Финансовые средства государственных и муниципальных учреждений культуры
Основным каналом финансирования по-прежнему остается прямое выделение бюджетных средств. По своей структуре бюджетные ассигнования подразделяются на капитальные вложения, текущие ассигнования, социально-творческие заказы. В современных экономических условиях из-за общей нехватки инвестиций в стране капитальные вложения (затраты на новое строительство, реконструкцию и т. п.) незначительны. Так и не получили должного распространения социально-творческие (целевые) заказы учредителя. Социально-творческий заказ (СТЗ) является формой прямого единовременного бюджетного финансирования дополнительной деятельности по проведению отдельных мероприятий (работ, услуг). Положение о социально-творческом заказе было утверждено Минкультуры СССР еще в 1989 г. Эта форма зафиксирована и в Положении об основах хозяйственной деятельности и финансировании организаций культуры и искусства, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 № 609. О ней упоминается также в Федеральном законе от 28.08.95 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (ст. 33 "Муниципальный заказ"): "органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком... по производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения социально-культурных потребностей населения соответствующей территории".
Классическими примерами СТЗ для учреждений культуры являются целевые заказы на участие в проведении массовых праздников, по становку спектаклей, их видеофиксацию, проведение гастролей, участие в фестивалях и смотрах и т.п. В договоре на выполнение СТЗ определяются объем, структура и сроки проведения мероприятий, порядок их обеспечения материальными и финансовыми ресурсами. Каковы же причины, сдерживающие распространение СТЗ на практике? Помимо уже ставшей классической причины — отсутствие денег — можно выделить и недостаточную информированность руководителей учреждений и органов управления культурой, их нежелание расставаться с отжившими административными методами управления и переходить к экономическим. Так, довольно частые контакты с руководителями учреждений культуры различных регионов позволяют утверждать, что существенная часть директорского корпуса не только никогда не пользовалась, но и ничего не знаетотакой форме финансирования. Представляется, что целевое финансирование учреждений культуры в виде социально-творческого заказа как форма обеспечения их участия в реализации соответствующих культурных программ, проектов должно получить большое распространение. Понятие социально-творческого заказа можно трактовать более широко, имея в виду возможность его получения не только от органов управления культурой, но и непосредственно от администрации (мэрии) или других ее структурных подразделений: органов образования, социального обеспечения, комитетов по молодежной политике и т.п. Это позволит действительно реализовать широко декларируемый сейчас принцип социального партнерства. На практике бюджетные ассигнования сводятся, в основном, к текущему финансированию. В соответствии с принятыми нормативными правовыми актами деятельность государственных и муниципальных учреждений культуры должна финансироваться в объеме, обеспечивающем:
— покрытие эксплуатационных затрат на содержание учреждений культуры, включая расходы на заработную плату, а также материальные и приравненные к ним затраты; — оснащение учреждений культуры техническими средствами и оборудованием; — проведение капитального ремонта, реставрацию памятников историиикультуры.переданныхвпользованиеучреждениям культуры. К сожалению, бюджетные средства, реально выделяемые учреждениям культуры, не обеспечивают даже их выживания. Ограниченность бюджетных ассигнований в ряде случаев позволяет осуществлять только выплату заработной платы и частичное возмещение расходов на оплату коммунальных услуг. Таким образом, те скудные бюджетные средства, которые выделя-оотся учреждениям культуры, расходуются ими не на осуществление; •творческой деятельности, а на оплату материальных и трудовых ресурсов(начисления на фонд заработной платы, коммунальные платежи и т.п.)- По существу, происходит перекладывание бюджетных средств из:данного кармана в другой. Помимо "прямого" выделения бюджетных средств существует и Лдак называемое косвенное бюджетное финансирование учреждений \ культуры, осуществляемое путем предоставления им налоговых льгот. jp последнего времени, учитывая ограниченные возможности бюджета, -государство шло на установление значительных налоговых льгот учреждениям культуры. Так, учреждения культуры освобождены от налога /на имущество, НДС на услуги в сфере культуры и искусства, не платят земельный налог и т.д. Значительные права на установление дополнительных льгот имеют -органы государственной власти субъектов Федерации и органы местно-'. го самоуправления. Они могут устанавливать дополнительные налоговые льготы по федеральным налогам в пределах сумм, зачисляемых в чес бюджеты, а также предоставлять налоговые льготы по региональным илиместным налогам, поступающим в соответствующие бюджеты. Помимо налоговых льгот, органы власти на местах могут предоставлять и другие финансовые льготы, такие, как освобождение от арендной платы припередаче имущества в оперативное управление, введение льготных тарифов на электроэнергию, коммунальные услуги и т.п. Однако в части.регионов подобные льготы не предусмотрены, либо принятые решения *не выполняются.
