Тема № 6. Казахская философия.
Вопросы для самоподготовки: 1. Как менталитет и образ жизни номадов повлиял на их мировоззрение и становление философии? 2. Какова роль казахской философии в развитии арабо-среднеазиатской мысли? 4. Каковы исторические и культурные предпосылки возникновения казахского просвещения? 5. Что считал Абай основным источником нравственного несовершенства человека в современном ему обществе? 6. Какова роль Ахмеда Байтурсынова в развитии демократии и становлении национального самосознания казахского общества 20 века? 7. В чем заключается культурологическое значение просветительских концепций деятелей казахской культуры 19 – 20 вв.? 8. В чем выразился вклад средневековой арабо-мусульманской культуры в мировую? 9. Каков вклад Ходжи Ахмеда Яссави, Махмуда Кашгари, Юсуфа Баласагуни в развитие культуры и философии? 10. В чем состоит роль Ч. Валиханова в процессе приобщения казахского народа к достижениям русской и мировой культуры? 11. В чем состоят особенности зарождения и развития общеказахской национальной идеи от Асана Кайгы через просветителей 19 – 20 в.в. к современным концепциям Н. А. Назарбаева? 12. В чем проявляется своеобразие казахской цивилизации в сравнении с другими? 13. Какой пласт культуры содержит общенаучные, общефилософские концепции Востока, в том числе и казахского народа? 14. Как природные условия бытия номадов отразились на мироощущении и социальном устройстве? 15. Какие Вы знаете истоки, архетипы мифов казахского народа? 16. Мировоззренческие и космогонические архетипы культуры казахского народа: их генезис и эволюция. 17. Чем определялись генезис и развитие логико-диалектических элементов в мировоззрении казахского народа?
18. Чем определялись генезис и развитие категорий пространства и времени в мировоззрении казахов? 19. Юрта как отражение и модель мироздания, Вселенной и социальных отношений. Что Вы знаете об этом? 20. Зарождение, развитие и диалектическое единство внутренней и внешней меры в структуре мировоззрения протоказахов. Мера как масштаб и мера как грань количественно-качественных переходов. Расскажите об этом. 21. Противоречивость развития казахского общества, ее отражение в противоречивости мировоззренческих концепций. Каковы пути и возможности разрешения этих противоречий в будущем? 22. Что в условиях глобализации необходимо использовать из «паттернов» (образов) казахской культуры для сохранения самобытности? Упражнения и задачи: 1. Как лично Вы оцениваете итоги развития и перспективы дальнейшего роста казахской культуры и философии в XXI в? Каковы будут источники и движущие силы этого развития? 2.Укажите основные концепции и направления развития общеказахстанской национальной идеи, выраженные в работе Н. А. Назарбаева «В потоке истории». Что объединяет эту идею с «архетипом» К. Юнга и в чем их различие? 3. Укажите истоки нравственного самосозерцания этнических норм казахского народа. Тестовые задания: 1. Крупнейший архитектурный памятник на территории современного Казахстана возведен Тимуром в XIV в. в честь какого мыслителя? a. Баба-Ата; б. Ак-Тобе; в. Яссави; г. Коркут-Ата; д. Айша-Баби. 2. Тотемное животное древних тюрков a. Медведь; б. Олень; в. Волк; г. Архар; д. Барс. 3. Восточный перипатетизм - что это? a. Кунг-фу; б. даосизм; в. ислам; г. аристотелизм; д. Будда Майтрея. 4. Кто из арабских мыслителей развивал теорию Платона о добродетельном государстве? a. Аль-Фаред; б. Аль-Фараби; в. Ибн-Сина; г. Яссави; д. Омар Хайям. 5. Какое мировоззрение преобладало в культуре средневекового Воина?
a. Философское; б. Религиозное; в. Атеистическое; г. Научное; д. Мифологическое. 6. Какая из приведенных пословиц выражает идею «золотого правила нравственности»: а. Хороший (жаксы) поспевает к делу, дурной (жаман) к еде; б. Бьющему камнем (таспен), ответь угощением (аспен); в. С палкой добудешь жеребенка, с жеребенком добудешь коня, а с конем добудешь счастья; г. Герой (ер) умирает за свою честь, а заяц (коян) - от страха, испугавшись шелеста камыша; 7. Укажите «первого казахского философа» (по Ч.Валиханову), проповедовавшего идею «земли благоденствия» (жеруюк): a. Асан Кайгы (XV в); б. Казтуган жырау (XV в); в. Шалкилиз (1465 - 1560); г. Бухар жырау (1668 - 1781); д. Шал акын (1748 - 1819). 8. Кто из крупнейших мыслителей казахского народа требовал соответствия государственного устройства национальному характеру? a. Аблайхан; б. Актам берды; в. Ч. Валиханов; г. А. Кунанбаев; д. Х. Ниязи. 9. Укажите какого мировоззрения придерживался Абай Кунанбаев, считая, что человек - хозяин и создатель своей судьбы? a. Монизм; б. Материализм; в. Дуализм; г. Пантеизм; 1. д. Деизм. Список литературы Основная: 1. Спиркин А.Г. Философия [Текст]: учебник: / А.Г. Спиркин.- 3-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2012.- 828 c.- (Бакалавр. Базовый курс). 2. Алексеев П. В. История философии [Текст]: учебник/ П. В. Алексеев.- М.: Проспект, 2009.- 240 c. 3. Налетов И.З. Философия [Текст]: учебник: / И.З. Налетов.- М.: Инфра - М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование). 4. Губин, В.Д. Философия [Текст]: учебник/ Губин, В.Д..- М.: Проспект, 2010.- 336 c. 5. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст]: учебник/ Лавриненко, В.Н., Иконникова, Г.И., Ратникова, В.П., Юдин, В.В.; под ред. В.Н. Лавриненко.- 5-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561 c.
Дополнительная:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|