Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этнопсихологические исследования личностных черт. Понятие о «национальном характере», проблемы его исследования.




1) Понятие о «национальном характере»

2) Проблемы исследования национального характера, методы и принципы изучения.

3) Ранние и современные исследования национального характера.

4) Изучение национального характера народов в западной науке.

Литература:

1. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 61-105, 344-384.

2. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.

3. Лурье С.В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы. – М.: Академический проект, 2003. С.125-153.

4. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.:Аспект-Пресс, 2005.

5.Эриксон Э.Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.

 

Рекомендуемая литература для углубленного изучения этнопсихологии (основная)

3. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., Изд-во Моск. ун-та, 1990. - С.103-152.

4. Будилова Е.А.Социально-психологические проблемы в русской науке. М.: Наука, 1983.

5. Вундт В. Задачи и методы психологии народов // Социальная психология. Хрестоматия. М., 1999. - С. 37-42.

6. Вундт В.Проблемы психологии народов // Преступная толпа. М.: Институт психологии РАН; Издательство «КСП+», 1998. - С. 195-308.

7. Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М.: Наука, 1988.

8. Кон И.С.Психология предрассудка (о социально-психологических корнях этнических предубеждений) // Кон И. С. Социологическая психология: Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. - С. 270-303.

9. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., Прогресс, 1977.

10. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., Ключ-С. 1999.

11. Лебон Г. Душа толпы / Социальная психология. Хрестоматия. М., 1999. - С.42-48.

12. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление / Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. - С. 237-257.

13. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994.

14. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., Республика, 1994.

15. Мацумото Д. Психология и культура. СПб.: «прайм-Еврознак», 2002. 410с.

16. Mид M.Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.

17. Поршнев Б.Ф.Социальная психология и история. М.: Наука, 1979.

18. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.

19. Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия. Минск, 1988.

20. Преступная толпа. М., 1999.

21.Сеченов И.М. Замечания на книгу г. Кавелина: «Задачи психологии». Избранные философские и психологические произведения. М.: Гос. изд-во полит. литературы. 1947. - С. 197-209.

22.Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., Аспект Пресс, 2005.

23.Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения // Социальная психология. Хрестоматия. М., 1999. – С. 204-209.

24.Стефаненко Т.Г. Адаптация к новой культурной среде и пути ее оптимизации / Введение в практическую социальную психологию. М., 1966. – С.167-185.

25. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум – М.: Аспект пресс, 2006. –208с.

26.Эриксон Э.Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.

 

Рекомендуемая литература (дополнительная)

1. Агеев В.С. Социальная идентичность личности // Социальная психология. Хрестоматия. М., 1999. – С. 349-356.

2. Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. СПб, 1997.

3. Баклушинский С.А., Белинская В.П., Развитие представлений о понятии «социальная идентичность» / Социальная психология. Хрестоматия. М., 1999. – С. 356-364.

4. Бердяев Н.А.Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века //О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. – С. 43-271.

5. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г.Этническая социализация подростка. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.

6. Бенедикт Р. Психологические типы в культурах Юго-Запада США / Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. – С. 271-284.

7. Ван Дейк Т.А. Язык, познание, коммуникация. 1980. С. 161-305.

8. Белик А.А.Культура и личность. Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2001.

9. Вежбицкая А.Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997.

10. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М.: Экоп-рос, 1993.

11. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. №4, 1997.

12. Кон И.С. К проблеме национального характера // И.С.Кон. Социологическая психология: Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. – С. 304-324.

13. Коул М.Культурно-историческая психология. М.: «Когито-Центр», Издательство «Институт психологии РАН», 1997.

14. Смелзер Н. Социализация: основные проблемы и направления исследований // Социальная психология. Хрестоматия. М., 1999. – С.327-349.

15. Лосский И.О. Характер русского народа // Н.О. Лосский Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991. – С. 238-360.

16. Лурье С.В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы. М.: Академический проект, 2003. 624с.

17. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. – С. 3-27.

18. Уайтинг Дж.Процесс социализации и личность // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Под ред. А.А.Белика. М.: Смысл, 2001. – С. 104-133.

