Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правила формы аргументации




  1. Аргументы должны обосновывать тезис.

4.1. После того, значит, поэтому – если одно событие произошло после другого, это еще не значит, что они причинно связаны. Тем не менее, искушение интерпретировать последовательность событий во времени как признак причинной обусловленности весьма велико.

Пример 14. «Я всегда знал, что смотреть на новую луну через левое плечо – одна из самых неосторожных и глупых вещей, которые только можно сделать. Старый Хэнк Банкер сделал это однажды, а потом еще хвастался, и меньше чем через два года он напился и пьяным свалился с колокольни, да так, что расплющился в лепешку. Мой старик рассказал мне, что они засунули его между двумя амбарными дверями вместо гроба и так похоронили. Так они говорили, сам-то я этого не видел. Во всяком случае, все это случилось из-за того, что он посмотрел на луну, как дурак, через левое плечо». (Марк Твен. Приключения Геккельберри Финна)

4.2. Поспешное обобщение – утверждениес некоторых исключительных случаев переносится на все. Обычно эту ошибку интерпретируют как неправильное рассуждение по схеме обобщающей индукции, когда на основании знания об отдельных предметах некоторого класса делается вывод обо всех предметах этого класса. Однако очень часто поспешное обобщение встречается и в рассуждениях по аналогии. Природа этой ошибки (или уловки) во всех случаях одинакова – правдоподобный вывод объявляется достоверным.

Пример 15. Достаточно часто ошибка поспешного обобщения встречается в истории науки. Вот, что по этому поводу пишет В.И.Вернадский.
«До XVII в., пока в науку не вошло окончательно понятие "сила", "некоторые формы предметов и по аналогии некоторые формы путей, описываемых предметами, считались, по существу, способными производить бесконечное движение. В самом деле, представим себе форму идеально правильного шара, положим этот шар на плоскость; теоретически он не может удержаться неподвижно и все время будет в движении. Это считалось следствием идеально круглой формой шара.
Ибо чем ближе форма фигуры к шаровой, тем точнее будет выражение, что такой материальный шар любых размеров будет держаться на идеальной зеркальной плоскости на одном атоме, то есть будет больше способен к движению, менее устойчив. Идеально круглая форма, полагали тогда, по своей сущности способна поддерживать раз сообщенное движение. Этим путем объяснялось чрезвычайно быстрое вращение небесных сфер, эпициклов. Эти движения были единожды сообщены им божеством и затем продолжались века как свойство идеально шаровой формы". "Как далеки эти научные воззрения от современных, а между тем, по существу, это строго индуктивные построения, основанные на научном наблюдении».

Пример 16. Из переписки в чате (орфография и пунктуация оригинала).

«Со временем ты поймешь, что сволочи – не только мужики. Девчонки, ну не нужно делать такие грубые и поспешные обобщения: «все вы одинаковые», «вам мужчинам нужен только секс», «вам друзья и футбол стократ дороже любимой женщины» а если уж берете на себя смелость… не удивляйтесь, если услышите в ответ: «ты можешь говорить о чем-нибудь, кроме тряпок и целюллита», «ты любишь не меня, а мои деньги»…приятно?»

4.3. Навязанное следствие – уловка, основанная на абсолютно корректном способе критики: вывести из критикуемого утверждения следствия, опровергнуть их, и, тем самым, опровергнуть исходное рассуждение. Единственное важное отличие, превращающее корректную критику в недопустимую уловку, состоит в том, что следствие является навязанным, то есть, оно не следует с необходимостью из тезиса или аргумента.

Пример 14. «Нынешнее правительство совершило ряд ошибок в экономической сфере – Вы предлагаете отказаться от рыночного подхода и вернуться к застойным методам управления экономикой? С такой позицией просто невозможно согласиться…»

4.4. Дамский аргумент – уловка, суть которой состоит в следующем: из множества возможных альтернатив выбираются две, одна из них – заведомо неприемлемая, а вторая – устраивает аргментатора. После этого противнику предлагается осуществить выбор между этим двумя альтернативами. Например, как-то известного эстрадного певца А. Серова спросили: "Почему в Вашем репертуаре песни только о любви?" На что певец ответил: "А что я о колбасе петь должен?"

