Пеняшие о научной методологии
6. В чем состоит проблема внешней валидности эксперимента? 7. Как определяется необходимый объем выборки? 8. Когда уместно применение тактики изучения случая? Литература 1. Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: 2. Куприян А.П. Проблема эксперимента в системе общественной практики. М.: Наука, 1981. 3. Кэмпбелл Д.Г. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1980. 4. Саганенко Г.И. Надежность результатов социологического исследования. Л.: Наука, 1983. 5. Сраусс А., Кобрин Д. Основы качественного исследования: Обоснованная теория. Процедуры и техники. М.: ЭдиториалУРСС, 2001. 6. Хагуров А.А. Социальный эксперимент: логико-методологические и социальные проблемы. Ростов на/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1989. 7. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 2000. Темы рефератов
1. Особенности полевых исследований. 2. Эксперимент как научный метод. 3. Проблемы оценки эффективности программ. 4. Проблемы выборочного исследования. 5. Изучение случая как особый тип исследования. Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях 1. Для чего проводится пилотажное исследование? 2. В чем специфика полевого исследования? 3. Каковы отличительные черты эксперимента? 4. В чем суть экспериментального контроля? 5. Что такое «артефакт» и как его можно избежать?
6. Социалогическое исследование в социальной работе. Место темы в учебном курсе Данная тема дает представление о месте социальной работы в ряду других наук, о связи и взаимовлиянии социальной работы и социологии. Показано, что использование методологических возможностей и методики преподавания социологии является необходимым элементом для оптимизации усвоения знаний по теории социальной работы. Использование взаимовлияния социологии и социальной работы оказывает большое значение для решения многих социальных
проблем. Четко прослежена связь теоретических знаний социологии и основных направлений практической деятельности социальных работников как для оказания помощи различным социальным группам, оптимизации работы учреждений социальной работы, так и для повышения эффективности социальной политики в обществе. Рассмотрены структура и этапы социологического исследования. Перечислены основные виды социологического исследования. Основные рассматриваемые вопросы 1. Социологические исследования в социальной работе. 2. Структура исследовательского социологического процесса. 3. Этапы социологического исследования. 4. Основные виды социологического исследования. Б.1. Социологическое исследование в социальной работе Социальная работа — довольно молодая наука. В развитие теории социальной работы большой вклад внесли и все еще продолжают вносить не «чистые» теоретики социальной работы, а социологи и психологи, а также педагоги и психотерапевты. Это вполне нормальное явление для ранних стадий становления новой отрасли знаний, потому, что, во-первых, теоретиков новой науки еще мало, а, во-вторых, базовые для новой науки смежные дисциплины естественным образом «рекрутируют» в новые области наиболее видных своих представителей. Поэтому многие теории социальной работы очень близки по названиям родственным социологическим и психологическим концепциям. Таким образом подтверждается старая истина, что новую науку делают ее верные слуги, лучшие представители смежных наук, и чаще всего она создается на «стыке» научных дисциплин. При этом следует еще раз подчеркнуть, что особое влияние на формирование теории социальной работы в XX в. оказали ведущие специалисты базовых для нее дисциплин, прежде всего — социологии и психологии1. В то же время, опираясь на социологические и психологические разработки, используя систему понятий этих наук, теория социальной работы имеет очевидную тенденцию к саморазвитию, что отмечают не только ведущие зарубежные специалисты, но и отечественные ученые и практики2.
