Философия эпохи Просвещения.
1. Как относились философы-просветители к религии? 2. Каковы общественно-политические идеалы Просвещения? 3.Учение Ж-Ж. Руссо о противоречии цивилизации и преимуществах «естественной» жизни людей. 4. Идеи гражданского общества и общественного договора Т. Гоббса, Дж. Локка. 5. Сравните понятия «просвещение» и «просвещенчество», приведите примеры ложных направлений и ложного понимания идей Просвещения того времени и современных. Упражнения и задачи: 1. Как называется течение философской мысли, утверждающее отождествление мира и Бога? Относится ли к нему высказывание Н. Кузанского: «В действительности, - так как Бог есть все, он - также и ничто»? Не рисковал ли он жизнью, утверждая это? 2. Какие произведения великих художников Ренессанса Вам наиболее близки? За что Вы их цените? 3. Прокомментируйте отражение гуманизма в искусстве эпохи Возрождения, выраженное, в частности, фразой Э. Кристеллера: · «Гуманизм Возрождения не был философской системой, это была скорее культурная и педагогическая программа, которая разрабатывала важный, но ограниченный сектор знания. Этот сектор знания был в основном литературой. То есть возрожденческий гуманист - это литератор». 4. Прокомментируйте отражение гуманизма в политике эпохи Возрождения, в частности, фразой Э. Гарэна: · «Гуманисты не захотели жертвовать собственным образом мысли ради построения грандиозных философских систем, а предлагали другой тип философствования – умонастроений несистематических, открытых, проблематичных и прагматических. Одной из характеристик этого нового способа философствования является чувство истории. Сущность гуманизма не в том, что он обратился к прошлому, а в способе, которым оно познается. «Варварское» /средневековое/ отношение состоит не в том, что игнорируется классическое наследие, но в том, что истина понимается вне исторической ситуации. В гуманизме не различается открытие Древнего мира и открытие человека, потому что это все одно; обнаружить древний мир как таковой - значит соразмерить себя с ним, и отделить, и установить отношение с ним. Определить время и память, и направление человеческого созидания, и земные дела и ответственность. Совсем не случайно великие гуманисты были по большей части людьми государственными, активными»».
5. Из нижеприведенных отметьте характерные черты западного Ренессанса:. · практический и теоретический индивидуализм; · движение цивилизации против дикости /средневековья/; · время безбожия и язычества; · культ светской жизни с подчеркнутой чувственностью; · светский дух религии с тенденцией к язычеству; · движение культуры против бескультурья и варварства; · освобождение от власти авторитетов; · особенное внимание к истории; · чрезвычайный вкус к искусствам; · обновление духовной жизни. 6. Из нижеприведенных отметьте характерные черты восточного Ренессанса: · стремление к Богу через стремление к природе и мысли; · концепции двойственности пути познания: вера и разум; · наследование идей античности; · научно-философская картина мироздания, близкая к современной; · человек - центр и источник мироздания; · разрушение элитарной культуры, ее демократизация. 7. Приведите примеры свободомыслия и вольнодумства О. Хайяма (рубаи). 8. Обдумайте и сравните высказывания философов: Цицерон: «Vivere est cogitare /Жить, значит мыслить/ и Р.Декарт «Cogito ergo sum» /Мыслю, следовательно, существую/, Овидий «Dum spiro, spero»/Пока дышу, надеюсь/, Биант, «Omnia mia mecum norto» /Все мое ношу с собой/. 9. Как известно, Ф. Бэкон и Р. Декарт занимались разработкой нового научного метода. Один из них в качестве такового предлагал дедукцию, а другой индукцию. В нижеприведенные отрывки из произведений философов вместо пропусков вставьте пропущенное название метода и определите, которому из мыслителей принадлежит данный отрывок: «...мы считаем той формой доказательства, которая считается с данными чувств и настигает природу и устремляется к практике, почти смешиваясь с нею». «Мы приходим к познанию вещей двумя путями, а именно посредством опыта или... Вдобавок следует заметить, что опытные данные о вещах часто бывают обманчивыми,... же, или чистый вывод одного из другого, хотя и может быть оставлена без внимания, если она неочевидна, но никогда не может быть неверно произведена разумом, даже крайне малорассудительным».