19. Уоллес Э.Ф.К. Психические заболевания, биология и культура // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология /Под ред. А.А. Белика. М.: Смысл, 2001. – С. 361-404.

20. Хоркхаймер М., Адорно Т. Психоанализ антисемитизма // Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия. Минск: Харвест, 1998. – С. 114-174.

21. Шпет Г.Г.Введение в этническую психологию // Шпет Г.Г.Психология социального бытия. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МО-ДЭК, 1996. – С. 261-372.

 

Глоссарий

Адаптация – процесс приспособления какой-либо этнической группы к новой этнической природной и социально-культурной среде для взаимного сосуществовования

Аккультурация – процесс взаимного влияиния культур разных этносов, в результате которого происходит восприятие одной культурой элементов другой культуры.

Ассимиляция – этнический процесс растворения ранее самостоятельного этноса (или его части) среди другого, сопровождающийся утратой своего языка, культуры, национального самосознания.

аУТОСТЕРЕОТИПЫ – СТЕРЕОТИПЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К СВОЕЙ (ВНУТРЕННЕЙ ГРУППЕ0

ВНУТРИГРУППОВОЙ ФАВОРИТИЗМ – ТЕНДЕНЦИЯ БЛАГОПРЯТСТВОВАТЬ СВОЕЙ ГРУППЕ И ЕЕ ЧЛЕНАМ ПРИ СРАВНЕНИИ С ДРУГИМИ СОПОСТТАВИМЫМИ С НЕЙ ГРУППАМИ (ПРЕДПОЧТНЕНИЕ СВОЕЙ ГРУППЫ0

Геноцид – тип этнической политики, направленной на полное или чстичное уничтожение отдельныхических, расовых или религиозных групп.

ГЕТЕРОСТЕРЕОТИПЫ – СТЕРЕОТИПЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ЧУЖОЙ (ВНЕШНЕЙ ГРУППЕ)

Глобализация культуры – процесс интеграции культур разных народов в мировую систему в связи с развитием современных средств транспорта, экономических связей мирового рынка и средств масовой коммуникации (термин появился в конце 80-х в связи с проблемой сближения наций и расширением культурных контактов между народами), имеет как положительные (взаимообогащение культур, сближение народов) так и отрицательные стороны (потеря культурной самобытности, культурное растворение – ассимиляция)

ДЕЛЕГИТИМИЗАЦИЯ – КРАЙЯЯ СТЕПНЬ ЭТНОЦЕНТРИЗМА, КОГДА ДРУГАЯ ГРУППА ОЦЕНИВАЕТСЯ НАСТОЛЬКО НЕГАТИВНО, ЧТО ИСКЛЮЧАЕТСЯ ИЗ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

Идентичность этническая – самоотождествление себя с определенной культурной средой, осознание своей этнической принадлежнгости

инициации – система обрядов, связаных с переводом юношей и девушек в возрастнуЮ кактегории мужчин и женщин, хАРАКТЕРНЫЙ ДЛЯ ПЕРВОБЫТНЫХ КУЛЬТУР ИНСТТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ, ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА КОТОРОГО СОСТОЯЛА В ФОРМИРОВАНИИ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ (В КАЫЧЕСТВЕ И ПОЛНОПРАВНЫХ ЧЛЕНОВ ПЛЕМЕНИ, РОДА ИЛИ МУЖСКОГО СОЮЗА

культурная диффузия – стихийный процесс взаимного проникновени культурных черт и явлений из одного общества в другое при их контактах, в результате которого происходит взаимное обогащение культур.

культурные универсалии – Совокупность норм, Ценностей правил, традиций любой этнической культуры, Которые носят всеобщий характер, присутствуют на всех этапах развития человеческого рода и не зависят от географического места или исторического устройства общества.

