Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методическая часть программы




Определение объема выборки

Для проведения социологического исследования недостаточно просто определить объект исследова­ния. Нерационально опрашивать всех людей, состав­ляющих объект исследования (иногда это могут быть тысячи людей). На это уйдет много времени. Поэтому обычно социологические исследования имеют не сплошной, а выборочный характер. То есть по опреде­ленным и строгим правилам исследователь отбирает небольшое (относительно всего объема выборки) чис­ло людей, которые по своим социально-демографичес­ким признакам и другим каким-то характеристикам полностью соответствовали структуре изучаемого объекта. Эта операция носит название «выборка».

Генеральная совокупность — это объект исследо­вания, который территориально, производственно и во времени ограничен и для которого выводы прове­денного исследования будут правомерны.

Выборочная совокупность (выборка) — это отоб­ранное по строго заданному правилу определенное число элементов генеральной совокупности. Выбор­ка будет своеобразной микромоделью всей генераль­ной совокупности, то есть по всем основным изучае­мым качественным характеристикам и контрольным признакам она будет своей структурой максимально повторять структуру генеральной совокупности. Так составленная выборка будет репрезентативной (от французского слова «представительный»).

В репрезентативной выборке есть все элементы ге­неральной совокупности, а объекты, часто проявляю­щиеся в генеральной совокупности, чаще проявляют­ся и в ней. Основной принцип построения выборки за­ключается в том, чтобы все элементы генеральной совокупности имели равные шансы попасть в выбор­ку. Но как бы тщательно не соблюдался этот принцип, случайные ошибки все же будут иметь место в выбор­ке. Репрезентативность выборки определяется двумя компонентами: ошибками, допущенными при регист­рации, и случайными ошибками.

Если у нас сплошное исследование (т. е. полностью охватывается весь объект), то в идеальной ситуации ошибок репрезентативности не будет. Но если объект исследования огромен, то потребуется большое число анкетеров и интервьюеров, часто среди них бывают и недостаточно квалифицированные, а это ведет к увеличению ошибок регистрации. Проведение же выборочного исследования более подготовленными кадрами, которые молено лучше проинструктировать и проконтролировать, ведет к уменьшению ошибок регистрации. И тогда, если случайная ошибка не вели­ка, то ошибка при проведении выборочного опроса в целом может быть меньше ошибки сплошного ис­следования.

Если разница в показателях выборки и генеральной совокупности более пяти процентов, то исследование проводить нельзя, так как будет иметь место искаже­ние. Выводы такого социологического исследования не будут соответствовать действительности.

Каким должен быть оптимальный объем выборки"? На этот вопрос нет однозначного, конкретного ответа. Все зависит от генеральной совокупности и целей ис­следования. Социологи руководствуются обычно сле­дующим принципом: чем более однороден по своим признакам, которые поддаются статистическому вы­ражению, изучаемый объект, тем меньше может быть выборка. Если выборка формируется по случайному принципу, то обычно она не превышает 10%. Иногда она может быть завышена, если это будет обусловлено целями исследования.

дни социологи считают, что если объект составля­ет 50 человек, то необходимо проводить сплошной оп­рос, если более 50, то можно применять выборочный метод. Другие придерживаются мнения, что если объ­ект 500 человек и более, то только тогда необходимо применять выборочный метод. Для генеральной сово­купности менее 5 тыс. человек достаточна выборка не менее 500 человек, а для генеральной совокупности 5 тыс. человек, и более, надо брать 10% ее состава, но не более 2 — 2,5 тыс. человек. Для проведения проб­ного опроса в масштабном исследовании достаточна выборка объемом 100 — 250 человек28.

Математики и статистики вывели формулу для оп­ределения объема выборки29.

 

Формула:

 

где п — объем выборки; а — дисперсия, или мера рассеивания исследуемо­го признака в генеральной совокупности (степень однородности исследуемых единиц наблюдения); t — коэффициент доверия (заданная точность); А — предельная ошибка выборки.

Как видим, объем выборки (п) будет зависеть, с од­ной стороны, от разнородности исследуемого объекта, а с другой стороны, от степени точности. Чем больше разнородность объекта и больше степень точности, тем больше и объем выборки.

Чтобы вывести большую точность, для проведения исследования необходимо брать больше единиц на­блюдения, например, если стоит задача установить эф­фективность исследования в пределах рублей, то точ­ность необходима высокая, а если устанавливается эф­фективность в


 


Чтобы вывести среднее квадратическое отклоне­ние генеральной совокупности, надо взять небольшую выборочную совокупность и, пользуясь учебником об­щей теории статистики, вывести из нее среднее квад­ратическое отклонение.

