Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № 6. Казахская философия.




Вопросы для самоподготовки:

1. Как менталитет и образ жизни номадов повлиял на их мировоззрение и становление философии?

2. Какова роль казахской философии в развитии арабо-среднеазиатской мысли?

4. Каковы исторические и культурные предпосылки возникновения казахского просвещения?

5. Что считал Абай основным источником нравственного несовершенства человека в современном ему обществе?

6. Какова роль Ахмеда Байтурсынова в развитии демократии и становлении национального самосознания казахского общества 20 века?

7. В чем заключается культурологическое значение просветительских концепций деятелей казахской культуры 19 – 20 вв.?

8. В чем выразился вклад средневековой арабо-мусульманской культуры в мировую?

9. Каков вклад Ходжи Ахмеда Яссави, Махмуда Кашгари, Юсуфа Баласагуни в развитие культуры и философии?

10. В чем состоит роль Ч. Валиханова в процессе приобщения казахского народа к достижениям русской и мировой культуры?

11. В чем состоят особенности зарождения и развития общеказахской национальной идеи от Асана Кайгы через просветителей 19 – 20 в.в. к современным концепциям Н. А. Назарбаева?

12. В чем проявляется своеобразие казахской цивилизации в сравнении с другими?

13. Какой пласт культуры содержит общенаучные, общефилософские концепции Востока, в том числе и казахского народа?

14. Как природные условия бытия номадов отразились на мироощущении и социальном устройстве?

15. Какие Вы знаете истоки, архетипы мифов казахского народа?

16. Мировоззренческие и космогонические архетипы культуры казахского народа: их генезис и эволюция.

17. Чем определялись генезис и развитие логико-диалектических элементов в мировоззрении казахского народа?

18. Чем определялись генезис и развитие категорий пространства и времени в мировоззрении казахов?

19. Юрта как отражение и модель мироздания, Вселенной и социальных отношений. Что Вы знаете об этом?

20. Зарождение, развитие и диалектическое единство внутренней и внешней меры в структуре мировоззрения протоказахов. Мера как масштаб и мера как грань количественно-качественных переходов. Расскажите об этом.

21. Противоречивость развития казахского общества, ее отражение в противоречивости мировоззренческих концепций. Каковы пути и возможности разрешения этих противоречий в будущем?

22. Что в условиях глобализации необходимо использовать из «паттернов» (образов) казахской культуры для сохранения самобытности?

Упражнения и задачи:

1. Как лично Вы оцениваете итоги развития и перспективы дальнейшего роста казахской культуры и философии в XXI в? Каковы будут источники и движущие силы этого развития?

2.Укажите основные концепции и направления развития общеказахстанской национальной идеи, выраженные в работе Н. А. Назарбаева «В потоке истории». Что объединяет эту идею с «архетипом» К. Юнга и в чем их различие?

3. Укажите истоки нравственного самосозерцания этнических норм казахского народа.

Тестовые задания:

1. Крупнейший архитектурный памятник на территории современного Казахстана возведен Тимуром в XIV в. в честь какого мыслителя?

a. Баба-Ата;

б. Ак-Тобе;

в. Яссави;

г. Коркут-Ата;

д. Айша-Баби.

2. Тотемное животное древних тюрков

a. Медведь;

б. Олень;

в. Волк;

г. Архар;

д. Барс.

3. Восточный перипатетизм - что это?

a. Кунг-фу;

б. даосизм;

в. ислам;

г. аристотелизм;

д. Будда Майтрея.

4. Кто из арабских мыслителей развивал теорию Платона о добродетельном государстве?

a. Аль-Фаред;

б. Аль-Фараби;

в. Ибн-Сина;

г. Яссави;

д. Омар Хайям.

5. Какое мировоззрение преобладало в культуре средневекового Воина?

a. Философское;

б. Религиозное;

в. Атеистическое;

г. Научное;

д. Мифологическое.

