Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические основы духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности




Имени В. И. Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»)

 

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) в г.Ялте

Институт педагогики, психологии и инклюзивного образования

Кафедра педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений

 

Слепынина Алина Геннадиевна

 

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Выпускная квалификационная работа

 

 

Обучающегося 6 курса

Направления подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование»

 

Форма обучения очная

 

Научный руководитель

канд. пед. наук, доцент кафедры Т. Л. Чумахидзе

 

К ЗАЩИТЕ ДОПУСКАЮ:

 

Зав. кафедрой

докт. пед. наук, профессор Н.В. Горбунова

 

Ялта, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………..………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………..8

1.1. Сущность и содержание понятия «духовно-нравственное воспитание» в современных психолого-педагогических исследованиях ……………………..8

1.2. Психолого-физиологические особенности младших школьников как субъектов духовно-нравственного воспитания.………………………………..18

1.3. Роль внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников……………………………………………………………..29

1.4. Модель системы духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности………………………………………………….......35

Выводы по первой главе…………………………………………………………..51

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………….53

2.1. Уровни, критерии и показатели сформированности духовно-нравственной воспитанности …………………………………………………………………….53

2.2. Организация экспериментальной проверки модели духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности……………..59

2.3. Анализ результатов экспериментального исследования …………………87

Выводы по второй главе…………………………………………………………..95

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..97

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………100

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………110


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. В начале третьего тысячелетия российское общество характеризуется растянутостью и неопределенностью общественного реформирования, кризисом в духовной сфере, который связан с утратой традиционных нравственных ценностей, нарушением моральных норм и правил. Воспитание духовно-нравственной личности приобретает в современном обществе особую актуальность в связи с усиливающейся технократизацией общества в целом, стремительным процессом социальной, материальной и нравственной его поляризации, прагматизацией социального бытия людей, снижением уровня нравственных барьеров (запретов), масштабным глобальным экологическим кризисом и многими другими причинами.

В этой связи особую значимость приобретает работа по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях, где в настоящее время ведется поиск различных вариантов совершенствования воспитания школьников. Вышедшие в последние годы нормативно-правовые и научно-методические документы (Закон РФ «Об образовании» 2015 (2012 г.), «Национальная доктрина образования РФ до 2025» (2000 г.), «Концепция модернизации российского образования России до 2020» (2008 г.) отмечают необходимость усиления функций воспитания в работе общеобразовательных учреждений. Одним из приоритетных направлений в деятельности общеобразовательных учреждений признается духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Большой вклад в разработку проблем духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений внесли отечественные учёные, философы прошлого (Н.А. Бердяев, А.Н. Герцен, Л.Н. Гумилев, И.А. Ильин, Л.Ф. Каптерев, Е.И. Рерих, B.C. Соловьёв, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский). Научный интерес представляли для нас исследования, посвященные нравственному воспитанию, как ведущему аспекту целостного учебно-воспитательного процесса, О.С. Богдановой, Н.И. Болдырева, Е.В. Бондаревской, Л.Ю. Гордина, Р.Г. Гуровой, Г.П. Давыдова, Т.С. Конниковой, В.М. Коротова, Б.Т. Лихачева, И.С. Марьенко, Э.И. Моносзона, Н.И. Монахова, И.А. Невского, Л.И. Новиковой, И.Б. Первина, В.И. Петровой, Л.И. Рувинского, В.А. Сластенина, Ю.П. Сокольникова, И.Ф. Харламова.

Анализ литературы по теме исследования показывает, что вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений изучались довольно широко и на разных уровнях. Однако, несмотря на определённые достижения в рассматриваемой нами области, проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности недостаточно исследована. Духовно-нравственное воспитание младших школьников сегодня затруднено как вследствие недостаточной разработанности данной проблемы с точки зрения современных реалий, так и в силу слабой ориентированности многих положений исследований на современную социальную и педагогическую действительность. Между тем, учителя начальных классов нуждаются в научно обоснованных рекомендациях в этой области.

Таким образом, в ходе анализа теоретических исследований и практического опыта по изучаемой проблеме выявлены существенные противоречия между: потребностью общества в духовно-нравственном воспитании младших школьников и реальными возможностями его осуществления в деятельности общеобразовательных учреждений, а также недостаточным уровнем осознания важности этой проблемы; необходимостью повышения эффективности духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности и недостаточной разработанностью научного, методического, а также кадрового обеспечения этого процесса; спецификой возрастных особенностей учащихся начальных классов и недостаточным их учёте в духовно-нравственном воспитании младших школьников во внеурочной деятельности.

