Миссия и критические факторы успеха в РБП
Сегодня у большинства организаций сформулирована миссия, и если это так, то команда может начать с нее. Тем не менее, если РБП проводится на более низком уровне или в отдельном подразделении организации, то следует выработать локальную собственную миссию, если такой еще не существует. Миссия является философским камнем, по которому команда может сверять свои решения или выбирать между конкурирующими альтернативами. Декларация о миссии определяет основную цель организации - почему она существует. Миссия раскрывает raison d`etre (причину существования) организации помимо простого создания богатства акционеров и отражает мотивацию работников, побуждающую их принимать участие в деятельности компании, В отличие от стратегий и целей, которые могут быть достигнуты с течением времени, до конца выполнить миссию нельзя. Она служит маяком для работы, за которым вы постоянно следуете, но никогда не достигаете. Давайте рассмотрим некоторые характеристики эффективных деклараций о миссии. Знание этих особенностей должно помочь вам, если ваша организация не сформулировала свою декларацию о миссии. Если у вас есть формулировка миссии, определите ее эффективность, проверив по следующим критериям: • Вдохновляет на осуществление изменений. Хотя ваша миссия не меняется, она должна вдохновлять на осуществление изменений внутри организации. Поскольку вашу миссию нельзя выполнить до конца, она должна двигать вашу организацию вперед, стимулируя изменения и позитивный рост. Рассмотрим, например, миссию ЗМ: "Решать нерешенные проблемы по-новому". Такая простая и сильная миссия обязательно приведет ЗМ в новые и интересные области по мере того, как организация будет пытаться решить бесчисленные проблемы, с которыми она сталкивается. Компания "Уол-Март" (Wal-Mart) формулирует свою миссию следующим образом: "Предоставлять обычным людям возможность покупать такие же вещи, какие покупают богатые".
• Рассчитана на долговременную перспективу. Декларации о миссии должны быть рассчитаны на 100 лет и более. Тогда как стратегии и планы за этот срок, несомненно, изменятся, миссия должна остаться фундаментом вашей организации и служить ориентиром для всех будущих решений. • Понятна и доходчива. Ваша миссия должна быть сформулирована простым языком, понятным всем. Привлекает внимание и запоминается та миссия, которая обращена к людям, затрагивает их чувства и мотивирует их на выполнение цели организации. Фактически, вы можете считать вашу миссию ценным средством для привлечения в организацию своих единомышленников. Один очень эффективный метод формулирования миссии основан на концепции под названием "Пять почему", разработанной Коллинзом и Поррасом. Начните с описательного утверждения, например: "Мы производим товары X или предоставляем услуги V." А затем пять раз задайте вопрос: "Почему это важно?". Ответив на несколько таких вопросов "почему", вы начнете понимать свою истинную миссию. Этот метод подходит практически для любой организации, производящей товары или услуги. Всего через несколько вопросов компания по сбору и вывозу отходов может легко перейти от "Мы вывозим мусор" к "Мы вносим вклад в защиту окружающей среды, творчески решая вопросы сбора и удаления отходов". Организация, проводящая исследования рынка, может перейти от "предоставлять лучшие данные о рынке" к "способствовать успеху клиентов, помогая им понять свои рынки сбыта". Обратите внимание, что с каждым следующим вопросом "почему" вы все ближе и ближе подходите к истинной причине существования вашей организации, к тому, какую ценность (стоимость) вы пытаетесь создать или какой вклад внести.