Не может не настораживать наметившийся в середине 90-х гг. 'Курс на последовательное сокращение налоговых льгот. Так, в соответствии с современным налоговым законодательством, учреждения 'культуры платят НДС на услуги, не относящиеся к сфере культуры и I искусства, с 2002 г. — должны платить налог на прибыль не только от ^предпринимательской, но и от основной деятельности. Есть все основания полагать, что с принятием новых глав Налогового кодекса Российской Федерации учреждения культуры могут лишиться и оставшихся налоговых льгот. Такая налоговая политика не ^представляется разумной и оправданной, не говоря уже о том, что она Противоречит положениям, закрепленным в Федеральном законе "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". В ситуации дефицита бюджетных средств важным источником косвенного бюджетного финансирования учреждений культуры являются доходы от их деятельности, как основной, так и предпринимательской. Перевод учреждений культуры страны на новые условия хозяйствования (с 1989 г.) значительно расширил их возможности по оказанию платных услуг, пробудил инициативу в поисках собственных источников возмещения затрат. Используя новый механизм хозяйствования, многие учреждения культуры, особенно обладающие современной материально-технической базой, расширили круг услуг, предоставляемых за плату. Однако в сложившихся условиях существенное увеличение доли доходов государственных и муниципальных учреждений культуры от их предпринимательской деятельности невозможно. Получение дополнительных сборов от продажи билетов лимитировано вместимостью зрительных залов, допустимым количеством мероприятий, уровнем цен на билеты, резкое повышение которых "отлучит" от учреждений культуры тех, кто сегодня в основном заполняет их залы. Расширение спектра оказываемых услуг сдерживается неудовлетворительным состоянием материально-технической базы, отсутствием квалифицированных кадров, владеющих современными культурно-досуговыми и информационными технологиями.
Кроме того, введение налогов "на предпринимательскую деятельность" безусловно влечет ее свертывание. Больше половины опрошенных руководителей указали, что у их учреждений нет стимулов для ведения предпринимательской деятельности. В условиях, когда традиционные "внутренние" источники финансирования практически исчерпаны, следует обратить внимание на расширение практики использования авторских и смежных прав в области искусства, например, уступку прав на постановку спектакля, продажу права на кино-, радио- и телепостановку. Такой опыт давно накоплен за рубежом, в России же он фактически отсутствует. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, введенному в действие с I января 2000 г., доходы бюджетных учреждений от их деятельности относятся к неналоговым доходам бюджета соответствующего уровня. Существует ряд внебюджетных источников формирования финансовых средств учреждений культуры (см. рисунок). Наиболее мощный из них — спонсорские вклады коммерческих структур. В отличие от благотворительности и меценатства термин "спонсорство" появился в нашем лексиконе недавно. Спонсорство предполагает, что спонсор выделяет свои средства на условиях оказания услуг рекламного характера. Было бы ошибкой считать, что основой для зарождения нынешнего спонсорства явилось дореволюционное меценатство. Спонсорство в нашей стране возникло в начале 90-х гг. как естественное порождение и составная часть формирующихся рыночных отношений. Спонсорство как модель поддержки культуры отличается наличием коммерческой заинтересованности, просчитыванием экономического эффекта вклада. Для России спонсорство пока явление новое, применяемое на уровне разовых взносов, финансирования отдельных проектов. При разумном подходе спонсорство может являться взаимовыгодным коммерческим соглашением, учитывающим и интересы бизнеса, и тенденции развития культуры. Благотворительная деятельность характеризуется тремя признаками: добровольностью, бескорыстностью и направленностью на реализацию социально-значимых, общественно-полезных целей. Названные признаки, в частности бескорыстность, позволяют отличать благотворительную деятельность от спонсорства. Меценатство можно рассматривать как особый вид благотворительности применительно к сфере культуры и искусства. Основанием для разграничения благотворительной и меценатской деятельности является их различие по целям. Цели благотворительной деятельности направлены на обеспечение социального благополучия в обществе, цели меценатской деятельности более конкретны и направлены на сохранение и развитие культурного достояния.
