Инвентаризация активов и обязательств
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств. Инвентаризация от лат.inventarium – опись хозяйственных предметов) – это проверка соответствия фактического наличия имущества и обязательств организации данным бухгалтерского учета. Основными целями инвентаризации являются: - выявление фактического имущества; - сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; - проверка полноты отражения в учете обязательств. Инвентаризации подлежит все активы организации независимо от их местонахождения и все виды финансовых обязательств. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации, которое устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами. Проведение инвентаризации обязательно: - при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального предприятия; - перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; - при смене материально-ответственных лиц; - при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; - в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; - при реорганизации и ликвидации организации; - в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, состав которой утверждает руководитель организации. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.п.). В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.
Инвентаризация проводится по местам хранения товарно-материальных ценностей и по материально-ответственным лицам. До начала проверки фактического наличия имущества материально-ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в двух экземплярах в инвентаризационные описи. По результатам проведенной инвентаризации составляется протокол инвентаризационной комиссии. Этапы проведения инвентаризаций представлены на Рис.31. Различают два вида проверок: натуральную и документальную. Натуральная (вещественная) проверка состоит в непосредственном наблюдении объектов и определении их количества путем подсчета, взвешивания, обмера. Натуральной проверке подвергаются основные средства, материально-производственные запасы, наличные денежные средства и бланки документов строгой отчетности. При документальной проверке наличие в организации имущественных прав (нематериальных активов, расходов будущих периодов, дебиторской задолженности и др.) и финансовых обязательств подтверждается непосредственно документами.
Рис. 31. Этапы проведения инвентаризации Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация, и регулируются в следующем порядке:
- излишки имущества приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма направляется на увеличение финансовых результатов деятельности организации:
Дебет счетов 01 «Основные средства», 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 50 «Касса» и др. Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»;
- недостача имущества независимо от причин возникновения недостачи сначала учитывается на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»:
Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит счетов 01 «Основные средства», 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 50 «Касса» и др.;
Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства и обращения:
Дебет счетов 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
Недостача имущества и его порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц:
Дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
Возмещение виновными лицами недостач и потерь от порчи имущества может производиться наличными денежными средствами в кассу или путем удержания недостачи из заработной платы виновных лиц:
Дебет счета 50 «Касса» Кредит счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;
Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кредит счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
Недостача имущества и его порча сверх норм естественной убыли при отсутствии конкретных виновных лиц, а также недостача, во взыскании которой отказано судом, списывается на уменьшение финансовых результатов деятельности организации:
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|