Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы социологического исследования




Социологические исследования всегда проводятся логически последовательно по определенным этапам, в конкретно обозначенное время.

Основные этапы социологического исследования:

подготовка исследования;

сбор первичной социологической информации;

подготовка собранной информации к обработке
и ее обработка;

анализ обработанной информации и оформление
выводов.

У каждого этапа своя специфика. На разных этапах осуществляется разная работа. Все этапы логически вза­имообусловлены и взаимосвязаны. Нельзя приступать к этапу, если не выполнен предыдущий. Весь материал, полученный на ранее проведенном этапе, является осно­вой для проведения последующего этапа. Качество ко­нечного результата социологического исследования на­прямую связано с качеством выполнения требований каждого этапа. Например, если допущены ошибки при разработке или исполнении выборочных процедур, то это уже будет невозможно компенсировать отлич­ным исполнением процедур опроса или обработки дан­ных. Рассмотрим подробнее этапы.

Подготовка исследования. На этом этапе составляет­ся программа социологического исследования, организу­ется процесс исследования. Если в этом есть необходи­мость, формируется рабочая группа и распределяются обязанности между ее членами. Разрабатываются инст­рукции для группы сбора первичной информации. Реша­ется вопрос относительно использования финансовых и материально-технических средств.

Устанавливаются контакты с руководителями уч­реждений, где будет проходить исследование, и нала­живаются взаимоотношения с людьми на объекте. Среди опрашиваемых проводится разъяснительная работа, которую следует поручать наиболее коммуни­кабельным, с педагогическими способностями иссле­дователям. Респондентам объясняют цель и задачи оп­роса, предполагаемый результат и возможный харак­тер его использования, а также обращаются к ним с просьбой оказать помощь и активное участие в опро­се. Если для собора информации используется анализ документов, то для этого избираются только те доку­менты, содержание которых имеет непосредственное отношение к изучаемым социальным явлениям. Жела­тельно, если есть необходимость, провести пилотаж­ное исследование для того, чтобы апробировать мето­дику и технику проведения социологического иссле­дования. В соответствии с итогами пробного исследования вносятся коррективы в программу, ме­тодические документы и инструкции.

Тиражируется методический инструментарий для массового сбора информации. Формируется группа сбора первичной информации (анкетеров, интервьюе­ров, наблюдателей), и с ними проводится инструктаж. Сбор первичной социологической информации.

На этом этапе происходит сбор информации о про­блемной ситуации. Это могут быть в разной форме не­обобщенные сведения (ответы на интервью, заполнен­ные анкеты, записи исследователя в карточках наблю­дения и др.).

Обработка материала. Полученный материал обра­батывается в соответствии с разработанной програм­мой исследования, в которой указывается, как будет происходить обработка информации (вручную или на ЭВМ). На этом этапе происходит выбраковка, шиф­ровка, кодировка, перфорация данных, перенос ин­формации на носители машинной обработки, сама ма­шинная обработка. Для обработки используются математико-статистические методы. Информацию можно полностью или частично обработать вручную. Резуль­таты обработки приводятся к системе показателей и эмпирических индикаторов, имеющих место в про­грамме. После этого полученные данные сводятся в таблицу, изображаются графически: в графиках, схемах, матрицах и т. п.

Оформление выводов. После того как материал об­работан, полученные документы, таблицы и результа­ты наблюдений тщательно изучаются. При анализе по­лученных данных делается сопоставление результатов исследования по разным подразделениям, группам, т. е. сравнивается информация, полученная от респон­дентов с разным социальным статусом, разными соци­альными характеристиками, установками и ценност­ными ориентациями и т. д. Проводится широкомас­штабный и широкоаспектный сравнительный анализ.

На основе этого делаются выводы о подтверждении или опровержении выдвинутых первоначально гипо­тез. Выявляются и формулируются разные социаль­ные закономерности, тенденции, противоречия, но­вые проблемы. В конце исследования оформляются основные результаты. Формулировка обобщений и выводов начинается с упорядоченного изложения полученного материала.