Образцы деклараций о миссии Американский институт сертифицированных общественных бухгалтеров (AICPA): "Обеспечивать членов института ресурсами, информацией и руководством, позволяющими им оказывать ценные услуги высочайшего профессионального уровня на благо обществу, работникам и клиентам". Уолт Дисней (Walt Disney): "Делать людей счастливыми". Марриотт (Marriott): "Делать так, чтобы люди вдали от дома чувствовали, что они среди друзей и им всегда рады". Мэри Кэй (Магу Кау): "Предоставлять женщинам неограниченные возможности". ФГУП ВПО “Точмаш» «Мы укрепляем мощь страны»
Если требуется локальная миссия, то важно, чтобы она была принята без излишних дебатов и пререканий. Со временем, а также с учетом других мнений можно улучшить текст и обеспечить всеохватность миссии и доверие к ней. Миссия, неважно, новая она или уже существующая, должна удовлетворять строгим критериям. Иногда миссия представляет собой просто красивый набор слов, означающих что-то общепринятое, вроде "высших интересов" и "священного долга". В этом случае миссия малопригодна для наших целей. Чтобы быть полезной и практичной, миссия должна быть: • понятной; • передаваемой людям; • вызывающей доверие; • пригодной к использованию. Команда должна оценить миссию по этим критериям и согласовать изменения, которые требуются, чтобы миссия им соответствовала. Если существующий текст миссии патетический, но представляет бессмысленный набор слов, возможно, будет правильным разработать и принять на время семинара новый текст миссии, а затем поработать над сочетанием нового текста с тем, что существует сейчас, или даже полностью заменить текст на новый. Второй задачей команды является согласование небольшого числа целей более низкого уровня, которые непосредственно вытекают из главной цели, заявленной в миссии. Они являются критическими факторами по отношению к успеху организации, заявленному в миссии; в большей степени относятся к вопросам типа "что?», чем,»как?" в отношении компании и обычно называются критическими факторами успеха (Critical Success Factors, CSFs). Одной из главных проблем является сокращение числа критических факторов успеха, которые претендуют на включение в этот список. Рекомендуется оставить в списке не более восьми таких факторов потому что работать с большим числом факторов намного сложнее, кроме того это также эффективный путь определить критичность самих этих факторов успеха. Если факторов больше чем восемь, существует довольно большая вероятность, что какие-то из них важны, но не критичны.
Команда должна начать процесс выработки CSFs с проведения мозгового штурма, во время которого даются и заносятся в список краткие определения всех вещей, которые могут повлиять (положительно или отрицательно) на достижение миссии. После завершения этой процедуры команда, используя весь полученный перечень, должна определить те факторы, которые критичны для достижения миссии. Следует избегать предлагаемых потенциальных решений ("новая автоматизированная система"), а также вещей, которые в большей степени отражают как работает компания, чем то, что она хочет достичь (например, "создавать новые продукты"). Полезный совет: слова "у нас должен быть..." должны предварять любой настоящий CSF. Предлагаемые решения также следует использовать для выявления истинных целей с помощью вопроса: "Какой цели это поможет нам достигнуть?". После сокращения числа критических факторов до восьми результат должен отражать ключевые составляющие компании и ее связи с другими организациями. Обычно получаются CSF, связанные с поставщиками, покупателями, персоналом, факторами окружающей среды, систем и оборудования. Этот перечень областей можно использовать для оценки CSFs, выработанных командой для проверки, не пропустили ли они ключевые для компании моменты. Эти критические факторы успеха должны соответствовать основным целям более низкого уровня организации. По-настоящему критическими эти факторы становятся тогда, когда без каждой отдельной цели более низкого уровня невозможно достичь миссии. Если все подцели достигнуты, из этого должно вытекать успешное достижение организацией своей миссии. Таким образом, каждый CSF необходим для миссии, а все вместе эти факторы достаточны для достижения миссии. Это правило необходимости и достаточности следует применять к каждому CFS и затем к всему перечню.
Пример критических факторов успеха для компьютерной проектно-консалтинговой фирмы: I. Постоянное обеспечение фирмы новейшими компьютерными технологиями и сетевыми решениями для разработки проектов II. Правовое обеспечение деятельности, приобретение запатентованных технологий и лицензионных готовых программных сетевых проектов. III. Работа с клиентами должно соответствовать среднеевропейскому уровню. IV. Наличие надежных поставщиков материалов и инструментов V. Высокое качество выполнения работы VI. Наличие и подготовка квалифицированных специалистов на предприятии VII. Наличие круглосуточной квалифицированной службы поддержки в сети Internet, и по телефонам VIII. Эффективная маркетинговая и рекламная политики
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|