Корректировка собственных убеждений, мнений и поведения
В следующей части учебного пособия, рассматривая различные варианты полемических ситуаций в зависимости от участников полемики, выделяется особая «внутренняя полемика», когда субъект полемизирует с самим собой. Специфика этой ситуации состоит в том, что психологически она более предпочтительна для изменения убеждений. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что в большинстве случаев действительное изменение убеждений, как и переоценка ценностей, происходит во внутренней полемике человека с самим собой. Естественное изменение убеждений – длительный и трудный процесс. Он состоит из нескольких стадий, каждая из которых может занять месяцы и даже годы. Прежде чем стать устойчивым убеждением, мнение должно пройти проверку временем, окрепнуть в противодействии с имеющимися убеждениями, обрести поддержку, накопить достаточное количество оснований для принятия и только потом вытеснить и заменить «морально устаревшее» конкурирующее убеждение. Значительно чаще встречается достаточно локальная задача. Требуется: изменить свое поведение, чтобы добиться некоторого важного по тем или иным причинам результата. Условия: сделать это представляется теоретически возможном, но слишком сильны, так называемые ограничивающие убеждения, мешающие достижению поставленной цели. Что делать? Добиться желаемого поведения позволяет несложный прием «преодоление ограничивающих убеждений или мнений»[24]. Скажем, я считаю, что мне для здоровья и уверенности в себе необходимо заниматься спортом. Но в силу занятости мне трудно найти время для регулярных тренировок или заставить себя бегать по утрам. Как быть в этой ситуации? 1. Необходимо определить желательную форму поведения, к которой вы стремитесь, но не можете достичь:
2. Следует обдумать мотивирующий критерий желательного поведения: 3. Следующий этап – это отыскание ограничивающего критерия (убеждения), который, очевидно, будет относиться к более глубокому уровню, поскольку он пересиливает мотивирующий критерий: 4. Далее следует отыскать более сильный мотивирующий критерий, который оказался бы для меня важнее, чем ограничивающий, и заставил бы меня действовать, несмотря на скуку, нехватку времени и т.п. Теперь возвращается в позицию 1 и применяем критерий № 4 к описанию желательного поведения: мое поведение – пример для всей семьи, а от моего здоровья на прямую зависит благополучие моих близких – я должен иметь достаточно сил и энергии, чтобы много работать. Следовательно, мне нужно найти время и силы для регулярных тренировок. Далее переходим в позицию 2 и уточняем описание желаемой ситуации с учетом выработанного мотивирующего критерия:
я стройный, красивый и полный сил, рядом со мной счастливая, благополучная семья. Нам хорошо вместе, мне приятно и спокойно за них, и все это для меня на самом деле очень важно. Наконец, последний ход приводит меня в пункт 3, где я отвечаю на следующий вопрос: существует ли такой способ регулярных тренировок, который будет отнимать немного времени, окажется не слишком скучным и позволит включить семью в мои занятия? Конечно, да. К таким тренировкам относятся семейные лыжные прогулки или велосипедные поездки по выходным и игра в дворовый баскетбол (футбол, хоккей, волейбол) с сыновьями. В результате удается найти способ желаемого поведения, приводящего к поставленной цели, и при этом полностью согласованного со всеми рассмотренными критериями. Такая аргументация, что называется, по построению не может не быть убедительной. Эффективность описанного метода зависит от того, с какими убеждениями вам приходится бороться. Фактически в нашем примере утверждение «я не могу регулярно тренироваться, так как у меня нет времени на это скучное занятие» является в большей степени мнением, чем устойчивым, непоколебимым убеждением. В противном случае, преодолеть или изменить его было бы намного