Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия эпохи Просвещения.




1. Как относились философы-просветители к религии?

2. Каковы общественно-политические идеалы Просвещения?

3.Учение Ж-Ж. Руссо о противоречии цивилизации и преимуществах «естественной» жизни людей.

4. Идеи гражданского общества и общественного договора Т. Гоббса, Дж. Локка.

5. Сравните понятия «просвещение» и «просвещенчество», приведите примеры ложных направлений и ложного понимания идей Просвещения того времени и современных.

Упражнения и задачи:

1. Как называется течение философской мысли, утверждающее отождествление мира и Бога? Относится ли к нему высказывание Н. Кузанского: «В действительности, - так как Бог есть все, он - также и ничто»? Не рисковал ли он жизнью, утверждая это?

2. Какие произведения великих художников Ренессанса Вам наиболее близки? За что Вы их цените?

3. Прокомментируйте отражение гуманизма в искусстве эпохи Возрождения, выраженное, в частности, фразой Э. Кристеллера:

· «Гуманизм Возрождения не был философской системой, это была скорее культурная и педагогическая программа, которая разрабатывала важный, но ограниченный сектор знания. Этот сектор знания был в основном литературой. То есть возрожденческий гуманист - это литератор».

4. Прокомментируйте отражение гуманизма в политике эпохи Возрождения, в частности, фразой Э. Гарэна:

· «Гуманисты не захотели жертвовать собственным образом мысли ради построения грандиозных философских систем, а предлагали другой тип философствования – умонастроений несистематических, открытых, проблематичных и прагматических. Одной из характеристик этого нового способа философствования является чувство истории. Сущность гуманизма не в том, что он обратился к прошлому, а в способе, которым оно познается. «Варварское» /средневековое/ отношение состоит не в том, что игнорируется классическое наследие, но в том, что истина понимается вне исторической ситуации. В гуманизме не различается открытие Древнего мира и открытие человека, потому что это все одно; обнаружить древний мир как таковой - значит соразмерить себя с ним, и отделить, и установить отношение с ним. Определить время и память, и направление человеческого созидания, и земные дела и ответственность. Совсем не случайно великие гуманисты были по большей части людьми государственными, активными»».

5. Из нижеприведенных отметьте характерные черты западного Ренессанса:.

· практический и теоретический индивидуализм;

· движение цивилизации против дикости /средневековья/;

· время безбожия и язычества;

· культ светской жизни с подчеркнутой чувственностью;

· светский дух религии с тенденцией к язычеству;

· движение культуры против бескультурья и варварства;

· освобождение от власти авторитетов;

· особенное внимание к истории;

· чрезвычайный вкус к искусствам;

· обновление духовной жизни.

6. Из нижеприведенных отметьте характерные черты восточного Ренессанса:

· стремление к Богу через стремление к природе и мысли;

· концепции двойственности пути познания: вера и разум;

· наследование идей античности;

· научно-философская картина мироздания, близкая к современной;

· человек - центр и источник мироздания;

· разрушение элитарной культуры, ее демократизация.

7. Приведите примеры свободомыслия и вольнодумства О. Хайяма (рубаи).

8. Обдумайте и сравните высказывания философов: Цицерон: «Vivere est cogitare /Жить, значит мыслить/ и Р.Декарт «Cogito ergo sum» /Мыслю, следовательно, существую/, Овидий «Dum spiro, spero»/Пока дышу, надеюсь/, Биант, «Omnia mia mecum norto» /Все мое ношу с собой/.

9. Как известно, Ф. Бэкон и Р. Декарт занимались разработкой нового научного метода. Один из них в качестве такового предлагал дедукцию, а другой индукцию. В нижеприведенные отрывки из произведений философов вместо пропусков вставьте пропущенное название метода и определите, которому из мыслителей принадлежит данный отрывок: «...мы считаем той формой доказательства, которая считается с данными чувств и настигает природу и устремляется к практике, почти смешиваясь с нею». «Мы приходим к познанию вещей двумя путями, а именно посредством опыта или... Вдобавок следует заметить, что опытные данные о вещах часто бывают обманчивыми,... же, или чистый вывод одного из другого, хотя и может быть оставлена без внимания, если она неочевидна, но никогда не может быть неверно произведена разумом, даже крайне малорассудительным».

10. Подтвердите тезис аль-Фараби «Конечная цель философии – счастье» содержанием его работы «Трактат о жителях добродетельного града».

