Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пеняшие о научной методологии




6. В чем состоит проблема внешней валидности экс­перимента?

7. Как определяется необходимый объем выборки?

8. Когда уместно применение тактики изучения слу­чая?

Литература

1. Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные мето­ды в полевых социологических исследованиях. М.:
Логос, 1999.

2. Куприян А.П. Проблема эксперимента в системе общественной практики. М.: Наука, 1981.

3. Кэмпбелл Д.Г. Модели экспериментов в социаль­ной психологии и прикладных исследованиях / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1980.

4. Саганенко Г.И. Надежность результатов социологи­ческого исследования. Л.: Наука, 1983.

5. Сраусс А., Кобрин Д. Основы качественного иссле­дования: Обоснованная теория. Процедуры и тех­ники. М.: ЭдиториалУРСС, 2001.

6. Хагуров А.А. Социальный эксперимент: логико-ме­тодологические и социальные проблемы. Ростов на/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1989.

7. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социаль­ной реальности. М.: Добросвет, 2000.


Темы рефератов

 

1. Особенности полевых исследований.

2. Эксперимент как научный метод.

3. Проблемы оценки эффективности программ.

4. Проблемы выборочного исследования.

5. Изучение случая как особый тип исследования.

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях

1. Для чего проводится пилотажное исследование?

2. В чем специфика полевого исследования?

3. Каковы отличительные черты эксперимента?

4. В чем суть экспериментального контроля?

5. Что такое «артефакт» и как его можно избежать?

 

6. Социалогическое исследование в социальной работе.

Место темы в учебном курсе

Данная тема дает представление о месте социаль­ной работы в ряду других наук, о связи и взаимовлия­нии социальной работы и социологии. Показано, что использование методологических возможностей и ме­тодики преподавания социологии является необходи­мым элементом для оптимизации усвоения знаний по теории социальной работы. Использование взаимо­влияния социологии и социальной работы оказывает большое значение для решения многих социальных

проблем. Четко прослежена связь теоретических зна­ний социологии и основных направлений практичес­кой деятельности социальных работников как для ока­зания помощи различным социальным группам, опти­мизации работы учреждений социальной работы, так и для повышения эффективности социальной полити­ки в обществе. Рассмотрены структура и этапы социо­логического исследования. Перечислены основные виды социологического исследования.

Основные рассматриваемые вопросы

1. Социологические исследования в социальной ра­боте.

2. Структура исследовательского социологического процесса.

3. Этапы социологического исследования.

4. Основные виды социологического исследования.

Б.1. Социологическое исследование в социальной работе

Социальная работа — довольно молодая наука. В развитие теории социальной работы большой вклад внесли и все еще продолжают вносить не «чистые» теоретики социальной работы, а социологи и психо­логи, а также педагоги и психотерапевты. Это вполне нормальное явление для ранних стадий становления новой отрасли знаний, потому, что, во-первых, теоре­тиков новой науки еще мало, а, во-вторых, базовые для новой науки смежные дисциплины естественным образом «рекрутируют» в новые области наиболее видных своих представителей. Поэтому многие тео­рии социальной работы очень близки по названиям родственным социологическим и психологическим концепциям.

Таким образом подтверждается старая истина, что новую науку делают ее верные слуги, лучшие предста­вители смежных наук, и чаще всего она создается на «стыке» научных дисциплин. При этом следует еще раз подчеркнуть, что особое влияние на формирование теории социальной работы в XX в. оказали ведущие специалисты базовых для нее дисциплин, прежде всего — социологии и психологии1. В то же время, опира­ясь на социологические и психологические разработ­ки, используя систему понятий этих наук, теория соци­альной работы имеет очевидную тенденцию к самораз­витию, что отмечают не только ведущие зарубежные специалисты, но и отечественные ученые и практики2.

