Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интерпретация основных понятии




Все проблемные ситуации в социологическом ис­следовании имеют свой понятийный (категориаль­ный) аппарат. Часто программы, особенно теоретичес­ки направленного исследования, содержат много спе­цифических, порой неоднозначно толкуемых слов и категорий. В связи с этим возникает проблема одно­значного понимания их исследователем и респонден­тами. Многие теоретические понятия необходимо раз­ложить до уровня эмпирических индикаторов, чтобы была возможность их исследовать.

Интерпретация (лат. interpretation) многоступенча­тая процедура истолкования, разъяснения (конкрети­зации и обобщения) предпосылок и результатов социо­логического анализа. Она является необходимым эле­ментом объяснения в социологии.

В данном случае исследователь использует обще­принятые научные определения понятий, находящие­ся в справочниках, толковых словарях, энциклопеди­ях, учебниках или специальной (научной) литературе, либо, если их нет под рукой, выводит их с помощью ло­гического размышления или опираясь на свой жиз­ненный опыт.

Исследователь должен дать в программе исчерпы­вающую интерпретацию основных понятий. Для этого работе необходимо уделить особое внимание, так как от этого полностью зависит логика изучения пробле­мы и направление поиска путей ее решения. А это не всегда бывает просто сделать.

Одной из причин недостаточно строгой научной интерпретации того или иного понятия является то, что исследователь зачастую использует широко распространенное и прижившееся в массовом сознании обыденное представление о понятии: а не раскрывает полностью его содержание. Это неминуемо приводит впоследствии исследователя к большим трудностям.

Другая причина заключается в том, что разные по­нятия имеют различный уровень абстракций. Напри­мер, если понятие «политическая информирован­ность» можно интерпретировать без особого труда («степень осведомленности по вопросам обществен­но-политической жизни внутри страны и за рубе­жом»), то более объемным понятиям, таким как «со­циальная активность», «девиация», «уровень культу­ры» и др., имеющим десятки отличающихся друг от друга определений, порой бывает трудно дать сразу научную интерпретацию. Для этого необходимо до­полнительно изучить соответствующую научную ли­тературу.

Часто основное понятие содержит в себе другие, более «частные» понятия, которые имеют менее высо­кий уровень абстракции. Так, например, основное по­нятие «социальная активность» включает в себя такие более конкретные понятия: «трудовая активность», «общественно-политическая активность», «актив­ность в сфере познания» и др.

Таким образом, интерпретация понятий — это про­цедура истолкования, уточнения смысла понятий, ко­торые будут применяться в ходе исследования.

В социологическом исследовании существует три основных вида интерпретации: теоретическая, эмпи­рическая и операциональная.

Теоретическая интерпретация — состоит в рас­крытии содержания основных понятий через понятия меньшей общности.

Эмпирическая интерпретация — это выделение эмпирических (наблюдаемых) признаков, конкрети­зирующих содержание основных понятий.

Операциональная интерпретация — это дальней­шее расчленение эмпирических индикаторов основ­ного понятия на более простые операционные поня­тия, которые будут поддаваться измерению.

Все три этапа интерпретации необходимо приме­нять в единстве, для того чтобы правильно провести социологическое исследование.

 

Формулировка

Методологический раздел программы завершается описанием гипотезы.

Гипотеза (от греч. hupotesis — основание, предполо­жение) — это обоснованное предположение о структу­ре социальных объектов, характере связей между изу­чаемыми социальными явлениями и возможных подхо­дах к решению социальных проблем27.

Гипотеза может быть сформулирована только в ре­зультате предварительного анализа объекта. Она явля­ется своеобразным прогнозом ожидаемого решения исследовательской задачи. Выдвижение гипотез влия­ет на всю внутреннюю логику процесса исследования. В результате проверки гипотеза либо опровергается, либо подтверждается. Проверка гипотез при проведе­нии социологического исследования осуществляется на основе выведения гипотез-следствий из гипотез-ос­нований и их эмпирической проверки.

Рассмотрим, какие бывают гипотезы. Прежде всего, гипотезы различают по степени общности предполо­женийгипотезы-основания и гипотезы-следствия.

Гипотезы-основания — это гипотезы, доказывае­мые с помощью выводимых из них гипотез-следствий, они не всегда имеют прямые эмпирические признаки.

Гипотезы-следствия — выводятся из гипотез-осно­ваний и служат средством их доказательства. Для этих гипотез обязательно наличие эмпирических призна­ков, которые можно проверить разными средствами.

Гипотезы-основания развертываются в длинную це­почку гипотез-следствий, сформулированных в менее об­щих понятиях. Подтверждаемость гипотез-следствий бу­дет доказательством обоснованности гипотез-оснований.

