Этапы социологического исследования
Социологические исследования всегда проводятся логически последовательно по определенным этапам, в конкретно обозначенное время. Основные этапы социологического исследования: — подготовка исследования; — сбор первичной социологической информации; — подготовка собранной информации к обработке — анализ обработанной информации и оформление У каждого этапа своя специфика. На разных этапах осуществляется разная работа. Все этапы логически взаимообусловлены и взаимосвязаны. Нельзя приступать к этапу, если не выполнен предыдущий. Весь материал, полученный на ранее проведенном этапе, является основой для проведения последующего этапа. Качество конечного результата социологического исследования напрямую связано с качеством выполнения требований каждого этапа. Например, если допущены ошибки при разработке или исполнении выборочных процедур, то это уже будет невозможно компенсировать отличным исполнением процедур опроса или обработки данных. Рассмотрим подробнее этапы. Подготовка исследования. На этом этапе составляется программа социологического исследования, организуется процесс исследования. Если в этом есть необходимость, формируется рабочая группа и распределяются обязанности между ее членами. Разрабатываются инструкции для группы сбора первичной информации. Решается вопрос относительно использования финансовых и материально-технических средств. Устанавливаются контакты с руководителями учреждений, где будет проходить исследование, и налаживаются взаимоотношения с людьми на объекте. Среди опрашиваемых проводится разъяснительная работа, которую следует поручать наиболее коммуникабельным, с педагогическими способностями исследователям. Респондентам объясняют цель и задачи опроса, предполагаемый результат и возможный характер его использования, а также обращаются к ним с просьбой оказать помощь и активное участие в опросе. Если для собора информации используется анализ документов, то для этого избираются только те документы, содержание которых имеет непосредственное отношение к изучаемым социальным явлениям. Желательно, если есть необходимость, провести пилотажное исследование для того, чтобы апробировать методику и технику проведения социологического исследования. В соответствии с итогами пробного исследования вносятся коррективы в программу, методические документы и инструкции.
Тиражируется методический инструментарий для массового сбора информации. Формируется группа сбора первичной информации (анкетеров, интервьюеров, наблюдателей), и с ними проводится инструктаж. Сбор первичной социологической информации. На этом этапе происходит сбор информации о проблемной ситуации. Это могут быть в разной форме необобщенные сведения (ответы на интервью, заполненные анкеты, записи исследователя в карточках наблюдения и др.). Обработка материала. Полученный материал обрабатывается в соответствии с разработанной программой исследования, в которой указывается, как будет происходить обработка информации (вручную или на ЭВМ). На этом этапе происходит выбраковка, шифровка, кодировка, перфорация данных, перенос информации на носители машинной обработки, сама машинная обработка. Для обработки используются математико-статистические методы. Информацию можно полностью или частично обработать вручную. Результаты обработки приводятся к системе показателей и эмпирических индикаторов, имеющих место в программе. После этого полученные данные сводятся в таблицу, изображаются графически: в графиках, схемах, матрицах и т. п.
Оформление выводов. После того как материал обработан, полученные документы, таблицы и результаты наблюдений тщательно изучаются. При анализе полученных данных делается сопоставление результатов исследования по разным подразделениям, группам, т. е. сравнивается информация, полученная от респондентов с разным социальным статусом, разными социальными характеристиками, установками и ценностными ориентациями и т. д. Проводится широкомасштабный и широкоаспектный сравнительный анализ. На основе этого делаются выводы о подтверждении или опровержении выдвинутых первоначально гипотез. Выявляются и формулируются разные социальные закономерности, тенденции, противоречия, новые проблемы. В конце исследования оформляются основные результаты. Формулировка обобщений и выводов начинается с упорядоченного изложения полученного материала. Часто результаты социологического исследования находят свое отражение в научных и аналитических за писках. Главным итоговым научным документом явля^ ется научный отчет, в котором подробно описываются все основные моменты хода исследования и главные результаты. На базе полученных выводов разрабатываются практические рекомендации для обоснования и принятия определенных управленческих решений или для регулирования социальных отношений. Кроме этого результаты научно-исследовательской работы могут быть изложены и другим путем: в выступлениях на научных конференциях, на семинарах, путем публикации статей и монографий, докладной записки в соответствующее ведомство и т. д. 6.4. Основные виды социологического исследования В зависимости от цели и выдвигаемых задач можно выделить следующие виды социологических исследований: разведывательные, описательные и аналитические14. Разведывательное (пилотажное, зондажное) исследование — наиболее простой вид конкретного социологического исследования. Оно решает весьма ограниченные по содержанию задачи, охватывает небольшие обследуемые совокупности. Для него характерны упрощенная программа и сжатый по объему инструментарий. В прикладной социологии инструментарием называются методические документы, необходимые для сбора первичной социологической информации: анкета, бланк-интервью, карточка для фиксации результатов наблюдения и т. д.
