Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава VI. Некоммерческие организации и органы государственной власти




Статья 31. Экономическая поддержка некоммерческих организа­ций органами государственной власти и органами местного самоуправ­ления.

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправ­ления создают государственные и муниципальные учреждения, закреп­ляют за ними имущество на праве оперативного управления в соответ­ствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и осуществляют
их полное или частичное финансирование.

Органы государственной власти и органы местного самоуправле­ния в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах, в том числе:

— предоставление в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей некоммерче­ским организациям, созданным в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях, в целях охраны здоровья граждан, разви­тия физической культуры и спорта, других установленных законода­тельством целях, с учетом организационно-правовых форм некоммерче­ских организаций;

— предоставление некоммерческим организациям иных льгот, в том числе полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом;

— размещение среди некоммерческих организаций государствен­ных и муниципальных социальных заказов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года Х° 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для го­сударственных и муниципальных нужд";

(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 № 19-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

— предоставление в соответствии с законом льгот по уплате нало­гов гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим
организациям материальную поддержку.

2. Не допускается предоставление льгот по уплате налогов в инди­видуальном порядке отдельным некоммерческим организациям, а также
отдельным гражданам и юридическим лицам, оказывающим этим не­
коммерческим организациям материальную поддержку.

 

Статья 32. Контроль за деятельностью некоммерческой организа­ции.

1. Некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и стати­стическую отчетность в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.

Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым орга­нам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерче­ской организации.

2. Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой орга­низации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны.

3. Некоммерческая организация обязана представлять в уполномо­ченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о рас­ходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представ­ления указанных документов определяются Правительством Россий­ской Федерации.

(п. 3 введен Федеральным законом от 10.01.2006 № 18-ФЗ)

4. Структурное подразделение иностранной некоммерческой не­
правительственной организации информирует уполномоченный орган
об объеме получаемых данным структурным подразделением денежных
средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, о целях
их расходования или использования и об их фактическом расходовании
или использовании, о предполагаемых для осуществления на террито­рии Российской Федерации программах, а также о расходовании пре­
доставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных
средств и об использовании предоставленного им иного имущества по
форме и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской
Федерации.

(п. 4 введен Федеральным законом от 10.01.2006 № 18-ФЗ)

5. Уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием
деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее
учредительными документами, и законодательству Российской Федера­ции. В отношении некоммерческой организации уполномоченный орган
вправе:

1) запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы;

2) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйствен­ной деятельности некоммерческих организаций у органов государст­венной статистики, федерального органа исполнительной власти, упол­номоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредит­ных и иных финансовых организаций;

3) направлять своих представителей для участия в проводимых не­коммерческой организацией мероприятиях;

4) не чаше одного раза в год проводить проверки соответствия дея­тельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, преду­смотренным ее учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функ­ции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;

5) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными доку­ментами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допу­щенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.

(п. 5 введен Федеральным законом от 10.01.2006 № 18-ФЗ)

6. В случае выявления нарушения законодательства Российской
Федерации или совершения филиалом или представительством ино­странной некоммерческой неправительственной организации действий,
противоречащих заявленным целям и задачам, уполномоченный орган
вправе вынести руководителю соответствующего структурного подраз­деления иностранной некоммерческой неправительственной организа­ции письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения
и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупрежде­ние, вынесенное руководителю соответствующего структурного под­разделения иностранной некоммерческой неправительственной органи­зации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.

(п. 6 введен Федеральным законом от 10.01.2006 № 18-ФЗ)

7. Некоммерческие организации обязаны информировать уполно­моченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5
Федерального закона "О государственной регистрации юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о
полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких
изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о на­правлении соответствующих документов в регистрирующий орган при­нимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государст­венной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются Правитель­ством Российской Федерации.

(п. 7 введен Федеральным законом от 10.01.2006 № 18-ФЗ)

8. В случае непредставления филиалом или представительством
иностранной некоммерческой неправительственной организации в ус­тановленный срок информации, предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи, соответствующее структурное подразделение иностранной не­
коммерческой неправительственной организации может быть исключе­но из реестра филиалов и представительств международных организа­ций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций по решению уполномоченного органа.