До сих пор продолжается дискуссия о специфике ме­тодов, которые использует социальный работник. Во мно­гом это связано с тем, что методы социальной работы, так же, как и многие другие понятия в социальной работе, еще недостаточно однозначны в содержательном плане. Существуют разные основания для выделения отдельных групп методов. Например, методы эмпирического иссле­дования и теоретического моделирования; методы сбора информации и методы ее обработки; общенаучные мето­ды и специфические методы конкретных наук и т. д.

Авторы «Теории и методики социальной работы» (с. 48), считают вполне возможным использовать все существующие подходы к классификации методов. Благодаря этому можно будет выявить, во-первых, специфику их использования в общенаучном плане, в качестве оснований методологии исследования про­блематики теории социальной работы, а, во-вторых, ее собственные методы.

Выбор форм сбора данных и характер их отбора во мно­гом зависят от уровня знаний и позиции исследователя. В настоящее время почти все методы социальных наук — междисциплинарных (например, наблюдение используется в социологии, психологии, педагогике, истории и т. д.).

А. Пинкус и А. Минахан, авторы книги «Практика со­циальной работы», считают, что практического социаль­ного работника необходимо обязательно ознакомить с выработанными практикой техническими приемами сбора информации о разных личностях и системах, зна­ние которых играет большую роль для достижения наме­ченных целей и решения практических задач. При этом они выделяют следующие три способа сбора информа­ции, которые находят всеобщее применение: 1. Опрос. 2. Наблюдение. 3. Изучение существующих письменных

 

материалов3. В данном учебном пособии этим трем ви­дам исследования уделено наибольшее внимание.

Естественно, специфика теории социальной работы, ее задачи и место в системе социальных наук будут вли­ять на особенности использования существующих мето­дов. Вопрос о том, есть ли у теории социальной работы собственные методы исследования или нет, до сих пор актуален и является предметом дискуссий. Например, Г. Бернлер и Л. Юнссон среди существующих методов сбора информации при исследовании проблем социаль­ной работы наиболее важным считают диалог. А к мето­дам «преимущественно» теории социальной работы, в первую очередь, относят метод социальных биогра­фий. Российские ученые считают, что к методам теории социальной работы следует отнести и метод комплекс­ного социального (психосоциального) моделирования4. Основным специфическим признаком методов социаль­ной работы будет являться их интегративный характер.

Теория и практика социальной работы для позна­ния своих проблем использует методологический, ме­тодический исследовательский потенциал социоло­гии, при этом учитывается специфика различных со­циологических школ и направлений.

Использование методологических возможностей и методики преподавания социологии является необ­ходимым элементом для оптимизации усвоения зна­ний по теории социальной работы. Во многом это объ­ясняется как близостью предмета и объекта социоло­гии и социальной работы как научных дисциплин, так и тем, что теоретическое обоснование социальной ра­боты генетически вырастало и вырастает из социоло­гии, психологии и психотерапии. И теория социальной работы, и социология в основном используют общие исторические, экономические, социологические, фи­лософские, статистические, демографические работы и монографии, научные и научно-методические тру­ды, а также методы сбора и обработки информации.

Использование взаимовлияния социологии и соци­альной работы имеет большое значение для решения многих проблем. Связь теоретических знаний социо­логии и основных направлений практической деятель­ности социальных работников прослеживается очень четко как для оказания помощи различным социаль­ным группам, оптимизации работы учреждений соци­альной работы, так и для повышения эффективности социальной политики в обществе.

Учитывая то, что теория социальной работы — новая научная дисциплина, со временем она, опираясь на меж­дисциплинарные методы исследования, исследователь-

i ский потенциал смежных наук, сформирует собственный методический и методологический инструментарий. Довольно часто исследования в области социальной работы, проводимые в связи с проблемами преодоле­ния экстремальных ситуаций и кризисного образа жизни групп риска, опираются на социологические данные и методы анализа социальной реальности. На-

: пример, в исследованиях по проблемам социальной ра­боты, при написании социальных биографий клиентов из числа представителей групп риска используются данные тандартизированных интервью, контент-ана­лиза различного рода документов (автобиографий), на­блюдений, т. е. таких методов сбора информации, ко-

■ торые традиционно имеют место в социологии.