Разведывательное исследование используется при сборе «прикидочных» сведений об объекте исследования для общей ориентации или с целью получения оперативной информации о каком-либо конкретном факте, событии, явлении. Разновидностью разведывательного исследования является экспресс-опрос. С помощью экспресс-опроса (оперативного опроса) выявляют отношение людей к актуальным событиям и фактам (т. е. проводится зондаж общественного мнения), либо степень эффективности только что проведенного мероприятия. Например, для определения степени удовлетворенности аудитории качеством прослушанной лекции. Часто разведывательное исследование выступает в качестве предварительного этапа глубоких и масштабных исследований, и в таком случае его называют пилотажным. Пилотажное (пробное) исследование (или пилотаж) (от англ. pilot — одно из значений которого — опытная установка) — в социологии пробное исследование, цель которого проверка качества инструментария для сбора первичной социологической информации, процедур и методов организации полевого исследования. В данном случае оно используется для получения дополнительной информации о предмете и объекте, уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария (анкет, планов интервью и т. п., включая формулировку вопросов и измерительных шкал), границ обследуемой совокупности, и отрабатывается организация сбора информации. С помощью его выявляются трудности, которые могут встретиться в ходе последующего проведения углубленного, широкомасштабного исследования. Часто после проведения пилотажного исследования изменяется гипотеза. Так как цель пилотажного исследования заключается в проверке социологического инструментария, то к выборке в пилотажном исследовании не предъявляется требований репрезентативности. Обычно считается достаточным опрос 50— 100 человек, в зависимости от степени новизны методик и исследованности и однородности объекта, но так, чтобы в выборку обязательно были включены все значимые для целей исследования группы респондентов.
Для полноценного осуществления пилотажного исследования часто бывает недостаточно проведения только одного опроса, необходим целенаправленный анализ специальной литературы, опрос специалистов (экспертов). Наиболее распространенным методом по лучения знания о надежности разработанного инструментария является неструктурированное наблюдение, т. к. допущенные при его разработке ошибки могут быть обнаружены при наблюдении за процессом практического применения инструментария. Например, при пилотаже анкеты респонденты или задают вопросы о значении непонятных слов, или отвечают не по существу, или вообще оставляют вопрос без ответа, или смущаются при ответе на «острые» вопросы и т. п. Таким образом, с помощью неструктурированного наблюдения можно обнаружить наиболее грубые и очевидные просчеты в конструкции методической процедуры. Пилотажное исследование — необходимый этап социологического исследования. Оно может повторяться неоднократно, до тех пор пока не будут достигнуты положительные результаты и не отработаны все элементы исследования. Проведение пилотажного исследования не обязательно в том случае, если применяются хорошо апробированные до этого методики сбора данных. В разведывательном исследовании обычно используется один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации (анкетирование или интервью), позволяющий осуществить его в короткие сроки. Описательное исследование — это более сложный вид конкретного социологического исследования. Оно дает возможность получить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Обычно это исследование применяется, когда объектом исследования выступает относительно большая общность людей, не однородная по своим характеристикам. Например, население города, где можно выделить людей разных профессий, разного возраста, стажа работы, семейного положения, уровня образования и т. д. В этом случае в структуре изучаемого объекта выделяют относительно однородные группы и проводят поочередную оценку, сравнение и сопоставление наиболее важных характеристик, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой, а также выявляют наличие 110 или отсутствие связей между ними. Программа в данном случае уже достаточно подробно разработана, а инструментарий апробирован.