(п. 8 введен Федеральным законом от 10.01.2006 № 18-ФЗ)

9. В случае если деятельность филиала или представительства ино­странной некоммерческой неправительственной организации не соот­ветствует заявленным в уведомлении целям, а также представленным в
соответствии с пунктом 4 настоящей статьи сведениям, такое структур­ное подразделение может быть исключено из реестра филиалов и пред­ставительств международных организаций и иностранных некоммерче­ских неправительственных организаций по решению уполномоченного
органа.

(п. 9 введен Федеральным законом от 10.01.2006 № 18-ФЗ)

10. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией
в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей,
является основанием для обращения уполномоченного органа или его
территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной не­
коммерческой организации.

(п. 10 введен Федеральным законом от 10.01.2006 № 18-ФЗ)

11. Уполномоченный орган принимает решение об исключении
филиала или представительства иностранной некоммерческой неправи­тельственной организации из реестра в связи с ликвидацией соответст­вующей иностранной некоммерческой неправительственной организа­ции.

(п. 11 введен Федеральным законом от 10.01.2006 № 18-ФЗ)

12. Уполномоченный орган направляет структурному подразделе­нию иностранной некоммерческой неправительственной организации в
письменной форме мотивированное решение о запрете осуществления
на территории Российской Федерации заявленной для осуществления на
территории Российской Федерации программы или ее части. Структур ное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации, получившее указанное решение, обязано прекратить дея­тельность, связанную с осуществлением данной программы в указанной в решении части. Невыполнение указанного решения влечет за собой исключение соответствующего филиала или представительства ино­странной некоммерческой неправительственной организации из реест­ра, ликвидацию отделения иностранной некоммерческой неправитель­ственной организации.

(п. 12 введен Федеральным законом от 10.01.2006 № 18-ФЗ)

13. В целях защиты основ конституционного строя, нравственно­сти, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обо­роны страны и безопасности государства уполномоченный орган вправе
вынести структурному подразделению иностранной некоммерческой
неправительственной организации в письменной форме мотивирован­ное решение о запрете направления денежных средств и иного имуще­ства определенным получателям указанных средств и иного имущества.

(п. 13 введен Федеральным законом от 10.01.2006 № 18-ФЗ)

14. Федеральные органы государственного финансового контроля,
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по кон­тролю и надзору в области налогов и сборов, федеральный орган испол­нительной власти, уполномоченный на осуществление функции по про­тиводействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступ­ным путем, и финансированию терроризма, устанавливают соответст­вие расходования денежных средств и использования иного имущества
некоммерческими организациями целям, предусмотренным их учреди­
тельными документами, а филиалами и представительствами иностран­ных некоммерческих неправительственных организаций — заявленным
целям и задачам и сообщают о результатах органу, принявшему реше­ние о регистрации соответствующей некоммерческой организации,
включении в реестр филиала или представительства иностранной не­
коммерческой неправительственной организации.

(п. 14 введен Федеральным законом от 10.01.2006 Х° 18-ФЗ)

15. Иностранная некоммерческая неправительственная организация
вправе обжаловать действия (бездействие) государственных органов в
суд по месту нахождения государственного органа, действия (бездейст­вие) которого обжалуются.

(п. 15 введен Федеральным законом от 10.01.2006 № 18-ФЗ)

 

 

Глава VII. Заключительные положения

Статья 33. Ответственность некоммерческой организации.

Некоммерческая организация в случае нарушения настоящего Фе­дерального закона несет ответственность в соответствии с законода­тельством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2 — 3. Исключены. — Федеральный закон от 21.03.2002 № 31-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 34. Вступление в силу настоящего Федерального закона.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его офи­циального опубликования.

2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Пра­вительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соот­ветствие с настоящим Федеральным законом.

Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН Москва, Кремль 12 января 1996 года № 7-ФЗ

 

III. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 № 135

(в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами ме­стного самоуправления, особенности создания и деятельности благо­творительных организаций в целях широкого распространения и разви­тия благотворительной деятельности в Российской Федерации.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Благотворительная деятельность.

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвоз­мездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридиче­ским лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Статья 2. Цели благотворительной деятельности.

1. Благотворительная деятельность осуществляется в целях:

— социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилита­цию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физиче­ских или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не спо­собны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

— подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к пре­дотвращению несчастных случаев;

— оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бед­ствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социаль­ных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, бе­женцам и вынужденным переселенцам;

— содействия укреплению мира, дружбы и согласия между наро­дами, предотвращению социальных, национальных, религиозных кон­фликтов;

— содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;

— содействия защите материнства, детства и отцовства;

— содействия деятельности в сфере образования, науки, культу­ры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

— содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здо­ровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

— содействия деятельности в сфере физической культуры и мас­сового спорта;

— охраны окружающей природной среды и защиты животных;

— охраны и должного содержания зданий, объектов и террито­рий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохран­ное значение, и мест захоронения.