На Западе социальные работники традиционно ис­пользуют тесты, стандартизированное наблюдение. Ча­ще всего проводимые исследования были направлены на изучение различного рода патологий, на исследование того, что плохо или вовсе не функционирует. В настоя­щее время озникла настоятельная необходимость в рас­ширении спектра проводимых исследований, ведь соци­альному работнику так же важно получать более точные сведения о том, какие факторы помогают людям менять­ся, справляться с трудностями и быть уверенными в себе. Райд и Смит данную мысль выразили в своей работе (Reid and Smith, 1989) следующим образом: «Мы не мо­жем помочь людям использовать свои силы, если наши знания сводятся к пониманию лишь их слабостей»5.


 


При профессиональной подготовке социальных ра­ботников важно серьезно относиться к необходимости донести до них идею ценности использования научных методов в своей будущей деятельности. Ведь решение проблем, с которыми сталкиваются в своей практике социальные работники, в огромной степени зависит от того, способны ли они в полной мере использовать су­ществующие научные методы исследования этих про­блем. Последовательная деятельность, использование научных методов дает возможность социальным работ­никам объяснить не только суть и эффективность сво­их практических действий, но и выявить проблемы, возникающие в процессе принятия решений, что в ко­нечном счете также увеличивает возможности соци­альных работников в плане совершенствования прак­тики. Марта Бомбик приводит несколько оснований, неопровержимо подтверждающих необходимость под­готовки практикующих социальных работников уметь использовать различные методы исследования6:

«Во-первых, мы хотим, чтобы практики могли изби­рательно подходить к существующему разнообразию стратегий сбора информации об определенном аспек­те своей работы, а также умели определять, какие дан­ные и теоретические подходы наиболее соответствуют конкретной проблеме. Такая «исследовательская гра­мотность», т. е. способность понимать, критически оценивать и избирательно использовать научные зна­ния, не дается от рождения. Социальных работников нужно научить быть разумными пользователями науч­но-исследовательских подходов.

Во-вторых, обучение использованию методов иссле­дования поможет студентам оценивать практику с по­зиций научного подхода, для чего они должны уметь эм­пирически формулировать, документировать и оцени­вать свои решения, принятые в процессе практики, и свою деятельность. С помощью включения в практи­ку необходимой исследовательской функции социаль­ные работники могут извлечь «ключевые знания» из собственного непосредственного практического опыта.

В-третьих, профессиональный социальный работник должен быть обучен разнообразным оценочным подходам. Как «оценивание потребностей» общества,:так и «психосоциальное оценивание» индивида требуют использования навыков сбора таких данных, которые помогали бы практику лучше понимать проблемы людей и развивать эффективные способы помощи в улучшении их жизненных ситуаций.:

В-четвертых, умение пользоваться методами иссле­дования позволит социальным работникам составлять отчеты о своих открытиях в соответствующей профес­сиональной форме. Эти методы помогут им научиться предоставлять необходимую информацию в заявлени­ях на получение средств, в предложениях о политике в социальной сфере при отстаивании интересов кли­ентов, в методических рекомендациях, в сообщениях по программам оценивания. Профессиональные соци­альные работники должны уметь компетентно изла­гать свои статьи и другие материалы, представляемые в профессиональные журналы, а также выступать на профессиональных собраниях и конференциях».