Предельная ошибка выборки зависит от выбора инструментария и приемов исследования. Если при­емы исследования совершенные — то и предельная ошибка меньше.

Эта формула работает лишь в условиях больших чисел. А если необходимо провести исследование на одном предприятии или учреждении, то как тогда оп­ределить выборку?

Для этого можно использовать метод квот. Квотная выборка получила наибольшее распространение при сборе информации при помощи интервью. Под квотой понимается пропорция. Этим методом пользуются, когда имеются предварительные данные о важных элементах генеральной совокупности. При этом берется какая-то часть (в процентном отношении) генеральной совокуп­ности, непосредственно исследуется, а затем сопоставля­ется с целым по каким-то показателям. Это может быть возраст, образование, профессиональная подготовка и т. д. Показатели генеральной совокупности в этом слу­чае берутся из официальной статистики.

Практика применения квотной выборки показала, что достаточно брать 10% единиц наблюдения гене­ральной совокупности, чтобы выборочная совокуп­ность была обоснованной.

Как же набрать необходимые 10% единиц наблюде­ний? Рассмотрим основные способы формирования обследуемой совокупности и виды выборок.

Не строго случайные методы: целенаправленная, квотная и стихийная выборка.

Целенаправленная — выбираются типичные для генеральной совокупности элементы по каким-то оп­ределенным критериям.

Квотная — представляет собой модель структуры генеральной совокупности, которая строится в виде квот (пропорций) распределения признаков изучае­мых объектов.

Стихийная — часто называется выборкой «первого встречного». Критерии выбора не задаются. Исследуя какую-то проблему через газету, заранее трудно пре­допределить структуру массы читателей, которые за­полнят и вышлют обратно анкеты. Поэтому выводы та­кого исследования будут распространяться только на определенных читателей.

Существует три типа вероятностных (случайных) выборок: простая случайная выборка, систематичес­кая случайная выборка, серийная выборка (часто ее называют гнездовой выборкой).

Простая случайная выборка — используется таб­лица случайных чисел. Существуют разные последо­вательности случайных чисел объемом от нескольких десятков до миллиона цифр.

Если генеральная совокупность не очень велика, то можно использовать другой способ. Единицы на­блюдения пронумеруем, перенесем на карточки номе­ра, тщательно перемешиваем или складываем в бара­бан и вытаскиваем необходимое количество карточек.

Систематическая случайная выборка — в этом слу­чае отбор производится через какой-то определенный интервал из исходного списка. Им могут быть домовые книги, алфавитные списки, финансовые ведомости и т. д.

Первый элемент отбора определяется случайным способом (по таблице случайных чисел), так же им мо­жет быть средний элемент списка или стоящий рядом с ним. Потом выбор единиц отбора будет производить­ся через один и тот же интервал. Такая выборка в со­циологии называется шаговой. Однако применяя ее, необходимо следить, чтобы шаг отбора не совпадал с какой-то внутренней закономерностью изучаемой генеральной совокупности. Если составляется выбор­ка для опроса рабочих в цехе, надо проверить, не попа­ли ли в нее одни бригадиры.

Серийная (гнездовая) выборка — единицей отбора будет статистическая серия, т. е. совокупность статис­тически различных единиц. Эта выборка использует­ся, когда есть возможность разбить генеральную сово­купность на однородные группы, гнезда (семьи, брига­ды, территориальные общности и т. д.).

Серии, попавшие в выборку, подвергаются сплош­ному или выборочному обследованию.

Гнездовой отбор имеет большие преимущества. С помощью его легче произвести отбор и изучение не-



Краткая характеристика основных типов выборки

 