труднее. Другое дело, что человек не всегда точно отдает себе отчет в том, является ли некоторое положение, включенное в его позицию по какой-либо теме, в действительности его убеждением, или оно не более чем мнение, к которому он склоняется. Именно поэтому ситуация с аргументации, касающейся убеждений, не выглядит такой безнадежной, как может показаться на первый взгляд. В любом случае стоит попытаться отстоять свою точку зрения и повлиять на позицию оппонента – вполне может быть так, что ваш противник сам до конца четко не осознает всю систему своих убеждений по теме полемики. Практикум 2. Основная задача второго практикума: научиться проверять текстуальную аргументацию. Для решения этой задачи необходимо: 3. проанализировать аргументацию; 4. визуализировать аргументацию; 5. проверить правильность аргументации с помощью глобальных правил и правил познавательной полемики., Упражнение 1. Проверьте правильность аргументации в следующих фрагментах.
1. «В одном из отелей Нью-Йорка я снимал большой бальный зал каждый сезон на двадцать вечеров, где читал курс лекций. В начале одного сезона мне неожиданно сообщили, что я должен буду уплатить почти в три раза больше, чем прежде. Эта новость дошла до меня, когда об'явления уже были расклеены, а все билеты отпечатаны и распроданы. Естественно, мне не хотелось платить повышенную плату, но что пользы говорить с администрацией отеля о том, чего хотел или не хотел я? Их интересовало только то, чего хотели они. Несколькими днями позже мне пришлось отправиться к управляющему. "Я был несколько поражен, когда получил ваше письмо, - сказал я, - но вовсе не виню вас. Будь на вашем месте, сам, вероятно, написал подобное письмо. Ваш долг как управляющего этого отеля - извлечь возможно больше выгоды. Если вы не будете этого делать, то вас уволят. Теперь давайте возьмем листок бумаги и прикинем выгоды и убытки, ожидающие вас, если вы настоите на повышении оплаты". Я взял лист почтовой бумаги и, проведя посередине линию, озаглавил одну колонку "Выгода", другую - "Убытки". Под "Выгодой" написал: "Свободный бальный зал" и продолжил рассуждение: "Вы получите выгоду, сдавая зал под танцы и собрания. Это крупная выгода, так как за подобные мероприятия вы получите значительно большую плату, нежели можно получить за прокат зала под чтение курса лекций. Если я занимаю зал двадцать вечеров в сезон, для вас это, конечно, означает потерю какого-нибудь выгодного дела. Теперь рассмотрим убытки. Первое: вместо повышения вашего дохода за счет моей платы, вы ее потеряете, потому что я не могу платить запрошенную вами сумму, и буду вынужден проводить эти лекции в каком-нибудь другом месте. Имеются и другие убытки для вас. Эти лекции привлекают массу образованных и культурных людей в ваш отель. Это хорошая реклама для вас, не так ли? Действительно, если бы вы тратили пять тысяч долларов на рекламу в газетах, вы не смогли бы привлечь столько людей побывать в вашем отеле, сколько привлекаю своими лекциями я". Произнеся это, я записал два эти "Убытка" в соответствующую колонку и вручил листок управляющему со словами: "Желаю, чтобы вы внимательно рассмотрели как выгоды, так и убытки, которые ожидают вас, и сообщили мне ваше окончательное решение". На следующий день я получил письмо, извещавшее меня о том, что моя арендная плата увеличивается вместо 300 только на 50%». Дейл Карнеги. Шесть способов располагать к себе людей.