Существующие противоречия и недостаточная теоретическая разработанность, а также практическая значимость определяют актуальность темы магистерского исследования: «Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности».

Цель исследования – теоретическое обоснование модели духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности и проверка ее эффективности на практике.

В соответствии с проблемой, целью были сформулированы такие задачи исследования, как:

1) проанализировать и определить сущность понятия «духовно-нравственное воспитание» в современных психолого-педагогических исследованиях;

2) раскрыть психофизиологический основы духовно-нравственного воспитания в младшем школьном возрасте;

3) выявить современные средства и методы внеурочной деятельности для обеспечения процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников;

4) определить критерии, показатели и уровни сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников;

5) разработать модель духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности и организационно-педагогических условий для обеспечения эффективности, проверить их функциональность на практике.

Объектом исследования является процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Предмет исследования – модель формирования духовно-нравственной воспитанности младших школьников во внеурочной деятельности.

Объектом исследования является процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Предмет исследования – модель формирования духовно-нравственной воспитанности младших школьников во внеурочной деятельности.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что совершенствование процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности будет оптимальным, если: принимать во внимание особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в рамках внеурочной деятельности и внедрять на их основе в образовательный процесс специально разработанную модель; представить критерии, показатели, позволяющие выявлять отслеживать изменения сформированности уровней духовно-нравственной воспитанности детей и эффективность реализации данного процесса во внеурочной деятельности; принимать во внимание и постепенно внедрять набор специальных организационных и педагогических условий, которые обусловят эффективность и своеобразие духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной работе.

Методологическую базу исследования составили следующие подходы и концепции: личностно-деятельностного подхода А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна; теории Л.С.Выготского об опосредованном характере развития высших психических функций; положения А.В. Запорожца о самоценности школьного периода развития, согласно которому основной путь развития ребенка – это амплификация, т.е. обогащение жизни ребенка наиболее значимыми для него формами и способами деятельности.

Теоретическую основу исследования определилифилософские, социологические, психолого-педагогические исследования: системного подхода (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин); концепции системного понимания воспитания (М.В. Емельянова, Ю.Г. Круглов, С.Ю. Сенатор); духовной и нравственной подготовки взрослеющей личности к жизни (Л.П. Гладких, Н.А. Пархоменко, В.И. Слободчиков, Т.А. Флоренская); теории нравственного воспитания детей и подростков (О.С. Богданова, З.И. Гордин, Т.С. Комарова, Б.Т. Лихачев, Л.И. Рувинский, В.А. Сластенин, Ю.П. Сокольников).

Теоретическая значимость исследования для магистранта включаеттакие аспекты, как: уточнены понятие духовно-нравственного воспитания и характеристики его реализации во внеурочной работе в младших классах; выработан вариант системной реализации данного направления в воспитательной работе с учащимися начальной школы; предложен комплекс мониторинговых средств по выявлению его эффективности; разработана модель и выявлены особенности ее реализации во внеклассной работе с младшими школьниками.

Практическая значимость исследования заключен в том, что предложенный комплекс мероприятий апробированный на практике легко воссоздаваем для дальнейшей практики его применения и совершенствования педагогами начальных классов, слушателями курсов повышения квалификации, а также студентами специализированных вузов.

Специально подобранный комплекс методов исследования применялся в ходе решения задач исследования и проверки выдвинутой гипотез: теоретический сравнительный анализ литературы и ситуации на практике в начальной школе, обобщение, моделирование, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент, методы математической обработки данных.

Экспериментальная база исследования. МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» города Армянска.

Апробация результатов. Материалы исследования были представлены на VI Международной научно-практической конференции «Современное состояние педагогики и психологии» (Уфа, 2015), Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы науки на современном этапе развития» (Екатеренбург, 2015), Международной научно-практической конференции «Образовательные и воспитательные стратегии в современном обществе» (Нижний Новгород, 2016) и отражены в 3 публикациях к ним.

Структура и объем магистерской работы. Магистерскаяработа состоит из введения, двух глав, выводов к каждой главе, заключения, списка использованной литературы (95 источников), и приложения. Основной текст изложен на 98 страницах. В работу включены 4 таблицы и 2 схемы.


ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Сущность и содержание понятия «духовно-нравственное воспитание» в современных исследованиях

Решение поставленной в настоящем исследовании проблемы потребовало от нас при определении его исходных позиций обратиться, прежде всего, к анализу таких имеющих для него существенное значение понятий как «духовность», «мораль», «нравственность», «воспитание», «духовно-нравственное воспитание».

Понятие духовность является одним из ключевых в истории человеческой культуры и в силу этого весьма обширным по своему содержанию. В педагогическом словаре [52] понятие духовность рассматривается в трех значениях: 1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; 2) ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов; 3) с христианской точки зрения сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом. Это определение подтверждает сделанный в научной литературе вывод о существовании двух принципиально различных направлений в изучении феномена духовности, духовной культуры: религиозное и светское. В религиозной литературе абсолютном духовным является Бог, а светское понимание духовности возвеличивает, как правило, самого человека, его разум, нравственность, интеллект, творчество [16; 56 ].

Л.П. Буева считает, что светская и религиозная духовность − это две разные, хотя и взаимосвязанные линии развития человека. «Было бы неверно отождествлять духовность только с религиозностью. В таком, случае мы отлучили бы от духовного развития значительную (и возрастающую с развитием науки) часть человечества, сузили и обеднили бы само понятие «духовности» [18].

У светской и религиозной духовности общий фундамент − забота о душе человеческой, о сохранении того, что составляет сущность человечности. Истоки же у этих видов духовности различны: у светской духовности − это знание, в случае религиозной − вера. Единым, выступает смысл светской и религиозной духовности: поиск правды реальной жизни ради утверждения добра и сохранения, спасения человечности в каждом [18; 60].

Е.З. Плотникова отмечает, что в последние годы в нашей стране усилилось влияние религии, стало больше верующих, увеличилось число построенных и восстановленных церквей, мечетей, но бездуховность по-прежнему растет. Распространение религии и религиозности не играет значительной роли в укреплении духовности. Посещение многими детьми Воскресных школ, введение в базовый план средней школы религиозного учения как предмета преподавания, оказывает однобокую услугу в обучении и воспитании подрастающего поколения. Религия, конечно же, занимает свое место в общем процессе становления духовности. Такие ее черты, как соборность, толерантность, нравственное совершенствование человека могут сыграть положительную роль в становлении духовности в обществе. Однако представление о религии как единственной основе духовности предполагает отстранение от духовности всех неверующих в Бога, может стать одной из форм духовного принуждения. Не отвергая роли религии в духовном становлении общества, мы отвергаем ее монополию в этом вопросе [24].

Мыслители прошлого (Сократ, Платон, Аристотель, Декарт, Гольбах, Кант, Гегель) по-разному подходили к понятиям «дух», «душа», «духовность», связывая их со сверхъестественными силами, разумом, с жизнью после смерти, с отношением людей ксобственной жизни. Общим в их взглядах является понимание духовности как стремление к свету, знанию, самоутверждению, самореализации, как нечто одухотворенное, идеальное. Рассматривая человеческую душу в контексте осмысления взаимосвязи человека и общества, они утверждали, что людям необходимы совместная жизнь и коллективная деятельность. Именно поэтому человеку нужна определенная форма жизни, государства. Общественная жизнь предъявляет свои требования к человеку, для выполнения которых нужны соответствующие качества, которые приобретаются только путем воспитания и обучения [6].

Дальнейшее осмысление проблема человека получила в учениях английских и французских материалистов XVI-XVIII столетий и в трудах представителей классической немецкой философии. Английские материалисты Бэкон, Гоббс и Локк обосновали в своих учениях представления о «материальной, телесной природе человеческого существа» [9].

Большой вклад в разработку понятий «дух», «духовное» внесли отечественные русские философы конца XIX - начала XX вв. Особое влияние на решение проблемы воспитания духовности оказали взгляды отечественных русских философов. В русской религиозной философской мысли (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, В.В. Зеньковский, В.В. Розанов, B.C. Соловьев), человек рассматривался как существо духовное, творческое, созданное по образу и подобию Божию, обладающее возможностью творить мир и себя соответственно идеалам Истины, Добра, Красоты. Они утверждали, что духовно насыщенная личность − это личность, осознавшая абсолютные ценности.

