Оптимизация действующей сети получателей бюджетных средств
Начало оптимизации сложившейся сети учреждений культуры положило принятие и уточнение ряда федеральных законов. Так, Федеральный закон от 22.08.04 № 122-ФЗ* внес изменения в Основы законодательства РФ о культуре", которые, по сути, снизили социальные гарантии учреждениям культуры. Федеральным законом от 04.07.03 № 95-ФЗ"* к полномочиям органов государственной власти РФ отнесены "организация и поддержка учреждений культуры и искусства". Федеральный закон от 06.10.03 № 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления отнес "создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры". В предыдущих статьях мы уже отмечали, что из этих формулировок не вытекают напрямую обязанности органов власти по содержанию учреждений культуры. В рамках реформы предполагается переход от финансирования учреждений к финансированию услуг культуры. Подобный подход базируется на представлениях: * Федеральный закон от 22.08.04 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее — Закон № 122-ФЗ). "Закон РФ от 09.10.92 № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (ред. от 22.08.04, далее — Основы). "* Федеральный закон от 04.07.03 № 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее — Закон № 95-ФЗ).
""Федеральный закон от 06.10.03 К» 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее — Закон № 131-ФЗ) — в об избыточности сети учреждений культуры; — неоправданном дублировании их деятельности Часто приходится слышать от разработчиков и сторонников реформы, что учреждения культуры — это наследие советской эпохи. Выполнив на определенном историческом отрезке поставленные перед ними идеологические задачи, к настоящему времени они себя исчерпали. Поэтому значительное количество учреждений культуры надо "оптимизировать" (сократить), а социальный заказ на оказание услуг культуры выдавать на конкурсной основе другим структурам, в частности, коммерческим. С таким утверждением трудно безоговорочно согласиться. На сегодняшний день рынок культурных услуг развит недостаточно, и реальных альтернатив учреждениям культуры фактически нет. Да, в крупных городах появились всевозможные антрепризы, частные некоммерческие организации (существующие, в основном, на гранты зарубежных благотворительных фондов). Однако это капля в море. Нельзя сбрасывать со счетов, что четвертая часть населения страны (35 млн. чел.) живет в сельской местности. Вряд ли коммерческие структуры будут повсеместно заниматься созданием условий для развития и сохранения народного творчества. Таким образом, желание сохранить сеть учреждений культуры базируется не (или не только) на инстинкте самосохранения, а на понимании, что в настоящее время она является основным "поставщиком" услуг культуры. Сказанное отнюдь не исключает необходимости ее упорядочения.
Культурологи утверждают, что работники культуры должны выступать агентами социальных перемен. Очевидно, что в условиях реформ они на себя такую роль не взяли. Более того, зачастую в их рядах наблюдается растерянность и даже паника. В том, что власти на современном этапе не понимают роли культуры, есть и вина профессионального сообщества: оно либо не смогло доказать свою значимость, либо не осознало ее само. Свидетельство тому — реакция членов Правительства РФ на доклады Министра культуры и массовых коммуникаций РФ в декабре 2004 г. и сентябре 2005 г. Пытаться изменить "правила игры" или "встраиваться" в реформы? Специалисты, как правило, выделяют две возможные стратегии поведения на этапе становления реформ: — первая — попытаться изменить "правила игры"; — вторая — "встраиваться" в реформы, адаптироваться к предлагаемым обстоятельствам. Важно, что ни та, ни другая не исключают друг друга. В русле реализации первой стратегии удалось добиться определенных успехов. "Снят с дистанции" законопроект "О государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организациях". В законопроекте "Об автономных учреждениях" учтен ряд предложений деятелей культуры; внесены поправки и в Закон № 131-ФЗ в части, касающейся полномочий в области культуры муниципальных районов. Однако несомненные достижения могут смягчить последствия реформ для сферы культуры, но не отменить их курс. Вот почему чрезвычайно актуальной является стратегия "встраивания" в реформы, которой пока не уделяется достаточного внимания. В плане оптимизации сети стратегия "встраивания" означает необходимость формирования полного перечня услуг, оказываемых каждым учреждением культуры. Для этого, прежде всего, следует прописать функции учреждения, что оказывается совсем не просто. И здесь бумерангом возвращаются ранние упущения: — восприятие миссии как некоего "новомодного бантика"; — несерьезное отношение к уставу, в частности, к разделу "Цели и предмет деятельности", который обычно представляет собой "винегрет" из целей, задач, направлений и форм работы.
Несколько легче музеям, потому что в Федеральном законе "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" цели их создания четко сформулированы, хотя идут острые дискуссии по поводу осуществления музеями культурно-досуговой деятельности. Сформулировав функции учреждений, можно выделить основные направления их деятельности, по каждому из которых затем расписать услуги. Подобная "инвентаризация" услуг действительно иногда позволяет выявить дублирование и параллелизм в работе учреждений культуры. В этих случаях возможны варианты: — слияния; — присоединения; — ликвидации учреждений культуры, которые уже рассматривались автором ранее. Одним из действенных путей оптимизации сети может стать перепрофилирование ряда учреждений культуры. К примеру, представляет интерес превращение части библиотек в интеллект-центры. Культурно-досуговые учреждения в поисках "лица необщего выражения" делают акцент либо на работе с трудновоспитуемыми подростками, либо на создании условий для развития народного творчества, либо на проведении массовых мероприятий, либо на кинопоказе, либо на поддержке национальных культур и т. д. * См.: Справочник руководителя учреждения кульгуры. М., 2005. № 1.
Упорядочение сети, ее "самоочищение" лучше провести изнутри, собственными силами. А для защиты от излишне ретивых "оптимизаторов" извне должны быть разработаны и утверждены нормативы обеспечения населения услугами, оказываемыми учреждениями культуры разного типа, социальные стандарты в области культуры. Поскольку из Бюджетного кодекса РФ изъяты все упоминания о минимальных государственных социальных стандартах, все тяготы по их разработке ложатся на регионы. Дальше всех в этом направлении продвинулось библиотечное сообщество, поскольку имело возможность опираться на Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках. Несколько регионов, взяв за основу модельный стандарт деятельности публичной библиотеки, принятый РБА в 2001 г., разработали свои библиотечные стандарты. Нормативы обеспечения населения услугами культуры по всем видам утверждены в Республике Карелии и некоторых других субъектах РФ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|