Тестовые задания:

1. Одной из основных проблем схоластики была проблема универсалий. В рамках этого спора выделялись номиналисты и реалисты. Номиналисты – это: …………………….. Реалисты – это: ………………………

а. Те, кто утверждал что, первичны уникалии, универсалии существуют в уме человека как обобщение;

б. Те, кто предполагал помимо правдивости деталей правдивость воспроизведения типичных характеров в типичных обстоятельствах;

в. Те, кто считал, что первичны универсалии, как идеи в уме Бога они предшествуют существованию единичного;

г. Те, кто признавал первичность реалий, толкуемую как бытие идеальных объектов;

д.Те, кто признавал существование объективной реальности и возможность ее истинного познания в ходе исторической эволюции научных теорий.

2. Каковы особенности схоластики средневекового Арабского Востока (мутазилиты, мутакаллимы и др.)

а.Заимствование эллинской диалектики с целью логического доказательства бытия Бога;

б. Философско-идеалистические обоснования креативности бытия;

в. Бог не присутствует в развитии мира и не является его причиной;

г. Триединство бытия: созидание, сохранение, разрушение (Брахма, Вишну, Шива);

д. Мир как проявление 99 имен - сущностей Аллаха.

3. В философии Нового времени в рамках теории познания проходил спор между рационалистами и эмпириками. Эмпирики утверждали, что в процессе познания мы должны опираться на опыт. Рационалисты же считали, что:

а. Основанием истинного должен выступать разум, интеллектуальная интуиция;

б.Для достижения целей наша деятельность должна соответствовать разумным рассудочным правилам;

в. Научная деятельность должна соотносится с образцами, стандартами, логическими и методологическими нормами данной науки;

г. Источником истинного знания являются врожденные идеи;

д.Основанием истинного должна выступать вера в разум.

4. Пико делла Мирандола был известным гуманистом эпохи Возрождения. Ему принадлежит «Речь о достоинстве человека», которая была и остается одной из самых известных деклараций гуманизма. Доктрина этого грандиозного «манифеста» представлена в форме мудрости, обретенной на Востоке, и, в частности, как поучения Асклепия, приписываемые Гермесу Трисмегисту: «Великое чудо - человек». В чем, по мнению философа, главная особенность человека, его чудесность?

а. В разумности;

б. В способности жить социальной жизнью;

в. В способности творчески трудиться;

г. В свободе самоопределения;

д. В способности к добродетели;

е. В способности ходить путями Господа.

Какое из высказанных мнений о сущности человека разделяете лично Вы? Обоснуйте.

5. Эпоху Возрождения характеризуют как эпоху Гуманизма, Ренессанса и Реформации. Все эти термины связаны с обновлением человеческого духа через литературу, искусство, религиозную жизнь. Понятие реформации характеризует Северное Возрождение, наиболее известными реформаторами стали Мартин Лютер (Германия), Ульрих Цвингли (Швейцария) и Жан Кальвин (Швейцария). Из приведенных ниже тезисов выберите общие для всех троих проповедников:

а. Учение о радикальном оправдании человека верой (а не верой и добрыми деяниями);

б. Учение о непогрешимости Писания, как единственного источника истины (ни разум, ни комментарии пап и священников не нужны);

в. Доктрина универсального богослужения и свободы самостоятельного толкования Писания;

г. Судьба человека предопределена. Одним Бог предписывает жизнь вечную, другим - вечное проклятие;

д. Знак богоизбранности состоит в наличии веры. Сообщество неверующих утверждается в качестве политического сообщества;

е. Идея провидения, по которой Бог посредством своего сокровенного решения управляет полностью всем существующим;

ж. Знак предопределения в успехе, богатстве и процветании;

з. Церковь должна быть попечительницей душ;

и. Должны быть отменены все христианские таинства;

к. Клир должен быть образцом для подражания верующим в поведении и манерах.

6. Ф. Бэкону принадлежит учение об идолах и ложных понятиях, от которых должен освободиться человеческий ум для достижения истины. Он выделяет четыре вида идолов: рода, пещеры, площади, театра. Проставьте соответствия: (например, а - 4):

а. Рода; б. Пещеры; в. Площади; г. Театра.