Прогрессивные педагоги, выдающиеся представители науки и культуры прошлого (В.Г. Белинский, А.Н. Герцен, Н.Г. Чернышевский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, И.С. Кон, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский) выдвинули немало идей, связанных с проблемой духовного, нравственного воспитания. Их практическое осмысление проблемы способствует выявлению исходных методологических ориентиров в разработке вопроса духовно-нравственного воспитания личности в современных условиях. Я.А. Коменский относил гуманность, культуру поведения, готовность делать добро людям к основным чертам нравственности.

В. Г. Белинский, А.Н. Герцен разработали новую систему нравственного воспитания, основанную на принципах гуманизма, народности, гармоничности; в основе их воспитательной системы – воспитание человечности [66]. В учении Л.Н. Толстого духовность − специфическое человеческое свойство, благодаря которому он объясняет связь конечного существования с бесконечным. Богом, истиной. Духовность органически связана с нравственностью в духовном, творческом опыте человека. [14].

Итак, педагогами прошлого аргументировано и выношено множество идей, связанных с духовно-нравственным формированием растущего человека. Позитивный анализ этих идей является важным этапом в создании современной теории духовно-нравственного воспитания.

К изучению феномена духовности со светских позиций обращаются и многие ученые-педагоги современности. Так, Л.И. Маленкова выделяет две фундаментальные потребности, характеризующие духовность: познание (мира, себя, смысла бытия) и жизнь для других [17]. Неразрывность духовности и нравственности подчеркивается в определении Б.З. Вульфова и В.Д. Иванова. Ученые трактуют духовное как активную нравственную позицию, высокие потребности и адекватные способы их удовлетворения, человеческое достоинство, интеллигентность, совестливость, а духовность, как вершину социальности, стержень преемственности поколений [34]. Заметим, что, сохраняя традиционную связь духовного и нравственного, они близки к отождествлению данных понятий.

А.Ф. Никитин рассматривает духовность как высшее проявление нравственной культуры, богатство мира, способность к творческой самореализации, как выражение совершенства и гармонии личности. Быть духовной личностью, по мысли автора, значит жить по совести, соотносить свои поступки с вечным представлением о назначении человека [14; 38].

В.Д. Шадриков указывает на принципиальное различие духовности и образованности. Последняя, по мысли ученого, не находится в прямой связи со способностями и интеллектом. Можно многое знать, обладать талантом, но не быть духовным человеком. Духовным знание становится тогда, когда оно превращается в личностно-значимое. Духовные способности основаны на сочувствии и сопереживании [16].

Аксиологический характер духовности отмечается Б.Т. Лихачевым, И.Д. Лушниковым, Н.Д. Никандровым, Л.А. Поповым, В.Ю. Троицким, Н.Е. Щурковой. По мысли Л.А. Попова, духовность представляет собой попытку личности найти высший смысл существования, соотнести свою жизнь с непреходящими ценностями [26]. Солидарен с данной позицией В.Ю. Троицкий: лишь высокие идеи, обращающие нас к высшим ценностям, могут называться духовными [16]. Н.Е. Щуркова считает, что в основе духовного развития человека лежит духовная деятельность, которую она определяет как ценностно-ориентированную, направленную на осмысление социального значения явлений мира и установление личностных смыслов по отношению к этим ценностным объектам [19].

М.Г. Тайчинов отмечает, что духовность − это воплощение в человеческой личности нравственного закона жизни [60]. Духовность, отмечает автор, в собственном смысле − состояние внутреннего мира человека, его самосознания. Далее он пишет, что по представлению древних греков, духовность − истина, добро, красота. Истина − это знание, добро − высокая нравственность, красота − это эстетическое и эмоциональное развитие. Утверждению этих ценностей поможет этнопедагогическая культура, народные традиции, обращенные к своим корням, к культуре.

Н.Г. Дмитриева считает, что духовность личности − это система ее ценностей, тот стержень, вокруг которого формируется неповторимая человеческая сущность. Автор концентрирует внимание на том, что духовность придает ценность самому человеку, ибо ведет его к гармонии и особой личной восполненности [51]. Из приведенных характеристик видно, что в данное понятие автор включает все содержание интеллектуально-мыслительной, чувственно-эмоциональной и волевой деятельности человека, весь сложный комплекс его психики, науки и искусства, нравственно-эстетических и религиозных помыслов и переживаний.

