его элементами, как рэкет, наркомания, про­ституция.

Проблемы, порожденные противоречиями функ­ционального характера. Это проблемы нарушения сложившихся ранее причинно-следственных связей социального явления или процесса. Например, ломка устоявшихся распределительных отношений в обще­стве и идеологических представлений населения в свя­зи с расширением частных форм собственности.

В процессе формулировки проблемы исследователь должен стремиться к тому, чтобы в ней были как мож­но более полно отражены и сама проблемная ситуация и основное противоречие, определяющее ее. При этом важно не допускать постановки мнимых проблем, т. е. проблем, либо не отражающих реальной ситуации, либо давно решенных21. При выявлении проблемной си­туации необходимо четко разграничивать проблема­тичное (неизвестное) и непроблематичное (известное). Так, чтобы не получилось, что проблемная ситуация возникла только из-за того, что исследователь был про­сто-напросто элементарно неосведомлен, неинформирован о реальной обстановке.

Существует и другая крайность — выдвигается проблема слишком широкого плана. Если в начале со­ставления программы не удается сразу ясно и четко сформулировать научную проблему, то она намечает­ся только лишь в общих чертах, а по мере разработки других ее частей формулировка уточняется.

Если исследовательская программа нацелена на «мно­гопроблемный» социологический анализ, то в ходе одно­го исследования приходится искать ответы на вопросы о причинах ряда проблем. Но в принципе, не рекоменду­ется изучать несколько проблем в рамках одного исследо­вания. Это связано с рядом существенных причин.

Во-первых, это усложняет инструментарий исследо­вания, делает его громоздким, логически нестройным, что может отразиться на качестве собираемой информации.

Во-вторых, снижается оперативность исследования, что ведет к старению данных, потере их актуальности, а иногда и практического смысла исследования в целом.

В-третьих, нецелесообразно, а порой и очень труд­но, это доказывает многолетняя практика, одновре­менно изучать несколько проблем на одном и том же объекте исследования22.

Бывает и такое, что социальная проблема совершен­но не осознается как общественная потребность, т. к. лежащие в ее основе противоречия еще не достигли уровня, на котором они становятся очевидными. Но да­же будучи четко осознаваемой, социальная проблема не всегда становится предметом анализа и целенаправ­ленных действий, ведь кроме этого должна быть активная заинтересованность и готовность к практическим преобразованиям со стороны общества или отдельных индивидов, т. е. должен еще существовать «социаль­ный заказ» для социологического исследования по вы­явлению и способам разрешения социальных проблем.

Указание цели и задач

Решение социальной проблемы всегда связано с целью. Цель исследования — это модель ожидаемо­го конечного результата (решения проблемы), дости­гаемая посредством проведения социологического исследования. Цель исследования определяет пре­имущественную ориентацию исследователя в двух основных направлениях: теоретическом и приклад­ном. От этого зависит вся логика проведения иссле­дования.

Теоретическое исследование направлено на полу­чение новых теоретических знаний о структуре, функ­циях, формах и закономерностях развития объекта. В результате его разрабатываются новые методики ис­следования, отрабатывается инструментарий и отдель­ные процедуры исследования. Исследования такого типа должны давать научные знания или способство­вать обоснованию уже имеющихся.

Прикладное социологическое исследование на­правлено на решение конкретных практических задач совершенствования изучаемого объекта. В результате его появляются предположения о возможном дальней­шем развитии социального объекта и разрабатывают­ся конкретные практические программы и рекоменда­ции для совершенствования.

Сама цель порождает необходимость поставить за­дачи, которые направлены на анализ и решение про­блемы. Цель, поставленная в социологическом иссле­довании, достигается благодаря решению четко сфор­мулированных задач.

Задачи социологического исследования — это сис­тема конкретных требований, направленных на ана­лиз и решение проблемы. Задачи формулируются в со­ответствии с целью и гипотезами и являются необхо­димым средствам для реализации цели. Они, как промежуточные цели, без которых невозможно получить конечный результат. Последовательное решение их должно привести к достижению единой цели. Зада­чи исследования позволяют содержательно, методиче­ски и организационно конкретизировать цель. Цель в социологическом исследовании обычно бывает одна, а задач может быть несколько. Задачи бывают основ­ные (главные), частные и дополнительные.

Как уже было отмечено выше, логика социологиче­ского исследования обусловлена содержанием пробле­мы. В теоретически ориентированном исследовании основными будут теоретические (научные) задачи, а практические задачи будут частными; в практически ориентированном исследовании наоборот, практичес­кие задачи — основные, теоретические — частные.

