Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № 7. Философское понимание мира.




Бытие. Материя.

Вопросы для самоподготовки:

1. Выпишите из словарей и энциклопедий определение понятий «бытие», «субстанция», «материя», «существование». Что их объединяет и в чем их различие, какая между ними взаимосвязь?

2. Как соотносятся по своему содержанию понятия «реальность» и «материя»?

3. Вспомните, как шло формирование научного философского понятия материи?

4. Ленинское определение материи и его связь с диалектическим принципом развития и неисчерпаемости мира.

5. Поясните фундаментальную значимость категории материи в системе философии материализма.

6. Назовите основные формы движения материи; их качественную специфику и взаимосвязь.

7. Изложите современные представления о единстве пространства и времени (в философии, физике, космологии).

8. Проблема размерности и бесконечности пространства-времени. Материя - это особым образом «скрученное» пространство.

9. Почему нельзя отрывать материю от движения? Действительно ли движение материи несотворимо и неуничтожимо? А какова Ваша точка зрения на этот тезис? Сможете ли Вы убедить своих оппонентов в истинности собственной точки зрения? Насколько она философски доказательна?

10. Правильно ли считать, что покой и движение абсолютно исключают друг друга? Покажите, что движение материи невозможно без относительного покоя и временных состояний равновесия?

11. Движение и развитие - одно и то же?

12. Два подхода к разрешению основного вопроса философии.

Упражнения и задачи:

1. Внимательно ознакомьтесь с ленинским определением материи. Сопоставьте ленинское определение материи с высказыванием субъективного идеалиста Дж.Беркли: «Существовать - значит быть воспринимаемым.» В чем суть берклианского понимания существования, к какому искажению реальности оно ведет?

2. В чем отличие ленинского определения материи от определения материи у английского логика и философа- позитивиста Дж.-Ст. Милля: «Материя есть постоянная возможность ощущений»? Можно ли заменить понятие «материя» понятием «реальность», а материализм - реализмом?

3. Что означает тезис Ф.Энгельса: «единство мира состоит в его материальности»? Покажите, что развитие науки подтверждает данный тезис. Признают ли единство мира объективный идеализм и религия? Все вещи мира преходящи, со временем разрушаются и уничтожаются. Почему же мир как совокупность подобных вещей продолжает существовать? (по-возможности - с позиций системного анализа).

4. Если все постмарксисткие течения философии тотально марксизм отрицают, то не является ли это его косвенным подтверждением?

5. Движение - способ существования материи (точка зрения диалектического материализма). Почему нельзя отрывать материю от движения? Разделяете ли Вы положение диалектического материализма о том, что движение несотворимо и неуничтожимо? Какие аргументы Вы приведете в подтверждение этого положения? А какие - в опровержение?

6. Возможны ли альтернативные марксизму картины мировидения?

7. «Покой - это частный случай движения» (Кирхгоф). Исходя из положения Кирхгофа, можно ли покой рассматривать как движение, а движение - как покой? Есть ли в движении нечто, остающееся неизменным? Покажите, что развитие материи, ее дифференциация невозможны без относительного покоя и временных состояний равновесия? Можно ли сказать: то, что мы называем вещами, есть состояние относительного покоя или временного равновесия в движении материи? А можно ли сказать, что вещь - это системное состояние, характеризующее внутреннее движение, диалектически сопряженное с внешним равновесием?

8. «Сам по себе кирпич не убивает человека, а производит это действие лишь благодаря достигнутой им скорости, т.е. человека убивает пространство и время» (Г.В.Ф.Гегель). Возможно ли истолковать данное суждение Г.В.Ф. Гегеля как диалектико-материалистическое? Можно ли эту коллизию истолковать как диалектическое триединство: пространство – время - материя, или один из элементов первичен? Какой, по Вашему мнению?

9. Можно ли пространство и время рассматривать как особые, самостоятельные природные реальности?

10. Разъясните замечание В.И.Ленина «Время вне временных вещей = бог». Исходя из этого, а также из предыдущих вопросов, можно ли считать время абсолютной высшей субстанцией.

11. Откуда вытекает необратимость времени? Можно ли вывести ее из механических процессов? Ответьте, по-возможности с позиций системно- синергетических подходов.

12. Что такое часы и чем они отличаются от времени?

13. Что такое субъективное время? Какой смысл вкладывается в это понятие? В чем отличие объективного времени от субъективного?

Тестовые задания:

1. Что означает понятие «материя с позиции диалектического материализма»?

а. Материя есть постоянная возможность ощущений;

б. Материя - фундаментальная исходная категория философии для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях;

в. Материя есть лишь символ, который отражает ощущения различных наших чувств;

г. Материя есть абсолютная неизменная субстанция.

2. Кто разрабатывал концепцию «энергетизма»?

а. Э. Мах;

б. Ф. Бэкон;

в. Гераклит;

г. В. Оствальд.

3. Что лежит в основе существования материи?