Основой духовности является образование, та область человеческой жизнедеятельности, где совершается развитие, становление духовно богатой, нравственно зрелой личности, способной осуществлять ответственный шаг в ситуациях нравственного выбора, нести ответственность за себя и вверенных ему детей, отстаивать нравственные общечеловеческие ценности.

Итак, в современной науке понятие «духовность» остается во множестве интерпретаций. Религиозная концепция воспитания духовности существует наряду с научной и сохраняет свои позиции. В смысловом содержании понятие «духовность», сохраняя принципиальное различие в религиозном и научном понимании, содержит в то же время общее:

− духовность оценивается как высшее проявление человеческой сущности; б) духовность носит аксиологический характер и связана с поиском основных ценностных ориентиров в жизни;

− духовность органически связана с нравственностью;

− духовность − деятельное состояние личности, выражающееся в творческом опыте самосовершенствования [30]. Эти выводы позволяют рассматривать духовность как ценностную основу личности.

В рамках нашего исследования необходимо раскрыть термины «мораль», «нравственность», определить специфику их употребления.

Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами. Феномен нравственности анализируется в различных науках − этике, истории, социологии, социальной психологии, психологии личности. По определению А.С. Арсеньева, нравственность − это психологическая характеристика личности, принимающей или отвергающей систему норм, требований к правилам поведения, правилам, сформированным в человеческом обществе, воспринимающей или отрицающей эти правила и проявляющей тем самым свою внутреннюю позицию.

Мораль в целом выполняет функцию согласования действий каждого отдельного индивида, совокупную массовую деятельность людей в обществе. Наряду с такими регуляторами, как правовые нормы и законы государства, производно-административные распорядки, организационные уставы и инструкции, указания должностных лиц и др., мораль, тесно переплетаясь с ними, регулирует поведение человека в быту, труде, семье, в общественных местах.

Существуют различные подходы к определению нравственности и морали. В энциклопедическом словаре понятие «нравственность» отождествляется с понятием «мораль»: мораль (лат. moralis − нравственный; mores − нравы) − особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека вобществе с помощью норм [43, 84]. Так, B.C. Библер трактует мораль как устоявшуюся в нормах и предписаниях (как надо себя вести, чтобы жить... достойно...) форму нравственности [14, 34]. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова нравственность трактуется, с одной стороны, как правила, определяющие поведение, с другой − как духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение [18]. Обратим внимание на сближение сущности «нравственных» и «духовных» качеств.

Разграничивая эти понятия, одни авторы придерживаются мнения, что мораль − форма сознания, а нравственность − область практических поступков, обычаев, нравов. Другие считают, что мораль - это регуляция поведения посредством строго фиксированных норм, внешнего принуждения и контроля, нравственность − сфера нравственной свободы личности, область самодеятельности и творчества человека, внутреннего самопринуждения. [12,23].

Так, под моралью понимается субъективный аспект соответствующих поступков, а под нравственностью − сами поступки в их объективной развернутой полноте; мораль − то, какими видятся поступки индивиду в его субъективных оценках, умыслах, переживаниях вины, а нравственность − то, какими на самом деле являются поступки человека в реальном опыте жизни семьи, народа, государства [45].

Мораль рассматривается как форма сознания, часть человеческой культуры, совокупность норм и принципов, которыми руководствуется человек в своем поведении, в отношении к труду, к продуктам труда, к обществу, государству, природе, к другим людям, к самому себе. Нравственность определяется как личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как добродетель, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека; система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях [17, 24].

Мы разделяем точку зрения Е.А. Ворониной, что мораль есть форма общественного сознания: высокие моральные идеалы, нормы морали существуют в культуре, в массовом сознании людей, в их общественной психологии. В этом отношении говорят об общественных нормах поведения, отражающихся в моральных понятиях. Мораль есть совокупность норм (идеалов, ценностей, правил), регулирующих поведение человека. Понятие «поведение человека» связывает мораль и нравственность. Нравственность − результат осмысления моральных понятий, высоких моральных принципов и освоения общественных норм поведения личностью, выражающийся в её поведении, поступках [30].

На основе вышеперечисленного можно сделать вывод, что, придавая основополагающее значение духовности в структуре человеческой сущности, современные ученые связывают духовность и нравственность, выявляют аксиологическую сущность данных категорий.

