Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация ведения бухгалтерского учета




По действующему законодательству все предприятия, объединения и организации обязаны вести бухгалтерский учет.

Под рациональной организацией бухгалтерского учета понимается система элементов и средств оптимального построения учетного процесса с целью получения достоверной, своевременной и полезной для управления информации о деятельности организации и осуществления контроля за эффективностью использования производственных ресурсов.

Основными элементами и средствами системы организации бухгалтерского учета являются: рабочий план счетов бухгалтерского учета; первичные учетные документы; внутренняя отчетность; документооборот; структура и организация учетного аппарата и определение выполняемых им функций; использование средств автоматизации и механизации учета.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители экономических субъектов.

Руководители экономических субъектов могут в зависимости от объема учетной работы:

- учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

- ввести в штат должность бухгалтера;

- передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

- вести бухгалтерский учет лично.

Руководитель обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить выполнение требований главного бухгалтера по вопросам оформления и представления для учета документов и сведений всеми структурными подразделениями и работниками организации, имеющими отношение к учету.

Бухгалтерская служба организации – это структурное подразделение, на которое возложены функции ведения учета и формирования бухгалтерской отчетности организации.

Структура бухгалтерии и организация дела в ней должны обеспечивать выполнение учетных задач в минимальные сроки и с высоким качеством.

К задачам, стоящим перед бухгалтерской службой, относятся следующие:

- предоставлять полную достоверную информацию руководству о финансовом состоянии организации, о критических ситуациях в сфере договорных отношений и материальных поставок, а также о дефиците денежных средств;

- осуществлять и регулировать расчетные взаимоотношения с дебиторами и кредиторами, а также с сотрудниками организации по оплате труда и средствам, выданным под отчет;

- контролировать работу материально-ответственных лиц;

- отвечать за своевременное и в полном объеме выполнение организацией своих обязательств по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами;

- нести ответственность за полноту и четкость операций по наличному и безналичному денежному обороту организации;

- представлять в срок в контролирующие органы бухгалтерскую, финансовую и налоговую отчетность организации.

Во главе любой бухгалтерской службы находится главный бухгалтер организации, который назначается и освобождается от должности руководителем организации. Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. В своей работе он контролирует исполнение законодательства по хозяйственным, налоговым, трудовым вопросам, своевременно вносит в учет изменения и дополнения законодательных и подзаконных актов, обеспечивает контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Обязанностью главного бухгалтера является организация и постановка бухгалтерского учета в соответствии с нормативными документами. Он несет ответственность за достоверность и своевременность представления бухгалтерской отчетности, составление калькуляций себестоимости продукции, распределения затрат, определения финансовых результатов организации.

Распоряжения главного бухгалтера по вопросам учета, заполнения и представления первичных документов и отчетности обязательны не только для работников бухгалтерии, но и для других отделов и подразделений организации, которые должны своевременно представлять в бухгалтерию необходимые для учета и контроля первичные документы.

Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и к исполнению не принимаются. Главный бухгалтер визирует договоры, приказы, связанные с начислением заработной платы и дивидендов. Назначение, увольнение и перемещение материально-ответственных лиц согласовывается с главным бухгалтером.

Главный бухгалтер устанавливает служебные обязанности и разрабатывает должностные инструкции для каждого работника бухгалтерии. Распоряжением главного бухгалтера устанавливаются порядок оформления и движения документов, сроки и адреса их поступления для дальнейшей обработки и составления бухгалтерской отчетности.

При освобождении главного бухгалтера от занимаемой должности осуществляется проверка состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетных данных, составляется соответствующий акт, утверждаемый руководителем организации.

Учетная политика

Термин «учетная политика» вошел в употребление в конце 80-х годов в качестве вольного перевода на русский язык английского словосочетания «accounting policies», употребляемого в стандартах, издаваемых Советом по международным стандартам финансовой отчетности. В 1992 году этот термин впервые был закреплен в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, а широкое распространение на практике получил после введения в действие первого стандарта по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/94 (от 28.07.1994 г. №100).

Учетная политика – это совокупность способов ведения бухгалтерского учета экономическим субъектом: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. 14 К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации бухгалтерского учета, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации. Учетная политика формируется самостоятельно главным бухгалтером экономического субъекта на основе ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и Налогового Кодекса РФ, в обязательном порядке оформляется приказом и утверждается руководителем организации и применяется последовательно из года в год.

На выбор учетной политики оказывают влияние различные факторы (Рис.47).