2. Вам нужно мертвых душ? - спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе. - Да, - отвечал Чичиков и опять смягчил выражение, прибавивши: - несуществующих. … - А, например, как же цена? хотя, впрочем, это такой предмет... что о цене даже странно... - Да чтобы не запрашивать с вас лишнего, по сту рублей за штуку! - сказал Собакевич. - По сту! - вскричал Чичиков, разинув рот и поглядевши ему в самые глаза, не зная, сам ли он ослышался, или язык Собакевича по своей тяжелой натуре, не так поворотившись, брякнул вместо одного другое слово. - Что ж, разве это для вас дорого? - произнес Собакевич и потом прибавил: - А какая бы, однако ж, ваша цена? - Моя цена! Мы, верно, как-нибудь ошиблись или не понимаем друг друга, позабыли, в чем состоит предмет. Я полагаю с своей стороны, положа на руку на сердце: по восьми гривен за душу, это самая красная ценз! - Эк куда хватили - по восьми гривенок! - Что ж, по моему суждению, как я думаю, больше нельзя. - Ведь я продаю не лапти. - Однако ж согласитесь сами: ведь это тоже и не люди. - Так вы думаете, сыщете такого дурака, который бы вам продал по двугривенному ревизскую душу? - Но позвольте: зачем вы их называете ревизскими, ведь души-то самые давно уже умерли, остался один неосязаемый чувствами звук. Впрочем, чтобы не входить в дальнейшие разговоры по этой части, по полтора рубли, извольте, дам, а больше не могу. - Стыдно вам и говорить такую сумму! вы торгуйтесь, говорите настоящую цену! - Не могу, Михаил Семенович, поверьте моей совести, не могу: чего уж невозможно сделать, того невозможно сделать, - говорил Чичиков, однако ж по полтинке еще прибавил. - Да чего вы скупитесь? - сказал Собакевич. - Право, недорого! Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души; а у меня что ядреный орех, все на отбор: не мастеровой, так иной какой-нибудь здоровый мужик. Вы рассмотрите: вот, например, каретник Михеев! ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные. И не то, как бывает московская работа, что на один час, - прочность такая, сам и обобьет, и лаком покроет! Чичиков открыл рот, с тем чтобы заметить, что Михеева, однако же, давно нет на свете; но Собакевич вошел, как говорится, в самую силу речи, откуда взялась рысь и дар слова. … Но позвольте, - сказал наконец Чичиков, изумленный таким обильным наводнением речей, которым, казалось, и конца не было, - зачем вы исчисляете все их качества, ведь в них толку теперь нет никакого, ведь это все народ мертвый. Мертвым телом хоть забор подпирай, говорит пословица.
- Да, конечно, мертвые, - сказал Собакевич, как бы одумавшись и припомнив, кто они в самом деле были уже мертвые, а потом прибавил: - Впрочем, и то сказать что из этих людей, которые числятся теперь живущими? Что это за люди? мухи, а не люди. … Нет, больше двух рублей я не могу дать, - сказал Чичиков. - Извольте, чтоб не претендовали на меня, что дорого запрашиваю и не хочу сделать вам никакого одолжения, извольте - по семидесяти пяти рублей за душу, только ассигнациями, право только для знакомства! "Что он в самом деле, - подумал про себя Чичиков, - за дурака, что ли, принимает меня?" - и прибавил потом вслух: - Мне странно, право: кажется, между нами происходит какое-то театральное представление или комедия. иначе я не могу себе объяснить... Вы, кажется, человек довольно умный, владеете сведениями образованности. Ведь предмет просто фу-фу. Что ж он стоит? кому нужен? - Да вот вы же покупаете, стало быть нужен». Н.В. Гоголь. Мертвые души. 3. И началась великая борьба за бессмертную душу шофера. - Эй вы, херувимы и серафимы! - сказал Остап, вызывая врагов на диспут. - Бога нет! - Нет, есть, - возразил ксендз Алоизий Морошек, заслоняя своим телом Козлевича. - Это просто хулиганство, - забормотал ксендз Кушаковский. - Нету, нету, - продолжал великий комбинатор, - и никогда не было. Это медицинский факт. - Я считаю этот разговор неуместным, - сердито заявил Кушаковский. - А машину забирать-это уместно? - закричал нетактичный Балаганов. - Адам! Они просто хотят забрать "Антилопу". Услышав это, шофер поднял голову и вопросительно посмотрел на ксендзов. Ксендзы заметались и, свистя шелковыми сутанами, попробовали увести Козлевича назад. Но он уперся. - Как же все-таки будет с богом? - настаивал великий комбинатор. Ксендзам пришлось начать дискуссию. Дети перестали прыгать на одной ножке и подошли поближе. - Как же вы