№ п/п Тип выборки Краткое описание Достоинства Недостатки
  Простая случайная Из однородной совокупности, все элементы которой известны и могут быть пронумерованы. Отбор единиц осуществляется с помощью таблицы случайных чисел Предварительная ин­формация о генераль­ной совокупности очень проста — пере­чень или описание ее элементов. Легко клас­сифицируются и вы­числяются ошибки Необходима основа выбор­ки — перечень всех элемен­тов генеральной совокупно­сти, что делает выборку ма­ло пригодной для очень больших генеральных сово­купностей. Требует качест­венно однородных совокуп­ностей, что в социальной сфере бывает редко
  Системати­ческая Необходим полный список единиц генеральной совокуп­ности. В выборку отбирается по одному объекту через интервал, равный шагу отбора — отно­шению объема генеральной совокупности к объему выбор­ки Позволяет с помощью простой техники отбо­ра при небольшом объ­еме выборки охватить сравнительно большие генеральные совокуп­ности Существует опасность сов­падения интервала отбора со скрытой периодичностью распределения признаков генеральной совокупности, что может привести к сме­щениям. Неопределенность выбора исходного объекта (начальной точки отбора)
  Гнездовая Выборочные единицы отбира­ются с помощью одного из спо­собов случайного отбора (№1,2). Единицы отбора пред­ставляют собой статистические группы (гнезда), которые цели­ком или выборочно подверга­ются обследованию Уменьшаются затраты (по сравнению с про­стой случайной выбор­кой равного объема) на организацию процедур отбора. Относительно простое составление основы выборки для выбранных гнезд При формировании искусст­венных гнезд возникают трудности отнесения каждо­го отдельного элемента ге­неральной совокупности только к одному гнезду, обеспечения приблизитель­но одинаковых размеров гнезд
  Стратифи­цированная (райониро­ванная вы­борка, рас­слоенный отбор) Исследуемая совокупность предварительно разделяется на страты(слои)в соответствии с распределением известных и значимых для исследования признаков. Из каждый страты извлекается выборка При удачном подразде­лении совокупности на однородные группы расслоенный отбор дает выигрыш в точно­сти по сравнению с простым случайным Если классификация на страты не совпадает с рас­пределением изучаемых признаков, возможно сме­щение выборки по этим при­знакам
  А. Пропор­циональное размещение Объем выборки из страты про­порционален размеру страты в генеральной совокупности    
  В. Опти­мальное размещение Объем выборки из страты про­порционален в страте средне­квадратичному отклонению и обратно пропорционален из­держкам на получение выборки Дает выигрыш по срав­нению с А для случаев, когда совокупность состоит из больших и малых объектов или отбор из одних слоев обходится дороже, чем из других Необходимо знание диспер­сии признака расслоения внутри страты
             

 


 


  Многосту­пенчатая Процедура построения выборки разбивается на ряд этапов (сту­пеней). На каждой ступени ме­няется единица отбора Для каждой ступени необходима своя, дос­тупная для исследова­теля основа выборки. Если на одной из сту­пеней отбора выступа­ет географический ре­гион, то существенно уменьшается стоимость полевого исследования (стоимость передвиже­ния и т. д.) Ошибка выборки, как пра­вило, выше, чем простого случайного или системати­ческого отбора
  А. Случай­ная На каждой ступени единицы отбираются одним из способов случайного отбора   Организационная и методи­ческая сложность реализа­ции выборки
  В. Комби­нированная Отбор на каждой из ступеней может осуществляться любым из вышеописанных способов    
  Квотная Производится разбиение гене­ральной совокупности на клас­сы согласно распределениям выбранных признаков. На ос­нове знания объема каждого класса и заданной доли отбора из него определяется "квота" — объем выборки соответствую­щего класса. Выбор исследуе­мых объектов из потенциально возможных возлагается на ан­кетера или интервьюера Удобна для случаев, когда размер выборки невелик. Уменьшает стоимость организации выборки, поскольку произ водитсл ьн ость труда анкетеров или интервьюеров выше при самостоятельном выборе лиц для опроса, чем при их поиске по спискам адресатов Основана на предположе­нии, что распределения кон­тролируемых признаков в выборке обеспечивают ре­презентативность воспроиз­ведения распределения за­данных признаков. Невоз­можно точно измерить сме­щения, вызванные неслу­чайным характером отбора лиц для опроса

бенности и характеристики объекта, то результаты ис­следования будут неполными и однобокими.

Отсутствие дублирования подразумевает недопус­тимость повторного включения в выборку одной и той же единицы наблюдения (например, ученик перешел учиться в другую школу, его включили в новый спи­сок, не вычеркнув при этом из старого, таким образом он дважды попал в выборку).

Под точностью информации выборки понимается исключение несуществующих единиц наблюдения из основы выборки (в избирательных списках часто оста­ются умершие люди или жильцы снесенных домов). Основа составленной выборки должна быть адекватна для решения поставленных в исследовании задач. На­пример, полный список всех учащихся школы — хоро­шая основа для того, чтобы сформировать выборку при изучении проблемы общей успеваемости. Но если Вас интересует проблема отношения старшеклассни­ков к основным учебным дисциплинам, то этот список может быть использован только для формирования но­вой основы выборки —; списка старшеклассников.

Для удобства работы с основой выборки необходи­мо четко пронумеровать все элементы, которые входят в основу выборки, а составленные списки централизо­ванно хранить.