Часто результаты социологического исследования находят свое отражение в научных и аналитических за писках. Главным итоговым научным документом явля^ ется научный отчет, в котором подробно описываются все основные моменты хода исследования и главные результаты. На базе полученных выводов разрабатыва­ются практические рекомендации для обоснования и принятия определенных управленческих решений или для регулирования социальных отношений. Кроме этого результаты научно-исследовательской работы могут быть изложены и другим путем: в выступлениях на научных конференциях, на семинарах, путем публи­кации статей и монографий, докладной записки в соот­ветствующее ведомство и т. д.

6.4. Основные виды социологического исследования

В зависимости от цели и выдвигаемых задач можно выделить следующие виды социологических исследо­ваний: разведывательные, описательные и аналити­ческие14.

Разведывательное (пилотажное, зондажное) ис­следование — наиболее простой вид конкретного со­циологического исследования. Оно решает весьма ограниченные по содержанию задачи, охватывает не­большие обследуемые совокупности. Для него харак­терны упрощенная программа и сжатый по объему ин­струментарий.

В прикладной социологии инструментарием назы­ваются методические документы, необходимые для сбора первичной социологической информации: анке­та, бланк-интервью, карточка для фиксации результа­тов наблюдения и т. д.

Разведывательное исследование используется при сборе «прикидочных» сведений об объекте исследова­ния для общей ориентации или с целью получения опе­ративной информации о каком-либо конкретном фак­те, событии, явлении.

Разновидностью разведывательного исследования является экспресс-опрос. С помощью экспресс-опроса (оперативного опроса) выявляют отношение людей к актуальным событиям и фактам (т. е. проводится зондаж общественного мнения), либо степень эффек­тивности только что проведенного мероприятия. На­пример, для определения степени удовлетворенности аудитории качеством прослушанной лекции.

Часто разведывательное исследование выступает в качестве предварительного этапа глубоких и мас­штабных исследований, и в таком случае его называют пилотажным.

Пилотажное (пробное) исследование (или пило­таж) (от англ. pilot — одно из значений которого — опытная установка) — в социологии пробное исследо­вание, цель которого проверка качества инструмента­рия для сбора первичной социологической информа­ции, процедур и методов организации полевого иссле­дования. В данном случае оно используется для получения дополнительной информации о предмете и объекте, уточнения и корректировки гипотез и за­дач, инструментария (анкет, планов интервью и т. п., включая формулировку вопросов и измерительных шкал), границ обследуемой совокупности, и отрабаты­вается организация сбора информации. С помощью его выявляются трудности, которые могут встретиться в ходе последующего проведения углубленного, широ­комасштабного исследования. Часто после проведе­ния пилотажного исследования изменяется гипотеза.

Так как цель пилотажного исследования заключа­ется в проверке социологического инструментария, то к выборке в пилотажном исследовании не предъяв­ляется требований репрезентативности. Обычно счи­тается достаточным опрос 50— 100 человек, в зависи­мости от степени новизны методик и исследованности и однородности объекта, но так, чтобы в выборку обя­зательно были включены все значимые для целей ис­следования группы респондентов.

Для полноценного осуществления пилотажного ис­следования часто бывает недостаточно проведения только одного опроса, необходим целенаправленный анализ специальной литературы, опрос специалистов (экспертов). Наиболее распространенным методом по лучения знания о надежности разработанного инстру­ментария является неструктурированное наблюдение, т. к. допущенные при его разработке ошибки могут быть обнаружены при наблюдении за процессом практического применения инструментария. Напри­мер, при пилотаже анкеты респонденты или задают вопросы о значении непонятных слов, или отвечают не по существу, или вообще оставляют вопрос без от­вета, или смущаются при ответе на «острые» вопросы и т. п. Таким образом, с помощью неструктурирован­ного наблюдения можно обнаружить наиболее грубые и очевидные просчеты в конструкции методической процедуры.

Пилотажное исследование — необходимый этап социологического исследования. Оно может повто­ряться неоднократно, до тех пор пока не будут достиг­нуты положительные результаты и не отработаны все элементы исследования. Проведение пилотажного ис­следования не обязательно в том случае, если приме­няются хорошо апробированные до этого методики сбора данных.

