Интерпретация основных понятии
Все проблемные ситуации в социологическом исследовании имеют свой понятийный (категориальный) аппарат. Часто программы, особенно теоретически направленного исследования, содержат много специфических, порой неоднозначно толкуемых слов и категорий. В связи с этим возникает проблема однозначного понимания их исследователем и респондентами. Многие теоретические понятия необходимо разложить до уровня эмпирических индикаторов, чтобы была возможность их исследовать. Интерпретация (лат. interpretation) многоступенчатая процедура истолкования, разъяснения (конкретизации и обобщения) предпосылок и результатов социологического анализа. Она является необходимым элементом объяснения в социологии. В данном случае исследователь использует общепринятые научные определения понятий, находящиеся в справочниках, толковых словарях, энциклопедиях, учебниках или специальной (научной) литературе, либо, если их нет под рукой, выводит их с помощью логического размышления или опираясь на свой жизненный опыт. Исследователь должен дать в программе исчерпывающую интерпретацию основных понятий. Для этого работе необходимо уделить особое внимание, так как от этого полностью зависит логика изучения проблемы и направление поиска путей ее решения. А это не всегда бывает просто сделать. Одной из причин недостаточно строгой научной интерпретации того или иного понятия является то, что исследователь зачастую использует широко распространенное и прижившееся в массовом сознании обыденное представление о понятии: а не раскрывает полностью его содержание. Это неминуемо приводит впоследствии исследователя к большим трудностям.
Другая причина заключается в том, что разные понятия имеют различный уровень абстракций. Например, если понятие «политическая информированность» можно интерпретировать без особого труда («степень осведомленности по вопросам общественно-политической жизни внутри страны и за рубежом»), то более объемным понятиям, таким как «социальная активность», «девиация», «уровень культуры» и др., имеющим десятки отличающихся друг от друга определений, порой бывает трудно дать сразу научную интерпретацию. Для этого необходимо дополнительно изучить соответствующую научную литературу. Часто основное понятие содержит в себе другие, более «частные» понятия, которые имеют менее высокий уровень абстракции. Так, например, основное понятие «социальная активность» включает в себя такие более конкретные понятия: «трудовая активность», «общественно-политическая активность», «активность в сфере познания» и др. Таким образом, интерпретация понятий — это процедура истолкования, уточнения смысла понятий, которые будут применяться в ходе исследования. В социологическом исследовании существует три основных вида интерпретации: теоретическая, эмпирическая и операциональная. Теоретическая интерпретация — состоит в раскрытии содержания основных понятий через понятия меньшей общности. Эмпирическая интерпретация — это выделение эмпирических (наблюдаемых) признаков, конкретизирующих содержание основных понятий. Операциональная интерпретация — это дальнейшее расчленение эмпирических индикаторов основного понятия на более простые операционные понятия, которые будут поддаваться измерению. Все три этапа интерпретации необходимо применять в единстве, для того чтобы правильно провести социологическое исследование.
Формулировка Методологический раздел программы завершается описанием гипотезы.
Гипотеза (от греч. hupotesis — основание, предположение) — это обоснованное предположение о структуре социальных объектов, характере связей между изучаемыми социальными явлениями и возможных подходах к решению социальных проблем27. Гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа объекта. Она является своеобразным прогнозом ожидаемого решения исследовательской задачи. Выдвижение гипотез влияет на всю внутреннюю логику процесса исследования. В результате проверки гипотеза либо опровергается, либо подтверждается. Проверка гипотез при проведении социологического исследования осуществляется на основе выведения гипотез-следствий из гипотез-оснований и их эмпирической проверки. Рассмотрим, какие бывают гипотезы. Прежде всего, гипотезы различают по степени общности предположений — гипотезы-основания и гипотезы-следствия. Гипотезы-основания — это гипотезы, доказываемые с помощью выводимых из них гипотез-следствий, они не всегда имеют прямые эмпирические признаки. Гипотезы-следствия — выводятся из гипотез-оснований и служат средством их доказательства. Для этих гипотез обязательно наличие эмпирических признаков, которые можно проверить разными средствами. Гипотезы-основания развертываются в длинную цепочку гипотез-следствий, сформулированных в менее общих понятиях. Подтверждаемость гипотез-следствий будет доказательством обоснованности гипотез-оснований. Если почти все выведенные из гипотез-оснований гипотезы-следствия истинны, то это говорит о высокой степени истинности самой гипотезы и является основанием для ее принятия. Маловероятно, что большинство гипотез-следствий подтвердилось случайно. Если полученные в ходе исследования данные не подтвердились гипотезами-следствия, то гипотеза опровергается. Чтобы повысить подтверждаемость гипотезы, необходимо стремиться к выдвижению возможно большего количества взаимосвязанных гипотез, при этом к каждой гипотезе необходимо указать как можно большее число эмпирических показателей входящих в нее переменных. Конечно, проблема истинности гипотезы таким образом не решается, но зато повышается вероятность ее обоснования.