Аналитическое исследование — самый сложный и глубокий вид социологического исследования. Его целью является не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выявление причин, обусловливающих тот или иной характер наблюдений, его динамику и т. д. Так, если в результате описательного исследования выясняется, существует ли связь между характеристиками изучаемого социального явления, то в результате аналитического исследования социолог может определить, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Например, если в первом исследовании изучается наличие связи между удовлетворенностью работников содержанием выполняемого труда и его производительностью, то во втором исследовании выясняется: является ли удовлетворенность содержанием труда основной или не основной причиной, которая выступает в роли фактора, определяющего уровень его производительности. Для подготовки и проведения такого вида исследования требуется много времени, тщательно разработанная программа и инструментарий. По методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. Исследователь может использовать различные формы опроса, анализа документов, наблюдения, которые будут взаимно дополнять друг друга. Самостоятельной разновидностью аналитического исследования выступает социальный эксперимент. Для его проведения создается экспериментальная ситуация, для чего изменяются обычные условия функционирования интересующего исследователя объекта. Эксперимент позволяет не только собирать данные, но и в той или иной степени видоизменить действительность. Выдвинутые в ходе эксперимента гипотезы проходят проверку непосредственно на практике. Для получения в короткие сроки надежной информации, кроме зондажных исследований, проводят также и оперативное исследование. Оперативное исследование — это исследование, главная цель которого получить в короткие сроки на дежную и объективную информацию о каком-либо социальном процессе, состояние которого требует безотлагательного и усиленного управленческого воздействия. Данный вид социологического исследования, в отличие от других видов, проводится только тогда, когда проблемная ситуация очевидна, а противоречия достигли максимальной точки развития. Задача оперативного социологического исследования заключается в поиске причин возникновения того или иного противоречия, которое мешает нормальному функционированию конкретного социального механизма. Полученные результаты используются организациями, сделавшими заказ на проведение такого исследования. В оперативном исследовании для сбора информации могут быть использованы: опрос, наблюдение, анализ документов (часто в сочетании друг с другом), а в зондажных исследованиях для выявления проблемной ситуации используются только методы опроса. Одной из важных особенностей оперативного исследования является то, что полученные после анализа данных исследования выводы не могут быть распространены на другие социальные группы, т. к. каждый раз изучается специфическая социальная ситуация. В зависимости от того, изучается предмет в статике или динамике, различают два вида социологического исследования — точечное и повторное. Точечное (разовое) исследование — позволяет получить информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Данную информацию можно назвать статистической, так как она отражает как бы моментальный «срез», но не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени. Повторное (трендовое) исследование — ориентировано на выявление динамики изучаемого объекта. Для этого последовательно через определенные промежутки времени проводятся несколько исследований. Таким образом, повторное исследование — это средство сравнительного социологического анализа. В зависимости от цели сбор интересующей повторной информации может осуществляться в два, три и более lit этапа, а временной интервал между исследованиями может быть самым различным, т. к. разные социальные процессы обладают неодинаковой динамикой. При его проведении нет необходимости сохранять в выборке тех же самых индивидов по изучаемой совокупности. Обязательной должна быть только их принадлежность к одной социальной группе. Существует несколько разновидностей повторного исследования: панельное и лонгитюдное. Панельное исследование (от англ. panel — панель, список) — это изучение одних и тех же лиц через определенные интервалы времени. Главная цель панельного исследования — это исследование тенденции развития и динамики социального явления или процесса во времени. С помощью его можно изучить изменения, происходящие в какой-либо группе людей, в течение определенного промежутка времени. Например, исследование процесса производственной адаптации молодых рабочих. Недостатком является сложность сохранения выборки от исследования к исследованию. Поэтому объем выборки такого исследования, в связи с возможными потерями, следует увеличивать на 20 — 25% против статистически обоснованной выборки. Лонгитюдное исследование (от англ. longitude — долгота; букв, продолжительное исследование) — вид повторного, социологического и социально-психологического исследования, при котором ведется описание всех этапов психического и социального развития молодежи в процессе ее жизненного самоопределения. Первоначально лонгитюдное исследование возникло в психологии как инструмент изучения индивидуальных и возрастных различий людей, а позднее нашло распространение в социальной психологии и при анализе проблем жизненного цикла человека, для изучения динамики семей и брачных пар, учебных групп, производственных бригад, а также индивидуального поведения в социальных процессах. Начальный этап исследования обычно связывается с окончанием