Благородная традиция, которая сложилась в дореволюционной России, получила название "золотой" век "русского меценатства". Сегодня новые меценаты — "как класс" — в подлинном смысле этого слова еще не сформировались. Пока трудно понять, что представляет собой современный меценат или называющий себя таковым. Вряд ли кто из них может выдержать невольно напрашивающееся сравнение с такими известными личностями, как С. Морозов, С. Мамонтов и другими крупнейшими меценатами прошлого. Однако даже если мы, оставив меценатство, вернемся к спонсорству и благотворительности, то будет очевидно, что об этих явлениях больше говорят, чем реально ощущают плоды их деятельности. Во многом такое положение дел объясняется тем, что благотворительность и спонсорство у нас пока практически не стимулируются — ни материально (в виде адекватных налоговых льгот), ни морально (в виде безусловной признательности обществом). Важным звеном в системе поддержки культурной деятельности становятся благотворительные фонды и общественные организации. Большое распространение фонды получили в США, где развита мощная инфраструктура, оказывающая финансовую поддержку организациям культуры и искусства. Россия в настоящий момент идет по пути стремительного развития этой области деятельности. Однако на сегодня сложилась парадоксальная ситуация. Наши организации через Интернет легко могут получить всю необходимую информацию о международных благотворительных фондах, но не располагают подобной информацией по России. Представляется, что Министерству культуры Российской Федерации следовало бы взять на себя функции сбора, обработки и распространения информации о существующих в нашей стране благотворительных фондах, которые поддерживают культурные проекты. В соответствующий банк данных могли бы войти следующие сведения: наименование фонда, его адрес, контактный телефон, цели, направления и масштабы деятельности, формы поддержки, порядок соискания, критерии отбора кандидатов. Однако фонды не склонны просто "кормить" учреждения культуры. Они предпочитают заниматься долгосрочными программами развития культуры, искусства (в том числе образованием, повышением квалификации, развитием новых художественных направлений, созданием информационной сети и т.п.), причем обязательным условием является общественная польза. Но это не значит, что фонды полностью финансируют такие программы. Их субсидии носят одноразовый или непродолжительный характер и призваны помочь реализации программы на начальной стадии. Из вышеизложенного становится ясно, что внебюджетные источники финансирования, хотя и получили определенное распространение, но все-таки не оказывают заметного влияния на объем финансирования учреждений культуры. Тем не менее, зарубежный опыт показывает, что эти источники могут играть огромную роль в поддержке культуры и искусства. В целом нынешнее финансовое положение учреждений культуры можно охарактеризовать как нестабильное. При всем кажущемся разнообразии каналов и источников финансирования на сегодняшний день серьезно можно говорить только о бюджетных ассигнованиях. Фактически учреждения культуры оказались "меж двух огней". С одной стороны, слабая государственная поддержка в виде нищенских — иначе и не назовешь — бюджетных ассигнований. С другой — усиление налогового пресса, накладывающее ограничение на развитие предпринимательской деятельности и не дающее возможности вкладывать заработанные средства даже в собственное развитие. В целях обеспечения стабильного функционирования учреждений культуры необходимо наиболее эффективно использовать все уже существующие источники финансирования и создать условия для появления новых. Для этого следует: • Более широко использовать социально-творческий заказ как форму целевого бюджетного финансирования учреждений культуры. • Дать возможность учреждениям культуры направлять полученные доходы на расширение и совершенствование творческой деятельности, освободив их от уплаты всех видов налогов в бюджеты разных уровней. • Принять ряд мер по стимулированию внебюджетных поступлений в сферу культуры и искусства:
— формировать правовую базу, обеспечивающую благоприятные условия для развития благотворительности и спонсорства; — поднять престиж: благотворителей и спонсоров в глазах общественности; — активнее использовать права органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления по дополнительному материальному и моральному стимулированию благотворителей и спонсоров; — инициировать создание новых благотворительных фондов и общественных объединений, деятельность которых будет направлена как на содействие развитию и сохранению культуры и искусства в целом, так и на поддержку отдельных учреждений культуры и культурных проектов; — обеспечить сбор, обработку и распространение информации о существующих в нашей стране благотворительных фондах подобного рода, оказывать творческим коллективам методическую помощь в оформлении заявок на получение грантов от этих фондов. Только использование самых разнообразных источников финансирования позволит сохранить и приумножить творческий потенциал учреждений культуры России.
ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ: ПОНЯТИЯ, СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ* Бюджетные ассигнования, выделяемые на культуру в нашей стране, явно недостаточны. При этом нет веских оснований полагать, что в ближайшее время положение коренным образом изменится в лучшую сторону.
* См. статью автора настоящего издания в кн.: Арт-Фандрейзинг: Сборник научных трудов / Под ред. И. Г. Хангельдиевой. М., 2002. С. 15-20.
При переходе к рыночной экономике, организации культуры получили возможность обращения к дополнительным источникам финансирования. Использование благотворительных пожертвований и спонсор ских взносов позволяет хотя бы отчасти восполнить дефицит их финансовых потребностей наряду с бюджетными ассигнованиями. Таким образом, в повседневной практике наследие советской эпохи мирно уживается с восстанавливаемыми традициями дореволюционной России, равно как и с перенесенным на отечественную почву опытом западных коллег. Благотворительность, меценатство, спонсорство— эти термины, обозначающие различные типы поддержки культуры, стали сегодня столь популярны, что одно употребление их придает текстам актуальный характер. Однако сущность стоящих за ними явлений ускользает как от авторов отдельных исследований, посвященных проблемам финансирования культуры, так и от практиков, занимающихся управленческой, в том числе фандрейзинговой деятельностью в сфере культуры и искусства. Проведенный анализ данных в российском законодательстве определений спонсорства и благотворительности показал, что это два по сути разных направления поддержки культуры, имеющих разную социально-экономическую природу, социально-культурные корни и результаты. Согласно закону "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", под благотворительностью понимается "добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки"1. Зафиксированное в законе "О рекламе" определение спонсорства подчеркивает коммерческий характер этого рода взаимоотношений2. Таким образом, разведение понятий спонсорства и благотворительности на основе современных нормативных правовых актов помогает ориентироваться в конкретных ситуациях, когда возникает вопрос о том, с каким явлением мы имеем дело. ' Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 11 августа 1995 №135-Ф3. Ст. 1. 2 В настоящем Федеральном законе под спонсорством понимается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый — соответственно рекламодателем и рекламораспространителем. Федеральный закон "О рекламе" от 18.07.1995. № 108-ФЗ. Ст. 19.