До сих пор продолжается дискуссия о специфике методов, которые использует социальный работник. Во многом это связано с тем, что методы социальной работы, так же, как и многие другие понятия в социальной работе, еще недостаточно однозначны в содержательном плане. Существуют разные основания для выделения отдельных групп методов. Например, методы эмпирического исследования и теоретического моделирования; методы сбора информации и методы ее обработки; общенаучные методы и специфические методы конкретных наук и т. д. Авторы «Теории и методики социальной работы» (с. 48), считают вполне возможным использовать все существующие подходы к классификации методов. Благодаря этому можно будет выявить, во-первых, специфику их использования в общенаучном плане, в качестве оснований методологии исследования проблематики теории социальной работы, а, во-вторых, ее собственные методы. Выбор форм сбора данных и характер их отбора во многом зависят от уровня знаний и позиции исследователя. В настоящее время почти все методы социальных наук — междисциплинарных (например, наблюдение используется в социологии, психологии, педагогике, истории и т. д.). А. Пинкус и А. Минахан, авторы книги «Практика социальной работы», считают, что практического социального работника необходимо обязательно ознакомить с выработанными практикой техническими приемами сбора информации о разных личностях и системах, знание которых играет большую роль для достижения намеченных целей и решения практических задач. При этом они выделяют следующие три способа сбора информации, которые находят всеобщее применение: 1. Опрос. 2. Наблюдение. 3. Изучение существующих письменных
материалов3. В данном учебном пособии этим трем видам исследования уделено наибольшее внимание. Естественно, специфика теории социальной работы, ее задачи и место в системе социальных наук будут влиять на особенности использования существующих методов. Вопрос о том, есть ли у теории социальной работы собственные методы исследования или нет, до сих пор актуален и является предметом дискуссий. Например, Г. Бернлер и Л. Юнссон среди существующих методов сбора информации при исследовании проблем социальной работы наиболее важным считают диалог. А к методам «преимущественно» теории социальной работы, в первую очередь, относят метод социальных биографий. Российские ученые считают, что к методам теории социальной работы следует отнести и метод комплексного социального (психосоциального) моделирования4. Основным специфическим признаком методов социальной работы будет являться их интегративный характер. Теория и практика социальной работы для познания своих проблем использует методологический, методический исследовательский потенциал социологии, при этом учитывается специфика различных социологических школ и направлений. Использование методологических возможностей и методики преподавания социологии является необходимым элементом для оптимизации усвоения знаний по теории социальной работы. Во многом это объясняется как близостью предмета и объекта социологии и социальной работы как научных дисциплин, так и тем, что теоретическое обоснование социальной работы генетически вырастало и вырастает из социологии, психологии и психотерапии. И теория социальной работы, и социология в основном используют общие исторические, экономические, социологические, философские, статистические, демографические работы и монографии, научные и научно-методические труды, а также методы сбора и обработки информации. Использование взаимовлияния социологии и социальной работы имеет большое значение для решения многих проблем. Связь теоретических знаний социологии и основных направлений практической деятельности социальных работников прослеживается очень четко как для оказания помощи различным социальным группам, оптимизации работы учреждений социальной работы, так и для повышения эффективности социальной политики в обществе.
Учитывая то, что теория социальной работы — новая научная дисциплина, со временем она, опираясь на междисциплинарные методы исследования, исследователь- i ский потенциал смежных наук, сформирует собственный методический и методологический инструментарий. Довольно часто исследования в области социальной работы, проводимые в связи с проблемами преодоления экстремальных ситуаций и кризисного образа жизни групп риска, опираются на социологические данные и методы анализа социальной реальности. На- : пример, в исследованиях по проблемам социальной работы, при написании социальных биографий клиентов из числа представителей групп риска используются данные тандартизированных интервью, контент-анализа различного рода документов (автобиографий), наблюдений, т. е. таких методов сбора информации, ко- ■ торые традиционно имеют место в социологии. На Западе социальные работники традиционно используют тесты, стандартизированное наблюдение. Чаще всего проводимые исследования были направлены на изучение различного рода патологий, на исследование того, что плохо или вовсе не функционирует. В настоящее время озникла настоятельная необходимость в расширении спектра проводимых исследований, ведь социальному работнику так же важно получать более точные сведения о том, какие факторы помогают людям меняться, справляться с трудностями и быть уверенными в себе. Райд и Смит данную мысль выразили в своей работе (Reid and Smith, 1989) следующим образом: «Мы не можем помочь людям использовать свои силы, если наши знания сводятся к пониманию лишь их слабостей»5.