утверждаете, что бога нет, - начал Алоизий Морошек задушевным голосом, - когда все живое создано им!.. - Знаю, знаю, - сказал Остап, - я сам старый католик и латинист. Пуэр, соцер, веспер, генер, либер, мизер, аспер, тенер. Эти латинские исключения, зазубренные Остапом в третьем классе частной гимназии Илиади и до сих пор бессмысленно сидевшие в его голове, произвели на Козлевича магнетическое действие. Душа его присоединилась к телу, и в результате этого объединения шофер робко двинулся вперед. - Сын мой, - сказал Кушаковский, с ненавистью глядя на Остапа, - вы заблуждаетесь, сын мой. Чудеса господни свидетельствуют... - Ксендз! Перестаньте трепаться! - строго сказал великий комбинатор. - Я сам творил чудеса. Не далее как четыре года назад мне пришлось в одном городишке несколько дней пробыть Иисусом Христом. И все было Б порядке. Я даже накормил пятью хлебами несколько тысяч верующих. Накормить-то я их накормил, но какая была давка! Диспут продолжался в таком же странном роде. Неубедительные, но веселые доводы Остапа влияли на Козлевича самым живительным образом. На щеках шофера забрезжил румянец, и усы его постепенно стали подниматься кверху. - Давай, давай! - неслись поощрительные возгласы из-за спиралей и крестов решетки, где уже собралась немалая толпа любопытных. - Ты им про римского папу скажи, про крестовый поход. Остап сказал и про папу. Он заклеймил Александра Борджиа за нехорошее поведение, вспомнил ни к селу ни к городу Серафима Саровского и особенно налег на инквизицию, преследовавшую Галилея. Он так увлекся, что обвинил в несчастьях великого ученого непосредственно Кушаковского и Морошека. Это была последняя капля. Услышав о страшной судьбе Галилея, Адам Казимирович быстро положил молитвенник на ступеньку и упал в широкие, как ворота, объятья Балаганова. И. Ильф, Е. Петров «Золотой теленок». 4. Предметом сегодняшней моей лекции я избрал, так сказать, вред, который приносит человечеству потребление табаку. Я сам курю, но жена моя велела читать сегодня о вреде табака, и, стало быть, нечего тут разговаривать. О табаке, так о табаке — мне решительно всё равно, вам же, милостивые государи, предлагаю отнестись к моей настоящей лекции с должною серьезностью, иначе как бы чего не вышло. Кого же пугает сухая, научная лекция, кому не нравится, тот может не слушать и выйти. (Поправляет жилетку.) Особенно прошу внимания у присутствующих здесь господ врачей, которые могут почерпнуть из моей лекции много полезных сведений, так как табак, помимо его вредных действий, употребляется также в медицине. Так, например, если муху посадить в табакерку, то она издохнет, вероятно, от расстройства нервов. Табак есть, главным образом, растение... Когда я читаю лекцию, то обыкновенно подмигиваю правым глазом, но вы не обращайте внимания; это от волнения. Я очень нервный человек, вообще говоря, а глазом начал подмигивать в 1889 году 13-го сентября, в тот самый день, когда у моей жены родилась, некоторым образом, четвертая дочь Варвара. У меня все дочери родились 13-го числа. Впрочем (поглядев на часы), ввиду недостатка времени, не станем отклоняться от предмета лекции. Надо вам заметить, жена моя содержит музыкальную школу и частный пансион, то есть не то чтобы пансион, а так, нечто вроде. Между нами говоря, жена любит пожаловаться на недостатки, но у нее кое-что припрятано, этак тысяч сорок или пятьдесят, у меня же ни копейки за душой, ни гроша — ну, да что толковать! В пансионе я состою заведующим хозяйственною частью. Я закупаю провизию, проверяю прислугу, записываю расходы, шью тетрадки, вывожу клопов, прогуливаю женину собачку, ловлю мышей... Между прочим, я забыл сказать вам, что в музыкальной школе моей жены, кроме заведования хозяйством, на мне лежит еще преподавание математики, физики, химии, географии, истории, сольфеджио, литературы и прочее. За танцы, пение и рисование жена берет особую плату, хотя танцы и пение