В разведывательном исследовании обычно исполь­зуется один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации (анкетиро­вание или интервью), позволяющий осуществить его в короткие сроки.

Описательное исследование — это более сложный вид конкретного социологического исследования. Оно дает возможность получить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структур­ных элементах. Обычно это исследование применяет­ся, когда объектом исследования выступает относи­тельно большая общность людей, не однородная по своим характеристикам. Например, население города, где можно выделить людей разных профессий, разно­го возраста, стажа работы, семейного положения, уровня образования и т. д. В этом случае в структуре изучаемого объекта выделяют относительно однород­ные группы и проводят поочередную оценку, сравне­ние и сопоставление наиболее важных характеристик, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой, а также выявляют наличие 110 или отсутствие связей между ними.

Программа в данном случае уже достаточно по­дробно разработана, а инструментарий апробирован.

Аналитическое исследование — самый сложный и глубокий вид социологического исследования. Его целью является не только описание структурных эле­ментов изучаемого явления, но и выявление причин, обусловливающих тот или иной характер наблюдений, его динамику и т. д. Так, если в результате описатель­ного исследования выясняется, существует ли связь между характеристиками изучаемого социального яв­ления, то в результате аналитического исследования социолог может определить, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Например, если в первом исследовании изучается наличие связи между удовле­творенностью работников содержанием выполняемо­го труда и его производительностью, то во втором ис­следовании выясняется: является ли удовлетворен­ность содержанием труда основной или не основной причиной, которая выступает в роли фактора, опреде­ляющего уровень его производительности.

Для подготовки и проведения такого вида исследова­ния требуется много времени, тщательно разработан­ная программа и инструментарий. По методам сбора со­циологической информации аналитическое исследова­ние носит комплексный характер. Исследователь может использовать различные формы опроса, анализа документов, наблюдения, которые будут взаимно до­полнять друг друга.

Самостоятельной разновидностью аналитического исследования выступает социальный эксперимент. Для его проведения создается экспериментальная си­туация, для чего изменяются обычные условия функ­ционирования интересующего исследователя объек­та. Эксперимент позволяет не только собирать дан­ные, но и в той или иной степени видоизменить действительность. Выдвинутые в ходе эксперимента гипотезы проходят проверку непосредственно на практике.

Для получения в короткие сроки надежной инфор­мации, кроме зондажных исследований, проводят так­же и оперативное исследование.

Оперативное исследование — это исследование, главная цель которого получить в короткие сроки на дежную и объективную информацию о каком-либо со­циальном процессе, состояние которого требует безотлагательного и усиленного управленческого воз­действия. Данный вид социологического исследова­ния, в отличие от других видов, проводится только тог­да, когда проблемная ситуация очевидна, а противоре­чия достигли максимальной точки развития.

Задача оперативного социологического исследова­ния заключается в поиске причин возникновения того или иного противоречия, которое мешает нормально­му функционированию конкретного социального ме­ханизма. Полученные результаты используются орга­низациями, сделавшими заказ на проведение такого исследования. В оперативном исследовании для сбора информации могут быть использованы: опрос, наблю­дение, анализ документов (часто в сочетании друг с другом), а в зондажных исследованиях для выявле­ния проблемной ситуации используются только мето­ды опроса. Одной из важных особенностей оператив­ного исследования является то, что полученные после анализа данных исследования выводы не могут быть распространены на другие социальные группы, т. к. каждый раз изучается специфическая социальная си­туация.

В зависимости от того, изучается предмет в ста­тике или динамике, различают два вида социологичес­кого исследования — точечное и повторное.

Точечное (разовое) исследование — позволяет по­лучить информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Данную информацию можно назвать статистической, так как она отражает как бы моментальный «срез», но не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени.