Описание используемых методов сбора первичной социологической

Необходимо дать краткую характеристику исполь­зуемых в ходе осуществления социологического ис­следования методов сбора информации: анкетный оп­рос, интервью, наблюдение и т. д. Это должно быть не простое перечисление приемов исследования, необхо­димо указать: почему выбраны именно эти методы, а не другие, и продемонстрировать связь методов сбо­ра с целями, задачами и гипотезами исследования.

Логическая структура используемого инструментария

Благодаря этому четко видны блоки вопросов инст­рументария и какие характеристики предмета они вы­являют. Перечисляются операционные понятия, инди­каторы, тип шкалы измерения, номер вопроса в анкете.

Методика обработки информации

Социологическое исследование — это не только сбор данных. Цель его состоит в том, чтобы дать науч­но обоснованную интерпретацию изученных фактов. Для этого в грамотно составленной программе социо­логического исследования разрабатывается схема об­работки и анализа собранных данных. Уже на стадии формирования гипотезы исследователь должен четко представлять, как он будет собирать, обрабатывать и анализировать материалы, опираясь на гипотезу. Со­бранный первичный материал не пригоден для теоре­тического анализа, его необходимо обработать (упоря­дочить, классифицировать).

В этой части программы надо наметить формы и методы обработки собранной информации. Если об­работка будет производиться на ЭВМ, то исследова­тель должен иметь представление о возможностях данной ЭВМ. Чтобы обработать первичную информа­цию, заранее надо выбрать соответствующие матема­тические методы, технические средства и место про­ведения.

Общий и рабочий план исследования

В методическом разделе программы должны быть еще два вида плановых документов, которые опреде­ляют стратегию и тактику научного поиска, — это об­щий план и рабочий план. Общий план отражает схе­му исследования и определяет последовательность действий исследователя.

Различают три варианта общего плана: разведыва­ тельный, аналитический и экспериментальный.

Разведывательный план применяется, когда нет ясного представления об объекте или проблеме социо­логического исследования и социолог поэтому не мо­жет выдвинуть никаких гипотез. Его цель — уточне­ние проблемы, формулировка гипотез. Этот вид плана предполагает три основных этапа работы: изучение документов, проведение опросов экспертов и наблю­дение. В результате проведения этой работы четко формулируется проблема и выдвигаются гипотезы.

Описательный план возможен, когда имеющиеся знания об объекте достаточны, чтобы сформулировать описательную гипотезу. Его цель — проверка выдви­нутой гипотезы и получение точных качественно-ко­личественных характеристик объекта исследования. Набор исследовательских средств в данном случае бу­дет другой: выборочное или монографическое иссле­дование, анкетирование, статистические методы и др.

Экспериментальный план применяется, если име­ющиеся знания об объекте позволяют сформулиро­вать объяснительную гипотезу. Его цель — установить причинно-следственные связи в объекте, при этом раскрывается не только его структура, но и причины, которые влияют на функционирование и развитие изучаемого объекта.

На практике эти типы планов не существуют в чис­том виде. Иногда в одном исследовании сочетаются все виды формулировки проблемы, затем выдвижение описательных гипотез, а потом установление причин­но-следственных связей.

На полевом этапе сбора первичной информации необходимо общий план преобразовать в рабочий. В нем указываются сроки выполнения определенных работ, их последовательность. Планируя сроки, необ­ходимо предусмотреть возможные минимальные и максимальные сроки. Для этого хорошо составить сетевой график, чтобы видеть всю картину процесса и рационально управлять им. За каждым участником работы закрепить одного или группу социологов.

Программа социологического исследования — это стратегический документ, направленный на решение социальной проблемы или познание какого-то соци­ального явления.

Рабочий план — это приложение к программе. В нем указываются конкретные шаги и приемы, кото­рые использует социолог в процессе социологическо­го исследования. Он составляется после завершения разработки программы. Основное назначение рабоче­го плана — упорядочить основные этапы социологиче­ского исследования в соответствии с его программой, календарными сроками, рассчитать материальные и людские затраты.

Рабочий план включает в себя:

— порядок подготовки, обучения группы исследова­телей;

 

— примерная оценка расходов, сроки и затраты времени;

— количество необходимого инструментария, его объем, форма и условия размножения;

— подготовленность интервьюеров, их состав и число;

— время и место проведения исследования, а также
форма опроса;

— сроки, которые даются на подготовку информации к обработке и на саму обработку;

— закрепление ответственных за конкретными эта­ пами исследования, подготовка отчета и т. д.