При профессиональной подготовке социальных работников важно серьезно относиться к необходимости донести до них идею ценности использования научных методов в своей будущей деятельности. Ведь решение проблем, с которыми сталкиваются в своей практике социальные работники, в огромной степени зависит от того, способны ли они в полной мере использовать существующие научные методы исследования этих проблем. Последовательная деятельность, использование научных методов дает возможность социальным работникам объяснить не только суть и эффективность своих практических действий, но и выявить проблемы, возникающие в процессе принятия решений, что в конечном счете также увеличивает возможности социальных работников в плане совершенствования практики. Марта Бомбик приводит несколько оснований, неопровержимо подтверждающих необходимость подготовки практикующих социальных работников уметь использовать различные методы исследования6:
«Во-первых, мы хотим, чтобы практики могли избирательно подходить к существующему разнообразию стратегий сбора информации об определенном аспекте своей работы, а также умели определять, какие данные и теоретические подходы наиболее соответствуют конкретной проблеме. Такая «исследовательская грамотность», т. е. способность понимать, критически оценивать и избирательно использовать научные знания, не дается от рождения. Социальных работников нужно научить быть разумными пользователями научно-исследовательских подходов. Во-вторых, обучение использованию методов исследования поможет студентам оценивать практику с позиций научного подхода, для чего они должны уметь эмпирически формулировать, документировать и оценивать свои решения, принятые в процессе практики, и свою деятельность. С помощью включения в практику необходимой исследовательской функции социальные работники могут извлечь «ключевые знания» из собственного непосредственного практического опыта. В-третьих, профессиональный социальный работник должен быть обучен разнообразным оценочным подходам. Как «оценивание потребностей» общества,:так и «психосоциальное оценивание» индивида требуют использования навыков сбора таких данных, которые помогали бы практику лучше понимать проблемы людей и развивать эффективные способы помощи в улучшении их жизненных ситуаций.: В-четвертых, умение пользоваться методами исследования позволит социальным работникам составлять отчеты о своих открытиях в соответствующей профессиональной форме. Эти методы помогут им научиться предоставлять необходимую информацию в заявлениях на получение средств, в предложениях о политике в социальной сфере при отстаивании интересов клиентов, в методических рекомендациях, в сообщениях по программам оценивания. Профессиональные социальные работники должны уметь компетентно излагать свои статьи и другие материалы, представляемые в профессиональные журналы, а также выступать на профессиональных собраниях и конференциях». К сожалению, даже на Западе пока еще не разработан успешный путь, который с неизбежностью привел бы социальных работников к осознанию ценности исследовательских методов и необходимости их использования7. Если неправильно построен процесс обучения, то может образоваться разрыв между профессиональными практиками и профессиональными исследователями, то есть между ними может разрушиться взаимопонимание и возникнут конфликты. В таких ситуациях каждый недооценивает других. Исследователи считают, что практики строят свою работу на ненаучной, чрезмерно субъективной основе, и что недостаточный уровень знаний, а порой даже упорный отказ от проведения необходимых исследований с целью улучшения практической деятельности является опасным. В свою очередь практики часто относятся к исследователям как интеллектуальной элите, которая совершенно оторвана от реально существующих практических проблем и не понимающей необходимости срочного их решения8. Практики часто жалуются, что результаты исследований не дают ничего нового, ничего такого, чего бы они не знали. Западные специалисты подчеркивают, что несмотря на то, что календарные графики проведения практических и исследовательских работ имеют определенные различия, в основном им свойственно много общего. Параллельность отмеченных процессов Нора Диксон отобразила следующим образом9.
По мнению западных авторов, хотя исследования могут проводиться с разными целями, все они могут быть сведены к следующим пяти общим вопросам'0: 1. Как сделать, чтобы сложный процесс или явление, которые не совсем понятны, стали более понятными? (Собственно исследовательская работа.) 2. Что достигается при помощи определенных процедур, стратегии или практического подхода и являются ли они эффективными и достаточными для достижения поставленных целей? (Оценка или научный анализ результатов.) 3. Какие процессы и явления, включенные в конкретную программу, стратегию или практический подход, объясняют полученные результаты? (Исследования «процесс-результат».) 4. Как можно в период выполнения программы выяснить, работает ли она и как работает и, если необходимо, следует ли изменить подход? (Исследование деятельности.) 5. Как часто возникают проблема или ситуация, сходные с наметившимися тенденциями, и каковы предпосылки для оказания социальных услуг и распределения ресурсов? (Исследование общего характера.) К сожалению, часто практика и исследовательская работа воспринимаются как разные виды деятельности, хотя их можно слить воедино. При подготовке социальных работников необходимо готовить практиков, которые умели бы и могли применять в своей практической деятельности различные научные методы. Ведь, в идеале, практик, для того чтобы достичь намеченные цели, должен уметь сочетать в своей деятельности и исследовательскую работу, и практику. Хороший практик постоянно следит за достижениями науки. Он может и сам вносить посильный вклад в теоретическую базу социальной работы, например, распространяя полученные в ходе своих исследований результаты через средства массовой и профессиональной информации, статьи в журналах и сборниках, выступления на конференциях и т.д. Стоит особо отметить, что в США распростране ние знаний и информации среди коллег входит в обязанности социальных работников. Принципы профессиональной этики обязывают социального работника делиться результатами своих исследований с другими11. Большую роль в осознании тесной связи исследовательской и практической работы для многих студентов играет стажировка. В различных социальных центрах, службах, организациях они не только получают практические, но также и исследовательские навыки. Во многом, конечно, это зависит от того, смогут ли ответственные за стажировку ознакомить их с исследовательскими подходами, которые используются в практике социальной работы при оказании различных услуг клиентам в этих центрах и службах социальной помощи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|