Повторное (трендовое) исследование — ориенти­ровано на выявление динамики изучаемого объекта. Для этого последовательно через определенные про­межутки времени проводятся несколько исследова­ний. Таким образом, повторное исследование — это средство сравнительного социологического анализа. В зависимости от цели сбор интересующей повторной информации может осуществляться в два, три и более lit этапа, а временной интервал между исследованиями может быть самым различным, т. к. разные социаль­ные процессы обладают неодинаковой динамикой. При его проведении нет необходимости сохранять в выборке тех же самых индивидов по изучаемой сово­купности. Обязательной должна быть только их при­надлежность к одной социальной группе.

Существует несколько разновидностей повторного исследования: панельное и лонгитюдное.

Панельное исследование (от англ. panel — панель, список) — это изучение одних и тех же лиц через опреде­ленные интервалы времени. Главная цель панельного ис­следования — это исследование тенденции развития и динамики социального явления или процесса во време­ни. С помощью его можно изучить изменения, происхо­дящие в какой-либо группе людей, в течение определен­ного промежутка времени. Например, исследование про­цесса производственной адаптации молодых рабочих. Недостатком является сложность сохранения вы­борки от исследования к исследованию. Поэтому объ­ем выборки такого исследования, в связи с возможны­ми потерями, следует увеличивать на 20 — 25% против статистически обоснованной выборки.

Лонгитюдное исследование (от англ. longitude — долгота; букв, продолжительное исследование) — вид повторного, социологического и социально-психологи­ческого исследования, при котором ведется описание всех этапов психического и социального развития мо­лодежи в процессе ее жизненного самоопределения. Первоначально лонгитюдное исследование возникло в психологии как инструмент изучения индивидуаль­ных и возрастных различий людей, а позднее нашло распространение в социальной психологии и при ана­лизе проблем жизненного цикла человека, для изуче­ния динамики семей и брачных пар, учебных групп, производственных бригад, а также индивидуального поведения в социальных процессах. Начальный этап исследования обычно связывается с окончанием уче­бы в общеобразовательной школе, а завершающий — с достижением социальной зрелости (приобретения устойчивого социального статуса, профессии, созда­ние семьи и т. д.).

Общим для лонгитюдных и панельных исследова­ний является то, что объектом длительного наблюде ния в них является один и тот же контингент обследу­емых. Но есть и различия. Если в панельных исследо­ваниях в качестве объекта могут выступать любые воз­растные группы (например, пенсионеры), то в лонгитюдных исследованиях — только молодежь. Если в панельных исследованиях время проведения после­дующих обследований устанавливается по внешним для изучаемого объекта факторам (через год, через три года, после проведения каких-либо социальных мероприятий и т. д.), то в лонгитюдных исследованиях оно устанавливается по мере достижения молодежью определенных стадий в своем социальном развитии.

Лонгитюдное исследование — это комплексное, многоцелевое исследование. Благодаря ему можно по­лучить информацию о многих важных социальных проблемах, таких, как выбор профессии, профессия и социальная адаптация, изменение ценностного со­знания и поведения молодежи в процессе самоопреде­ления и др. Данное исследование — одно из самых трудоемких и дорогих методов в социологии, так как в течение многих лет необходимо сохранять контакт между исследователем и респондентом.

Лонгитюдное исследование также иногда называ­ют генетическим исследованием, так как оно позволя­ет проследить становление тех или иных социальных характеристик молодежи.

В лонгитюдных исследованиях важную роль игра­ют понятия «поколение» и «когорта», в связи с чем вы­деляются еще два вида исследования: поколенное и когортное.

Поколенное исследование — это исследование, главная цель которого — изучение динамики социаль­ной структуры и ценностей общества через исследова­ние взаимоотношения поколений. К одному поколе­нию относятся люди, возраст которых помещается в некотором интервале, при этом последний не всегда остается неизменным. В настоящее время большинст­во исследователей определяют интервал между поко­лениями в 20 — 25 лет. Трудности определения границ поколения во многом обусловлены множественнос­тью и противоречивостью его социально-биологичес­ких критериев: сроки физического созревания юно- 114 шества, начало трудовой деятельности, средний возраст вступления в брак, общность образа мыслей, по­ведения, ценностей. Все перечисленные критерии по­движны и социально обусловлены. Например увеличе­ние продолжительности образования ведет к тому, что вступление в трудовую жизнь все меньше совпадает с физической зрелостью. В обществе всегда одновре­менно существуют несколько поколений, отношения между которыми создают ряд проблем, а иногда даже приводят к конфликтам.