Качество полученной социологической информа­ции будет выше, если до основного исследования про­вести пробное. Его иногда называют «пилотажным». Главное его назначение — это проверка качества ме­тодик и процедур исследования. Оно помогает прове­рить правильность выборки, внести, если необходимо, коррективы и изменения, более четко сформулиро­вать цель, задачи, выделить объект и предмет исследо­вания. Благодаря ему «обкатывается» разработанный инструментарий (анкеты, опросные листы, бланки ин­тервью), в который вносятся так же необходимые из­менения и дополнения.

Следует отметить, что на практике для разработки программы тратится больше времени, чем на проведе­ние самого исследования.

Основные понятия

Программа социологического исследования, мето­дологическая функция программы, методическая функция программы, организационная функция про­граммы, методологическая часть программы, методи­ческая часть программы, проблемная ситуация, про­блемы познавательного характера, проблемы предмет­ного характера, теоретическая интерпретация, эмпирическая интерпретация, операциональная ин­терпретация, гипотезы-основания, гипотезы-следст­вия, основные гипотезы, неосновные гипотезы, пер­вичные гипотезы, вторичные гипотезы, описательные (классификационные, структурные, функциональные) гипотезы, объяснительные гипотезы, прогнозные гипотезы, генеральная совокупность, выборочная со­вокупность, репрезентативная выборка, целенаправ­ленная выборка, квотная выборка, стихийная выбор­ка, простая случайная выборка, систематическая слу­чайная выборка, серийная случайная выборка (гнездовая выборка), многоступенчатая выборка, ком­бинированная выборка, общий (разведывательный, аналитический, экспериментальный) план исследова­ния, рабочий план исследования.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

1. Что такое программа социологического исследова­ния, какие функции выполняет она?

2. Из каких частей состоит программа, что в них вхо­дит?

3. Как должна примерно выглядеть последователь­ность и структура описания проблемной ситуации.

4. Что будет являться объектом и предметом в Вашем исследовании? Какие характеристики необходимо учитывать при описании объекта?

5. Что такое гипотеза? Приведите существующую классификацию гипотез.

6. Каким общепризнанным требованиям должна от­вечать правильно составленная гипотезы? Сфор­мулируйте гипотезу Вашего исследования.

7. Что такое «генеральная совокупность», «выбороч­ная совокупность», «репрезентативная выборка»?

8. Какие типы и виды выборок Вы знаете?

9. Какие требования необходимо соблюдать, чтобы выборка была надежной?

10. Что такое логическая структура используемого ин­струментария, для чего она необходима?

11. Для чего нужен общий и рабочий план исследова­ния? Их содержание.

Литература

1. Андреева А.Г. Программа конкретного социального исследования // Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред. Г.М. Андрее­вой. М: Изд-во Моск. унт-та, 1972. С. 4 — 55.

 

2. Методы сбора информации в социологических ис­следованиях: В 2 т. / Отв. ред.: В.Г. Андреенков, О.М. Маслова; АН СССР, Ин-т социологии. М.: На­ука, 1990. Т. 1-2.

3. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов: В 2 т. / [М.К. Горшков, Б.З. Докторов, О.М. Маслова и др.]; Под ред.: Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова; Центр социал. прогнозирования и маркетинга. М.: Academia, 1995. Т. 1.

4. Практикум по социологии: [Учеб. изд.] / [Ред.: И.М. Слепенков, Н.И. Дряхлов, В.Я.Нечаев и др.]. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. 192 с.

5. Рабочая книга социолога / [М.Н. Руткевич, В.Г. Ан­дреенков, А.В. Кабыша и др.; Редкол.: Г.В.Осипов (отв. ред.) и др.]. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Наука, 1983. 477 с.

6. Социология: Словарь-справочник. Т.4: Социологи­ческое исследование: Методы, методика, математи­ка и статистики / Отв.ред. Г.В. Осипов. М: Наука, 1991.357 с.

7. Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. Г.В. Осипова. М.: ИСПИ РАН, 1995. 939 с.

8. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методо­логия. Программа. Методы. [Доп. и испр. изд.]. Са­мара: Самарский ун-т, 1995. 328, [3] с.

1. Опрос и его разновидности в научных исследованиях по социальной работе

Место темы в учебном курсе

Данная тема дает представление об основном мето­де исследования в социальной работе — анкетирова­нии. Приводится классификация и описываются ос­новные виды анкетирования.

Рассматриваются вопросы технологии проведения анкетирования как основной разновидности опроса.

Основные рассматриваемые вопросы 1. Анкетирование — основная разновидность опроса. Виды анкетирования.

Применение анкетирования в социальной работе. Методика составления анкеты социального иссле­дования. Структура анкеты.

6. Классификация вопросов анкеты.

7. Правила проверки составленной анкеты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...