К сожалению, даже на Западе пока еще не разрабо­тан успешный путь, который с неизбежностью привел бы социальных работников к осознанию ценности исследовательских методов и необходимости их ис­пользования7. Если неправильно построен процесс обучения, то может образоваться разрыв между про­фессиональными практиками и профессиональными исследователями, то есть между ними может разру­шиться взаимопонимание и возникнут конфликты. В таких ситуациях каждый недооценивает других. Ис­следователи считают, что практики строят свою рабо­ту на ненаучной, чрезмерно субъективной основе, и что недостаточный уровень знаний, а порой даже упорный отказ от проведения необходимых исследо­ваний с целью улучшения практической деятельности является опасным. В свою очередь практики часто от­носятся к исследователям как интеллектуальной эли­те, которая совершенно оторвана от реально существующих практических проблем и не понимающей не­обходимости срочного их решения8. Практики часто жалуются, что результаты исследований не дают ниче­го нового, ничего такого, чего бы они не знали.

Западные специалисты подчеркивают, что несмот­ря на то, что календарные графики проведения прак­тических и исследовательских работ имеют опреде­ленные различия, в основном им свойственно много общего. Параллельность отмеченных процессов Нора Диксон отобразила следующим образом9.

 

Процессы социальной работы Научно-исследовательские про­цессы
1. Социальный работник или студент, выполняющий курсо­вую или дипломную работу, поставлен перед проблемой 1. Исследователь постав­лен перед проблемой или вопросом
2. Социальный работник соби­рает факты, освещающие при­роду и цель проблемы 2. Исследователь занима­ется поиском литературы по проблеме или вопросу
3. Социальный работник со­ставляет план действий работы 3. Исследователь плани­рует проведение иссле­довательской работы
4. Социальный работник пыта­ется реализовать план действий с учетом эффективности его выполнения 4. Исследователь собира­ет материалы и сопостав­ляет их
5. Социальный работник прове­ряет свою работу и может со­ставлять новые планы 5. Исследователь анали­зирует материалы, делает заключения и, возможно, дает рекомендации для последующих действий

По мнению западных авторов, хотя исследования могут проводиться с разными целями, все они могут быть сведены к следующим пяти общим вопросам'0:

1. Как сделать, чтобы сложный процесс или явле­ние, которые не совсем понятны, стали более понят­ными? (Собственно исследовательская работа.)

2. Что достигается при помощи определенных про­цедур, стратегии или практического подхода и являют­ся ли они эффективными и достаточными для дости­жения поставленных целей? (Оценка или научный анализ результатов.)

3. Какие процессы и явления, включенные в кон­кретную программу, стратегию или практический под­ход, объясняют полученные результаты? (Исследова­ния «процесс-результат».)

4. Как можно в период выполнения программы вы­яснить, работает ли она и как работает и, если необхо­димо, следует ли изменить подход? (Исследование деятельности.)

5. Как часто возникают проблема или ситуация, сходные с наметившимися тенденциями, и каковы предпосылки для оказания социальных услуг и распре­деления ресурсов? (Исследование общего характера.)

К сожалению, часто практика и исследовательская работа воспринимаются как разные виды деятельности, хотя их можно слить воедино. При подготовке социаль­ных работников необходимо готовить практиков, кото­рые умели бы и могли применять в своей практической деятельности различные научные методы. Ведь, в идеа­ле, практик, для того чтобы достичь намеченные цели, должен уметь сочетать в своей деятельности и исследо­вательскую работу, и практику. Хороший практик по­стоянно следит за достижениями науки. Он может и сам вносить посильный вклад в теоретическую базу соци­альной работы, например, распространяя полученные в ходе своих исследований результаты через средства массовой и профессиональной информации, статьи в журналах и сборниках, выступления на конференциях и т.д. Стоит особо отметить, что в США распростране ние знаний и информации среди коллег входит в обязанности социальных работников. Принципы профессио­нальной этики обязывают социального работника де­литься результатами своих исследований с другими11. Большую роль в осознании тесной связи исследова­тельской и практической работы для многих студентов играет стажировка. В различных социальных центрах, службах, организациях они не только получают практи­ческие, но также и исследовательские навыки. Во мно­гом, конечно, это зависит от того, смогут ли ответствен­ные за стажировку ознакомить их с исследовательскими подходами, которые используются в практике социаль­ной работы при оказании различных услуг клиентам в этих центрах и службах социальной помощи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...