учебы в общеобразовательной школе, а завершающий — с достижением социальной зрелости (приобретения устойчивого социального статуса, профессии, создание семьи и т. д.). Общим для лонгитюдных и панельных исследований является то, что объектом длительного наблюде ния в них является один и тот же контингент обследуемых. Но есть и различия. Если в панельных исследованиях в качестве объекта могут выступать любые возрастные группы (например, пенсионеры), то в лонгитюдных исследованиях — только молодежь. Если в панельных исследованиях время проведения последующих обследований устанавливается по внешним для изучаемого объекта факторам (через год, через три года, после проведения каких-либо социальных мероприятий и т. д.), то в лонгитюдных исследованиях оно устанавливается по мере достижения молодежью определенных стадий в своем социальном развитии. Лонгитюдное исследование — это комплексное, многоцелевое исследование. Благодаря ему можно получить информацию о многих важных социальных проблемах, таких, как выбор профессии, профессия и социальная адаптация, изменение ценностного сознания и поведения молодежи в процессе самоопределения и др. Данное исследование — одно из самых трудоемких и дорогих методов в социологии, так как в течение многих лет необходимо сохранять контакт между исследователем и респондентом. Лонгитюдное исследование также иногда называют генетическим исследованием, так как оно позволяет проследить становление тех или иных социальных характеристик молодежи. В лонгитюдных исследованиях важную роль играют понятия «поколение» и «когорта», в связи с чем выделяются еще два вида исследования: поколенное и когортное. Поколенное исследование — это исследование, главная цель которого — изучение динамики социальной структуры и ценностей общества через исследование взаимоотношения поколений. К одному поколению относятся люди, возраст которых помещается в некотором интервале, при этом последний не всегда остается неизменным. В настоящее время большинство исследователей определяют интервал между поколениями в 20 — 25 лет. Трудности определения границ поколения во многом обусловлены множественностью и противоречивостью его социально-биологических критериев: сроки физического созревания юно- 114 шества, начало трудовой деятельности, средний возраст вступления в брак, общность образа мыслей, поведения, ценностей. Все перечисленные критерии подвижны и социально обусловлены. Например увеличение продолжительности образования ведет к тому, что вступление в трудовую жизнь все меньше совпадает с физической зрелостью. В обществе всегда одновременно существуют несколько поколений, отношения между которыми создают ряд проблем, а иногда даже приводят к конфликтам. Когортное исследование — изучает более специфические совокупности (когорты) в течение определенного времени. Когорта (от лат. cohors — множество, подразделение) — это группировка, состоящая из индивидов, подобранных по тому признаку, что они переживают одни и те же события, процессы в одни и те же периоды времени. Таким образом, под когортой понимается часть поколения, выделяемая по одному (или более) специфическому признаку. Первоначально наиболее распространенным было понятие «когорта рождения», т. е. группа людей, рожденных в определенные периоды времени (в один и тот же год). В ходе исследования производится опрос членов этой когорты по достижении ими 18, 20, 25, 30 лет и т. д. Позднее были выделены другие виды когорт, например когорта событий («ликвидаторы» Чернобыльской АЭС) и др. При когортном исследовании в выборку каждый раз могут попадать разные индивиды, но все они обязательно должны принадлежать к одной и той же когорте. Это обусловлено тем, что предполагается, что индивиды, входящие в когорту, характеризуются некоторыми общими для них социальными и социально-психологическими Показателями. Понятие «когорта» при проведении социологических исследований используется в том случае, если возникает необходимость выявить индикаторы социальных изменений и процессов, исследовать влияние социальных, культурно-исторических изменений на процессы развития личности, изучить механизмы социализации личности и т. д. Также в социологии выделяются монографическое и сравнительное исследование. Монографическое исследование — вид социологического исследования, главная цель которого — изучение какого-либо социального явления или процесса на II и одном объекте, являющимся представителем целого класса подобных объектов. Объект отбирается типологически на основе имеющейся информации и предполагается, что он характерен для данного класса явлений. Задача монографического исследования заключается в том, чтобы дать детальный анализ нового явления, т. к. отсутствие информации о нем делает невозможным проведение широкого выборочного исследования. В связи с этим монографическое исследование не претендует на получение репрезентативной информации. Сравнительное исследование — вид социологического исследования, в котором в качестве основного приема используется сопоставление информации, которая может быть получена: 1) в разные периоды исторического развития общества; 2) в разных социальных подсистемах: (группах, общностях, институтах и т. д.); 3) разными исследователями или исследовательскими коллективами; 4) разными методами сбора или измерения информации. В сравнительных исследованиях могут решаться различные методологические и методические задачи, как описательные (установление сходства и различия), так и аналитические (объяснение, предсказание, практические рекомендации). В зависимости от места и условий проведения исследование может быть полевым или лабораторным. Полевое исследование (синонимы «обследование», «эмпирическое обследование», «полевое обследование», «полевые работы») — в узком смысле — это опрос на «месте» (на дому, в школьном классе, на производстве и т. п.), в широком смысле — изучение объекта исследования в естественных, «полевых» условиях, в условиях повседневной жизни. Обычно полевое исследование направлено на полное и глубокое исследование социальных объектов для получения информации, которая необходима для объяснения социальных явлений и процессов. Поэтому объект полевого исследования всегда должен иметь четкие временные и пространственные границы (конкретный трудовой коллектив, студенты определенного вуза, территориальная общность и т.