Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственная поддержка благотворительности и спонсорства




Меры государственного стимулирования анализируемых нами ви­дов деятельности, направленных на привнесение дополнительных средств в сферу культуры, разработаны недостаточно.

Государственную поддержку благотворителей (меценатов) и спон­соров можно подразделить на материальную и моральную. В ряду мате­риальных стимулов первое место занимают налоговые льготы. Они не одинаковы в различных странах, однако сходны по многим принципи­альным моментам. Особые правила предусматриваются в большинстве стран для спонсорских вложений, которые при надлежащем обоснова­нии вычитаются из облагаемой налогом прибыли и полностью без огра­ничений относятся на себестоимость продукции спонсора. В нашей стране спонсорский взнос также разрешено включать в себестоимость продукции (работ, услуг) спонсора, если спонсорская помощь оказыва­ется на условиях распространения рекламы. Однако при этом установлены довольно жесткие предельные размеры расходов на рекламу, ко­торые можно относить на себестоимость продукции16. Кроме того, в указанном случае спонсорский взнос облагается налогом на рекламу.

Налоговые льготы благотворителям, оказывающим поддержку культуре в денежной форме, связаны, прежде всего, с налогообложени­ем полученной ими прибыли (дохода). Для благотворителей— юриди­ческих лиц— при направлении благотворительных взносов на восста­новление объектов культурного наследия налоговая льгота до последне­го времени составляла не более 3% облагаемой налогом прибыли; а го­сударственным учреждениям и организациям культуры — не более 5%. Отметим, что данная льгота не предоставлялась в случае помощи муни­ципальным и частным (независимым) организациям культуры, а с 2002 года вообще отменена.

Совокупный доход благотворителей — физических лиц уменьша­ется на сумму, перечисляемую на благотворительные цели организаци­ям культуры, частично или полностью финансируемым из средств соот­ветствующих бюджетов, — в размере фактически произведенных рас­ходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом перио­де. Льгота не предоставляется в случае помощи частным (независимым) организациям культуры, пусть и некоммерческим.

Уже из приведенных примеров видно, что система налоговых льгот, установленных для участников спонсорской и благотворительной деятельности, не является достаточно гибкой и привлекательной.

Несовершенство действующего налогового законодательства пре­пятствует использованию механизма налоговых льгот для поощрения благотворительности и спонсорства в полной мере. Поэтому, кроме экономических, государство должно искать иные формы поддержки благотворительной и спонсорской деятельности, в частности, подни­мать их общественный престиж. Общественное признание является од­ной из основных мотиваций для тех, кто поддерживает культуру. Оно порождает у субъектов благотворительности и спонсорства осознание всей важности осуществляемой ими деятельности, своей ответственно­сти перед обществом.

К конкретным мерам морального стимулирования благотворитель­ности и спонсорства в нашей стране относятся установление и присуж­дение почетных званий и государственных наград.Так,с 1998 г. присуж­дается почетный диплом Президента Российской Федерации за актив­ную благотворительную и спонсорскую деятельность в области культу­ры и искусства.

15 Каменский М. Правовое регулирование художественного рынка // Искусство и рынок. М, 1996. С. 210

16До 1% от полученной выручки.

 

 

Большое значение имеет информационное освещение благотвори­тельной деятельности. Сегодня ей посвящают статьи в прессе, выходят специальные брошюры и подборки. Проблемами отечественной благо­творительности уже занимаются отдельные исследователи, проводятся круглые столы, семинары, конференции и т.п.

С учетом анализа ситуации в нашей стране и опыта цивилизован­ных стран можно утверждать, что подлинное развитие благотворитель­ности, меценатства и спонсорства в культуре может произойти только при создании совокупности предпосылок— экономических, социаль­ных, правовых и др.

Поддержка благотворительности, меценатства и спонсорства в об­ласти культуры должна стать приоритетным направлением государст­венной культурной политики.

Вместе с тем необходимо более активное использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления своих прав и возможностей по дополнительному мате­риальному и моральному стимулированию "доноров".

Многое в этом направлении могут сделать и сами организации культуры, применяя в своей деятельности технологии фандрейзинга, что позволяет перейти от хождения "с протянутой рукой" к полноцен­ному социальному партнерству при реализации культурных проектов.

 

БЮДЖЕТНАЯ РЕФОРМА

Реструктуризация бюджетного сектора культуры

Бюджетная реформа наряду с административной задумана как одна из важнейших предпосылок повышения эффективности государствен­ного управления. Декларируемой целью ее является повышение эф­фективности расходования бюджетных средств, а суть заключается в переходе от управления ресурсами к управлению результатами. В этой связи в профессиональный лексикон прочно вошла аббревиатура БОР — бюджетирование, ориентированное на результат.

Основополагающими для бюджетной реформы можно считать сле­дующие документы:

— Принципы реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации в 2003—2004 годах и на период до 2006 г., разработанные Минфином России в 2003 г. (далее — Принципы реструктуризации);

— План мероприятий по обеспечению реструктуризации бюджет­ного сектора на 2003—2004 годы, утвержденный распоряжением Пра­вительства РФ от 21.11.03 № 1688-р;

— "О мерах по повышению результативности бюджетных расхо­дов" (вместе с "Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004—2006 годах, Положением о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджет­ного планирования"), утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.05.04 № 249.Важнейшими составляющими комплексной реформы бюджетной системы являются реструктуризация бюджетного сектора и реформирование бюджетного процесса. Остановимся сначала на основ­ных направлениях первой из них.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...