1. исходят от отдельного человека. Каждый смотрит на мир из своего мирка;

2. выкормлены самой человеческой природой. Человеческий ум - что кривое зеркало, он деформирует и искажает собственную природу вещей;

3. проникают в человеческую душу с помощью разных философских доктрин, утвердившихся в силу традиций, слепой беспечной веры в авторитеты;

4. зависят от человеческих контактов, связанных с торговлей и обществом, проникают в разум с помощью слов, языка;

5. весь мир - театр, а люди в нем - актеры.

Темы докладов и рефератов:

1. Сходства и различия в понимании человека в философии средневековья, Возрождения и Просвещения.

2. Проблема соотношения веры и разума в философии средневековья Востока и Запада.

3. Индуктивный метод Ф.Бэкона и дедуктивный метод Р.Декарта, их влияние на современную научную методологию.

4. Философские и социально-политические взгляды Т.Гоббса, Дж.Локка.

5. Теория общественного договора и общественно-правовой идеал французского Просвещения (Руссо и Вольтер).

6. Проблема универсалий и спор реалистов и номиналистов.

7. Философия неоплатоников и христианство.

8. Учение Аверроэса и его последователи.

9. Учение Авиценны о двойственности пути достижения истины.

10. Арабский Ренессанс как один из истоков Европейского Ренессанса.

11. Какое влияние оказал труд Н.Коперника «Об обращении небесных светил» на развитие философии и науки?

12. Пантеизм Дж.Бруно.

13. Характеристика эмпиризма и рационализма, их значение в развитии философии и науки.

14. Т.Мор и Т.Кампанелла как представители утопического социализма.

15. Французские материалисты Гольбах, Гельвеций, Ламберт, Д.Дидро о мире, человеке и познании.

16. Философские взгляды и просветительская деятельность Д.Дидро.

17. Характерные черты и причины упадка восточной философской мысли в период с 15 по 18 в.

Список литературы

Основная:

1. Спиркин А.Г. Философия [Текст]: учебник: / А.Г. Спиркин.- 3-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2012.- 828 c.- (Бакалавр. Базовый курс).

2. Алексеев П. В. История философии [Текст]: учебник/ П. В. Алексеев.- М.: Проспект, 2009.- 240 c.

3. Налетов И.З. Философия [Текст]: учебник: / И.З. Налетов.- М.: Инфра - М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование).

4. Губин, В.Д. Философия [Текст]: учебник/ Губин, В.Д..- М.: Проспект, 2010.- 336 c.

5. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст]: учебник/ Лавриненко, В.Н., Иконникова, Г.И., Ратникова, В.П., Юдин, В.В.; под ред. В.Н. Лавриненко.- 5-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561 c.

 

Дополнительная:

  1. Губин, В.Д. Философия [Текст]: учебник/ Губин, В.Д..- М.: Проспект, 2010.- 336 c.
2. Зекрист, Р. И.. Философия [Текст]: Учебно-методический комплекс для студентов./ Р.И.Зекрист. – Костанай: Костанайский филиал ГОУ ВПО «ЧелГУ», 2011. - с. 288
3. Канке, А.В. Философия. Учебник для студ. высш. учеб. зав. [Текст]: учебник/ А.В. Канке. М.: Омега Л, 2010.- 343 c.
4. Философия науки. Учебное пособие для магистрантов/ С.А. Лебедев. – М.: ИД Юрайт, 2011.
5. Философия [Текст]: учебник/под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина.- 6-е изд., перераб.и доп.- М.: Проспект, 2009.- 672 c.
6. Философия: Учебник для бакалавров/ В.Н.Лавриненко и др.. – 5-е изд., перераб. и доп. – (Бакалавр), (Гриф). – М.: ИД Юрайт, 2012.
7. Философская антропология: Учебное пособие/ П.С. Гуревич. – 2-е изд, стереотип.,9Гриф). – Омега Л, 2012.
8. Шатилов, С.Ф. Проблема человеческой субъективности в философии [Текст]: учебное пособие/ С.Ф. Шатилов. - Костанай: КФ ГОУВПО "ЧелГУ", 2009.- 195 c.
  1. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст]: учебник/ Лавриненко, В.Н., Иконникова, Г.И., Ратникова, В.П., Юдин, В.В.; под ред. В.Н. Лавриненко.- 5-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561 c.
 
  1. Налетов И.З. Философия [Текст]: учебник: / И.З. Налетов.- М.: Инфра - М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование).
 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...