д.). Лабораторное (экспериментальное) исследование — антоним понятия «полевое исследование». Если при полевом исследовании изучение социального объекта осуществляется в естественных условиях, а вмешательство социолога в ситуацию наблюдений по возможности сводится до минимума, то при лабораторном исследование поведение людей изучается в искусственно созданной ситуации. В зависимости от специфики объекта, а также от характера уже имеющейся информации об объекте, существуют три следующих основных вида социологического исследования: опрос, анализ документов, наблюдение. А также тестирование, эксперимент и др. Данные виды исследования будут подробно рассмотрены в последующих параграфах. Основные понятия Социологическое исследование, объект исследования, субъект исследования, результат социологического исследования, средства социологического исследования, аналитическое исследование, когортное исследование, лабораторное исследование, лонгитюдное исследование, монографическое исследование, описательное исследование, панельное исследование, пилотажное исследование, повторное исследование, поколенное исследование, полевое исследование, разведывательное исследование, сравнительное исследование, точечное исследование, экспресс-опрос. Темы рефератов Специфика организации социологического исследования в области социальной защиты населения. 2. Исследование эффективности в социальной работе. 3. Ценность исследовательских методов и необходимость их использования в деятельности социального работника. 4. Основные подходы исследования социальной реальности. 5. Выбор подхода и метода исследования социальной 6. Интегративный характер методов исследования в социальной работе. 7. Дискуссии о собственных методах исследования социальной работы.
Вопросы для обсуждения на семинарском занятии 1. Почему социальных работников необходимо обучать использовать различные методы исследования? 2. Что свойственно как процессу социальной работы так и научно-исследовательскому процессу? 3. Из каких элементов состоит конкретное социологическое исследование? 4. Какая работа осуществляется на разных этапах социологического исследования? 5. Какие виды исследования в зависимости от цели и выдвигаемых задач Вы знаете? Какое исследование планируете проводить Вы? 6. Почему необходимо проводить пилотажное исследование? 7. Чем отличается монографическое исследование от сравнительного? 8. Когда проводится точечное, а когда повторное исследование? Какие разновидности повторного исследования Вы знаете? Литература 1. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы: Библиотека социальной работы: [Пер. с швед.]. М, 1992. 340 с. 2. Обучение социальной работе: Преемственность и инновации / Под ред.: Ш. Рамон, Р. Сарри; Пер. с англ. под ред. Б.Ю. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 1996. 156 с. 3. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов: В 2 т. / [М.К. Горшков, Б.З. Докторов, О.М. Маслова и др.]; Под ред.: Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова; Центр социал. прогнозирования и маркетинга. М.: Academia, 1995. Т. 1. 4. Пинкус А., Минахан А. Практика социальной рабо ты (форма и методы): [Пер. с англ.] / [Рос. гос. социал. ин-т]. М.: Союз, 1993. 223 с. 5. Социальная работа как профессия: Учеб. пособие / Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского. Ф-т истории, социал. наук и междунар. отношений. Каф. общ. социологии и социал. работы; [Сост. и авт.: Колобов О.А. и др.; Под общ.ред З.Х. Саралиевой]. Н. Новгород: ННГУ, 1996. 313 с. 6. Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. Г.В. Осипова. М.: ИСПИ РАН, 1995. 939 с. 7. Энциклопедия социальной работы: Пер. с англ.: В 3 т. / Гл. науч. ред.: Л.Э. Кунельский, М.С. Мацковский. М: Центр общечеловеч. ценностей, 1993—1994. Т. 1—3. ■ 7. Построение программы исследования________ Место темы в учебном курсе Данная тема дает представление о сущности программы социологического исследования и ее функциях. Подробно описываются основные части программы: методологическая и методическая. Ориентирует студента на проведение исследования в процессе практики путем выдвижения и осознания им своих собственных гипотез и концепций, а также осознания возможности их проверки своими силами или вместе с однокурсниками. Позволяет научиться четко формулировать цели и задачи исследования, а также четко и грамотно выдвигать гипотезы, правильно составлять выборку, анализировать полученные данные, интерпретировать результаты проведенного исследования с целью их эффективного практического применения. Основные рассматриваемые вопросы 1. Программа исследования. 2. Методологическая часть программы. 3. Описание проблемной ситуации. 4. Указание цели и задач. 5. Определение объекта и предмета исследования. 6. Интерпретация основных понятий. 7. Формулировка гипотез. 8. Методическая часть программы. 9. Определение объема выборки. 10. Описание используемых методов сбора первичной социологической информации.