Рис. 47. Факторы, влияющие на учетную политику

При разработке учетной политики существуют такие понятия, как формирование учетной политики и ее раскрытие. Формирование учетной политики – это выбор способов ведения бухгалтерского учета и их обоснование. Раскрытие учетной политики означает придание ей гласности.

Отправными точками при формировании учетной политики организации являются допущения и требования, соответствующие общим принципам ведения бухгалтерского учета.

Допущения – основополагающие базовые принципы, которым должна следовать организация при постановке бухгалтерского учета.

Требования – основные принципы, означающие неуклонное следование установленной методологии бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики реализуются следующие допущения:

- имущественная обособленность, которая означает, что организация должна вести учет собственного имущества и обязательств отдельно от имущества и обязательств других организаций и собственников этой организации;

- непрерывность деятельности, которая предполагает, что у организации отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем;

- последовательность применения учетной политики, которая выражается в использовании одних и тех же методов, способов и приемов бухгалтерского учета от одного отчетного периода к другому;

- временнáя определенность фактов хозяйственной деятельности, которая проявляется в том, что факты хозяйственной деятельности организации должны относится к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

К важнейшим требованиям при формировании учетной политики относятся:

- полнота в учетной практике – учет всех документально оформленных хозяйственных фактов, т.е. их обязательная регистрация без каких-либо пропусков;

- приоритет содержания над формой – отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;

- своевременность отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности;

- непротиворечивость – тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;

- осмотрительность – бóльшая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;

- рациональность в ведении бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

В настоящее время в соответствии с действующим законодательством организация должна разрабатывать две учетные политики: для целей бухгалтерского учета и для целей налогового учета. Требования к учетной политике для целей налогообложения регламентируется Налоговым кодексом РФ (НК РФ).

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации учета осуществляется выбор одного или нескольких способов допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому и налоговому учету.

Способы ведения бухгалтерского и налогового учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации.

Структуру учетной политики организации можно представить в виде трех разделов:

- организационно-технический раздел;

- учетная политика для целей бухгалтерского учета;

- учетная политика для целей налогообложения.

Организационно-технический раздел включает в себя:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета;

- организацию учетной работы;

- формы первичных документов;

- график и правила документооборота;

- форму бухгалтерского учета, учетные регистры для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения, технику обработки учетной информации;

- порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

- перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов.

- В учетной политике для целей бухгалтерского учета отражается выбор и обоснование способов ведения бухгалтерского учета по отдельным объектам учета:

- по основным средствам

- по нематериальным активам

- по материально-производственным запасам

- по товарам

- по финансовым вложениям

- по учету затрат на производство и незавершенному производству

- по учету выручки от реализации продукции

- по учету валютных операций

- другие элементы учетной политики

Учетная политика для целей налогообложения предполагает выбор методов учета для исчисления тех налогов, по которым имеются расхождения между данными бухгалтерского и налогового учета. Содержание приказа об учетной политике может включать и другие методологические вопросы, регламентирующие бухгалтерский учет в организации.

Основное назначение правил, утвержденных в учетной политике, - обеспечение максимального эффекта от ведения бухгалтерского учета: своевременное и достоверное формирование финансовой и управленческой информации, оптимизация налоговых платежей законным образом, а также эффективное использование материальных и денежных ресурсов, ускорение оборачиваемости капитала.

Согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам или по собственной инициативе учетная политика должна быть опубликована, т.е. раскрыта. Организация должна раскрывать принятые учетной политикой, способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Существенными признаются те способы ведения бухгалтерского учета, без которых невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения денежных средств.

 

Резюме

Бухгалтерский учет – это не просто механический процесс регистрации хозяйственных операций. Его назначение в том, чтобы решать задачи, возникающие в ходе хозяйственной деятельности, видеть взаимосвязь между событиями и результатами, к которым привели эти события; искать и находить альтернативные пути выхода из создавшегося положения, использовать свой опыт и интуицию в выборе лучшего варианта действия.

Бухгалтерский учет имеет свои особые черты характера, свои понятия, терминологию, своих потребителей информации.

Бухгалтерский учет – это упорядоченная система (наблюдение, измерение), регистрация, обобщение информации в денежном выражении.

Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность организации. Объектами бухгалтерского учета являются:

· Имущество, ресурсы (активы).

· Источники их формирования (собственный капитал и обязательства - пассивы).

· Хозяйственные процессы (снабжение, производство, продажи) и их результаты (прибыль или убыток).