Маргинальность этническая – одновременная принадлежность человека к двум этническим культурам, Порождающая двойственное этническое самосознание, дискомфорт и неудовлетворенность

мЕНТАЛЬНОСТЬ – СИСТЕМА ОБРАЗОВ, КОТОРЫЕ ЛЕЖАТ В ОСНОВЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ И О СВОЕМ МЕСТЕ ВМ ЭТОМ МИРЕ И, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ОПРЕДЕЛЯЕТ ПОСТУПКИ И ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ

ПСИХОЛОГИЧЕКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ – ВЕТВЬ ЭТНОПСИХОЛОГИИ, В ОСНОВЕ КОТОРОЙ ЛЕЖИТ EMIC ПОДХОД, И ПРЕДМЕТОМ КОТОРОЙ ЯВЛЯЮТСЯ СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ПЕРЕМЕНННЫМИ, Т. Е. ВНУТРЕННИМ МИРОМ ЧЕЛОВЕКА, И ЭТНОКУЛЬТУРНЫМИ ПЕРЕМЕННЫМИ НА УРОВНЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ОБЩЕНОСТИ

сОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП – УПРОЩЕННЫЙ СХЕМАТИЗИРОВАННЫЙ ОБРАЗ СОЦИАЛЬНОГО ОБЪЕКТА, КОТОРЫЙ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ВЫСОКОЙ СТЕПНЬЮ СОГЛАСОВАННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

сОЦИАЛЬНАЯ (ИЛИ ГРУППОВАЯ) каузальная атрибуция – это интерпретация поведения и результатов деятельности индивидов на основании их группового членства

СРАВНИТЕЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – ВЕТВЬ ЭТНОПСИХОЛОГИИ, В ОСНОВЕ КОТОРОЙ ЛЕЖИТ «ETIC» ПОДХОД, И ПРЕДМЕТОМ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ИЗУЧЕНИЕ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПЕРЕМЕНЫХ В РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУРАХ И ЭТНИЧЕСКИЪХ ОБЩНОСТЯХ

этническая консолидация – процесс слияния относительно самостоятельных этносов или этнических групп, обычно родственных по культуре и языку в единую этническую общность.

этническИЙ СТЕРЕОТИП – УПРОЩЕННЫЙ ОБРАЗ ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ, НОСИТ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ХАРАКТЕР, ОБЛАДАЕТ, УСТОЙЧИВОСТЬЮ, СОГЛАСОВАННОСТЬЮ, ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ НЕТОЧНОСТЬЮ

Этносы – это реально существующие, функционирующие группы, которые сложились, обрпазовались, в ходе исторического развития, которые взаимодействуют друг с другом и существование которых ограниченно временными рамками.

Этнос (ПО Т.Г. сТЕФАНЕНКО) ГРУППА ИЛЮДЕЙ, ОСОЗНАЮЩИХ СЕБЯ ЕЕ ЧЛЕНАМИ НА ОСНОВЕ ЛЮБЫХ ПРИЗНАКОВ, ВОСПРИНИМАЕМЫХ КАК ЕСТЕСТВЕННЫЕ И УСТОЙЧИВЫЕ ЭТНОДИФФЕРЕНЦИРУЮЩИЙЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ЭТНОЦЕНТРИЗМ – ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ВНУТРИ ГРУППОВОГО ФАВОРИТИЗМА ПРЕДПОЧТЕНИЕ СВОЕЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ, ТЕНДЕНЦИЯ ОЦЕНИВАТЬ МИР С ПОМОЩЬЮ СОБСТВЕННЫХ КУЛЬТУРНЫХ ФИЛЬТРОВ

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ – СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАКТЕГОРИЯ, КОТОРАЯ ОТНОСИТСЯ К ОСОЗНАНИЮ СВОЕЙ ПРТИНАДЛЕЖНОСТИ К ОПРЕДЕЛЕННОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ

ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ – ЭТО ЛЮБАЯ КОНКУРЕНЦИЯ МЕЖДУ ГРУППАМИ – ОТ РЕАЛЬНОГО ПРОТИВОБОРСТВА ЗА ОБЛАДАНИЕ ОГРАНИЧЕННЫМИ РЕСУРСАММИ ДО ПРЕДПОЛАГАЕМОГО РАСХОЖДЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ – ВО ВСЕХ ТЕХ СЛУЧАЯ, КОГДА В ВОСПРИЯТИИ ХОТЯ БЫ ОДНОЙ ИХ СТОРОН ПРОТИВОСТОЯЩАЯ СТОРОНА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ЕЕ ЧЛЕНОВ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...