Ситуация заметно осложняется при введении в систему третьего элемента, а именно при попытке сопоставления меценатства со спон сорством и благотворительностью. На сегодняшний день это явление никак не отражено в российском законодательстве. Представленный на рассмотрение в Государственную Думу законопроект "О меценатах и меценатстве" пока не рассматривался, хотя и его вступление в силу в первоначальном виде также не способствовало бы решению затронутой проблемы. Трактовка мецената как "физического или юридического лица, безвозмездно передающего средства (финансовые, материально-технические) для сохранения и развития культурного достояния Российской Федерации в формах, определяемых законодательством Российской Федерации"3, практически ставит знак равенства между меценатством и благотворительностью, одной из основных целей которой является "содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности", позволяя понимать меценатство как разновидность благотворительной деятельности и подводя этот род деятельности под закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". Однако, на наш взгляд, ранее существовали определенные различия между этими явлениями и в значительной степени именно они обусловили "расцвет" меценатства в конце XIX — начале XX столетия в России. Рассмотрение "исторических корней" благотворительности и меценатства, анализ спонсорства, как еще одного из возможных дополнительных источников финансирования культуры, будет способствовать совершенствованию механизмов их стимулирования в современной социо-экономичес-кой ситуации. 3 Проект Федерального закона "О меценатах и меценатстве" // Протокол заседания Совета Государственной Думы от 16 февраля 1998 г. 4 Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 11.08.1995 №135-Ф3. Ст. 2 Благотворительность Среди рассматриваемых явлений благотворительность имеет наиболее древние и почтенные "корни". Своим появлением она обязана принятию на Руси христианства. Практика нравственного поведения, предложенного религией, считавшей милосердие и сострадание, стремление принять нужды другого как свои условием духовного здоровья, довольно быстро распространилась во всех слоях русского общества. Пожертвования "на храмы и монастыри", раздача милостыни осуществлялись независимо от сословной принадлежности. Изначально благотворительность была инструментом спасения души и имела адресный характер. Пословица: "В рай входят святой милостыней, нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается", весьма выразительно обозначает взаимный интерес между благотворителем и благополучателем. "Нищенство считалось в Древней Руси не экономическим бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из средств нравственного воспитания народа"5. Помощь (деньги) — благодарность — молитва — (направленные на одного конкретного человека или на содействие общественному благополучию) по такой схеме осуществлялись благословленные церковью формы деятельного самосовершенствования. Таким образом, мотивация благотворительности имела религиозную природу. Однако в отличие от протестантской этики, рассматривавшей богатство, полученное в результате применения своей творческой инициативы как свидетельство избранности— знак богоугодных дел, православие декларировало принцип "нестяжательства" и основывало свои суждения о добре и зле на уверенности в том, что "блаженны нищие духом, ибо они наследуют Царствие Божье". Подозрение, что любое богатство — неправедное и что "легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу попасть в рай", способствовало созданию негативного отношения к предпринимательству как роду деятельности и к предпринимателям как членам общества. Отсюда неприятие миром (общиной) деловой расчетливости и предприимчивости, характерных для наиболее удачливых представителей купечества. Благотворительность позволяла символически выравнивать уровни благосостояния, примиряя общество с мыслью об успешности его отдельных членов. В период Нового времени традиционные царские милостыни трансформировались в императорские пожертвования на организацию богоугодных учреждений. Единичные при Елизавете I и Екатерине II, во время правления императора Павла Петровича они стали систематической помощью, распределяемой через ведомство учреждений императрицы Марии на нужды приютов, воспитательных домов и богаделен. К 1917г. в подчинении ведомства находилось 683 благотворительных заведения. Росту благотворительности способствовала ее государственная поддержка6. Она имела преимущественно не экономический, а социальный характер. Примеры благотворительности подавали члены императорской семьи: Великий князь П.Г. Ольденбургский основал сеть детских ночных приютов, императрица Александра Федоровна работала хирургической сестрой в госпитале, созданном на ее личные средства и т.д. Общественное признание и возможность перехода из одного сословия в другое делали благотворительность еще более привлекательной для предпринимателей. "Около 5 тысяч благотворительных обществ и более 6 тысяч благотворительных завещаний, действовавших в стране в начале XX века, на три четверти обеспечивались именно из частных источников, среди которых на первом месте шли именно купеческие средства"8. Таким образом, обобщая вышесказанное, можно отметить следующее: во-первых, изначальную ориентацию благотворительности на социальную сферу; во-вторых, её природу, основанную на христианской этике; в-третьих, действенный характер социальной мотивации и, в-четвертых, значительный экономический эффект этого вида поддержки общественного благосостояния. После Октябрьской революции благотворительность была объявлена буржуазным явлением. Государство взяло на себя все социальные расходы на образование, здравоохранение, охрану материнства и детства, сохранение и развитие культуры, на выплату пособий, стипендий, пенсий и т.д. В Советском Союзе благотворительность не имела законного социального статуса. Что же касается милосердия, то в самые сложные для страны годы — годы Великой Отечественной войны — массовый общенародный патриотизм породил различные формы гуманитарной помощи, и история хранит бесчисленное количество подвигов советского народа, совершенных на ниве милосердия. "Реанимация" благотворительности произошла в 1985—1991 гг. С принятием в 1995 году закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" благотворительность в России получила официальный юридический статус. Возрождающееся и достаточно активно развивающееся благотворительное движение в современной России имеет ряд особенностей, среди которых можно выделить следующие: — многообъектность благотворительной деятельности. Среди объектов благотворительности — дети, женщины, пенсионеры, сироты, безработные, инвалиды, вынужденные переселенцы и т.д.; — четко выраженная социальная направленность. Благотворительность направлена прежде всего на помощь остро нуждающимся, социально обездоленным; — значительно меньшие масштабы содействия развитию культуры и искусства, чем в дореволюционной России; — ориентированность благотворительности на добровольные пожертвования не столько отдельных лиц, сколько различных коммерческих структур.