а. Апейрон;

б. Движение в пространстве и во времени;

в. Пространственно-временной континуум;

г. Энергия;

д. Логос.

4. Каковы основные свойства движения материи?

а. Материя движется (изменяется) по воле божьей;

б. Движение есть изменение вообще, оно есть способ существования материи;

в. Все вещи находятся в движении, но есть первый двигатель (Бог), который не нуждается в том, чтобы его приводили в движение;

г. Материя движется не по воле Бога, а по законам природы.

5. Укажите, какие из изложенных ниже утверждений являются истинными и какие – ложными с позиции диалектического материализма.

а. Движение, пространство, время, законы природы являются материей;

б. Движение, пространство, время законы природы материальны;

в. Движение, пространство, время, законы природы идеальны, поскольку это понятия, созданные нашим разумом;

г. Движение, пространство, время, законы природы и идеальны, и реальны.

6. Что означает время как философская категория с точки зрения диалектического материализма?

а. Время существует не в самих вещах, а только в мышлении, осуществляемом нашим разумом;

б. Время есть образ движения, поскольку мы представляем в движении то, что совершается раньше и позже, или причинно-следственную последовательность;

в. Время отражает координацию сменяющихся не связанных друг с другом объектов в одном и том же месте пространства;

г. Время есть мера диссипации, расширения Вселенной и т.п. необратимых явлений.

7. Что характеризует пространство как философскую категорию с точки зрения диалектического материализма?

а. Для пространства, как формы бытия материи, присущи такие свойства, как протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие вещей;

б. Пространство - не реальность мира явлений, а способ, которым мы воспринимаем вещи, как некий способ вычислений;

в. Пространство не относится к числу фундаментальных категорий, так как не обладает их основным свойством - проходить через все слои реального мира. Оно обрывается у духовного бытия;

г. Пространство есть вместилище всех вещей, фактов и событий.

Темы докладов и рефератов:

1. Философское осмысление концепции расширяющейся Вселенной.

2. Эволюция понятия материи в истории философии и естествознания.

3. Движение и развитие, их единство и различие.

4. Проблема пространства и времени в современной физике и космологии.

5. Специфика пространственно-временных отношений в живой природе.

6. Материальное единство мира. Критика современных воззрений на единство и материальность мира.

7. О самоорганизации материальных систем в эволюции природы.

8. Биосфера, техносфера и ноосфера, их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Список литературы

Основная:

1. Спиркин А.Г. Философия [Текст]: учебник: / А.Г. Спиркин.- 3-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2012.- 828 c.- (Бакалавр. Базовый курс).

2. Алексеев П. В. История философии [Текст]: учебник/ П. В. Алексеев.- М.: Проспект, 2009.- 240 c.

3. Налетов И.З. Философия [Текст]: учебник: / И.З. Налетов.- М.: Инфра - М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование).

4. Губин, В.Д. Философия [Текст]: учебник/ Губин, В.Д..- М.: Проспект, 2010.- 336 c.

5. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст]: учебник/ Лавриненко, В.Н., Иконникова, Г.И., Ратникова, В.П., Юдин, В.В.; под ред. В.Н. Лавриненко.- 5-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561 c.

 

Дополнительная:

  1. Губин, В.Д. Философия [Текст]: учебник/ Губин, В.Д..- М.: Проспект, 2010.- 336 c.
2. Зекрист, Р. И.. Философия [Текст]: Учебно-методический комплекс для студентов./ Р.И.Зекрист. – Костанай: Костанайский филиал ГОУ ВПО «ЧелГУ», 2011. - с. 288
3. Канке, А.В. Философия. Учебник для студ. высш. учеб. зав. [Текст]: учебник/ А.В. Канке. М.: Омега Л, 2010.- 343 c.
4. Философия науки. Учебное пособие для магистрантов/ С.А. Лебедев. – М.: ИД Юрайт, 2011.
5. Философия [Текст]: учебник/под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина.- 6-е изд., перераб.и доп.- М.: Проспект, 2009.- 672 c.
6. Философия: Учебник для бакалавров/ В.Н.Лавриненко и др.. – 5-е изд., перераб. и доп. – (Бакалавр), (Гриф). – М.: ИД Юрайт, 2012.
7. Философская антропология: Учебное пособие/ П.С. Гуревич. – 2-е изд, стереотип.,9Гриф). – Омега Л, 2012.
8. Шатилов, С.Ф. Проблема человеческой субъективности в философии [Текст]: учебное пособие/ С.Ф. Шатилов. - Костанай: КФ ГОУВПО "ЧелГУ", 2009.- 195 c.
  1. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст]: учебник/ Лавриненко, В.Н., Иконникова, Г.И., Ратникова, В.П., Юдин, В.В.; под ред. В.Н. Лавриненко.- 5-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561 c.
 
  1. Налетов И.З. Философия [Текст]: учебник: / И.З. Налетов.- М.: Инфра - М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование).
 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...