Тема № 5. Философия середины 19 – 20 вв.
Вопросы для самоподготовки: 1. Чем классическая философия отличается от неклассической?/ постклассической /? Причины отказа от классики. 2. Может ли наука быть «сама себе» философией? 3. Основной принцип экзистенциализма - «существование предшествует сущности». Как это понимать? 4. Можно ли считать человека свободным, если не он выбирает свободу, а она его? 5. Чем отличается понимание практики в марксизме и прагматизме? 6. Если истина полезна, то можно ли утверждать, что полезность истинна? 7. Что такое феноменологическая редукция? 8. Что такое герменевтический круг и треугольник? 9. Сводится ли фрейдизм к учению о либидо? 10. Почему позитивизм, опирающийся на науку и научный метод, является тем не менее разновидностью субъективного идеализма? 11. Как понимается «жизнь» в «философии жизни»? 12. Что такое экзистенция? Является ли экзистенциализм в подлинном смысле слова гуманизмом? 13. Каковы особенности русской философии и ее отличие от западной и восточной? 14. Как понимается соборность в философии В. Соловьева? 15. Что такое свобода, личность и творчество в концепции Н. Бердяева? 16. Учение о ноосфере - итог развития русской философской мысли. Упражнения и задачи: 1. К какой философской концепции можно отнести следующий афоризм С. Кьеркегора: «Какие люди странные! Никогда не довольствуются присвоенной им свободой в одной области, они во что бы то ни стало требуют ее в другой: им дана свобода мысли, так нет, подавай им свободу слова». 2. По мнению американского философа Ч.Пирса, «истина - это то, во что мы верим». Согласны ли Вы с ним? К какому философскому направлению он принадлежит? Можно ли считать символ успеха “здесь и сейчас” итогом развития философской концепции Ч.Пирса?
3. К какому философскому направлению следует отнести точку зрения, согласно которой культура - это не результат совместной целенаправленной деятельности людей, а сублимация полового инстинкта? Согласны ли Вы с ней? Является ли современная сексуальная революция итогом повсеместного распространения теории З.Фрейда о либидо? 4. Кому, по Вашему мнению, мог бы принадлежать афоризм: «Убеждения суть более опасные враги, чем ложь». К какому философскому направлению следовало бы его отнести. Проанализируйте влияние устоявшихся стереотипов на развитие общества, желательно с позиций синергетитки. 5. В чем, по Вашему мнению, опасность неопозитивистского понимания философии, как критики языка, проясняющего ее логическую структуру? К чему это может привести? В чем заключается редуцирующее влияние этого подхода? 6. Чем объясняется развитие идей космизма в русской философской мысли в противовес западному прагматизму? Возможно ли это объяснить влиянием восточного, номадического менталитета? Тестовые задания: 1. Выделите правильное высказывание: а. идеализм - это стремление человека к совершенству; б. идеализм - это утверждение, что идеи существуют реально; в. идеализм утверждает мысль как креативный фактор; г. идеализм - это попытка забыть о «прозе» жизни. 2. Выделите правильные высказывания: а. материализм - принцип жизни, заключающийся в примате материальных благ в жизни человека; б. материализм - утверждает, что ощущения и мысль - результат внешнего воздействия; в. материализм - это здравый взгляд на вещи, предполагающий отказ от иллюзий. г. материализм - это учение о первовеществе; д. материализм - это философия материи жизни. 3. Выделите высказывание, наиболее точно соответствующее сущности экзистенциализма: а. Экзистенциальная философия - это учение о том, как человеку жить;
б. Философия экзистенциализма - это познание причин и принципов сущего; в. Экзистенциализм - это учение о человеческой свободе и несвободе; г. Философия экзистенциализма - это учение о высшем понимании мира. 4. Выберите правильное высказывание: а. Прагматизм - субъективно-идеалистическое учение, превратно понимающее сущность чувственно-практического отношения к материальным благам; б. Прагматизм - новая философия, дополняющая и развивающая марксистское учение о практике как основе и цели познания; в. Прагматизм - утилитарно-практическая философия, поставившая во главу угла пользу человека; г. Прагматизм: цель экономики как системы получения максимальной прибыли каждым ее субъектом. Темы докладов и рефератов: 1. Отражение в философии особенностей развития европейской цивилизации. 2. Классическая и современная философия: преемственность и отличия. 3. Структурно-функциональный анализ в рамках структурализма и неопозитивизма философско-политической мысли XX века. 4. Консервативная, либеральная и социалистическая традиции в европейской политической мысли XX века. 5. Классическая и современная философия: преемственность и отличия. 6. Философия Ф. Ницше: три периода творчества. 7. Школы психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг, В. Райх, Э. Фромм). 8. Воздействие экзистенциализма на литературу и искусство. 9. Философская антропология и ее проблематика. 10. Философия техники, возрастание ее роли в современном технократическом мире. 11. Герменевтика: проблема понимания и разобщенности. 12. П. Флоренский - у истоков русского космизма. И. Н. Федоров. 13. Русская религиозная философия «серебряного века». 14. Экологическая философия современности как практический итог идей В. И. Вернадского. Список литературы Основная: 1. Спиркин А.Г. Философия [Текст]: учебник: / А.Г. Спиркин.- 3-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2012.- 828 c.- (Бакалавр. Базовый курс). 2. Алексеев П. В. История философии [Текст]: учебник/ П. В. Алексеев.- М.: Проспект, 2009.- 240 c. 3. Налетов И.З. Философия [Текст]: учебник: / И.З. Налетов.- М.: Инфра - М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование). 4. Губин, В.Д. Философия [Текст]: учебник/ Губин, В.Д..- М.: Проспект, 2010.- 336 c. 5. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст]: учебник/ Лавриненко, В.Н., Иконникова, Г.И., Ратникова, В.П., Юдин, В.В.; под ред. В.Н. Лавриненко.- 5-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561 c.
Дополнительная:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|