Когортное исследование — изучает более специфи­ческие совокупности (когорты) в течение определен­ного времени. Когорта (от лат. cohors — множество, подразделение) — это группировка, состоящая из ин­дивидов, подобранных по тому признаку, что они пере­живают одни и те же события, процессы в одни и те же периоды времени. Таким образом, под когортой пони­мается часть поколения, выделяемая по одному (или более) специфическому признаку. Первоначально наи­более распространенным было понятие «когорта рож­дения», т. е. группа людей, рожденных в определенные периоды времени (в один и тот же год). В ходе исследо­вания производится опрос членов этой когорты по до­стижении ими 18, 20, 25, 30 лет и т. д. Позднее были вы­делены другие виды когорт, например когорта событий («ликвидаторы» Чернобыльской АЭС) и др.

При когортном исследовании в выборку каждый раз могут попадать разные индивиды, но все они обязатель­но должны принадлежать к одной и той же когорте. Это обусловлено тем, что предполагается, что индивиды, входящие в когорту, характеризуются некоторыми об­щими для них социальными и социально-психологичес­кими Показателями. Понятие «когорта» при проведе­нии социологических исследований используется в том случае, если возникает необходимость выявить индика­торы социальных изменений и процессов, исследовать влияние социальных, культурно-исторических измене­ний на процессы развития личности, изучить механиз­мы социализации личности и т. д.

Также в социологии выделяются монографическое и сравнительное исследование.

Монографическое исследование — вид социологи­ческого исследования, главная цель которого — изуче­ние какого-либо социального явления или процесса на II и

одном объекте, являющимся представителем целого класса подобных объектов. Объект отбирается типоло­гически на основе имеющейся информации и предпо­лагается, что он характерен для данного класса явлений. Задача монографического исследования заключается в том, чтобы дать детальный анализ нового явления, т. к. отсутствие информации о нем делает невозможным проведение широкого выборочного исследования. В связи с этим монографическое исследование не пре­тендует на получение репрезентативной информации.

Сравнительное исследование — вид социологичес­кого исследования, в котором в качестве основного приема используется сопоставление информации, ко­торая может быть получена: 1) в разные периоды исто­рического развития общества; 2) в разных социальных подсистемах: (группах, общностях, институтах и т. д.); 3) разными исследователями или исследовательскими коллективами; 4) разными методами сбора или изме­рения информации. В сравнительных исследованиях могут решаться различные методологические и мето­дические задачи, как описательные (установление сходства и различия), так и аналитические (объясне­ние, предсказание, практические рекомендации).

В зависимости от места и условий проведения ис­следование может быть полевым или лабораторным.

Полевое исследование (синонимы «обследование», «эмпирическое обследование», «полевое обследова­ние», «полевые работы») — в узком смысле — это опрос на «месте» (на дому, в школьном классе, на производст­ве и т. п.), в широком смысле — изучение объекта иссле­дования в естественных, «полевых» условиях, в услови­ях повседневной жизни. Обычно полевое исследование направлено на полное и глубокое исследование социаль­ных объектов для получения информации, которая не­обходима для объяснения социальных явлений и про­цессов. Поэтому объект полевого исследования всегда должен иметь четкие временные и пространственные границы (конкретный трудовой коллектив, студенты оп­ределенного вуза, территориальная общность и т.д.).

Лабораторное (экспериментальное) исследова­ние — антоним понятия «полевое исследование». Если при полевом исследовании изучение социального объ­екта осуществляется в естественных условиях, а вмешательство социолога в ситуацию наблюдений по воз­можности сводится до минимума, то при лаборатор­ном исследование поведение людей изучается в искус­ственно созданной ситуации.