 

2. Направление денежных и других материальных средств, оказа­ние помощи в иных формах коммерческим организациям, а также под­держка политических партий, движений, групп и кампаний благотвори­тельной деятельностью не являются.

3. Проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума запреща­ется.

(п. 3 введен Федеральным законом от 04.07.2003 № 94-ФЗ)

Статья 3. Законодательство о благотворительной деятельности.

1. Законодательство о благотворительной деятельности состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерально­го закона, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 № 94-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

2. Содержащиеся в других законах нормы, регулирующие благо­
творительную деятельность, не должны противоречить настоящему Фе­деральному закону.

Осуществление благотворительной деятельности гражданами и юридическими лицами в период избирательной кампании, кампании референдума регулируется настоящим Федеральным законом, а также законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.

(абзац введен Федеральным законом от 04.07.2003 № 94-ФЗ)

3. Если международным договором Российской Федерации уста­новлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным
законом, применяются правила международного договора Российской
Федерации.

Статья 4. Право на осуществление благотворительной деятельности.

1. Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуще­ствлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей.

2. Граждане и юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации.

3. Никто не вправе ограничивать свободу выбора установленных настоящим Федеральным законом целей благотворительной деятельно­сти и форм ее осуществления.

Статья 5. Участники благотворительной деятельности.

Под участниками благотворительной деятельности для целей на­стоящего Федерального закона понимаются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворитель­ной организации, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность: благотвори­тели, добровольцы, благополучатели.

Благотворители — лица, осуществляющие благотворительные по­жертвования в формах:

— бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) пере­дачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;

— бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) на­деления правами владения, пользования и распоряжения любыми объ­ектами права собственности;

— бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) вы­полнения работ, предоставления услуг благотворителями — юридиче­скими лицами.

Благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований.

Добровольцы — граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучате-ля, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотво­рительная организация может оплачивать расходы добровольцев, свя­занные с их деятельностью в этой организации (командировочные рас­ходы, затраты на транспорт и другие).

Благополучатели — лица, получающие благотворительные пожерт­вования от благотворителей, помощь добровольцев.

Статья 6. Благотворительная организация.

1. Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

2. При превышении доходов благотворительной организации над ее расходами сумма превышения не подлежит распределению между ее учредителями (членами), а направляется на реализацию целей, ради ко­торых эта благотворительная организация создана.

Статья 7. Формы благотворительных организаций.

Благотворительные организации создаются в формах обществен­ных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных ор­ганизаций.

Благотворительная организация может создаваться в форме учреж­дения, если ее учредителем является благотворительная организация.

Раздел II. Порядок создания и прекращения деятельности благотворительной организации

Статья 8. Учредители благотворительной организации.

Учредителями благотворительной организации в зависимости от ее формы могут выступать физические и (или) юридические лица. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государст­венные и муниципальные учреждения не могут выступать учредителя­ми благотворительной организации.

Статья 9. Государственная регистрация благотворительной орга­низации.

1. Государственная регистрация благотворительной организации осуществляется в порядке, установленном федеральными законами.

2. Не допускается отказ в государственной регистрации благотво­рительной организации в связи с предоставлением ей юридического адреса гражданином по месту его жительства.

3. Решение об отказе в государственной регистрации благотвори­тельной организации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в судебном порядке.

(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

Статья 10. Высший орган управления благотворительной органи­зацией.

1. Высшим органом управления благотворительной организацией является ее коллегиальный орган, формируемый в порядке, предусмот­ренном уставом благотворительной организации.

К компетенции высшего органа управления благотворительной организацией относятся:

— изменение устава благотворительной организации;

— образование исполнительных органов благотворительной орга­низации, ее контрольно-ревизионных органов и досрочное прекращение их полномочий;

— утверждение благотворительных программ;

— утверждение годового плана, бюджета благотворительной ор­ганизации и ее годового отчета;

— принятие решений о создании коммерческих и некоммерческих организаций, об участии в таких организациях, открытии филиалов и представительств;

— принятие решений о реорганизации и ликвидации благотвори­тельной организации (за исключением благотворительного фонда).