преподаю тоже я. Наше музыкальное училище находится в Пятисобачьем переулке, в доме № 13. Вот потому-то, вероятно, и жизнь моя такая неудачная, что живем мы в доме № 13. И дочери мои родились 13-го числа, и в доме у нас 13 окошек... Ну, да что толковать! Для переговоров жену мою можно застать дома во всякое время, а программа школы, если желаете, продается у швейцара по 30 коп. за экземпляр. (Вынимает из кармана несколько брошюрок.) И вот я, если желаете, могу поделиться. За каждый экземпляр по 30 копеек! Кто желает? (Пауза.) Никто не желает? Ну, по 20 копеек! (Пауза). Досадно. Да, дом № 13! Ничто мне не удается, постарел, поглупел... Вот читаю лекцию, на вид я весел, а самому так и хочется крикнуть во всё горло или полететь куда-нибудь за тридевять земель. И пожаловаться некому, даже плакать хочется... Вы скажете: дочери... Что дочери? Я говорю им, а они только смеются... У моей жены семь дочерей... Нет, виноват, кажется, шесть... (Живо.) Семь! … (Поглядев в сторону, быстро надевает фрак.) Однако за кулисами стоит жена... Пришла и ждет меня там... (Смотрит на часы.) Уже прошло время... Если спросит она, то пожалуйста, прошу вам, скажите ей, что лекция была... что чучело, то есть я, держал себя с достоинством. (Смотрит в сторону, откашливается.) Она смотрит сюда... (Возвысив голос.) Исходя из того положения, что табак заключает в себе страшный яд, о котором я только что говорил, курить ни в каком случае не следует, и я позволю себе, некоторым образом, надеяться, что эта моя лекция «о вреде табака» принесет свою пользу. А.П. Чехов «О вреде табака». 5. Что это ты делаешь? – спросил Маленький принц. - Пью, - мрачно ответил пьяница. - Зачем? - Чтобы забыть. - О чем забыть? - спросил Маленький принц; ему стало жаль пьяницу. - Хочу забыть, что мне совестно, - признался пьяница и повесилголову. - Отчего же тебе совестно? - спросил Маленький принц, ему оченьхотелось помочь бедняге. - Совестно пить! - объяснил пьяница, и больше от него нельзя былодобиться ни слова. И Маленький принц отправился дальше, растерянный и недоумевающий. "Да, право же, взрослые очень, очень странный народ", - думал он,продолжая путь». А. Антуан де Сент-Экзюпири «Маленький принц».6. «Суд идет, уже видно, что вышку мне не дадут, но этот сволочь-судьяхочет дать мне лет восемь под предлогом хулиганской перестрелки в пьяномвиде. А народные заседатели кто? Мужчина и женщина. Мужчина, по-моему, глухойиз артели "Напрасный труд". А женщина -- передовица швейной фабрики,по-русски два слова сказать не может. Сколько я судов ни видел в нашемгороде, всегда кто-нибудь из заседателей -- со швейной фабрики. Почему имтак швейная фабрика нравится, не пойму. Там воруют так же, как и везде. Заседателей у нас вообще за людей не считают. Их даже никто непокупает, потому что они, что судья скажет, то и подпишут. Одна надежда на моего адвоката. Ну он им дал чесу! Во-первых, онвысмеял следствие, как бесчестное и безграмотное. Таких аферистов, как нашиследователи, Техас не знает. Оказывается, следователь мой генеральскийпарабеллум вообще изъял из дела. Какому-то начальнику подарил. Мойгенеральский парабеллум заменили каким-то дряхлым, вшивым вальтером. Передлюдьми, которые меня не знают, стыдно было. Такой вальтер у нас хорошийдеревенский сторож в руки не возьмет. При этом выставили шесть гильз, якобынайденные на месте перестрелки. Техас, по сравнению с нашими следователями,новоафонский монастырь до его закрытия. Значит, уже скрыть нельзя, что в меня шесть раз попали. Делают так, какбудто я шесть раз стрелял и в меня шесть раз стреляли. Мой защитник это тожевысмеял. -- Это что, -- говорит, -- перестрелка или дуэль Пушкин -- Дантес?! Он сказал, что я вообще в преступников не стрелял, а стрелял в воздух,чтобы позвать милицию. -- Посмотрите на этого парня, -- сказал он, -- в недалеком прошломдесантник, отличник боевой подготовки, добровольцем уехавший на Кубу