В зависимости от специфики объекта, а также от характера уже имеющейся информации об объекте, существуют три следующих основных вида социоло­гического исследования: опрос, анализ документов, наблюдение. А также тестирование, эксперимент и др. Данные виды исследования будут подробно рас­смотрены в последующих параграфах.

Основные понятия

Социологическое исследование, объект исследова­ния, субъект исследования, результат социологического исследования, средства социологического иссле­дования, аналитическое исследование, когортное ис­следование, лабораторное исследование, лонгитюдное исследование, монографическое исследование, описа­тельное исследование, панельное исследование, пило­тажное исследование, повторное исследование, поко­ленное исследование, полевое исследование, разведы­вательное исследование, сравнительное исследование, точечное исследование, экспресс-опрос.

Темы рефератов

Специфика организации социологического иссле­дования в области социальной защиты населения.

2. Исследование эффективности в социальной работе.

3. Ценность исследовательских методов и необходи­мость их использования в деятельности социально­го работника.

4. Основные подходы исследования социальной ре­альности.

5. Выбор подхода и метода исследования социальной
реальности в зависимости от объекта, предмета и цели исследования.

6. Интегративный характер методов исследования в социальной работе.

7. Дискуссии о собственных методах исследования социальной работы.


 


Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

1. Почему социальных работников необходимо обу­чать использовать различные методы исследова­ния?

2. Что свойственно как процессу социальной работы так и научно-исследовательскому процессу?

3. Из каких элементов состоит конкретное социологи­ческое исследование?

4. Какая работа осуществляется на разных этапах со­циологического исследования?

5. Какие виды исследования в зависимости от цели и выдвигаемых задач Вы знаете? Какое исследова­ние планируете проводить Вы?

6. Почему необходимо проводить пилотажное иссле­дование?

7. Чем отличается монографическое исследование от сравнительного?

8. Когда проводится точечное, а когда повторное ис­следование? Какие разновидности повторного ис­следования Вы знаете?

Литература

1. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психоло­гической работы: Библиотека социальной работы: [Пер. с швед.]. М, 1992. 340 с.

2. Обучение социальной работе: Преемственность и инновации / Под ред.: Ш. Рамон, Р. Сарри; Пер. с англ. под ред. Б.Ю. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 1996. 156 с.

3. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов: В 2 т. / [М.К. Горшков, Б.З. Докторов, О.М. Маслова и др.]; Под ред.: Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова; Центр социал. прогнозирования и маркетинга. М.: Academia, 1995. Т. 1.

4. Пинкус А., Минахан А. Практика социальной рабо­ ты (форма и методы): [Пер. с англ.] / [Рос. гос. соци­ал. ин-т]. М.: Союз, 1993. 223 с.

5. Социальная работа как профессия: Учеб. пособие / Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского. Ф-т ис­тории, социал. наук и междунар. отношений. Каф. общ. социологии и социал. работы; [Сост. и авт.: Колобов О.А. и др.; Под общ.ред З.Х. Саралиевой]. Н. Новгород: ННГУ, 1996. 313 с.

6. Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. Г.В. Осипова. М.: ИСПИ РАН, 1995. 939 с.

7. Энциклопедия социальной работы: Пер. с англ.: В 3 т. / Гл. науч. ред.: Л.Э. Кунельский, М.С. Мацковский. М: Центр общечеловеч. ценностей, 1993—1994. Т. 1—3.

■ 7. Построение программы исследования________

Место темы в учебном курсе

Данная тема дает представление о сущности про­граммы социологического исследования и ее функ­циях. Подробно описываются основные части программы: методологическая и методическая. Ори­ентирует студента на проведение исследования в процессе практики путем выдвижения и осознания им своих собственных гипотез и концепций, а также осознания возможности их проверки своими силами или вместе с однокурсниками. Позволяет научиться четко формулировать цели и задачи исследования, а также четко и грамотно выдвигать гипотезы, пра­вильно составлять выборку, анализировать получен­ные данные, интерпретировать результаты проведен­ного исследования с целью их эффективного практи­ческого применения.

Основные рассматриваемые вопросы

1. Программа исследования.

2. Методологическая часть программы.