 

3. Члены высшего органа управления благотворительной организа­цией выполняют свои обязанности в этом органе в качестве доброволь­цев. В составе высшего органа управления благотворительной органи­зацией может быть не более одного работника ее исполнительных орга­нов (с правом либо без права решающего голоса).

4. Члены высшего органа управления благотворительной организа­цией и должностные лица благотворительной организации не вправе занимать штатные должности в администрации коммерческих и неком­мерческих организаций, учредителем (участником) которых является эта благотворительная организация.

Статья 11. Реорганизация и ликвидация благотворительной орга­низации.

1. Реорганизация и ликвидация благотворительной организации
осуществляются в установленном законом порядке.

2. Благотворительная организация не может быть реорганизована в хозяйственное товарищество или общество.

3. При ликвидации благотворительной организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется на благотворительные цели в порядке, предусмотренном уставом, или по решению ликвидационной комиссии, если порядок использования имущества благотворительной организации не предусмотрен в ее уставе или если иное не установлено федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 25.07.2002 № 112-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

 

 

Раздел III. Условия и порядок осуществления деятельности благотворительной организации

Статья 12. Деятельность благотворительной организации.

1. Благотворительная организация вправе осуществлять благотво­рительную деятельность, направленную на достижение целей, ради ко­торых она создана, а также благотворительную деятельность, направ­ленную на достижение предусмотренных настоящим Федеральным за­коном целей.

2. Благотворительная организация вправе заниматься деятельно­стью по привлечению ресурсов и ведению внереализационных операций.

3. Благотворительная организация вправе осуществлять предпри­нимательскую деятельность только для достижения целей, ради кото­рых она создана, и соответствующую этим целям.

4. Для создания материальных условий реализации благотвори­тельных целей благотворительная организация вправе учреждать хозяй­ственные общества. Не допускается участие благотворительной органи­зации в хозяйственных обществах совместно с другими лицами.

5. Благотворительная организация не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний.

Статья 13. Филиалы и представительства благотворительной орга­низации.

1. Благотворительная организация вправе создавать филиалы и от­крывать представительства на территории Российской Федерации с со­блюдением требований законодательства Российской Федерации.

2. Создание российской благотворительной организацией филиалов и открытие представительств на территориях иностранных государств осуществляются в соответствии с законодательством этих государств, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

3. Филиалы и представительства не являются юридическими лица­ми, наделяются имуществом создавшей их благотворительной органи­зацией и действуют на основании утвержденных ею положений. Иму­щество филиалов и представительств учитывается на их отдельном ба­лансе и на балансе создавшей их благотворительной организации.

4. Руководители филиалов и представительств назначаются выс­шим органом управления благотворительной организацией и действуют наосновании доверенности, выданной благотворительной организацией.

Филиалы и представительства осуществляют деятельность от имени создавшей их благотворительной организации. Ответственность за деятельность филиалов и представительств несет создавшая их бла­готворительная организация.

Статья 14. Объединения (ассоциации и союзы) благотворительных организаций.

1. Благотворительные организации могут объединяться в ассоциа­ции и союзы, создаваемые на договорной основе, для расширения своих возможностей в реализации уставных целей.

2. Объединение (ассоциация, союз) благотворительных организа­ций является некоммерческой организацией.

3. Члены объединения (ассоциации, союза) благотворительных орга­низаций сохраняютсвою самостоятельность и права юридического лица.

4. Объединение (ассоциация, союз) благотворительных организа­ций не отвечает по обязательствам своих членов. Члены объединения (ассоциации, союза) благотворительных организаций несут субсидиар­ную ответственность по его обязательствам в размере и в порядке, пре­дусмотренных учредительными документами объединения (ассоциации, союза) благотворительных организаций.

Статья 15. Источники формирования имущества благотворитель­ной организации.

Источниками формирования имущества благотворительной орга­низации могут являться:

— взносы учредителей благотворительной организации;

— членские взносы (для благотворительных организаций, осно­ванных на членстве);

— благотворительные пожертвования, в том числе носящие целе­вой характер (благотворительные гранты), предоставляемые граждана­ми и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;

— доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;

— поступления от деятельности по привлечению ресурсов (про­ведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, проведение кампаний по сбору благотво­рительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации, реализацию имуще­ства и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями);

— доходы от разрешенной законом предпринимательской дея­тельности;

— абзац утратил силу.— Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ;

— (см. текст в предыдущей редакции)

— доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;

— труд добровольцев;

— иные не запрещенные законом источники.