вовремя карибского кризиса... Неужели он ни разу из шести выстрелов не могпопасть в этих разбушевавшихся хулиганов, чьи личности, вероятно, будутустановлены в дальнейшем более объективным следствием? Значит, намек дает на наш первый вариант защиты. -- Выходит, -- говорит, -- по словам уважаемого судьи, наши десантникине умеют стрелять? Это клевета на нашу замечательную армию, призваннуюзащищать мирный труд! Тут его прокурор останавливает и говорит, что в словах судьи нетуклеветы на нашу армию, но есть кавказский акцент, который московский товарищпринял за клевету. Но мой адвокат с места ему отвечает: -- Есть клевета, и я прошу занести это в протокол! Одним словом, он их раздраконил. Как он говорил, так и вышло. Мне далиполтора, и я из них просидел год». Ф. А. Искандер. "Сандро из Чегема",М., 1989 7. «Хорошие зубы без страха и упрека» - из современной рекламы.«Русский же человек с детства хорошо осведомлен о прелестях родной бесплатной стоматологии, поэтому он скорее войдет в клетку к тигру, чем в кабинет зубного врача… Но если раньше жертвам зубной боли практически некуда было обраться за квалифицированной помощью, то сейчас ясно обозначился выход из тупика. В Москве появилось несколько высококлассных частных стоматологических клиник. Одна из них – ХХХ…Оборудована клиника по последнему слову западной техники: материалы и инструменты доставляются из Германии, Франции, Бельгии и Италии. Неизменно доброжелательные врачи, многие из которых прошли стажировку в Германии, гарантируют вам безболезненное и эффективное лечение согласно европейским стандартам... Цены не выходят за рамки среднего московского уровня… Лечите ваши зубки в ХХХ сейчас, чтобы в будущем у вас была ослепительная улыбка, не омраченная кариесом и прочей зубной болью. В противном случае лет через десять вам нечем будет кусать себе локти!». 8. «Алиса спрашивает Чеширского кота:- А откуда вы знаете, что вы не в своем уме?- Начнем с того, что пес в своем уме. Согласна?- Допустим, - согласилась Алиса. - Дальше, сказал кот. – Пес ворчит, когда сердится, а когда доволен, виляет хвостом. Ну, а я ворчу, когда я доволен, и виляю хвостом, когда сержусь. Следовательно, я не в своем уме». Л. Кэрролл. «Алиса в стране чудес». 9. «признаться честно, у меня всегда вызывают сомнения суждения, подобные следующим: «Между русскими и американцами удивительно много общего», или «Наши национальные характеры почти совпадают», или «У нас огромная страна и у них тоже, значит у нас одно восприятие мира» и т.д. Все эти прекрасные мысли для шумных конференций «народных дипломатов», святочных рассказов и телевизионных шоу Фила Донахью, а теперь уже и его партнера Владимира Познера…Как бы то ни было, но весь мой опыт и опыт моих коллег-американцев учит одной простой истине. Она такова: между русскими и американцами не больше общего, чем между русскими и китайцами или, скажем, русскими и полинезийцами. Превратим это суждение в тезис: американский национальный характер, стиль мышления, ориентиры повседневной жизни весьма и весьма отличны от того, к чему мы привыкли у себя дома, в России». Н.Е. Покровский «Добрые советы для господ русских, не намеревающихся оставаться в Америке», журнал «Социологические исследования», №2, 1994. 10. «Как живут в России, признаться, никто толком не знает. Одни говорят одно, другие другое. На мой непросвещенный взгляд, очень уж хорошо там быть не может.- Почему?- Сейчас объясню. Во-первых, им время от времени приходится вставать ужасно рано и строиться в колонны для участия в грандиозных народных демонстрациях на Красной площади. Во-вторых, их руководители при встречах всегда целуются. Представляете? Мужчины! Из-за одного этого я там не смог бы сделать никакой политической карьеры…- Пора вам наконец сообразить, что хочешь не хочешь, а всем нам, неаполитанцам, надо голосовать за Итальянскую коммунистическую партию и сразу же после этого выйти из НАТО и вступить в союз с Россией. - Но почему, Сальвато? - спрашивает Пассалакуа.