Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № 5. Философия середины 19 – 20 вв.




Вопросы для самоподготовки:

1. Чем классическая философия отличается от неклассической?/ постклассической /? Причины отказа от классики.

2. Может ли наука быть «сама себе» философией?

3. Основной принцип экзистенциализма - «существование предшествует сущности». Как это понимать?

4. Можно ли считать человека свободным, если не он выбирает свободу, а она его?

5. Чем отличается понимание практики в марксизме и прагматизме?

6. Если истина полезна, то можно ли утверждать, что полезность истинна?

7. Что такое феноменологическая редукция?

8. Что такое герменевтический круг и треугольник?

9. Сводится ли фрейдизм к учению о либидо?

10. Почему позитивизм, опирающийся на науку и научный метод, является тем не менее разновидностью субъективного идеализма?

11. Как понимается «жизнь» в «философии жизни»?

12. Что такое экзистенция? Является ли экзистенциализм в подлинном смысле слова гуманизмом?

13. Каковы особенности русской философии и ее отличие от западной и восточной?

14. Как понимается соборность в философии В. Соловьева?

15. Что такое свобода, личность и творчество в концепции Н. Бердяева?

16. Учение о ноосфере - итог развития русской философской мысли.

Упражнения и задачи:

1. К какой философской концепции можно отнести следующий афоризм С. Кьеркегора: «Какие люди странные! Никогда не довольствуются присвоенной им свободой в одной области, они во что бы то ни стало требуют ее в другой: им дана свобода мысли, так нет, подавай им свободу слова».

2. По мнению американского философа Ч.Пирса, «истина - это то, во что мы верим». Согласны ли Вы с ним? К какому философскому направлению он принадлежит? Можно ли считать символ успеха “здесь и сейчас” итогом развития философской концепции Ч.Пирса?

3. К какому философскому направлению следует отнести точку зрения, согласно которой культура - это не результат совместной целенаправленной деятельности людей, а сублимация полового инстинкта? Согласны ли Вы с ней? Является ли современная сексуальная революция итогом повсеместного распространения теории З.Фрейда о либидо?

4. Кому, по Вашему мнению, мог бы принадлежать афоризм: «Убеждения суть более опасные враги, чем ложь». К какому философскому направлению следовало бы его отнести. Проанализируйте влияние устоявшихся стереотипов на развитие общества, желательно с позиций синергетитки.

5. В чем, по Вашему мнению, опасность неопозитивистского понимания философии, как критики языка, проясняющего ее логическую структуру? К чему это может привести? В чем заключается редуцирующее влияние этого подхода?

6. Чем объясняется развитие идей космизма в русской философской мысли в противовес западному прагматизму? Возможно ли это объяснить влиянием восточного, номадического менталитета?

Тестовые задания:

1. Выделите правильное высказывание:

а. идеализм - это стремление человека к совершенству;

б. идеализм - это утверждение, что идеи существуют реально;

в. идеализм утверждает мысль как креативный фактор;

г. идеализм - это попытка забыть о «прозе» жизни.

2. Выделите правильные высказывания:

а. материализм - принцип жизни, заключающийся в примате материальных благ в жизни человека;

б. материализм - утверждает, что ощущения и мысль - результат внешнего воздействия;

в. материализм - это здравый взгляд на вещи, предполагающий отказ от иллюзий.

г. материализм - это учение о первовеществе;

д. материализм - это философия материи жизни.

3. Выделите высказывание, наиболее точно соответствующее сущности экзистенциализма:

а. Экзистенциальная философия - это учение о том, как человеку жить;

б. Философия экзистенциализма - это познание причин и принципов сущего;

в. Экзистенциализм - это учение о человеческой свободе и несвободе;

г. Философия экзистенциализма - это учение о высшем понимании мира.