Пример 15. Из дискуссии о метросексуалах. [26]

Ненавижу метросексуалов. Это не мужчины какие-то.

Если от него воняет хуже, чем от псины, обветренная и шелущащаяся кожа, растрескавшиеся губы, сальные волосы и грязные неухоженные ногти, безвкусная и неопрятно-грязная одежда – вот это портрет настоящего мужика!
4.5. Абракадабра –
в этой уловке акцент делается на рассуждениях, которые имеют видимость логичных и научных, а на самом деле таковыми не являются.

Пример 16. «О поездке Дидро в Россию по приглашению Екатерины II рассказывают следующий анекдот. Дидро был атеистом и не скрывал своих убеждений. Императрица находила его высказывания забавными, но один из ее вельмож счел, что они могут вызывать нежелательное брожение умов, и посоветовал пресечь вольнодумные речи Дидро. Против энциклопедиста был составлен небольшой заговор, к участию в котором был приглашен знаменитый математик Эйлер, человек глубоко религиозный. Эйлер объявил, что ему удалось найти доказательство существования Бога, которое он охотно изложит Дидро в присутствии всего императорского двора. Дидро согласился на диспут. Эйлер, пользуясь тем, что Дидро совершенно не знал математики, встал и, глядя на своего оппонента, замогильным голосом произнес: «a в квадрате минус b в квадрате равно a минус b, умноженному на a плюс b. Следовательно, Бог существует. Вы согласны?» Раздался общий смех, и Дидро совершенно растерялся. Тут же он испросил у императрицы разрешения вернуться на родину и отбыл во Франции». [27]

Если бы не этот прискорбный для французского энциклопедиста случай, неизвестно, как сложилась бы история свободомыслия в России…

4.6. Умножение доводов - прием заключается в повторении одного и того же аргумента в различных формулировках. При умелом применении создает впечатление разнообразной, развернутой аргументации.

Пример 16. «Бог существует. – В нашем духе существует непосредственная уверенность в боге. Мы совершенно не можем избавиться от мысли о боге. Через все видимое и конечное наши мысли устремляются к высшему, невидимому, бесконечному, и их движение не успокаивается раньше, чем они достигнут своей цели.Мы по необходимости должны думать о боге. Сознание бога есть столь же существенный элемент нашего духа, как мироосознание и самосознание». (Лютард. Апология христианства)

4.7. Неверная интерпретация аргументативной схемы – выше уже отмечалось, что от интерпретации аргументативной схемы зависит стратегия и тактика полемики. Если такая ошибка делается преднамеренно, то она представляет собой уже уловку. Например, можно проинтерпретировать комплексную единичную аргументацию (обоснование одного тезиса с помощью разных аргументов) как элементарную множественную (обоснование одного тезиса с использованием сразу нескольких аргументов). В этом случае достаточно подвергнуть критике один из аргументов, чтобы разрушить всю аргументацию, тогда как в исходном случае критика одного аргумента разрушила бы только одну аргументативную цепочку, не затронув другие.

 

§4. Универсальные уловки

Уловки этого типа достаточно трудно соотнести с тем или иным структурным компонентом аргументации. Во-первых, они в равной степени применимы и к аргументам и к тезису. Во-вторых, наиболее эффективны подобные приемы, когда применяются в сочетании с другими уловками и действуют как единое целое.

Игра на эмоциях/ аргумент к публике – Вместо доказательства поводится воздействие на эмоции аудитории.

Пример 17. «Одному из видных российских адвокатов как-то пришлось защищать в суде присяжных убийцу – калеку, поднявшего руку на своего соседа, регулярно подвергавшего его насмешкам за физическое уродство. Опытный адвокат применил следующий прием. Он начал свою речь словами «Господа судьи, господа присяжные, уважаемая публика!». Затем помолчав несколько секунд, повторил свою речь «Господа судьи, господа присяжные, уважаемая публика!». Так он поприветствовал публику несколько раз, не говоря больше ничего. Естественно такое поведение известного юриста вызвало непонимание и даже возмущение аудитории. Адвокат продолжал невозмутимо повторять свое приветствие. Когда даже судья вышел из себя и потребовал вызвать судебного пристава, адвокат жестом еще раз попросил тишины и сказал «Я сейчас несколько раз очень учтиво обратился к вам, но посмотрите, какое возмущение у вас вызвала моя речь. А мой подзащитный на протяжении лет изо дня вдень выслушивал грязные оскорбления, так можем ли мы осудить его за преступление?». Обвиняемый был оправдан.