6. Какая из приведенных пословиц выражает идею «золотого правила нравственности»:

а. Хороший (жаксы) поспевает к делу, дурной (жаман) к еде;

б. Бьющему камнем (таспен), ответь угощением (аспен);

в. С палкой добудешь жеребенка, с жеребенком добудешь коня, а с конем добудешь счастья;

г. Герой (ер) умирает за свою честь, а заяц (коян) - от страха, испугавшись шелеста камыша;

7. Укажите «первого казахского философа» (по Ч.Валиханову), проповедовавшего идею «земли благоденствия» (жеруюк):

a. Асан Кайгы (XV в);

б. Казтуган жырау (XV в);

в. Шалкилиз (1465 - 1560);

г. Бухар жырау (1668 - 1781);

д. Шал акын (1748 - 1819).

8. Кто из крупнейших мыслителей казахского народа требовал соответствия государственного устройства национальному характеру?

a. Аблайхан;

б. Актам берды;

в. Ч. Валиханов;

г. А. Кунанбаев;

д. Х. Ниязи.

9. Укажите какого мировоззрения придерживался Абай Кунанбаев, считая, что человек - хозяин и создатель своей судьбы?

a. Монизм;

б. Материализм;

в. Дуализм;

г. Пантеизм;

1. д. Деизм.

Список литературы

Основная:

1. Спиркин А.Г. Философия [Текст]: учебник: / А.Г. Спиркин.- 3-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2012.- 828 c.- (Бакалавр. Базовый курс).

2. Алексеев П. В. История философии [Текст]: учебник/ П. В. Алексеев.- М.: Проспект, 2009.- 240 c.

3. Налетов И.З. Философия [Текст]: учебник: / И.З. Налетов.- М.: Инфра - М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование).

4. Губин, В.Д. Философия [Текст]: учебник/ Губин, В.Д..- М.: Проспект, 2010.- 336 c.

5. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст]: учебник/ Лавриненко, В.Н., Иконникова, Г.И., Ратникова, В.П., Юдин, В.В.; под ред. В.Н. Лавриненко.- 5-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561 c.

 

Дополнительная:

  1. Губин, В.Д. Философия [Текст]: учебник/ Губин, В.Д..- М.: Проспект, 2010.- 336 c.
2. Зекрист, Р. И.. Философия [Текст]: Учебно-методический комплекс для студентов./ Р.И.Зекрист. – Костанай: Костанайский филиал ГОУ ВПО «ЧелГУ», 2011. - с. 288
3. Канке, А.В. Философия. Учебник для студ. высш. учеб. зав. [Текст]: учебник/ А.В. Канке. М.: Омега Л, 2010.- 343 c.
4. Философия науки. Учебное пособие для магистрантов/ С.А. Лебедев. – М.: ИД Юрайт, 2011.
5. Философия [Текст]: учебник/под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина.- 6-е изд., перераб.и доп.- М.: Проспект, 2009.- 672 c.
6. Философия: Учебник для бакалавров/ В.Н.Лавриненко и др.. – 5-е изд., перераб. и доп. – (Бакалавр), (Гриф). – М.: ИД Юрайт, 2012.
7. Философская антропология: Учебное пособие/ П.С. Гуревич. – 2-е изд, стереотип.,9Гриф). – Омега Л, 2012.
8. Шатилов, С.Ф. Проблема человеческой субъективности в философии [Текст]: учебное пособие/ С.Ф. Шатилов. - Костанай: КФ ГОУВПО "ЧелГУ", 2009.- 195 c.
  1. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст]: учебник/ Лавриненко, В.Н., Иконникова, Г.И., Ратникова, В.П., Юдин, В.В.; под ред. В.Н. Лавриненко.- 5-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561 c.
 
  1. Налетов И.З. Философия [Текст]: учебник: / И.З. Налетов.- М.: Инфра - М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование).
 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...