4. Выберите правильное высказывание:

а. Прагматизм - субъективно-идеалистическое учение, превратно понимающее сущность чувственно-практического отношения к материальным благам;

б. Прагматизм - новая философия, дополняющая и развивающая марксистское учение о практике как основе и цели познания;

в. Прагматизм - утилитарно-практическая философия, поставившая во главу угла пользу человека;

г. Прагматизм: цель экономики как системы получения максимальной прибыли каждым ее субъектом.

Темы докладов и рефератов:

1. Отражение в философии особенностей развития европейской цивилизации.

2. Классическая и современная философия: преемственность и отличия.

3. Структурно-функциональный анализ в рамках структурализма и неопозитивизма философско-политической мысли XX века.

4. Консервативная, либеральная и социалистическая традиции в европейской политической мысли XX века.

5. Классическая и современная философия: преемственность и отличия.

6. Философия Ф. Ницше: три периода творчества.

7. Школы психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг, В. Райх, Э. Фромм).

8. Воздействие экзистенциализма на литературу и искусство.

9. Философская антропология и ее проблематика.

10. Философия техники, возрастание ее роли в современном технократическом мире.

11. Герменевтика: проблема понимания и разобщенности.

12. П. Флоренский - у истоков русского космизма. И. Н. Федоров.

13. Русская религиозная философия «серебряного века».

14. Экологическая философия современности как практический итог идей В. И. Вернадского.

Список литературы

Основная:

1. Спиркин А.Г. Философия [Текст]: учебник: / А.Г. Спиркин.- 3-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2012.- 828 c.- (Бакалавр. Базовый курс).

2. Алексеев П. В. История философии [Текст]: учебник/ П. В. Алексеев.- М.: Проспект, 2009.- 240 c.

3. Налетов И.З. Философия [Текст]: учебник: / И.З. Налетов.- М.: Инфра - М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование).

4. Губин, В.Д. Философия [Текст]: учебник/ Губин, В.Д..- М.: Проспект, 2010.- 336 c.

5. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст]: учебник/ Лавриненко, В.Н., Иконникова, Г.И., Ратникова, В.П., Юдин, В.В.; под ред. В.Н. Лавриненко.- 5-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561 c.

 

Дополнительная:

  1. Губин, В.Д. Философия [Текст]: учебник/ Губин, В.Д..- М.: Проспект, 2010.- 336 c.
2. Зекрист, Р. И.. Философия [Текст]: Учебно-методический комплекс для студентов./ Р.И.Зекрист. – Костанай: Костанайский филиал ГОУ ВПО «ЧелГУ», 2011. - с. 288
3. Канке, А.В. Философия. Учебник для студ. высш. учеб. зав. [Текст]: учебник/ А.В. Канке. М.: Омега Л, 2010.- 343 c.
4. Философия науки. Учебное пособие для магистрантов/ С.А. Лебедев. – М.: ИД Юрайт, 2011.
5. Философия [Текст]: учебник/под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина.- 6-е изд., перераб.и доп.- М.: Проспект, 2009.- 672 c.
6. Философия: Учебник для бакалавров/ В.Н.Лавриненко и др.. – 5-е изд., перераб. и доп. – (Бакалавр), (Гриф). – М.: ИД Юрайт, 2012.
7. Философская антропология: Учебное пособие/ П.С. Гуревич. – 2-е изд, стереотип.,9Гриф). – Омега Л, 2012.
8. Шатилов, С.Ф. Проблема человеческой субъективности в философии [Текст]: учебное пособие/ С.Ф. Шатилов. - Костанай: КФ ГОУВПО "ЧелГУ", 2009.- 195 c.
  1. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст]: учебник/ Лавриненко, В.Н., Иконникова, Г.И., Ратникова, В.П., Юдин, В.В.; под ред. В.Н. Лавриненко.- 5-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561 c.
 
  1. Налетов И.З. Философия [Текст]: учебник: / И.З. Налетов.- М.: Инфра - М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование).
 
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...