- Ты так уверен, что Россия сильнее Америки? - Да не все ли мне равно, кто сильнее - Америка или Россия, дотторе, меня лично это совершенно не интересует. Давайте ближе к сути, давайте смотреть в корень. Что нас ждет, если начнется третья мировая война и мы попадем в плен? - С этими словами Сальваторе, словно сдаваясь, поднимает руки.- Итак, если начнется третья мировая война, а мы будем союзниками американцев, к кому мы попадем в плен? К русским! Верно я говорим? Если нет - можете меня поправить. Так вот, я считаю, что нам, неаполитанцам, попадать в плен к русским никак нельзя. Шутка сказать! Во-первых, мы -- народ, непривычный к суровому сибирскому климату. там холодно, так уж холодно! Во-вторых, у нас нет подходя щей экипировки. Короче говоря, дотторе, мы там передохнем от зверских морозов. А вот если мы станем на сторону Росиии, дело обернется совсем по-другому. Ну да! В этом случае мы автоматически попадем в плен к американцам и нас сразу же отправят в Америку. А там, с божьей помощью и понемножку приторговывая, можно выучить даже их язык. Крешенцо Лючано де Диалоги Беллависты журнал «Иностранная литература», 1994 N2. 11. «Есть лишь один Бог вопреки Эпикуру, Лукрецию и другим философам… Те, кто предполагает существование большего количества таких интеллектов (богов), должны непременно предполагать, что интеллекты эти либо противостоят друг другу, либо пребывают между собой в согласии; они либо различаются между собой, либо друг другу подобны. Если они между собой различны и противоположны, они не могли создать ничего единообразного; если же они взаимоподобны, то это все равно как если бы существовал лишь один такой интеллект. Все философы согласны, что не следует без нужды умножать вещи; таким образом, все они вопреки самим себе согласны: существует один только Бог». Вольтер Философские сочинения. М., 1988, с. 477. 12. Позвольте, вы ведь не урядник, не староста,- разве это ваше дело народ разгонять?... - Вы, высокородие, изволите говорить, не мое это дело народ разгонять... Хорошо-с... А ежели беспорядки? Нешто можно дозволять, чтобы народ безобразил? Где это в законе написано, чтоб народу волю давать? Я не могу дозволять-с. Ежели я не стану их разгонять да взыскивать, то кто же станет? Никто порядков настоящих не знает, во всем селе только я один, можно сказать, ваше высокородие, знаю, как обходиться с людями простого звания, и, ваше высокородие, я могу все понимать. Я не мужик, я унтер-офицер, отставной каптенармус, в Варшаве служил, в штабе-с, а после того, изволите знать, как в чистую вышел, был в пожарных-с, а после того по слабости болезни ушел из пожарных и два года в мужской классической прогимназии в швейцарах служил... Все порядки знаю-с. А мужик простой человек, он ничего не понимает и должен меня слушать, потому - для его же пользы… - Но поймите, что это не ваше дело! - Чего-с? как же это не мое? Чудно'-с... Люди безобразят, и не мое дело! Что ж мне хвалить их, что ли? Они вот жалятся вам, что я песни петь запрещаю... Да что хорошего в песнях-то? Вместо того, чтоб делом каким заниматься, они песни... А еще тоже моду взяли вечера с огнем сидеть. Нужно спать ложиться, а у них разговоры да смехи. У меня записано-с!». А.П. Чехов «Унтер Пришибеев» 13. «Речь зашла об одном из соседних помещиков. "Дрянь, аристократишко", - равнодушно заметил Базаров, который встречался с ним в Петербурге. - Позвольте вас спросить, - начал Павел Петрович, и губы его задрожали, - по вашим понятиям слова: "дрянь" и "аристократ" одно и то же означают? - Я сказал: "аристократишко", - проговорил Базаров, лениво отхлебывая глоток чаю. - Точно так-с: но я полагаю, что вы такого же мнения об аристократах, как и об аристократишках. Я считаю долгом объявить вам, что я этого мнения не разделяю. Смею сказать, меня все знают за человека либерального и любящего прогресс; но именно потому я уважаю аристократов - настоящих. Вспомните, милостивый государь (при этих словах Базаров поднял глаза на Павла Петровича), вспомните, милостивый государь, - повторил он с ожесточением, - английских аристократов. Они не уступают йоты от прав своих, и потому они уважают права других; они требуют исполнения обязанностей в отношении к ним, и потому они сами исполняют свои обязанности. Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее. - Слыхали мы эту песню много раз, - возразил Базаров, - но что вы хотите этим доказать? - Я эфтим хочу доказать, милостивый государь (Павел Петрович, когда сердился, с намерением говорил: "эфтим" и "эфто", хотя очень хорошо знал, что подобных слов грамматика не допускает. …), я эфтим хочу доказать, что без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, - а в аристократе эти чувства развиты, - нет никакого прочного основания общественному... bien public (общественному благу (франц.).), общественному зданию. Личность, милостивый государь, - вот главное: человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится. Я очень хорошо знаю, например, что вы изволите находить смешными мои привычки, мой туалет, мою опрятность наконец, но это все проистекает из чувства самоуважения, из чувства долга, да-с, да-с, долга. Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе человека». 14. «- Позвольте, Павел Петрович, - промолвил Базаров, - вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для bien public? Вы бы не уважали себя и то же бы делали. Павел Петрович побледнел. - Это совершенно другой вопрос. Мне вовсе не приходится объяснять вам теперь, почему я сижу сложа руки, как вы изволите выражаться. Я хочу только сказать, что аристократизм - принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди. Я говорил это Аркадию на другой день его приезда и повторяю теперь вам. Не так ли, Николай? Николай Петрович кивнул головой. - Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, - говорил между тем Базаров, - подумаешь, сколько иностранных... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны. - Что же ему нужно, по-вашему? Послушать вас, так мы находимся вне человечества, вне его законов. Помилуйте - логика истории требует... - Да на что нам эта логика? Мы и без нее обходимся. - Как так? - Да так же. Вы, я надеюсь, не нуждаетесь в логике для того, чтобы положить себе кусок хлеба в рот, когда вы голодны. Куда нам до этих отвлеченностей! Павел Петрович взмахнул руками. - Я вас не понимаю после этого. Вы оскорбляете русский народ. Я не понимаю, как можно не признавать принсипов, правил! В силу чего же вы действуете? - Я уже говорил вам, дядюшка, что мы не признаем авторитетов, - вмешался Аркадий. - Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, - промолвил Базаров. - В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем. - Все? - Все. - Как? не только искусство, поэзию... но и... страшно вымолвить... - Все, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров». 15. «- Как ничего не доказывает? - пробормотал изумленный Павел Петрович. - Стало быть, вы идете против своего народа? - А хоть бы и так? - воскликнул Базаров. - Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне соглашаться с ним? Да притом - он русский, а разве я сам не русский? - Нет, вы не русский после всего, что вы сейчас сказали! Я вас за русского признать не могу. - Мой дед землю пахал, - с надменною гордостию отвечал Базаров. - Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас - в вас или во мне - он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете. - А вы говорите с ним и презираете его в то же время. - Что ж, коли он заслуживает презрения! Вы порицаете мое направление, а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете?». И. Тургенев «Отцы и дети». ЧАСТЬ III. ПОЛЕМИКА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|