Статья 16. Имущество благотворительной организации.

1. В собственности или на ином вещном праве благотворительной организации могут находиться: здания, сооружения, оборудование, де­нежные средства, ценные бумаги, информационные ресурсы, другое имущество, если иное не предусмотрено федеральными законами; ре­зультаты интеллектуальной деятельности.

2. Благотворительная организация может совершать в отношении находящегося в ее собственности или на ином вещном праве имущества любые сделки, не противоречащие законодательству Российской Феде­рации, уставу этой организации, пожеланиям благотворителя.

3. Благотворительная организация не вправе использовать на опла­ту труда административно-управленческого персонала более 20 процен­тов финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансо­вый год. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.

4. В случае, если благотворителем или благотворительной про­граммой не установлено иное, не менее 80 процентов благотворитель­ного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотво­рительной организацией этого пожертвования. Благотворительные по­жертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не уста­новлено благотворителем или благотворительной программой.

5. Имущество благотворительной организации не может быть пере­дано (в формах продажи, оплаты товаров, работ, услуг и в других фор­мах) учредителям (членам) этой организации на более выгодных для них условиях, чем для других лиц.

Статья 17. Благотворительная программа.

1. Благотворительной программой является комплекс мероприятий, утвержденных высшим органом управления благотворительной органи­зацией и направленных на решение конкретных задач, соответствую­щих уставным целям этой организации.

Благотворительная программа включает смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включая оплату труда лиц, уча­ствующих в реализации благотворительной программы), устанавливает этапы и сроки ее реализации.

3. На финансирование благотворительных программ (включая рас­ходы на их материально-техническое, организационное и иное обеспе­чение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотвори­тельных программ, и другие расходы, связанные с реализацией благо­творительных программ) должно быть использовано не менее 80 про­центов поступивших за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительной организа­цией хозяйственных обществ и доходов от разрешенной законом пред­принимательской деятельности. При реализации долгосрочных благо­творительных программ поступившие средства используются в сроки, установленные этими программами.

Раздел IV. Государственные гарантии благотворительной деятельности

Статья 18. Поддержка благотворительной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления.

1. Гарантируется и обеспечивается защита предусмотренных зако­нодательством Российской Федерации прав и законных интересов гра­ждан и юридических лиц—участников благотворительной деятельности.

2. Должностные лица, препятствующие реализации прав граждан и юридических лиц на осуществление благотворительной деятельности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3-6. Утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ. (см. текст в предыдущей редакции)

Статья 19. Контроль за осуществлением благотворительной дея­тельности.

1. Благотворительная организация ведет бухгалтерский учет и от­четность в порядке, установленном законодательством Российской Фе­дерации.

2. Орган, принявший решение о государственной регистрации бла­готворительной организации, осуществляет контроль за соответствием ее деятельности целям, ради которых она создана. Благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:

(в ред. Федерального закона от 21 .03.2002 № 31 -ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

— финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие со­блюдение требований настоящего Федерального закона по использова­нию имущества и расходованию средств благотворительной организации;

— персональном составе высшего органа управления благотвори­тельной организацией;

— составе и содержании благотворительных программ благотво­рительной организации (перечень и описание указанных программ);

— содержании и результатах деятельности благотворительной ор­ганизации;

— нарушениях требований настоящего Федерального закона, вы­явленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

3. Ежегодный отчет представляется благотворительной организа­цией в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельно­сти, представляемый в налоговые органы.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

4. Орган, принявший решение о государственной регистрации бла­готворительной организации, обеспечивает открытый доступ, включая
доступ средств массовой информации, к полученным им ежегодным
отчетам данной благотворительной организации.

(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

5. Благотворительная организация обеспечивает открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к своим ежегодным от­четам.

6. Средства, затраченные на публикацию ежегодного отчета и ин­формации о деятельности благотворительной организации, засчитываются в качестве расходов на благотворительные цели.

7. Сведения о размерах и структуре доходов благотворительной ор­ганизации, а также сведения о размерах ее имущества, ее расходах, чис­ленности работников, об оплате их труда и о привлечении добровольцев не могут составлять коммерческую тайну.

8. Налоговые органы осуществляют контроль за источниками до­ходов благотворительных организаций, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации о налогах.

Статья 20. Ответственность благотворительной организации.