Если почти все выведенные из гипотез-оснований гипотезы-следствия истинны, то это говорит о высокой степени истинности самой гипотезы и является основа­нием для ее принятия. Маловероятно, что большинство гипотез-следствий подтвердилось случайно. Если полу­ченные в ходе исследования данные не подтвердились гипотезами-следствия, то гипотеза опровергается.

Чтобы повысить подтверждаемость гипотезы, не­обходимо стремиться к выдвижению возможно боль­шего количества взаимосвязанных гипотез, при этом к каждой гипотезе необходимо указать как можно большее число эмпирических показателей входящих в нее переменных. Конечно, проблема истинности ги­потезы таким образом не решается, но зато повышает­ся вероятность ее обоснования.

По отношению к главным задачам исследования ги­потезы подразделяются на основные и неосновные.

Основные гипотезы указывают на наличие наибо­лее существенных связей объектов, благодаря им ре­шаются основные проблемы исследования.

Неосновные гипотезы — указывают на побочные, но так же достаточно важные для решения основных проблем исследования связи объекта.

Основные гипотезы следуют из основных задач, неосновные гипотезы — из неосновных задач. Если ги­потезы основания и следствия логически взаимосвяза­ны между собой, то основные и неосновные гипотезы относятся к разным задачам и как бы сосуществуют друг с другом.

По степени разработанности и обоснованности гипотезы бывают первичные и вторичные.

Первичные гипотезы — выдвигаются на начальных этапах исследования.

Вторичные гипотезы — выдвигаются на основе проверки, взамен первичных гипотез, если те опро­вергаются эмпирическими данными.

Часто первичные гипотезы называют «рабочими», так как они являются как бы строительными лесами для выведения обоснованных гипотез.

По содержанию предположений можно выделить описательные, объяснительные и прогнозные гипоте­зы. Описательные, в свою очередь, могут быть класси­фикационными, структурными и функциональными.

Описательные — это или предположение о сущест­венных свойствах изучаемых объектов, т. е. классифи­кационные, или о характере разных связей между эле­ментами объекта — структурные, или о степени тесноты связей взаимодействия — функциональные гипотезы.

Объяснительные (или гипотезы о причинах) — бо­лее глубокие, определяют причинно-следственные связи, выявляют причины, факты, которые были уста­новлены в результате подтверждения описательных гипотез.

Прогнозные — помогают раскрыть объективные тенденции в функционировании и развитии изучае­мых объектов. Это самые глубокие гипотезы, на прак­тике они встречаются реже, только в масштабных со­циологических исследованиях.

Гипотезы обычно подтверждаются, но не всегда. Существует ряд общепризнанных требований, кото­рым должна отвечать удачно составленная гипотеза. Вот некоторые из них.

1. Понятия гипотезы должны быть четко определе­ны и оставаться адекватными на всем протяжении ис­следования.

2. Гипотеза должна быть доступна проверке в ходе проведения социологического исследования (в эмпи­рическом исследовании проверке подвергаются не са­ми гипотезы, а их следствия, то есть частные положе­ния, которые логически вытекают из гипотез).

3. Не должны включаться понятия, которые не по­лучили эмпирической интерпретации, так как ее не­возможно будет проверить. Гипотеза может быть очень интересной, но если ее понятия нельзя изме­ рить, то невозможно успешно провести социологичес­кое исследование.

4. Она должна быть простой, четко, кратко и ясно сформулированной. Гипотеза не должна обрастать це­лым лесом возможных допущений и ограничений. Не следует составлять ее с помощью нескольких при­даточных предложений.

5. Гипотеза не должна противоречить известным уже фактам, которые относятся к изучаемому кругу явлений. Она должна их объяснять. Например, нельзя ставить гипотезу, что «чем более разнообразен труд, тем больше удовлетворенность работой», т. к. это про­тиворечит имеющимся в психологии данным. Ведь из­вестно, что при определенном психофизиологическом
типе личности, именно однообразная и монотонная, а не разнообразная работа доставляет человеку удоволь­ствие.

Проверка гипотез может быть осуществлена двумя способами: эмпирическим и логическим. В первом случае путем соответствующей интерпретации входя­щих в ее состав понятий, а во-втором случае — путем восстановления полной логической формы соответст­вующих утверждений и рассуждений.

Если в программе не сформулирована гипотеза, то это означает, что научная ценность проводимого ис­следования будет научно низкой. После сбора инфор­мации исследователь не сможет адекватно провести интерпретацию полученных данных (таблиц, графи­ков, средних величин и т. д.). Ведь сами по себе даже очень интересные ответы на отдельные вопросы не бу­дут представлять большой ценности, если они не под­тверждают или не опровергают какую-либо гипотезу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...