Информация об объектах бухгалтерского учета должна быть:

- полезной для принятия решений различными группами пользователей;

- понятной для пользователей;

- уместной (полной, существенной, своевременной);

- достоверной, надежной, правдивой.

Если предмет бухгалтерского учета отвечает на вопрос «Что мы отражаем?», то метод бухгалтерского учета должен дать ответ на вопрос «Как это делать?», т.е. какими приемами и способами следует раскрывать содержание предмета. Из всего многообразия приемов отражения предмета выделяют основные, принципиальные, называя их элементами метода бухгалтерского учета. К ним относятся:

1) Документация – способ первичного наблюдения и контроля за хозяйственными операциями и состоянием ресурсов.

2) Инвентаризация – проверка наличия и состояния имущества и обязательств.

3) Оценка и калькуляция имущества и обязательств, как способ стоимостного измерения активов и пассивов.

4) Счета и двойная запись, как средство формирования и хранения учетной информации, необходимой для составления отчетности и принятия управленческих решений (счета активные и пассивные, синтетические и аналитические, их взаимосвязь, классификация, порядок формирования финансовых результатов, четыре типа изменения статей баланса, назначение и порядок записи хозяйственных операций в системе забалансовых счетов).

Записи на счетах, знание четырех типов изменения статей баланса помогают понять логику бухгалтерских проводок, а значит, осознанно отражать хозяйственные операции, устанавливая взаимосвязь между корреспондирующими счетами.

Двойная запись – это способ взаимосвязанного отражения операций одновременно на двух счетах в одной и той же сумме.

Запись хозяйственной операции по дебету одного и кредиту другого счета в одной и той же сумме называется бухгалтерской проводкой. Указание корреспондирующих счетов на первичных документах - контировкой документа.

5) Бухгалтерский баланс – итоговый документ, завершающий учетный цикл организации.

6) Бухгалтерская отчетность, как способ заключительного обобщения учетных записей. Основными формами такого обобщения являются «Бухгалтерский баланс» и «Отчет о прибылях и убытках». Процесс обработки исходной информации (в первичных учетных документах) с целью создания взаимосвязанных учетных регистров определяет форму бухгалтерского учета. Форма бухгалтерского учета предусматривает где, на каких носителях информации отражаются хозяйственные операции.

Многообразие форм учета позволяет руководителям организации выбрать одну из них (журнально-ордерная, упрощенная, автоматизированная, комбинация их элементов и др.), наиболее полно отвечающую особенностям хозяйственной деятельности конкретной организации, ее организационно-правовой формы. Но при выборе формы предприятие должно обязательно соблюдать общие методологические принципы (элементы метода) бухучета, предусматривать последовательность записей от первичного документа до бухгалтерского баланса и обобщения в других формах бухгалтерской отчетности. Чтобы обеспечить возможность всем пользователям понимать, анализировать отчетность, принимать на ее основе управленческие решения, бухгалтерская отчетность должна составляться по определенным правилам (стандартам). С этой целью разрабатываются международные стандарты бухгалтерской отчетности (МСФО) и отечественные (национальные) положения по бухгалтерскому учету (ПБУ).

Приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО определило необходимость его реформирования. Оно осуществляется в направлении адаптации российских и международных стандартов по вопросам их однообразия, гармонизации, создания системы нормативного регулирования, многовариантности правил учета, становлении общественно признанной и независимой профессии бухгалтера, снижение зависимости учетного процесса от налогового законодательства, подготовки и переподготовки кадров бухгалтеров и др.

Реформирование бухгалтерского учета не является кардинальной ломкой системы бухгалтерского учета. Речь идет о постепенном его преобразовании и изменении, что позволит перейти на путь цивилизованного предпринимательства.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Что представляет собой бухгалтерский учет, как информационная система организации? Назовите ее подсистемы и их отличительные особенности.

2. Что является предметом бухгалтерского учета? Какие Вы знаете объекты бухгалтерского учета, что входит в состав каждого из них?

3. Назовите и дайте характеристику каждому элементу метода бухгалтерского учета, уделив особое внимание счетам и двойной записи.

4. Что представляет собой форма бухгалтерского учета? Какие формы бухгалтерского учета являются наиболее распространенными в современных условиях, в чем их особенности?

5. Дайте определение учетной политике организации, раскройте ее содержание и назначение.

  Контрарные 02, 05,,59,63, 11     Контрарные 02, 05,,59,63, 11


14 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 № 106н


 

 

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...