Кроме главных (основных) и частных программных задач, часто возникают и дополнительные, которые не обязательно должны быть логически связаны с целью и основными задачами.

Основные задачи поэтому будут ориентированы на решение центральной проблемы, соответствовать це­ли исследования. Дополнительные задачи — на подго­товку будущих исследований. Они рассматривают разные аспекты проблемы и способы ее решения.

Эти задачи могут ставиться для проверки дополни­тельных гипотез, которые не связаны с данной пробле­мой, решения каких-либо методических вопросов и т. п. Часто дополнительные задачи не получают окон­чательного решения в проводимом исследовании, но зато при подготовке нового исследования по новой программе могут очень помочь. Число побочных задач должно быть ограничено.

Так выдвижение дополнительных гипотез требует выяснения еще каких-либо вопросов, поэтому и выдвигаются дополнительные задачи. Например, при анализе плохой активности студентов на занятиях в качестве дополнительных задач могут выступать: оценка материального положения и трудовой деятель­ности во внеучебное время, степень обеспеченности студентов учебниками, выявление политических инте­ресов, измерение структуры досуга и т. п.

Цель исследования логически диктует структуру основных задач теоретического и практического ис­следования, которые уточняются в виде ряда частных программных задач. При формулировании цели, ос­новных и частных задач, необходимо учитывать опре­деленную последовательность выдвижения программ­ных задач. Эта последовательность подробно рассмот­рена В.А. Ядовым23.

Последовательность выдвижения программных задач в зависимости от основной цели исследования

 

Поря­док поста­новки задач Цель исследования
    теоретико-прикладная практически-прикладная
1. Определение су­щества познава­тельной проблемы на основе доступ­ной информации и ее локализация на конкретных соци­альных объектах, в конкретных про­цессах, обществах Анализ литературы и консультации со специалистами для выявления типового способа решения практической про­блемы на данном объекте
2. Выявление обстоя­тельств, сопутст­вующих возникно­вению проблемы, и факторов, детер­минирующих изу­чаемые процессы — разработка теоре­тической концеп­ции исследования Сбор фактических данных о ситуации на объекте с исполь­зованием уже апро­бированных или специально созда­ваемых методик для определения спосо­бов применения ти­пового решения проблемы к данно­му объекту

 

3. Конструирование методик исследо­вания, их апроби­рование (пилотаж) и последующий сбор информации на объекте(объек­тах) изучения Разработка варианта решения проблемы и их проверка путем обсуждения с экс­пертами и в конеч­ном итоге — экспе­риментально
4. Детальный анализ полученных дан­ных соответствен­но концепции ис­следования и его гипотезам; опреде­ление принципи­альных путей ре­шения проблемы и возможных прак­тических прило­жений на конкрет­ных объектах Анализ итогов со­циального экспери­мента, коррекция предлагаемых ново­введений, оценка достигнутого эф­фекта, план практи­ческих действий на перспективу

Формулировка задач исследования — это не единовре­менный акт, а процесс, в котором невозможно предусмот­реть заранее всю его последовательность. По мере разви­тия исследовательского процесса частные задачи уточня­ются и возникают новые. Чаще всего это вопросы, которые возникают по ходу анализа поставленных проблем.

Часто в описательных и аналитических социологиче­ских исследованиях выделяют научные основные зада­чи, решение каждой из которых ведет к выведению част­ных и дополнительных задач. Такие исследования явля­ются комплексными, состоящими как бы из нескольких, относительно автономных «частных» исследований.

Как отмечает В.А. Ядов, объектом социологичес­кого исследования может быть «все то, что явно или неявно содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект социологическо­го исследования — это то, на что направлен процесс познания»24.

Социальная проблема никогда не существует сама по себе, она всегда предполагает наличие своего носи­теля, с которым эта проблема непосредственно связана.

Следовательно, в широком смысле, объект — это непосредственный носитель той или иной социальной проблемы, это то, что противостоит исследователю в процессе его познавательной деятельности. В кон­кретных социологических исследованиях в качестве объектов могут выступать люди, их деятельность и ус­ловия, в которых они трудятся (молодежь, пенсионе­ры, система социальной защиты и т. д.). Например, го­воря об уровне знания, мы естественно подразумева­ем уровень знания у конкретной группы людей, школьников, студентов, рабочих и т. д. Все они могут быть носителями отмеченной проблемы, а значит — быть объектом исследования.