11. Логическая структура используемого инструментария. 12. Методика обработки информации. 13. Общий и рабочий план исследования С учетом этого программа социологического исследования должна включать в себя четкое, подробное и завершенное изложение двух частей (разделов): методологической и методической.
Программа исследования Разработка программы — необходимый элемент социологического исследования. Она помогает избежать ошибок в процессе проведения исследования и при анализе его результатов. Одно из широко используемых определений программы социологического исследования дано В.И. Ядовым: «Программа исследования — это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки»15. Программа, исходя из своего назначения, выполняет методологическую, методическую и организационную функции. Методологическая функция заключается в том, что программа дает возможность сформулировать научную проблему, ради которой проводится данное исследование, и определить отношение этого исследования к ранее выполненным. Формулируются цель и необходимые для ее достижения задачи. Определяются объект и предмет исследования, а также гипотезы. Методическая функция содержит логический план исследования, благодаря которому можно осуществить переход от теоретических положений к эмпирическим фактам, а от этих фактов к новым теоретическим обобщениям и практическим рекомендациям. Организационная функция позволяет распределять и закреплять за определенными участниками исследования конкретные участки работы, т. е. рационально разделять труд, заранее планировать, определять последовательность и проводить контроль поэтапного хода исследования. Методологическая часть Описание проблемной ситуации. Указание цели и задач. Определение объекта и предмета исследования. Интерпретация основных понятий. Формулировка гипотез. Методическая часть 6. Определение объема выборки. 7. Описание используемых методов сбора первичной 8. Логическая структура используемого инструментария. 9. Методика обработки информации. Программу обязательно дополняет рабочий план, в котором упорядочиваются этапы работы, сроки выполнения исследования, оцениваются необходимые финансовые ресурсы и т. д. Столь обширная структура программы — это не чисто теоретические измышления ученых, а наиболее целесообразная структура, выверенная на практике посредством проведения многолетних исследований. Если исследователь, приступая к полевому исследованию, имеет готовую программу, то в этом случае его действия и контроль за этими действиями будут логичными, последовательными, и он сможет избежать ошибок как в процессе проведения самого исследования, так и при анализе его результатов. В программе исследования отражается определенная последовательность, поэтапность исследования. Каждый этап — это относительно самостоятельная часть познавательного процесса. Для каждого этапа характерны свои специфические задачи, решение которых связано с общей целью исследования. Необходимость строгой поэтапности исследования выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы. Часто программу называют стратегическим документом исследования, ознакомившись с которым можно сразу понять концепцию всего исследования, понять, какие вопросы особо заинтересовали организаторов и побудили их предпринять попытку осуществить научный анализ. Разработка программы является весьма ответственным делом и требует высокой квалификации. Не стоит начинать исследование до тех пор, пока программа не будет достаточно хорошо разработана. Если по каким-то причинам нет возможности разработать полноценную программу исследования, то разрабатывают ее макет, упрощенный вариант, в котором обязательно содержатся все необходимые компоненты, но без подробной детализации. Ведь эффективность исследования, теоретическая и практическая польза от него в значительной степени зависят от его теоретико-методологического обоснования, научного уровня разработки программы, удачного выбора гипотезы. В противном случае исследование не приведет к ожидаемым теоретическим выводам, к эффективным практическим рекомендациям и не оправдает потраченных на него материальных средств. Теперь рассмотрим более детально основные части программы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|