5 Хоръкова Е. П. История предпринимательства и меценатства в России. М., 1998. 6 Там же. С. 446. 7 Известный своей благотворительностью И. Г. Хари гснко получил от общества па (Там же. С. 470-^79.) 8 Предпринимательство и предприниматели России от истоков и до начала XX века. М., 1997. С. 120.
"Золотой век" русского меценатства: единство и борьба противоположностей Если истоки благотворительности уходят в глубокую древность, то меценатство в России возникает в XVIII веке вместе с секуляризацией искусства и формированием методов его поддержки обществом. Благотворительность, характерной чертой которой была доступность этого вида деятельности для выходцев из любого сословия, имевших средства и желание помочь ближнему, сильно отличалась от меценатства, являвшегося прерогативой дворянства— культурной элиты эпохи Просвещения. К концу XIX — началу XX столетия этот класс в значительной степени утратил то влияние, которым он обладал ранее. С изменением системы хозяйствования произошло постепенное разорение помещиков "средней руки", составлявших в XVIII и первой половине XIX столетия основу государства. Все большую роль в экономике страны стали играть представители торгово-промышленного класса. К 1910 г. общее число предпринимателей, получавших доход до 10 тысяч рублей в год, составило 7 млн. человек, а предпринимателей, которые имели доход свыше 10 тыс. рублей (нередко сотни тысяч рублей и выше), — 200 тыс. человек. Аграрная Россия ускоренно переходила на путь капиталистических отношений. Социально-экономический прогресс быстро сказался на культурной жизни России. Трагедия "вишневого сада" — одна из наиболее известных художественных интерпретаций событий, происходивших в этот период. Но, несмотря на эсхатологический пессимизм многих произведений, оплакивавших горестное положение русского дворянства на рубеже веков, ситуация была не столь однозначна. Упустив "бразды" экономического правления, это сословие оставило за собой политическую, социальную и культурные сферы, став эстетическим и поведенческим эталоном для недавно разбогатевших купчин и крепостных мужиков. Исследования показали, что большинство новых владельцев старинных усадеб не только не вырубали вишневые сады, но и пытались восстановить общий уклад помещичьего быта. А в тех случаях, когда принималось решение построить новую усадьбу на месте разрушенной, делалось это "под старину": воспроизводились элементы внешнего (колонны и мезонин) и внутреннего (портретная галерея) убранства10. Подобное "мещанство во дворянстве" уже не выглядело столь комично, как во времена Мольера, поскольку позволяло не только сохранять на должном уровне, но и повышать культурные стандарты, ставшие своеобразным рычагом управления. С помощью культуры представители дворянства влияли на общественные процессы не меньше, чем определяя направление финансовых потоков. Созданная на протяжении нескольких столетий система привилегий прочно держала социальный скелет общества. Занятия и увлечения столь же ясно обозначали принадлежность к тому или иному сословию, как и родовое древо. Коллекционирование произведений искусств, начиная с приобретенного "по случаю" Петром I собрания курьезов, в состав которого входили картины голландских художников, прочно укоренилось в дворянской среде. Крупнейшим ценителем и покровителем искусств была императорская семья. Августейшая благосклонность щедро проливалась на все проекты, связанные с демонстрацией, распространением и содействием развитию искусства в России. К примеру, высочайшим покровителем Императорской Академии Художеств всегда являлся один из представителей царской фамилии, другие члены которой часто выступали в качестве патронов художественных выставок (выставка "Старых годов", 1908 г.— великая княгиня Елизавета Маврикиевна; "100 лет французской живописи", 1912 г. — великий князь Константин Константинович; "Ломоносов и Елизаветинское время", 1912 г.— император Николай II и т.