Но необходимо учитывать, что причины возникно­вения социальной проблемы иногда могут лежать и за пределами объекта исследования. Тогда возникает не­обходимость в расширении масштабов, чтобы выявить истинные причины исследуемой проблемы. Напри­мер, у нас проблемная ситуация — плохая активность студентов на занятиях. Причиной этого может быть как незаинтересованное отношение студентов к дан­ному предмету, так и низкая квалификация лектора. Поэтому здесь необходимо выделять два объекта ис­следования: студенты и лектор.

При описании объекта обязательно должны быть учтены следующие требования25:

1. Должны быть четко даны такие параметры:

— обозначена профессиональная (или отраслевая) принадлежность;

пространственная ограниченность: а) географи­ческий регион (страна, республика, край, об­ласть и т. п.); б) населенный пункт (город, посе­лок, село и т. п.); в) предприятие (колхоз или сов­
хоз), учреждение, учебное заведение и т. п.;

— функциональная направленность (производст­венная, социально-политическая, семейно-бытовая).

 

2. Указаны временные параметры.

3. Должен поддаваться количественным измерениям.

Такой подход при описании объекта очень целесо­образен.

Указание отраслевых границ позволяет социологу сосредоточиться на наиболее важных и существенных чертах функционирования данной системы, а прост­ранственная ограниченность позволяет конкретизи­ровать объект с точки зрения его производственно-территориальной общности. Указание временных гра­ниц конкретизирует сроки проведения исследования, связанные с особенностями производства или обуче­ния (например, в вузе летом нельзя проводить социо­логические исследования). Количественные границы объекта дают возможность произвести отбор числен­ного состава его участников с точным указанием их от­раслей и территориальной принадлежности.

Четкое выделение объекта способствует правиль­ному определению предмета исследования. Предме­том исследования считают ту сторону объекта, кото­рая непосредственно подлежит изучению.

Предмет социологического исследования — это наиболее существенные с практической и теоретичес­кой точек зрения свойства и стороны объекта, кото­рые в наиболее полном виде характеризуют исследуе­мую проблему (скрывающееся в ней противоречие) познание которых важно для решения проблемы ис­следования. Из выше сказанного следует, что пред­мет — это концентрированное выражение взаимосвя­зи проблемы и объекта исследования.

Например, при исследовании миграционных про­цессов, целью исследования (т. е. тем, ради чего прово­дится исследование) будет являться оптимизация миг- 134 рационных процессов в определенном районе, задачей (т. е. то, что делается ради достижения цели или приближения к ней) — нахождение наилучших путей этой оптимизации (для практически ориентированно­го исследования) и установление закономерностей ми­грации населения (для теоретически ориентированно­го исследования), объектом исследования — населе­ние различных территориальных единиц: республики, области, района, отдельного населенного пункта, а предметом — миграция (переселение людей из одно­го места проживания в другое)26.

Необходимо отметить, что, во-первых, объект мо­жет иметь несколько предметов исследования. Ведь в рамках одного объекта может возникнуть несколько проблем, поэтому предмет исследования будет очерчи­вать границы познания изучаемого объекта, осталь­ные стороны или особенности объекта в это время ос­танутся вне поля зрения исследователя.

Во-вторых, объект и предмет социологического ис­следования могут совпадать, если перед социологом стоит задача познать всю совокупность закономернос­тей функционирования и развития конкретного соци­ального объекта.

Один и тот же объект может быть описан по-разно­му, все зависит от проблемы и цели социологического исследования. В одной и той же проблемной ситуации, и одном и том же объекте исследователь может выде­лить разные аспекты, которые могут стать предметом исследования.

Например, при исследовании проблемы повыше­ния эффективности высшего образования, предметом исследования могут быть выделены: способы отбора наиболее талантливой молодежи, материальные усло-пия быта и учебы студентов, организация учебного процесса, педагогическое мастерство преподавателей и др.

Выделение объекта и предмета исследования очень важная процедура в ходе разработки программы, т. к. от того, какой в изучаемом объекте будет выделен предмет, зависит выбор метода сбора и анализа дан ных. Одновременно с выбором предмета исследова­тель формулирует гипотезу о возможном пути реше­ния проблемы. Например, анкета преподавателя будет отличаться от анкеты студента, хотя проблема одна и та же — плохая активность студентов на занятиях. Если объект независим от исследователя, то пред­мет изучения, наоборот, полностью формируется са­мим исследователем. Он определяется либо заказчи­ком, либо самим исследователем, либо по совместной договоренности, тем и другим.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...