1. В случаях нарушения настоящего Федерального закона благо­
творительная организация несет ответственность в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации,

2. В случае совершения благотворительной организацией действий,
противоречащих ее целям, а также настоящему Федеральному закону, орган, принявший решение о государственной регистрации данной бла­готворительной организации, может направить ей предупреждение в письменной форме, которое может быть обжаловано благотворительной организацией в судебном порядке.

(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 31 -ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случае неоднократного предупреждения в письменной форме благотворительной организации она может быть ликвидирована в поряд­ке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

4. Все средства, полученные благотворительной организацией от осуществления предпринимательской деятельности в нарушение статьи 12 настоящего Федерального закона, взыскиваются в доход местного бюджета по месту нахождения благотворительной организации в по­рядке, определяемом законодательством Российской Федерации, и под­лежат использованию на благотворительные цели в порядке, опреде­ляемом муниципальными органами социальной защиты.

5. Споры между благотворительной организацией и гражданами и юридическими лицами, перечислившими ей средства на благотвори­тельные цели, об использовании этих средств рассматриваются в судеб­ном порядке.

Статья 21. Осуществление международной благотворительной деятельности.

1. Участники благотворительной деятельности вправе осуществ­лять международную благотворительную деятельность в порядке, уста­новленном законодательством Российской Федерации и международ­ными договорами Российской Федерации.

2. Международная благотворительная деятельность осуществляется путем участия в международных благотворительных проектах, участия в работе международных благотворительных организаций, взаимодей­ствия с зарубежными партнерами в соответствующей сфере благотво­рительной" деятельности, а также в любой иной форме, принятой в меж­дународной практике и не противоречащей законодательству Россий­ской Федерации, нормам и принципам международного права.

3. Благотворительная организация вправе открывать счета в учреж­дениях банков других государств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Благотворительная организация имеет право на получение благо­творительных пожертвований от иностранных граждан, лиц без граж­данства, а также от иностранных и международных организаций. Ис­пользование указанных пожертвований осуществляется в порядке, ус­тановленном настоящим Федеральным законом.

 

 

Статья 22. Благотворительная деятельность иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных организаций на территории Российской Федерации.

Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и меж­дународные организации имеют право выступать участниками благо­творительной деятельности на территории Российской Федерации в со­ответствии с настоящим Федеральным законом.

Раздел V. Заключительные положения

Статья 23. О вступлении в силу настоящего Федерального закона.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его офи­циального опубликования.

2. Положения настоящего Федерального закона распространяются на благотворительные организации, созданные до вступления в силу настоящего Федерального закона.

3. Уставы благотворительных организаций, созданных до вступле­ния в силу настоящего Федерального закона, действуют лишь в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Статья 24. О перерегистрации благотворительных организаций, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона.

Уставы благотворительных организаций, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в со­ответствие с настоящим Федеральным законом.

Перерегистрация благотворительных организаций, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должна быть про­ведена до 1 июля 1999 года с освобождением таких организаций от ре­гистрационного сбора. Благотворительные организации, не прошедшие перерегистрацию в течение указанного срока, подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию регистрирующего органа.

Статья 25. О приведении правовых актов в соответствие с настоя­щим Федеральным законом.

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Прави­тельству Российской Федерации привести свои правовые акты в соот­ветствие с настоящим Федеральным законом.

Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН Москва, Кремль 11 августа 1995 года № 135-ФЗ

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие..................................................................................................... 3

Тема 1. КУЛЬТУРА КАК СФЕРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ОТНОШЕНИЙ.......................................................................................... 9

1.1. Понятие экономических отношений и культуры........................... 9

1.2. Характер экономических отношений в сфере культуры.............. 9

1.3. Формирование системы экономических категорий культурной деятельности в трудах представителей различных научных школ........................................................................................ 11

1.4. Основные направления становления науки об экономике куль­туры 12

1.5. Предмет и метод экономики культуры............................................ 13

1.6. Место экономики культуры в системе научных дисциплин.... 14

Тема 2. "КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО" КАК ОТРАСЛЬ

НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА................................................ 15

2.1. Понятие и состав сферы культуры. Ее место в национальном хозяйстве 15

2.2. Понятие, структура и границы отрасли "культура и искусство" 17

2.3. Принципы и факторы размещения организаций культуры..... 20

2.4. Основные тенденции развития отрасли "культура и искусство" на современном этапе 23