Польза или вред – перевод вопроса на точку зрения полезности того или иного нововведения для аудитории. Особенно эффективная эта уловка при экстраполяция в будущее – как там все обернется на самом деле, не знает никто, а мрачные прогнозы пугают многих. Одной из самых употребимых разновидностей служит уловка «карманные доводы».

Пример 18. Как известно в современном футболе за победу команде начисляется три очка, но так было не всегда. В свое время это нововведение вызывало споры, и для убеждения в его целесообразности футбольным чиновникам самого высокого уровня (в частности, генеральному секретарю ФИФА Зеппу Блаттеру) приходилось прибегать к разным приемам, в том числе и некорректным. «Расскажу, как я убедил в целесообразности такой поправки одного из челнов нашего исполкома (ФИФА). Я напомнил ему, что его страна – Венгрия – лишилась места во втором этапе чемпионата мира-86 в Мексике, имея столько же очков (два), сколько и Уругвай. Венгры выиграли один матч, а Уругвайцы дважды сыграли вничью и без единой победы пошли дальше за счет лучшей разницы забитых и пропущенных мячей. Если бы за победу давалось три очка, Венгрия играла бы дальше». (Спорт Экспресс, 1993, 27 февраля)

 

В следующем примере некорректной критики можно обнаружить сразу несколько запрещенных приемов. Попробуйте сделать это в качестве самостоятельного упражнения.

Пример 19. Письмо к ученому соседу.

Дорогой Соседушка…

О. Герасим сообщил мне, что будто Вы сочинили сочинение, в котором изволили изложить не весьма существенные идеи на щот людей и их первородного состояния и допотопного бытия. Вы изволили сочинить что человек произошел от обезъянских племен мартышек орангуташек и т.п. Простите меня старика, но я с Вами касательно этого важного пункта не согласен и могу Вам запятую поставить. Ибо, если бы человек, властитель мира, умнейшее из дыхательных существ, происходил от глупой и невежественной обезьяны, то у него был бы хвост и дикий голос. Если бы мы происходили от обезъян, то нас теперь водили бы по городам Цыганы на показ и мы платили бы деньги за показ друг друга, танцуя по приказу Цыгана или сидя за решеткой в зверинце. Разве мы покрыты шерстью? Разве мы не носим обеяний, коих лишены обезьяны? Разве мы любили бы и не презирали бы женщину, если бы от нее хоть немножко пахло бы обезьяной, которую мы каждый вторник видим у Предводителя Дворянства? Если бы наши прародители происходили от обезьян, то их не похоронили бы на христианском кладбище; мой прапрадед например Амвросий, живший во время оно в царстве Польском, был погребен не как обезьяна, а рядом с аббатом католическим Иоакимом Шостаком…

Извините меня неука за то, что мешаюсь в Ваши ученые дела и толкую по своему по старчески и навязываю Вам свои дикообразные и какие-то аляповатые идеи, которые у ученых и цивилизованных людей скорее помещаются в животе чем в голове». (Чехов А.П. Собрание сочинений и писем в 30-ти томах. М., 1983, т.1, с. 11)

 

Подводя итог рассмотрению правил познавательной полемики, необходимо отметить, что все перечисленные правила преследуют одну цель – сделать полемику эффективной, то есть максимально содействовать отысканию истины. Как будет показано ниже, применительно к другим полемическим ситуациям требования корректности либо смягчаются, либо оказываются вовсе не применимы. При этом приемы, квалифицируемые в данном разделе как уловки, становятся вполне допустимыми и прагматически оправданными.

3.3. ДЕЛОВАЯ ПОЛЕМИКА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...