Так, по определению Т.И. Петраковой, «духовность и нравственность» являются базовыми, сущностными характеристиками личности. До недавнего времени достаточно полно были исследованы социальные аспекты нравственности, интерес к ее метафизическим корням усилился в последние годы. Стало очевидно, что уяснению этого понятия способствует выделение семантической пары «духовность и нравственность», поскольку между ними существует не только семантическая, но и онтологическая связь: нормы и принципы нравственности получают идейное обоснование в идеалах добра и зла, являющихся категориями духовности. Православная духовность немыслима без внимания к себе, поэтому бездуховен тот, кто не смотрит внутрь себя, кто не видит в себе зла (греха): у такого человека нет стимулов к самопознанию, исправлению себя и самосовершенствованию» [13, 16]. В ходе воспитания происходит развитие личности, ее духовно-нравственное становление.

Мы считаем, анализ сущности понятия «духовно-нравственное воспитание» невозможен без понимания более широкой категории, какой является воспитание. По всеобщему признанию, воспитание является одной из древнейших и вечных категорий. Оно возникло и развивалось вместе с обществом, будучи всегда одной из необходимейших и важнейших сфер его жизни. Воспитание − универсальная категория педагогики, потому что, выражаясь словами А.С. Макаренко, происходит «на каждом метре земли». Наиболее широко известным является следующие определением воспитания как целенаправленного, сознательно контролируемого процесса и результата формирования личности [6].

Духовно-нравственное воспитание является одним из аспектов воспитания, одной из ведущих целей развития и формирования личности.Анализ научной литературы по проблеме исследования показывает, что в настоящее время в педагогической науке нет единой точки зрения на понятие «духовно-нравственное воспитание».

Так, А.П. Колпакова считает, что духовно-нравственное воспитание в школе представляет собой усвоение и свободу выбора школьником духовных ценностей и претворение их в практическое действие и поведение. Высшими ее ценностями в применении к процессу воспитания можно считать следующее: приобщение подрастающего поколения к гуманистическим, общечеловеческим ценностям; ориентация развивающейся личности на восприятие жизни и человека как наивысшей ценности, самоценности собственной личности; воля к выполнению своих обязанностей, умение добиваться целей и одновременно быть требовательным к себе, умение цодчиняться требованиям общества, быть дисциплинированным; ответственность за свои поступки, умение признать и исправить ошибки, отвечать делом за последствия своего поведения; уважение ко всему живому на земле, к природе, природоохранное, экологическое сознание, поведение; честность, принципиальность, справедливость, требовательность к себе и другим в сочетании с терпимостью, тактом [72].

Н.А. Пархоменко рассматривает духовно-нравственное воспитание как сложный, нелинейный, целенаправленно организованный, педагогом-профессионалом процесс восхождения ребёнка к культуре, обнаружение и открытие им с помощью педагога духовных ценностей и смыслов, развитие его духовных сил − разума и свободы, творчества и саморегуляции, способности к преобразованию себя. Содержание духовно-нравственного воспитания включает: формирование духовного слоя сознания школьника; ценностное отношение к другому человеку; специфическую структуру ценностных ориентации и идеалов; устойчивость нравственных поступков.

По мнению Н.А. Пархоменко духовно-нравственное воспитание − это процесс формирования и развития личности, направленный на принятие ею высших ценностей (человек, тайна личности, слово, любовь, семья, Родина, труд, мир, свобода, совесть, жизнь, творчество, вера) и внутреннее их переживание как своих собственных [12].

А.В. Глумной определяет духовно-нравственное воспитание как процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли [41].

С.Н. Головин отмечает, что духовно-нравственное воспитание − это целенаправленное организационное взаимодействие воспитанника с окружающим миром на уровне достижения современной национальной и мировой культур, формирование системы реальных отношений к себе, обществу. Духовно-нравственное воспитание учащихся в новых социальных условиях является сложным интегральным процессом, где формирование самосознания развивающейся личности является главным фактором его целостного развития.

С.Г. Макеева считает, что духовно-нравственное воспитание направлено на создание условий для направленного становления духовных, отмеченных приоритетностью нравственных максим, личностных ценностей. [96].

Итак, мы рассматриваем духовно-нравственное воспитание как один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию и их ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях и определяющих их поведение, поступки. Таким образом, основу духовно-нравственного воспитания составляют нравственные ценности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...