д.). Неслучайно, что явление, получившее свое название по имени знатного римлянина, приближенного императора Августа, покровительствовавшего поэтам, воспринималось в России как одна из важных привилегий дворянского сословия. И именно поэтому во второй половине XIX века меценатство стало более эффективным, чем благотворительность, средством повышения социального статуса. Дворянство, полученное за щедрые пожертвования на "богоугодные дела", не означало признания его обладателя высшим светом, тогда как причастность к искусству могла этому помочь. 9 Барышников М Н. Деловой мир России: Историко-биографический справочник. СПб., 1998. С. 12. 10 Об этом см.: КажданТ.П. Художественный мир русской усадьбы. М, 1977; Каж-оан Г. Л. К вопросу об изучении русской усадьбы второй половины ХГХ — начала XX века // Русская усадьба: Сборник Общества изучения русской усадьбы. 1994. Вып. 1(17),
Активное соревновательное начало, стремление "догнать" и обязательно "перегнать" уже имевшиеся в этой сфере достижения, заставляли купечество втягиваться в игру на чужой территории. Закрытость высших слоев общества Российской империи сводила к минимуму возможность проникновения в узкий круг избранных. Однако монаршая ми лость, обращенная на тех, кто оказывал покровительство искусству, делала их вхожими в светское общество. Меценатство способствовало культурной реабилитации сословия, олицетворявшего самодурство, серость и ханжество. "Во многом утрированные образы из "темного царства" пьес А. Н. Островского, в которых рисовались нравы некоторых купеческих семей эпохи царствования Николая I, надолго утвердились в общественном сознании, определяя отношение ко всем предпринимателям вплоть до 1917 года"". Пожертвования на отдельные художественные акции, систематическое участие в крупных проектах, а затем и постоянное финансирование их способствовало размыванию образа "удалого купца— ухаря", долгое время угадывавшегося во многих представителях предпринимательских кругов. "Наши крупные капиталисты,— писал в 1916г. В.Короленко,— нередко уже вместо пожертвований на колокола дают своим миллионам назначение, достойное культурных людей: Боткины создают коллекции для национальных музеев, Солдатенковы издают дорогие научные сочинения"12. С поощрения отдельных русских художников (покупка картин, индивидуальные "гранты"), через организацию коллективных выставок, к созданию журнала— шла постепенная кристаллизация идеи меценатства в деятельности Николая Рябушинского, вдохновленного культуртрегерским примером С. П. Дягилева. Подражая Дягилеву, Ря-бушинский издает журнал "Золотое Руно", сыгравший значительную роль в продвижении символизма в России. Притяжение — отталкивание, принятие — отторжение: этими динамическими парами можно обозначить отношение купеческого и дворянского меценатства. Несомненно, к концу XIX—началу XX столетия представители торгово-промышленного класса "перехватывают у обедневшего дворянства эстафетную палочку меценатства, утверждая его как органичную часть российской культуры", но их деятельность во многом определялась созданными ранее образцами. К примеру, поощрение "изящных", а не исполнительских искусств, было продолжением процесса, начавшегося еще при Петре I. Однако любопытным, на наш взгляд, представляется тот факт, что, занимаясь коллекционированием, предприниматели собирали произведения современного им искусства, тогда как дворянские собрания были по преимуществу классическими. Осознание себя как влиятельного и передового класса, ясно почувство вавшего собственную мощь, позволило выработать очень успешную стратегию позиционирования. Поддержка современного искусства стала инструментом создания культурного авангарда, формирования новой элиты, где представители купечества чувствовали себя на равных с традиционными хранителями эстетических эталонов. Коллекции полотен русских художников, собранные П.М.Третьяковым (работы передвижников), С.И.Мамонтовым (картины Васнецова, Поленова, Коровина, Серова), М.А.Морозовым (Серова и мирискусников), и собрания произведений представителей новейших течений французской живописи И.