10. Подтвердите тезис аль-Фараби «Конечная цель философии – счастье» содержанием его работы «Трактат о жителях добродетельного града». Тестовые задания: 1. Одной из основных проблем схоластики была проблема универсалий. В рамках этого спора выделялись номиналисты и реалисты. Номиналисты – это: …………………….. Реалисты – это: ……………………… а. Те, кто утверждал что, первичны уникалии, универсалии существуют в уме человека как обобщение; б. Те, кто предполагал помимо правдивости деталей правдивость воспроизведения типичных характеров в типичных обстоятельствах; в. Те, кто считал, что первичны универсалии, как идеи в уме Бога они предшествуют существованию единичного; г. Те, кто признавал первичность реалий, толкуемую как бытие идеальных объектов; д.Те, кто признавал существование объективной реальности и возможность ее истинного познания в ходе исторической эволюции научных теорий. 2. Каковы особенности схоластики средневекового Арабского Востока (мутазилиты, мутакаллимы и др.) а.Заимствование эллинской диалектики с целью логического доказательства бытия Бога; б. Философско-идеалистические обоснования креативности бытия; в. Бог не присутствует в развитии мира и не является его причиной; г. Триединство бытия: созидание, сохранение, разрушение (Брахма, Вишну, Шива); д. Мир как проявление 99 имен - сущностей Аллаха. 3. В философии Нового времени в рамках теории познания проходил спор между рационалистами и эмпириками. Эмпирики утверждали, что в процессе познания мы должны опираться на опыт. Рационалисты же считали, что:
а. Основанием истинного должен выступать разум, интеллектуальная интуиция; б.Для достижения целей наша деятельность должна соответствовать разумным рассудочным правилам; в. Научная деятельность должна соотносится с образцами, стандартами, логическими и методологическими нормами данной науки; г. Источником истинного знания являются врожденные идеи; д.Основанием истинного должна выступать вера в разум. 4. Пико делла Мирандола был известным гуманистом эпохи Возрождения. Ему принадлежит «Речь о достоинстве человека», которая была и остается одной из самых известных деклараций гуманизма. Доктрина этого грандиозного «манифеста» представлена в форме мудрости, обретенной на Востоке, и, в частности, как поучения Асклепия, приписываемые Гермесу Трисмегисту: «Великое чудо - человек». В чем, по мнению философа, главная особенность человека, его чудесность? а. В разумности; б. В способности жить социальной жизнью; в. В способности творчески трудиться; г. В свободе самоопределения; д. В способности к добродетели; е. В способности ходить путями Господа. Какое из высказанных мнений о сущности человека разделяете лично Вы? Обоснуйте. 5. Эпоху Возрождения характеризуют как эпоху Гуманизма, Ренессанса и Реформации. Все эти термины связаны с обновлением человеческого духа через литературу, искусство, религиозную жизнь. Понятие реформации характеризует Северное Возрождение, наиболее известными реформаторами стали Мартин Лютер (Германия), Ульрих Цвингли (Швейцария) и Жан Кальвин (Швейцария). Из приведенных ниже тезисов выберите общие для всех троих проповедников: а. Учение о радикальном оправдании человека верой (а не верой и добрыми деяниями); б. Учение о непогрешимости Писания, как единственного источника истины (ни разум, ни комментарии пап и священников не нужны); в. Доктрина универсального богослужения и свободы самостоятельного толкования Писания;
г. Судьба человека предопределена. Одним Бог предписывает жизнь вечную, другим - вечное проклятие; д. Знак богоизбранности состоит в наличии веры. Сообщество неверующих утверждается в качестве политического сообщества; е. Идея провидения, по которой Бог посредством своего сокровенного решения управляет полностью всем существующим; ж. Знак предопределения в успехе, богатстве и процветании; з. Церковь должна быть попечительницей душ; и. Должны быть отменены все христианские таинства; к. Клир должен быть образцом для подражания верующим в поведении и манерах. 6. Ф. Бэкону принадлежит учение об идолах и ложных понятиях, от которых должен освободиться человеческий ум для достижения истины. Он выделяет четыре вида идолов: рода, пещеры, площади, театра. Проставьте соответствия: (например, а - 4): а. Рода; б. Пещеры; в. Площади; г. Театра. 1. исходят от отдельного человека. Каждый смотрит на мир из своего мирка; 2. выкормлены самой человеческой природой. Человеческий ум - что кривое зеркало, он деформирует и искажает собственную природу вещей; 3. проникают в человеческую душу с помощью разных философских доктрин, утвердившихся в силу традиций, слепой беспечной веры в авторитеты; 4. зависят от человеческих контактов, связанных с торговлей и обществом, проникают в разум с помощью слов, языка; 5. весь мир - театр, а люди в нем - актеры. Темы докладов и рефератов: 1. Сходства и различия в понимании человека в философии средневековья, Возрождения и Просвещения. 2. Проблема соотношения веры и разума в философии средневековья Востока и Запада. 3. Индуктивный метод Ф.Бэкона и дедуктивный метод Р.Декарта, их влияние на современную научную методологию. 4. Философские и социально-политические взгляды Т.Гоббса, Дж.Локка. 5. Теория общественного договора и общественно-правовой идеал французского Просвещения (Руссо и Вольтер). 6. Проблема универсалий и спор реалистов и номиналистов. 7. Философия неоплатоников и христианство. 8. Учение Аверроэса и его последователи. 9. Учение Авиценны о двойственности пути достижения истины. 10. Арабский Ренессанс как один из истоков Европейского Ренессанса. 11. Какое влияние оказал труд Н.Коперника «Об обращении небесных светил» на развитие философии и науки? 12. Пантеизм Дж.Бруно. 13. Характеристика эмпиризма и рационализма, их значение в развитии философии и науки. 14. Т.Мор и Т.Кампанелла как представители утопического социализма. 15. Французские материалисты Гольбах, Гельвеций, Ламберт, Д.Дидро о мире, человеке и познании. 16. Философские взгляды и просветительская деятельность Д.Дидро.
17. Характерные черты и причины упадка восточной философской мысли в период с 15 по 18 в. Список литературы Основная: 1. Спиркин А.Г. Философия [Текст]: учебник: / А.Г. Спиркин.- 3-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2012.- 828 c.- (Бакалавр. Базовый курс). 2. Алексеев П. В. История философии [Текст]: учебник/ П. В. Алексеев.- М.: Проспект, 2009.- 240 c. 3. Налетов И.З. Философия [Текст]: учебник: / И.З. Налетов.- М.: Инфра - М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование). 4. Губин, В.Д. Философия [Текст]: учебник/ Губин, В.Д..- М.: Проспект, 2010.- 336 c. 5. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст]: учебник/ Лавриненко, В.Н., Иконникова, Г.И., Ратникова, В.П., Юдин, В.В.; под ред. В.Н. Лавриненко.- 5-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561 c.
Дополнительная:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|