3. Описание проблемной ситуации.

4. Указание цели и задач.

5. Определение объекта и предмета исследования.

6. Интерпретация основных понятий.

7. Формулировка гипотез.

8. Методическая часть программы.

9. Определение объема выборки.

10. Описание используемых методов сбора первичной социологической информации.


 


11. Логическая структура используемого инструмента­рия.

12. Методика обработки информации.

13. Общий и рабочий план исследования С учетом этого программа социологического иссле­дования должна включать в себя четкое, подробное и завершенное изложение двух частей (разделов): ме­тодологической и методической.


 

Программа исследования

Разработка программы — необходимый элемент социологического исследования. Она помогает избе­жать ошибок в процессе проведения исследования и при анализе его результатов.

Одно из широко используемых определений программы социологического исследования дано В.И. Ядовым: «Программа исследования — это изло­жение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целя­ми предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки»15.

Программа, исходя из своего назначения, выполняет методологическую, методическую и организационную функции. Методологическая функция заключается в том, что программа дает возможность сформулиро­вать научную проблему, ради которой проводится дан­ное исследование, и определить отношение этого иссле­дования к ранее выполненным. Формулируются цель и необходимые для ее достижения задачи. Определяют­ся объект и предмет исследования, а также гипотезы. Методическая функция содержит логический план ис­следования, благодаря которому можно осуществить переход от теоретических положений к эмпирическим фактам, а от этих фактов к новым теоретическим обоб­щениям и практическим рекомендациям. Организаци­онная функция позволяет распределять и закреплять за определенными участниками исследования конкрет­ные участки работы, т. е. рационально разделять труд, заранее планировать, определять последовательность и проводить контроль поэтапного хода исследования.

Методологическая часть

Описание проблемной ситуации.

Указание цели и задач.

Определение объекта и предмета исследования.

Интерпретация основных понятий.

Формулировка гипотез.

Методическая часть

6. Определение объема выборки.

7. Описание используемых методов сбора первичной
социологической информации.

8. Логическая структура используемого инструментария.

9. Методика обработки информации.

Программу обязательно дополняет рабочий план,

в котором упорядочиваются этапы работы, сроки вы­полнения исследования, оцениваются необходимые финансовые ресурсы и т. д.

Столь обширная структура программы — это не чи­сто теоретические измышления ученых, а наиболее целесообразная структура, выверенная на практике посредством проведения многолетних исследований. Если исследователь, приступая к полевому исследова­нию, имеет готовую программу, то в этом случае его действия и контроль за этими действиями будут логич­ными, последовательными, и он сможет избежать ошибок как в процессе проведения самого исследова­ния, так и при анализе его результатов.

В программе исследования отражается определен­ная последовательность, поэтапность исследования. Каждый этап — это относительно самостоятельная часть познавательного процесса. Для каждого этапа ха­рактерны свои специфические задачи, решение кото­рых связано с общей целью исследования. Необходи­мость строгой поэтапности исследования выдвигает осо­бые требования к структуре и содержанию программы.

Часто программу называют стратегическим доку­ментом исследования, ознакомившись с которым можно сразу понять концепцию всего исследования, понять, какие вопросы особо заинтересовали органи­заторов и побудили их предпринять попытку осущест­вить научный анализ.

Разработка программы является весьма ответствен­ным делом и требует высокой квалификации. Не стоит начинать исследование до тех пор, пока программа не будет достаточно хорошо разработана. Если по каким-то причинам нет возможности разработать полноцен­ную программу исследования, то разрабатывают ее ма­кет, упрощенный вариант, в котором обязательно со­держатся все необходимые компоненты, но без подробной детализации. Ведь эффективность исследо­вания, теоретическая и практическая польза от него в значительной степени зависят от его теоретико-мето­дологического обоснования, научного уровня разра­ботки программы, удачного выбора гипотезы.

В противном случае исследование не приведет к ожидаемым теоретическим выводам, к эффектив­ным практическим рекомендациям и не оправдает по­траченных на него материальных средств.

Теперь рассмотрим более детально основные части программы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...