А.Морозова и С.И.Щукина—являлись ярким выражением подобных взглядов. Кроме того, все большую популярность приобретала концепция открытой коллекции. Если фамильные дворянские галереи были доступны в основном для узкого круга родных и друзей (хотя большинство знатных семей состояло в родстве между собой), и долгое время Эрмитаж действительно являлся "местом уединения", то коллекции, собираемые представителями купеческого сословия, были в значительной степени обращены к публике. Хрестоматийным примером этого является история Третьяковской галереи и собрания И. А. Морозова. Да и принцип "общественной полезности", которым руководствовался при покупке картин на выставках П. М. Третьяков, сильно отличался от вкусовых предпочтений графа Кушелева-Безбородко, обусловивших состав собрания, подаренного им музею Императорской Академии Художеств. Резюмируя изложенное выше, можно отметить, что, на наш взгляд, одной из причин, обусловивших всплеск меценатской активности в предпринимательской среде конца XIX—начала XX столетия, было стремление класса, осознавшего свою экономическую состоятельность, добиться признания со стороны социальной и культурной элиты, которой в условиях самодержавной России являлось дворянство. Меценатство как инструмент повышения социального статуса, признания не миром (общиной— обществом), а светом (высшим обществом), было очень привлекательно для предпринимателей, не желающих более иметь ничего общего с фанатично верующими покровителями странников. В этот период меценатство и благотворительность, разделяя между собой области деятельности (культура и социальная сфера), предлагали различные методы и давали различный эффект, что, впрочем, не мешало людям, жертвующим приютам, собирать художественные коллекции и, наоборот, известным коллекционерам субсидировать больницы для бедных. Однако важно отметить, что благотворительность, подпитывающаяся христианской этикой, является индикатором духовного развития и причастности к религиозной традиции, а меценатство—принадлежности к культурной элите. С радикальным изменением социальной, экономической и культурной составляющих жизни российского общества после Октября 1917г.
11 Барышников М. Н. Деловой мир России. С. 12. 12 Королеико В.Г.Старые традиции и новый орган//Русские записки. 1916.№8.С.255. 13 Дадамян Г. Г. Театр в культурной жизни России (1914—1917). М., 2000. С. 15. 14 Исключением из ряда меценатов, вкладывавших средства в изобразительное искусство, были С. Т. Морозов (из соображений личного характера) и А. А. Бахрушин (поводом для начала деятельности послужило пари).
исчезли христианские и статусные мотивы благотворительности и меценатства. Поэтому "при всей популярности патриотических лозунгов о необходимости возродить традиции российского меценатства и благотворительности главной моделью, на которую ориентируются современные наши предприниматели, служат не русские купцы, а современные западные, главным образом, американские реалии"15. Спонсорство В отличие от благотворительности и меценатства, термин "спонсорство" появился в нашем лексиконе недавно. Хотя, как было сказано выше, меценатство, имеющее нескольковековую традицию, до сих пор не получило определения в отечественном законодательстве, понятие спонсорства дано в законе "О рекламе" (1995). Точка зрения российских юристов на это явление вполне совпадает с позицией их западных коллег. Спонсорство, как модель поддержки культуры, отличается от меценатства наличием коммерческой заинтересованности спонсора, просчи-тыванием экономического эффекта вклада, тогда как меценатство ориентировалось на личный вкус и общественную пользу. При разумном подходе спонсорство может являться взаимовыгодным коммерческим соглашением, учитывающим и интересы общества, и тенденции развития культуры. Однако для России спонсорство пока явление новое, применяемое на уровне западных методов 70-х годов XX века — разовые взносы, финансирование отдельных проектов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|