По отношению к главным задачам исследования гипотезы подразделяются на основные и неосновные. Основные гипотезы указывают на наличие наиболее существенных связей объектов, благодаря им решаются основные проблемы исследования. Неосновные гипотезы — указывают на побочные, но так же достаточно важные для решения основных проблем исследования связи объекта. Основные гипотезы следуют из основных задач, неосновные гипотезы — из неосновных задач. Если гипотезы основания и следствия логически взаимосвязаны между собой, то основные и неосновные гипотезы относятся к разным задачам и как бы сосуществуют друг с другом. По степени разработанности и обоснованности гипотезы бывают первичные и вторичные. Первичные гипотезы — выдвигаются на начальных этапах исследования. Вторичные гипотезы — выдвигаются на основе проверки, взамен первичных гипотез, если те опровергаются эмпирическими данными. Часто первичные гипотезы называют «рабочими», так как они являются как бы строительными лесами для выведения обоснованных гипотез. По содержанию предположений можно выделить описательные, объяснительные и прогнозные гипотезы. Описательные, в свою очередь, могут быть классификационными, структурными и функциональными. Описательные — это или предположение о существенных свойствах изучаемых объектов, т. е. классификационные, или о характере разных связей между элементами объекта — структурные, или о степени тесноты связей взаимодействия — функциональные гипотезы. Объяснительные (или гипотезы о причинах) — более глубокие, определяют причинно-следственные связи, выявляют причины, факты, которые были установлены в результате подтверждения описательных гипотез. Прогнозные — помогают раскрыть объективные тенденции в функционировании и развитии изучаемых объектов. Это самые глубокие гипотезы, на практике они встречаются реже, только в масштабных социологических исследованиях. Гипотезы обычно подтверждаются, но не всегда. Существует ряд общепризнанных требований, которым должна отвечать удачно составленная гипотеза. Вот некоторые из них.
1. Понятия гипотезы должны быть четко определены и оставаться адекватными на всем протяжении исследования. 2. Гипотеза должна быть доступна проверке в ходе проведения социологического исследования (в эмпирическом исследовании проверке подвергаются не сами гипотезы, а их следствия, то есть частные положения, которые логически вытекают из гипотез). 3. Не должны включаться понятия, которые не получили эмпирической интерпретации, так как ее невозможно будет проверить. Гипотеза может быть очень интересной, но если ее понятия нельзя изме рить, то невозможно успешно провести социологическое исследование. 4. Она должна быть простой, четко, кратко и ясно сформулированной. Гипотеза не должна обрастать целым лесом возможных допущений и ограничений. Не следует составлять ее с помощью нескольких придаточных предложений. 5. Гипотеза не должна противоречить известным уже фактам, которые относятся к изучаемому кругу явлений. Она должна их объяснять. Например, нельзя ставить гипотезу, что «чем более разнообразен труд, тем больше удовлетворенность работой», т. к. это противоречит имеющимся в психологии данным. Ведь известно, что при определенном психофизиологическом Проверка гипотез может быть осуществлена двумя способами: эмпирическим и логическим. В первом случае путем соответствующей интерпретации входящих в ее состав понятий, а во-втором случае — путем восстановления полной логической формы соответствующих утверждений и рассуждений. Если в программе не сформулирована гипотеза, то это означает, что научная ценность проводимого исследования будет научно низкой. После сбора информации исследователь не сможет адекватно провести интерпретацию полученных данных (таблиц, графиков, средних величин и т. д.). Ведь сами по себе даже очень интересные ответы на отдельные вопросы не будут представлять большой ценности, если они не подтверждают или не опровергают какую-либо гипотезу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|