Полемические ситуации. Виды полемики
Полемическая ситуация Полемическая ситуация представляет собой реальную жизненную ситуацию, в которой какой-либо субъект прибегает к аргументативной деятельности. Наряду с наиболее общими, универсальными принципами и правилами, из которых складывается стратегия аргументации, существует множество разновидностей полемических ситуаций, в каждой из которых используются свои специфические приемы, составляющие тактику аргументации. В любой полемической ситуации обязательно присутствуют следующие структурные компоненты: 1. Участники аргументации, ее субъекты – S1, S2, …, Sn. 2. Позиции субъектов аргументации, или точки зрения – Р1, P2,…, Pn. 3. Тема аргументации. Кроме того, в полемической ситуации может участвовать аудитория, а ход полемики может быть в большей или меньшей степени упорядочен регламентом. Рассмотрение различных типов полемических ситуаций является первым и принципиально важным условием эффективной полемической тактики. Обилие видов аргументации, широкий арсенал приемов и уловок становится тактикой конкретного обоснования или критики только при учете тех обстоятельств, в которых протекает полемическая деятельность. Целесообразно в начале рассмотреть несколько оснований для различения полемических ситуаций, а потом предложить обобщенную классификацию полемики. Цели полемики Первое основание для деления полемических ситуаций – это цель, которую преследуют участники аргументативного взаимодействия. С этой точки зрения выделяют три основных типа полемики. 1. Познавательная полемика. Ее целью является отыскание или установление истины. К этому типу полемики относятся различные ситуации научных диспутов и споров, а также полемика по правовым вопросам.
2. Состязательная полемика. Участники состязательной полемики стремятся к получению субъективно значимого (субъективно ценного результата). Таким результатом может быть победа в споре, заключение выгодного контракта, компромисс и т.п. 3. Учебная полемика. Цель учебной полемики – выработка навыков и умений ведения аргументативной деятельности. В данном параграфе этому типу полемики не будет уделяться специальное внимание, поскольку с теоретической точки зрения он не слишком интересен. Различные варианты учебных полемических ситуаций предлагаются читателю в разделах «Практикум», которыми сопровождается каждая глава учебника. Конечно, следует иметь в виду, что выделяемые в данном параграфе типы и виды полемических ситуаций представляют собой теоретические объекты – идеальные конструкты, которые получены через обобщение реальных жизненных полемик, и являются определенным огрублением действительности. Другими словами, хорошо известно, что и в науке и в сфере права действуют живые люди с реальными жизненными интересами и ценностями. Так что не редки ситуации, когда формально познавательная полемика на самом деле для некоторых ее участников является состязательной и т.п. Именно поэтому для анализа реальных полемических ситуаций дополнительно вводятся еще 4. Смешанные типы. К смешанным типам относятся полемические ситуации, в которые различные участники полемики преследуют различные цели. Можно представить себе ситуацию, когда в ходе учебной полемики кто-то, кроме получения полезных навыков, стремится еще и к субъективно значимым целям. В этом случае оказывается, что аргументативная деятельность участников полемики характеризуется не одной, а несколькими целями, которые удобно разделить на поверхностные (относящиеся к типу полемической ситуации) и глубинные (характеризующие личностную установку участника). В качестве иллюстрации рассмотрим следующий пример.
Пример 1. Допустим, в рамках курса «Теория и практика аргументации «проходит публичная учебная полемика. Тема и регламент заданы, участвуют два человека. Поверхностные цели такой полемики – обосновать учебный тезис (для одного участника) и критиковать учебный тезис (для другого). В то же время вполне возможно, что у участников полемики есть еще дополнительные глубинные цели. Такой целью может быть: 1) одержать победу над противником любым способом: 2) произвести благоприятное впечатление на преподавателя, чтобы получить желаемую оценку и облегчить сдачу экзамена или зачета; 3) достичь личностно значимого результата (преодолеть страх публичного выступления, сформировать личное отношение к теме, подготовить и апробировать вариант полемического доклада по другому предмету, произвести впечатление на аудиторию или кого-то из ее членов (в большинстве случаев, – другого пола) и т.п. В действительных, взятых из жизни ситуация полемики мы практически всегда сталкиваемся с множеством целей ее участников. В зависимости от степени субъективной привлекательности эти цели образуют иерархию. Особенно важно по ходу полемики установить, хотя бы ориентировочно, как поверхностная цель вашего оппонента соотносится с его глубинными целями. Сделать это весьма сложно, и, пожалуй, именно такое умение и составляет значительную часть полемического мастерства. Вопрос целей и ценностей полемики будет подробнее обсуждаться в соответствующем разделе. Регламент полемики Степень строгости и упорядоченности является важной характеристикой полемики. Часто приходится наблюдать по телевизору, как известный в обществе человек, снискавший славу блестящего оратора, проигрывает своему менее яркому оппоненту именно потому, что регламент шоу оказывается для него неудобным. Все самое лучшее, излюбленные приемы и ходы, которые должны производить впечатление на аудиторию, оказываются просто неприменимы. Разрабатывая тактику ближайшего полемического взаимодействия, нужно обязательно учесть регламент предстоящего поединка. Существует множество разновидностей полемики по характеру и строгости регламента. Телевизионные передачи на различных каналах стремятся в погоне за зрителем сделать шоу увлекательным и непохожим на другие. Целесообразно по степени регламентированности установить три типа полемических ситуаций, которые будут задавать достаточно широкие интервалы для конкретных видов полемики. Итак,
«Формализованная полемика»: полемика жестко регламентирована, с четко установленной темой и позициями сторон; «Регламентированная полемика»: регламент полемики может быть нестрогим, тема установлена, позиции свободные; «Свободная полемика»: нерегламентированная полемика, тема может меняться в процессе общения. Совмещение оснований «степень регламентированности» и «цель» позволяют предложить объединенную классификацию полемических ситуаций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|