Государственная поддержка благотворительности и спонсорства
Меры государственного стимулирования анализируемых нами видов деятельности, направленных на привнесение дополнительных средств в сферу культуры, разработаны недостаточно. Государственную поддержку благотворителей (меценатов) и спонсоров можно подразделить на материальную и моральную. В ряду материальных стимулов первое место занимают налоговые льготы. Они не одинаковы в различных странах, однако сходны по многим принципиальным моментам. Особые правила предусматриваются в большинстве стран для спонсорских вложений, которые при надлежащем обосновании вычитаются из облагаемой налогом прибыли и полностью без ограничений относятся на себестоимость продукции спонсора. В нашей стране спонсорский взнос также разрешено включать в себестоимость продукции (работ, услуг) спонсора, если спонсорская помощь оказывается на условиях распространения рекламы. Однако при этом установлены довольно жесткие предельные размеры расходов на рекламу, которые можно относить на себестоимость продукции16. Кроме того, в указанном случае спонсорский взнос облагается налогом на рекламу. Налоговые льготы благотворителям, оказывающим поддержку культуре в денежной форме, связаны, прежде всего, с налогообложением полученной ими прибыли (дохода). Для благотворителей— юридических лиц— при направлении благотворительных взносов на восстановление объектов культурного наследия налоговая льгота до последнего времени составляла не более 3% облагаемой налогом прибыли; а государственным учреждениям и организациям культуры — не более 5%. Отметим, что данная льгота не предоставлялась в случае помощи муниципальным и частным (независимым) организациям культуры, а с 2002 года вообще отменена.
Совокупный доход благотворителей — физических лиц уменьшается на сумму, перечисляемую на благотворительные цели организациям культуры, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, — в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде. Льгота не предоставляется в случае помощи частным (независимым) организациям культуры, пусть и некоммерческим. Уже из приведенных примеров видно, что система налоговых льгот, установленных для участников спонсорской и благотворительной деятельности, не является достаточно гибкой и привлекательной. Несовершенство действующего налогового законодательства препятствует использованию механизма налоговых льгот для поощрения благотворительности и спонсорства в полной мере. Поэтому, кроме экономических, государство должно искать иные формы поддержки благотворительной и спонсорской деятельности, в частности, поднимать их общественный престиж. Общественное признание является одной из основных мотиваций для тех, кто поддерживает культуру. Оно порождает у субъектов благотворительности и спонсорства осознание всей важности осуществляемой ими деятельности, своей ответственности перед обществом. К конкретным мерам морального стимулирования благотворительности и спонсорства в нашей стране относятся установление и присуждение почетных званий и государственных наград.Так,с 1998 г. присуждается почетный диплом Президента Российской Федерации за активную благотворительную и спонсорскую деятельность в области культуры и искусства. 15 Каменский М. Правовое регулирование художественного рынка // Искусство и рынок. М, 1996. С. 210 16До 1% от полученной выручки.
Большое значение имеет информационное освещение благотворительной деятельности. Сегодня ей посвящают статьи в прессе, выходят специальные брошюры и подборки. Проблемами отечественной благотворительности уже занимаются отдельные исследователи, проводятся круглые столы, семинары, конференции и т.п.
С учетом анализа ситуации в нашей стране и опыта цивилизованных стран можно утверждать, что подлинное развитие благотворительности, меценатства и спонсорства в культуре может произойти только при создании совокупности предпосылок— экономических, социальных, правовых и др. Поддержка благотворительности, меценатства и спонсорства в области культуры должна стать приоритетным направлением государственной культурной политики. Вместе с тем необходимо более активное использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления своих прав и возможностей по дополнительному материальному и моральному стимулированию "доноров". Многое в этом направлении могут сделать и сами организации культуры, применяя в своей деятельности технологии фандрейзинга, что позволяет перейти от хождения "с протянутой рукой" к полноценному социальному партнерству при реализации культурных проектов.
БЮДЖЕТНАЯ РЕФОРМА Реструктуризация бюджетного сектора культуры Бюджетная реформа наряду с административной задумана как одна из важнейших предпосылок повышения эффективности государственного управления. Декларируемой целью ее является повышение эффективности расходования бюджетных средств, а суть заключается в переходе от управления ресурсами к управлению результатами. В этой связи в профессиональный лексикон прочно вошла аббревиатура БОР — бюджетирование, ориентированное на результат. Основополагающими для бюджетной реформы можно считать следующие документы: — Принципы реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации в 2003—2004 годах и на период до 2006 г., разработанные Минфином России в 2003 г. (далее — Принципы реструктуризации); — План мероприятий по обеспечению реструктуризации бюджетного сектора на 2003—2004 годы, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21.11.03 № 1688-р; — "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" (вместе с "Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004—2006 годах, Положением о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования"), утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.05.04 № 249.Важнейшими составляющими комплексной реформы бюджетной системы являются реструктуризация бюджетного сектора и реформирование бюджетного процесса. Остановимся сначала на основных направлениях первой из них.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|