Тема 3. РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРЫ...................................... 25

3.1. Общее понятие ресурсов.................................................................... 25

3.2. Виды ресурсов....................................................................................... 25

3.3. Информационное обеспечение культурной деятельности....... 28

Тема 4. СПЕЦИФИКА ХАРАКТЕРА И РЕЗУЛЬТАТОВ ТРУДА

В КУЛЬТУРЕ......................................................................................... 30

4.1. Специфика характера труда............................................................. 30

4.2. Результаты труда в культуре............................................................ 30

Тема 5. ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ

СУБЪЕКТЫ. ИХ ПРАВОВОЙ СТАТУС.......................................... 35

5.1. Организация культуры как хозяйствующий субъект................35

5.2. Правовой статус организаций культуры....................................... 35

5.3. Организации культуры как юридические лица........................... 41

 

Тема 6. ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ В КУЛЬТУРЕ...................... 44

6.1. Собственность — основа системы экономических отношений 44

6.2. Интеллектуальная собственность................................................... 44

6.3.Собственность на имущество культурного назначения........... 45

6.4.Специфика имущественных отношений в учреждениях культу­ры 47

6.5. Специфика процессов разгосударствления и приватизации в
культуре.................................................................................................. 48

Тема 7. СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ,

ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ.......................................................... 51

7.1. Общее понятие системы хозяйствования в сфере культуры...51

7.2. Общие и специфические черты хозяйственного механизма ор­ганизаций культуры 51

 

7.3. Важнейший признак и составные компоненты экономической деятельности организаций культуры 52

7.4. Методы управления экономической деятельностью организа­ций культуры 53

 

7.5. Основные подсистемы хозяйственного механизма организаций культуры 54

7.6. Эволюция системы хозяйствования организаций культуры....54

Тема 8. ПЛАНИРОВАНИЕ В КУЛЬТУРЕ.................................................... 57

8.1. Общие положения................................................................................ 57

8.2. Планирование в сфере культуры................................................... 60

8.3. Программы культурного развития, их роль и сущность......... 62

8.4. Планирование в организациях культуры.................................... 67

Тема 9. ФИНАНСИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ................................................. 69

9.1. Финансирование сферы культуры.................................................. 69

9.2. Финансирование организаций культуры..................................... 73

9.3. Благотворительность, меценатство и спонсорство

в культуре............................................................................................... 78

Тема 10. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В КУЛЬТУРЕ.......................................... 81

10.1. Структура и динамика затрат на услуги культуры................ 81

10.2. Цены и ценообразование в культуре........................................... 82

10.3. Ценовая политика............................................................................. 84

Тема П. ОПЛАТА ТРУДА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ....................................... 85

11.1. Экономическая природа заработной платы............................. 85


 

11.2. Основные принципы организации оплаты труда..................... 86

11.3. Тарифная система оплаты труда.................................................. 86

11.4. Формы и системы оплаты труда.................................................... 88

11.5. Структура и динамика заработной платы................................. 90

11.6. Договорное регулирование трудовых отношений.................. 92

11.7. Применение специальных выплат................................................. 93

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

I. Цель и сфера профессионального использования данного учебно­го курса 95

II. Курсы, которые необходимо предварительно освоить для изуче­ния данной дисциплины 95

III. Примерная тематика письменных работ........................................ 95

IV. Вопросы для проведения итогового контроля............................. 96

V. Глоссарий............................................................................................... 98

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

I. Законодательные и иные нормативные правовые акты Россий­ской Федерации 108

II. Сборники нормативных актов и справочные издания............. 115

III. Статистика........................................................................................... 116

IV. Литература........................................................................................ 117

Основная........................................................................................... 117

Дополнительная.............................................................................. 117

Литература на иностранных языках....................................... 121

Ресурсы Интернет......................................................................... 122

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение I.............................................................................................. 125

Финансирование учреждений культуры в современных

экономических условиях......................................................................... 125

Внебюджетные источники финансирования культуры: понятия, со­
стояние, перспективы........................................................................................ 133

Бюджетная реформа................................................................................ 144

Приложение II. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ.................. 156

I. Гражданский кодекс Российской Федерации (извлечения)....... 156

II. Федеральный закон "О некоммерческих организациях"........... 164

III. Федеральный закон "О благотворительной деятельности и бла­готворительных организациях" 198

IV. Закон РФ "Основы законодательства Российской Федерации о
культуре"(извлечения) 210

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...